Статья "Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки"
статья

Климанова Елена Анатольевна

Статья "Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности педагогической поддержки" Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности является основой успеха всего процесса, основой успеха и ребёнка и педагога. Главным аспектом в творческом образовательном процессе я выделяю возможность оказания своевременной экологичной педагогической поддержки учащимся.  Успех во многом зависит от того, какое влияние оказывает педагог на учащихся, что непосредственно связано с его тактом, личностными качествами, с умением создать обстановку доверия, сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. А для этого педагог должен обладать гибким, креативным мышлением (методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое самовоспитание), высоким уровнем профессиональной культуры, иметь опыт оказания поддержки и помощи в процессе совместной творческой деятельности и быть компетентным.  В созданных педагогом условиях и будет проявляться талант ребёнка. В организации этого процесса, способствующего раскрытию художественных дарований, особое значение приобретает педагогическая поддержка созидательных устремлений учащихся. Эта деятельность носит целостный характер и является составной частью учебного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья 21 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки


Автор статьи педагог дополнительного образования МБУ ДО ГДДЮТ Климанова Елена Анатольевна

Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности является основой успеха всего процесса, основой успеха и ребёнка и педагога. Главным аспектом в творческом образовательном процессе я выделяю возможность оказания своевременной экологичной педагогической поддержки учащимся.  Успех во многом зависит от того, какое влияние оказывает педагог на учащихся, что непосредственно связано с его тактом, личностными качествами, с умением создать обстановку доверия, сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. А для этого педагог должен обладать гибким, креативным мышлением (методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое самовоспитание), высоким уровнем профессиональной культуры, иметь опыт оказания поддержки и помощи в процессе совместной творческой деятельности и быть компетентным.  В созданных педагогом условиях и будет проявляться талант ребёнка. В организации этого процесса, способствующего раскрытию художественных дарований, особое значение приобретает педагогическая поддержка созидательных устремлений учащихся. Эта деятельность носит целостный характер и является составной частью учебного процесса. Получая определённые знания и умения, дети  осмысливают и создают. У каждого ребёнка свой, особый подход к процессу творчества. Педагог, исходя из потребностей учащихся, создаёт  оптимальные условия для этого процесса. Одна из главных задач преподавателя состоит в эмоциональной и творческой помощи детям. В этой ситуации необходимы консультации с родителями об индивидуальных особенностях  детей, что является первой ступенью к успеху в раскрытии творческих способностей учащихся. Особенно это важно в дополнительном образовании, где нет строгого регламента в обучении и всегда присутствует элемент вариативности. Многие ученые-педагоги используют термин «педагогическая поддержка» как личностно-педагогическую, психологическую, социальную и медицинскую помощь, так как эти виды помощи реализуются в комплексе во всех образовательных учреждениях и в деятельности педагогов. Поддержка направлена на решение проблем учащихся в учебном процессе, которые возникают в их познавательной и творческой деятельности. Чаще всего без помощи педагога дети не могут самостоятельно преодолеть трудности. Исходя из собственного опыта, могу назвать одну, часто встречающуюся в последнее время, проблему – срв (синдром рассеянного внимания). Родители из за своей загруженности  могут об этом даже не знать, а в процессе творческой деятельности, особенно требующей кропотливой работы, синдром ярко проявляется. Естественно, чтобы решить эту проблему, нужны совместные действия родителей и педагога. Но, находясь в учебном процессе, педагог становится главной опорой для учащегося в преодолении препятствий. Педагогическая поддержка, основанная на принципе сотрудничества, позволяет учитывать интересы, цели, возможности учащихся, способствует преодолению трудностей на пути достижения желаемых результатов, развитию навыков самовоспитания, общения, самостоятельного и творческого мышления. Поддержка, как проявление культуры обучения и воспитания, обеспечивает внутреннюю свободу ребёнка, что позволяет ему вариативно мыслить и помогает выстраивать отношения со взрослыми. Основное правило педагогической поддержки – создать условия для устранения препятствий в творческой деятельности учащихся с целью расширения их интеллектуальных, духовно-нравственных, эмоционально-чувственных и творческих возможностей, а также способствовать развитию личностных качеств и проявлению самостоятельности в принятии решений. Педагог должен вовремя заметить склонности и интересы учащихся и всячески их стимулировать и развивать. Суть педагогической поддержки творчества и инициативности учащихся заключается в том, чтобы показать неповторимость их дарования, а неудачи и отрицательные моменты превратить в творчество. Для этого необходимо научить ребёнка анализировать свою творческую деятельность и ее результаты, находить экологичные пути устранения отрицательных последствий. Учащиеся не должны бояться пробовать, экспериментировать и не огорчаться при получении отрицательного результата, а задача педагога помочь детям найти эффективные приемы и способы решения проблем, но делать это тактично и доброжелательно. Постепенно, шаг за шагом формируя навыки самостоятельного анализа своей деятельности, проектирования своих действий и эстетического подхода к продукции творчества. В процессе у учащихся формируется самооценка, определяется свой статус, появляется уверенность в своих возможностях. Чтобы обеспечить эффективность данного процесса, педагогу необходимо выполнить ряд психолого-педагогических задач:  помочь учащимся осознать значимость результатов творческой деятельности, ее цель, перспективы, свою индивидуальность. Формировать у учащихся аналитическое, критическое, конструктивное отношение к материальному миру, нацелить их на творческие и созидательные процессы. Развивать у учащихся навыки теоретического анализа, воспитать чувство ответственности за результаты творческой деятельности, эмоциональное отношение к процессу творчества. Привлекать учащихся к разным формам творчества, создавая для этого необходимые условия. Оказывать помощь в устранении отрицательных факторов, препятствующих самостоятельной работе учащихся. Готовить учащихся к применению творческого подхода к решению личных проблем.
В содержание этого процесса можно ввести следующие элементы: помощь в создании работ, связанных с жизнью детей, выбор творческих заданий и самоусовершенствование; выражение отношения к реальной действительности с помощью творчества; воспитание чувства гармонии с окружающим миром; помощь в формировании мыслей и ценностей, имеющих личностный характер.  Отношения с учащимися устанавливаются на уровне открытости, доверия и равноправного партнерства, где приветствуется любая инициатива. Прежде всего, помощь заключается в организации теоретико-аналитической деятельности по отношению к продукции собственного творчества учащихся и процесса оценивания. Функции педагога в процессе сотрудничества с детьми типа мастер – ученик, определяются также характером творческих заданий, которые могут быть управляющими и ориентирующими. В творческом процессе поддержка носит не общий, а консультативный характер, на уровне дружеского совета. В этом аспекте  она осуществляется  по следующим направлениям: развитие творческой деятельности учащихся с учетом их психофизических, психологических, интеллектуальных качеств и социально-педагогических условий; поддержка творческих способностей учащихся на основе определения социальной среды и межличностных отношений; определение механизма поэтапного применения педагогических методов, направленных на развитие творческих способностей учащихся; обеспечение реальных возможностей для внесения коррекции в процесс творческого развития детей на разных этапах, исходя из складывающейся  ситуации; реализация целостного системного подхода к процессу; осуществление открытости, внедрение гуманистических принципов в процесс поддержки творческой деятельности.

 Во все самые сложные периоды развития образования предназначение педагога оставалось неизменным – быть носителем духовности, культуры и творчества. Творчески работающий педагог всегда испытывал и испытывает непреодолимую потребность реализовать свои личностные и профессиональные способности при осуществлении намеченных замыслов, позволяющих ему максимально раскрыть свой творческий потенциал. А в условиях современных образовательных стандартов развивающий результат в обучении выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей и без педагогической поддержки и творческого сотрудничества с учащимися , предназначение реализовать невозможно .

«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”» – М.М. Поташник

«Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа!» – Ю. П. Азаров

Литература :

Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 

Профессиональный стандарт педагога. Независимое сетевое педагогическое издание «Учительская газета». URL: http://www.ug.ru/new_standards/6

Козленко В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся//Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. -М., 1981

Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. – Волгоград: Перемена, 2000.



2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. На своих уроках я охотно использую игры, тестирование, экскурси...

Развитие творческих способностей и формирование интереса к самостоятельному обучению учащихся в процессе игровой деятельности с применением информативно-коммуникационных технологий.

Данная статья рассматривает виды игровой деятельности развивающие творческие способности  ребенка и формирующие интерес к самостоятельному обучению, непосредственное участие в которых принимают и...

Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности во внеурочное время по технологии

Одна из целей среднего образования – формирование разносторонне развитой, творческой  личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.В современном обществе возникла потребность в...

Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности на уроках информатики

Предмет «Информационные технологии» один из немногих, где проектная деятельность может стать основной формой обучения.На уроках по «Информационным технологиям» проектная деятельность решает важную про...

Развитие творческой активности учащихся в процессе исследовательской деятельности.

Основная цель развития исследовательской деятельности учащихся – обучение методам самостоятельного мышления, направленного на фиксирование и анализ фактов и явлений, видение путей и способов решения и...

статья "Взаимодействие и психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся в процессе проектной деятельности".

В  статье дан краткий обзор взаимодействия  педагогов  и  родителей в процессе проектной деятельности, что обеспечивает  реальное сотрудничество семьи и школы, позволяя решать...

Статья " Развитие компетенций учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях"

Данная статья раскрываеет  поэтапность проектной деятельности на уроках литературы, русского языка, во внеклассной работе.  Акцентируется внимание на развитии учебных универсальных действий ...


 

Комментарии

Климанова Елена Анатольевна

Материалы данной статьи могут использоваться как в основном образовании , так и в дополнительном