Профилактика дорожно-транспортного травматизма, через призму театрального искусства
статья (5, 6, 7 класс)

Ежова Татьяна Юрьевна

Актуальность проблемы

Мы живем в городе где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина не соблюдения правил дорожного движения. За каждой из дорожных трагедий – трагедия семьи.

Положительная тенденция к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей, прежде всего, связывается с проведением комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение детского травматизма, систематически проводимых подразделениями ГИБДД по г. Санкт-Петербургу, совместно с ответственными за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Ведется активная работа с родителями о  детских удерживающих устройств, использование светоотражающих элементов одежды, пропаганда  и реклама в школах, занятия в школе ЮИД и др.

Однако проблема детского дорожно-транспортного травматизма по - прежнему сохраняет свою актуальность. Предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма является одним из важнейших аспектов деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Большая роль в обучении детей правилам дорожного движения принадлежит школам.

Решение такой  задачи в школе, как формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

Цели:

- Активизация обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

- Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания учащихся культуре поведения на улицах и дорогах.

- Повышение эффективности урочных и внеурочных занятий по обучению детей безопасности на улицах и дорогах, расширение внеурочной работы и дополнительного образования детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на улицах и дорогах.

- Сотрудничества и взаимодействия педагогических коллективов образовательных учреждений с родителями, подразделениями ГИБДД, транспортными предприятиями, общественными организациями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи, стоящие перед педагогами:

  1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
  2. Развитие дорожной грамотности детей.
  3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
  4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
  5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

Формы проведения:

1. Познавательные занятия включают в себя логические игры, ребусы, викторины, конкурсы на зрительную память, смекалку, подвижные игры и эстафеты. Эти и другие формы занятий с учетом социально-возрастных особенностей детей дают им возможность максимально проявить свою активность, творчество, учат этике взаимоотношений, делают детей более подготовленными участниками дорожного движения. Все занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий, которые отображают средства регулирования движением и правила их применения. Приемами наглядного метода обучения, занятия по Правилам дорожного движения приближают к реальной дорожной обстановке. В материале сочетаются факты и обобщения, интересные упражнения и задачи, хорошее оформление, продуманный методический материал. Раскрытие содержания каждой темы в соответствии с возрастом учащихся оказывает решающее влияние на мотивационную сферу восприятия Правил воспитанниками, способствуют формированию серьезного и заинтересованного отношения к их изучению, ответственности за соблюдение Правил на дороге.

2.        Экскурсии в ходе экскурсии ребята ближе знакомятся с работой водителей, с организацией движения на улицах городов, убеждаются в том, что нарушение правил дорожного движения детьми затрудняет ритмичную работу транспорта; Обязательным является посещение учащимися ГБУДО ДТДиМ город Колпино (ул. Стахановская дом 14). Центр организует соревнования, конкурсы, фестивали, викторины, практические и познавательные, учебно-тренировочные занятия, езду на велосипедах, электромобилях.

3. Тематические вечера, игры, викторины, утренники, сборы, КВН, конкурсы, а также участие в месячниках, смотрах безопасности дорожного движения. В ходе смотров целесообразно проводить декадники, недели борьбы с детским дорожно-транспортным травматизмом. С целью ознакомления несовершеннолетних с основами правил поведения на улице и в общественных местах можно провести деловую игру «Я вышел на улицу» с просмотром видео фильма «Ситуации на дорогах», познавательную игру «Рисуем детские шалости», сюжетно-познавательную игру «Юный пешеход», игру-развлечение по правилам дорожного движения «Знаки дорожные знать — пешехода и водителя уважать», викторину «Путешествие в страну дорожных знаков», конкурс «Рыцари дорожной безопасности», ситуационные игры «Правознайка», конкурсы творческих работ, рефератов, газет, диспуты, дискуссии, турнир-викторины, рассказ-эстафеты, информационные часы.

4. Соревнования, которые служат своего рода стимулом к овладению знаниями в этой области. Целью соревнований по безопасности дорожного движения является подготовка сознательных и дисциплинированных участников дорожного движения. При этом важно добиваться не личной победы отдельных участников, а обеспечить их коллективное участие в решении поставленных задач. Соревнования по безопасности дорожного движения должны быть направлены на воспитание учащихся в духе товарищества и взаимопомощи.

5. Различные познавательные мероприятия: тематические классные часы и беседы с приглашением инспекторов ГИБДД, конкурсы рисунков и сочинений, родительские собрания, викторины, экскурсии в музей ГИБДД и т.д. Индивидуальные, групповые беседы с детьми по правилам поведения на дорогах, цикл бесед, чтений, обсуждений. Оформление информационных стендов по правилам дорожного движения.

6. Активизируют познавательную деятельность различные формы самостоятельной работы: исследовательская работа по истории ГИБДД, участие в об суждении и решение проблемных ситуаций, выдвигаемых педагогом, анализ устных ответов воспитанников, их дополнение в процессе уплотненного опроса при проверке знаний, выполнение на схемах тренировочных упражнений по сигналам регулирования, по правилам пересечения проезжей части пешехода ми, выполнение заданий с вариантами ответов по каждой теме, ответы на вопросы тестов, контрольных билетов, написание рефератов, докладов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx168.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 523

Колпинского района Санкт – Петербурга

Статья

«Профилактика дорожно-транспортного травматизма, через призму театрального искусства»

Разработал: педагог дополнительного образования

Ежова Татьяна Юрьевна

Санкт-Петербург, 2019

Актуальность проблемы

Мы живем в городе где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина не соблюдения правил дорожного движения. За каждой из дорожных трагедий – трагедия семьи.

Положительная тенденция к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей, прежде всего, связывается с проведением комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение детского травматизма, систематически проводимых подразделениями ГИБДД по г. Санкт-Петербургу, совместно с ответственными за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Ведется активная работа с родителями о  детских удерживающих устройств, использование светоотражающих элементов одежды, пропаганда  и реклама в школах, занятия в школе ЮИД и др.

Однако проблема детского дорожно-транспортного травматизма по - прежнему сохраняет свою актуальность. Предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма является одним из важнейших аспектов деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Большая роль в обучении детей правилам дорожного движения принадлежит школам.

Решение такой  задачи в школе, как формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

Цели:

- Активизация обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

- Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания учащихся культуре поведения на улицах и дорогах.

- Повышение эффективности урочных и внеурочных занятий по обучению детей безопасности на улицах и дорогах, расширение внеурочной работы и дополнительного образования детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на улицах и дорогах.

- Сотрудничества и взаимодействия педагогических коллективов образовательных учреждений с родителями, подразделениями ГИБДД, транспортными предприятиями, общественными организациями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи, стоящие перед педагогами:

  1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
  2. Развитие дорожной грамотности детей.
  3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
  4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
  5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

Формы проведения:

1. Познавательные занятия включают в себя логические игры, ребусы, викторины, конкурсы на зрительную память, смекалку, подвижные игры и эстафеты. Эти и другие формы занятий с учетом социально-возрастных особенностей детей дают им возможность максимально проявить свою активность, творчество, учат этике взаимоотношений, делают детей более подготовленными участниками дорожного движения. Все занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий, которые отображают средства регулирования движением и правила их применения. Приемами наглядного метода обучения, занятия по Правилам дорожного движения приближают к реальной дорожной обстановке. В материале сочетаются факты и обобщения, интересные упражнения и задачи, хорошее оформление, продуманный методический материал. Раскрытие содержания каждой темы в соответствии с возрастом учащихся оказывает решающее влияние на мотивационную сферу восприятия Правил воспитанниками, способствуют формированию серьезного и заинтересованного отношения к их изучению, ответственности за соблюдение Правил на дороге.

