Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения.
материал по теме

Зеленкова Валентина Денисовна

Квалификационная работа на высшую категорию по химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный

педагогический университет»

Институт повышения квалификации

и персональной переподготовки работников образования

Выпускная квалификационная работа на высшую категорию

Тема:

Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии

в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения.

                                                        Выполнила: Зеленкова В.Д,

учитель химии МОУ Речная ООШ

Адамовского района Оренбургской области

 

           

                                                 

                                                        Руководитель: Якушева Г.И.,

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой химии и МПХ ОГПУ

Оренбург 2009


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...  3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческой активности

учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых,           индивидуальных формах обучения………………………………………………. 7
1.1 Творческая активность старшеклассников как педагогическая проблема… 7      1.2 Проблема развития творческих способностей учащихся……………………10

1.3 Краткая характеристика основных активных форм обучения    (коллективных, групповых, индивидуальных)…………………………………...13

1.4 Краткая характеристика дидактических технологий, способствующих активному обучению……………………………………………………………… 17

1.5 Внеклассная работа по химии и ее место в учебно-воспитательном  процессе……...………………………………………………………………….. 19
Глава 2. Описание опыта работы по р
азвитию творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах…………………………………………………….................................. 22

2.1 Основные формы и методы обучения, способствующие развитию  творческой активности учащихся при изучении химии……..…………………..22

  1.  Результативность обучения при применении форм и методов,
    способствующих развитию творческой активности учащихся …………......26        

Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………………37

Приложения:

План-конспект открытого урока в 9 классе «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации

План-конспект открытого урока в 10 классе «Алюминий и его соединения»

Мастер-класс по химии «Тело, вещество, энергия – материя» или просто «Что изучает наука химия»

«Химический калейдоскоп» - разработка химического вечера, посвященного Дню юного химика»
Неделя химии и экологии – комплекс внеурочных мероприятий по экологическому воспитанию школьников


Введение

Модель образовательного процесса в современной школе базируется на основе содержания образования и гармоничного сочетания репродуктивных и активных методов обучения с преобладанием последних. Необходимость развития творческой активности старшеклассников в учебном процессе определяется:
- профилизацией содержания образования;
- постоянным ростом информативности образовательного процесса;
- возрастанием требований к результатам обучения школьников;
- углублением противоречий между актуальностью вопроса и недостаточной обеспеченностью методическими рекомендациями.
          Известно, что обучение - сложная и динамическая совокупность действий педагога и учащихся. Учитель в процессе обучения организует деятельность школьников. Психолого-педагогические исследования доказывают необходимость рассмотрения учебной деятельности во взаимосвязи с проблемой развития школьника, а именно с необходимостью осуществления личностной направленности познавательной деятельности и творческой активности учащихся. Наша система образования, достигая довольно высокого уровня базовых знаний, в то же время не справляется с формированием таких качеств личности как деловитость, инициативность, предприимчивость, умение творчески использовать полученные знания в практической деятельности.
         Динамика изменений, происходящих сегодня в российском образовании, предполагает достижение качественно нового уровня учебно-воспитательной работы образовательных учреждений на основе максимальной активизации всех форм учебной работы, развития у школьников умения творчески применять усвоенные знания в практической деятельности. В связи с этим возникает необходимость разработки новых более эффективных форм организации учебного труда учащихся. Недостаточная разработанность методических аспектов этой проблемы и поиск в связи с этим оптимальных условий развития творческой активности учащихся определили
актуальность темы исследования. 
         Современная жизнь ставит перед общеобразовательной школой принципиально новую общепедагогическую задачу - целенаправленно готовить юных граждан не только к труду и познанию, но и к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. Обществу всегда требуются творческие, активные люди, способные ломать привычные границы возможного, открывающие новые пути в науке, технике, управлении. Российская школа сделала заметные шаги по совершенствованию содержания конкретных учебных предметов на основе новых программ обучения и учебников, чего нельзя сказать о технологических аспектах работ по развитию творческой активности учащихся.
          Современный образовательный процесс характеризуется высокой информативностью. Содержание учебных предметов насыщено теоретическими и фактическими сведениями. В связи с этим учитель вынужден применять главным образом репродуктивные методы, так как для использования методов проблемного обучения зачастую нет времени.
       О необходимости развития способности к творческой деятельности
у старшеклассников свидетельствуют данные о том, что учащиеся очень часто не умеют применять свои знания и умения в новой ситуации. Работе в нестандартной ситуации, к сожалению, не придается большого значения.

В настоящее время особенно продуктивна, на наш взгляд, идея целостного воспитания, согласно которой процесс становления личности должен строиться как система отношений между педагогом, учеником и жизнью. Старший школьный возраст (14-17 лет) является периодом активного погружения учащихся в освоение окружающего мира. Для развития учебного творчества старшеклассников большое значение имеет сотрудничество. Причем сотрудничество рассматривается как более эффективная форма организации творчества по сравнению с индивидуальной. Это связано с тем, что при сотрудничестве появляется возможность изложения вслух своих идей, приводящая к лучшему их пониманию. Сотрудничество позволяет учащимся обмениваться мнениями и подходами к выработке решений, что повышает творческую результативность, а это в свою очередь создает условия для обмена знаниями, способствует лучшему их осмыслению, а также стимулирует познавательные процессы. Наряду с этим творчество является одной из форм проявления активной личностной позиции учащегося, в результате реализации которой он не только создает новое для себя, но и приобретает важные качества личности.
         
В качестве основного условия развития творческой активности учащихся мы предлагаем использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы учебной деятельности, способствующие не просто воспроизведению знаний учащимися, а творческому их применению при самостоятельной работе и работе в группах сменного состава. 
          Исходя из социальной значимости и педагогической актуальности проблемы, учитывая ее недостаточную разработанность, была определена

Тема исследования: Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения.

Объект исследования: Творческая активность учащихся в процессе изучения химии.
Предмет исследования: Развитие творческой активности старшеклассников в коллективных, групповых и индивидуальных формах обучения химии.
Цель исследования: Определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой активности старшеклассников.
Гипотеза: Развитие творческой активности старшеклассников в процессе обучения химии будет успешным, если:
- уточнено и конкретизировано понятие «творческая активность» старшеклассников применительно к учебной деятельности на уроках химии;
- теоретически обоснована и экспериментально определена совокупность форм обучения, позволяющих развивать творческую активность старшеклассников на уроках химии;
- разработана модель учебно-воспитательного процесса, позволяющего развивать творческую активность старшеклассников при изучении химии;
- выявлены условия, определены уровни сформированности творческой активности старшеклассников и параметры их оценки.
З
адачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития творческой активности старшеклассников.
2. Определить совокупность форм обучения, позволяющих развивать творческую активность старшеклассников.
3. Разработать и апробировать модель учебно-воспитательного процесса, позволяющую успешно развивать творческую активность старшеклассников.
4. Выявить условия, определить уровни сформированности творческой активности старшеклассников и параметры их оценки.

База осуществления деятельности: Речная основная школа Адамовского района Оренбургской области, учащиеся 8 – 9 классов.


Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития творческой активности учащихся в процессе изучения химии

в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения.

1.1  Творческая активность старшеклассников как педагогическая проблема

Проблема творческой активности старшеклассника стала актуальной в начале прошлого века. Однако вплоть до 70-х годов XX века при изучении творчества учащихся доминировал результативный подход, то есть творчество рассматривалось только как процесс получения качественно нового результата. При обучении естественнонаучным дисциплинам творчество связывалось с созданием различных приборов и моделей силами учащихся.
Новые подходы к решению проблемы творческого развития учащихся связаны с идеями построения системы обучения как гуманистической и личностно-ориентированной. Так, например, в Законе Российской Федерации "Об образовании" среди основных принципов государственной политики рассматривается гуманистический характер образования, выделяется приоритет развития личности.
          В.И. Даль в своем словаре объясняет творчество как творение, сотворение, а созидание — как деятельное свойство.
          В "Толковом словаре русского языка" творение трактуется как создание нового, результат творчества.
          В "Педагогической энциклопедии" творчество - это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Мы считаем, что эти определения дополняют друг друга, так как создать новое, причем самостоятельно, возможно только при наличии определенного опыта, знаний, умений и благоприятной среды для творческой деятельности.
         Творчество свойственно индивидуальности и предполагает индивидуальную позицию, индивидуальное видение. Эти качества составляют главные отличия творческой деятельности от репродуктивной, при которой человек работает лишь по заранее заданному шаблону или в соответствии со стандартами.
              Творческое начало рождает живую фантазию и живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то новое, лучшее. Творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к совершенству. Психологи и педагоги, исследуя сущность творчества и основные этапы творческого процесса, прямо или косвенно затрагивают понятие опыта творческой активности и анализируют условия его развития. Необходимость формирования способности к творческой деятельности старшеклассников определяется тем, что многие учащиеся, к сожалению, затрудняются применять свои знания и умения в новой ситуации, поскольку школа не придает большого значения обучению работе в нестандартной ситуации.
           Жизнь любого существа - непрерывный поток активности. У человека этот поток включает не только разного рода движения и действия, но исообщения, переживания, мысли, чувства и представления. Слово «активность» происходит от латинского activus и означает деятельное участие в чем-либо. Главным источником активности служат потребности человека. Потребности индивида заставляют его действовать.

На основании анализа статей толковых словарей можно сделать следующие выводы:
- понятие «активность» раскрывается через понятие «деятельность», а понятие «деятельность» — через понятие «активность»;
- активная деятельность определяется как деятельность энергичная;
- активность личности включает в себя отношение человека к окружающему.
Определение активности в научных трудах философов, психологов также связано с понятием деятельности. Можно говорить об абсолютной активности человека как биологического существа, как части природы и об относительной, или переменной, активности человека, если речь идет о личности. Так как активность не является неизменным наследственным свойством личности, мы говорим о необходимости её формирования и развития.
          Идея о возможности развития творческой активности старшеклассников в процессе организации различных форм обучения не является принципиально новой. Творческая активность в философии, психологии и педагогике исследовалась с различных позиций:
- с позиции процесса учения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Богоявленская);
- с позиции оптимального сочетания форм учебной деятельности (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.К. Дьяченко);
- с позиции развития личности в деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, И.С. Якиманская);
- с позиции единства деятельности и общения (А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик).
       Специальных работ, посвященных развитию творческой активности старшеклассников в процессе реализации различных форм организации обучения, формулирующих конкретные дидактические положения, нет.
К проблеме развития творческой активности старшеклассников в процессе учебной деятельности обращаются в своих трудах В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленскяа, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров.

          Творческий процесс начинается с осознания проблемы, ее постановки и состоит в ее решении. Проблема понимается как форма творческого поиска, все мыслительные операции обслуживают процесс решения проблемы — процесс творчества.

          Анализ имеющейся литературы позволяет сделать выводы, что разработку проблемы развития творческой активности старшеклассников нельзя считать исчерпанной.
         Над проблемами развития творчества и самосознания личности размышляли философы Н.А. Бердяев, П.И. Дышлевый, А.Г. Здравомыслов, Л.В. Яценко.          
         Николай Бердяев под творчеством понимал не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию. Действительно, для школьника, когда он начинает творить, зачастую важен не конкретный результат, а сам процесс. При исследовании феномена творчества нам представляется значимым обращение к проблеме взаимоотношения свободы и творчества.
         Философы Л.В. Яценко и П.И. Дышлевый считают, что такую свободу следует понимать в ограниченном смысле, так как творчество всегда сочетается с воспроизведением. Мы согласны с Н.А. Бердяевым в том, что свобода является одним из главных условий развития творческой личности.
А.Т. Шумилин определяет творчество как форму бытия человека, находя смысл его в развитии и самоусовершенствовании человека. Следовательно, творчество может выступать как форма качественного развития общества, ноосферы, всей культуры. При этом творчество рассматривается философом как высшая форма деятельности. Иного мнения придерживается Л.В. Яценко. Он считает, что признаки творчества можно найти в любой трудовой процедуре.
      Можно сделать вывод о том, что творческий поиск направлен на осознание проблемы и состоит в ее решении. Проблема понимается как форма творческого поиска, все мыслительные операции при этом обслуживают процесс решения проблемы, то есть процесс творчества.

1.2   Проблема развития творческих способностей учащихся.
       
В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется все большее применение его творческих возможностей, так как  именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность.
         
