Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Шахматы"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)

В дни, когда удивительные открытия поражают наше воображение, игра в шахматы кажется анархонизмом. И для чего же людям современной цивилизации, гаряду с мощными компьютерами, сложнейшей техникой нужна старинная, доступная каждому, игра в шахматы? А нужна она, потому что:

- учит мыслить;

- учит находить решение;

- учит преодолевать препятствия;

- учит выдержке и прививает уважительное отношение к сопернику.

Шахматы - одно из средств воспитания характера,приобщение человека к большой культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_shahmaty_5-8_klassy.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     «Средняя общеобразовательная школа   № 4»

 

Рассмотрено                                 Согласовано                                  Утверждаю

Руководитель ШМО                     Зам. директора по УВР                 Директор ЛГ МАОУ «СОШ №4»

______Е.П. Холмова                     ________Л.В. Глухова                  _______ Т.А.Панферова

Протокол заседания ШМО                                                                  Приказ по школе

от «__» ____20____год №1         «__»______20____год                   № _____ «__» ______20___год

рабочая программа

по внеурочной деятельности по курсу «Шахматы»

5 – 8 классы

на 2019/2020 учебный год

количество часов: 34 (1 ч. в неделю)

составитель: Кораблёв Александр Николаевич, педагог-организатор

рабочая программа разработана на основе:

рабочей программы «Шахматы в школе» Волкова Е. И., Прудникова Е. А. – М.: Просвещение, 2017 год.

«___» _____________ 2019 год                                                                        ________________

                                                                                                                                 (подпись учителя)

г. Лангепас, 2018 г.

Пояснительная записка.

УМК: учебник  «Шахматы в школе» 1,2,3,4-ый года обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А.

Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 1,2,3,4-ый года обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г.

Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В соотвествии с приказом  департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 30 июня 2017г. №1066/196 "Об утверждении Концепции развития шахматного образования в ХМАО-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету "Шахматы".

Целью является: 

-равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время;

- обучение обучающихся правилам игры в шахматы.

-формирование  умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

-воспитание  уважительного отношения в игре к противнику.

Задачи:

Общие:

- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,

укрепление здоровья;

- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям

шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,

интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.

Образовательные:

- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития

шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,

особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных

подвижных игр;

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии;

- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;

- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные:

- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных проявлений;

- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и

повышение функциональных возможностей их организма;

- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.

Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими

упражнениям, играм, и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.

Особенности обучения детей в 6,7,8 классах: среди обучающихся 6-8-х классов присутствуют дети с ОВЗ – с нарушением зрения, занимающиеся по адаптированным программам варианты 4.1. и дети с ЗПР

Задачи  по профилактике нарушений зрения:

  1.  Способствовать укреплению внутренних и наружных мышц глаз.
  2. Развитие зрительного восприятия.
  3. Развитие зрительно-моторной координации.
  4. Проведение системы профилактических мероприятий для утомленных глаз.
  5. Соблюдение индивидуально-дифференцированного подхода при организации работы с опорой на зрительный анализатор.

Для детей с ЗПР:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка

Содержание учебного предмета.  

Настоящая программа включает два основных раздела:

- «Теоретические основы и правила шахматной игры».

- «Практико – соревновательная деятельность».

В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены история, основные термины и понятия, требования техники безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.

Раздел «Практико – соревновательная деятельность» включает в себя:

- организацию и проведение шахматных соревнований;

- проведение конкурсов решений задач;

- организацию спортивно – шахматных праздников.

Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства

образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889)

Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально физкультурной деятельности,  соревновательная деятельность,  проведение спортивно – шахматных праздников.

Рабочая программа рассчитана на 135 ч. на четыре года обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Данная Программа предусматривает достижение определѐнные результатов:

личностных, метепредметных и предметных.

Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения

программного материала. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной

децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам

других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной

задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы

творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических

действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

передавать информацию и отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-

дачей и условиями еѐ реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ

реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся средней школы (5-7 классы) должны приобрести:

- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения

в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла

и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

Планируемые предметные результаты:

К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины:

белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

Учебно-методический комплекс: 

Учебник «Шахматы в школе» 1,2,3,4-ый год обучения. Волкова Е. И., Прудникова Е. А.,2017г.

Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 1,2,3,4-ый год обучения, Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г.

Методические рекомендации «Шахматы в школе» 1,2,3,4- ый год обучения, Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г.

Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре

 Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

Интернет-портал : play.chessking.com


Первый год обучения

№ урока

Дата

Тема

Кол-во ч.

Содержание

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во  время занятий и соревнований. Шахматы - мои друзья.

1

Беседа о ТБ

Знакомство детей с понятием «Шахматная игра», с историей  возникновения данного

понятия и шахматной игры в целом.

2

Шахматная доска.

1

Знакомство детей с новыми понятием «Шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположение шахматной доски в начале партии, закрепление полученных знаний шахматных играх

3

Горизонталь.

1

Знакомство с шахматной

доской: новое понятие

«горизонталь»,

закрепление полученных

знаний шахматных играх.

4

Вертикаль.

1

Знакомство с шахматной

доской: новое понятие

«вертикаль», закрепление

полученных знаний шахматных играх.

5

Диагональ.

1

Повтор понятий

«горизонталь» и «вертикаль», знакомство с

новым понятием «диагональ», закрепление полученных знаний

шахматных играх.

6

Шахматная нотация

1

Повтор понятий «горизонталь»,«вертикаль», «диагональ».Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний шахматных играх.

7

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1

Знакомство обучающихся

с шахматными фигурами и их начальной постановкой.

8

Ладья.

1

Знакомство обучающихся

с шахматной фигурой

«ладья», местом ладей в

начальной позиции,

способом передвижения

ладьи по доске: ход и

взятие, понятием «ход

фигуры», «невозможный

ход», закрепление

полученных знаний в шахматных играх.

9

Слон.

1

Повторить ходы и взятие

ладьей, знакомство

обучающихся с новой

шахматной фигурой

«слон», местом слонов в

начальной позиции,

объяснить способы

передвижения слона по

доске: ход и взятие.

Ввести новые понятия

«белопольный» слон,

«чернопольный» слон,

закрепление полученных

знаний в шахматных играх.

10

Ферзь

1

Знакомство с шахматной

фигурой «ферзь», местом

ферзя в начальной

позиции, способом

передвижения ферзя по

доске: ход и взятие,

закрепление полученных

знаний в шахматных играх.

11

Конь.

1

Знакомство с шахматной

фигурой «конь»,

месторасположением коня

в начальной позиции,

способом передвижения

коня по доске: ход и

взятие, закрепление в шахматных играх.

12

Пешка.

1

Знакомство с пешкой, месторасположением пешки в начальной позиции, способом передвижения пешки

по доске: ход и взятие, за-

крепить полученные зна-

ния в шахматных играх.

13

Превращение пешки.

1

Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с понятием проходная пешка, закрепить полученные знания в шахматных играх.

14

Король.

1

Знакомство с шахматной фигурой королем, месторасположением короля в начальной позиции, способом передвижения короля

по доске: ход и взятие, закрепить полученные зна-

ния в шахматных играх.

15

Ценность фигур.

1

Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур: короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, полная нотация, закрепить полученные знания в шахматных играх.

16

Нападение.

1

Знакомство с атакующими возможностями всех шахматных фигур.

17

Взятие. Взятие на проходе.

1

Знакомство с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием вертикалей, закрепить полученные знания шахматных играх.

18

Шах и зашита от шаха.

1

Знакомство с постановкой

шаха всеми фигурами: ферзь,ладья, слон, конь, пешка,способы защиты шаха, закрепить полученные знания в шахматных играх.