2.        Экскурсии в ходе экскурсии ребята ближе знакомятся с работой водителей, с организацией движения на улицах городов, убеждаются в том, что нарушение правил дорожного движения детьми затрудняет ритмичную работу транспорта; Обязательным является посещение учащимися ГБУДО ДТДиМ город Колпино (ул. Стахановская дом 14). Центр организует соревнования, конкурсы, фестивали, викторины, практические и познавательные, учебно-тренировочные занятия, езду на велосипедах, электромобилях.

3. Тематические вечера, игры, викторины, утренники, сборы, КВН, конкурсы, а также участие в месячниках, смотрах безопасности дорожного движения. В ходе смотров целесообразно проводить декадники, недели борьбы с детским дорожно-транспортным травматизмом. С целью ознакомления несовершеннолетних с основами правил поведения на улице и в общественных местах можно провести деловую игру «Я вышел на улицу» с просмотром видео фильма «Ситуации на дорогах», познавательную игру «Рисуем детские шалости», сюжетно-познавательную игру «Юный пешеход», игру-развлечение по правилам дорожного движения «Знаки дорожные знать — пешехода и водителя уважать», викторину «Путешествие в страну дорожных знаков», конкурс «Рыцари дорожной безопасности», ситуационные игры «Правознайка», конкурсы творческих работ, рефератов, газет, диспуты, дискуссии, турнир-викторины, рассказ-эстафеты, информационные часы.

4. Соревнования, которые служат своего рода стимулом к овладению знаниями в этой области. Целью соревнований по безопасности дорожного движения является подготовка сознательных и дисциплинированных участников дорожного движения. При этом важно добиваться не личной победы отдельных участников, а обеспечить их коллективное участие в решении поставленных задач. Соревнования по безопасности дорожного движения должны быть направлены на воспитание учащихся в духе товарищества и взаимопомощи.

5. Различные познавательные мероприятия: тематические классные часы и беседы с приглашением инспекторов ГИБДД, конкурсы рисунков и сочинений, родительские собрания, викторины, экскурсии в музей ГИБДД и т.д. Индивидуальные, групповые беседы с детьми по правилам поведения на дорогах, цикл бесед, чтений, обсуждений. Оформление информационных стендов по правилам дорожного движения.

6. Активизируют познавательную деятельность различные формы самостоятельной работы: исследовательская работа по истории ГИБДД, участие в об суждении и решение проблемных ситуаций, выдвигаемых педагогом, анализ устных ответов воспитанников, их дополнение в процессе уплотненного опроса при проверке знаний, выполнение на схемах тренировочных упражнений по сигналам регулирования, по правилам пересечения проезжей части пешехода ми, выполнение заданий с вариантами ответов по каждой теме, ответы на вопросы тестов, контрольных билетов, написание рефератов, докладов.

Сценарные наработки

КВН по правилам дорожного движения

Задачи:

  1. Закрепить модель поведения детей на проезжей части, во дворе, в транспортном средстве в процессе игры;
  2. Закрепить знания детьми дорожных знаков и их значений;
  3. Формировать умение устанавливать причинно–следственные связи;
  4. Развивать логическое мышление;
  5. Воспитывать коллективный дух, устремленность к победе.

Предварительная работа:

- наблюдение за знаками дорожного движения по дороге из школы домой,

- знакомство ребят со светофором и его работой, зеброй, знаком пешеходного

перехода.

- разъяснение специальных «дорожных» терминов: пешеход, пассажир, тротуар и т.д.

Демонстрационный материал:

Изображение светофора, изображение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Пункт первой помощи», «Подземный переход», «Остановка автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Движение велосипедов запрещено», «Карточки с заданием для конкурса «Разминка»; пазлы для конкурса «Узнай дорожные знаки»; Эмблемы команд.

(Звучит музыка телепередачи КВН, дети строятся в две колонны)

Ведущая: Ребята и уважаемые гости сегодня мы собрались здесь, чтобы провести веселый КВН, на котором наши ребята покажут свои знания правил дорожного движения! КВН - это конкурс для веселых и находчивых команд: команды мальчиков и команды девочек, а также команда родителей. И скоро мы выясним, знаете ли вы правила ПДД.

Всем! Всем! Всем! Мы начинаем КВН!