Под творческими способностями, мы будем понимать комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем  и получать результаты, обладающих новизной. 
             Творческая активность личности является результатом ее воспитания, самовоспитания, обучения и  воздействия на нее общественных отношений. Все это убедительно свидетельствует о том, что для развития творческой активности большое значение имеет создание необходимых условий и предпосылок, позволяющих максимально стимулировать проявление и развитие творческого потенциала личности.
          Большинство ученых согласны с тем, что
для расширения творческого потенциала человека, в том числе и подростка, необходимы:
     - Развитие базы знаний и умений, накопление и систематизация того запаса информации, на основе которого можно творить что-то новое, а также совершенствование навыков, необходимых для соответствующего вида деятельности;
     - Создание атмосферы, располагающей к творчеству. Ключевая характеристика этой атмосферы – отсутствие критики на стадии порождения идей, что позволяет преодолеть внутренние ограничения, препятствующие тому, чтобы увидеть проблему в новом ракурсе;
     - Поиск аналогий. Шансы на творческое решение задачи возрастают, если удается разглядеть аналогии между ней и какими-то другими проблемными ситуациями, даже если они на первый взгляд и не сходны между собой.

Для развития творческого мышления предлагается следующий алгоритм действий:
     1. Научиться анализировать  систему (предмет, процесс). Наш мир состоит из систем. Фломастер, стрекоза, отдых, автомобиль, семья - это все примеры систем. Надо уметь строить  и анализировать схемы «Состав -Связи- Взаимодействие» .
    2. Научиться Многоэкранному, так называемому «широкому» мышлению.  Надо уметь любой предмет или процесс (систему) рассматривать не отдельно, изолированно, а видеть его  «подсистемы»  (составные части)  и «надсистемы» (те системы, в которые входит наш объект анализа, обычно их несколько).  При этом надо видеть прошлое, настоящее и будущее  как системы, так и подсистемы, и надсистемы.
    3. Научиться Анализу развития систем. Это означает умение применять законы развития систем - видеть, на каком этапе развития находится система, ее подсистемы, надсистемы, в которые она входит. Определять влияющие на развитие системы факторы внешней среды и внутренние  ресурсы  системы и ее подсистем. Определять антисистемы (конкурентов) и параллельные системы (дружеские), их тенденции развития. Определять - чтобы избегать или использовать в своих целях.
    4. Научиться прогнозированию развития систем. Это значит, что строя планы на будущее любой системы, мы должны учитывать объективные условия, в которых находятся вышестоящие надсистемы и  их тенденции развития. Научиться анализировать соотношение своих внутренних ресурсов и влияния  внешней среды. Уметь привлекать «на свою сторону» ресурсы параллельных систем .
    5. Уметь правильно ставить задачи в конкретной ситуации  и видеть пути  их решения. О том, как много тратится сил и ресурсов на решение неправильно поставленных задач, исписаны тома. 
    6. Использовать высокий уровень воображения, фантазии. Уметь  «привязывать»  нестандартные решения к  конкретным условиям. Бывает, что в фантастической идее содержится рациональное зерно. Но чтобы его найти, надо обладать  особым навыком - «творческого критика».  Эти навыки вырабатывают мозговой штурм, анализ последствий решения задачи, и др. 
    7. Уметь реализовывать решения. Это свойство личности кажется  связанным  не с мышлением, а с характером человека. Но особенность методологии  обучения творческому мышлению в том, что человек, обучаясь анализировать и решать  различные нестандартные задачи, меняет не только мышление.  Изменение навыков, способов мышления неизбежно ведет человека к решению своих личностных задач: выявлению своих функций, задач в этом мире, изменению отношений с окружающими людьми, группами и структурами. Человек учится СТРОИТЬ свои отношения  наиболее оптимальным образом - для достижений своих целей. При этом он, конечно, учитывает наличие разнообразных целей, направлений развития, ресурсов и у своего окружения.

1.3 Краткая характеристика основных активных форм обучения (коллективных, групповых, индивидуальных)

Как предмет, изучаемый в школе, химия – наука специфическая. Химия – наука эмпирическая, то есть опирающаяся на практический эксперимент. Но не всегда она может опереться на фундаментальный закон природы или строгую математическую формулу. Результаты эксперимента с одними и теми же веществами, но в разных условиях, часто бывают весьма противоречивыми. И для объяснения этих результатов необходим огромный объем теоретических знаний. В то же время, химию начинают изучать в старших классах, когда у многих, если не у большинства, пропадает интерес к учебе и, особенно, к освоению теоретического материала. Поэтому в основу развития творческого отношения к химии разумно положить ее практическое значение.

Для изучения химии в настоящее время используется огромное количество различных учебников, как рекомендованных Министерством просвещения, так и пробных. Практическое значение тех или иных веществ оговаривается, чаще всего, в отрыве от основной массы материала, в конце параграфа. Не учитывается, да это и невозможно, промышленная специфика отдельных географических регионов, их «химическая» направленность.

Мы считаем, что при изучении химии основой  является подчинение учебно-воспитательного процесса практическому, деловому интересу к предмету химия, обучение учащихся умению оценивать значение того или иного материала для конкретной цели.

Оренбургская область, в частности, Восточное Оренбуржье, район промышленно развитый: это и добыча и обогащение полезных ископаемых, и металлургия (цветная и черная), и переработка нефти, и производство строительных материалов, и чисто химическая промышленность, например, производство серной кислоты. В принципе, в любом поселке, и, тем более, в городе, можно найти производство, так или иначе связанное с превращением веществ. Главное, суметь увязать производственные процессы с теоретическим материалом. Разумеется, приходится в значительной степени изменять принципы проведения занятий. Особый интерес представляют не совсем традиционные формы и методы проведения занятий:

  • Уроки с измененными способами организации
  • Уроки, опирающиеся на фантазию
  • Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ
  • Уроки с игровой состязательной основой
  • Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации
  • Тематические предметные недели

       В настоящее время в Российском образовании идет процесс перехода к стандартам нового поколения, при этом определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху глобализации информационных процессов.
         Только за последнее десятилетие повсеместно стали использоваться новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые технологии. Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни. При реализации нового подхода к преподаванию с применением информационных технологий выявляется масса возможностей, предоставляемых компьютером для усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока.

Так, на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:

  • создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом;
  • максимально целесообразно располагать материал;
  • обеспечивать основной материал дополнительной информацией;
  • подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

На этапе проведения уроков компьютер позволяет:

  • экономить время;
  • красочно оформлять материал;
  • повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;
  • оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;
  • индивидуализировать обучение;
  • концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;
  • в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;
  • самостоятельно использовать учебный материал обучающимися

Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний учащимися, значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи. Для организации работы учителем могут быть применены различные модели использования компьютера на уроках.

