«Технология развития социальной активности личности в практике дополнительного образования детей»
статья

Кобылат Олег Леонидович

Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное будущее. Поэтому одна из главных задач -  помочь обучающимся осознанно выбрать дальнейший путь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология развития социальной активности личности

в практике дополнительного образования детей»

Добрый день, уважаемые коллеги.

Современному подростку трудно перенести себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное будущее. И поэтому у современных школьников часто возникают трудности с профессиональным самоопределением.

Реклама «роскошного» образа жизни порождает как у обучающихся, так и у их родителей нереалистичные требования и неимоверные амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам при выборе профессии.

Поэтому одна из задач – помочь обучающимся осознанно выбрать дальнейший путь.

Федеральный государственный образовательный стандарт, конечно, способствует  профориентационному  выбору.

Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые методы профориентации. Надо понять, какого подростка мы имеем, что он чувствует, чем живёт.

В настоящее время, согласно теории поколений, которую разработали американские историки Уильям Штраус и Нил Хоув, в период самоопределения вступило поколение Z (или цифровое поколение) со своими ключевыми особенностями (смотри слайд). Можно добавить поверх всего этого клиповое мышление.

Поколение Z – это люди, родившиеся в 1998–2010 годах. Это первое поколение, которое не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей.

Предполагается, что представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой и искусством.

В связи с этим возрастает потребность в расширении технологий развития социальной активности личности в практике дополнительного образования детей, учитывающей как особенности самих обучающихся, так и постоянно изменяющиеся требования к профессиональному обучению современных школьников.

Выбор будущей профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов обучающихся. А  моя педагогическая задача – это социализация и ранняя профориентация школьников.

На что делать ставку в развитии детей? Эти компетенции универсальны для разных отраслей (смотри слайд). Овладение ими позволит выпускнику быть востребованным на рынке труда.

Начиная с 1 класса, ребенок должен получать не только академические знания, но и практические навыки, уметь применять их в последующей жизни. В связи с этим способствую расширению и углублению представлений моих учеников о различных профессиях через организацию ролевых игр, конкурсов, бесед и викторин. Но интереснее всего, нагляднее и понятнее для младших школьников являются тематические и комплексные экскурсии в музеи, на предприятия поселка и области.

Во время экскурсий формируются ценностные установки, такие как: любовь к России, своему народу, своему краю, доверие к людям, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, уважение к труду и людям труда, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, экологическое сознание, красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.

Это не только выезды за пределы Веселовского района, но и экскурсии в парк, походы в лес, посещение исторических и памятных мест.

Мы посещаем объекты флоры и фауны, предприятия области,  музеи и архитектурные комплексы.

С обучающимися и родителями организовываем экскурсии по родному краю и п. Весёлый: Почта России, Пожарная часть (МЧС), ГИМС, больница, аптека, магазин техники и электроники, Узел связи, Росгосстрах, Райфинотдел, редакция газеты «Зори Маныча»(теперь «Веселовские вести»), УСЗН Весёловского района, завод «ДонМаслоПродукт».  

Регулярны экскурсии в школьный музей и к памятникам погибшим воинам в годы войны и героям - «Чернобыльцам». Все это, безусловно, способствует духовно-нравственному развитию обучающихся, обогащению жизненного опыта и развитию социальной активности личности.

Экскурсии, походы, турслеты, военные сборы для допризывной молодежи помогают воспитывать у детей и чувство патриотизма, навыков заботы о людях, земле, родных и близких.

После каждой экскурсии проводится итоговая беседа. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свои мысли и мнения. Собранный во время экскурсии материал обрабатывается,  выполняется проект с соответствующими рисунками, фотографиями, записями, схемами, диаграммами, текстами задач.

Результат экскурсий - реализация социально значимых проектов, исследовательские работы, сочинения  учеников. Итоги могут быть выражены в фотовыставке, совместном выступлении или снятом фильме.

Обобщая сказанное, можно выделить главное в ранней профессиональной ориентации школьников - развитие социальной активности личности в практике дополнительного образования детей, возможность изучить свои потребности; соотнести их с требованиями к интересующим профессиям; сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, легко адаптируясь к социальным условиям. Но при этом оставаясь здоровым!

Спасибо за внимание. Всем желаю крепкого здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в практику дополнительного образования детей

Применение педагогами доп.образования здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях...

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в практику дополнительного образования детей

Здоровьесбережение в дополнительном образовании выступает как средство активизации учебной деятельности, повышение качества обучения и вызывает интерес к выполнению различных видов деятельности.Цель д...

Методическая разработка «Технологии развития социальной активности: технологии развития социальной креативности»

В методической разработке рассмотрены технологии развития социальной креативности обучающихся для учреждений дополнительного образования....

Здоровьесберегающие педагогические технологии в практику дополнительного образования детей

Здоровьесберегающие педагогические технологии в практику дополнительного образования детей...

Презентация к статье "Технология развития социальной активности личности в практике дополнительного образования детей"

Презентация к статье по теме "Технология развития социальной активности личности в практике дополнительного образования детей"...

"Современные образовательные технологии в практике дополнительного образования детей"

Описаны современные педагогические технологии, которые применяю в своей деятельности....