М.П.Мусоргский (мероприятие к юбилею композитора)
презентация к уроку
К 180 -летию со дня рождения великого ртусского композитора Модеста Петровича Мусоргского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий | 97.5 КБ |
ОПЕРА "Хованщина" презентация | 496.5 КБ |
Предварительный просмотр:
180 лет со дня рождения Мусоргского
Мусоргский и национальная русская болезнь
9 марта исполняется 180 лет со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839—1881).
Илья Ефимович Репин (1844—1930). Портрет композитора М. П. Мусоргского. Москва, Государственная Третьяковская галерея (1881).
Мусоргскому было суждено прожить совсем недолгую жизнь — 42 года (скончался композитор спустя ровно неделю после дня своего рождения — 28 марта). Причиной смерти стала болезнь, которой страдали многие деятели русской культуры, и которая свела в могилу не одно дарование, — пристрастие к зелёному змею. Но вот что интересно. Говоря о Мусоргском, многие, образованные и даже обладающие художественным вкусом, люди очень часто упоминают данный биографический факт, оставляя в стороне вопросы творчества как второстепенные: мол, вытащат Модеста Петровича из какой-нибудь канавы, отмоют, накормят и посадят сочинять божественную музыку. Одним словом, талантливый забулдыга.
Как представляется, такая точка зрения мало соответствует действительности. Ещё менее соотносится она с масштабом личности и композиторского таланта Мусоргского. Впрочем, чтобы не плодить бессмысленной болтовни и домыслов, можно обратиться к авторитетному свидетельству — воспоминаниям Н. А. Римского-Корсакова.
Н. А. Римский-Корсаков. Из воспоминаний о Мусоргском
со времени постановки «Бориса» Мусоргский стал появляться между нами несколько реже прежнего, и в нем заметна стала некоторая перемена: явилась какая-то таинственность и, пожалуй, даже надменность. Самолюбие его разрослось в сильной степени, и темный и запутанный способ выражаться, который и прежде ему был до некоторой степени присущ, усилился до величайших размеров. Часто невозможно было понять его рассказов, рассуждений и выходок, претендовавших на остроумие. К этому времени относится начало его засиживания в «Малом Ярославце» и других ресторанах до раннего утра над коньяком в одиночку или в компании вновь приобретенных знакомых и приятелей, нам в то время неизвестных. Обедая у нас и у других общих знакомых, Мусоргский обыкновенно почти совсем отказывался от вина, но вечером, попозже, его уже тянуло в «Малый Ярославец». Впоследствии один из его тогдашних компаньонов, некто Вердеревский, знакомый мне по Тервайоки, рассказывал однажды, что на языке компании, в которой пребывал в то время Мусоргский, существовало специальное выражение «проконьячиться», что и осуществлялось ими на практике. Со времени постановки «Бориса» началось постепенное падение его высокоталантливого автора. Проблески сильного творчества еще долго продолжались, но умственная логика затемнялась медленно и постепенно. Выйдя в отставку и сделавшись композитором по ремеслу Мусоргский, стал писать медленнее, отрывочно, теряя связь между отдельными моментами и разбрасываясь при этом в стороны.
