Конспект занятия "Сохраним родную природу"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Наврузбекова Наталия Борисовна

Цель занятия: прививать любовь к родной природе посредством декоративно-прикладного творчества

1. Образовательные: Познакомить с  ООПП Зеленая гора, с редкими растениями Елховского района, занесенными в Красную книгу Российской Федерации и Самарской области. Закрепить знания по изготовлению цветов в технике квиллинг, повторить правила техники безопасности.

2. Развивающие: Способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы;  развивать чувство ответственности за жизнь на планете; повторить правила поведения в природе. Формировать умение устанавливать последовательность работы по изготовлению цветов.

3.  Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме. Воспитывать бережное отношение к оборудованию, к экономному использованию материала, прививать аккуратность в работе, воспитывать творческое отношение к заданию  и интерес к совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranim_rodnuyu_prirodu.docx30.94 КБ
Office presentation icon sohranim_rodnuyu_prirodu.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Сохраним родную природу»

Цель занятия: прививать любовь к родной природе посредством декоративно-прикладного творчества

1. Образовательные: Познакомить с  ООПП Зеленая гора, с редкими растениями Елховского района, занесенными в Красную книгу Российской Федерации и Самарской области. Закрепить знания по изготовлению цветов в технике квиллинг, повторить правила техники безопасности.

2. Развивающие: Способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы;  развивать чувство ответственности за жизнь на планете; повторить правила поведения в природе. Формировать умение устанавливать последовательность работы по изготовлению цветов.

3.  Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме. Воспитывать бережное отношение к оборудованию, к экономному использованию материала, прививать аккуратность в работе, воспитывать творческое отношение к заданию  и интерес к совместной деятельности.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Учебно-материальное обеспечение:

1. Инструменты: ножницы, инструмент для квиллинга, зубочистка, пинцет

2. Материалы: бумага, клей

3. Компьютер, проектор, презентация «Сохраним родную природу»

4. Стенд с изображением редких растений Самарской области

5. «Экологическое дерево», листочки, двусторонний скотч

6. Образец готового изделия

План проведения занятия

1. Организационный момент

2. Целевая установка

3. Изложение нового материала.

А) ООПП Зеленая гора. Красная книга Самарской области. Редкие растения Елховского района

Б) Правила поведения в природе. Оформление «экологического дерева»

4.Физминутка

5. Практическая работа:

Изготовление цветочной композиции в технике квиллинг

6. Подведение итогов. Рефлексия

1. Организационный момент.

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята!  Здравствуйте, юные друзья природы! Я рада видеть вас на своём занятии.

Подарите  друг другу улыбку,  и с хорошим настроением начнем наше занятие.

Ребята, нам посчастливилось родиться  в  России, огромной и могучей стране.                                                                                                                                  Велика наша Родина с её необъятными просторами, зелеными лесами и полями, синими реками, маленькими деревушками и большими городами.

Но у каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, - это край, где он родился, называется он «Малая Родина». Для нас такой Родиной стал Самарский край, Елховские просторы. Очень много красивых мест есть и в нашем родном краю.

Слайд 2.

Послушайте, как красиво пишет о природе словацкий поэт Павол Гвездослав:

«Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»

Ребята, а как вы понимаете слова «прикоснуться к красоте сердцем»?

( - радоваться всему живому, любоваться восходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам и цветам, разговаривать с животными, знать, что это надо беречь, любить.)

Вы любите бывать на природе: в лесу, на речке, ходите на экскурсии?

Давайте поиграем.

Слайд 3.

Продолжите предложение:

1. Мне нравится…  (запах цветов и т.д.)

2. Я люблю… смотреть на облака,  слушать пение птиц

Молодцы ребята. Вы действительно доказали, что любите природу.

Слайд 4.

Цель нашего занятия: осмыслить и понять свою ответственность за состояние природы родного края, необходимость бережного отношения к природе.

Ребята, скажите, а вы знаете, что многие виды растений и животных стали очень редкими и даже совсем исчезли.

- Как вы думаете, в чём же причина исчезновения животных и растений?

(— нарушение среды обитания;

— чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах;

— прямое уничтожение

— загрязнение среды.)