19

Мат.

1

Знакомство с целью шахматной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные

знания в шахматных играх.

20

Пат – ничья.

1

Знакомство с ничьей, с патом, с условиями возникновения пата, закрепить полученные знания в шахматных играх.

21

Рокировка

1

Знакомство с особым ходом короля и ладь: с рокировкой, короткая и длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна, закрепить полученные знания в шахматных играх.

22

Основные принципы игры в начале

1

Рассмотреть основные принципы игры в начале. Типичные позиции и дебюты.

23

Мат двумя ладьями одинокому королю.

1

Знакомство с техника мато

вания одинокого короля двумя ладьями, с методом «лесенка», закрепить полученные знания в  шахматных играх.

24

Мат ферзём и ладьей одинокому королю.

1

Знакомство с техника мато

вания одинокого короля ферзем и ладьей, закрепление метода «лесенка».

25

Мат ферзём и королём одинокому королю.

1

Знакомство с техника мато

вания одинокого короля ферзем и королем, закрепить полученные знания в шахматных играх.

26

Материальное преимущество.

1

 Знакомство с понятиями «материальное преимущество» и «позиционное преимущество».

27

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

1

Знакомство с ошибочными

ходами в начале партии и их последствия, «детский мат»,закрепить полученные знания в шахматных играх.

28

Партии-миниатюры

1

Показать на примерах, к чему приводит несоблюдение основных принципов игры в начале партии, изучение «детского мата» и защиты от него.

29

Запись шахматной партии.

1

Познакомить детей с шахматной нотацией, научить записывать шахматную позицию и партию.

30

Шахматный этикет.

1

Знакомство с правилами поведения партнеров во время игры, объяснить значение термина «шахматный кодекс».

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

31

Шахматный турнир

1

Закрепление полученных знаний.

32

Шахматный турнир

1

33

Шахматный турнир

1

Второй год обучения

№ урока

Дата

Тема

Кол-во ч.

Содержание

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

1

Напомнить учащимся о ТБ, рассказать о чемпионах мира и ведущих шахматистах мира.

2

Шахматные фигуры (повторение).

1

Повторить названия и ходы шахматных фигур.

3

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка(повторение)

1

Повторить способы нападения на фигуры, защиту короля и рокировку.

4

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей (повторение).

1

Повторить понятия «мат» и «пат», изучить и отработать алгоритм матования одинокого короля королем и ладьей

5

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

1

Познакомить учащихся с такими приемами защиты фигур, как уход из-под нападения, уничтожения атакующей фигуры, защита фигуры

6

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

1

Познакомить учащихся с такими приемами защиты фигур, как перекрытие, контрнападение

7

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Отработать навыки защиты фигур от нападения

8

Тактический прием «двойной удар»

1

Ввести новые понятия: тактический прием, двойной удар, коневая вилка, пешечная вилка, изучить с учащимися тактический прием «двойной удар» и все его разновидности

9

Тактический прием «связка»

1

Ввести новые понятия: связка, контрнападение связанной фигурой, обуславливающей связку, изучить тактический прием «связка» и способы защиты от него.

10

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Отработать тактические приемы «двойной удар» и «связка»

11

Тактический прием «ловля фигуры»

1

Познакомить учащихся с тактическим приемом ловля фигуры, рассмотреть основные способы ловли фигуры

12

Тактический прием «сквозной удар»

1

Познакомить учащихся с новым тактическим приемом сквозной уда ,выполняемым слоном, ладьей, ферзем.