Что было причиной нравственного и умственного падения Мусоргского? Сначала успех «Бориса Годунова», а после — его неуспех, так как оперу сначала посократили, выкинув превосходную сцену под Кромами, а года через 2, бог знает почему, перестали давать, хотя успехом она пользовалась постоянным и исполнение ее Петровым, а по смерти его Ф. И. Стравинским, Платоновой, Коммиссаржевским и другими было прекрасное. Ходили слухи, что опера не нравилась царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре, что мало вероятно по нынешним временам. В результате оказалось, что оперу, шедшую 2—3 года на сцене и имевшую успех, с репертуара сняли. А между тем, авторское честолюбие и гордость разрастались; поклонение людей, стоявших несравненно ниже автора, но составлявших приятельскую собутыльническую компанию, все-таки нравилось. С одной стороны, восхищение В. Стасова пред яркими вспышками творчества и импровизаций Мусоргского поднимали его самомнение. С другой стороны, поклонение приятелей-собутыльников и других, восхищавшихся его исполнительским талантом и не отличавших действительный проблеск от удачно выкинутой шутки, раздражали его тщеславие. Буфетчик трактира знал чуть не наизусть его «Бориса» и «Хованщину» и почитал его талант, в театре же ему изменили, не переставая быть любезными для виду, а Русское музыкальное общество его не признавало. Прежние товарищи: Бородин, Кюи и я, любя его по-прежнему и восхищаясь тем, что хорошо, ко многому отнеслись, однако, критически. Печать с Ларошем, Ростиславом и другими бранила его. Вот при таком-то положении вещей страсть к коньяку и заполуночным сидениям в трактире развивалась у него все более и более. Для новых его приятелей «проконьячиться» было нипочем, его же нервной до болезненности натуре это было сущим ядом.
«Прекрасное есть жизнь!»
«Искусство не самоцель, – а средство беседовать с людьми»
Согласитесь, дорогой читатель, трудная задача – назвать ярчайшего классического композитора середины 19 века, эпохи крымского поражения, «Севастопольских рассказов», смерти государя Николая, эпохи больших перемен: «Всякие вести бродят…» (Герцен). Причём композитора-новатора, одновременно органически и глубоко связанного с русской художественной культурой – как исторической, так и стилистически устремлённой в безбрежное будущее. Композитора, идейно сращённого с эстетикой, нравственностью и философией своего времени, – где некрасовская любовь к народу плотно перевита сосредоточенной психологией Достоевского, а творчество передвижников озарено силою правды Салтыкова-Щедрина.
Трудная задача, поскольку в то время, 1850 – 70-е годы, достойных мастеров было предостаточно.
Это и вся знаменитая «русская пятёрка» – «Могучая кучка», и великолепный Рубинштейн со своим первостатейным в недалёком будущем учеником Чайковским. Предвестник балакириевской «Могучей кучки» Даргомыжский и выдающийся композитор, музыкальный критик А. Серов. Молодой Римский-Корсаков, блистательный оперный драматург. Все они – ростки и побеги авторитетного, несгибаемого основания национальной сочинительской школы Михаила Ивановича Глинки – всецело достойны подняться на пьедестал наилучших художников. Воплотивших славянскую идею в мелодию, голос певца, оркестровку.
И лишь появление таких мощных, мощнейших произведений, – народно-исторических драм, – как пушкинский «Борис Годунов» и стрелецкая «Хованщина», да ещё сдобренных голосами О. Петрова, Сариотти, Коммисаржевского, Збруевой, четы Воробьёвых, Платоновой, расставило всё по местам. (Некоторые злорадствующие критики считали, что успех оперы попервости сделали непосредственно крутые, раскрученные имена исполнителей.)
Модест Петрович Мусоргский, в свою очередь, обрёл заслуженную славу новатора-первопроходца в области оперной драмы: полнейшей формы искусства музыки – царицы всех музыкальных форм.
Опера до Мусоргского не знала столь детальной, внутренне многосложной аналитичной разработки исторического сюжета, «широкого представления реальных действующих лиц того или иного момента истории, тщательности в обрисовке событийных перипетий, вкуса к созданию колорита времени» (Р. Ширинян).
ВИДЕО
Глубинное форте, фортиссимо Мусоргского, его колокольная соборность, сходная церковной службе; рваные, незакруглённые формы – настолько превосходили всё, бывшее до и после, – что просто ломали привычную эстетику восприятия! Заражая и заряжая слушателя невообразимой шекспировской энергией, вплоть до ненависти, перемежающей смех слезами – так, что протуберанцы этой «сверхновой» энергии насквозь пронзили десятилетия, столетия. Глобально изменив не только систему восприятия, но и всю историю мировой музыки. В том числе историю эстрадной, джазовой, «поп» – лёгкой музыки.
