Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности во внеурочное время по технологии
статья по технологии на тему

Бондарева Тамара Васильевна

Одна из целей среднего образования – формирование разносторонне развитой, творческой  личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.

В современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качественно решать существующие проблемы, творчески подходить к любым изменениям.             Невозможно научить человека чему-либо, если он сам  не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельно добывать знания. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, так как развитие человека протекает на протяжении всей  его жизни. 

         Именно деятельность учителя технологии направлена на то, чтобы создать условия для формирования и развития творческой активности каждого учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности во внеурочное  время по технологии

                                        

                                                                        Т.В.Бондарева

Одна из целей среднего образования – формирование разносторонне развитой, творческой  личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.

В современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качественно решать существующие проблемы, творчески подходить к любым изменениям.             Невозможно научить человека чему-либо, если он сам  не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельно добывать знания. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, так как развитие человека протекает на протяжении всей  его жизни.  

         Именно деятельность учителя технологии направлена на то, чтобы создать условия для формирования и развития творческой активности каждого учащегося.

Я работаю учителем технологии   в средней общеобразовательной школе № 20 города Мурома, расположенной в микрорайоне, где социальный состав  жителей очень разный, поэтому при выборе организации учебно-воспитательного процесса  стараюсь учитывать возможности каждой семьи.

В нашей школе, как и во многих российских общеобразовательных учреждениях,  учителя  не только ищут эффективные подходы в обучении, но и создают все условия для проявления внутренних побуждений каждого ученика в любом возрасте.

Сами по себе творческие способности не развиваются, поэтому поиск более совершенных подходов к обучению и воспитанию детей  «заставляет» меня выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы не пропала ни одна талантливая личность, чтобы творческие задатки каждого человека могли реализоваться в полной мере на протяжении всей его жизни.

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, которые активизируют творческие способности учащихся.  Наиболее продуктивным в образовательной области «Технология»  я, как и мои коллеги учителя технологии нашего города, считаем  проектные творческие технологии, так как работа над проектами способствует развитию  вкуса, воспитывает гуманность, нравственность, формирует рефлексию.  

  Изучив  понятие, структуру и типологию проектов, я   начала строить процесс обучения по данному предмету. Заметила, что в ходе выполнения проектов у школьников вырабатываются умения обобщать, систематизировать получение знания и анализировать экономическую, экологическую и технологическую ситуации.

В 2009 учебном году  мной обобщен опыт по теме «Мотивация интеллектуального интереса и эмоционального отклика у учащихся на уроках технологии через проектное обучение». Работа над этой проблемой дала положительные результаты. В последующие   годы повысился уровень знаний учащихся, это подтверждают  результаты предметных олимпиад на которых мои ученики занимают призовые места.

Работа по внедрению  творческих проектов на уроках даёт положительные результаты но, к сожалению, на уроке учитель ограничен определёнными рамками: изучение программного материала, да и общение между учителем и учащимся на уроке  в силу обстоятельств достаточно формальное.  

Чтобы дать возможность каждому ученику раскрыть себя, необходимо расширить рамки образовательного процесса, а это возможно лишь при включении ребенка во внеурочную деятельность.

Основная задача, которую я поставила перед собой  – помочь растущему человеку, дать дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию, то есть помочь ученику в любом возрасте проводить свободное время с пользой, развиваясь и постигая новые открытия через проектную деятельность.

Проанализировав  результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что  привлекать к проектной деятельности учащихся по технологии необходимо на ранней ступени обучения. В Федеральном государственном образовательном  стандарте начального общего образовании внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание и время в образовательном процессе. В 1-х классах я работаю по программе дополнительного образования «Бумажные фантазии» в рамках ФГОС. Увлекаю первоклассников  проектами одного занятия - решаю  задачи не только художественного воспитания, но и прививаю  интерес к занятиям по технологии.

От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра.  Чтобы помочь растущему человеку с пользой проводить свободное  время и дать возможность открыть себя,  стараюсь увлекать учащихся внеурочной деятельностью.  Для учащихся 5-8 классов разработала программу дополнительного образования  «Лоскутная мозаика и волшебный клубок», которая позволяет расширить объекты проектной деятельности и формировать творческие способности учащихся.

В 9-х классах  веду разработанный мной  элективный курс «Сохранение традиций русской культуры». Изучение данного курса направлено на углубленное овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности в дальнейшей самостоятельной жизни учениц и выборе профиля обучения в старшей школе.

Дети с большим желанием выполняют тот вид работы, который им интересен: ковроплетение, батик, вязание, изготовление игрушек и костюмов для участия в школьных и городских конкурсах.

 В основном учащиеся 1 и 5 классов выполняют личностные краткосрочные проекты за 1-2 занятия, так как  для детей этой группы важен быстрый результат работы.  

Учащиеся 6-9 классов с большим удовольствием занимаются  коллективными проектами  средней продолжительности от недели до нескольких  месяцев.

Работа над творческими проектами идет по определённому плану:

-выбор темы проекта и формулировка проблемы;

-исследование проблемы

-генерирование идей

-разработка технического решения

-планирование

-реализация

-испытание

-самооценка и защита.

Естественно, что основной вид работы над проектом на дополнительных занятиях - это выполнение практической части, поэтому многие пункты творческого проекта мы просто выясняем во время беседы.

Чтобы  заинтересовать и увлечь детей,    в своей практике использую наиболее распространенные типы нестандартных занятий: КВН, конкурсы, игры, репетиции и  выступления.

Такие нестандартные занятия способствуют развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

Самый интересный этап,  к которому  дети готовятся как к празднику -защита проекта.  Защита проекта проводится в виде обзорного выступления, мультимедийной презентации, выставки работ, показу сценариев перед сверстниками и родителями.

На дополнительных занятиях во внеурочное время   решаются вопросы эстетико-познавательного воспитания, которые  открывают широкие возможности для художественно-творческого развития учащихся, формируют  у них эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивают мышление.

Именно данные занятия  способны разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало.

         «Быть активным человеком – значит дать проявиться своим способностям, всему богатству человеческих дарований. Это значит обновляться, расти, вырываться из стен своего изолированного «Я», испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему – либо, отдаваться»-Э.Фромм.

 Литература:

 1.  Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М.      Просвещение, 2006.

2.  Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Изд. Ростовского университета, 1999.

3.  Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 2010.

4.  Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В.Занкова. Н. Ш. №4 2012.

5.  Молева Г. А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. Школа и производство. №7 2009.

6.  Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2011.

7.  Симоненко В. Д. Технологическое образование школьников. – Брянск: Издательство БГПУ, 1999.

8.  Чекмарев. Уроки творчества. – М.: 2012.

9.  Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах (под ред. Н. П.Кузина и др.). – М.: Педагогика, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. На своих уроках я охотно использую игры, тестирование, экскурси...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе проектной деятельности

Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, дискуссию, ...

Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности на уроках информатики

Предмет «Информационные технологии» один из немногих, где проектная деятельность может стать основной формой обучения.На уроках по «Информационным технологиям» проектная деятельность решает важную про...

Развитие творческой активности учащихся в процессе исследовательской деятельности.

Основная цель развития исследовательской деятельности учащихся – обучение методам самостоятельного мышления, направленного на фиксирование и анализ фактов и явлений, видение путей и способов решения и...

«Опыт развития социального взаимодействия учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии».

Целью данной работы является анализ существующих и выбор оптимальных форм и методов взаимодействия учащихся во время коллективной проектной деятельности в рамках предмета Технология....

Реферат Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии

Информация об опытеУсловия возникновения опыта.     Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразова...