Внеклассное мероприятие «Блокада Ленинграда».
материал (5, 6, 7 класс)

Новожилова Марина Владимировна

Внеклассное мероприятие «Блокада Ленинграда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_blokada_leningrada.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Блокада Ленинграда».

До начала выступления на заднем плане сцены проекция первого слайда презентации: плакат времён войны.

Выходит 1-й учащийся. Читает стихотворение Ю. Воронова «Опять война, опять блокада…»

Опять война,

Опять блокада, -

 А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна

Звучит метроном

Никогда не забыть грозных дней лета и осени 1941года, когда фашисты приближались к городу, и все ленинградцы встали на защиту его рубежей.

Из тезисов немецкого доклада «О блокаде Ленинграда», 21 сентября 1941 года, Берлин: Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией… весной мы проникнем в город… вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии.

В сентябре гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин и Петергоф. 4 сентября противник произвёл первый обстрел города; 6 сентября фашистская авиация впервые прорвалась к городу, разбомбив два дома на Невском проспекте, а через два дня фашисты дважды совершили массированные налёты на Ленинград.

В тот же день была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Начались девятьсот суровых дней ленинградской блокады.

Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Вражеская авиация ежедневно бомбила город. Из-за блокады прекратился подвоз топлива и продовольствия.

Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941г было не более чем на 30 -60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи. А в Ленинграде кроме коренного населения находились десятки тысяч беженцев, его обороняли войска. С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400г, а все остальные - по 200г недоброкачественного хлеба в сутки. Резко сократилась выдача других продуктов.

В ноябре 1941 года рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 грамм. Другие продукты по карточкам почти не выдавались.

Птицы смерти в зените стоят.

 Кто идёт выручать Ленинград?

 Не шумите вокруг – он дышит,

 Он живой ещё, он всё слышит:

 Как на влажном балтийском дне

 Сыновья его стонут во сне,

 Как из недр его вопли: «Хлеба!»

 До седьмого доходят неба…

 Но безжалостна эта твердь.

 И глядит из всех окон – смерть.

 И стоит везде на часах

 И уйти не пускает страх.

Как только стало понятно, что город оказался в блокаде, настроение его жителей стало меняться в худшую сторону. Чтобы быть в курсе того, о чём думает население, военная цензура вскрывала все письма. Некоторые, в которых горожане высказывали крамольные мысли, изымались. В августе 1941 года цензура изъяла 1,5 процента писем. В декабре – уже 20 процентов.

Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по Санкт-Петербургу и области(материалы Управления НКВД по Ленинградской области)):

«…Жизнь в Ленинграде с каждым днём ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из неё делают лепёшки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь».

«…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет».

«…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей».

Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжёлая и сверхтяжёлая артиллерия вела планомерный и ожесточённый обстрел жилых кварталов города.

Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – теперь её можно было брать только из Невы.

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью.

Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватало ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.

Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города — детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было).

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода.

Продолжает звучать «Лакримоза»        

ДЕТИ:

1.Опять налёт, опять сирены взвыли,

Опять зенитки начали греметь,

И ангел с петропавловского шпиля

В который раз пытается взлететь

Но неподвижна очередь людская

У проруби, дымящейся во льду.

Там люди воду медленно таскают

У вражеских пилотов на виду.

2.Не думайте, что лезут зря под пули.

Остались - просто силы берегут...

Наполненные вёдра и кастрюли

Привязаны к саням. Но люди ждут...

Ведь, прежде, чем по ровному пойдём,

Нам нужно вверх по берегу подняться.

Он страшен, этот тягостный подъём,

Хотя, наверно, весь - шагов пятнадцать. 

3.Споткнёшься - и без помощи не встать,

И от саней - вода дорожкой слёзной.

Чтоб воду по пути не расплескать,

Мы молча ждём, пока она замёрзнет.

Автор: Ю.Воронов

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

ДЕТИ: по очереди читают записи с экрана Звучит МЕТРОНОМ

1. Женя умерла 28 декабря в 12.00 часов утра 1941 года

2. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года

3. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года

4. Дядя Вася умер  13 апреля в 2 часа ночи 1942 года

4. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года

5. Мама умерла  13 мая в 7.30 часов утра 1942 года

6. Савичевы умерли… Умерли все... Осталась одна Таня…

Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и Дядя Лёша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали.

   Звучит «Песня о Тане Савичевой»

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

Ее дневник — страшный обличительный документ против войны, один из сильнейших обвинительных актов против фашистских преступников.

 Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

Он объехал весь мир, экспонируясь на выставках Венгрии и Чехословакии, Италии и Англии, Швеции и Японии.

Перед строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. И нет равнодушных среди этих людей: так искренне и точно, предельно сжато сумела маленькая девочка поведать о войне, принесшей неизмеримые страдания ей и ее близким.

Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск, и тем не менее там круглосуточно шла работа по изготовлению танков.

 Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре-декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.

Враги надеялись, что тяжелые лишения заглушат в ленинградцах все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.

30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев,  их доверие и уважение друг к другу.

