Методическая разработка «Технологии развития социальной активности: технологии развития социальной креативности»
методическая разработка (7, 8, 9 класс) на тему

В методической разработке рассмотрены технологии развития социальной креативности обучающихся для учреждений дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_razvitiya_sotsialnoy_aktivnosti_.docx74.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Технологии развития социальной активности:

технологии развития социальной креативности»

Современный этап развития нашего государства характеризуется бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Важной и актуальной задачей современного образования является ориентация на развитие творческой личности, способной осознанно строить свои отношения в различных жизненных ситуациях, становиться «автором» собственной жизни. Актуальность развития креативности в условиях дополнительного образования диктуется самой целью этого образования: развитием мотивации детей к познанию и творчеству, содействием их личностному самоопределению, адаптацией к жизни в обществе, приобщением к здоровому образу жизни и т. д. Тем не менее, высокие показатели креативности у детей вовсе не гарантируют их творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями.

Креативность — системное психологическое образование, представляющее собой, как способности к творческой деятельности, так и наличие творческого потенциала личности. Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т. д.

5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Творческие способности личности характеризуются:

- самостоятельным видением проблемы, т. е. аналитическим
мышлением;

- умением перенести знания, умения, навыки в новую ситуацию;

-видением новой стороны в знакомом объекте, т. е. альтернативным мышлением;

-умением комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые, т. е. синтетическим, комбинационным мышлением.

В настоящее время встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены признаки образовательной среды, максимально способствующие развитию креативности личности:

- признание того, что креативность может проявляться в любом виде деятельности;

- создание атмосферы одобрения, поддержки человека (отсутствие грубой критики, поощрение личностных проявлений и т. д.);

- обеспечение сотрудничества, нивелирование ощущения конкуренции;

- четкая организация занятий с целью исключения жестких временных ограничения при выполнении творческих заданий;

- использование полилога как основного коммуникативного средства взаимодействия в творческом процессе;

- наличие выбора форм, методов творческой деятельности и самостоятельность в определении ее содержания;

- создание условий для самоактуализации и саморазвития личности.

Барышева Т.А. в монографии «Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник.  — СПб.: Изд–во.ВВМ, 2014.) предлагает следующие технологии развития социальной креативности:

«Письменный круглый стол» — коллективная форма работы, активизирующая креативные качества участников в процессе создания коллективных экспресс–сочинений на определенную тему.

Технология реализации:

1. Формулировка темы.

2. Распределение ролевых позиций (№ 1 — вступление, изло- жение основной идеи; № 2 — развитие темы, комментарии; № 3 — обобщение, выводы, заключение).

3. Лист три раза проходит по кругу. Каждый из участников должен побывать в различных ролях. Рекомендуется, чтобы каждый участник делал записи своим цветом (более нагляден вклад каждого участника).

4. Чтение получившихся текстов.

«Продвинутая лекция» (Джонсон и Смит, 1991). Суть технологии состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели «ВЫЗОВ — ОСМЫСЛЕНИЕ — РЕФЛЕКСИЯ».

Алгоритм:

1. ВЫЗОВ. Подготовка. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию. Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксация на доске высказанных идей.

2. АНОНС содержания первой части лекции. Задание — по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождении «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант ИНСЕРТа).

3. ОСМЫСЛЕНИЕ. Преподаватель зачитывает первую часть лекции.

4. РЕФЛЕКСИЯ. Предварительное подведение итогов. Индивидуальное задание: выделение главного — письменный ответ. Работа в парах: обсуждение соответствия прогноза услышанным материалам, формулировка общего ответа, выступление от пар.

5. ПОВТОРНЫЙ ВЫЗОВ. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксация высказанных идей. Задание аналогичное пункту.

6. ОСМЫСЛЕНИЕ преподаватель читает вторую часть лекции.

7. РЕФЛЕКСИЯ. Подведение итогов. Работа в парах: обсуждение соответствия прогноза услышанному материалу, выступления от пар.

8. ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ. Задание аудитории: индивидуальная работа — письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма — 10 минутное эссе.

