Рабочая программа по учебному предмету "Основы музыкального исполнительства" (скрипка).
рабочая программа

Коломеец Елена Юрьевна

Общеразвивающая образовательная программа учебного предмета "Основы музыкального исполнительства" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств".Данная программа направлена, прежде всего на развитие интересов детей, неориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dop_34.goda_.docx62.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЙДАКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО

Кайдаковской ДШИ

Вяземского района

Смоленской области

________ Е.Н.Федорова

«____»_______ 2016г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА (СКРИПКА)

Срок обучения:

3,4 года

                                                              Смоленская область

Вяземский район

д. Кайдаково

2016г.

ОДОБРЕНО                            ПРИНЯТО

Методическим советом МБУДО                          Педагогическим советом МБУДО

Кайдаковской ДШИ                                               Кайдаковской ДШИ

Вяземского района                                                 Вяземского района

Смоленской области                                              Смоленской области

Протокол № _____                                                  Протокол № ______

от «____» ______2016г.                                          от «____» ______2016г.

Рабочая программа учебного предмета ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА (СКРИПКА) разработана  на основе рекомендаций по организации образовательной методической деятельности при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства, разработанных Министерством культуры России со сроком обучения 3,4 года.

Организация-разработчик: МБУДО Кайдаковская ДШИ Вяземского района Смоленской области

Разработчики: преподаватель МБУДО Кайдаковской детской школы искусств Вяземского района Смоленской области

Коломеец Е.Ю.

Рецензенты:

Федорова Е.Н., директор высшей категории МБУДО Кайдаковской ДШИ Вяземского района Смоленской области

Новичкова Е.А., директор высшей категории МБУДО Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Список рекомендуемой нотной литературы;
  • Список рекомендуемой методической литературы.

  1. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Общеразвивающая образовательная программа         учебного предмета        «Основы музыкального исполнительства»        по виду инструмента «скрипка»,  разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».Обучение игре на инструменте занимает особое место в музыкальном образовании детей.Данная программа  направлена, прежде всего на развитие интересов детей,неориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки

музицирования.Программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности и способствует формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства, воспитанию активного слушателя, зрителя, участника самодеятельности.

Занятия по предмету «Основы музыкального исполнительства» (скрипка) проводятся в объеме, определенном действующим учебным планом школы.

Срок реализации учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (скрипка)»

 для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

с тринадцати до шестнадцати лет, составляет 3  года;

с десяти до двенадцати лет, составляет 4 года.

Объем учебного времени.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (скрипка)»

Срок обучения

1-3 год

4год

Максимальная        учебная        нагрузка

  (в часах)

510

170

Количество часов на аудиторные занятия

204

68

Количество  часов  на  внеаудиторную

(самостоятельную) работу

306

102

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные и физические возможности, эмоционально- психологические особенности.

 Цели и задачи учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (скрипка)»

Цельзаключается в содействии воспитанию разносторонней и эстетически развитой личности, вовлечённой в широкий, культурный контекст и активно участвующий в соцкультурных процессах, а также в выявлении и развитии творческих способностей ребёнка, в обеспечении  основы для формирования  социально адаптированной, интеллигентно и духовно реализованной личности.

Задачами программы является:

 -обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося;

-овладение знаниями и представлениями о скрипичном исполнительстве;                

-приобретение устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства;

Обоснование структуры учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (скрипка)»

Обоснованием структуры программы являются рекомендации по организации образовательной методической деятельности при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства, разработанных Министерством культуры России.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годамобучения;
  • описание дидактических единицучебногопредмета;
  • требованиякуровню подготовки обучающихся;
  • формыи методыконтроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация  инструментальных         приемов);
  • практический (работа на инструменте, упражнения);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях исполнительства на струнных смычковых инструментах.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Основы музыкального исполнительства(скрипка)»

Материально-техническая база Кайдаковской ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Помещение имеет хорошую звукоизоляцию, освещение, хорошо проветривается, обеспечена ежедневная уборка учебной  аудитории.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, имеют площадь не менее 12 кв. м., оснащены пианино, скрипками, смычками, канифолью, зеркалом, пюпитрами, которые можно легко приспособитьк любому росту ученика.