«Мне становится близким всё русское…»
Вообще перед тем как слушать Мусоргского, творческому человеку, тем паче молодому, ищущему первоначальные смыслы, неплохо было бы окунуться в литературу и литературную критику той поры: от нравственных начал соцреалиста Белинского и благородных исследований вдумчивого Стасова, вдохновителя передвижников. Сквозь жизненную правду предвестников революционной бури Чернышевского с Добролюбовым, романы Герцена и Гончарова – к Гоголю. Аналогом которому стал Мусоргский в музыке: «Глинка и Даргомыжский, Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Гоголь и опять-таки Гоголь (сподручного нет)…» – отмечал Модест Петрович.
Работа над «Борисом», по собственному либретто, резко высвечивающим остроту конфликта царя и народа, заняла что-то около года (1868 – 1869). Невероятно короткий срок для столь эпического, тем более сверхноваторского по художественному исполнению произведения. При всём том объясняющего и показывающего стойкость и несгибаемый оптимизм самого автора.
Превосходно зная цену своему таланту, Мусоргский – со всей силою противодействия! – столкнулся с бюрократическим хамством и жестокостью власть предержащих, особенно в сферах искусства. (Первая прижизненная постановка – январь 1874.)
Так, по соображениям цензуры, М.П. пришлось изъять из клавира сцену на площади у собора Василия Блаженного со словами Юродивого: «Нельзя молиться за царя Ирода». (В ответ на призыв Бориса: «Молись за меня!»)
В опере чётко, глубоко выписана Русь-матушка: народная, монастырская, боярская, царская.
Вторая линия – судьба царя-Бориса: обретение власти, тяжкая доля владыки-неудачника, муки совести, смерть. Всё это густо переплетено образно-сюжетной драматургией, наэлектролизовано внутренним напряжением, движением, буйством цвета, громогласным хоровым звуком и сольным песенным лиризмом, а также нескончаемыми «намёками на историю того времени, вроде наших киевских и каменских обиняков. Надо понимать их…» (Пушкин): «Всегда народ к смятенью тайно склонен…»; «Конь иногда сбивает седока…»; «…чернь изменчива, мятежна, суеверна…».
В опере в полный рост воссияло великолепие Пушкина – после 40-летнего заперта трагедии. Раскрылась седая старина, воскресив картины далёкого прошлого. Новыми красками вспыхнула карамзинская «История государства Российского», использованная Мусоргским. Обнажилась связь прошлого с настоящим, выявив огромную непролазную пропасть меж чернозёмным народом и самодержавной властью. Но, несмотря на предопределения исторических закономерностей, именно народ, его приятие либо неприятие того или иного деятеля определяет исход борьбы за власть. Именно народ!
Нужно отметить полистилистское многообразие находок Мусоргского, сотканное из череды многослойных метафорических противоречий. Столь приглянувшихся упомянутому выше рокеру-новатору – клавишнику Киту Эмерсону из EL&P (ушедшему в мир иной совсем недавно, 10 марта 2016. Светлая память!):
1.Противопоставление царственно-величественной декламации – просторечью народного диалекта. Трагедия царя – трагедия страны: «Скорбит душа, какой-то страх невольный…» (Слова придуманы М.П.)
2.Противопоставление русских интонационных основ фабулы – зарубежным мелодиям и ритмам. В данном случае польским.
3.Противопоставление чрезвычайной лиричности, чувственности – графической точности описания бытовых штрихов.
4.Соседство больших пространных форм – с лаконичным обозначением деталей, образов, мизансцен.
5.Соседство примитивных, нехитрых песенных форм – с полифоническими монологами, имиджевыми разветвлениями, свободными от академических канонов и «консерваторского консерватизма». (Что и представлялось мишенью для критики, порой огульной.) «…где люди, жизнь – там нет места предвзятым параграфам и статьям», – пишет М.П. по этому поводу.
6.Убедительная аналогия с литературой и живописью. Причём живописью разных направлений: реализм, импрессионизм, романтизм. Что было отмечено Стасовым. (Друзья называли Стасова «Бахом» в знак всемерного уважения за пристрастие к баховской музыке.)
