Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании
методическая разработка

Богач Оксана Васильевна

Материал преставляет собой методическую разработку по теме "Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании»

Богач О.В. –  педагог дополнительного образования, педагог-организатор ГБОУ ДОД ЦТР и ГО «На Васильевском»

Джиджихия Н.В. – педагог дополнительного образования, концертмейстер ГБОУ ДОД ЦТР и ГО «На Васильевском»

Бушина Т.В. – педагог дополнительного образования

Система дополнительного образования детей – важнейшая составляющая образовательного пространства, которое сложилось в современном обществе. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию интересов, склонностей и способностей, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи.

Изменения, происходящие в общественной жизни, требуют использования новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, её самоопределение и самореализацию,  формирование у обучающихся умений ставить цели и решать задачи в  профессиональной деятельности и в повседневной жизни,  эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, получать социальный опыт.

В связи с этим возникает необходимость внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одной из ведущих форм, применяемых в современном дополнительном образовании, становится проектная деятельность.

 В нашем учреждении дополнительного образования ЦТР и ГО «На Васильевском» на музыкально-хоровом отделе  на протяжении последних 10 лет разработаны различные проекты, при осуществлении  которых:

  • появляется возможность решения проблем и реализации идей личностно-
    значимых для педагогов и учащихся;
  • осуществляется свободное творческое самовыражение учащихся и педагогов, не ограниченное рамками предмета;
  • появляется необходимость использования знаний из разных предметов и выход за рамки содержания традиционного образования;
  • происходит освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к
    действительности.

Мы бы хотели познакомить вас с некоторыми из проектов.

Проект «Эпохи, стили, имена: от барокко к модернизму».

Предлагаемый проект направлен на формирование целостного представления у детей 7-17 лет о широких и сложных понятиях:   «эпоха», «стиль».  В  проекте предполагается   рассмотреть  стилевые   направления в искусстве    периода  с  середины   18 века до   середины 20 века, т.е.  от барокко до модернизма.     Проект осуществляется как  совокупность  связанных между собой интерактивных лекций-концертов для детей  и их родителей. Проект реализуется в течении 5 лет.

    В центре проекта – создание содержательно   целостного, логически  законченного  комплекса, интегрирующего разнообразный по направленности  материал, связанный с   музыкой, архитектурой, живописью, литературой.

При  реализация проекта  используются  современные информационные  и  игровые  технологии, которые способствуют  активному  взаимодействию лектора и слушателей.

Интегрированный материал, составляющий содержание проекта, вызвал необходимость           привлечения к  его  реализации   обучающихся  и педагогов  нескольких отделов Центра:  музыкального, художественного и хореографического.   В результате сложился коллектив  взрослых и детей, объединенных   единством творческого поиска,   появилась возможность создания синтетических концертных номеров, объединяющих музыку, живопись и танец. Включение в проект исполнения музыкальных произведений   стимулировало   детей к более  качественной и ответственной   подготовке  к  концертным выступлениям.

Проект создал дополнительную возможность    для             совместного,  активного творческого и развивающего,  времяпрепровождения детей и родителей, во многом  решая социальную задачу формирования общих интересов и взаимопонимания в семьях.

         Цель проекта: раскрыть особенности   нескольких эпох  через содержательный комплекс, интегрирующий  материал о музыкальном искусстве, архитектуре, живописи, литературе,  через лекции – концерты,  при  интерактивном взаимодействии  их  субъектов-участников (детей, педагогов, родителей).

  Задачи, реализуемые в проекте:

  • Разработать содержательный комплекс, интегрирующий материалы разной направленности, позволяющие раскрыть сущность и особенности понятия «эпоха».
  • Дать общее представление о художественных стилях мирового искусства: от барокко к модернизму.
  • Познакомить  субъектов – участников  проекта  (детей, педагогов, родителей) со стилистическими  особенностями музыкального искусства определенной эпохи.  Дать представление о музыкальных инструментах, жанрах, формах, образах, связанных с той или иной эпохой.
  • Создать условия для формирования и воспитания культурного и активного слушателя, подготовленного к полноценному эстетическому восприятию музыкального  и иного  искусства.
  • Мотивировать учащихся к активному участию в концертах, способствовать  развитию творческого потенциала воспитанников – их исполнительских, артистических, поведенческих  навыков.  
  • Способствовать созданию   условий, помогающих  проведению  совместного досуга детей  и  родителей.           

Содержание проекта

Предлагаемый интегрированный  комплексный образовательный проект включает  пять мероприятий, каждое из которых посвящено определенному стилю в искусстве и реализуются в форме лекции-концерта.

  1. Эпоха барокко                  «Мастерская барокко».
  2. Эпоха классицизма           «Школа классицизма».
  3. Эпоха романтизма            «На пути к романтизму».
  4. Эпоха импрессионизма     «Лабиринты импрессионизма».
  5. Эпоха модернизма       «Взгляд в будущее – высоты модернизма».

Каждая из лекций-концертов проекта состоит из совокупности последовательных компонентов. Это:  лекция, концерт, тестирование  для слушателей - детей, познавательная интеллектуальная игра  для них же.

Кратко охарактеризуем каждый их  компонентов.

  • Лекция – содержит  последовательное изложение ключевого материала темы,  иллюстрированного  яркими и   выразительными          примерами  (музыкальными, архитектурными, живописными, литературными).
  • Концерт  -  включает исполнение    музыкальных произведений, иллюстрирующих   определенные  стилевые признаки, особенности индивидуального музыкального языка  разных  композиторов,  используемых ими форм, жанров, образов.
  • Тестирование – предполагает выполнение нескольких  тестовых заданий по ходу лекции для поддержания  внимания  слушателей и  освоения       ими материала.
  • Познавательная интеллектуальная игра – завершает   мероприятие,   способствует формированию целостного впечатления - образа от  лекции – концерта, обобщая его материал на новом, более высоком  уровне.

Интерактивное  взаимодействие    лектора  со слушателями   позволяет  детям  выступать одновременно в нескольких ролях:      собеседника, исполнителя,  участника    образовательных игр. Модель концерта способствует созданию наиболее благоприятных и  комфортных условий для освоения материала,   активного взаимодействия   субъектов  между собой.          

Значимым  моментом в организации каждого мероприятия   проекта  является выбор концертной площадки, позволяющей реализовать в наиболее полной мере замысел организаторов. Этим условиям отвечают  такие площадки города, как:   «Театр романса», Центральная Детская Библиотека им. А.С.Пушкина,  Музей-квартира  А.Н. Бенуа.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что участники проекта – исполнители и слушатели будут:

  • иметь представление о хронологии, формировании и развитии музыкально-художественных стилей;
  • знать  имена    ярких представителей того или иного стиля в мировом искусстве;  иметь представление о странах, в которых определенный  стиль приобрел  более глубокое и разностороннее  художественное воплощение; узнают  имена  композиторов, создавших   характерные для данного стиля произведения;
  •  ориентироваться в музыкальных жанрах и формах, получивших распространение в различные периоды музыкально-исторического развития;            
  • приобщены  к миру серьезной музыки, расширят свой музыкально - исторический кругозор, получат  импульс  к дальнейшему знакомству и изучению музыкальных явлений, не вошедших в  описываемый  проект;
  • получат опыт социального взаимодействия.

Проект «Музыкальная гостиная»

В рамках этого проекта мы хотим показать, что путь преподавания искусств в синтезе (на примере музыки и литературы) является оптимальным.

Важно вести системную работу по эстетическому воспитанию школьников с

использованием интеграции искусств, так как это будет способствовать созданию целостности их мировосприятия, которая нарушена «клиповым» мышлением, спровоцированным влиянием масс-культур.

Форма музыкальной гостиной как лекции-концерта традиционно не теряет

своей актуальности и сегодня. Восприятие информации современными

школьниками – комплексное. Музыка лучше воспринимается и запоминается, если она не просто программная, а сопровождается видеорядом. Видеоряд в свою очередь подкрепляется не только краткой исторической справкой, а интересными фактами.

Участниками  проекта являются педагоги и учащиеся, причем на педагогов ложится основная просветительская  и, самое главное, исполнительская нагрузка. Положительный аспект проекта заключается также в  обоюдной мотивации как педагогов (у них появляется возможность творческой реализации и самосовершенствования), так и учащихся, которых педагог личным примером вдохновляет на покорение новых творческих высот.

 Основные лекции-концерты:

  1. «Музыка западно-европейских композиторов»
  2. «Люблю Отчизну я…»
  3. «Под небом Италии»
  4. «Души неясный идеал»
  5. «La belle France» (Прекрасная Франция»)

Музыкальная гостиная «Души неясный идеал…» представляет собой мероприятие в форме интерактивной лекции-концерта для детей и родителей. В программе – произведения вокальной лирики на стихи А.С.Пушкина.

