Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Программа Студия "Гончарное ремесло"
материал
Программа Студия «Гончарное ремесло» посвящена сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творчеству, дать определённые навыки в освоении художественного ремесла, показать эстетическую ценность произведений ручного труда, заполнить свободное время ребят, заняв их данным видом деятельности. Актуальность программы определена развитием мотивации учащихся к изготовлению глиняных изделий, эстетическим воспитанием детей, пониманием красоты и изящества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_studiya_goncharnoe_remeslo.docx | 110.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации
муниципального образования город Салехард
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества «Надежда»
Рассмотрена на заседании методического совета от 29 мая 2019 года Протокол № 6 | Утверждена приказом МАУ ДО ЦДТ «Надежда» от 07 июня 2019 года № 270-о _________________ Е.В. Звонарёва |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Студия «Гончарное ремесло»
Возраст учащихся – 10-18 лет
Срок реализации – 3 года
Авторы-составители:
Ребась Галина Дмитриевна,
Степанова Анастасия Валерьевна,
Скиц Юлия Сергеевна,
педагоги дополнительного образования,
Аникина Елена Васильевна,
методист
г. Салехард,
2019 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа Студия «Гончарное ремесло» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.12.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- САНПИН 2.4.4.3172-14 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в муниципальных образовательных организациях г. Салехарда (утверждены приказом департамента образования Администрации города Салехарда от 30.08.2018 г № 929-о).
- Устав МАУ ДО ЦДТ «Надежда» от 16.04.2015.
Дополнительная общеразвивающая программа Студия «Гончарное ремесло» художественной направленности, рассчитана на 3 года обучения. Программный материал, в количестве 648 часов, (1-й год обучения - 216 часов, 2-й год обучения – 216 часов, 3-й год обучения – 216 часов), рассчитан на возраст учащихся 10-18 лет. Уровень освоения программы – базовый.
Данная программа является модульной, разработана для учащихся Студии «Гончарное ремесло» с учётом содержания дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в МАУ ДО ЦДТ «Надежда»: «Лепка-умейка»», «Арт-Граф» (автор Скиц Ю.С..), «Мукасолька», «Изобразительное искусство» (автор Степанова А.В..), «Лепка из глины» (автор Ребась Г.Д.).
Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремёсел на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки археологических раскопок: вылепленные вручную глиняные изделия, примитивная посуда для приготовления пищи на огне, сосуды для воды и зерна. Сохранившиеся до сих пор, эти прочные изделия очень ярко рассказывают, как развивалось это древнее ремесло, которое со временем превратилось в искусство.
Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить всё. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры. Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту. История гончарного ремесла у каждого народа своя.
Гончарное ремесло на Руси зародилось ещё в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную. Позже, с появлением гончарного круга, ремесло превратилось в промысел и глиняную посуду стали использовать повсеместно. В это время появилось множество гончарных мастерских, имеющих своё «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. Гончарство в те времена было самым почётным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Однако на смену глине, со временем, пришёл металл и глиняную посуду заменила оловянная, серебряная, а позже пластмассовая. И могло так случиться, что древнее ремесло исчезло бы навсегда…
Но история, как известно, развивается по спирали, и в наш век нанотехнологий люди стали вновь испытывать интерес к гончарству, как к искусству. Изделия современных гончаров, по-прежнему, вызывают восторг и восхищение, а спрос на ручную керамику постоянно растёт. Раскупают всё: копилки, статуэтки, кувшины, тарелки. «Глиняных дел» мастера дают мастер-классы. И можно надеяться, что гончарное искусство, которое столь популярно в настоящее время, не забудется и не исчезнет с лица земли.
Соединяя навыки и сноровку с ловкостью рук, гончарное дело – одно из самых увлекательных занятий, которое действительно затягивает. Польза этого ремесла не только в нём самом, оно может также помочь в общении с другими людьми. Проявить себя в творчестве, показать близких и знакомых подарком ручной работы.
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремёслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной пластики очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и декоративно – прикладной деятельности. Глина – это благородный материал. На нём дети развивают мелкую моторику руки, творческое воображение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства.
Программа Студия «Гончарное ремесло» посвящена сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к прикладному творчеству, дать определённые навыки в освоении художественного ремесла, показать эстетическую ценность произведений ручного труда, заполнить свободное время ребят, заняв их данным видом деятельности. Актуальность программы определена развитием мотивации учащихся к изготовлению глиняных изделий, эстетическим воспитанием детей, пониманием красоты и изящества.
Особенности программы. Знакомство и приобщение учащихся разных возрастов к народному творчеству имеет образовательное и воспитательное значение. Это не только приобщение к исторически сложившимся веками культурным корням, но и к эстетическим ценностям, передаваемым из поколения в поколение. В конечном счёте, занятия в объединении по интересам Студия «Гончарное ремесло» способствуют формированию и развитию творческих способностей, самостоятельности и трудолюбия учащихся. Одной из задач объединения по интересам Студия «Гончарное ремесло» является передача учащимся профессиональных навыков, выработанных не одним поколением российских гончаров, обучение основным приёмам лепки и росписи, т.е. заключается в преемственности поколений и сохранение сложившихся культурных традиций. В процессе обучения учащиеся проходят начальный курс скульптуры. Знакомятся как с круглой скульптурой, так и с различными формами рельефа. Учатся работать как в объёме, так и на плоскости. Осваивают гончарный промысел. Программа носит вариативный характер и может изменяться, дополняться в зависимости от новых требований, социального заказа, от материально-технической базы, от уровня подготовки детей, а также в связи с местными условиями работы.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям детей и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность детей основаны на их природной любознательности, которую и следует поддерживать, развивать и направлять.
Новизна и отличительные особенности данной программы заключаются в том, что систематизирующей основой её содержания является интегрирование разных видов художественной деятельности (общая история искусства, эстетика, археология, теория конструирования форм, теория цвета, основы неорганической химии, основы теплотехники, материаловедение, теория орнамента, лепка и скульптура, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство) с творческой проектной деятельностью. Включение регионального компонента для знакомства с элементами национальной культуры народов Ямала. Использование разных видов пластического материала для работы: полимерная глина, гончарная керамика, фарфор, шамотная керамика, шликер, голубая глина.
Такой комплекс изучаемых видов искусства позволяет всесторонне развивать творческие способности учащихся (воображение, пространственное мышление, колористический вкус), а также даёт возможность приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами.
Реализация программы осуществляется тремя педагогами Студии «Гончарное ремесло». Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приёмов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил народных ремёсел у учащихся развиваются творческие начала.
Цель программы. Развитие творчески мыслящей личности, обогащённой знанием народных традиций в области декоративно-прикладного искусства, создание системы действенной профориентации учащихся.
Задачи:
Обучающие
- обучить детей основным приёмам и навыкам работы с глиной на гончарном круге;
- научить видеть главное, сравнивать формы и размеры предметов, сохранять пропорции
изображаемого объекта;
- научить при росписи работать со всей палитрой красок, знать основы цветоведения;
- научить передавать движение, отображать наиболее характерное, значимое;
- формировать знания о свойствах и применении различных художественных материалов;
- научить учащихся по возможности отражать свои жизненные впечатления в работах;
- способствовать приобретению детьми знаний в области проектной деятельности.