9. Предметная область применения не ограничена. Технология, этапы могут варьироваться.

«Стратегия Диснея» — данная технология разработана по мотивам произведения Уолта Диснея. Уолт Дисней основал в области индустрии развлечений империю, пережившую создателя на десятилетия. Его обаятельных героев, яркие сюжеты мультфильмов, дисней-ленды (парки развлечений) знает весь мир. Он соединил в своем творчестве: новаторскую креативность, успешную бизнес–стратегию и широкую востребованность и популярность. Глубже понять стратегию Диснея позволяет высказывание одного из коллег У. Диснея: «… на самом деле Диснеев было ТРИ: МЕЧТАТЕЛЬ, РЕАЛИСТ и КРИТИК. И невозможно было угадать заранее, который из них придет на совещание». Это проникновение в суть не только диснеевской стратегии, но и процесса творчества в целом. Креативность — это скоординированная работа трех субпроцессов — мечтателя, реалиста и критика.

Мечтатель (М) — спонтанная креативность. Он продуцирует идеи и формулирует новые цели. Символы — фантазия, космос, бесконечность, интуиция, восторг, вдохновение, свобода. Техники — активное воображение, синестезия.

Реалист (Р) — организованная исследовательская деятельность, глубокое и всестороннее постижения проблемы. Реалист преобразует идеи в конкретные выражения. Символы — действие, реальность, устойчивость, структура, содержание. Техники — децентрация, физическая идентификация (реальное видение, слышание, осязание) с предметом творчества, полное погружение в проблему, реализация нереального, «раскадровка», структурирование проблемы.

Критик (К) — инспектор («К нам приехал ревизор!»). Это не завистливый злопыхатель, а перфекционист, фильтр, стимул к совершенству. Он оценивает и совершенствует. От него зависит качество результата творческой деятельности. Символы — анализ, детализация, эрудиция, профессионализм, самодостаточность. Каждая из этих интеллектуальных стратегий — выполняет определенные функции в креативном процессе и относительно автономна, более того, эти стратегии имеют тенденцию скорее конфликтовать, чем поддерживать друг друга. Однако в творческом пространстве сознания эти креативные стратегии «сотрудничают» в различных вариантах соотношений и с различным результатом. «Мечтатель» без «реалиста» не в состоянии реализовать творческую идею. «Критик» + «Мечтатель» — это вечный конфликт без реализации проекта. «Мечтатель + «Реалист» способны творить, но без «критика» никогда не достигнут совершенства. Идеальный вариант предполагает синтез МРК. В других вариантах может доминировать мечтатель, реалист или критик.

Задание — определить профиль креативных стратегий (индивидуальную формулу — МРК, РМК, КМР, МКР и т.д.). Тренинг «Стратегия Диснея», разработанный Э. Грином (Креативность в паблик рилейшинз.СПб.,2004) направлен на гармонизацию различных креативных стратегий в творческом пространстве сознания.

1. Мысленно очерчиваем участок пространства, рисуя воображаемый круг. Вы превращаетесь в МЕЧТАТЕЛЯ, готового творить без всяких ограничений. Вспомните моменты своей жизни, когда вам удавалось генерировать творческие идеи и ставить оригинальные цели. Вступите в воображаемый круг и снова с максимальной силой и непосредственностью переживите эти позитивные ощущения. Вы ассоциировали мечтателя, т.е. самую творческую часть вашего сознания с этим участком пространства. Теперь вы можете превращаться в мечтателя, «посещая» это пространство в любой момент по вашему желанию.

2. Мысленно очерчиваете другой участок пространства, рисуя воображаемый круг. Вы превращаетесь в РЕАЛИСТА: вам необходимо знать как мечты претворяются в жизнь в реальном мире. Проанализируйте свои мечты, точно сформулируйте задачи и начинайте действовать. Вспомните, когда Вы реалистично и конструктивно разработали успешный план действий и реализовали его, когда ваша мечта сбылась на основе ваших действий. Вступите в воображаемый круг. Постарайтесь добиться психологического эффекта закрепления и когда поймете, что удалось, выйдите из круга

3. Аналогично — мысленно очерчиваете участок пространства, рисуя воображаемый круг. Вы превращаетесь в КРИТИКА. Это пространство для оценки и критики. Вспомните ситуацию, когда вы подвергли свой или чужой проект конструктивной критике, когда ваша критика привела к качественно новому результату. Закрепив состояние — выйдите из круга, в который Вы можете возвращаться в любое время.