Участники мероприятия – творческий коллектив педагогов, учащихся и

родителей ЦТР и ГО «На Васильевском»

Место проведения – Центральная детская библиотека им. А.С.Пушкина

Цель мероприятия – знакомство с произведениями русских композиторов

на стихи А.С.Пушкина, история их создания, художественная связь поэзии и

музыки.

Задачи данного мероприятия:

  • познакомить участников музыкальной гостиной (учащихся, педагогов,

родителей) с основными историческими событиями в жизни и творчестве Пушкина, нашедших отображение в музыке;

  • дать общее представление о художественной связи музыки и поэзии на примере используемой лирики А.Пушкина в вокальных произведениях русских композиторов
  • обратить внимание учащихся не на общеизвестные факты, изучаемые на уроках музыки и литературы отдельно друг от друга, а на взаимосвязь различных видов искусств (на примере влияния их на жизнь и творчество А.С.Пушкина);
  • заинтересовать и нацелить учащихся на самостоятельное изучение творчества А.С.Пушкина и музыки, связанной с ним;
  • создать условия для формирования и воспитания культурного и активного слушателя, подготовленного к полноценному эстетическому восприятию музыкального и иного искусства;
  • мотивировать учащихся к активному участию в концертах, способствовать развитию творческого потенциала воспитанников – их исполнительских, артистических, поведенческих навыков;
  • способствовать созданию условий, помогающих проведению совместного досуга детей и родителей.

Особенности содержания лекции:

  • основные исторические события в жизни и творчестве А.С.Пушкина и их отражение в музыке;
  • история создания конкретных поэтических и музыкальных произведений А.С.Пушкина и русских композиторов;
  • знакомство с особенностями стиля русских композиторов;
  • взаимосвязь музыки и поэзии на примере вокальной лирики А.С.Пушкина;
  • использование современных информационных технологий в подаче

лекционного материала.

Особенности содержания концерта. Исполнение романсов русских

композиторов на стихи А.С.Пушкина, сопровождаемое видеорядом. Исполнители – педагоги, учащиеся и их родители.

Тестирование. Этот раздел мероприятия включает в себя познавательную

викторину на знание творчества А.С.Пушкина и творчества русских композиторов, создавших романсы на стихи поэта.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что участники гостиной – исполнители и слушатели будут:

• знать и узнавать имена композиторов, работавших со стихами Пушкина;

• ориентироваться в музыкально-исторических событиях того времени;

• приобщены к миру серьезной музыки, расширят свой музыкально-

исторический кругозор.

Слушатели получат импульс к дальнейшему знакомству и изучению

музыкальных явлений, не вошедших в описываемое мероприятие и, возможно, откроют в себе ценителя культурного наследия и музыкального искусства России XIX века.

На нашем отделе проводится систематическое анкетирование учащихся и их родителей с целью  выявления востребованности проектной деятельности и удовлетворенности  концертно-творческой деятельностью на отделе.  

В анализ материалов анкетирования детей, занимающихся на музыкально-хоровом отделе Центра, и их родителей позволяет сделать следующие выводы:

  • учащиеся и родители  с интересом относятся к проектной  деятельности музыкального отдела Центра и этот интерес с каждым годом возрастает;
  • учащиеся  предпочитают принимать активное участие в проектах, которые проводят педагоги музыкально-хорового отдела, особенно в учреждениях культуры и  на различных концертных площадках нашего города;
  • воспитанники Центра и их родители считают, что они получают положительный опыт для своего развития, принимая участие в проектной деятельности музыкально-хорового отдела;
  • материалы исследования позволяют обратить внимание  что, количество родителей учащихся, активно включающихся в социокультурные проекты, возрастает с каждым годом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в дополнительном образовании

Отчетная презентация о проектах на кружке ИЗО...

Выступление на тему: Проектная деятельность в дополнительном образовании

Выступление на семинаре руководителейОУ по теме "Проектная деятельность учащихся в системе воспитательной работы школы"...

Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании

Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...

Практика использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов

В статье представлен опыт использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов...

Проектная деятельность в дополнительном образовании с использованием игровых технологий (немецкий язык)

В работе, основанной на многолетнем опыте преподавания немецкого языка в средней школе и системе дополнительного образования, описываются практические аспекты применения методики проектной деятельност...

Практика использования метода проекта в дополнительном образовании

Практика использования метода проекта в дополнительном образовании...

Использование проектного подхода в дополнительном образовании (на примере практического опыта детского технопарка «Кванториум»)

Проектный подход, используемый в образовательном процессе в сфере дополнительного образования помогает учащимся применять полученные знания на практике, предоставляет возможность решать задачи от соци...