Развивающие
- содействовать в развитии художественно-творческих способностей учащихся в области
лепки, декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- развивать пространственные представления, художественно-образное восприятие
действительности, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям
действительности;
- развивать образное мышление и творческое воображение, активное эстетическое
отношение к окружающему миру, искусству;
- развивать коммуникативные качества личности ребёнка, культуру речи, способности
доказательного и аргументированного высказывания;
- развивать умения творчески взаимодействовать и проявлять навыки сотрудничества и
позитивного общения при работе в парах, группах, коллективе;
- развивать навыки проектной деятельности.
- расширить знания учащихся в области применения различных материалов для лепки:
глина, шамот, фарфор и др.;
- познакомить детей с различными народными промыслами (керамика) России;
- создать условия для самореализации детей;
- стимулировать творческую активность каждого учащегося, развить индивидуальные
задатки и способности.
Воспитательные
- способствовать формированию духовной культуры детей, потребности общаться с произведениями декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- способствовать воспитанию нравственных и патриотических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к труду других учащихся;
- формировать потребность в творческом развитии и самообразовании, умения адекватно и объективно оценивать свои возможности.
В целом, занятия в Студии «Гончарное ремесло» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Организация учебного процесса:
- Количество учебных часов в год – 216.
- Количество учебных часов в неделю – 6.
- Режим занятий - 2 раза в неделю по 3 учебных часа (1 час – модуль «Декорирование и моделирование керамических изделий», 1 час – модуль «Лепка изделий из глины, 1 час – «Роспись гончарных изделий», 3 часа – модуль «Проектная деятельность»).
- Продолжительность 1 учебного часа – 45 минут.
- Форма обучения – групповая.
- Место проведения занятий – кабинет Студия «Гончарная мастерская» МАУ ДО ЦДТ «Надежда».
- Количество учащихся в группе - 15 человек.
Адресат программы:
Программа разработана для учащихся в возрасте от 10 до 18 лет, ранее обучавшихся (продолжающих обучение) по дополнительным общеразвивающим программам художественной направленности в учреждении - «Лепка-умейка»», «Арт-Граф», «Мукасолька», «Изобразительное искусство», «Лепка из глины», мотивированных на продолжение обучения декоративно-прикладному искусству и участие в творческой проектной деятельности.
Содержание программы включает четыре модуля: «Декорирование и моделирование керамических изделий», «Лепка изделий из глины», «Роспись гончарных изделий», проектная деятельность, представляющих собой единый блок предметов курса «Гончарное ремесло», содержание которых тесно взаимосвязано и взаимно-дополняемо. Большое внимание в программе уделяется занятиям по истории гончарного ремесла.
Модуль «Декорирование и моделирование керамических изделий» состоит из четырёх тематических блоков: «Ручное формирование», «Ленточно-жгутовая техника», «Работа на гончарном круге», «Способы декорирования керамических изделий».
Программный материал данного модуля предусматривает:
- обучение замешиванию глины, выжимания влаги, центровке глины на круге, вытягивать, сужать, расширять глиняные формы;
- выполнение работ из глины пластическим, комбинированным, конструктивным способами;
-декорировать гончарные изделия в технике тиснения, гравировки, налепными узорами;
-творчески подходить к выполнению своих работ, лепить предметы простой и сложной формы.
Модуль «Лепка изделий из глины» включает в себя три раздела: «Декоративная лепка славянской игрушки», «Создание композиционных работ на основе праздников коренных народов Ямала», «Декоративная лепка тюркской игрушки». Программный материал данного модуля предусматривает знакомство и изготовление кожлянской, старооскольской и калининской игрушки, выполнение композиционных работ на основе праздников коренных народов Ямала. Учащиеся познакомятся с народными промыслами тюркских народов.
Модуль «Роспись гончарных изделий» включает в себя четыре раздела: «Орнаментальная композиция и особенности её построения»; «Славянские узоры и орнаменты», «Орнаменты коренных народов Ямала», «Орнаменты и узоры тюркских народов».
Программный материал данного модуля предусматривает:
- изучение орнаментальной композиции и особенности её построения;
- изучение кожлянской, старооскольской и калининской росписи;
- изучение элементов орнаментов коренных народов Севера: «Зубы щуки», «Головы людей», «Медвежий след», «Заячьи уши», «Локоть лисы»;
- знакомство с орнаментами и узорами Тюркских народов;
- знакомство с круговыми орнаментами: «Солнце», «Глухарка», «Лебедь», «Лосиные рога», «Уточка».
Ожидаемые результаты освоения программы
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами гончарного ремесла может каждый, по - настоящему желающий этого ребёнок. Дети, в процессе освоения программных требований, получают до профессиональную подготовку. Наиболее, одарённые дети – возможность продемонстрировать своё мастерство в конкурсах различного уровня.
1. Личностные результаты освоения программы:
- ответственное отношение к учению, способность к самообразованию;
- способность к эмоциональному восприятию изготавливаемых изделий;
- умение контролировать процесс и результат своей деятельности;
- первоначальные представления о гончарном деле как сфере человеческой деятельности,
об этапах её развития, о её значимости для человека;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, творческой и других видах деятельности;
- творческий подход при работе над изделием;
- усидчивость, терпеливость;
- мотивационная основа художественно - творческой деятельности, включая социальные
и познавательные мотивы;
- устойчивый интерес к новым, нетрадиционным видам прикладного творчества в работе с
глиной, новым способам и неожиданным решениям в технологии и материаловедении,
новым способам самовыражения.
2. Метапредметные результаты освоения программы:
-Регулятивные. Учащиеся получат возможность научиться составлять план и последовательность действий, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата, осуществлять контроль по результату и способу действия, адекватно оценивать результат выполнения задания;
-Познавательные. Учащиеся получат возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки рассуждений, планировать деятельность исследовательского характера, выбирать эффективные способы изготовления изделий; анализировать объекты;
- проводить сравнение, классификацию, синтез по разным критериям;
- проводить наблюдения и эксперименты;
- делать выводы.
-Коммуникативные. Учащиеся получат возможность научиться организовать совместную деятельность и учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать в группе, распределять функции и роли, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, аргументировать свою позицию.
3. Предметные результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
- подготавливать глиняную массу для работы
- самостоятельно изготавливать изделия из глины при помощи технологических карт
различными способами;
- использовать справочные материалы;
- уметь осуществлять отбор необходимого материала при работе над изделием;
- понимать рисунки, эскизы, определять размеры;
- знать названия, правила пользования инструментами и приспособлениями для обработки
глины;
- самостоятельно выполнять изделия по образцу, рисунку, эскизу.
Основные виды деятельности учащихся:
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах, индивидуально;
- творческие работы;
- экскурсия.
