Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии методом проекта»
материал по технологии по теме
Формирование исследовательской деятельности на уроке технологии методом проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karraulov_mp.docx | 179.21 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноборская средняя школа»Шатковского района Нижегородской области
Аттестационная работа на высшую категорию
Обобщение педагогического опыта по теме:
«Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии методом проекта»
Автор разработки:
Караулов Михаил Петрович
учитель технологии первой квалификационной категории
МОУ «Красноборская СШ»
607719,Нижегородская обл., Шатковский р-н, с. Красный Бор, ул. Молодёжная, д. 3
e-mail: karaulov.mihan227@yandex.ru
с. Красный Бор, 2017
- Актуальность выбранного направления по обобщению профессионального опыта
В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения в основной школе выделено развитие личных качеств и способностей учащихся с опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно-деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
В связи с этим всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, в частности, организацию исследовательской и проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определённых целей: поднять интерес учащихся к учёбе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.
- Цели и задачи профессиональной деятельности.
Сегодня проектная и исследовательская деятельность школьников становится неотъемлемой частью образования, отдельной системой в образовании, одним из направлений его модернизации.
Поэтому целью, ведущей педагогической идеей опыта является создание условий, позволяющих формировать у учащихся познавательную активность, навыки исследовательской деятельности, самостоятельность, коммуникативную и информационную компетентность через реализацию учебных и внеучебных проектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
- способствовать мотивации к познавательной деятельности;
- создавать условия для включения ученика в процесс познания,развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи, развития сообразительности и творческой активности учащихся;
- учить учащихся поиску, отбору и анализу необходимой информации;
- способствовать повышению образовательной самооценки учащегося;
- развивать интерес учащихся к исследовательской деятельности в процессе её осуществления.
- Концептуальные основы, теоретические и методические разработки
В концепции Федеральных государственных стандартов второго поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путём освоения универсальных и предметных способов действий,ведущих идей и ключевых понятий; достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенции».
Это в полной мере реализуется в исследовательской и проектной деятельности.
Проект– слово иноязычное, происходит оно от латинскогоprojectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия, предварительный текст какого-либо документа, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
- Особенности исследовательского метода обучения.
Понятие «исследовательская деятельность».
Исследовательская деятельность, по определению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, — это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности». Она направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которых является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и личными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в ходе эксперимента, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяет специфику и сущность этой деятельности.
Под исследовательской деятельностью А.В. Леонтович понимает деятельность учащихся, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности:
- научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире;
- учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Её ценность — в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность мышления, его творческость и научную рефлексию, а также способность к исследовательскому поведению.
Таким образом, исследовательская деятельность по сути своей предполагает активную познавательную позицию, основанную на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации, действием путём «проб и ошибок», работой мыслительных процессов. Этим исследовательская деятельность отличается от проблемного обучения, находясь с ним в одной группе образовательных технологий. В рамках учебного процесса при организации исследовательской работы школьников происходит смещение акцентов с научной новизны знаний на их субъективность, а также на процесс овладения новыми видами деятельности.
Различаются следующие виды исследовательской работы:
- Монопредметное исследование, в рамках одной области знаний;
- Межпредметное исследование на стыке различных областей;
- Надпредметное, предполагающее совместные действия учителя и учащихся, направленное на исследование конкретных личностно значимых для учащихся проблем.
Можно выделить следующие методы исследования:
- наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на материальную деятельность человека;
- сравнение – установление сходства и различий предметов, явлений, процессов;
- измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством измерения;
- эксперимент – воспроизведение определённых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения;
- абстрагирование – отвлечение от несущественного, выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
- анализ – изучение каждого элемента явления как части целого;
- синтез – соединение элементов изучаемого объекта в единое целое;
- моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов;
- обобщение – нахождение в многообразии предметов нечто общее;
- прогнозирование – разработка вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем;
- анкетирование – опрос с целью уточнения данных массовой статистики.
Группа практических методов обучения по своей направленности полностью соответствуют характеру уроков технологии, так как эти уроки большей частью посвящены именно практической работе. Рассмотрим подробнее данные методы:
- Упражнение. Работа на уроках технологии требует владения определенными технологическими операциями при разметке, соединении деталей и др.
- Лабораторные работы (опыты). На уроках технологии большая часть опытов связана с выявлением свойств материалов.
- Наблюдение – один из важнейших методов, применяемых на уроках технологии. В рамках уроков трудового обучения наблюдение может осуществляться за объектами окружающего мира, живой и неживой природы, с позиции того, какие идеи дарит нам природа для воплощения их в рукотворных изделиях, за искусственным миром вещей. Важно правильно организовать наблюдение: определить цель, объекты наблюдения.
По характеру познавательной деятельности учащихся методы классифицируются на: 1. Репродуктивные методы:
а) объяснительно-иллюстративный
б) собственно репродуктивный
Основное отличие данных методов состоит в том, что учитель занимает активную позицию, показывает и объясняет, а дети воспроизводят. Репродуктивные методы рекомендуется применять только при освоении учащимися нового технологического приема и для последующего его первичного закрепления (например, сгибание и складывание, разметка по шаблону, наклеивание деталей, приемы работы ножницами, разметка с помощью чертежных инструментов и др.).
