Дополнительная общеразвивающая программа дизайн-студии «Сувенир»
рабочая программа

Некрасова Людмила Тимофеевна

Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования, занимающимся декоративно-прикладным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayn-studiya_suvenir_.docx55.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования  

дом детского творчества «Искорка»г. Томска

Рассмотрена на заседании                               «УТВЕРЖДАЮ»

Методического совета                                  Директор  ДДТ «Искорка»

Протокол  № ___  _____________ С.Г. Здорнова

от «»_________2017г.

Дополнительная

общеразвивающая  программа        

дизайн-студии

«Сувенир»

Возраст: 7-15 лет

Срок реализации: 3 года

                                                                                          Составитель:

педагог дополнительного образования

Некрасова Людмила Тимофеевна

Томск 2017

Содержание

1.Пояснительная записка.......................................................................................3

1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы..................3

1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность

дополнительной общеразвивающей программы......................................................3

1.3. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы......................4

1.4. Отличительные особенности

дополнительной общеразвивающей программы.....................................................4

1.5. Характеристика обучающихся

и продолжительность освоения программы.............................................................5

1.6. Принципы организации образовательного процесса........................................5

1.7. Ожидаемые результаты по итогам реализации

дополнительной общеразвивающей программы.....................................................6

1.8. Форма подведения итогов реализации дополнительной

общеразвивающей программы................................................................................7

2. Учебно-тематический план……………………………………………………8

2.1. Учебно-тематический план 1 год обучения……………………............….....8

2.2. Содержание программы 1 года обучения………………………................…8

2.3. Учебно-тематический план 2 год обучения……………………….................10

2.4. Содержание программы 2 года обучения…………………………................10

2.5. Учебно-тематический план 3 год обучения……………………….................12

2.6. Содержание программы 3 года обучения…………………………................12

3.Проектные группы…………………………………………………………….14

3.1. Учебно – тематический план проектной группы……………………………14

4. Методическое обеспечение…………………………………………………..15

5. Список литературы…………………………………………………………..18

  1. Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная общеразвивающая программадизайн - студии «Сувенир» имеющая художественную направленность. Быть дизайнером в современном мире – это не только умение создавать необычные вещи, но и обладать, способностью увидеть новую идею преображения пространства. Причем объекты, над которыми работают дизайнеры, могут быть разными. Дизайн применяется ко всему, именно поэтому профессия дизайнера становится все более востребованной в нашем мире. Это означает, что открываются безграничные возможности самовыражения.Использование в работе различных материалов (кожи, ткани, тесьмы, бусин, перьев, шишек, пуговиц и многого другого) способствует развитию творческой фантазии и воображения.

Дополнительная общеразвивающая программадизайн - студии «Сувенир»  предполагает знакомство с профессией дизайнера, изучение различных приемов, методов, технологий в декоративно-прикладном творчестве, используемых в работе дизайнера. На занятиях обучающиеся учатся делать плоскостные композиции (панно), изделия для украшения дома, а также бижутерию и сувениры. Программа также предполагает знакомство с основами композиции и цветоведения.

Программа дизайн - студии «Сувенир» составленав соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ:

- Конституция Российской Федерации (глава 2);

 - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об  образовании в Российской Федерации»;

 - Концепция развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014 №        1726 - р);

- приказ Министерства образования и науки РФ от 29. 08. 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- СанПиН 2.4.4.3172 – 14. «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Устав МБОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска

Настоящая программа является модифицированной, составлена на основе следующих источников: Сборник Министерства просвещения СССР «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта» за 1986 год.

1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:

• общих способностей (способность к обучению и труду);

•творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.);

Развивающий характер обучения ориентирован на:

• развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;

• развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.

1.3. Цели и задачи образовательного процесса

Цель программы:развитие творческих способностей, умений, навыков обучающихся  через освоение дизайнерских техник.

Основные задачи:

Образовательные

- способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества;

- познакомить обучающихся с различными техниками (декупаж, квилинг, кожаная пластика, батик и др.), с освоением приемов технологии;

-обучать созданию эскиза и построению композиции изделия;

-обучать работе с различными материалами: ткань, кожа, природным и нетрадиционным материалом.

Развивающие

- развивать эстетическое  восприятие мира, природы, образцов декоративно-прикладного искусства;

- развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

- развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус и др.);

Воспитательные

- формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством;- формировать у обучающихся  культуру труда.