Ожидаемые результаты по модулю
«Декорирование и моделирование керамических изделий»
Учащиеся будут знать:
- технику безопасности при работе с различными материалами;
- историю возникновения гончарного искусства и искусства лепки и обработки глины;
- технологию приготовления глиняной массы, материалы, инструменты, приспособления
для работы;
- правила сушки и обжига готовых гончарных изделий;
- правила «центрации» рук при работе на гончарном круге;
- особенности изготовления сферических и цилиндрических форм, технические приёмы
при работе на гончарном круге;
- эстетические требования к качеству изделия.
Учащиеся будут уметь:
- пользоваться материалами и приспособлениями;
- различать виды керамики, такие, как: майолика, фаянс, фарфор;
- выполнять из глины поделки пластическим, комбинированным, конструктивным
способами;
- замешивать глину, выжимать влагу, центровать глину на круге, вытягивать, сужать,
расширять глиняные формы;
- выполнять цилиндрические формы с наращиванием объёма глины, сохраняя
симметричность изделия;
- выполнять сферические и цилиндрические формы, декоративные элементы для готовых
изделий;
- декорировать гончарные изделия в технике тиснения, гравировки, налепными узорами;
- творчески подходить к выполнению своих работ, лепить предметы простой и сложной
формы;
- планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на
функциональность, удобство, рациональность, и безопасность в размещении и
применении необходимых принадлежностей и материалов;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
- выделять основные этапы и приёмы изготовления изделия;
- производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение);
- работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной
литературой;
- находить необходимые сведения в Интернете.
Ожидаемые результаты по модулю
«Лепка изделий из глины»
Учащиеся будут знать:
- технику безопасности при работе с глиной;
- некоторые центры гончарного искусства и мастеров-гончаров;
- основные центры российской классической игрушки: кожлянской, старооскольской и калининской;
- разнообразные технологические способы изготовления изделий из глины;
- технологический процесс изготовления и обжига лепных изделий;
- отличия механического и ручного способа выполнения лепных изделий и отдельных элементов задуманных композиций.
Учащиеся будут уметь:
- практически приготовить материал для изготовления изделий;
- лепить формы и подбирать подходящий декор;
- изготавливать круглые, полые изделия и игрушки - миниатюры обобщённых форм;
- изготавливать различные приспособления из подручного материала;
- самостоятельно лепить фигурки человека, животных, птиц;
- переносить задуманные сюжеты в мелкую пластику и игрушку;
- самостоятельно выполнять заготовку и оправку задуманного изделия, продумывать композицию многофигурных работ;
- обосновать выбор темы и сюжетов, декоративных средств и способов;
- владеть различными кистями при ручной росписи по обожжённому черепку.
Ожидаемые результаты по модулю
«Роспись гончарных изделий»
Учащиеся должны знать:
- знать приёмы выполнения эскизов и подготовительных рисунков;
-требования к качеству выполнения художественной росписи и отделки художественных
изделий;
- основные приёмы росписи и типовые композиции изделий из глины.
Учащиеся должны уметь:
- использовать основные приёмы создания декоративных композиций;
- стилизовать природные объекты в декоративные, на основе художественного отбора;
- владеть различными приёмами выполнения художественной росписи;
- уметь расписывать гончарные изделия.
Оценка результатов освоения программного материала
Важной составляющей дополнительной общеразвивающей программы является мониторинг качества образования в объединении, который представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур по оценке ключевых компетенций учащихся: личностных, метапредметных, предметных.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными — овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса
Программа предусматривают аттестацию учащихся: промежуточную и итоговую аттестацию. Аттестация может проходить в разных формах: выставка работ, защита творческого проекта, тестирование, по итогам участия в конкурсах и выставках различных уровней.
Для оценки уровня развитости компетенций, разработан ряд критериев и показателей, отражающих цели, задачи и ожидаемый результат. Для отслеживания достигнутых результатов, используются специально разработанные для этого методики.
№ п/п | Компетентности | Показатели | Методики диагностики |
1 | Личностные | Смыслообразование мотивация (учебная, социальная) | «Личностный опросник Т. Элерса» - методика диагностики личности на мотивацию к успеху |
2 | Метапредметные | Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность | «Экспертная оценка» - методика направлена на сбор информации о характере активности воспитанников на занятии. |
3 | Предметные | Учебные действия | «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной общеразвивающей программе |
Основные критерии и показатели эффективности реализации
дополнительной общеразвивающей программы
Важной составляющей общеразвивающей программы является мониторинг качества образования в объединении, который представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур по оценке ключевых компетенций учащихся: личностных, метапредметных, предметных.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными — овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.
Для оценки уровня развитости компетенций, разработан ряд критериев и показателей, отражающих цели, задачи и ожидаемый результат. Для отслеживания достигнутых результатов используются специально разработанные для этого методики.
№ п/п | Компетентности | Показатели | Методики диагностики |
1 | Личностные | Самоопределение: внутренняя позиция ребёнка; самоидентификация; самоуважение и самооценка | «Творческий опыт» - методика диагностики уровня творческого опыта учащихся в объединении «Социометрия» - выявление социометрического статуса учащихся в объединении (группе); определение микрогрупп; уровня социально-рефлексивных навыков учащихся. |
Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная)
| «Личностный опросник Т. Элерса» - методика диагностики личности на мотивацию к успеху; «Артактив», «Цветок желаний – Я ХОЧУ» | ||
Социальный опыт: взаимоотношения, самочувствие, активность | «Взгляд» - методика отслеживания социального опыта | ||
Ценностная и морально – эстетическая ориентация: ориентация на выполнение морально – нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков | «Оцени поступок» - методика определения морального содержания действий и ситуаций | ||
2 | Метапредметные | Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность | «Экспертная оценка» - методика направлена на сбор информации о характере активности воспитанников на занятии. |
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества | «Выбор в действии» - методика направлена на изучение и оценку степени доброжелательности учащихся в отношениях с другими сверстниками и педагогом. «Методика диагностики взаимодействия учащихся в объединении» - направлена оценку уровня взаимодействия со сверстниками учащихся объединения. Методика «Рукавички» - методика направлена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). | ||
Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаковых символов, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации. | «Формирование познавательных действий» - методика выявления познавательных универсальных учебных действий | ||
3 | Предметные | Учебные действия | «Мониторинг результатов обучения учащихся по дополнительной общеразвивающей программе» |
Программа предусматривает аттестацию учащихся. По завершению освоения программы проводится итоговая аттестация. Форма аттестации - защита творческого проекта.
Методическое обеспечение программы
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обучение по программе строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.
Освоение программного материала подразумевает постепенное погружение в сложный и многогранный мир декоративно-прикладного искусства, живое и непосредственное общение детей и педагога в режиме сотворчества. Большая часть занятий проходит в атмосфере творческой мастерской, которая обеспечивает эмоционально-психологический комфорт каждому ребёнку и является наиболее приемлемой для детского самовыражения, моделируя ситуацию успеха на каждом занятии.
Получая знания в объединении, дети не только могут связать свою дальнейшую профессию с декоративно-прикладным творчеством, но и получают умение справляться с любой поставленной перед ними задачей, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое дело. Это очень важные качества для любой профессии.
Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, знакомясь с особенностями материалов, изучается накопленный человечеством опыт, постигаются национальные и культурные корни русского народа.