II.             Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (скрипка)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся  определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Класс

Распределение по годам обучения

1-3 классы

4 класс

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

34

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

2

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

204

68

Количество часов навнеаудиторную (самостоятельную) работу

306

102

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные  и самостоятельные)

510

170

Виды  внеаудиторной  работы:

-выполнение  домашнего  задания;

-подготовка  к концертным  выступлениям;

-посещение учреждений культуры;

-участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской  деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.   В распределении учебного материала по годам обучения учтён принцип систематического и последовательного обучения. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных, возрастных возможностей и  интересов учащихся.

Требования по годам обучения:

1 класс

Развитие музыкально - образного мышления. Усвоение названий частей скрипки и смычка. Основы постановки корпуса и рук. Звукоизвлечение щипком и смычком, контроль за интонацией. Развитие чувства ритма. Ознакомление со строем инструмента. Изучение первой позиции и простейших штрихов: деташе, легато, мартле. Распределение смычка. Изучение на грифе первой позиции.

 В течение учебного года следует пройти: 2 -3 гаммы в одну октаву и арпеджио, 1-2 гаммы в две октавы, 4-6 этюдов, 8-10 разнохарактерных пьес. Подготовка к самостоятельному чтению нот с листа.

Примерный репертуарный список:

Школы, гаммы, упражнения, этюды:

Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980

Гуревич Л. – Зимина Н. Скрипичная азбука 1, 2 тетр. М., «Композитор», 1998

Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М.,  «Композитор», 2006

Захарьина Т. Скрипичный букварь. М., 2000

Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000

Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы  (1-2 классы).

Составители:  М.  Гарлицкий,  К.  Родионов,  Ю.  Уткин,  К.  Фортунатов.        М., Музыка, 1990

Юный скрипач,        вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Композитор», 1999

Якубовская В. Вверх по ступенькам. С-Пб «Композитор», 2003

Пьесы:

Английская народная песня Спи, малыш

Бетховен В. Прекрасный цветок

Белорусская народная песня Перепёлочка

Дунаевский И.  Воробушек

Карасёва А.   Горошина

Комаровский А.   Песенка, Маленький вальс

Калинников В.  Тень-тень, Журавель

Кепитис Я. Вальс куклы

Люлли Ж. Б.    Жан и Пьеро

Метлов Н.   Паук и мухи, Колыбельная

Моцарт В. Аллегретто

Магиденко М. Петушок

Невельштейн С.  Машенька-Маша

Потоловский Н.  Охотник

Тиличеева Е. Яблонька, Березка

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1:

Гамма Ре мажор (в одну октаву) и арпеджио

Родионов К.  Этюд № 45

Калинников В.  Журавель

Невельштейн С.   Машенька-Маша

Вариант2:

Гамма Соль мажор ( в две октавы) и арпеджио

Яньшинов А.   Этюд № 18

Потоловский Н.  Охотник

Люлли Ж.    Жан и Пьеро

Вариант 3

Гамма Ля мажор 2-октавная

Избранные этюды, вып.1 № 16

Гендель Г.Ф.        Гавот с вариациями

2 класс

Дальнейшая работа над постановкой, интонацией, звукоизвлечением, ритмом и штрихами. Освоение  штриха мартле и ознакомление с пунктирным штрихом. Применение динамики звучания. Изучение натуральных флажолетов и простейших видов  двойных нот. Изучение и применение II и  III позиций.

Двухоктавные мажорные и минорные гаммы до 2-х, 3-х знаков.

Развитие начальных навыков  самостоятельного чтения нот с листа.

. Ознакомление с настройкой инструмента. Участие в  ансамблях.

В течение года необходимо пройти 4-5 гамм в две октавы и арпеджио, 6-8 этюдов, 6-7 пьес, 1 произведение  крупной формы.

Примерный репертуарный список:

Школы, гаммы, упражнения, этюды:

Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука,  1, 2 тетр.  М., «Композитор», 1998

Григорян А.  Начальная школа игры на скрипке. М.,  «Композитор», 1999

Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., « Композитор», 2000

Захарьина Т.  Скрипичный букварь. М., 2000

Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., Музыка, 2000

Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы (1-2 классы) Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990

Юный скрипач,        вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Композитор», 1999

Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003

Пьесы:

Амиров Ф. Ноктюрн

Бекман – Ёлочка

Бакланова Н. – Марш, Мазурка, Романс

Барток Б. – Детская пьеса

Бетховен Л. Три народных танца

Введенский В. Паровоз

 Гайдн  Й. – Песенка

Григ Э. – Менуэт

Гретри  А.– Песенка

Дунаевский И. – Колыбельная

Дварионас Б. Прелюдия

Кабалевский Д. Наш край

Комаровский А. – Кукушечка, Маленький вальс

Литовская народная песня –Добрый мельник

Люлли Ж. – Песенка

Моцарт В. – Майская песня, Вальс

Рейман В. –Грустная песенка

Старокадомский М. – Воздушная песня

Филипенко А. – По малину в сад пойдём

Фрид Г. Грустный вальс

Хаджиев П. Игра

Чайковский П. Старинная французская песенка

Шебалин В. Колыбельная, Менуэт

Шостакович Д. Хороший день, Маленький вальс

Шуман Р. Веселый крестьянин

Произведения крупной формы:

Гендель Г. Вариации Ля мажор(обработка К. Родионова)

Комаровский А. Концертино Соль мажор

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1:

Гамма фа мажор в две октавы и арпеджио

Дулов Г.  Этюд № 3

Дунаевский И.   Колыбельная

Шуберт Ф.   Экосез

Вариант 2:

Гамма ля мажор в две октавы и арпеджио

Вольфарт Ф.  Этюд № 33

Моцарт  В.  Майская песня

Бакланова Н.   Марш

Вариант 3

Гамма Соль мажор с переходом в 3 позицию

Избранные этюды, вып.2 № 31

Комаровский А. Концертино Соль мажор

3 класс

Дальнейше техническое развитие.  Работа над интонацией,   звукоизвлечением, ритмом. Владение   штрихами: деташе, легато, мартле, и их чередование. Знакомство со штрихом сотийе  и стаккато. Усвоение 2- ой и 3 - ей  позиций и их смена. Знакомство с более высокими позициями и аккордами в 1 –ой позиции. Исполнение гамм с применением переходов  в позиции. Знание хроматическихпоследоватедьностей. Подготовительные упражнения  к исполнению трели. Освоение приёмов вибрации. Самостоятельный разбор несложных произведений. Ознакомление с произведениями разных стилей и жанров. Участие в различных ансамблях.

       В течение учебного года следует пройти: 4 -5 гамм и арпеджио в I, II и  III позициях, 6-8 этюдов на различные виды техники, 5-7 пьес различного характера, 1-2 произведения крупной формы.

Примерный репертуарный список:

Школы, гаммы, упражнения, этюды:

Вольфарт Ф.  Легкие мелодические этюды. М. Гос. муз.изд., 1987

Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы».  М., « Композитор», 1992

Избранные этюды 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

Избранные этюды 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

Хрестоматия для скрипки        Пьесы и произведения крупной формы, 2-3 классы.

Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов,  М., Музыка, 2008

Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы, 3-4 классы.

Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М., Музыка, 1991

Юный        скрипач, вып.        1 (сост. К.Фортунатов). М.,«Советский композитор», 1992

Пьесы:Пьесы:

Александров Ан. Песенка, Русская

Айвазян А. Армянский танец

Бах И.С. Марш, Маленькая прелюдия

БартокБ.Танец

Багиров З. Романс

Богословский Н. Грустный рассказ

Брамс И. Колыбельная

Вебер К.  Хор охотников из оперы Волшебный стрелок

Ган Н. Раздумье

Глюк К. Веселый танец

Глинка М. Танец из оперы Иван Сусанин

Гречанинов А. Весельчак

Глиэр Р. Русская песня, Монгольская песня

Ильина Р. На качелях,  Этюд-мазурка

Кабалевский Д.  Галоп, Полька

Комаровский А.  Русская песня, Мелодия,  Веселая пляска, Перепелочка,                                                               Комариный пир, Вперегонки,  Тропинка в лесу

Корелли А. Гавот

Люлли Ж. Менуэт

Муффат Г. Колыбельная

Ниязи Н. Колыбельная

Рамо Ж. Ригодон

Раков Н. Прогулка

Ребиков В. Грустная песня

Синисало Г. Миниатюра

Украинская народная песня  Прилетай, прилетай

Фрид Г. Грустный вальс

Хаджиев П. Вальс

Чайковский П. Старинная французская песня,  Шарманщик поет, Игра в        лошадки

Шостакович Д.  Шарманка, Хороший день

Шольц П. Непрерывное движение

Шуберт Ф. Вальс

Шишов И. Маленький вальс

Произведения крупной формы:

Бакланова Н. Сонатина, Концертино

Комаровский А. Вариации на тему украинской народной песни «Вышли в поле косари»

Зейтц Ф. Концерт Соль мажор.1часть

Ридинг О. Концерт си минор, чч. 2 и 3, Концерт Соль мажор

Яньшинов А. Концертино

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1:

Гамма До мажор (в две октавы) и арпеджио

 Кайзер Г.   Этюд № 44

Бакланова Н.  Романс

Чайковский П.  Игра в лошадки

Вариант 2:

Гамма Си бемоль мажор (в две октавы) и арпеджио

Берио Ш.    Этюд № 34

 Бетховен Л.   Два народных танца

Ридинг О.  Концерт си- минор 1 ч.

4 класс

Дальнейшее изучение грифа.  Работа над интонацией, звукоизвлечением, ритмом. Работа над штрихами: деташе, легато, мартле и их сочетанием. Ознакомление со штрихом сотийе, спиккато. Пунктирный штрих. Изучение первых четырех позиций, различные виды их смены. Несложные упражнения в более высоких позициях. Упражнения и этюды в двойных нотах (в I позиции). Аккорды. Дальнейшее изучение двухоктавных гамм и арпеджио. Ознакомление с трехоктавной гаммой и арпеджио. Развитие навыков более виртуозной игры, легкость и точность артикуляции пальцев левой руки, разнообразное вибрато. Продолжение работы над кантиленой и звуковедением.  Ансамблевое музицирование. Чтение с листа более сложных произведений.

В течение года необходимо пройти: 4 - 5 мажорных и минорных двухоктавных гамм и арпеджио (тонические трезвучия с обращениями) с переходами в позиции, 6 -8 этюдов на различные виды техники, 6 -8 разнохарактерных пьес, 1 - 2 произведения крупной формы.

Примерный репертуарный список:

Школы, гаммы, упражнения, этюды

Бакланова  Н.  Этюды  средней  трудности.  М.,  « Композитор», 1999

Донт Я.  Этюды, соч. 37.  М., Музыка, 1998

Избранные этюды, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004

Хрестоматия  для  скрипки.  Пьесы  и  произведения  крупной  формы.  4-5 классы (Составитель Ю.Уткин). М., Музыка, 1987

Хрестоматия для скрипки.  Средние и старшие классы ДМШ.        М., Музыка, 1995

Юный        скрипач,        вып.2        (Редактор        К.Фортунатов).        М.,        «Композитор», 1999

Пьесы:

Бах И.С. Рондо, Марш, гавот Ре мажор

Бакланова Н. Аллегро

Глинка М. Жаворонок

Гендель Г. Бурре

Глиэр Р. Народная песня

Дженкинсон Э. Танец

Зноско- Боровский А. Мазурка

Кабалевский Д. Клоуны, Полька, На празднике

Караев К. Маленький вальс, Задумчивость

Косенко Мазурка, Скерцино, Вальс

Комаровский А. Русская песня

Обер Л. Тамбурин

Раков Н. Рассказ, Прогулка, Маленький вальс

Ребиков В. Грустная песнь

Стоянов В. Колыбельная

Фрид Г. Заинька

Чайковский П. Неаполитанская песенка, Колыбельная в бурю, Вальс, Сладкая греза

Шостакович Д. Танец

Произведения крупной формы:

Бакланова Н.   Вариации Соль мажор

Вивальди А.    Концерт Соль мажор,ч.1

Данкля Ш.    Вариации№1(на тему Пачини)

Вариации №6(на тему Меркаданте)

Зейц Ф.    Концерт №1,ч.1

Комаровский А.  Вариации на тему украинской народной песни Вышли в поле косари

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1:

Гамма Ре мажор в 3 позиции

Избранные этюды вып.2 №16

Комаровский А. Русская песня

Бах И.С. Марш

Вариант 2:

Гамма ля минор 2-х октавная

Мазас К. этюд №15

Зейц Ф. Концерт №1,ч.1

III.Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения общеразвивающей программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (скрипка)», который приводит к формированию комплекса знаний, умений и  навыков,  таких как:

 - знаний основ музыкальной грамоты и   наиболее употребляемой музыкальнойтерминологии;

  - умений и навыков игры на скрипке, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

   - основных средств выразительности, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

  - умений использовать выразительные средства используемые в музыкальном искусстве для создания художественного образа;

- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте;

 - умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей, используя  приобретенные   знания, умения и навыки игры на скрипке;

 - навыков публичных концертных выступлений;

 - навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

IY.Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по программе «Основы музыкального исполнительства (Скрипка)»  являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся,

- промежуточная аттестация,

- итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала   и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,  оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются: отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

         - качество выполнения домашних заданий;

         - инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

         - темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся оценки за триместр.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться прослушивания, формами текущего контроля могут быть контрольные уроки.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на оценку за триместр, годовую и итоговую оценки.Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих триместр или полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на данный учебный предмет.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

 Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Экзамен проводится:

- по окончании 3класса (выпускной экзамен) при 3х-летнем сроке обучения или по окончании 4 класса (выпускной экзамен) при 4-летнем сроке обучения.

Учащиеся остальных классов в конце каждого учебного года сдают переводной зачет.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося  позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего  общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

            - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

  • оценка годовой работы учащегося.
  • оценки за академические концерты или экзамены.
  • другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

  • учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.
  • убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
  • понимание и отражение в исполнительской интерпретации понятия стиля исполняемого произведения.

При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Контрольные требования на разных этапах обучения

Оценки выставляются по окончании триместров учебного года. В

конце учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.

В течение учебного года учащийся должен выступить не менее  3-х раз:

  • октябрь-ноябрь – технический зачет (гамма и этюд)
  • декабрь –академический концерт (2 пьесы или крупная форма)
  • май-  переводной зачет или выпускной экзамен

Гаммы целесообразно выносить на отдельный зачет, чтобы «разгрузить» объем исполняемого материала на переводных зачетах.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.  Необходимым условием для успешного обучения на скрипке является формирование у ученика правильной  постановки корпуса и рук на инструменте. Необходимо  включать в процесс обучения специальные физические упражнения на развитие координации.

– Развитию техники (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.

 – На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими видами музыкально-технического развития учащегося, включающая:

-изучение позиций и их соединение (переходы);

-техническое развитие;

- штрихи на разные виды техники и способы звукоизвлечения

При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение. Работа над техникой должна подготавливать ученика к передаче художественного замысла изучаемых музыкальных произведений.

 Работа над качеством звука, интонацией, вибрацией, ритмическим рисунком, динамикой, которые являются важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения. Исполнение пьес и произведений крупной формы развивает эмоционально-образное мышление учащихся и способствует формированию их художественного вкуса, чувства стиля и осознанию формы произведений

Развитие у учащихся навыка чтения нот с листа, крайне необходимы для музицирования и игры в ансамблях и оркестре.

 В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности скрипки.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Успешное завершение трёхлетнего срока реализации программы  «Скрипка» позволяет: перейти на дальнейшее обучение по предпрофессиональной программе,  продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.  

Рекомендации по организации самостоятельной работы

1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

 2. Периодичность занятий – каждый день.   Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.

3. Учащийся должен заниматься самостоятельно только при отсутствии признаков нарушения физического здоровья.

4. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике: -  упражнения для развития звука и интонации

- работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды).

- работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы), чтение с листа

5. Периодически следует проводить контрольные уроки, имитирующие домашнюю работу ученика.

6. Для успешной реализации Общеразвивающей программы «Скрипка» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и видеотекам, сформированным по учебным программам.

YI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список рекомендуемой нотной литературы:Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях.М.,1987

  1. Гарлицкий М. Шаг за шагом. Методическое пособие для юных скрипачей. М.1986
  2. Григорян А. Гаммы и арпеджио. М.,1988
  3. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М.,1991
  4. ЗакарянС.Этюды для скрипки. М.,1975,вып.2
  5. Кайзер Г.36 этюдов ,тетр. 1-2, М.-Л.,198
  6. Классические пьесы. Ред. Сапожников, Ильин. М.,1962
  7. Концерты для маленьких скрипачей. Ген. дир. Смирнова О. С.-П.,1988
  8. Концерты и пьесы крупной формы. М.,1984
  9. Любимые мелодии для скрипки и ф-но
  10. Пьесы и произведения крупной формы. М.,1988
  11. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М.,1971
  12. Самодеятельный концерт. Сост. Ямпольский Т.  М.
  13. Сборник избранных этюдов, 3-5 кл.М.,1996,вып.2
  14. Сборник избранных этюдов, 1-3 кл. М.,1971,вып. 1
  15. Танцы для скрипки и ф-но. Ред.Либерова Т. М.,1990
  16. Хрестоматия  3-4 классы ДМШ.М.,1999
  17. Хрестоматия 4-5 классы ДМШ.М.,1981
  18. Хрестоматия. 1-2 классы ДМШ.М.,1988
  19. Хрестоматия. 2-3 классы ДМШ.М.,1989
  20. Шрадик Г. Упражнения для скрипки.М.,1969
  21. Юный скрипач. Вып. 1,М.,1972
  22. Юный скрипач. Вып.2, М 198
  23. Якубовская В.Начальный курс игры на скрипке.Л.,1981
  24. Яньшиновы А. и Н. 30 легких этюдов. М.,1960