Очень важно, что использование информационных технологий органично вписывается в структуру любого урока, дает возможность стимулировать поисковую деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся.

Таким образом, компьютеризация при обучении создает особую информационную обстановку, которая стимулирует интерес и пытливость ребенка. Это облегчает понимание и решение многих задач интеллектуального характера, способствует раскрытию природой заложенных потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ученика.

Целевое включение новых информационных технологий в учебный процесс способствует постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания, позволяет педагогу решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных программных продуктов качественно нового уровня.

  1. Краткая характеристика дидактических технологий, способствующих активному обучению.

Уже давно известно, что ценность образования измеряется не столько наличием у выпускника научных знаний, прикладных умений и навыков, сколько умением применять эти знания на практике, иметь определенную жизненную позицию, быть уверенным в своих действиях и знающим, что такое успех. В формировании такой позиции принимают участие не только сам ученик, но и школа, и семья.

      Активность учащегося напрямую зависит от личности учителя и уровня преподавания предмета. Форма предъявления учебного материала может быть любой, важен положительный эмоциональный фон занятия, его темп, степень сложности, а также продуманная диагностика результатов.

   Известны  следующие дидактические технологии активного обучения:

  • Технология модульного обучения (Монахов В.М., Беспалько В.П.). Темы химии – яркий пример дидактического модуля, они могут быть по отдельности структурированы, систематизированы, в каждой из них можно запланировать конечный результат. Основное внимание должно быть уделено разработке модуля – минимум экспромта, целеобразование, педагогическое проектирование, целостность процесса.
  • Технология интенсивного обучения (Китайгородская Г.А., Мамигонова Т.А.). Основная идея в том, что «…осознание цели действия… приводит к осознанному действию».
  • Интегрально-образовательная технология (Гузеев В.В.), где планируемые результаты обучения представляются в виде 3-х уровневых систем задач.
  • Игровые технологии (Занько С.Ф., Тютюнникова С.М.). Игра по форме, учение по содержанию – вот в чем существо идеи игровой организации учения. Основной целью педагога является создание условий для возникновения игры.
  • Очень привлекательны и своеобразны технологии обучения по системам опорных знаков В.Ф.Шаталова, проблемно-модульное обучение М.А.Чошанова

    Необходимо всегда помнить, что обучение носит личностный характер. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

  1. Внеклассная работа по химии и ее место в учебно-воспитательном  процессе.

Как известно, внеклассной работой по предмету называют такую учебную работу, которую учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя во внеурочное время, сверх учебного плана. Руководство со стороны учителя может быть как непосредственным, так и при помощи приглашенных для этой цели специалистов из других учреждений, студентов, учащихся старших классов.

Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории. Наконец, существенный воспитательный элемент внеурочных занятий – выполнение общественно полезных заданий, в ходе которого у учащихся вырабатывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду.

Как и в обучении любому школьному предмету, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика внеклассной работы очень разнообразна. Во внеклассной работе больше, чем в любой другой, проявляется влияние личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного багажа. Содержание внеклассной работы подчиняется строго определенным требованиям:

  • научности (устанавливает определенное соотношение содержания школьного предмета с содержанием науки);
  • доступности (содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, не уходить далеко от школьной программы, стимулировать стремление к познанию, к работе с дополнительной литературой, к исследовательской деятельности);
  • актуальности и практической значимости (связь с жизнью);
  • занимательности (учащемуся должно быть интересно во время проведения внеклассной работы).

Основные задачи внеклассной работы:

1. Привитие интереса к химии

2. Развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту

3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся

4. Подготовка учащихся к практической деятельности

5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

  Внеклассную работа по химии удобно подразделить на массовую, групповую и индивидуальную. Все эти виды внеурочной работы различаются между собой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы, методы и содержание.

Говоря об индивидуальной внеурочной работе, выделяются две возможности. Во-первых, эпизодическое выполнение отдельных поручений учащимися с целью его привлечения к более систематической работе. Такие задания можно практиковать и в период, когда систематическая групповая внеурочная работа в школе или в данной параллели еще не налажена. По мере усиления интереса учащихся к предмету такие индивидуальные занятия могут перерасти в систематическую работу. Во-вторых, речь может идти о работе с учащимися, которые уже вполне сознательно решили специализироваться в области химии или близких к ней дисциплин и которых не может удовлетворить уровень проводимых в школе групповых занятий.

Групповая работа охватывает, прежде всего, учащихся с уже пробудившимся интересом к химии или какой – либо ее отдельной области. К индивидуальным и групповым занятиям, проводимым под  руководством учителя химии, следует отнести и работу с такими учащимися, которые, быть может, интересуются не столько химией, сколько возможностью приложить свои силы, знания к конструированию приборов, разработке наглядных пособий, пропаганде химических знаний среди учащихся младших классов, выполнении некоторых вспомогательных работ оформительского характера.

К массовым формам работы относятся такие мероприятия, как научно– практические читательские конференции, тематические вечера, встречи по профессиям, проведение в школе химических олимпиад, дней, месячников, декад химии. Характерной особенностью массовой внеурочной работы по химии является то, что она включает в себя, как правило, разовые, эпизодические мероприятия, к участию в которых привлекаются не только учащиеся, специально интересующиеся химией, но и все остальные.

  В настоящее время уже нельзя удовлетвориться проведением эпизодических внеурочных мероприятий, хотя бы и с массовым охватом учащихся. Необходимо стремиться к организации хорошо продуманной, увязанной с программой и календарным планом, учитывающей возможности школы, склонность учащихся  по предмету. Внеурочная работа по химии должна быть частью общешкольной системы внеурочных мероприятий, гармонично сочетающейся с аналогичной работой по другим, и, прежде всего, смежным, предметами. Внеурочная работа по химии опирается на помощь со стороны руководства и общественных организаций школы. Следует учитывать и большие возможности в организации внеурочной работы в школе, возникающие в связи с различными мероприятиями, выходящими за рамки школьной работы, как таковой: участие в олимпиадах по химии, конкурсах, выставках технического творчества, смотрах химических кабинетов.  


Глава II.  Описание опыта работы по развитию творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения.