1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

 Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить следующие:

комплексность: сочетание  тематических блоков, представляет собой комплексный подход в освоении материала, а также предполагает  их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);

преемственность: освоение материала от простого к сложного, взаимодополняемость используемых техник и технологий, применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение;

не подражание, а творчество: овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.

1.5 Характеристика обучающихся и продолжительность освоения программы

           Программа адресована  детям начального и среднего школьного возраста (с 7 до 15 лет). Выполнение программы рассчитано на 3 года

обучения.

 Дети 1-го года обучения занимаются 4 часа в неделю.

Дети 2-го года обучения занимаются 6 часов в неделю

 Дети 3-го года обучения занимаются 6 часов в неделю.

Набор детей: свободный. Форма занятий: групповая. Количество учащихся в группе по санитарно-гигиеническим требованиям: 15 человек 1 года обучения (при необходимости возможно деление на подгруппы по 7 человек, в связи со спецификой деятельности и техникой безопасности); 12 человек 2 и 3 годов обучения.   Группа может быть сформированаразновозрастная, с постоянным составом.

1.6. Принципы организации образовательного процесса

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:

• самостоятельность обучающихся;

• развивающий характер обучения;

• интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.

Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:

• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;

• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;

• принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов  программы;

• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;

• принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

• Групповая

Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.

Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.

• Фронтальная

Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

• Индивидуальная

Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».

Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.

Для успешной реализации программы используются различные методы и технологии:

  • метод обьяснительно-иллюстративный;
  • метод репродуктивный;
  • метод частично поисковый;
  • метод практической деятельности
  • метод проектной деятельности;
  • технология ТРИЗ.

1.7. Ожидаемые результаты по итогам реализации дополнительной общеразвивающей программы

Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:

• участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях ДДТ «Искорка»;

• участие в городских и областных конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.

Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:

• предметные результаты

- знание терминологии;

- формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления работ из различных материалов;

- знание приемов безопасной работы с инструментами и приспособлениями,  знать последовательность изготовления изделий.

• метапредметные результаты

- развитие фантазии, образного мышления, воображения;

- выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;

• личностные результаты

- формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.);

- формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.

Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся (Приложение 1).

1.8. Форма подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы

Форма фиксации результатов реализации дополнительной образовательной программы:

• ежегодные  тематические выставки работ («Новогодний сувенир», «Светлая пасха»).

• «летопись» детского творческого объединения (фотоматериалы);

• копилка детских работ в различных техниках исполнения;

• портфолио творческих достижений  (грамоты, дипломы, сертификаты и др.);

• отзывы обучающихся объединения о выставках, экскурсиях и мастер-классах, в которых они принимали участие или посетили.

Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает:

• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися;

• тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала.

Формой подведения итогов становятся выставки работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

2. Учебно-тематический план

2.1. Учебно-тематический план 1 год обучения

№п/п

Название темы

Количество часов

Формы

всего

теории

практика

аттестации

1

Вводное занятие.

2

1

1

Фронтальный опрос

2

Первая бижутерия.

16

8

8

Защита творческих работ

3

Первые плоскостные композиции (панно).

44

22

22

Защита творческих работ

4

Подарки. Сувениры.

80

40

40

Защита творческих работ

7

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого:

144

72

72

2.2. Содержание программы 1-го года обучения

Вводное занятие (2 часа)

Цели обучения и его содержание. Организация рабочего места и труда. Правила внутреннего распорядка.

Первая бижутерия (16 часов)

Теория

Практика

Материалы и инструменты. Технология изготовления украшений из кожи.

ТБ при работе с режущими инструментами. ТБ при работе со свечами.

Технология изготовления украшений из джинсовой ткани.

ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом

Перевод выкроек и изготовление трафаретов. Выкраивание деталей из кожи. Обработка кожи на свече.

Декорирование готовых изделий.

Перевод выкроек и изготовление трафаретов. Выкраивание деталей из джинсовой ткани. Сбор и декорирование готовых изделий

Первые плоскостные композиции (панно)  (44часа)

Теория

Практика

Понятие о композиции. Основы цветоведения.

Материалы и инструменты. Технология изготовления панно в технике аппликация.

ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом.

Технология изготовления панно в технике терра.

ТБ при работе со шпатлевкой.

Технология изготовления простых  панно в технике изонить.

ТБ при работе с острыми и режущими инструментами.

Практические задания по теме цветоведение и композиция.

Разработка эскиза. Изготовление лекал. Обработка деталей. Выбор фона. Наклеивание деталей на основу, сбор композиции. Оформление работы в раму.