Дополнительные источники: нотные электронные библиотеки, энциклопедия, электронные фонотеки.

  1. Интернет – ресурсы:
  2. www. 7 not.ru
  3. www. all – 2 music.com
  4. www. classic.chubrik.ru
  5. www. classika.21.ru
  6. www. classion.ru
  7. www. igrai - poi.narod.ru
  8. www. nlib.narod.ru
  9. www. noty.net.ru
  10. www. safartschool.narod.ru
  11. www. vesnyak.ukoz.ru
  12. www.notes. tarakanov.net

Список рекомендуемой методической литературы

  1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.  М., «Музыка»,  1965
  2. Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ.  ООО «Века-ВС», 2010
  3. Беленький Б. – Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М.,«Музыка», 1990
  4. «Как учить игре на скрипке в школе».  Составитель Берлянчик М. Сборник статей. М., «Классика ХХI», 2006
  5. «Вопросы совершенствования преподавания на оркестровых инструментах».
  6. Сборник статей. Составитель Берлянчик М. - М., «Музыка», 1978
  7. «Вопросы        музыкальной        педагогики».        М.,        «Музыка»,        1980.        Выпуск        2, составитель Руденко В.И.
  8. «Вопросы        музыкальной        педагогики».        М.,        «Музыка»,        1986.        Выпуск        7, составитель Руденко В.И.
  9. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика ХХI», 2006
  10. Гутников Борис.  Об искусстве скрипичной игры.  Л., «Музыка»,  1988
  11. Давид        Ойстрах.        Воспоминания,        статьи.        Сост.        Григорьев        В. М., «Музыка»,  2008
  12. Иегуди Менухин. Странствия. Издательство КоЛибри, 2008
  13. .Карл Флеш. Искусство скрипичной игры. М., «Классика ХХI», 2007
  14. Корыхалова        Н.П.        Музыкально-исполнительские        термины.        СПб,

«Композитор»,  2004

  1. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача.        М., «Музыка»,  1985
  2. Либерман        М.        Некоторые        вопросы        развития        техники        левой руки.        М., «Классика  XXI», 2006
  3. Либерман        М.        Развитие        вибрато        как        средства        художественной выразительности. М., «Классика ХХI», 2006
  4. Мострас К.  Система домашних занятий скрипача. М., Музгиз, 1996
  5. Натансон        В.,        Руденко        В.        «Вопросы        методики        начального музыкального образования». М., Музыка, 1981
  6. Порсегов  А.,  Тагиев  М.        «Проблемы  мышечных  ощущений  при  игре  на скрипке».  Ишыг, Баку, 1978
  7. Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М., Музгиз, 1999
  8. Шульпяков        О.        Техническое        развитие        музыканта-исполнителя.        М.,

«Музыка», 1973

  1. Юрьев А.Ю. Очерки по истории и теории смычковой культуры скрипача.

СПб, 2002

  1. Янкелевич Ю.И.  Педагогическое наследие. М., «Музыка»,  2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыкальное исполнительство" скрипка

Рабочая программ по скрипке на 8 лет обучения. Написана по ФГТ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА

Срок освоения учебного предмета составляет 3 года.  Возраст для начала освоения программы – от 7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ГИТАРА)»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвив...

Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» Музыкальное исполнительство (ФЛЕЙТА) (7 лет)

Программа  по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»Музыкальное исполнительство(ФЛЕЙТА)(7 лет)...

Учебная рабочая программа "Раннее эстетическое развитие. Музыкальное исполнительство".

Центром музыкального воспитания детей , по-прежнему, остаются Детские школы искусств и Детские музыкальные школы, так как они являются наиболее массовым звеном в системе музыкального образования. Цель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...