2.1 Основные формы и методы обучения, способствующие развитию  творческой активности учащихся при изучении химии

Химия – это один из основных компонентов общеобразовательной подготовки учащихся средней школы. На ее изучение затрачивается по 2 часа в неделю в 8-9 классах и по 2 часа – в 10-11 классах. И это вполне логично.

        Химия – одна из важнейших областей естествознания. Предметом ее изучения служат вещества, составляющие окружающий нас материальный мир, превращения веществ друг в друга и законы, которым подчиняются эти превращения. Основные проблемы химии как области естествознания – это изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ и материалов с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов и энергии. Изучение этих вопросов в любом школьном курсе химии составляет основу формирования такого философского понятия, как материальное единство природы.

        Химия не только естественно научная дисциплина. Она также область материальной деятельности человека, связанная с направленным получением веществ, их практическим использованием и рациональной утилизацией отработанного. Химические превращения лежат в основе ряда отраслей народного хозяйства: химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, переработки горючих ископаемых, производства строительных материалов, пищевой промышленности, производства лекарств и т.д.

        В современной жизни человек использует сотни, тысячи различных веществ, многие из которых при неумелом обращении вместо пользы могут принести вред, и немалый, не только человеку, непосредственно соприкасающемуся с веществом, но и природе и человечеству в целом. Поэтому знание важнейших свойств широко используемых в повседневной жизни веществ, приемов грамотного с ними обращения необходимы всем учащимся вне зависимости от того, какую конкретно профессию они выберут в будущем.

Как сделать школьный курс химии с одной стороны понятным и интересным для учеников, с другой – не погрешить против научной истины – вот основная проблема, которая встает перед любым учителем. Можно выбрать несколько путей:

  1. Изложение теории перемежать эффектными опытами в надежде, что кто-то попытается понять суть этих опытов. Путь крайне неблагодарный, потому что «эффектных» опытов можно провести не так уж много, а удерживать внимание на теории без опытов со временем становится все сложнее.
  2. Упростить изложение сложного теоретического материала до крайней степени. Но тогда резко увеличивается объем «зубрежки», и говорить о сохранении научного понимания уже не приходится.
  3. Изучать теорию, особенно в 9-11 классах, на основе практического значения данной темы и, по возможности, на основе химического эксперимента.

Мы считаем, что именно такой подход наиболее логичен, продуктивен и позволяет стимулировать творческую активность учащихся.

На чисто деловом интересе к химии построены школьные программы многих стран. Например, когда-то во всех школах Израиля была введена обязательная программа по химии, обусловленная сложившейся ситуацией – угрозой химического оружия. Сама жизнь определила предметы глубокого изучения на уроках химии: галогены, углерод и его оксиды, соединения фосфора и его полимеры. Школьный курс в Израиле весьма специфичен – он составлен таким образом, чтобы занятия можно было использовать на практике. Израиль – одна из многих стран, обделенных минеральными ресурсами и источниками твердого и жидкого топлива. Но зато то, что она имеет, обрабатывается столь глубоко и тщательно, что отходы годятся разве что на укладку дорог. И пусть вся программа ограничена изучением брома, меди, нефти и удобрений, но зато изучается это в расчете на будущее.

 Такая же, чисто практическая направленность наблюдается в курсе химии немецких школ. Стоит только прислушаться к названиям разделов: химия в быту, химия и профессия, химические явления, химия в свободное время, применение (польза) химии, применение (опасности) химии и т.д.

Японские школьники, отвечая на вопрос, каким они видят идеальный учебник химии, выдвинули такую идею: идеальный учебник должен состоять только из 5 глав:

  • Вещества в природе и их превращения
  • Химия в повседневной жизни – продукты, одежда, моющие вещества, красители
  • Материалы в нашей жизни – пластмассы, металлы, керамика
  • Производство окружающих нас материалов – что получается из воздуха, воды, нефти, минералов
  • Практическое значение химии – прогресс в химии и экология.

Оренбургская область, в частности, Восточное Оренбуржье, это район промышленно развитый: это и металлургия (цветная и черная), и переработка нефти, и производство строительных материалов, и чисто химическая промышленность, например, производство серной кислоты. Адамовский район и конкретно п.Речной, где нам приходится работать, также не обделены химией. Кирпичное и асфальтовое производство, цех обогащения кварцевого сырья со своей уникальной продукцией, пищевая промышленность, больницы и аптеки, котельные, водонапорные башни с системой очистки воды – все это может лечь в основу проведения многих уроков с практической направленностью:

  • Цех обогащения кварцевого сырья – «Кремний и его соединения», количественное определение примесей
  • Котельные, водонапорные башни – «Очистка воды и ее смягчение»
  • Больница, аптека – значение растворов, определение органических веществ приготовление лекарств и т.д.
  • Пекарня – процессы брожения, денатурация белков, переработка крахмала и т.д.

В принципе, в любом поселке, и тем более в городе, можно найти производство, так или иначе связанное с превращением веществ. Главное, суметь увязать производственные процессы с теоретическим материалом.

Например, при изучении темы «Кремний и его соединения» в нашей школе гораздо шире, чем в учебнике изучается раздел «Силикатная промышленность». На основе природных минералов (образцов кварца, кристаллов горного хрусталя различной окраски) и продуктов их переработки (начиная от кварцевых генераторов и кончая обычной газовой пьезоэлектрической зажигалкой и посудой) изучается строение кристаллической решетки, физические и химические свойства. Материал усваивается с гораздо большим интересом.

Разумеется, приходится в значительной степени изменять принципы проведения занятий. Иногда приходится практически полностью отказываться от обычной схемы урока: опрос – объяснение – закрепление. В основном, используются не совсем традиционные формы методы проведения занятий:

  • Уроки с измененными способами организации: лекции, семинары, защиты собранных материалов
  • Уроки, опирающиеся на фантазию: уроки-рекламы, уроки – творческие проекты, уроки – рассказы об ученых, уроки «удивительное рядом», уроки-сюрпризы и т.д.
  • Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: урок-экскурсия, урок-совещание, урок- практикум
  • Уроки с игровой состязательной основой: КВН, Счастливый случай, Звездный час, Химическое лото, Путешествие, Кроссворд – пожалуй, это самая многочисленная группа методов, используемых на уроках и внеклассных мероприятиях
  • Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: модульные уроки, уроки-зачеты, уроки-консультации, конференции и т.д.
  • Тематические предметные недели – комплекс внеклассных мероприятий в сочетании с комбинированными уроками – химия и биология, химия и физика, химия и литература, химия и изобразительное искусство, химия и музыка и т.д.