Разработка эскиза. Подготовка природного материала. Нанесение шпатлевки и размещение материала на фоне. Роспись фона акварельными красками. Оформление работы в раму.

Работа с трафаретами для перевода рисунка на картон. Заполнение рисунка в технике изонить.

Подарки. Сувениры (80 часов)

Теория

Практика

Подарки и сувениры к празднику «Новый год».  Символика праздника.

Технологии, используемые при изготовлении сувениров к Новому году.

ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом.

Технология изготовления открыток к праздникам 23 февраля и 8 марта.

 Технология изготовление сувениров - оберегов из природных материалов. Знакомство с символикой оберегов.

ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом.

Сувениры к празднику «Пасха».  Символика праздника. Технологии, используемые при изготовлении сувениров к Пасхе.

ТБ при работе с режущими инструментами.

Разработка эскиза. Подготовка деталей. Сбор готовой работы, декорирование.

Разработка эскиза. Изготовление лекал и выкраивание деталей.  Сбор и декорирование готовой работы.

Разработка эскиза. Подготовка деталей. Сбор готовой работы, декорирование.

Разработка эскиза. Подготовка деталей. Сбор готовой работы, декорирование.

                                 Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов года. Планы на следующий год.

 Награждение активных кружковцев.

2.3. Учебно-тематический план 2 год обучения

№п/п

Название темы

Количество часов

Формы

всего

теории

практика

аттестации

1

Вводное занятие

2

1

1

Фронтальный опрос

2

Бижутерия из различных материалов.

24

12

12

Защита творческих работ

3

Панно и картины.

94

47

47

Защита творческих работ

4

Изделия для оформления интерьера. Сувениры.

94

47

47

Защита творческих работ

7

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого:

216

108

108

2.4. Содержание программы 2-го года обучения

Вводное занятие (3 часа)

Цели обучения и его содержание.  Правила внутреннего распорядка.

Бижутерия из различных материалов (24 часа)

Теория

Практика

Материалы и инструменты. Технология изготовления украшений в монтажной технике из кожи.

ТБ при работе с режущими инструментами. ТБ при работе со свечами.

Технология изготовления изделий из фоамирана.

ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом.

Изготовление бижутерии по собственному замыслу. Декорирование готовых изделий.    

Перевод выкроек и изготовление трафаретов. Выкраивание деталей из фоамирана. Тепловая обработка на утюге, тонирование. Сбор и декорирование готовых изделий

Панно и картины (94 часа)

Теория

Практика

Законы композиции. Различные виды композиции. Выполнение композиций (пейзаж, натюрморт). Теория цветового эмоционального воздействия.

Технология изготовления панно из природного материала в технике коллаж. Заготовка природного материала.

ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом.

Технология изготовления панно в технике батик.

ТБ при работе в технике батик.

Технология изготовления панно в технике декупаж.

ТБ при работе в технике декупаж.

Практические задания по теме цветоведение и композиция.

Разработка эскиза. Подбор материала для панно. Изготовление фона в различных техниках. Наклеивание деталей на фон, декорирование готовой работы. Оформление работы в раму.

Разработка эскиза. Нанесение рисунка на ткань. Нанесение резерва на контур рисунка. Роспись  панно красками батик. Оформление работы в раму.

Разработка эскиза. Подготовка основы для панно. Наклеивание декупажных фрагментов с помощью файла. Декорирование работы различными материалами (шпатлевка, бисер, ракушки и т.д.)

      Изделия для оформления интерьера. Сувениры. (94 часа)

Теория

Практика

Знакомство с профессией дизайнер. Дизайн интерьера с помощью декоративных предметов.

Технология изготовления декоративных предметов технике Пейп-арт.

ТБ при работе в технике пейп-арт.

Подарки и сувениры к празднику «Новый год», «Пасха» и т.п.

Технологии, используемые при изготовлении сувениров.

Технология изготовления сувениров в технике чердачная игрушка.

ТБ при работе с швейной машиной.

Разработка эскиза вазы, шкатулки. Грунтование основы, нанесение линий эскиза не изделие. Заготовка жгутов из салфеток и приклеивание по рисунку. Покраска и декорирование готовой работы.

Разработка эскиза. Подготовка деталей. Сбор готовой работы, декорирование.

Разработка эскиза.  Изготовление лекал. Сметывание деталей, стачивание на швейной машине. Набивка, покрытие кофейным раствором. Роспись готовой работы.

                         Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов года. Награждение активных кружковцев.