Технология рефлексивной самоорганизации (self– examination–development) — совокупность способов, средств и методов, активизирующих процессы самопознания, саморазвития личности — эффективно применяется в условиях информационной среды. Основное назначение технологии рефлексивной самоорганизации в системе креативной педагогики состоит в создании условий для самопознания, самоорганизации и саморазвития личности, осознания субъектом себя как творческой индивидуальности, определения своих креативных качеств, требующих совершенствования.

Цель: психодизайн креативности в процессе рефлексивной самоорганизации субъектов в условиях информационной среды.

Этапы:

1. мотивация;

2. освоение и преобразование альтернативной теоретической информации;

3. психологическое моделирование (самостоятельная разработка идеальной модели креативности);

4. художественно–эскизная разработка психологического «авто- портрета» (аутомодели) на основе рефлексии креативности;

5. самодиагностика креативности (определение зон актуального развития и проблемных зон в структуре креативности);

6. проектирование программы саморазвития;

7. освоение развивающих технологий;

8. психодизайн креативности;

9. разработка креативных проектов в сфере профессиональной деятельности.

В процессе проектирования технологии рефлексивной самоорганизации (самоисследования и развития креативности) в информационной среде учитываются следующие требования:

- соответствие технологии структурным особенностям креативности как системного психического образования;

- наличие многоуровневой организации базового и дополнительных информационных ресурсов;

- нелинейность структуры, мотивирующей самостоятельную организацию субъектом информации и себя, выбор траектории и стратегии саморазвития;

- моделирование рефлексивных процессов самопознания, самоорганизации, саморазвития, самотворчества;

- открытость, обеспечение возможности модификаций и дополнения основного контента;

- наличие входного контроля (диагностика перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации и оказания первоначальной помощи);

- индивидуализация, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;

- обеспечение обратной связи;

- наличие развитой системы помощи, которая должна быть многоуровневой, психологически обоснованной, учитывающей характер затруднений субъекта;

- возможность документирования процесса и результатов деятельности;

- наличие развитой поисковой системы, режимов «лупы», «автопоказа»;

- наличие блока контроля утомления, блока релаксации;

- акцентирование креативогенных свойств информации, позволяющих мотивировать и актуализировать рефлексивные и творческие процессы.

«Цветок лотоса» (техника креативного мышления) — ав-тор техники креативного мышления — Ясуо Мацумуро (Япония). Техника разработана на основе ассоциативной стратегии Т.С. Элиота. Стратегия состоит в том, чтобы начать с основной проблемы (темы), разделить её на подтемы и затем вносить изменения в каждую из подтем. В технике «Цветок лотоса» лепестки вокруг центра цветка метафорически «разворачиваются» по одному, раскрывая ключевой компонент или подтему. При использовании такого подхода получаются постоянно расширяющиеся круги, пока проблема не будет всесторонне исследована. Получившаяся группа тем и подтем предоставляет целый ряд возможностей.

Логика: – Записать центральную тему (формулировку проблемы) в центре диаграммы (рис.).

C:\Users\Dell\Desktop\Сдать Хамцовой стимулирующие\креатив.JPG

– Записать идеи или прикладные задачи в расположенных вокруг центральной темы кружках, обозначенных буквами от A до H.

– Использовать идеи, записанные в кружках, как центральные темы для окружающих лепестков цветка лотоса.

– Продолжать этот процесс, пока не будет составлена схема цветка, т.е. пока проблема не будет всесторонне исследована.