      Сегодня непременным атрибутом нашей жизни становятся компьютеры, информационные технологии создают новые возможности получения человеком знаний. Актуальность использования ИТ в обучении химии обусловлена тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей. Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.         Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения химии, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицуруют процесс обучения и т.д.

В школе есть специальные технические и информационные средства (компьютеры, мультимедийные проекторы), а также набор программ и мультимедийных дисков. Это все вместе позволяет наработать по предмету учебно-методический комплекс. Компьютерные технологии используются для проведения как уроков, так и внеклассной работы. Наличие в школе большого количества цифровых образовательных ресурсов по химии, дает возможность учителю использовать на различных этапах обучения наиболее удачные фрагменты того или иного электронного учебника. При обучении используются образовательные ресурсы Интернета.

  1.  Результативность обучения при применении форм и методов, способствующих развитию творческой активности учащихся

Для оценки  результативности обучения мы предлагаем следующие критерии:

  • Развитие познавательного интереса учащихся и, как следствие, участие во внеклассных мероприятиях по химии, занятия в химическом кружке, выполнение творческих работ  
  • Повышение процента качества знаний учащихся по результатам обучения
  • Участие в школьных и районных олимпиадах, заочных творческих конкурсах федерального уровня
  • Выбор дисциплины в качестве выпускного экзамена и хорошие результаты
  • Развитие умений самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности
  • Выбор специальностей с «химическим» уклоном и отсутствие проблем при дальнейшем обучении, осознание уважительного отношения к представителям производительного труда

Динамика учебных достижений обучающихся за последние пять лет

Таблица 1

Показатели

2004/05 у.г.

2005/06 у.г.

2006/07 у.г.

2007/08 у.г.

2008/09 у.г.

Качество обученности по предмету (в %):

- успеваемость

- качество знаний

100

40-60

100

40-75

100

50-70

100

40-60

100

40-70

Количество учащихся, выбравших экзамен по химии в качестве выпускного (в % от общего числа в классе)

30-70

30-50

50

30

25

Количество учащихся, принявших участие в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней (в % от общего числа выпускников):

- школьный

- муниципальный

- федеральный

24

4

-

28

4

-

30

8

-

30

4

-

34

-

25

Примечание: В 2006 году школа переведена из СОШ в разряд ООШ

Количество  творческих работ по предмету

 Таблица 2

Виды творческих работ

Кол-во уч-ся (в % к общему числу)

2004/05 у.г.

2005/06 у.г.

2006/07 у.г.

2007/08 у.г.

2008/09 у.г.

Схемо-конспекты

90

90

50

50

50

Рефераты

50-60

50-60

30

25

34

Доклады-сообщения

50-60

50-60

50

50

50-60

Творческие проекты

-

20

-

-

25

Оформление стендов и стенных газет

30

30

25

30

25

Подготовка внеклассных тематических мероприятий

25

25

20

20

20

Участие во внеклассных тематических мероприятиях

80-90

80-90

80

80

80

Примечание: В 2006 году школа переведена из СОШ в разряд ООШ

Результаты итоговой аттестации

Таблица 3

Учебный год

Форма аттестации

Класс

Количество учащихся

% успеваемости

%  качества

2004/05

Традиционная

Традиционная

ЕГЭ

9

11

11

17

5

3

100

100

100

53

80

67

2005/06

Традиционная

Традиционная

ЕГЭ

9

11

11

11

4

3

100

100

100

77

75

67

2006/07

Традиционная

9

8

100

77

2007/08

Традиционная

9

3

100

67

2008/09

Традиционная

9

4

100

75

Результаты внеурочной деятельности

Таблица 4

Учебный год

Форма внеурочной деятельности

Деятельность учащихся, мероприятия

Достижения учащихся

2005/06

-Химический кружок для 8-9 классов

-Элективный курс «Химический край – Оренбургская область»

для 10-11 классов

Участие в школьной и районной олимпиадах, организация тематических вечеров, экскурсия на Джусинское месторождение и оформление отчета

III место в районной химической олимпиаде,

участие в районном конкурсе творческих проектов

2006/07

-Химический кружок для 8-9 классов

-Элективный курс «Решение задач» для 9 класса

Участие в школьной и районной олимпиадах, организация школьных тематических вечеров

В районной олимпиаде показали лучшие результаты (50% выполненных заданий)

2007/08

-Химический кружок для 8-9 классов

-Элективный курс «Решение задач»

для 9 класса

Участие в школьной и районной олимпиадах, участие в школьном конкурсе «Ломоносовские университеты», участие в школьном «Дне науки», организация школьных тематических вечеров

II место в районном конкурсе творческих работ по экологии

2008/09

-Химический кружок для 8-9 классов

-Элективный курс «Решение задач»

для 9 класса

Участие в школьной и районной олимпиадах, участие в школьном «Дне науки», участие во Всероссийском Фестивале «Портфолио», организация школьных тематических вечеров

4 персональных Диплома Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио 2008/09

Данные, приведенные в таблицах 1,2,3,4 соответствуют действительным результатам

Директор школы                                                                 Куланова К.Ф.

Авторские разработки уроков и внеурочных мероприятий:

Опубликованные:

  • Химическая игра-триллер «Пока не пропоет петух» («Химия» - Приложение к газете «Первое сентября», №3 1996 год). Методическая разработка обобщающего урока в 8 классе по теме «Основные классы неорганических веществ».
  • «Введение в технологию» («Химия» - Приложение к газете «Первое сентября», №5 1996 год). Методическая разработка обобщающего урока в 9 классе «Основные закономерности течения химических реакций».
  • «Неделя химии и экологии» («Химия» - Приложение к газете «Первое сентября», №24 1997 год). Комплекс внеурочных мероприятий по экологическому воспитанию школьников, в том числе химико-экологическая олимпиада, сценарий спектакля-сказки «Раненая земля», игра «Счастливый случай».
  • «Лекционно-семинарские занятия в 10 классе» («Химия» - Приложение к газете «Первое сентября», №28 1997 год). Методическая разработка темы «Природные источники углеводородов и их переработка».
  • «Лекционно-семинарские занятия в 10 классе»  в сборнике «Я иду на урок химии», Москва, издательство «Первое Сентября», 1999 год.
  • Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся 2008/09. Руководство работами учащихся 9 класса «Медные руды Джусинского месторождения» и «Кварц и его свойства».