Структурной особенностью программы является планирование содержания занятий по блокам и темам. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание основывается на тематических блоках.
Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и народных ремёсел. Основное время уделяется практическим занятиям, на которых учащиеся совершенствуют свои умения. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве (общая история искусства, эстетика, археология, теория конструирования форм, теория цвета, основы неорганической химии, основы теплотехники, материаловедение, теория орнамента, лепка и скульптура, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусств). По мере освоения ребёнком теоретического материала происходит наращивание спектра художественных приёмов, усложнение (расширение) техник.
Содержанием программы предусмотрено выделение значительного количества учебных часов на создание проектной творческой работы «от эскиза до выставки». Данная программа допускает творческий, импровизированный подход со стороны учащихся и педагогов, это касается возможной замены порядка освоения разделов, введения дополнительного материала, методики проведения занятий. Руководствуясь данной программой, педагоги имеют возможность увеличить или уменьшить объём и степень сложности материала в зависимости от состава группы, и конкретных условий работы.
Успешной реализации программы способствуют разнообразные формы и виды деятельности, применение современных педагогических технологий. Так, применение мультимедийных технологий усиливает наглядность для более доступного объяснения сложного нового материала. Благодаря мультимедийным технологиям, знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, репродукций произведений искусства с одновременным прослушиванием музыкальных произведений. Активно применяются проблемный, проектный методы обучения. Отдельные занятия планируются в форме самостоятельной творческой работы. В начале каждого занятия несколько минут отводится теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Результаты коллективного художественного творчества учащихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях работы, используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов творческой деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Учитывая национально-региональный компонент, программа предусматривает учебные занятия, знакомящие с элементами национальной культуры народов Ямала, с созданием сюжетных композиций на национальную тематику. С целью расширения кругозора и обретения новых знаний в области народных ремёсел, для учащихся проводятся викторины, конкурсы, виртуальные путешествия в многообразный мир искусства.
Эффективным стимулом для создания оригинальных творческих произведений являются выставки и конкурсы детского творчества. Периодическая организация выставок даёт учащимся возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Повышению самооценки и статуса учащихся способствует размещение широкой информации о достижениях на официальном сайте учреждения, в социальных сетях, в СМИ.
Наравне с образовательной задачей программа решает и воспитательные задачи через взаимодействие с другими коллективами, экскурсии в музеи и выставочные центры, посещение выставок, концертов, массовых мероприятий, проходящих в ЦДТ. Вовлечение родителей в образовательный процесс играет большую роль в реализации программы. Они на практике должны видеть, каких результатов добиваются их дети. С этой целью организуются родительские собрания, семейные праздники и игровые программы.
Работа по данной дополнительной общеразвивающей программе направлена на постоянную поддержку интереса учащихся к декоративно-прикладному творчеству, повышение их самооценки, личностного развития. Поэтому основным методическим приёмом проведения занятий является постоянное создание ситуации успеха. Поощрение, создание положительной мотивации (выставки).
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебной деятельности, привлечение жизненного опыта детей и примеров из окружающей среды, позволяют сделать занятия насыщенными информационно и эмоционально.
Получая знания в объединении, дети не только могут связать свою дальнейшую профессию с декоративно-прикладным творчеством, но и получают умение справляться с любой поставленной перед ними задачей, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое дело. Это очень важные качества для любой профессии.
Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, знакомясь с особенностями материалов, изучается накопленный человечеством опыт, постигаются национальные и культурные корни русского народа.
Материально-техническое обеспечение
Данная программа предусматривает проведение учебно-воспитательного процесса с детьми в светлом помещении, где у каждого ребёнка имеется рабочее место – отдельный стол и необходимые материалы. Учебная мебель должна соответствовать возрастным особенностям строения тела ребёнка с учётом направления дневного и вечернего освещения (слева, сверху). Помимо этого, в кабине должны быть шкафы для хранения методической литературы, наглядных пособий, приспособлений, инструментов и материалов, детских работ, образцов изделий. Так же должна быть небольшая доска.
- Интерактивная доска - ПК - Столы - Муфельная печь - Стул для гончарных работ - Шкаф сушильный - Гончарный круг - Турнетка настольная - Полимерная глина - Гончарная керамика - Фарфор - Шамотная керамика - Шликер - Голубая глина - Миски для воды - Краски - Кисти | - Молды - Проволока - Фурнитура - Набор стеков-петля, двусторонние - Губка-кисть - Нож скульптурный, односторонний - Набор стеков деревянный - Набор для моделирования - Стеки - Скалка - Фартуки для работы за гончарным кругом - Акриловая краска - Гуашевая краска - Альбомы |
Учебный план 1-го года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I | Вводное занятие | 3 | 3 | - | Опрос, беседа |
II 1. 2. | Модуль I «Декорирование и моделирование керамических изделий» Тема: Ручное формирование. Ленточно-жгутовая техника. Тема: Работа на гончарном круге (центрование) | 36 | 8 | 28 | Наблюдение, мини-выставка, беседа, самостоятельная работа, опрос |
III 1. 2. 3. | Модуль II «Лепка изделий из глины» Тема: «Декоративная лепка славянской игрушки. Кожлянская игрушка» Тема: Создание композиционных работ на основе праздников коренных народов Ямала. «День рыбака». Тема: «Декоративная лепка тюркской игрушки» | 36 | 9 | 27 | Наблюдение, мини-выставка, опрос, беседа, самостоятельная работа, задания для развития глазомера, работа по карточкам, тестирование, контрольная работа. |
IV 1. 2. 3. 4. | Модуль III «Роспись гончарных изделий» Тема: «Орнаментальная композиция и особенности её построения Тема: «Славянские узоры и орнаменты. Кожлянская роспись». Тема: Орнаменты коренных народов Ямала. Тема: Орнаменты и узоры Тюркских народов. Орнаменты и узоры народов Узбекистана. | 36 | 12 | 24 | Наблюдение, мини-выставка, опрос, беседа, самостоятельная работа, задания для развития глазомера, работа по карточкам, работа по схемам, тестирование, контрольная работа |
V | Модуль IV Проектная деятельность | 87 | 18 | 69 | Наблюдение, беседа, самостоятельная работа, самоконтроль, защита проекта |
VI | Воспитательные мероприятия | 12 | 12 | Беседа | |
VIII | Мониторинг предметных, метапредметных и личностных компетенций. Итоговая аттестация | 3 | 3 | «Экзамен», «Доклад», «Рукавички», «Взгляд», «Личностный опросник Т. Элерса», «Выбор в действии», «Оцени поступок», Социометрия», наблюдение | |
IX | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | Обобщение |
216 | 56 | 160 |
Содержание программы 1-го года обучения
1.Вводное занятие – 3 часа
Тема: правила по технике безопасности, противопожарной безопасности.
Теория: повторение правил по технике безопасности, беседа о плане эвакуации в случае возникновения пожара, знакомство с планом работы на учебный год и режимом занятий. Решение организационных вопросов.