«Социальное проектирование» (создание условий для самоопределения подростков, включение в активную деятельность, развитие коммуникативных, организаторских, их творческих способностей, принятие общечеловеческих ценностей, умение работать в команде, креативность, овладение алгоритмом проектной деятельности).

Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Работа над проектом позволяет почувствовать обучающимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности.

Социальное проектирование – деятельность коммуникативная. Она учит детей распределять обязанности, дискутировать, аргументировать свою точку зрения, отстаивать и менять свою позицию, убеждать других. Социальное проектирование – школа гражданского воспитания подрастающего поколения. Как никакая другая деятельность, способствует воспитанию гражданской активности, готовит к жизни и труду. Перестройка самоощущения личности, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими – важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности.

Социальное проектирование является средством, с помощью которого теоретический фундамент знаний может стать личным достоянием, личностным приобретением подростка. И именно в ходе социального  проектирования могут сформироваться значимые, одобряемые обществом навыки социального поведения.

В этой связи чрезвычайно актуальным становится изучение и внедрение социального проектирования, целевая установка которого состоит в том, чтобы обеспечить обучающихся технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности.

Технология социального проектирования – многоуровневый и поэтапный процесс. В качестве примера предлагается специально разработанная программа, рассчитанная на обучающихся старшего звена. (Приложение)

Приложение

Программа реализации технологии

«Социальное проектирование»

(Из сборника методических материалов «Выбери свое будущее»

(Авторы: Куравина И.А., Зайцева Н.А.,  Королева Е.А., Колбова Н.А., Тюлюкина А.В.)

Пояснительная записка

Сегодня в нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социального проектирования.

Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проектной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего».

Социально – значимая, самостоятельная и ориентированная на практический результат деятельность обучающегося, социальное проектирование являются средствами, с помощью которых теоретический фундамент знаний может стать личным достоянием, личностным приобретением подростка. И именно в ходе социального  проектирования могут сформироваться значимые, одобряемые обществом навыки социального поведения.

В этой связи чрезвычайно актуальным становится изучение и внедрение социального проектирования, целевая установка которого состоит в том, чтобы обеспечить обучающихся технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности.

Актуальность овладения основами социального проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социального проектирования позволит обучающимся более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность подростка — умение разрабатывать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

Технология социального проектирования – многоуровневый и поэтапный процесс. В связи с этим именно детское объединение является прекрасной площадкой, в рамках деятельности которой будут реализованы социальные проекты.

В детском объединении происходит корректировка личностных ценностей подростков, вырабатываются стиль и навыки группового поведения, групповые ценности. Для того, чтобы эти ценности не противоречили системе высших духовных ценностей необходимо, чтобы деятельность подростков была ценностно-ориентированной.

В рамках детского объединения подростки имеют возможность реализовать  потребность проявить свои организаторские, являясь организатором различных мероприятий, коллективно-творческих дел, акций, осуществляя практическую деятельность в выбранном направлении.

Программа включает в себя теоретические занятия, в процессе которых подростки получают знания, умения и навыки, реализуемые в практической деятельности. Практическая деятельность участников детского объединения социально направлена и осуществляется параллельно с теоретическим блоком.

Необходимость анализа каждого занятия, а также деятельности в целом, объясняется появлением склонности у подростков данного возраста к рефлексии, выхода на новый уровень самосознания.

Цель программы: создание условий для обогащения жизненного опыта подростка через реализацию социально значимых проектов.

Задачи:

  • Выявление и развитие коммуникативных и организаторских и творческих способностей подростка;
  • Включение подростка в активную деятельность;
  • Создать условия для самоопределения подростка;
  • Овладение технологией социального проектирования;
  • Внедрение инновационных форм и методов работы с детьми и подростками в детских творческих объединениях.

Основные принципы:

- принцип комплексности, предполагающий учет всех основных направлений и форм взаимосвязи обучающегося с его природным, социальным и культурным окружением;

- принцип реалистичности, требующий решения культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные);

- принцип самопроектирования, - позволяет в ходе проектной деятельности вводить новые правила, гибко выбирать формы и методы взаимодействия.

