статья «Здоровьесберегающие технологии на занятиях хоровой студии»
статья

Вишневская Светлана Олеговна

Краткий обзор видов арт-терапии, используемых на занятиях хоровой студии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях  хоровой студии»

В медицинском направлении исследований арт-терапия определяется как лечение, осуществляющееся в процессе занятий художественным творчеством. В педагогическом аспекте арт-терапия рассматривается как совокупность средств, приемов, способов, направленных на профилактику, психокоррекцию эмоциональных и функциональных состояний, гармоничное развитие детей в процессе занятий художественной деятельностью и, в целом, в общении с искусством.

Хорошо известны наиболее употребительные виды  арт-терапии: игровая, музыкальная, танцевальная терапия, вокалотерапия, эстетотерапия, драматерапия, арт-терапия средствами изобразительного искусства (спонтанное рисование, цветотерапия).

На занятиях в хоровой студии представлены многие виды арт-терапии.

Хоровая студия.

Хоровые занятия  неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали еще  в Древней Греции, за несколько тысячелетий до нашей эры. «Пифагор , Аристотель и Платон считали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной и способна восстановить нарушенную гармонию в человеческом теле» `

Теперь же научно доказано, что специально подобранная музыка тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т.е. приводит к снижению заболеваемости, активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью.

Кроме психотерапевтического  и  психосоматического  влияния  музыки  на  человека,  она  обладает  более  широким  спектром  развивающего,  воспитывающего  и  коррекционного  воздействия.

При рациональной организации хоровые занятия  способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся.

На занятиях хоровым  пением  применяются  следующие здоровьесберегающие технологии:

МУЗЫКОТЕРАПИЯ  

Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

ВОКАЛОТЕРАПИЯ  

Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Погружение ребенка в мир музыкального искусства, раскрытие и развитие его творческого потенциала.

Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.  Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Именно поэтому  в наш хор мы принимаем всех желающих, не зависимо от степени их одаренности.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся. А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Все внимание в  работе  с  детьми направлено на достижение наилучшей координации в совместной работе отдельных частей голосового аппарата. Упражнения для голоса и сама вокальная работа должны иметь целью помочь ребенку выработать нужные  навыки  в усовершенствовании  дикции,  речи  и  непосредственно  пения.  Много внимания уделяется дикции. Следовательно, у ребят начинает активно развиваться артикуляционный аппарат,  что,  в  свою очередь, позволяет ребенку уверенней чувствовать  и реализовывать себя в жизни.  Ведь  ни для  кого не  секрет,  что очень многие  дети  имеют дефекты развития артикуляционного аппарата (трудность произношения согласных букв, зажатость или вялость аппарата).

Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Каждое занятие хора желательно начинать с дыхательных упражнений. И здесь  огромную помощь оказывает  гимнастика  Стрельниковой.

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

1. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание

2. Улучшает дренажную функцию бронхов

3. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровеснабжении, в том числе и лёгочной ткани

4. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. Улучшает нервно- психическое состояние.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего "стрельниковская сотня" - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем (примерно  8-16 движений каждого упражнения).

РИТМОТЕРАПИЯ

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках хорового пения можно применять музыкально – ритмические упражнения.  Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых).

Самое распространенное и любимое детьми упражнение – это «Ритмическое эхо», когда педагог дает двух- или трехтактовый рисунок, который должны прохлопать все учащиеся вместе.

Расслабить мышечное и снять эмоциональное напряжение помогают музыкально-ритмические упражнения из пособия по ритмике З.К. Шушкиной. В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с освоением метроритма: различные виды ходьбы, связанные с передачей ритмической пульсации, элементы танцевальных движений.

АКТИВНАЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Активная музыкотерапия направлена на активную деятельность (воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью голоса или инструментов).

Активные  формы  (вокалотерапия  и  игра  на  музыкальных  инструментах)  предполагают  целенаправленное  педагогическое  воздействие  на  ребенка  и рассматриваются  как  средство  общего  гармоничного  развития  личности,  формирования  нравственно-эстетического  вкуса  и  потребностей,  а  также  коррекции.  Очевидно,  что  в  процессе  занятий  активной  музыкотерапией  у  обучающихся  происходят  следующие  процессы:

1.        Активизируются  мышление,  чувства,  эмоции.

2.        Формируется  целенаправленная  деятельность,  устойчивость  внимания.

3.        Создаются  условия,  обеспечивающие ощущение  собственной  самоценности,  сопричастности с  другими  людьми,  адекватности  коммуникативных  проявлений.

Игра на свирелях

Систематическая игра на свирелях не только  качественно сказывается на чистоте интонирования, но и помогает сберечь и укрепить здоровье детей.

Так как  свирель духовой инструмент, то играя на нем, мы одновременно решаем вопрос дыхательной гимнастики (ведь правильным типом дыхания при игре  является диафрагмальное дыхание). Следовательно, решаются здоровьесберегающие задачи – происходит интенсивный массаж внутренних органов полости живота (желудка, печени, почек и кишечника), вентиляция легких,  гипервентиляция мозга, сокращается восстановительный период после пневмонии. Кроме того, игра на свирели способствует развитию мелкой моторики, что благотворно влияет на развитие речи, работу головного мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья. здоровьесберегающие технологии "Управление стрессом"

Управление стрессом Успешного человека спросили: – Скажи, как тебе удается выходить из трудных ситуаций с прибылью, когда все вокруг терпят убытки?  – Просто я верю, что из любой слож...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в условиях школы-интерната"

В статье даю характеристику особенностей работы в условиях школы-интерната.Для сохранения здоровья школьников возможно применение перечисленных педагогических технологий, многие из которых применяю на...

Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

Данная статья о том, как сберечь здоровье наших учеников на уроках математики и не только....

Методическая статья "Здоровьесберегающие технологии в обучении"

Методическая статья  отражает систему, которую я использую для здоровьесбережения на своих уроках....