2. Творческие методы:
а) проблемное изложение;
б) частично-поисковые методы;
в) исследовательские.
При проблемном изложении учитель, излагая материал, ставит проблему и показывает ход ее решения. Например, способ крепления деталей в подвижной конструкции, когда дети не владеют информацией и сами затрудняются разрешить проблему, учитель не только показывает способ крепления, но и способ анализа образца, который позволит эту проблему решить. Частично-поисковый метод подразумевает ситуацию, при которой учителем ставится проблемная задача и решается совместно с детьми, путем постановки проблемных вопросов и поиска ответа на них. Исследовательский метод – наивысшая степень творческой активности детей. Для использования этого метода учитель должен научиться формулировать именно творческие задания, направленные не на воспроизведение изделия по образцу, а на самостоятельное творческое решение технической, конструкторской, дизайнерской задачи. Учитель предлагает цель и оговаривает условия, а ученик решает творческое задание путем активного поиска.
Принципы исследовательской деятельности:
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся для раскрытия её педагогического и развивающего потенциала, по мнению Е.В. Тягловой, должна опираться на ряд принципов:
— принцип доступности (способность ребёнка выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности);
— принцип естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследования);
— принцип экспериментальности (познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон);
— принцип осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода самого исследования и его результатов);
— принцип культуросообразности (учёт традиций миропонимания, которые существуют в данной культуре);
— принцип самодеятельности (ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работы).
Методика поэтапного проведения исследовательской работы по технологии.
Основными компонентами (или этапами) научного исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, формулировка исходных гипотез, планирование и организация эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний, внедрение полученных результатов.
Пример алгоритма исследовательской работы
Этапы работы | Цели и задачи УИР | Содержание занятий |
1.Предварительный | Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика. | Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по технологии, способности и интересы участников УИР. |
Формирование общих представлений об исследовательской работе по технологии. Знакомство с современными проблемами изучения технологии, методами исследования. | Обсуждение работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование. | |
Систематизация, расширение и углубление знаний. | Задания и задачи на систематизацию теоретических знаний о предмете. | |
Развитие творческой рефлексии. | Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор материала, ведение записной книжки или дневника исследователя. | |
2. Выбор проблемы исследования | Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования | Обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся). |
3. Изучение научной литературы | Приобретение навыков работы со справочной и научной литературой. | Составление библиографии по теме; конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ. |
4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов | Формирование исследовательских навыков (формулирование темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определения методов в зависимости от объектов исследования). | Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования. |
5. Сбор материала | Обучение сбору материала или постановке эксперимента. | Планирование и проведение эксперимента. |
6. Обработка полученного материала | Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п. | Обработка полученного материала. |
7. Формулирование выводов | Выработка умения формулировать выводы. | Систематизация и обобщение результатов работы |
8. Представление результатов работы | Овладение навыками устного публичного выступления. | Представление работы научно-практической конференции школьников. |
9. Оценка работы | Рефлексии на продукт и результат УИР | Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов |
Переходя от этапа к этапу, школьник учится: работать с первоисточниками; наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; составлять и решать задачу; формулировать гипотезу; разрабатывать и проводить эксперимент; подбирать и исследовать материал. Ученик овладевает этими умениями самостоятельно, выполняя исследовательскую работу. Результаты такой работы могут быть использованы при организации проектной деятельности на уроках технологии в школе.
Выделяют три уровня самостоятельности:
операционный, тактический, стратегический.
На операционном уровне ученик выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы.
Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их.
На стратегическом уровне ученик умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.
Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Однако это труднодостижимая цель.
Хотя результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда имеют какую-либо научную ценность, обучающее значение такой работы несомненно велико: приобретены общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовки и проведения эксперимента, опыт обработки полученных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.
Методы исследования
Эмпирический уровень служат средством сбора научных фактов о социальных и природных объектах. Изучаемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений. Главным для этого уровня является фактифицирующая деятельность. Эти задачи решаются с помощью соответствующих методов:
Моделирование - метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи моделей реальных объектов. Модель - мысленная или материально реализованная система, замещающая другую систему, с которой она находится в состоянии сходства. Модель заменяет объект исследования и имеет некоторые общие свойства с изучаемым объектом. Материальные модели выполняются из вещественных материалов. Метод моделирования позволяет получить информацию о различных свойствах изучаемых явлений на основе опытов с моделями.
Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. При экспериментальном методе необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения. Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:
1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»;
2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;
3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.
Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта — моделью.
Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и применяется мной в творческой деятельности.
К основным этапам исследовательской работы можно отнести этап сбора и анализа необходимой информации. Сегодня быстрее и проще собрать материал с помощью Интернета: поисковые системы за несколько секунд предоставят доступ к обширному материалу, иногда настолько обширному, что его просто не под силу проанализировать.