2.5. Учебно-тематический план 3 год обучения

№п/п

Название темы

Количество часов

Формы

всего

теории

практика

аттестации

1

Вводное занятие

2

1

1

Фронтальный опрос

2

Стильная бижутерия и аксессуары из различных материалов.

24

12

12

Защита творческих работ

3

Настенные композиции

94

47

47

Защита творческих работ

4

Интерьерные композиции. Сувениры.

94

47

47

Защита творческих работ

7

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого:

216

108

108

2.6. Содержание программы 3-го года обучения

Вводное занятие (3 часа)

Цели обучения и его содержание.  Правила внутреннего распорядка.

Стильная бижутерия  и аксессуары из различных материалов (24 часа)

Теория

Практика

Материалы и инструменты. Технология изготовления украшений из проволоки с памятью.

ТБ при работе с круглогубцами и плоскогубцами.

Технология изготовления изделий из фоамирана (повторение).

ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом.

Разработка эскиза. Подготовка материала (бусины, фурнитура и т.п.)  Сбор готового украшения.

Изготовление бижутерии и аксессуаров из фоамирана по собственному замыслу.

Настенные композиции (94 часа)

Теория

Практика

Законы композиции (повторение). Различные виды композиции. Теория цветового эмоционального воздействия. Понятие о стилях в декоративно-прикладном творчестве.

Технология изготовления панно в технике объемная аппликация, с использованием ткани, кожи, ниток и других материалов для декорирования.

ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом.

Технология изготовления панно в технике декупаж  и микс-медиа.

ТБ при работе в технике декупаж.

Технология изготовления панно в технике шерстяная акварель.

Практические задания по теме стилистика.

Работа над эскизом. Изготовление работ по собственному замыслу. Заготовка и обработка деталей. Сбор композиции. Оформление работы в раму.

Работа над эскизом. Подбор материала

В соответствии со стилевым направлением работы. Изготовление многослойного фона и цветовая заливка красками спрей или акварель. Декорирование готовой работы.

Работа над эскизом. Подбор материала различных цветов в соответствии с замыслом работы. Сбор готовой работы, оформление в раму.

      Интерьерные композиции. Сувениры. (94 часа)

Теория

Практика

Знакомство со стилями и  направлениями в области дизайна.

Технология изготовления топиариев  из различных материалов.

ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом.

Технология изготовления сувениров в технике текстильная кукла.

ТБ при работе с швейной машиной.

Технология изготовления  сувенирных кукол из фоамирана.

ТБ при работе с режущими инструментами клеем- пистолетом.

Работа над эскизом. Подбор материала

в соответствии со стилевым направлением работы. Закрепление шара на ножке и в горшочке. Сбор готовой работы.

Разработка эскиза.  Изготовление лекал. Сметывание деталей, стачивание на швейной машине, набивка, прикрепление волос. Изготовление одежды для куклы.

 Разработка эскиза.Перевод выкроек и изготовление трафаретов. Выкраивание деталей из фоамирана. Тепловая обработка на утюге, тонирование. Сбор и декорирование.

                         Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов года.  Награждение активных кружковцев.

3.Проектные группы

Особое место в образовательной программе отведено проектной деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве и позволяет наиболее полно раскрыть и развивать творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. Овладевая методом проектов, воспитанники учатся планировать, структурировать и представлять свою работу. Кроме этого метод проектной деятельности позволяет находить новые средства выразительности в декоративно-прикладном творчестве, изобретать новые технологии и приемы при работе с различными материалами. Одной из форм метода проектной деятельности является мастер-класс, участвуя в этом виде деятельности, обучающиеся учатся быть в роли педагога, обучая других детей, что является своеобразной профориентацией.

Для наибольшей продуктивности и результативности особо одаренные обучающиеся 2-го и 3-го годов обучения формируются в проектные группы, для работы над созданием коллективных и индивидуальных проектов.

Проектная группа 2-го года обучения формируется в составе 5-7 человек, занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.

Проектная группа 3-го года обучения формируется в составе 5-7 человек, занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.

3.1 Учебно-тематический план проектной группы

(2, 3 год обучения)

№п/п

Название темы

Количество часов

всего

теории

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Социально-значимые проекты

52

26

26

3

Творческие проекты

52

26

26

4

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого:

108

54

54

Водное занятие (2 часа)

Цели обучения и его содержание.  Правила внутреннего распорядка.

Социально-значимые проекты (52 часа)

Классификация проектов. Структура проекта. Проектная задача. Этапы проектной деятельности. Персональные, групповые проекты. Социально-значимая деятельность в рамках реализации проектов (кукольные спектакли для детей дошкольного возраста, мастер-классы).