Модуль
«Декорирование и моделирование керамических изделий» - 36 часов
1.Тема: «Керамика и её свойства»
Теория: Понятие «керамика», краткая история керамики и её свойства. Химический состав. Полезные и вредные примеси. Живая и тощая глина. Основные месторождения глины. Глиняные массы (фарфор, фаянс, тонко - каменные изделия, майолика, терракота, гончарная керамика, шамотная керамика).
Практика: Знакомство с материалом Приготовление глиняной массы. Формование различных предметов из глины разной толщины и размеров. Формирование чувств пластичности материала.
2.Тема «Ручное формирование. Ленточно-жгутовая техника»
Теория: Оборудование для приготовления глиняных масс. Конструкции печей: горновые (земляные, кирпичные, каменные, горшковые), газовые, электрические и их основные показатели.
Практика: Ознакомить технике формования жгутами и работе со шликером (связующим материалом для склеивания жгутов). Изготовление небольшой вазочки и кружки с ручкой из жгутов.
3. Тема «Работа на гончарном круге (центрование)»
Теория: Знакомство с гончарным кругом. Конструкции гончарных кругов: ручные, ножные (пинковые, педальные), электрические. Техника безопасности. Понятие «центрация рук» при работе на гончарном круге.
Практика: Освоение технологических способов, приёмов: центрование глины на круге, поднятия глиняного цилиндра, поднятия глиняного конуса, вытягивания изделий из глины, расширение, вытягивания изделий из глины, сужение, обтачивание глиняного изделия, придание изделию нужной формы. Особенность изготовления и изучение технических приемов. Симметричность, статичность, пропорции. Изготовление набора вазочек и простейшие методы декорирования.
Модуль «Лепка изделий из глины» - 36 часов
Тема: «Декоративная лепка Славянской игрушки. Кожлянская игрушка»
Теория: Знакомство с историей кожлянской игрушки. Характерные пропорции Кожлянской игрушки. Знакомство с терминами.
Практика: Лепка фигур в стиле кожлянской игрушки с соблюдением пропорций.
Использование приёмов, способов лепки, изученных ранее и применение их в работе.
Примерный перечень работ: «Собачки», «Кошечки», «Олень», «Барышни», «Петушок», «Курочки» и другие.
Тема: «Создание композиционных работ на основе праздников коренных народов Ямала. «День рыбака».
Теория: Знакомство с историей календарных праздников, их традициями и обычаями.
Практика: Просмотр фото и видеоматериалов праздника «День рыбака». Изготовление композиции «День рыбака». Использование приёмов, способов лепки, изученных ранее и применение их в работе.
Примерный перечень работ: женщины, мужчины, дети в национальной одежде. Бытовая утварь. Рыбацкие принадлежности.
Тема: «Орнаменты и узоры тюркских народов. Орнаменты и узоры народов Узбекистана».
Теория: Знакомство с историей узбекской игрушки и характерной для неё пропорции. Знакомство с терминами.
Практика: Лепка фигур в стиле узбекской игрушки с соблюдением пропорций, заглаживание. Использование приёмов, способов лепки, изученных ранее и применение их в работе.
Примерный перечень работ: «Всадник на коне», «Кошечки», «Олень», «Лошадки», «Петушок», «Тележка» и другие.
Модуль «Роспись гончарных изделий» - 36 часов
1. Тема: «Орнаментальная композиция и особенности её построения»
Тема: «Виды и структура орнаментов»
Теория. Правила и законы орнаментальной композиции (закон пропорциональности, доминанты, контраста и др.), отличительные особенности орнамента, основные орнаментальные фигуры. Демонстрация изделий и иллюстраций. Беседа на тему: ''Связь цвета и формы''. Знакомство с основным материалом, используемым в росписи – гуашь. Особенности материала, его приготовление для росписи, хранение.
Практика. Определение пропорций отдельных элементов, соотношение их друг с другом. Отработка правильного переноса выбранных соотношений в свою работу.
Примерный перечень практических заданий: «Составление орнамента», «Истоки народных промыслов», «Значение окраски животных в природе», «Цвет в народных игрушках».
2. Тема: «Славянские узоры и орнаменты. Кожлянская роспись»
Теория: Беседа об истории кожлянской игрушки.
Практика: Изучение традиционных манер росписи кожлянской игрушки. Роспись глиняных игрушек.
Примерный перечень практических заданий: «Собачка», «Кошечка». «Барышня», «петушок», «Курочка».
Примерный перечень орнаментов, используемых при росписи: "Горошины", "Косые линии", "Растительный знак», "Волнистые линии", "Прямые линии" "Звезды", "Виноградная лоза", "Нераспустившиеся бутоны".
3. Тема: «Орнаменты коренных народов Ямала»
Теория: Знакомство с орнаментами и узорами коренных народов Ямала.
Практика: Просмотр наглядного пособия орнаментов и узоров. Зарисовка эскизов женщин, мужчин и детей в национальной одежде с использованием орнаментов на одежде.
Примерный перечень работ: Орнаменты «Зубы щуки», «Головы людей», «Медвежий след», «Заячьи уши».
4. Тема: «Орнаменты и узоры тюркских народов. Орнаменты и узоры народов Узбекистана»
Теория: Знакомство с национальным узбекским орнаментом. Просмотр наглядного пособия. Узоры отражающие окружающую природу, растительный и животный мир, повседневный быт человека, его мечтания и пожелания.
Практика: Знакомство с манерой векторной росписи изображения орнамента. Зарисовка геометрических узоров абстрактной формы.
Примерный перечень работ: Зарисовки зигзагообразных линий, круг, многогранник, звезды.
Модуль Проектная деятельность - 87 часов
1.Тема: Введение в проектную деятельность. Классификация проектов.
Теория: значимость исследовательской деятельности в области изобразительного искусства, сущность понятия «творческий проект». Раскрытие планов предстоящей деятельности. Виды проектов: творческий, социальный, исследовательский.
Практика: работа с банком проектных идей. Изучение планов, схем, материалов.
2.Тема: Планирование примерных тем для творческих проектов. Исследование мотивов выбора проекта.
Теория: анализ возникновения проблемы: почему возникла такая необходимость, что нужно сделать для её решения.
Практика: составление «звездочки обдумывания», анализ предложенных вариантов идей, конструкций.
3.Тема: Планирование технологического процесса: выбор лучшей идеи.
Тема: вариативность выбора технологии выполнения работы, выбор инструментов и материалов. Выбор национальных технологий.
Практика: подбор материалов и инструментов. Выполнение эскизов будущего изделия.
Определение критериев контроля качества изделия. Самоанализ и самооценка. Формирование умения творческого подхода к решению поставленной задачи.
4. Тема: Изготовление изделия. Создание задуманного изделия. Конкретизация способов деятельности, контроль грамотного выполнения изделия, индивидуальный и коллективный инструктаж. Техника безопасности.
5. Тема: Подготовка к защите проекта. Описание в форме презентации Microsoft Power Point всей собранной информации и технологические этапы изготовления проектных творческих продуктов.
Защита и презентация творческих проектов. Обобщение выполненной работы в форме слайд-презентации. Внесение необходимых изменений. Защита творческих проектов. Выставка творческих продуктов по проектам.