- Кто же  виноват в  исчезновении  растений, животных и птиц? (человек)

Слайд 5.

Ребята, я вам предлагаю обсудить проблемную  ситуацию.

Дмитрий Родович написал такие слова:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Вы согласны с автором этих строк? (ответы детей)

Да, ребята, действительно, без растений и животных человек тоже погибнет.

- Скажите, а что человек делает, чтобы исправить ситуацию и сохранить исчезающие виды?

(охраняет растения, заносит растения в  Красную книгу, создаёт заповедники)

- Ребята, вы знаете, что в Елховском районе тоже есть охраняемые территории? Назовите их.

Слайд 6. 

Памятники природы регионального значения, расположенные в Елховском районе:

Зелёная гора, Лысая гора и  3 водных памятника природы – Березовский, Мордвинский, Чишмалинский родники

Слайд 7.  Сегодня мы более подробно познакомимся с  памятником природы Зелёная гора. Она находится в 10 км к востоку от с. Елховка, в 2,5 км юго-западнее поселка Зеленогорский, на водоразделе рек Сок и Кондурча. Вы бывали на Зелёной горе?

На Зеленой горе произрастает 29 видов растений, занесённых в Красную книгу Российской Федерации и Самарской области. А всего в Красную книгу Самарской области занесено видов 295 видов растений.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Слайд 8.

1. Прострел раскрытый

Многолетнее травянистое растение, Цветет в апреле-мае на протяжении 20-25 дней. Цветет, даже если температура воздуха нулевая. Почему? Внутри цветка температура +8 °С. Оказывается, чашечка цветка - это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло. Молодые листья, сильно опушенные, появляются  после распускания цветков. Согласно одному из поверий цветок этот способен навевать сон, отсюда и название сон-трава.

Слайд 9.

2. Желтоцвет весенний

Многолетнее травянистое растение,  достигающее 60 см высоты. Растёт по сухим открытым степным склонам, по кустарникам, опушкам, балкам, на известняке. Все части растения ядовиты. Согласно  легенде, цветок получил имя Адониса в честь  бога солнца Адона, который ежегодно умирал осенью и воскресал весной.

Слайд 10.

3. Рябчик русский

Очаровательный цветок семейства лилейных. Это многолетнее луковичное растение, которое растет на склонах оврагов, на опушках лиственных и сосновых лесов, на меловых склонах.

 Но больше предпочитает рябчик русский плодородные почвы, с большим содержанием гумуса. Размножается луковицами и семенами. Зацветает в мае - на нем распускаются несколько крупных цветков, которые свешивают свои бутоны вниз.

 Опыляется рябчик русский ветром. Этот нежный цветок  оказывается большим хитрецом - чтобы придать себе устойчивости под весом бутонов и завязавшихся плодов-коробочек, он тонкими усиками цепляется за стебли соседних растений.

Посмотрите на стенд, это только некоторые из редких растений, которые растут на Зелёной горе. Все они очень красивые, многие из них являются лекарственными.  Не правда ли, что этими растениями так и хочется любоваться?

- Хотим ли мы, чтобы эти растения исчезли с лица Земли?

- Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?

- А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?

 (Ответы детей.)

- Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке.

Давайте вспомним  эти правила.

Ребята, вы заметили, что у нас в классе сегодня выросло необычное дерево  – экологическое, только оно совсем без листьев.  Давайте украсим его листочками, на которых напишем правила поведения в природе, которые будем соблюдать.

Для этого мы разделимся на 3 группы и каждая группа сейчас получит задание.

  1. Правила поведения в лесу.
  2. Правила поведения на лугу
  3. Правила поведения на водоеме.

(Дети прикрепляют к дереву на скотч листочки с записанными правилами поведения и озвучивают их)

Слайд 11.

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием!

Вот какое красивое дерево у нас получилось. Оно будет нам напоминать о том, что к природе надо относиться очень бережно. Человеку нужно научиться поступать так, чтобы не нарушать красоты родной природы, потому что красота эта очень хрупкая.

Физминутка.

А теперь мы проведём подвижную игру. Попрошу всех встать со своих мест и повторять за мной.

 - Если ты не рвёшь больших букетов, то хлопни в ладоши над головой.