КВН наш не простой и не очень сложный.

Он о том, что на дороге быть нужно осторожным.

Правила все знать,  и всегда их соблюдать!

Давайте познакомимся с командами.

Команда девочек «Светофор». Капитан команды _____________________________

Команда мальчиков «Пешеходы». Капитан команды –_________________________

Команды собрались здесь, что бы в веселой борьбе определить, кто же лучше из них знает ПДД. И поможет нам это сделать председатель жюри

(Ведущий представляет жюри).

Итак, готовы команды? Начнем! А начнем мы нашу игру с первого конкурса «Приветствия команд».

1 конкурс «Приветствие команд».

Команда «Светофор».

Мы веселые девчата

Команда наша – СВЕТОФОР.

Он светит с давних пор

В дороге всем ребятам… .

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

В команде «Пешеходы»

Ребята мы крутые.

И честно вам хотим сказать,

В движении мы сила.

И нам мальчишкам не с руки

Девчонкам проиграть.

C:\Users\Татьяна\Downloads\lyceum160-_V3K1511-350x350.jpg

2. Конкурс «Разминка»

(Задание написано на карточках, которые разложены на столе. Команды по очереди выбирают себе вопросы).

- Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед) .

- Чем смазывал моторчик Карлсон? (Вареньем)

- Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа)

- На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печи)

- Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы)

- По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар, пешеходная дорожка, обочина).

- Как называется человек, управляющий движением на проезжей части? (Регулировщик)

- Где ожидают пассажиры автобус? (На остановке).

- Сколько и какие сигналы имеет пешеходный светофор? (Два - красный, зеленый).

- Человек, едущий в транспорте, но не управляющий им? (Пассажир).

- Как называется этот знак?

- «Пешеходный переход»

- «Велосипедная дорожка»

- «Пункт питания»

- «Въезд запрещен».

- Как называется та часть улицы, по которой едет транспорт? (Проезжая часть, шоссе)

- Назовите наземный пассажирский транспорт? (Автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка).

3.Конкурс «Узнай дорожные знаки».

Ведущий: Каждой команде предлагается конверт, в котором находится один из дорожных знаков, разделенный на 12 частей. Необходимо составить его и дать о нем как можно больше информации. Кто быстрее!

В жизни, в пути не однажды

Знак тебе встретится каждый.

Требуют знаки дорожные:

Будьте всегда осторожными.

C:\Users\Татьяна\Downloads\hello_html_m3c35e26.jpg

4. Конкурс  «Музыкальный конкурс».

А теперь пора нам немного повеселиться. Команды приготовили для вас музыкальный номер (Исполняются частушки).

Ставьте ушки на макушке.

 Слушайте внимательно,

 Попоем мы вам частушки

 Будет замечательно.

Ой ,ты, Саша! Ой, ты, Саша!

 Посмотри на светофор,

 Все ты Саша перепутал

 И на красный свет пошел.

Мы бежим через дорогу,

Мы игрой увлечены.

Вдруг нам кто-то свистнул строго

Осторожно мальчики!

Мы подруженьки-подружки,

Есть глаза у нас и ушки,

По дороге мы идём,

Всё читаем и поём.

Дорогие вы подружки,                          

Наш последний вам совет:              

Ведь дорога не читальня                

И не место для бесед.                                                

Нужно слушаться бесспорно

Указанья светофора,

Нужно правила движенья

Выполнять без возражения.

5. Конкурс Игра «Это я»:

Ведущий: Ребята, вы, наверное, немного устали я предлагаю вам отдохнуть и сыграть в игру: «Это я, это я – это все мои друзья». Я буду вам задавать вопросы, а вы, если так поступаете, будете мне отвечать: «Это я, это я – это все мои друзья! ». А если нет, то молчать. Договорились?