- принцип сопряжения интересов обусловлен тем, разрабатываемый проект всегда в определенной мере продукт компромисса между интересами всех участников проектирования.

- принцип включенности в реальный процесс. Освоение подростками знаний умений и навыков в форме деятельности. Этот принцип применяется на практических занятиях.

- принцип системности, в ходе деятельность участников программируется и организуется как логически взаимосвязанная цепочка действий, образующих завершенный цикл, включающий анализ ситуации, рефлексию проблем, определение причин их возникновения, выработку решений, отбор наиболее приемлемых проектов, проработку стратегии их реализации.

- принцип коллегиальности и коллективной ответственности. Этот принцип фиксирует внимание участников на том, что результат - всегда продукт коллективной деятельности.

Методы реализации программы:

  • тестирование, анкетирование;
  • «мозговой штурм»;
  • социологические исследования;
  • ценностно-ориентированная деятельность;
  • наблюдение;
  • анализ.

Формы реализации программы:

  • беседа;
  • коллективно-творческая деятельность;
  • ролевые и деловые игры (имитационные игры);
  • экскурсия;
  • лекция;
  • круглый стол;
  • игровая деятельность;
  • индивидуальные консультации;
  • работа в микрогруппах;

Предполагаемый результат:

  • обогащённый жизненный опыт подростка, способствующий развитию социально значимых качеств;
  • наличие активной жизненной позиции;
  • знание подростками технологии социального проектирования;
  • умение подростка конструктивно взаимодействовать со взрослой культурой, социумом. Овладение навыками делового общения;
  • сформированная команда менеджеров социального проектирования;
  • реализация социально – значимых проектов.

Основные этапы программы:

1. Теоретический этап:

Проект. Социальное проектирование.

Планирование деятельности

Социальная проба по выбранной теме.

Коммуникативные знания, умения, навыки.

Применение приемов распредмечивания, проблематизации, целеполагания, самоопределения, рефлексии, схематизации, позиционного анализа.

Игровые методы социального проектирования

2.Практическая деятельность:

2.1. Практическое применение полученных знаний на занятиях творческого объединения.

2.2. Участие в конкурсах социального проектирования.

Учебно-тематическое планирование

Тема

1

Знакомство.

Основные понятия «соц. проекта». Диагностика особенностей подростков. Сущность и методология соц. проектирования

2

Развитие коммуникативных способностей и навыков общения

3

Способы планирования. Планирование деятельности детского объединения

4

Социологические исследования

5

Способы работы с документами

6

Разработка социального проекта

7

Рекламная кампания продукта СП

8

Интеллектуальный тренинг. Общий кругозор личности обучающегося.

9

Практическая реализация проекта

10

Игровое взаимодействие

11

Развитие способности к творческому, активному мышлению

12

Конкурс – Проектирование

13

Обсуждение и оценка

Содержание программы

Тема №1.

Игры на знакомство: «Интервью», «Сотри нужное», «Рисунок». Тест «Степень коммуникабельности», анализ результатов. Основные понятия «соц.проекта», Диагностика особенностей подростков. Сущность и методология  соц.проектирования. Беседа «Социум и Я». Игры на выявление организаторских качеств: «Часы», «NITRO», «Корабль», «Кто быстрее».

Тема №2

Развитие коммуникативных способностей и навыков общения

Виды общения. Игры, упражнения, связанные с различными видами общения. Ролевые игры. Игра «Позывные». Перевоплощение и общение в заданном характере. Упражнения, направленные на активное воздействие на партнера, способность добиваться от него желаемого результата. Игра «Построение». Культура общения.

Тема №3

Способы планирования. Планирование деятельности детского объединения. Тренинг «Как рождаются идеи». Игры на взаимодействие. Участникам предлагается, разделившись на группы, спланировать деятельность детского объединения, используя формы (мозговой штурм, рейтинг популярности, ящик предложений, каталог идей). После оглашения результатов можно придумать свои формы планирования.