Таким образом, работу школьников без исследовательской части нельзя рассматривать как исследование. Смысл исследовательской работы школьников, прежде всего в овладении методом исследования, что равнозначно овладению универсальным способом познания.
Условия эффективной исследовательской деятельности.
Исследователи выделяют три основных условия эффективности исследовательской деятельности:
1. Добровольное желание в проведении исследования: ученик и учитель должны хотеть проводить данное исследование, если тема будет неинтересна хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследование не получится.
2. Возможность провести исследование. Прежде всего, это должен уметь сделать учитель, ведь как можно руководить исследовательской деятельностью, если не представляется вся структура работы, если не известна методика, особенности и т.д. Что касается ученика, то у него должны быть сформированы определённые компетентности, соответствующие заданной в исследовании тематике.
3. Получение удовлетворения от собственной работы (важно для обоих субъектов — учителя и ученика).
Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению.
- Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:
- Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
- Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
- Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
- Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
- Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
- Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
- Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.
- Особенности проектного метода обучения.
Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».
Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода — идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руководством С.Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.
Развитие метода проектов в школах России связано также с именами таких педагогов, как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.
Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и т. д.
После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей (например, проект "Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан"). Между тем однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.
В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С.Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она стала интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний…
В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, Е.С.Полат выделяет следующие:
- Подготовка (определение темы и целей проекта.)
- Формирование рабочей группы.
- Планирование
- определение источников информации
- определение способов сбора и анализа информации
- определение способов представления результатов
- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности
- Исследование
- сбор и уточнение информации
- решение промежуточных задач
- обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма»
- выбор оптимального варианта
- выбор основных инструментов: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты
- Формулирование результатов или выводов
- анализ информации,
- формулирование выводов
- Защита проекта
- подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов
- возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет
- Оценка результатов и процесса проектной деятельности
- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин
- классификация проектов
В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности).
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полат иМ.Ю.Бухаркиной. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
- По содержанию:
- Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета)
- Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов)
- Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)
- По методу, доминирующему в проекте:
- Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры)
- Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра)
- Информационные, практико-ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение)
- По характеру координирования проекта:
- с явной координацией
- со скрытой координацией
- По включенности проектов в учебные планы:
- текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);
- итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
- По продолжительности выполнения проекта:
- мини – проекты (несколько недель);
- средней продолжительности (несколько месяцев);
- долгосрочные (в течение года)
- По количеству участников проекта:
- коллективные
- индивидуальные
- групповые
Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности начинаю с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки обучающихся.
Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:
- спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта;
- подобрать вопросы рефлексии;
- оценить уровень сформированности общеучебных умений, являющихся основой проектных.
На основе полученных данных строится дальнейшая работа.
Проектная деятельность реализуется на основе какого-либо содержания предмета, осваиваемого учащимися. При этом в процессе работы над проектом усваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.
Работа осуществляется соответственно следующему плану:
- выбор темы – раздела учебного предмета
- определение сроков подготовки проектов
- выбор дня защиты проектов – презентаций
- создание блока информации по изучаемой теме
В процессе такой работы решаются следующие задачи:
- научить учащихся самостоятельному достижению намеченной цели;
- научить предвидеть проблемы, которые предстоит при этом решить;
- сформировать умение работать с информацией, находить источники,
из которых ее можно почерпнуть; - сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
- формировать навыки работы с конструкционными материалами, подбирать необходимый инструмент;
- развить творческое мышление;
- сформировать умения оформлять проект;
- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя при работе над проектом на разных этапах деятельности разная.
В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно. Однако, роль учителя велика на первом и последнем этапах разработки проекта. От того, как будет сформулирована и обоснована актуальность выбранной темы, зависит судьба проекта в целом.
В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся.