Одним словом – сплошная конвергенция и интертекстуальность, сказали бы сегодня. (Р.-Корсаков говорил на эту тему: «…варварство, варваризация».)
Вплоть до замены пушкинской фразеологии собственной – для придания правдивости. Путём лексического приближения жанровых сцен к эстетике XIX в. Вплоть до тематического расширения: в смысле развития и развёртывания «декабристских» значений пушкинской трагедии к значениям современным, народническим. Например, у Александра Сергеевича нет сцены бунта под Кромами – с пророчеством «народовольца» Юродивого, – добавленной М.П. в либретто. Исключён ряд действующих у Пушкина лиц: игумен Чудова монастыря, князь Воротынский, Басманов, Гаврила Пушкин.
Гармонические интерпретации Мусоргского восприняли, впитали и впоследствии использовали в своём творчестве «маравский Мусоргский» Яначек, Стравинский, Шостакович. Берг, Мессиан, Дебюсси и мн. др. Ежели взять чуть шире, Мусоргский неизбежно «зацепил» полифонической мощью и гармоническими вертикалями Скрябина, Рахманинова, Мясковского, Свиридова…
Во время написания «Бориса», после обеих изнурительных редакций, критики и запретов, – что, впрочем, вполне по-пушкински. После разочарования и горя Мусоргский, – несмотря на бытовые неурядицы, – словно ощутил в себе второе дыхание (1872): «…искусство живёт и растёт только в борьбе», – заявлял он, продолжая напряжённо трудиться.
Один за другим появляются произведения, ставшие в будущем мерилом вкуса и умения идущим вслед сонмам поколений слушателей и музыкантов:
- незавершённая лирико-эпическая «Хованщина», подсказанная ему Стасовым, растянутая на многие годы. Подобно «Борису» впоследствии отредактирована, обработана и дошлифована Римским-Корсаковым (в советское время редактировали и оркестровали Шостакович, Стравинский);
- гоголевская комедия «Сорочинская ярмарка». Также незаконченная;
- упомянутый выше уникальный цикл «Картинки с выставки». Дань дружбы и любви художнику-архитектору Гартману: «…самый смелый из всех наших архитекторов, даже новой молодой школы» (В. Стасов). Имеется несколько версий аранжировки «картинок», получивших различное гражданство по всему миру. В том числе версия знаменитого француза, композитора-импрессиониста М. Равеля. К слову, ратовавшего за восстановление купированных ранее цензурой сцен и за восстановление авторских либретто и оркестровки «Бориса»;
- цикл «Детская», восхитивший самого Ференца Листа, – созданный словно по шумановским следам и полотнам В. Серова. Глубоко личные вокальные циклы «Без солнца» и социально-философские «Песни и пляски смерти» на стихи Голенищева-Кутузова. «После Пушкина и Лермонтова я не встречал того, что встретил в Кутузове…»:
Ох, мужичок, старичок убогий,
Пьян напился, поплёлся дорогой;
А метель-то, ведьма, поднялась, взыграла,
С поля в лес дремучий невзначай загнала…
…Я тебя, голубчик мой, снежком согрею;
Вкруг тебя великую игру затею;
- из произведений последних лет: «Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе» (1879. Стихи И. Гёте). Писал романсы, много вокализов, преимущественно для детей-учащихся. Обработки народных песен. Фортепьянные, оркестровые сочинения, симфокартины. Библейская хоровая картина «Иисус Навин».
Одновременно, повторюсь, М.П. очень тяготился и страдал от неустроенности, вечных переездов (до конца жизни не заимел собственного уголка), вплоть до нищеты, – и необходимости служить в управе «по лесной части», позднее младшим ревизором-контролёром.
Умирал он стойко, достойно, как солдат, с оружием в руках.
В госпитале, куда друзья привезли М.П. на излечение (1881 г.), на столе лежали книги, в том числе «Об инструментовке» Берлиоза, с которой он не расставался.
Последний из близких людей, кто видел его живым, был Репин, рисовавший тут же, в больничной палате, портрет Мусоргского. …Товарищи прозвали его по-свойски – Мусорянином.
«Ещё одним большим человеком в России меньше! Сегодня, в понедельник, 16-го марта, в пять часов утра, скончался в Николаевском военно-сухопутном госпитале, близ Смольного, от паралича сердца и спинного мозга Модест Петрович Мусоргский», – писал в некрологе газеты «Голос» В. В. Стасов, замечательной души и искренности человек, до конца дней Модеста Петровича остававшийся ему верным помощником, соратником и другом.
По объективным причинам начавший дряхлеть в 40 лет, Мусоргский умер, так до конца и не понятый друзьями-музыкантами. «Подавляющее большинство крупных писателей, журналистов, общественных деятелей не «расслышало» Мусоргского, не разглядело в нём своего союзника и собрата» (М. Сабинина). Не беря во внимание антагонистов, преследовавших его с неистовством, на которое способны только подлая предвзятость, идейная профанация и эстетический догматизм.
Вместе с кончиной автора – «Борис Годунов» незаслуженно снят с репертуара российских театров: опера крайне не нравилась царской фамилии.
Возрождение
1898 г. Состоялась первая – посмертная – полноценная постановка «Бориса Годунова» в частной мамонтовской опере. Режиссёры: С. И. Мамонтов, М. В. Лентовский. Эскизы декораций: Ап. Васнецов. (Спектакль ставился в Москве и раньше, в Большом театре, но не пошёл у публики на ура. Тенденциозная оценка критики – «кисло».)
Это была феерия!
Критика неистовствовала. Героем дня стал, конечно же, Шаляпин в роли царя Бориса. Опера разом покорила московскую публику: «…Теперь, пожалуй, нужно иметь даже известную смелость, чтобы говорить против Мусоргского», – возвещала пресса, ещё десять, двадцать лет назад не принимавшая «Бориса».
Постановка, надо заметить, всколыхнула интерес публики и наметила новый подъём, оживление оперы как жанра. Давно пошатнувшегося под прессом казёнщины, избалованности привилегиями, ревностным хранением устаревших традиций. Р.-Корсаков сокрушённо констатировал господствующий в опере дух самонадеянности, рутины и утомления.
Образы Бориса, Варлаама, Пимена и в дальнейшем Досифея из Хованщины – принадлежали к числу вершинных, непревзойдённых созданий гениального русского певца Фёдора Шаляпина, в свою очередь достойно материализовавшего гениальную музыку композитора Мусоргского.
Драма «Борис Годунов» поплыла в безбрежное репертуарное плавание по сценическим подмосткам России, мира.
Московский Большой театр (1901). Питерский Мариинский (1904, 1911 – реж.: Мейерхольд). Одесса, Орёл, Воронеж, Тифлис, Баку, Киев (1904). Париж, дягилевские «Русские сезоны» (1908, реж.: А. Санин).
«…Не дал бог дожить В. В. Стасову до торжества «кучкистов» в Париже и особенно и более всего излюбленного им М. П. Мусоргского!» – восторженно откликался И. Е. Репин на концерты, организованные великолепным, блестящим импресарио С. П. Дягилевым, истым популяризатором-пропагандистом русского искусства за рубежом. Далее – Милан, Стокгольм, Лондон, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес.
Понадобились десятилетия, чтобы оперы Мусоргского заняли подобающее им место в музыкально-театральной жизни на родине сочинителя. А концерты, публичные и домашние выступления Ф. Шаляпина вообще не обходились без исполнения произведений Мусоргского: «Трепак», «Семинарист», «Блоха» предпочтительно на бис и т. д.