Примерный перечень проектных тем:
- «Широкая Масленица»;
- «Все краски Ямала»;
- «День народного единства»;
- «День рыбака»;
- «Жертвоприношение»;
- «День оленевода»;
- «Мифы и легенды Ямала».
Учебный план 2-го года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | 3 | 3 | - | Опрос, беседа | |
II 1. 2. | Модуль I «Декорирование и моделирование керамических изделий» Тема: «Разновидности рельефов» Тема: Работа на гончарном круге (центрование) Тема: Способы декорирования керамических изделий | 36 | 8 | 28 | Наблюдение, мини-выставка, беседа, самостоятельная работа, опрос |
III 1. 2. 3. | Модуль II «Лепка изделий из глины» Тема: «Декоративная лепка славянской игрушки. Старооскольская игрушка» Тема: Создание композиционных работ на основе праздников коренных народов Ямала. «День оленевода». Тема: «Декоративная лепка Тюркской игрушки. Таджикская игрушка». | 36 | 12 | 24 | Наблюдение, мини-выставка, опрос, беседа, самостоятельная работа, задания для развития глазомера, работа по карточкам, тестирование, контрольная работа |
IV 1. 2. 3. | Модуль III «Роспись гончарных изделий» Тема: Славянские узоры и орнаменты. Старооскольская роспись. Тема: Орнаменты коренных народов Ямала. Тема: Орнаменты и узоры Тюркских народов. Орнаменты и узоры народов Таджикистана | 36 | 9 | 27 | Наблюдение, мини-выставка, опрос, беседа, самостоятельная работа, задания для развития глазомера, работа по карточкам, работа по схемам, тестирование, контрольная работа |
V | Модуль IV Проектная деятельность | 87 | 18 | 69 | Наблюдение, беседа, самостоятельная работа, самоконтроль, защита проекта |
VI | Воспитательные мероприятия | 12 | 12 | Беседа | |
VIII | Мониторинг предметных, метапредметных и личностных компетенций. Итоговая аттестация | 3 | 3 | «Экзамен», «Доклад», «Рукавички», «Взгляд», «Личностный опросник Т. Элерса», «Выбор в действии», «Оцени поступок», «Социометрия», наблюдение | |
IX | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | Обобщение |
216 | 46 | 170 |
Содержание программы 2-го года обучения
1.Вводное занятие – 3 часа
Тема: правила по технике безопасности, противопожарной безопасности.
Теория: повторение правил по технике безопасности, беседа о плане эвакуации в случае возникновения пожара, знакомство с планом работы на учебный год и режимом занятий. Решение организационных вопросов.
Модуль
«Декорирование и моделирование керамических изделий» - 36 часов
Тема: «Разновидности рельефов»
Теория: Повтор правил поведения и техники безопасности. Разбор понятия «рельеф», его виды (барельеф, горельеф контррельеф).
Практика: Технология изготовления декоративного панно (барельеф), с предварительной разработкой изображения на альбомном листе бумаги с помощью графических средств (карандаш).
Тема: «Работа на гончарном круге (центрование)»
Теория: Повторение материала конструкции гончарных кругов: ручные, ножные (пинковые, педальные), электрические. Повторение техники безопасности. Разбор новых понятий и инструментов для работы с гончарным кругом.
Практика: Продолжение освоения технологических способов, приёмов: центрование глины на круге, поднятия глиняного цилиндра, поднятия глиняного конуса, вытягивания изделий из глины, расширение, вытягивания изделий из глины, сужение, обтачивание глиняного изделия, придание изделию нужной формы. Отработка особенностей изготовления материала для работы. Оттачивание технических приёмов. Симметричность, статичность, пропорции. Выполнение деталей для готового изделия (ручек, носиков, крышек, и других декоративных элементов), соединение с основным изделием. Изготовление набора различных предметов посуды (кувшины, кружки и т.д.)
Тема: «Основные методы декорирования керамических изделий».
Теория: Правила декорирования изделий. Техники декорирования. Виды орнамента (геометрический, растительный, животный и т.д.), способы их составления. Изучение понятий «статика» и «динамика». Ритм в орнаменте.
Практика: Отработка способов декорирования керамических изделий в технике тиснения, гравировки, ажура, лепниной, используя разные способы геометрической орнаментации. Изготовление набора ваз, кружек или другой разновидности посуды с применением различных декоративных элементов.
Модуль «Лепка изделий из глины» - 36 часов
Раздел I
1.Тема: «Декоративная лепка» Славянской игрушки. Старооскольской игрушка» Теория: Знакомство с историей Старооскольской игрушки и характерных для неё пропорций. Знакомство с терминами.
Практика: Лепка фигур в стиле старооскольская игрушки с соблюдением пропорций. Использование приёмов, способов лепки, изученных ранее.
Примерный перечень работ: «Собачки», «Кавалер», «Олень», «Барышня», «Петушок», «Курочка» и другие.
2.Тема: Создание композиционных работ на основе праздников коренных народов Ямала. «День оленевода».
Теория: Знакомство с историей календарных праздников, их традициями и обычаями.
Практика: Просмотр фото и видеоматериалов праздника «День оленевода».
Примерный перечень работ: Женщина, мужчина, дети в национальной одежде, животные. Утварь для торговли на ярмарке.
3.Тема: «Декоративная лепка Тюркской игрушки. Таджикская игрушка».
Теория: Знакомство с историей таджикской игрушки и характерных для неё пропорций. Знакомство с терминами.
Практика: Лепка фигур в стиле таджикской игрушки с соблюдением пропорций. Использование приёмов, способов лепки, изученных ранее.
Примерный перечень работ: «Собачки», «Кошечки», «Лев», «Дракон», «Петушок», «Козёл» и другие.
Модуль «Роспись гончарных изделий» - 36 часов
1. Тема: «Славянские узоры и орнаменты. Старооскольская роспись»
Теория: Беседа об истории старооскольской игрушки.
Практика: Изучение традиционной манеры росписи старооскольской игрушки. Роспись игрушек. Применение в росписи игрушек прямых и косых линий, точек, овалов, ромбов со скругленными углами, сплошное покрытие краской небольших участков.
Примерный перечень работ: «Собачка», «Кавалер», «Олень», «Барышня», «Петушок» «Курочка».
2. Тема: «Орнаменты коренных народов Ямала»
Теория: Знакомство с орнаментами и узорами коренных народов Ямала.
Практика: Просмотр наглядного пособия орнаментов и узоров. Зарисовка эскизов женщин, мужчин и детей в национальной одежде с использованием орнаментов на одежде.
Примерный перечень практических заданий: Орнаменты «Локоть лисы», «Волны», «Рога маленького оленя».
3.Тема: «Орнаменты и узоры Тюркских народов. Орнаменты и узоры народов Таджикистана»
Теория: Знакомство с национальным Таджикским орнаментом. Просмотр наглядного пособия.
Практика: Манера росписи с использование растительного орнамента.
Примерный перечень практических заданий: Роспись глиняных изделий: тарелки, пиалы, игрушки.
Модуль Проектная деятельность - 87 часов
1.Тема: Введение в проектную деятельность. Классификация проектов.