В целях эффективной организации оценивания проектной деятельности использую карты оценивания:
Оценивание в проекте
Перед началом проекта | В ходе работы над проектом | После завершения проекта |
|
|
|
Оценка | Процесс и цель оценки | |
Карта З-И-У. | Карты З-И-У обеспечивают ученикам возможность размышлять о том, что они уже знают, отмечать, что они хотят узнать и в заключение отмечать, что они уже узнали, и что осталось неузнанным. Они позволяют ученикам устанавливать личные связи с изучаемым материалом до начала работы. | |
Промежуточные результаты деятельности | Целесообразно в рамках проекта проводить промежуточное оценивание результата деятельности на каждом этапе проекта, навыков сотрудничества внутри групп. | |
Обратная связь от сверстников | Отзыв сверстников помогает ученику увидеть внутренние качественные характеристики своей работы. Это происходит в результате оценивания работ других участников. | |
Наблюдение за навыками мышления. | Записи наблюдений поддерживают корректировку обучения и основания для заключительного оценивания. | |
Оценивание критического мышления. | Вопросы позволяют ученикам выразить свои идеи и мысли, дают им возможность подумать об объяснениях других учеников. Используется для определения сложностей, оценивания понимания учениками изучаемого материала и для пересмотра методики обучения, в случае необходимости. | |
Ученические презентации. Оценочные листы для взаимооценки и самооценки презентаций | Учащиеся могут ориентироваться на эту таблицу при оценке умений и навыков разработки презентаций, отражающих результаты исследования. | |
Таблица оценивания проекта | Предложенные таблицы позволят провести оценивание деятельности групп в рамках проекта по балльной системе. | |
Самооценка успешности в коллективной работе. | Учащийся оценивает свою деятельность в группе, используя сформулированные критерии. Необходимо предложить учащимся оценочные листы в начале работы над проектом, чтобы каждый мог четко представить, чего от него ждут, что он может скорректировать в ходе работы. | |
Итоговое обсуждение | В ходе обсуждения каждая группа формулирует свои оценки работы над каждым этапом проекта | |
Рефлексия | Во время рефлексии происходит закрепление полученных знаний, активная перестройка представлений с включением новых понятий; формирование долговременных знаний. Учащиеся стараются выражать мысли своими словами, анализировать собственные мыслительные операции. |
Из совокупности разносторонних оценок и складывается оценка результатов проектного обучения школьников, которая позволяет эффективно организовывать проектную деятельность учащихся в дальнейшем.
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у учащегося.
Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
В любом проекте могут быть использованы разработанные рекомендации к составлению презентаций, корректному использованию информации.
Как правильно составить презентацию
- Умение хорошо презентовать свою деятельность – одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к своей работе.
- Что такое компьютерная презентация? Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата.
Некоторые правила организации материала в презентации
- Главная информация располагается в начале.
- Тезис слайда помещается в заголовок.
- Анимация — не развлечение, а метод передачи информации.
- Анимация — еще и средство привлечения и удержания внимания.
- Обязательное логическое построение информации на слайдах.
- Правило «пять» на «пять»: на одном слайде не должно располагаться более пяти фраз, и каждая из них должна состоять не более чем из пяти слов.
- Приветствуется визуальная привлекательность и эмоциональность.
- При подборе иллюстраций желательно учитывать, что они должны быть содержательными.
- Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению презентации
- Выбрать шрифты желательно, не увлекаясь их затейливостью и разнообразием.
- Новизна и практическая значимость педагогического опыта
Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не только давать ребенку определённое количество конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а смогут вооружить его такими универсальными способами действий, которые будут способствовать его развитию и самосовершенствованию в непрерывно меняющемся обществе.
Ведущее место среди таких методов, я считаю, принадлежит методу проекта. Данный метод определяю, как гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных, творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».
Главная особенность (новизна) этого подхода – преобразование процесса обучения в обучение исследовательского, творческого характера, с передачей учащемуся инициативы в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике и в моей педагогической деятельности. Но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающим умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Для активизации познавательной деятельности, интенсификации процесса обучения используются нетрадиционные формы проведения урока (урок – проект, урок – мастерская, урок – игра) с использованием межпредметных связей.
Проектный метод использую как дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств, для создания предпосылок развития целеустремлённости и самостоятельности учащегося в постижении нового, природной любознательности и творческого потенциала. Данный метод даёт возможность познакомить с новыми подходами к изучению тем, оценить и систематизировать информацию и сделать обобщение по результатам обработки.
Практика показала, что реализация проектной деятельности требует больших временных затрат для изучения материалов в области конструирования, решения творческих изобретательских задач; оснащения кабинетов компьютерным оборудованием, освоение дополнительных информационных ресурсов, поэтому её использование в урочной деятельности не позволяет в полном объёме отрабатывать проектные умения. Эта проблема решается через организацию внеурочной деятельности учащихся по технологии.
Для диагностики уровня развития у учащихся проектных умений используются разные варианты способов оценки проектов. В качестве экспертов помимо учителя выступают все участники проекта. При использовании оценивания, ориентированного на учащихся, школьники в большей степени вовлечены в процесс оценивания, что подчеркивают и педагогические исследования. У школьников развивается чувство контроля над процессом обучения, они начинают видеть в себе способных и успешных учеников.
Важным методическим аспектом практической деятельности является организация оценивания проектных работ.
Возможными критериями оценки творческого проекта могут быть:
1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению;
2. технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;
3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;
4. эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;
5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы.
При защите своего проекта учащиеся делают акцент в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.
Оценка проектных умений осуществляется осуществляется по следующим критериям:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Кроме того происходит сравнение показателей, полученных разными способами: оценка учителем и учащимися – экспертами, самооценка.
Таким образом, представляемый педагогический опыт предлагает новые уровни оценивания деятельности учащихся. Практическая значимость педагогического опыта определяется через наличие возможности воспроизведения данного опыта и его отдельных элементов на уроках любого учителя – предметника. Система подготовки вопросов и заданий для проекта, карты оценивания могут быть использованы на любом уроке или во внеурочной деятельности.