- Кто из вас идет вперед только там, где переход? (это я)

-Кто из дома выбегает, на дороге мяч гоняет? (молчат)

- Знает кто, что свет зеленый означает, путь открыт? (это я)

- Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? (это я)

- Кто из вас, идя, домой, держит путь по мостовой? (молчат)

- Кто бежит вперед так скоро, что не видит светофора? (молчат)

- Знает кто, что красный свет – это значит – хода нет! (Это я, это я – это все мои друзья).

Ведущая: Пришло время подведения итогов. Слово предоставляется председателю жюри…..

Жюри: Уважаемые команды, вы все сегодня показали отличные знания ПДД. По итогам всех конкурсов, у нас боевая ничья- ПОБЕДИЛА ДРУЖБА!!!!

Ведущая:      МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!

                        ВЫ ПОКАЗАЛИ ОТЛИЧНЫЕ ЗНАНИЯ!

                       Не оставили без внимания

                         Эти правила, самые важные!

                       Путь домой не будет страшен вам,

                          Если точно и без  сомненья

                       Соблюдать правила дорожного движения.

НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД

Ведущий: На этом наш веселый КВН закончен .Желаю вам быть послушными пешеходами и соблюдать ПДД.

(Команды под музыку «КВН» покидают зал.)

Выводы

Правила дорожного движения являются одной из составляющих культуры безопасности жизнедеятельности, рассматриваемой как способ организации деятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений ценностей обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья. И мы взрослые ответственны за сформированность у учащихся навыков безопасного поведения на улицах и дорога.

Система работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма включает разные блоки деятельности по формированию компетенций обучающихся в вопросах безопасности жизнедеятельности на дорогах и охватывает все социально-возрастные группы обучающихся, что позволяет реализовать данные блоки в единстве задач воспитания и непрерывного обучения детей культуре безопасности жизнедеятельности как участника дорожного движения. Охват детей обучением правил дорожного движения составляет в школе 100%. Системный подход к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса подтверждается статистическими данными, свидетельствующими о том, что обучающиеся школы с каждым годом всё реже и реже становятся  участниками ДТП, тем самым сохраняя здоровье, а самое главное – жизнь.

Немаловажен и тот факт, что количество обучающихся желающих посещать занятия по правилам дорожного движения в качестве юных инспекторов дорожного движения постоянно увеличивается.

Результаты работы не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы, тем не менее, они позволяют определить направление ее дальнейшей разработки, с целью выявления форм, методов и средств осуществления в условиях модернизации образования.

Таким образом, анализируя представленные количественные и качественные показатели работы школы, можно сказать, что в образовательном учреждении созданы оптимальные условия для осуществления целостной системы формирования компетентных участников дорожного движения за счет системного подхода к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Профилактика дорожно-транспортного травматизма"

Данный материал поможет активизировать знания детей в области правил дорожного движения, воспитывает навыки выполнения правил поведения на улице, дороге  с целью предупреждения детского дорожно-т...

Классный час для 5-6 классов по ППД и профилактика дорожно-транспортного травматизма

Разработка классного часа для 5-6 классов по правилам ППД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма представляет собой проблемные задания и практические ситуации, викторина включена в ...

Методическое пособие "Профилактика Дорожно-транспортного травматизма"

Методическое пособие "Профилактика Дорожно-транспортного травматизма" показывает и описывает теоретичские  и практические мероприятия проводимые в МО № 6 г.Санкт-Петербурга...

Направления работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков

В данной статье представлены направления работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков в школе: практическая работа, тематика классных часов и родительских собраний...

Профилактика дорожно-транспортного травматизма

Уважаемые родители, постоянно беседуйте с детьми о том, чтобы они были предельно осторожны на дороге! Помните, что вы сами должны быть для них ПРИМЕРОМ!...

Из опыта работы ОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Данная презентация знакомит с материалом из опыта работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Школа в 2014 году была признана лучшим образовательным учреждением СПБ по дан...

Доклад по профилактике дорожно-транспортного травматизма в МБОУ Староюрьевской СОШ

Наша школа расположена на участке, где повышена интенсивность движения транспортных средств. Вблизи находится основная главная дорога и второстепенная с перекрестком, с «лежачими полицейскими&ra...