Теория: значимость исследовательской деятельности в области изобразительного искусства, сущность понятия «творческий проект». Раскрытие планов предстоящей деятельности. Виды проектов: творческий, социальный, исследовательский.
Практика: работа с банком проектных идей. Изучение планов, схем, материалов.
2.Тема: Планирование примерных тем для творческих проектов. Исследование мотивов выбора проекта.
Теория: анализ возникновения проблемы: почему возникла такая необходимость, что нужно сделать для её решения.
Практика: составление «звездочки обдумывания», анализ предложенных вариантов идей, конструкций.
3.Тема: Планирование технологического процесса: выбор лучшей идеи.
Тема: вариативность выбора технологии выполнения работы, выбор инструментов и материалов. Выбор национальных технологий.
Практика: подбор материалов и инструментов. Выполнение эскизов будущего изделия.
Определение критериев контроля качества изделия. Самоанализ и самооценка. Формирование умения творческого подхода к решению поставленной задачи.
4. Тема: Изготовление изделия. Создание задуманного изделия. Конкретизация способов деятельности, контроль грамотного выполнения изделия, индивидуальный и коллективный инструктаж. Техника безопасности.
5. Тема: Подготовка к защите проекта. Описание в форме презентации Microsoft Power Point всей собранной информации и технологические этапы изготовления проектных творческих продуктов.
Защита и презентация творческих проектов. Обобщение выполненной работы в форме слайд-презентации. Внесение необходимых изменений. Защита творческих проектов. Выставка творческих продуктов по проектам.
Примерный перечень проектных тем:
- «Широкая Масленица»;
- «Все краски Ямала»;
- «День народного единства»;
- «День рыбака»;
- «Жертвоприношение»;
- «День оленевода»;
- «Мифы и легенды Ямала».
Учебный план 3-го года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | 3 | 3 | - | Опрос, беседа | |
II 1. 2. | Модуль I «Декорирование и моделирование керамических изделий» Тема: «Декоративное блюдо» Тема: Работа на гончарном круге (центрование) Тема: Способы декорирования керамических изделий | 36 | 8 | 28 | Наблюдение, мини-выставка, беседа, самостоятельная работа, опрос |
III 1. 2. 3. | Модуль II «Лепка изделий из глины» Тема: «Декоративная лепка славянской игрушки. Калининская игрушка. Тема: Создание композиционных работ на основе праздников коренных народов Ямала. «Жертвоприношение». Тема: «Декоративная лепка Тюркской игрушки. Татарская игрушка». | 36 | 9 | 27 | Наблюдение, мини-выставка, опрос, беседа, самостоятельная работа, задания для развития глазомера, работа по карточкам, тестирование, контрольная работа |
IV 1. 2. 3. | Модуль III «Роспись гончарных изделий» Тема: Славянские узоры и орнаменты. Калининская роспись Тема: Орнаменты коренных народов Ямала. Тема: Орнаменты и узоры Тюркских народов. Орнаменты и узоры народов Татарстана. | 36 | 9 | 27 | Наблюдение, мини-выставка, опрос, беседа, самостоятельная работа, задания для развития глазомера, работа по карточкам, работа по схемам, тестирование, контрольная работа |
V | Модуль IV Проектная деятельность | 87 | 18 | 69 | Наблюдение, беседа, самостоятельная работа, самоконтроль, защита проекта |
VI | Воспитательные мероприятия | 12 | 12 | Беседа | |
VIII | Мониторинг предметных, метапредметных и личностных компетенций. Итоговая аттестация | 3 | 3 | «Экзамен», «Доклад», «Рукавички», «Взгляд», «Личностный опросник Т.Элерса», «Выбор в действии», «Оцени поступок», «Социометрия», наблюдение | |
IX | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | Обобщение |
X | Всего часов | 216 | 53 | 163 |
Содержание программы 3-го года обучения
Модуль
«Декорирование и моделирование керамических изделий» - 36 часов
1.Тема: «Декоративное блюдо»
Теория: Повтор правил поведения и техники безопасности. Продолжение разбора понятия «рельеф», его виды (барельеф, горельеф контррельеф).
Практика: Технология изготовления набора декоративных тарелок или блюда(барельеф), с предварительной разработкой изображения на альбомном листе бумаги с помощью графических средств (карандаш).
2.Тема: «Работа на гончарном круге (центрование)»
Теория: Повторение материала конструкции гончарных кругов: ручные, ножные (пинковые, педальные), электрические. Повторение техники безопасности. Разбор новых понятий и инструментов для работы с гончарным кругом.
Практика: Отработка технологических способов, приёмов: центрование глины на круге, поднятия глиняного цилиндра, поднятия глиняного конуса, вытягивания изделий из глины, расширение, вытягивания изделий из глины, сужение, обтачивание глиняного изделия, придание изделию нужной формы. Отработка изготовления материала и технических приёмов: симметричность, статичность, пропорции. Выполнение деталей для готового изделия (ручек, носиков, крышек, и других декоративных элементов), соединение с основным изделием. Изготовление набора различных предметов посуды (чайники, салатницы и т. д.).
3.Тема: «Основные методы декорирования керамических изделий»
Теория: Вспомогательные материалы. Глазури и красители – технология их изготовления. Основные химические соединения, применяемые в качестве керамических пигментов для подглазурного декорирования – соли, шпинели, и цвет, который они дают после обжига.
Практика: Декорирование керамических изделий в разных техниках (тиснение, гравировка, ажур, лепнина) с использованием разных способов орнаментации (геометрический, растительный, животный). Применение глазури. Изготовление набора ваз, кружек или другой разновидности посуды с применением различных декоративных элементов.
Модуль « Лепка изделий из глины» - 36 часов
1.Тема: «Декоративная лепка славянской игрушки. Калининская игрушка»
Теория: Знакомство с историей калининской игрушки и характерными для неё пропорциями. Знакомство с терминами.
Практика: Лепка фигур в стиле калининской игрушки с соблюдением пропорций, заглаживание. Использование приёмов, способов лепки, изученных ранее.
Примерный перечень работ: «Собачки», «Кошечки», «Филин», «Заяц», «Петушок», «Курочки» и другие.
2.Тема: Создание композиционных работ на основе праздников коренных народов Ямала. «Жертвоприношение».
Теория: Знакомство с историей календарных праздников, их традициями и обычаями.
Практика: Просмотр фото и видеоматериалов праздника «Жертвоприношение».
Примерный перечень работ: Мужчины, мальчики в национальной одежде, олени, деревья, кусты.
3.Тема: «Декоративная лепка тюркской игрушки. Татарская игрушка».
Теория: Знакомство с историей возникновения татарской игрушки. Характерные пропорции татарской игрушки. Знакомство с терминами.
Практика: Лепка фигур в стиле татарской игрушки с соблюдением пропорций, заглаживание. Использование приёмов, способов лепки, изученных ранее.
Примерный перечень работ: «Сапог», «Баян», «Колокольчик», «Матрешки», «Леший» и другие.
Модуль «Роспись гончарных изделий» - 36 часов
1. Тема: «Славянские узоры и орнаменты. Калининская роспись»
Теория: Беседа об истории возникновения калининской игрушки.