- Содержание опыта
Ведущим метапредметным результатом освоения ФГОС ООО является сформированность у выпускников основной школы «основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Трудовая деятельность – та форма проявления жизненной активности человека; которая, оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников. Такую деятельность в школе веду и я, где, судя по учебной нагрузки, она составляет большую часть. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений учащихся; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.
Жесткие рамки допустимой урочной и внеурочной нагрузки учащихся заставляют искать оптимальные способы организации занятий по формированию проектной и исследовательской деятельности учащихся. Один из способов оптимизации – включение фрагментов проектной и исследовательской деятельности в контекст предметных уроков. Другой вариант – использование таких учебных проектов, которые решали бы задачи освоения программного материала и повышения познавательной активности на традиционных занятиях.
В моей практике большое разнообразие представляют творческие проекты. Тематика их разносторонняя, но отдаю предпочтение темам моделирования и конструирования изделий из конструкционных материалов, что дает, в первую очередь, наполнить творческие проекты исследовательской работой. По характеру деятельности различают следующие проекты:
- исследовательские проекты («Полетные характеристики планера»)
- творческие проекты («Флюгер», «Монопод», «Мольберт», «Титаник», «Домик для птиц», «авто будущего» и др.)
- информационные проекты – выставки («Военная техника»)
- практико – ориентированные проекты («Я в мире профессий», «Собственное производство», «Ремонт и подготовка велосипеда к весеннее – летнему периоду»)
- социальные проекты(«Забор для детского садика», «Школа наш дом», «Игровая зона», «Кукольный домик», «Распашные ворота», «Проектирование природных зон отдыха» в проекте « Школьный двор»)
Исследовательский проект «Полетные характеристики планера» реализовывался в 6 классе, так как возростная группа соответствовала критериям конкурса: «Лети, модель!» и к этому возрасту дети знали основные физико – механические свойства древесины, а также частично овладели конструкторской и технологической документацией, что позволило производить исследование на разных этапах своей деятельности и оформлять графическую документацию.Тема проекта оказалась интересна не только учащимся этого класса, возникла возможность привлечения заинтересованных участников из других возрастных групп. Конкурс проводится в виде лично – командного первенства среди команд образовательных организаций. При определении результатов учитывается дальность полета модели без использования технических устройств при занпуске.
Идея проекта заключается в следующем:опираясь на знания, полученные учащимися на уроках, нужно было изготовить модель планера по критериям конкурса, а именно модель не должна превышать габаритных размеров (не более 750 мм) и вес модели не должен превышать 35 грамм. При определении результатов учитывается дальность полета модели без использования технических устройств при занпуске.
Проведя исследовательскую деятельность (через наблюдения, опыты, работу с информационно – справочной литературой) получить основы физических принципов полетов предметов,
самостоятельно изготовить действующую модель планера, выражая собственную индивидуальность придать планеру свой неповторимый вид;
опираясь на полученные теоретические знания, проводя исследовательскую работу, в ходе многократных тренировочных полетов добиться максимальной продолжительности полета своего планера;
представить результат собственного исследования и творчества путем участия в викторине и соревнованиях на продолжительность полета планера.
Цель проекта: формирование исследовательских и практических умений учащихся, раскрывающих творческий потенциал личности, определяющих сферу её интересов.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
Получение учащимися основ физических принципов полетов предметов, основ технического моделирования. На подготовительном занятии, опираясь на полученные ранее на уроках знания выполняется исследовательская работа. В ходе обсуждения проблемного вопроса «Почему самолеты не падают?», выдвигается гипотеза, подбираются доказательства гипотезы: демонстрационные, групповые опыты, ведется работа с различными источниками информации. На практическом занятии приобретаются умения по созданию действующей модели планера: планер раскрашивается, склеивается, проводится обучение технике запуска планера, дети учатся выполнять ремонт планера, вышедшего из строя. За пределами занятий продолжаются тренировочные запуски, направленные на улучшение технических характеристик изготовленного планера: экспериментальным путем определяется центр тяжести планера, проводится его центровка, отрабатывается сила броска, учитывается направление и сила ветра. Исследовательская работа направлена на получение полета наибольшей продолжительности.
Формирование умений работы с информацией: выбор информационного источника, отбор и классификация полученного материала. В ходе работы над проектом учащимся предстоит организовать работу по сбору информации по заданным темам («Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом», «Свойства конструкционных материалов», «Самолеты и самолетостроение», «Исследование подъемной силы крыла на примере модели планера»). Источниками информации служат энциклопедии и справочники, художественная и публицистическая литература, мультимедийные пособия, интернет- ресурсы. Для организации работы учителем предлагаются проблемные вопросы. Учащиеся самостоятельно отбирают материал, учитель помогает его структурировать. Работа выполняется в группе либо индивидуально. Если учащиеся выбирают работу в группе, учитель помогает распределить роли внутри группы.