Творческие проекты (52 часа)

Классификация проектов. Структура проекта. Проектная задача. Этапы проектной деятельности. Персональные групповые проекты. Поиск новых средств выразительности в декоративно-прикладном творчестве. Поиск новых технологий в декоративно-прикладном творчестве.

Итоговое занятие (2 часа)

Защита всех проектов, реализованных в учебном году.

4. Методическое обеспечение

Дополнительная общеразвивающая программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий (табл.):

• традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.);

• современных (мозговой штурм, технология ТРИЗ).

Педагогические технологии, используемые на занятиях

Технология, метод, прием

Образовательные события

Результат

Технология личностно-ориентированного обучения

Участие в городских конкурсах и выставках, культурно-массовых мероприятиях ДДТ «Искорка»

Способность выразить свои мысли и идеи в изделии, способность доводить начатое дело до конца, способность реализовать себя в творчестве

Здоровье-сберегающие технологии

Проведение физкультминуток и релаксирующих пауз

Способность управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье

Мозговой штурм

Разработка образа, поиск идей

Способность творить, создавать нечто принципиально новое, не копируя кого-либо

Технология коллективного творчества

Обучение и общение в группе

Способность работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других

Технология развивающего обучения

Развитие фантазии, вообра-жения

Способность воплощать свои фантазии и идеи в изделии

Технология ТРИЗ

Изучение методов и приемов ТРИЗ на занятиях

Развитие не стандарного мышления с помощью приемов фантазирования и воображения

Проектная технология

Самостоятельный поиск знаний, открытие чего-то нового

Способность работать самостоятельно и творчески

Дополнительная общеразвивающая программа реализуется через следующие формы занятий:

• традиционное занятие по алгоритму:

— вступление,

— объяснение темы,

— практическая часть,

— подведение итогов;

• занятие-экскурсия:

— на выставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников),

— в парк — с практической целью (сбор природных материалов);

• беседа-презентация по алгоритму:

— вступление,

— объяснение темы,

— наглядная демонстрация,

— обсуждение,

— подведение итогов;

• итоговое занятие

— игра-тестирование — форма психолого-педагогического мониторинга образовательных результатов обучающихся;

— мастер-класс — проведение совместного занятия с родителями.

В процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы используются следующие методы:

• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций;

• игровые методы —  игры на развитие воображения и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие;

• диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля;

• проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания  изделия, панно;

• словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки.

Дидактическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы располагает широким набором материалов и включает:

• Образцы и фотоматериалы по разделам занятий,

раздаточный материал (шаблоны, выкройки, схемы и т.д.);

• литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.);

• литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по воспитанию творческой одаренности у детей;

• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);

• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).

Материально-техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:

 кабинет со столами, стульями и школьной  доской;

 шкафы для хранения материалов и рабочих инструментов;

стенды и полки для размещения образцов и проведения выставок;

• компьютер, проектор.

5. Список литературы

1. Еременко, Р.А.  Часы - сувенир [Текст]/ Р.А. Еременко. – Школа и производство, 2005. - № 7. – С. 81.

2. Зырянова, Н.Е. Работа с кожей [Текст]/ Н.Е. Зырянова. – Школа и производство, 2004. - № 6. – С. 38-39.

3. Зырянова, Н.Е. Обработка кожи и меха [Текст]/ Н. Е. Зырянова.- Школа и производство, 2002.- № 4. – С. 35-37.

4. Котова, Т.В. Стильные штучки из кожи и ткани [Текст]/ Т.В. Котова. – М.: АСТ-ПРЕССКНИГА. – 120с.

5.  Лопата, С.П. Вторичное использование кожи [Текст]/ С.П. Лопата. – Школа и производство, 2003. - № 1. – С. 35-36.

6. Лопата, С.П. Объемная аппликация из кожи [Текст]/ С.П. Лопата. – Школа и производство, 2004. - № 8. – С. 40-42.

7. Манкова, Т.Н. Стильные Украшения из кожи своими руками [Текст]/ Т.Н.      Манкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 256с.

8. Панфилова, Т.Ф. Работа с кожей [Текст]/ Т.Ф. Панфилова. – Школа и производство, 2004. - № 7. – С. 23-25.

9. Панфилова, Т.Ф. Роспись бутылок [Текст]/ Т.Ф. Панфилова. – Школа и производство, 2005. - № 7. – С. 51-52.