Неопубликованные:

  • Алюминий и его соединения – План-конспект открытого урока в 10 классе
  • Нефть, способы ее переработки, нефтепродукты – План-конспект 2-х часового открытого урока в 9-м классе.
  • Химический КВН для учащихся 9-11 классов – разработка внеклассного мероприятия
  • Химический калейдоскоп – разработка вечера, посвященного дню юного химика
  • Хочу все знать! – разработка игры «Звездный час» для учащихся 8-9 классов
  • «Счастливый случай» - разработка заключительного урока по теме «Ациклические углеводороды и их функциональные производные» в 10 классе
  • Неделя «Химия и здоровье» - разработка комплекса мероприятий по химическому воспитанию школьников
  • «Химический край – Оренбургская область» - программа элективного курса по химии для учащихся 9-11 классов
  • «Ломоносовские университеты» - разработка заочной школьной олимпиады
  • «Медные руды Джусинского месторождения, их добыча и переработка» - комплексная экскурсия на Джусинское месторождение и обогатительную фабрику поселка Гранитный (с видеофильмом).
  • Кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации – план-конспект открытого урока в 9 классе с компьютерной презентацией
  • Мастер-класс на районном совещании учителей химии по теме Введение в химию, урок «Тело, вещество, энергия – материя» или просто «Что изучает наука химия?» с компьютерной презентацией
  •  Мастер-класс на зональном совещании директоров школ по теме «Использование компьютерных технологий во внеклассной работе»


Заключение

       Сегодня ни один вдумчивый учитель, не начнет практическую реализацию инновационной учебной и воспитательной программы, не станет участвовать в каком-либо образовательном проекте и, тем более, создавать собственную авторскую методику, пока не осознает базовую концепцию как установку и мотив собственной деятельности, сравнив ее с другими существующими концепциями с целью адаптации к конкретным условиям.

       Целью своей педагогической деятельности я считаю сохранение заложенных в ребенке искренности и доброты, способности к созиданию и жажды познания. Для меня очень важно, чтобы еще в школе ребенок понял, что такое успех. Для меня успех - это достижение поставленной цели: это и реальные достижения человека (ребенка)  в различных областях жизни, это и озвученная оценка данного успеха окружающими, ведь результат их оценивания успешности человека отражается на отношении к нему, это и оценка самого человека уровня своих достижений. А самое главное, необходимо научить ребенка объективно оценивать свои достижения и стремиться  к их  дальнейшему совершенствованию.

       Я считаю себя ответственной за то, чтобы ребенок научился совершать обдуманные поступки, ибо последствия наших поступков так сложны и разнообразны, что мы можем разрушить не только свой собственный мир, но и мир, окружающий нас.

      В процессе образования, в том числе и химического, по-моему, присутствуют, как минимум, три стороны, лично в нем заинтересованные: семья, как заказчик уровня образования, ученик, как предмет образования и учитель, как исполнитель заказа. Личная значимость процесса для них не совсем равноценна. Больше всех заинтересован учитель – это его духовная и социальная удовлетворенность. Уровень значимости образования для семьи зависит от многих факторов, не в последнюю очередь от образованности и обеспеченности. А вот уровень личной значимости образования для ребенка зависит и от позиции семьи, и от деятельности учителя. Но в конечном итоге я всегда вижу тетраэдр, где основание – это образование, а грани – взаимосвязанные семья – ребенок – учитель. Тетраэдр – это самая прочная объемная  конструкция. В природе, например, это кристалл алмаза. И чем равноценнее грани, тем прекраснее кристалл.

       В самом педагогическом процессе активность учащегося (учение) напрямую зависит от уровня преподавания (активности учителя). Если учитель с развитыми педагогическими способностями, имеющий хотя бы минимальную педагогическую технику, выстраивает занятие целесообразно, в интересах развития ребенка, если свои профессиональные знания он передает на основе выверенных методических подходов, то я уверена, что изучаемый предмет непременно попадет в поле интересов учащегося и действительно будет им усвоен.

       В какой форме я предпочитаю предъявлять учебный материал? Приоритетов по этому вопросу, как в организационном плане, так и по степени технологичности для меня не существует. Все зависит от темы урока, от особенностей учащихся данного класса, от технической оснащенности кабинета по данной теме и, конечно же, от моих возможностей. Я не считаю, что модульный урок предпочтительнее объяснительно-иллюстративного, а групповая форма организации лучше индивидуальной. Работа на компьютере требует и от учителя и от учащихся определенных навыков, а урок-лекция – четко продуманной композиции и методического оформления. Для меня очень важны:

- положительный эмоционально-интеллектуальный фон урока – урок не должен быть скучным и непонятным; темп урока – высокий, но посильный;

- степень сложности материала – слишком легкий и слишком трудный материал не вызывают интереса;

- каких результатов достигнут учащиеся и как эти результаты продиагностировать, ведь чем чаще проверяется и оценивается работа, тем она интереснее.

          На уроке я предпочитаю роль ситуативного лидера. Свою задачу вижу в быстром распределении заданий, их четкой формулировке, помощи в поиске решения, регулировании межличностных отношений. Учащихся стараюсь воспринимать как коллектив, постоянно ориентируя их на веру в успех, сопереживание и удовлетворенность не только личным, но и общим трудом.

          Поскольку уровень восприятия учебного материала у детей очень отличается, часто использую разноуровневые задания. Но искренне уверена, что итоговая проверка для всех должна быть единой и включать задания разной сложности, которые могли бы выполнить все ученики.

          Я не провожу традиционных интегрированных уроков, предполагающих участие учителей -предметников. Я уверена, что учитель физики успешно справится с «химическими» проблемами и наоборот. А некоторое различие в терминах и определениях внесет дополнительный интерес к изучаемой проблеме. Другое дело, проведение уроков, где сами учащиеся рассматривают проблему интегрировано, с точки зрения физики, истории, математики и т.д. И очень важным считаю изучение отдельных тем с нравственных точек зрения – религиозной, психологической, экологической.