1924 г. Принято решение о восстановлении всего наследия Мусоргского в его подлинном виде и в полном объёме, созданным композитором. И, знаково, первой появилась в свет и на сцене – авторская версия «Годунова»:
«…с этим «Борисом» сколько ночей я не спал и как всё это было трудно – но… льщу себя надеждой, что этой же осенью мы скажем: “Исполнен долг, завещанный нам русской музыкой…” – напишет в 1927 году музыкант-учёный, текстолог П. Ламм, посвятивший себя эпопее воссоздания и реставрации рукописей Мусоргского. Их изучению, комментированию: – Все слухи о том, что Мусоргский не умел инструментовать, сплошной вздор, – продолжает Павел Александрович, – у него можно поучиться, как надо инструментовать оперу. Звучит всё прекрасно – ни на одну минуту голоса не покрываются, а оркестр в то же время переливается всеми цветами радуги – даёт прекрасные звучности… Сколько чудесных минут я переживал».
Позволю себе добавить несколько высказываний:
«Следующее поколение наверняка узнает и услышит в нём куда больше, чем мы». Елена Образцова
«На сегодняшний день, мне кажется, Мусоргский далеко ещё не открыт». Алексей Масленников
«Мусоргский художник, смотревший даже не на десятилетия – на столетия вперёд». Эдисон Денисов
«Театр наш не дорос до Мусоргского». Борис Покровский
«Мне кажется, мы до сего дня представляем Мусоргского если не в ложном, то и не в истинном свете. Его надо изучать и изучать». Евгений Нестеренко
«Мусоргский – величайший и далеко не раскрытый ещё мыслитель, в частности исторической мысли». Дмитрий Сергеевич Лихачёв
В заключение статьи, с разрешения читателей, – моя любимая сцена из «Бориса»: монолог Пимена в исполнении Максима Михайлова.
…Итак, келья в Чудовом монастыре, где в правдивых сказаниях летописца «затаилось» цунами карающих сил – символ неизбежности народного суда и победы народной правды:
…С поднятою головой, бодро и весело пойду против всяких к светлой, сильной, праведной цели, к настоящему искусству, любящему человека, живущему его отрадою и его горем и страдою. …К новым берегам пока безбрежного искусства! Искать этих берегов, искать без устали, без страха и смущения и твёрдою ногой стать на земле обетованной – вот великая увлекательная задача! Мусоргский М. П.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков, предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г.
ХОВАНЩИНА М.П.Мусоргский Народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского в 5 действиях, 6 картинах на собственное либретто, основанное на исторических событиях 1682
Спектакль «Хованщина» лауреат Премии «Золотая Маска» 2016 год в номинации "лучший спектакль в опере" НАГРАДЫ УДОСТОЕН ПРЕМИИ МОСКВЫ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ЗА 2016 ГОД
М.П. Мусоргский Из письма к В.В. Стасову Июнь 1872 годa О спектакле "А что, если Мусорянин да грянет по Руси-матушке! Ковырять чернозем не впервые стать, да ковырять не по удобренному, а в сырье хочется, не познакомиться с народом, а побрататься жаждется: страшно, а хорошо! Что тогда? Не ведомо мне, что ли, на что отзвук дать? Не чую, где сила кроется, где правда глаза застилает, да, пожалуй, и ноздри: чихнешь с досады! Черноземная сила проявится, когда до самого днища ковырнешь. Ковырнуть чернозем можно орудием состава ему постороннего. И ковырнули же в конце XVII-го Русь-матушку таким орудием, что и не распознала сразу, чем ковыряют, и, как чернозем, раздалась и дыхать стала. Вот и восприняла сердечная разных действительно и тайно статских советников, и не дали ей многострадальной опомниться и подумать: "куда прет?" Сказнили неведущих и смятенных: сила! А приказная изба все живет и сыск тот же, что и за приказом; только время не то: действительно и тайно статские мешают чернозему дыхать. Прошедшее в настоящем – вот моя задача. "Ушли вперед!" – врешь, там же! Бумага, книга ушла – мы там же. Пока народ не может проверить воочию, что из него стряпают, пока не захочет сам, чтобы то или то с ним состряпалось, – там же!"