Тема №4

Социологические исследования. Термины и понятия (Социология, методология, прием, прогнозирование, виды социологических исследований). Программа социологического исследования проекта. Контент-анализ. Метод наблюдения общественной ситуации. Эксперимент в сфере досуга. Метод анкетирования. Метод тестирования. Опрос. Метод социометрии.

Тема№5

- Подготовительный этап. Согласование.

- Выбор темы

- Определение целей

- Планирование по проекту, распределение.

- Источники информации и финансирования

- Формирование общественного мнения.

Игра «Операция Поиск»

Тема №6

Подготовка сводной таблицы проблем, характеризующих основные составляющие ситуации: социокультурную среду, сферы жизнедеятельности и образ жизни. Осуществить классификацию проблем путем отнесения их к основным составляющим социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни.

Проранжировать проблемы по степени их значимости.

Каждое задание выполняется в три этапа: индивидуально, в подгруппах, после чего лидеры подгрупп в свободной дискуссии приходят к единому варианту классификации и заполняют сводную таблицу.

Самостоятельно заполнить сводную таблицу “Сферы проявления социальных проблем и аудитория проекта”, которая в дальнейшем будет использована в процессе целевого и содержательного обоснования проектов.

По результатам анализа дать общую характеристику социальной ситуации путем анализа основных проблем социальной среды, сфер жизнедеятельности, образа жизни и на этой основе определить:

а) приоритетные сферы проектирования и

б) приоритетные категории и группы населения (потенциальную аудиторию программ).

Результаты задания представляются в форме доклада подгрупп и последующей межгрупповой дискуссии.

Тема №7

Разработка проекта рекламной кампании продукта.

Структура проекта:

1.Анализ - описание целевой аудитории (анализ требований потребителей,  проблем и потребностей различных социальных групп), характеристика преимуществ продукта, характеристика конкурентов (включая содержание и способы реализации услуг).

2. Разработка стратегии рекламной кампании (ее идеи), включая: поиск способов позиционирования образа продукта  (т.е. выделения марки, товара среди подобных); разработку  основной темы рекламы или перечня тем; обоснование целевых аудиторий потребителей.

3. Определение целей и задач рекламной кампании;  

4. Обоснование наиболее эффективных средств рекламы.

5. Формулировка критериев эффективности рекламной кампании.

Организационно – деятельностная игра «Рекламный ролик», тренинг «Всеобщее внимание», «Шурум - бурум»

Тема №8

Интеллектуальный тренинг. Общий кругозор личности учащегося. Игра «Интеллектуальный футбол». Рассмотрение и изучение общекультурного аспекта, исторического аспекта, религиозного аспекта, литература и искусство.  Игра «Словесная кухня»

Тема №9

Практическая реализация проекта

Составление предложений по реализации проекта

Официальные переговоры

Проведение плановых мероприятий

Игровая технология «построй крепость»

Тема № 10

Разработка приемов организации игрового взаимодействия участников инновационных игр:

- игровые методики формирования команд и знакомства участников,

- приемы “погружения” в игровую ситуацию и активизации внутрикомандного и межкомандного взаимодействия (индивидуальные и групповые роли, способы информационной и оценочной коммуникации — вопросы, реплики и т.д.),

-  способы определения лидеров и выявления степени продуктивности совместной деятельности участников,

- методы активизации инновационного потенциала личности (распредмечивание, проблематизация и самоопределение участников игры).

Проведение в группе деловой игры, включающей защиту, дискуссию и экспертизу индивидуальных проектов, разработанных обучающимися.

Игры на командообразование.

Тема №11

Развитие способности к творческому, активному мышлению.

Тренинг аналитических способностей личности, умения видеть целое. Упражнения, направленные на развитие способности к объективному самоанализу. Развитие умения анализировать какое-либо  явление, предмет, ситуацию, человека или  коллектив, произведение искусства и т.п. дети учатся спорить слышать друг друга. Критический разбор того или иного факта, события.

Игра «Шли по улице», «Крокодил».

Тема №12

Конкурс - Проектирование.

Каждая команда выбирает одну их возможных тем.