· Повышение творческой, познавательной активности и учебной мотивации. Расширение границ учебной темы, выход за пределы урока, проведение опытно – экспериментальной и исследовательской работы, привлечение специалистов, представление результатов проекта направлено на повышение познавательной и творческой активности учащихся. Даже для учащихся с низкой познавательной активностью данный проект дает возможность оказаться в ситуации успеха: несложные действия по сборке и запуску планера обязательно приведут к положительному результату. Кроме того, можно реализовать себя в одном из двух направлений (стать лучшим теоретиком, показав свои знания в викторине, или стать лучшим практиком, научившись запускать свой планер лучше других). Дети, имеющие высокую познавательную активность, оказавшись в ситуации здоровой конкуренции, приобретают полезные умения толерантного отношения к сопернику, осваивают новые роли (консультантов) при работе в группе, во время тренировочных запусков, ремонта планеров. Повышение учебной мотивации обязательно проявится в дальнейшем, т. к. обозначенная тема имеет межпредметную связь с другими предметах учебного плана, а полученные знания и навыки будут востребованы в дальнейшей работе.
Самым интересным для учителя и учащихсяявляется творческий проект, который в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей.Форма представления проекта может быть разнообразной: изделие, презентация с использованием информационных программ,плакат, рисунок, а также любая работа, выполненная учеником, представляющая собой творческий интерес. Возможности использования информационных технологий позволяют сделать презентации подобных проектов особенно яркими и интересными. Мне бы хотелось рассказать об опыте реализации творческих проектов на тематику авиамоделизм и автомоделизм. Эту тематику можно вести в реализации программ 5-9 классов, а именно в разделах «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии исследовательской и опытнической деятельности». Занимаясь авиамоделизмом иавтомоделированием, юные конструкторы получают много полезных сведений и навыков. Кроме основных тем данных разделом, где учащиеся приобетают навыки работы с конструкционными материалами, знакомятся с марками автомобилей, с общим устройством автомобиля, с основами его конструирования, изучают принципы работы механизмов. Автомобильный моделизм - первая ступень к овладению автомашиной. Он дает возможность не только познакомиться с современной техникой, но и по-настоящему полюбить автомобильное дело, помогает решить вопрос о выборе своей будущей профессии.Aвиационный моделизм – одно из направлений технического творчества, ориентированное на использование современных технологий, новейших конструкционных материалов, где сочетаются прочность конструкции при минимальном весе с отличными аэродинамическими характеристиками и красивыми формами. Дети должны иметь общетехнические знания построения и запуска авиамодели.
. Cистема занятий раскрывает способности ребѐнка к проектной деятельности, которые развиваются на протяжении всего курса обучения, прививает ребѐнку любовь к техническому моделизму, способствующие погружению в мир техники, позволяет привить навыки начальной профессиональной деятельности: чертежной, конструкторской, материаловедческой, технологической, станочной.
Работая над проектом, ребята показали умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы. Кроме того, участвуя в данных проектах, учащиеся приобрели навык работы в программе MicrosoftOfficePowerPoint, тем самым расширили умения в работе с информационными технологиями. Изготавливая творческие проекты, воспитывается трудолюбие, целеустремлѐнность, патриотизм.
Учащиеся школы 8-9 класса активное участие приняли в социальном проекте «Проектирование природных зон отдыха» в проекте « Школьный двор». Актуальность данного проекта определяется тем, территория около школы достаточно большая, но основная ее часть не ухожена. А ведь, школа в селе является центром образования, воспитания и культуры и пришкольная территория должна быть образцом для всех жителей. При осуществлении проекта мы овладели навыками исследовательской работы, когда осуществляли подготовку семян к посеву.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от исследовательского носит прикладной характер (например, разработка программы проведения какого-либо мероприятия, оформление плаката по профессиональному самоопределению). Нами был реализован проект израздела программы по технологии 9 класса «Современное производство и профессиональное самоопределение» на практическую значимость своей дальнейшей профессиональной деятельности. Здесь дети вовлеклись в интересующие их профессии, исследовали профессиональные интересы, склонности, способности, провели диагностику и самодиагностику профессиональной пригодгости к выбранному виду профессиональной деятельности. Конечным продуктом проекта этого вида может быть презентация, научная конференция, круглый стол и т.д. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. В нашем случае каждый ученикоформлялстен – газета «Я В мире профессий», и выходил на защиту проекта.
К практико-ориентированным проектам можно отнести так называемые проекты-выставки. Идея проекта (проект реализовывался в 7 классе) возникла в ходе беседы о том, чем ребята увлекаются в свободное время. Большая часть ребят увлекается интернет - игрой «танчики». Дети могут создать из конструкционных материалов модель танков, усовершенствовать свою боевую машину. Было решено организовать работу по созданию таких моделей из древесины, где ребята вовлеклись в творческий процесс изготовления, тем самым исследуя конструктивные элементы моделей. Многие ребята старших классов решили изготавливать модели самолетов, бронемашин времен 1 мировой войны и Великой Отечественной войны. Таким образом, было решено организовать выставку моделей военной техники. Затем, когда модели стали появляться в кабинете, начали возникать вопросы об исторических данных, и как-то сам собой родился проект – выставка. Выставка была оформлена и все желающие могли с ней ознакомиться. В ходе работы ребята не только изготовили модели военной техники, но и подготовили описание своих моделей исторические сведения тех времен.