Действующие лица Князь Иван Хованский Князь Андрей Хованский Князь Василий Голицын Боярин Шакловитый Досифей Марфа Эмма Сусанна Подьячий Кузька Боярин Стрешнев
Краткое содержание ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ Утро после стрелецкого мятежа Москва затихла после стрелецкого бунта, во время которого было пролито немало крови. Донос Шакловитый диктует подьячему донос, в котором называет зачинщиками смуты отца и сына Хованских. Списки на столбе Подьячий читает пришлым людям выбитые на столбе имена убитых и сосланных в результате мятежа. "Большой идет!" Появляется князь Иван Хованский, командующий стрельцами. Он ведет свои отряды в обход по Москве. Андрей и Эмма Сын Ивана Хованского Андрей преследует приглянувшуюся ему жительницу Немецкой слободы Эмму. Девушку защищает Марфа – бывшая возлюбленная Андрея Хованского. "Почто беснуетесь?. " Возвращается Иван Хованский. Увидев красавицу-немку, он велит стрельцам отвести ее к себе. Андрей не хочет уступить девушку отцу. Готовую начаться схватку останавливает предводитель раскольников Досифей. Он призывает забыть распри и объединиться перед лицом надвигающейся беды.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ Гадание Марфа, приглашенная к князю Голицыну, предсказывает всесильному фавориту царевны Софьи скорую опалу и ссылку. Напуганный Голицын отдает приказ утопить Марфу на Болоте. Заговор князей К Голицыну приходит князь Иван Хованский. Следом появляется Досифей, в мирском прошлом князь Мышецкий. Каждый из князей претендует на власть, и они не в силах договориться о совместных действиях. Вернувшаяся Марфа рассказывает, что ее спасли петровские солдаты. Шакловитый приносит пугающую новость: юный царь Петр получил донос на Хованских.
ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ "Страшная пытка любовь моя..." Раскольница Сусанна упрекает Марфу в том, что она уступает греховному искушению. Марфу защищает Досифей. "Спит стрелецкое гнездо..." Пришедший в Стрелецкую слободу Шакловитый мечтает о сильной руке, которая спасет Русь от врагов. "Батя, батя, выди к нам..." Просыпаются стрельцы. Подьячий приносит им весть о том, что войска Петра уже невдалеке. Стрельцы зовут Ивана Хованского, чтобы выслушать его приказ. Но Хованский отказывается вести стрельцов на бой и приказывает разойтись по домам.
ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ Расправа На душе у Ивана Хованского неспокойно, хотя он чувствует себя в безопасности в собственном доме. Хованский отмахивается от предостережения, которое передает ему клеврет князя Голицына, и падает жертвой подосланных Шакловитым убийц. Опального князя Голицына увозят в ссылку. Стрельцов, уже положивших головы на плахи, милует царь Петр. ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ Скит Досифей призывает раскольников к мученической смерти. Собравшись вместе, они совершают самосожжение.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план мероприятий к юбилею пионерии
план мероприятий к юбилею пионерии...
« Методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного патриотического мероприятия, посвященного юбилею Победы в ВОВ».
Этапы организации и проведения мероприятия....
Сценарий мероприятия к юбилею Республики Марий Эл
Сценарий общешкольного мероприятия к юбилею республики....
"Нам 10 лет"-мероприятие,посвященное юбилею центра
Интерактивное цирковое представление"Цирк собирает друзей",организованное воспитанниками и коллективом центра.Жонглёры,акробаты,факир,иллюзионист,дрессированные животные и гимнасты позволили гостям це...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого юбилею С. Ковалевской
Разработка данного сценария подходит для проведения предметной недели, для проведения внеклассного мероприятия по математике...
М.П.Мусоргский (мероприятие к юбилею композитора)
Мусоргский и национальная болезньН.А.Римский-Корсаков . Из воспоминаний о М.П.Мусоргском"Прекрасноте есть ЖИЗНЬ!"ВозрождениеЗаключение....
Леопольд Моцарт (мероприятие к юбилею композитора)
Отец и учитель В.А.Моцарта...