Строки из писем, изъятых военной цензурой:

«…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят, света нет, вода замёрзла, уборные не работают. Самое главное – мучает голод».

«…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идёшь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня они умерли, а завтра я».

«…Ленинград стал моргом, улицы стали проспектами мёртвых… В каждом доме в подвале склад»

Звучит Симфония №7 Д.Д.Шостаковича (фрагмент)

Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения. Но оставшиеся заводы продолжали работать. Писатели поддерживали дух ленинградцев своими патриотическими произведениями.

В 1942 году симфонический оркестр Филармонии под руководством дирижёра К.И.Элиасберга впервые исполнял в блокадном Ленинграде героическую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, которая была написана в осажденном вымирающем городе.

 В зал доносился гул артиллерийской канонады, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций. (Звучит отрывок из Седьмой симфонии).

Какая музыка была!

 Какая музыка играла,

 Когда и души и тела

 Война проклятая попрала.

 Какая музыка

 во всём,

 Всем и для всех -

 не по ранжиру.

 Осилим... Выстоим... Спасём...

 Ах, не до жиру - быть бы живу...

 Солдатам головы кружа,

 Трёхрядка

 под накатом брёвен

 Была нужней для блиндажа,

 Чем для Германии Бетховен.

 И через всю страну

 струна

 Натянутая трепетала,

 Когда проклятая война

 И души и тела топтала.

 Стенали яростно,

 Навзрыд

 Одной - единой страсти ради

 На полустанке - инвалид

И Шостакович - в Ленинграде.

Но город жил и боролся. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Всё время блокады работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живёт.

 Мало кому известная до войны поэтесса и писательница Ольга Фёдоровна Берггольц вошла в историю как «муза блокадного Ленинграда». Всю блокаду проработала она на ленинградском радио.

А город был в дремучий убран иней.

 Уездные сугробы, тишина…

 Не отыскать в снегах трамвайных линий,

 одних полозьев жалоба слышна.

 Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

 На детских санках, узеньких, смешных,

 в кастрюльках воду голубую возят,

 дрова и скарб, умерших и больных…

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.

Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога.

 Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 г. на еще не окрепший лед вышли  первые  грузовики,  везшие  муку.

Все, кто обслуживал ледовую трассу, — водители, дорожники,

регулировщики, связисты, зенитчики — работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, когда лед таял, под непрерывными бомбежками и обстрелами

ДЕТИ: 

1.И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут — пустяк.

Поломка эта — не угроза,    

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

2.И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора —

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне — до зари.

Исполняется «Песня о Ладоге»

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Скольких человек спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса!

Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию, в школах шли занятия, в филармонии звучала музыка.

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Мальчишки - разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.

Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный. Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться.

В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осаждённом городе работали 39 школ, позже их стало более 80.

Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо...

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".

В блокадных днях

 Мы так и не узнали:

 Меж юностью и детством

 Где черта?.. Нам в сорок третьем

 Выдали медали

 И только в сорок пятом

 Паспорта.

 И в этом нет беды.

 Но взрослым людям,

 Уже прожившим многие года,

 Вдруг страшно от того,

 Что мы не будем

 Ни старше, ни взрослее,

 Чем тогда".

Ю.Воронов.

Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налётов и артиллерийских обстрелов врага.

 Более 400 тысяч их покоится ныне на мемориальном Пискарёвском кладбище у ног символической фигуры матери-Родины. Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из самых славных её страниц.

Звучит песня «Ленинградский метроном»

За залпом залп.

 Гремит салют.

 Ракеты в воздухе горячем

 Цветами пёстрыми цветут.

 А ленинградцы

 Тихо плачут.

 Ни успокаивать пока,

 Ни утешать людей не надо.

 Их радость

 Слишком велика –

 Гремит салют над Ленинградом!

 Их радость велика,

 Но боль

 Заговорила и прорвалась:

 На праздничный салют

 С тобой

 Пол-Ленинграда не поднялось…

 Рыдают люди, и поют,

 И лиц заплаканных не прячут.

 Сегодня в городе –

 Салют!

 Сегодня ленинградцы

 Плачут…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий "Блокада Ленинграда"

План мероприятий, посвященных годовщине блокады Ленинграда....

Конспект внеклассного занятия «Блокада Ленинграда»

Воспитание школьников в духе любви к нашей многонациональной Родине;формировать у школьников доступных исторических представлений и понятий о Великой Отечественной войне.Корригировать и развивать восп...

Внеклассное мероприятие Блокада Ленинграда

Данное мероприятие посвященно70 -й годовщине полного снятия блокады Ленинграда.  Проводится в форме устного журнала для учащихся 5-9 классов....

Разработка внеклассного мероприятия "Блокада Ленинграда"

Тема: «Блокада Ленинграда»Цель: расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Задачи:Обучающая - обогащать знания детей ...

Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"

Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"...

Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"

Материал посвящен  блокаде Ленинграда. О том, как ленинградцы пережили весь ужас той войны....

Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда" (5-9 классы)

Разработка внеклассного мероприятия "Блокада Ленинграда" для 5-9 классов...