Развитие творческих и исследовательских навыков у школьников с ограниченными возможностями здоровья возможно только при наличии специальной подготовки учащихся, опоры на их возможности, учете состояния здоровья. Мотивацию можно развить, опираясь на внутренние и внешние возможности и склонности, которые есть у каждого ребенка. Такую работу я веду в коррекционном классе на уроках профессионально- трудового обучения и социально – бытового ориентирования, где учащиеся 9 класса реализуют творческие проекты. В данном случае проводится индивидуальная работа, учитываются также и интересы детей. Один из таких проектов «Припять» был реализован в 2015-2016 учебном году в 9 классе, где ученик был заинтересован просмотром фильма «Мотыльки» чернобыльской аварией, судьбой города Припять. В ходе обсуждения данного вопроса было принято решение изготовить макет памятника города в предверии 30 –летней годовщины чернобыльской аварии. «Я решил поучаствовать в вахте памяти и выполнить модель памятника, как самого молодого, но и в тоже время и как бы старого города, в котором сейчас жизнь затухла… Модель памятника Припять - это память и надежда на возрождение города». В ходе реализации данного проекта была исследована конструкция памятника города, разработан макет, представляющий точную копию памятника города.
Таким образом, даже небольшие исследовательские работы при реализации столь же небольших проектов становятся естественным выражением мысли учащихся. В результате развиваются творческие навыки, пробуждается талант, который заложен в каждом.
- Аналитические материалы, свидетельствующие об эффективности профессионального опыта
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках, индивидуально-групповых занятиях и во внеурочное время (кружок «Самоделкин»), позволяет приобрести новые знания и развивает умения и навыки, позволяющие формировать активную и самостоятельную позицию в учении.
Эффективность работы по формированию навыков исследовательской деятельности на уроках технологии методом проекта.
Подтверждением эффективности исследовательской деятельности как педагогической технологии являются следующие показатели:
Развитие и удовлетворение познавательных потребностей учащихся
Результаты анкетирования детей
«Интересна ли вам исследовательская и проектная деятельность»
- Привлекает ли Вас проектная и исследовательская деятельность?
В результате проведённого анкетирования выяснил, что ребятам нравится работать на уроке, где используется исследовательская деятельность. Они отметили: «Нам никогда не бывает скучно, потому что мы чувствуем себя умными. Познание нового, необъяснённого учителем вызывает интерес»
- Умеете ли Вы проводить исследование?
Из диаграммы видно, что некоторые ученики испытывают определённые трудности во владении навыками исследования, но они хотят научиться исследовательской деятельности.
- Умеете ли Вы пользоваться справочной литературой?
- Умеете ли вы собирать и обобщать информацию?
Анкетирование показывает, что практически у всех учащихся отработан навык работаты с дополнительной литературой.
- Умеете ли Вы формулировать цели и задачи своей деятельности?
Анализ данных показал, что есть учащиеся, которые не умеют или затрудняются в формулировке целей и задач. А значит, необходимо продолжить работу по выработке данного умения.
- Умеете ли Вы оформлять результаты своих исследований?
Результаты анкетирования по данному вопросу показывают, что большинство учащихся считает, что умеет оформлять результаты собственных исследований. Вместе с этим есть ряд ребят, которые затрудняются при выполнении данного вида работы, поэтому необходимо продолжить работу по данному вопросу.
- Как Вы считаете, проектная или исследовательская деятельность учит сотрудничеству с одноклассниками?
Проведённая работа показала, что в каждом классе сформирован коллектив, ребята могут работать в группе.
Таким образом, можно сделать вывод: благодаря навыкам исследовательской деятельности, повышается работоспособность учащихся, развивается интерес к предмету, память, речь, а также способности восприятия и переработки информации. Всё вместе способствует самоопределению учащихся, выбору дальнейшего жизненного пути.
В течение нескольких лет наблюдается рост качества знаний по технологии
- Динамика качества обучения технологии
- Результаты анкетирования «Проектные умения»
Вывод: данные анкеты указывают на сформированность практических умений учащихся в работе над проектом.
В практике работы по формированию исследовательских навыков учащихся методом проекта активно используется уровневая модель компетентностей учащихся, разработанная лабораторией научно-методического обеспечения ПДО НИРО.