13

Мат на последней горизонтали

1

Познакомить учащихся с матом на последней горизонтали, использованием слабости последней горизонтали и приема «форточка»

14

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Отработать тактические приемы «ловля фигуры», «сквозной удар», «мат на последней горизонтали»

15

Тактический прием «открытый шах»

1

Познакомить учащихся с новым приемом открытый шах

16

Тактический прием «двойной шах»

1

Познакомить учащихся с новым приемом открытый двойной шах

17

Шахматный турнир

1

Закрепить полученные знания в ходе игры

18

Шахматный турнир

1

19

Шахматный турнир

1

20

Шахматный турнир

1

21

Основные игры в  дебюте: дебютные ловушки

1

Вернуться к понятию «дебют» и дать его определение, познакомить учащихся с новыми терминами –«миттельшпиль» «эндшпиль», «дебютная ловушка», изложить правила игры в дебюте, рассмотреть возможные дебютные ловушки

22

Основы игры в дебюте: атака на короля

1

Ввести новый термин «безопасность короля» рассмотреть дебютные ошибки, приводящие к быстрому поражению.

23

Основы игры в дебюте: атака на короля

1

24

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

1

Познакомить учащихся с планами игры в эндшпиле, научить реализовывать большое материальное преимущество в конце шахматной партии

25

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

1

26

Основы анализа шахматной партии

1

Повторить с обучающимися пройденный материал, провести самостоятельную работу по анализу партий, повторить с учащимися изученные тактические приемы и правила разыгрывания дебюта, провести занятие по самостоятельному решению позиций и анализу шахматной партии

27

Основы анализа шахматной партии

1

28

Основы анализа шахматной партии

1

29

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Отработать тактические приемы «ловля фигуры», «сквозной удар», «мат на последней горизонтали», «двойной удар», «связка», «открытый шах», «двойной шах»

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

30

Шахматный турнир

1

Закрепить полученные знания в ходе игры

31

Шахматный турнир

1

32

Шахматный турнир

1

33

Шахматный турнир

1

34

Шахматный праздник

1

Обобщение знаний детей о шахматных фигурах, их взаимодействии на шахматной доске, развитие познавательного интереса путем создания проблемных и эмоциональных ситуаций, выполнения творческих заданий.

Третий год обучения

№ урока

Дата

Тема

Кол-во ч.

Содержание

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Из истории возникновения соревнований по шахматам

1

Напомнить учащимся о ТБ, рассказать об истории возникновения соревнований по шахматам и системах их проведения  

2

Матование одинокого короля разными фигурами

1

Повторить матование одинокого короля тяжелыми фигурами.

3

Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение)

1

Повторить тактические приемы

4

Тактические комбинации и приемы «двойной шах» «открытый шах» (повторение)

1

Повторить тактические приемы

5

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Развивать практические навыки в игре

6

Тактический прием «завлечение»

1

Познакомить учащихся с приемом завлечение и рассмотреть его практическое применение

7

Тактический прием «отвлечение»

1

Познакомить учащихся с приемом отвлечение и рассмотреть его практическое применение

8

Тактический прием «уничтожение защиты»

1

Познакомить учащихся с приемом уничтожение защиты и рассмотреть его практическое применение

9

Тактический прием «спертый мат»

1

Познакомить учащихся с приемом спертый мат и рассмотреть его практическое применение

10

Сочетание тактических приемов

1

Повторить тактические приемы и рассмотреть их сочетание и применение

11

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Развивать практические навыки в игре

12

Борьба за инициативу

1

Познакомить учащихся с борьбой за инициативу

13

Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля

1

Познакомить учащихся с типичными ошибками в дебюте и типовыми атаками на нерокировавшегося короля

14

Атака на рокировавшегося короля

1

Рассмотреть типовые атаки на рокировавшегося короля

15

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Развивать практические навыки в игре

16

Шахматный турнир

1

Закрепить полученные знания в ходе игры

17

Шахматный турнир

1

18

Шахматный турнир

1

19

Шахматный турнир

1

20

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план

1

Продолжить знакомство с основами анализа шахматной партии

21

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата

1

Познакомить с основами игры в пешечном эндшпиле

22

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»

