Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. 03.2013г доклад Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии
методическая разработка

Усынина Евгения Валерьевна

Выступление на МО. Рапространение педагогического опыта,

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ « Кабанская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

                 Доклад на тему:

 «Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии».

                             март  2013г.

Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии.

      На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, я используем метод тестирования. Этот метод в моей практике я использую первый год.
Тесты использую не только для контроля, но и для обучения. Они позволяют ученикам самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях.

        В настоящее время школа – один из основных потребителей тестов. Спектр использования тестов в школьной практике очень широк: распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и, одарённых, с другой стороны, оценка причин академической неуспеваемости и так далее. Кроме того, почти все исследования нуждаются в тестировании как в средстве сбора данных.

   Нормы тестирования теряются в древности. Ученые приводят любопытные описания существовавшей около 3000 лет назад системы приёма на гражданскую службу в Китайской империи. У греков тестирование было признанным спутником процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения физическими, умственными навыками. В Средневековье европейские университеты ввели соответствующие экзамены для присвоения учёных званий и степеней.

   В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в коррекционной школе является актуальной темой. Формирование у учащихся умения работать с тестами на уроках технологии можно и нужно начинать с 5 класса. В нашей школе так, как преподавание технологии введено с 4го класса, то уже во второй четверти дети выполняли проверочный тест. Конечно это было облегченное задание, но оно отражало те вопросы, которые изучались на уроках.

   Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

-быстрота поверки выполненной работы;

-оценка достаточно большого количества учащихся;

-возможность проверки теоретического материала;

-проверка большого объема материала малыми порциями;

 -объективность оценки результатов выполненной работы.

   Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования; по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные, личностные и межличностные.

   Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления, интеллекта человека и его отдельных процессов, таких, как восприятие, воображение, память, речь.

   По особенностям используемых задач выделяются практические, образные и вербальные (словесные) тесты. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнение объёма и содержания различных слов, выполнение различных логических операций с понятиями.

   По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые и аппаратурные. Бланковыми называют такие тесты, в которых используется тестовый материал в форме различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и тому подобных.

   По объёму оценки тесты делятся на процессуальные тесты, тесты достижений.

К группе тестов достижений относят такие тесты, по итогам которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той илииной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и другие.

   Основой следующей классификации являются цели тестов и характер деятельности испытуемых.

Виды тестов:

По целям:

• Тест достижение используется как средство оценки результатов учения.

• Диагностирующий тест.

• Обучающий тест.

•Тест прогнозирования результатов обучения по выбранной технологии обучения.

По характеру деятельности испытуемых.

Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в задании.

На уроках технологии можно ограничиться тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов следует учитывать типичные ошибки учащихся.

Например: карман – это

а) деталь; б) предмет; в) кокетка.

Тест на установление истинности (ложности) утверждения.

В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного.

Например:

а) Платье относится к плечевому изделию? (Да)

Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение).

Например:

1.  Долевые нити проходят ___________ куска ткани .

2.   Нити, идущие поперёк куска ткани, называют____________.

3.  Обработанный неосыпающийся край ткани называется ___________________.

4.  На _______________ стороне ткани рисунок более яркий, на ней меньше узелков и ворсинок.

 Тест на установление правильной последовательности действий ( проставление нужных цифр у каждой из предложенных позиций).

 Например:

   Укажите последовательность заправки верхней нитки.

______ Пружина.

______  Нитепритягиватель.

______  Игла.

______ Нитенаправитель на игловодителе.

______  Катушечный стержень.

______  Регулятор натяжения верхней нити.

______  Нитенаправитель на фронтальной доске.

______  Верхний нитенаправитель.           

Требования к тестам:

1. Валидность (или адекватность целям проверки).

При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то оно отвечает критерию валидности.

2. Определённость.

После прочтения задания учащиеся должны чётко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочитанного задания он действует и отвечает правильно, то задание считается определённым.

3. Простота.

Формулировка заданий и ответы на них должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

4. Однозначность.

Задание должно иметь единственно правильный ответ-эталон.

Например: 

  Как называется деталь, которая прижимает ткань на швейной машинке?

а) игла                                                                                                                                         б) нитепритягиватель                                                                                                                в)  лапка

5. Равнотрудность.

При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания. При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями.  

В работе учителя технологии тесты могут выполнять функцию форм контроля. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.

Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности.    Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.

   С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность

Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т. д. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.

  Основным критерием эффективности усвоения учащимися содержания учебного материала считается коэффициент  усвоения учебного материала—КУ. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в тесте к общему количеству заданий. Оценка знаний учащихся проводится по пятибалльной системе. При выполнении теста ставится  отметка:

«5»--при выполнении 80-100% всех заданий;

«4»-- при выполнении 60-80% заданий;

«3»-- при выполнении 50-60% заданий.

Применение тестовых заданий в учебном процессе позволяет определить уровень усвоения учащимися теоретического материала, выявить пробелы в их знаниях. Кроме того процедура тестирования в некотором роде содержит элементы игры и поэтому влечёт за собой гораздо меньше стрессовых факторов, что положительно сказывается на учащихся коррекционных школ. Использование тестовых заданий, представленных несколькими вариантами ответов, соответствует конкретно-операционному мышлению ученика, но и в то же время при решении этих задач он может применить своё умение логически мыслить. Следовательно, тесты не только служат для проверки  уровня усвоения изученных знаний, но и способствуют развитию.

То есть применение тестовых заданий в коррекционной школе позволяет:

  • За небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у всех учащихся;
  •  Оперативно получить результаты опроса (контролирующая функция)
  • Закрепить у учащихся полученные знания, систематизировать их, установить логическую связь между предметами и явлениями           (обучающая функция);
  • Обеспечить индивидуальное развитие ученика (развивающая функция).

При тестировании более полно раскрываются индивидуальные особенности познавательной сферы каждого ученика.



Предварительный просмотр:

Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение).

Например:

1.  Долевые нити проходят ___________ куска ткани .

2.   Нити, идущие поперёк куска ткани, называют____________.

3.  Обработанный неосыпающийся край ткани называется ___________________.

4.  На _______________ стороне ткани рисунок более яркий, на ней меньше узелков и ворсинок.



Предварительный просмотр:

   Укажите последовательность заправки верхней нитки.

______ Пружина.

______  Нитепритягиватель.

______  Игла.

______ Нитенаправитель на игловодителе.

______  Катушечный стержень.

______  Регулятор натяжения верхней нити.

______  Нитенаправитель на фронтальной доске.

______  Верхний нитенаправитель.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО для учителей естественно-математического цикла на тему: "Химический диктант как метод контроля знаний учащихся"

Одним из методических приёмов обеспечивающих успешное усвоение основ химии, является химический диктант.Цель проверочных диктантов – помочь преподавателю сократить время на проверку знаний больш...

Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии.

На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, удобен в использовании метод тестирования.Тесты на уроках технологии используются не только для контроля...

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Доклад 03.2016г. Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения...

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.03. 2018г доклад Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела.

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.03. 2018г доклад Индивидуальный и дифференцированный подход к детям с отклонением в развитии на уроках швейного дела....

Формы и методы контроля знаний учащихся на уроках математики

Систематическая проверка знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы проверки, н...