10. Панфилова, Т.Ф. Рамка из картона и бумаги [Текст]/ Т.Ф. Панфилова. – Школа и производство, 2005. - № 5. – С. 55-56.

11. Пушкина, В. З. Стильные изделия из кожи. [Текст]/ В. З. Пушкина. – М.: Эксмо, 2006. – 368с.

12. Сидорова, Л.Е. Изделия из кожи и меха [Текст]/ Л.Е. Сидорова. – Школа и производство, 2003. - №7. – С. 43-44.

13. Скребцова, Т.О. Объемные картины из кожи [Текст] / Т.О Скребцова. – Изд.. 4-е – Ростов на  Дону.: Феникс, 2006. – 160 с.

14. Скворцов, К.А. Рамки для рукодельных работ  [Текст]/ К.А. Скворцов. – Школа и производство, 2005. - № 5. – С. 49.

15. Скребцова,Т.О. Кожа в интерьере: дизайн декоративной посуды [Текст] / Т.О. Скребцова. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 170с.

16. Хохленок, О.Н.  Объемное панно из бумаги [Текст]/ О.Н. Хохленок. – Школа и производство, 2005. - № 5. – С. 38-40.

Список литературы для детей и родителей

1. Волкова, Н. В. Аксессуары из кожи [Текст]/ Н. В. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. -  220с.

2. . Горянинова, О. В. Стильная бижутерия своими руками: камень, стекло, дерево, проволока. [Текст]/ О. В. Горянинова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 216с.

3. Модные украшения своими руками. Ремешки, браслеты, заколки… и многое другое. [Текст]/ [ред. – сост. Д. В. Нестерова] – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.

4. Синеглазова, М. Кожа. [Текст] / М. Синеглазова. – М.: Изд. Культура и традиции, 2000

  Приложение 1

Мониторинг результатов обучения и воспитания ребенка

по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

1 . Теоретическая и практическая подготовка ребенка:

1.1 Знания  умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие знаний умений и навыков программным требованиям

  • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных  знаний умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний умений и навыков составляет более ½);
  • максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми  знаниями умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

1

5

10

Контрольное задание

1.2 Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

1

5

10

Контрольное задание

1.3 Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1

5

10

Контрольное задание

2. Развитие личностных качеств ребенка:

2.1 Умение аккуратно и качественно выполнять любую работу.

Старательность и аккуратность в труде, доведение работы до конца:

  • минимальный уровень (настойчивость в преодолении трудностей проявляет редко, полученную работу редко доводит до конца);
  • средний уровень (ребенок преодолевает трудности, если увлечен процессом труда; работу доводит до конца под постоянным контролем);
  • максимальный уровень (ребенок аккуратно и старательно выполняет любую работу, всегда доводит дело до конца).

1

5

10

Наблюдение

2.2 Умение проявлять чувство взаимопомощи и умение работать в коллективе.

Навыки взаимопомощи, желание работать сообща.

  • минимальный уровень (ребенок никому не помогает и даже мешает другим, избегает участия в общих делах);
  • средний уровень (ребенок оказывает помощь неохотно, только по просьбе, в общих делах участвует только при побуждении извне);
  • максимальный уровень (ребенок всегда охотно  оказывает помощь, инициативен в общих делах).

0

5

10

Наблюдение

3.  Результаты освоения образовательной программы

Участие в выставках и конкурсах различных

уровней

Карточка учета результатов обучения и воспитания

Учебный год

Объединение  

Год обучения

Педагог

ФИ обучаю

щегося

Теоретическая и практическая

подготовка ребенка

Развитие личностных качеств          ребенка

Результаты освоения

образовательной

программы

Знания  умения и навыки

1.1

Владение оборудованием

1.2

Творческие навыки

1.3

Старательность и аккуратность в труде, доведение работы до конца

2.1

Навыки взаимопомощи, желание работать сообща

2.2

Участие в выставках и конкурсах различных

уровней

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечания:

1. -  на конец первого полугодия

2. - на конец учебного года

Общие выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности профессионального самоопределения обучающихся через проектную деятельность в объединении Дизайн-студия «Сувенир» МБОУ ДО ДДТ «Искорка»

Данный материал содержит текст доклада, выступления на конференции  по  проектной деятельности. Отражает опыт работы педагога по оганизации профессиональных проб и погружения в профессии чер...

Индивидуальный образовательный маршрут обучения по дополнительной образовательной программе Дизайн-студия «Сувенир»

Данный материал содержит этапы работы над созданием творческого проекта обучающегося. Будет полезен педагогам дополнительного образования....