- Итоги участия в олимпиадах, конкурсах и конференциях:
Участие в олимпиаде по технологии
Год | Школьный этап | Результат | Районный этап | Результат | Областной этап |
2015-2016 | 18 человек | Усманов Д. – 1 место. Сазанов А. – 2 место. Аникин А. – 3 место. | 6 человек | Усманов Д. – 1 рейтинг | 0 |
Год | Название мероприятия | Победитель | Уровень | Результат |
2013 | Конкурс «Время, вперед!», номинация «Изобретательство и рационализаторство» | Шевантаев Александр, Ерохин Иван | муниципальный | Грамота за 3 место |
2014 | Конкурс «Время, вперед!», номинация «Мир моих увлечений» | Агапов Артем | муниципальный | Диплом за 1 место |
2015 | Конкурс юных авиамоделистов «Лети, модель», в номинации «Полет» | Агапов Антон | муниципальный | Грамота за 2 место |
2015 | Конкурс юных авиамоделистов «Лети, модель», в номинации «Полет» | Лихачев Дмитрий | муниципальный | Грамота за 1 место |
2015 | Конкурс юных авиамоделистов «Лети, модель», в номинации «Полет» | Дорогов Илья | муниципальный | Грамота за 3 место |
2015 | Районный конкурс юных авиамоделистов «Лети, модель», в номинации «Полет» (возрастная группа 9 – 10 лет) | Цыкунов Максим | муниципальный | Диплом за 1 место |
2015 | Районный конкурс юных авиамоделистов «Лети, модель», в номинации «Полет» (возрастная группа 11 – 13 лет) | Усманов Дамир | муниципальный | Диплом за 1 место |
2015 | Конкурс юных техников «Модель своими руками» | Соменков Егор | муниципальный | 1 место |
2015 | Конкурс юных техников «Модель своими руками» | Теплов Максим | муниципальный | 2 место |
2015 | Конкурс юных техников «Модель своими руками» | Назаров Егор, Мельников Даниил | муниципальный | 3 место |
2015 | Конкурс юных техников «Модель своими руками» | Елисеев Никита Ширякин Евгений Агапов Антон Турчин Илья | муниципальный | сертификат участника |
2016 | Районный конкурс юных авиамоделистов «Лети, модель» | Герасименко Антон | муниципальный | Почетная грамота за 3 место |
2016 | Районный конкурс юных авиамоделистов «Лети, модель» | Новоселов Даниил | муниципальный | Почетная грамота за 3 место |
2016 | Районный конкурс юных авиамоделистов «Лети, модель» | Назаров Егор | муниципальный | грамота за 2 место |
2016 | Районный конкурс юных авиамоделистов «Лети, модель», в номинации «Полет» | Котуев Дмитрий | муниципальный | Диплом за 1 место |
2016 | Областной конкурс юных авиамоделистов «Лети, модель!» | Герасименко Антон | областной | Диплом за 3 место |
2015 – 2016 | Международный конкурс «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» | Назаров Егор | Международный | Диплом за 1 место |
- Ключевые выводы и обобщения, способы распространения опыта, определение перспектив и дальнейших задач
В результате обобщения опыта по проблеме формирования навыков исследовательской деятельности методом проекта считаю:
- Важной необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании, обусловленную очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
- Применение метода проектов даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
Собственные наблюдения показали, чтов целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень исследовательских и информационных компетенций, внутренней мотивации учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие, поэтому считаю необходимой работу по продолжению над данной темой.
Транслируемость опыта осуществляется через показ мастер – класса,конкурсах профессионального мастерства; публикации на сайтах педагогических сообществ.
№ п/п | Учебный год | Мероприятия |
2013-2014 |
| |
2014-2015 |
| |
2015-2016 | 1) Конкурс молодых педагогов «Я презентую свое педагогическое мастерство» 2) Урок: Графическое изображение деталей и изделий. «Изображение детали: «Детская лопатка». |
Публикации на сайтах:
- http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/01/10/tema-uroka-khudozhestvennaya-obrabotka-izdeliy-iz-drevesiny
- http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2014/01/10/tvorcheskiy-proekt-izobretatelstvo-i
- http://mihailkaraulov.ucoz.net/load/
- http://mihailkaraulov.ucoz.net/blog/
Опыт по формированию исследовательской деятельности методом проекта может быть интересен как начинающим учителя, так и педагогам с высокой планкой мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"...
формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
Презентация отражает систему работы учителя по формированию навыков исследовательской деятельности на уроках русского язык...
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование учебных компетенций на уроках истории и обществознания средствами ИКТ"
ИКТ ИКТ относятся к современным образовательным технологиям. Они позволяют разрабатывать новые формы и методы обучения и воспитания, совершенствуют педагогический труд и повыша...
Обобщение педагогического опыта работы. Тема: «Формирование и развитие информационно – коммуникативных компетенций обучающихся на уроках физики»
Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений модернизации образования, с необходимостью перехода на профильное обучение и предоставлением возможности учащимся зани...
Обобщение педагогического опыта на тему "Формирование коммуникативных УУД учащихся в изучении иностранного языка на разных ступенях образования"
Материал содержит теоритический материал по данной теме, рассмотрены основные технологии, используемые мной для формирования коммуникативных УУД, упражнения, которые я применяю на своих уроках п...
Обобщение педагогического опыта по теме "Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством технологии посткроссинг"
Целью педагогического опыта является создание системы по формированию основ целостного мировоззрения детей 4-7 лет посредством технологии посткроссинг....