Задание:

1. Обосновать актуальность проекта путем анализа:

— социально-культурных проблем;

— отраслевых проблем

— личностных проблем

2. Разработать модель продукта деятельности включая:

— цели деятельности;

— направления деятельности;

— должностную структуру.

3. Определить условия реализации проекта

 Защита проектов. Групповая  дискуссия.

В группу экспертов можно включить такие игровые роли, как  Представитель населения, Работник комитета по культуре, Юрист.

Тема №13

Обсуждение и оценка

Размышление. Рефлексия, как один из компонентов выполнения социального проекта. Анализируя свою деятельность участники пытаются ответить на вопросы.

Обсуждение. Отчет – продукт СП. Подготовка видеоматериалов и фото для презентации проекта. Творческая защита, «Дневник проекта».

Эффективность реализации программы. Мониторинг

Компоненты отслеживания эффективности результатов программы

Методики, формы, методы

Обогащённый жизненный опыт подростка в социально значимой деятельности

«Журнал моего успеха» - отслеживание результативности и успешности подростка в различных видах деятельности.

«Незаконченное предложение»

Метод проектирования (рисунок несуществующего животного, дерево лидера, автопортрет)

Активная жизненная позиция

Методика определения оценки самочувствия, активности и настроения.

Методики определения уровня самооценки (тест Дембо – Рубинштейн)

Опросник по выявлению уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности, воспитанности.

Знание технологии социального проектирования

Диагностика уровня участия подростка и команды в социально значимой деятельности.

Практическое применение полученных знаний при разработке и реализации социального проекта.

Сформированная команда менеджеров социального проекта

Методика социально – психологической самоаттестации временного коллектива.

Методика изучения уровня развития детского коллектива (по А.Н. Лутошкину)

Социальное проектирование в системе воспитания обучающихся в учреждении дополнительного образования

Основные цели, задачи социальных проектов, этапы его реализации.

Основные понятия социального проектирования

Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Его реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, районе, месте.

Куратор – совершеннолетний человек, как правило, педагог, который координирует деятельность по проекту.

Команда менеджеров – группа, которая разрабатывает и реализует социальный проект.

Цель – предполагаемый результат.

Целевая группа – группа, на которую направлена деятельность по проекту.

Участники проекта – люди, которые помогают команде менеджеров в реализации проекта.

Проблема – это противоречия между желаемым и действительным, которые команда пытается разрешить.

Социальное проектирование – самостоятельная деятельность подростка, направленное на практическое решение определённой проблемы. Способствует взаимодействию школьного сообщества с социальными учреждениями и властными органами.

Социальный проект

«Содружество кванторианцев»

Этот проект для целеустремлённых личностей, для детей, которые действительно знают, что хотят от жизни, они активны, жизнерадостны и талантливы. А также для тех, кто хочет стать таким!

Решает проблему недостаточного уровня совместной творческой деятельности кванторианцев различных квантов Белгородского регионального детского технопарка «Кванториум».

Цель социального проекта – вовлечение обучающихся квантов в активную и творческую жизнь через создание системы самоуправления «Содружество кванторианцев».

Предполагаемый результат: самореализация обучающегося, личностное развитие, социокультурное обогащение подростков, обретение единомышленников, новых друзей.

«Содружество кванторианцев» - это система детского самоуправления, в которую входят лидеры квантов.

Необходимо создать штаб «Содружества кванторианцев», а затем привлекать обучающихся из квантов технопарка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Методическая разработка. Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»

Технология РКМЧП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповы...

Методическая разработка занятия по социально-бытовой ориентации в социально-трудовом отделении по программе «Наше будущее в наших руках» Тема: «Торговля. Продовольственные магазины»

Ф.И.О. педагога: Воронович Ольга ВасильевнаРаздел программы: «Торговля»Урок 7.Тема: «Продовольственные и промтоварные магазины. Магазины самообслуживания. Поведение в магазине. Ознак...

Методическая разработка «Технология мастерских как средство личностного развития воспитанника»

Мастер-класс по теме «Технология мастерских как средство личностного развития воспитанника» разработан с целью систематизировать теоретические знания коллег по данной образовательной техно...