Практика: Изучение традиционной манеры росписи калининской игрушки. Изучение цветовой гаммы, используемой при росписи калининской игрушки (синий, голубой, белый, чёрный, зелёный, красный). Узоры, наносимые на калининскую игрушку (мазки, круги, точки). Фон игрушки.
Примерный перечень изделий: курочка, уточка, лошадка.
2.Тема: «Орнаменты коренных народов Ямала»
Теория: Знакомство орнаментами и узорами коренных народов Ямала.
Практика: Просмотр наглядного пособия орнаментов и узоров. Зарисовка эскизов женщин, мужчин и детей в национальной одежде с использованием орнаментов на одежде.
Примерный перечень практических заданий: орнаменты «Локоть лисы», «Волны», «Рога маленького оленя».
3.Тема: «Орнаменты и узоры тюркских народов. Орнаменты и узоры народов Таджикистана»
Теория: Знакомство с национальным таджикским орнаментом. Просмотр наглядного пособия.
Практика: Роспись изделий с использование растительного орнамента.
Примерный перечень практических заданий: роспись глиняных изделий тарелки, пиалы, игрушки.
Модуль Проектная деятельность - 87 часов
1.Тема: Введение в проектную деятельность. Классификация проектов.
Теория: значимость исследовательской деятельности в области изобразительного искусства, сущность понятия «творческий проект». Раскрытие планов предстоящей деятельности. Виды проектов: творческий, социальный, исследовательский.
Практика: работа с банком проектных идей. Изучение планов, схем, материалов.
2.Тема: Планирование примерных тем для творческих проектов. Исследование мотивов выбора проекта.
Теория: анализ возникновения проблемы: почему возникла такая необходимость, что нужно сделать для её решения.
Практика: составление «звездочки обдумывания», анализ предложенных вариантов идей, конструкций.
3.Тема: Планирование технологического процесса: выбор лучшей идеи.
Тема: вариативность выбора технологии выполнения работы, выбор инструментов и материалов. Выбор национальных технологий.
Практика: подбор материалов и инструментов. Выполнение эскизов будущего изделия.
Определение критериев контроля качества изделия. Самоанализ и самооценка. Формирование умения творческого подхода к решению поставленной задачи.
4. Тема: Изготовление изделия. Создание задуманного изделия. Конкретизация способов деятельности, контроль грамотного выполнения изделия, индивидуальный и коллективный инструктаж. Техника безопасности.
5. Тема: Подготовка к защите проекта. Описание в форме презентации Microsoft Power Point всей собранной информации и технологические этапы изготовления проектных творческих продуктов.
Защита и презентация творческих проектов. Обобщение выполненной работы в форме слайд-презентации. Внесение необходимых изменений. Защита творческих проектов. Выставка творческих продуктов по проектам.
Примерный перечень проектных тем:
- «Широкая Масленица»;
- «Все краски Ямала»;
- «День народного единства»;
- «День рыбака»;
- «Жертвоприношение»;
- «День оленевода»;
- «Мифы и легенды Ямала».
Раздел: Воспитательные мероприятия – 12 часов
Раздел: Мониторинг предметных, метапредметных и личностных компетенций.
Итоговая аттестация – 3 часа
Раздел: Итоговое занятие – 3 часа
Теория: Подведение итогов работы за год. Совместное обсуждение и анализ достигнутых результатов за год. Знакомство с планами работы на новый учебный год.
Информационные источники к модулю
«Декорирование и моделирование керамических изделий»
- Поверин А. Гончарное дело. Техника, приёмы, изделия; Москва. АСТ – Пресс, 2007г.
- Бугамбаев М. Гончарное ремесло – Керамика. Терракота.; Ростов – на/Д.: Феникс, 2000г.
- Долорс Рос, Керамика: техника, приемы, изделия; Пер. с нем. – Ю. О. Бел. Москва. АСТ – Пресс книга, 2003г.
- Конструирование художественных изделий из керамики. Авт. Лукич Г.Е.
- Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. Авт. Акунова, Приблуда
- Обжиг спекающихся керамических масс. Авт. Дудеров Г.Н. Москва., 1957.
- Претте М. К. Капальдо Творчество и выражение: курс художественного воспитания; Москва. Сов. Художник, 1981г.
- Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. Авт. Акунова, Крапивин.
- Узоры и орнаменты для мастера. Авт. Чебан В.
- Федотов Г. Послушная глина; Москва. АСТ-Пресс, 1997г.
Информационные источники к модулю
«Лепка изделий из глины»
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина. – АГАР.- Москва, 2001.-47с.
- Блинов Г. Сказки без слов. – Коммунар.- Тула, 1974.-124с.
- Бурдейный М.А. Искусство керамики. – М.: Профиздат, 2005.-104с.
- Волшебная глина. Смоленск: Русич, 2001.-160с.
- Данилова Л. И. Камень, глина и фантазия: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.-239с.
- Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастер: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1994.-288с.
- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителя.-2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985.-80с.
- Рубцова Е. С. Фантазии из глины.- М.: Эксмо, 2007.-64с.
- Сюзи О’ Рейчи. Лепка. Изд-во Полигон.- С.-Петербург. 1997.-30с.
- Талигина Н. М. Обряды жизненного цикла у сынских хантов. – Томск: Изд-во Том. Ун-та,2005.-176с.
- Федотов Г. Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-144с.
- Ямру Е. И. Коренные народы Ямала: что делать? - ГУПЯНАО «Издательство «Красный Север», 2004.-160с.
Информационные источники к модулю
«Роспись гончарных изделий»
1. Петрова В. Б. Курская–Кожлянская игрушка. Традиции и современность.
2. Ращупкина С., «Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову скачать книгу». М.: РИПОЛ Классик, 2010.
3. Художественные промыслы Подмосковья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию художественной направленности для факультативной группы (хореография)
Разработка рабочей программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности факультативной группы по хореографии для детей, окончивших обучение по основной образовательной прогр...
Программа дополнительного образования художественного направления "Умелые руки не знают скуки"
Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, синкретизмом (целостностью мировосприя...
Рабочая программа по дополнительному курсу художественной направленности "Комплексный анализ текста", 5 класс
Данная программа реализуется в рамках дополнительного образования.Представляет собой расширенный углубленный вариант изучения наиболее актуальных вопросов базового предмета "Русский язык" за...
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ
Представляются теоретические основы и практические особенности реализации комплексной программы дополнительного образования художественной направленностия для военно-профессиональной ориентации кадет....
План работы методического объединения педагогов художественной направленности программы музыкально-хореографического творчества на 2020-2021 учебный год
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов при создании эффективной информационно-образовательной среды. Организация профессионального общения педагогов дополнительного обра...
Паспорт проекта. Дополнительное образование художественного направления.
Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.Н...
Методические рекомендации по формированию инженерного мышления кадет при реализации программы дополнительного образования художественной направленности
Цель кадетского образования - ориентация обучающихся на военную службу. В современном военном деле важны научно-технические компетенции, поэтому возникает необходимость введения инженерных знаний в пр...