 - Если ты никогда не оставляешь мусор в лесу, то топни ногой.

 - Если ты сажаешь цветы, деревья, кусты, то подними руку.

 - Если ты не ломаешь веток, то прыгни.

 - Если тебе нравятся цветы, то улыбнись.

 - Если в твою комнату залетел воробей, и ты выпускаешь  его на волю, то махни рукой.

 - Если ты считаешь, что каждый человек должен заботиться о природе – протяни своим соседями руки.

 Вот такими дружными мы должны быть, чтобы сберечь нашу родную природу.

Молодцы, садитесь.

Практическая работа

«Изготовление цветочной композиции в технике квиллинг»

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все – и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Ребята, а что можно сделать, чтобы красота всегда была у нас дома?

(выращивать в саду, дома, нарисовать, сфотографировать цветы, сделать поделку)

Я предлагаю вам сделать сегодня поделку своими руками.

Посмотрите на эти цветы, из чего они сделаны, в какой технике? (из бумаги, в технике квиллинг)

Что нам потребуется для работы?

- для этого нам понадобятся: цветные полоски для квиллинга, клей, инструмент для квиллинга, пинцет, ножницы.

Проверьте, всё ли у вас есть для работы.

Ребята, так как нам придётся пользоваться острыми ножницами, пинцетом, клеем, давайте повторим правила пользования ими.

Слайд 12.

Теперь приступим к работе.

Давайте составим план, в какой последовательности мы будем работать?

1. Продумать композицию, сделать набросок на бумаге.

2. Изготовить модули.

3. Склеить цветы.

4. Собрать композицию.

5. Приклеить на основу.

Слайд 13.

(Дети выполняют работу, учитель даёт  советы и рекомендации.  По окончании работы организуется мини-выставка)

Молодцы, у вас получились очень красивые цветы. Но скажите, могут они нам заменить настоящие, с их нежными лепестками, потрясающим ароматом?

Слайд 14.

Ребята, прочитайте, что написано на слайде. Скажем это хором.

Хором читают стих:

Пока мы дышим и живем

Воду, воздух,

Всю планету

Непременно сбережем!

Так будем же беречь природу, и охранять ее богатства!

Рефлексия

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

А что вам понравилось или запомнилось  больше всего?

Сможете вы самостоятельно дома сделать такие цветы?

Какие возникали трудности?

Над чем вы задумались на уроке?

Что вызвало у вас тревогу?

Благодарю всех за знания! Спасибо! Желаю вам доброго пути к познанию нового окружающего мира. Удачи! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Я сорвал цветок – и он завял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте можно только сердцем!» П. Гвездослав

Слайд 7

Зеленая гора - памятник природы регионального значения. Расположен в 10 км к востоку от с.Елховка, в 2,5 км юго-западнее п.Зеленогорский, на водоразделе рек Сок и Кондурча. Здесь произрастают 29 видов растений, занесённых в Красную книгу Российской Федерации и Самарской области

Слайд 8

Семейство Лютиковые Многолетнее травянистое растение, высотой 10 - 50 см высотой. Молодые листья, сильно опушенные, появляются после распускания цветков. Цветет в апреле-мае на протяжении 20-25 дней. Лимитирующие факторы: сбор растений вблизи населенных пунктов для букетов и в качестве лекарственного сырья, выпас скота, распашка степей, низовые пожары в лесах .

Слайд 9

Семейство Лютиковые многолетнее травянистое растение, достигающее 60 см высоты. Растёт по сухим открытым степным склонам, по кустарникам, опушкам, балкам, на известняке. Все части растения ядовиты. Лимитирующие факторы : Сокращение степных участков, пастьба скота, сбор на лекарственное сырье.

Слайд 10

Семейство Лилейные Травянистое растение, высотой 20-50 см. Произрастает на лугах и в зарослях кустарников, на каменистых местах, вдоль рек. Лимитирующие факторы: Хозяйственная деятельность, вырубка лесов, выпас скота, весенние пожары, распашка степей и сбор растений на букеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой

Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет  познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Конспект урока по литературе "Родная природа в стихотворениях и музыке XIX века"

конспект урока + презентация урока " "Родная природа в стихотворениях и музыке XIX века"...

Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...