1

Познакомить учеников с основами игры в пешечном эндшпиле

23

Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля

1

Познакомить учеников с основами игры в пешечном эндшпиле

24

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой

1

Познакомить учеников с основами игры в пешечном эндшпиле

25

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата

1

Познакомить учеников с основами игры в пешечном эндшпиле

26

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки

1

Познакомить учеников с основами игры в пешечном эндшпиле

27

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Развивать практические навыки в игре

28

Сыграй кК чемпион мира. Партия В.Крамник –Д.Садвакасов

1

Продолжить знакомство с основами анализа шахматной партии

29

Сыграй как чемпион мира. Партия В.Ананд-М.Карлсен

1

Продолжить знакомство с основами анализа шахматной партии

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

30

Шахматный турнир

1

Закрепить полученные знания в ходе игры

31

Шахматный турнир

1

32

Шахматный турнир

1

33

Шахматный турнир

1

34

Шахматный праздник

1

Повторение и закрепление пройденного материала, знакомство с новыми фактами, активизация мыслительной деятельности

Четвертый год обучения

№ урока

Дата

Тема

Кол-во ч.

Содержание

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России.

1

Напомнить учащимся о ТБ, рассказать об истории появления шахмат на Руси и зарождении шахматной культуры.

2

Основные принципы игры в дебюте.

1

Ввести новое понятие «расширенный центр».

3

Перевес в развитии фигур.

1

Ввести новое понятие «перевес в развитии» объяснить его значение.

4

Атака на короля

1

Рассмотреть типичные методы организации и  ведения атаки на короля

5

Перевес в пространстве

1

Познакомить учащихся с новым понятием «пространство на шахматной доске»

6

Оценка позиции

1

Рассмотреть что такое оценка позиции из каких факторов состоит, показать важность умения оценивать позицию в ходе шахматной партии

7

План игры

1

Рассмотреть что такое план шахматной партии, научить детей находить свой план игры

8

Выбор хода

1

Рассмотреть алгоритм выбора хода в шахматной партии

9

Открытые дебюты

1

Ввести новое понятие «открытые дебюты» ,познакомить с их видами: Итальянская партия и Защита двух коней

10

Полуоткрытые дебюты

1

Ввести новое понятие «полуоткрытые дебюты» ,познакомить с их видами: Сицилианская защита и Французская защита

11

Закрытые дебюты

1

Ввести новое понятие «озаккрытые дебюты» ,рассмотреть закрытый дебют Славянская защита

12

Гамбиты

1

Знакомство с иррациональными позициями в дебюте, ввести понятия «гамбит», «королевский гамбит»

13

Тактический прием мельница

1

Знакомство с тактическим приемом «мельница» и способами его применения

14

Тактический прием перекрытие

1

Знакомство с тактическим приемом «перекрытие» и способами его применения

15

Тактический прием рентген

1

Знакомство с тактическим приемом «рентген» и способами его применения

16

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Отработать тактические приемы мельница, перекрытие и рентген

17

Анализ шахматной партии: выбери ход

1

Продолжить знакомство с основами анализа шахматной партии

18

Шахматный турнир

1

Закрепить полученные знания

19

Шахматный турнир

1

20

Шахматный турнир

1

21

Шахматный турнир

1

22

Шахматный турнир

1

23

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

1

Знакомство с основами игры ладейном эндшпиле, особенности ладейных окончаний

24

1

25

1

26

Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю

1

Знакомство с техникой матования одинокого короля короля двумя слонами

27

Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю

1

Знакомство с техникой матования одинокого короля конем и слоном

28

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Повторение пройденного материала

29

Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом

1

Оценить вместе с учащимися роль шахмат в современном обществе, как велики возможности применения шахматных знаний

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

30

Шахматный турнир

1

Закрепить полученные знания

31

Шахматный турнир

1

Закрепить полученные знания

32

Шахматный турнир

1

Закрепить полученные знания

33

Шахматный турнир

1

Закрепить полученные знания

34

Шахматный праздник

1

Повторение и закрепление пройденного материала, знакомство с новыми фактами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...