          Что я думаю о способах оценки знаний? В учебных программах по каждому предмету четко обозначены основные знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся в процессе изучения данной конкретной темы. Эти ЗУНы чисто предметные, они предполагают приобретение учащимися умений и навыков  по выполнению необходимых действий на уроках: решение задач, выполнение лабораторных работ, осмысление текста. Но мне думается, что глобальная цель - подготовка выпускника школы к жизни,  ставит перед учителем еще целый ряд задач, направленных на обучение учащихся умению оценивать значение того или иного материала для конкретной цели. Иными словами, научить ученика оценивать соответствие выводов имеющимся данным,  оценивать значимость утверждения, исследовательских данных, в том числе и своих собственных достижений и т.д. При этом суждения ученика должны основываться на четких критериях, которые могут определяться самим учащимся или задаваться ему извне.

         Самыми  важными для меня являются способность организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях, педагогический такт, требующий, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку.


Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности - М.,1989

 2. Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. – Петрозаводск,

 «Карелия», 1974

3. Алексинский В. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980.

4. Андреев В.И. «Педагогика творческого саморазвития», Казань, 1996г.

Архарова Д.И., Долинина Т.А. «Играем – учимся, учимся играя», Екатеринбург, Уральский ГПУ, 1998г.

5. Безуглов Ю.И. Управление качеством образования //Перспективы создания региональной системы непрерывного профессионального образования.

- Оренбург, 1998.

6. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия /Педагогика. - М., 1993 - № 5

7. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии», Москва, Педагогика, 1989г

Внеклассная работа по химии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.

8. Грецов А., Тренинг креативности для старшеклассников - М., Питер», 2007г.

9. Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение,1976.
10. Гузеев В.В. «Теория и практика интегральной образовательной технологии», Москва, Народное образование, 2001г.

11. Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профессионального образования - Санкт-Петербург, 2005г.

12. Достижения учащихся, как результат образовательной деятельности, Оренбург, ООИУУ, 1998г.

13. Ершов П.М., Ершова А.П. «Общение на уроке, или режиссура поведения учителя», Москва, Флинта, 1998г.

14. Зотова Н.К. Мониторинг региональной образовательной среды //Достижения учащихся как результат учебно-воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования. - Оренбург, 1998.

15. Ингекамп К. «Педагогическая диагностика», Москва, Педагогика, 1991г.

16. Конаржевский Ю.А. «Система. Урок. Анализ.», Псков, ПОИПКРО,1996г.

17. Криворучкина Л.А. «Управление качеством образования», Оренбург, ООИПКРО, 1999г.

18. Криворучкина Л.А. «Модульная система организации учебно-воспитательного процесса», Оренбург, ООИПКРО, 2001г.

19. Кульневич С.В., Лакоценина «Не совсем обычный урок», Воронеж, Учитель, 2001г.

20. Кульневич С.В., Лакоценина «Совсем необычный урок», Воронеж, Учитель, 2001г.

21. Курдюмова Т. Н. Компьютерная технология обучения достоинства и недостатки.// Химия в школе, 2002 - №8

22. Курдюмова Т. Н., Курдюмов Г. М. Компьютерные обучающие игры. //Химия. Методика преподавания, 2004 - №1

23. Левашов В. Занимательная химия. - М.: Просвещение,1991.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
25. Макошина В. Н. Мещерикова Е. В. Использование компьютеров в обучении химии. // Химия. Методика преподавания в школе, 2002 - №6
Нечиталова Е. В. Информационные технологии на уроках химии. //Химия в школе, 2005- №3

26. «Образование как фактор развития личности - качественное изменение региональной образовательной системы», Оренбург, ООИУУ, 1998г.
27. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. - М., 1995.
28. Раткевич Е. Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования. //Химия. Методика преподавания в школе, 2001- №1  

29. Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности //Вопросы психологии. - М., 1995. - № 1.

30. Рубинштейн С.Л. "Проблемы общей психологии", М.,1973

31. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4

32. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Москва, Народное образование, 1998г.

33. Соколов Э.В. Образование как саморазвитие личности //Проблемы образования в современной социокультурной ситуации. - СПб., 1996

34. Тавстуха О.Г., Муратова А.А. Методическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке - Оренбург, 2008г.

35. Тряпицына А.П. Образовательный стандарт как нормативная основа определения критериев результативности образовательного процесса //Проблемы результативности образовательной деятельности. - СПб., 1997.

36. Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий, М, 2006 г. 

37. Фельдман И. Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций. //Химия в школе, 2005 - №7

38. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.

39. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.
40.
Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998.

Электронные ресурсы

41. Гинзбург М.И. Личностное самоопределение как психологическая проблема - журнал «Вопросы Психологии» в электронном виде, 1987г
42.
Из WWW.STUDENT-SITE.RU
- Социальная адаптация личности подростка как педагогическая проблема
- Мотивационные средства развития творческой активности личности

- Я – концепция как фактор личностного самоопределения   подростков
- Педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении

43. Кожевников Д.А. «Технология науки» - aroma-immunitet@yandex.ru, лекции, семинары, практики

44. Коповая О.В., Ерофеева М.А., Коповой А.С. Личностное самоопределение как психолого-педагогическая проблема - Электронный журнал "Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты" ВЫПУСК 2 http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2
45.
Михайлова Л.В. Влияние микросреды на стратегии самореализации личности в подростковом возрасте - Курский государственный университет kursk-psychol@narod.ru, Пятая Всероссийская INTERNET – конференция «Потенциал личности: комплексная проблема»

46. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001ISBN 5-89570-005-5

47. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте - журнал «Вопросы Психологии» в электронном виде, 1988г. 

48. Факторы формирования личности - http://www.psy-files.ru/rss.xml



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. На своих уроках я охотно использую игры, тестирование, экскурси...

Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности во внеурочное время по технологии

Одна из целей среднего образования – формирование разносторонне развитой, творческой  личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.В современном обществе возникла потребность в...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания химии

В современных условиях, когда особенно актуальным становится  развитие учащихся, когда приоритетными в образовании становятся идеи системно – деятельностного  подхода к обучению и воспитанию...

Доклад "Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения математики"

В докладе дается представление о развитии творческих способностей и решении нестандартных задач....

Развитие творческой активности учащихся в процессе исследовательской деятельности.

Основная цель развития исследовательской деятельности учащихся – обучение методам самостоятельного мышления, направленного на фиксирование и анализ фактов и явлений, видение путей и способов решения и...

«Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения биографии А.С.Пушкина»

Работа посвящена развитию творческих способностей учащихся при изучении биографических сведений...