Современные концепции в воспитании детей
статья

Надежда Васильевна Чуракова

 Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики. И чтобы вы смогли понять, какое из них подойдет именно вашему ребенку, рассмотрим основные современные концепции воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_kontseptsii_v_vospitanii_word.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

        СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Чуракова Н.В.

педагог-организатор

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

     Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики. И чтобы вы смогли понять, какое из них подойдет именно вашему ребенку, рассмотрим основные современные концепции воспитания.

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и современные концепции, в которых воспитание рассматривалось с различных позиций. Основу появлению этого раздела еще в XIX веке положил К.Д. Ушинский, написавший пособие «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Следом за ним в 20-30 гг. XX века огромный вклад в теорию воспитания внес А.С. Макаренко в своих работах: «Цель воспитания», «Методика воспитательной работы», «Лекции о воспитании детей» и т.д.

Современные же концепции и теории воспитания имеют множество авторов, которыми являются ученые-исследователи в области формирования человеческой личности и роли педагога в процессе воспитания и развития ребенка.

Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий, основоположниками которых являются выдающиеся философы и психологи:

  • гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  • поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  • когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  • биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  • психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

В 60-70 гг. XX века появился так называемый технологический подход к обучению и воспитанию. Суть его заключается в систематическом и последовательном водворении на практике заранее запланированного учебно-воспитательного процесса. Благодаря этому подходу многие современные концепции и технологии воспитания обрели специфические черты процесса взаимодействия с воспитанником:

  • постановка целей обучения, в которых описаны действия и отношения воспитанника (знание, понимание, применение);
  • возможность воспроизведения всех обучающих компонентов: предварительная оценка уровня навыков, корректировка согласно обратной связи воспитанника и педагога, итоговая оценка результатов и постановка новых целей;
  • обратная связь с воспитанником, контроль его знаний и умений и своевременная коррекция любого из этапов воспитания.

Общие закономерности современных концепций воспитания

Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

  • воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
  • эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
  • результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.

Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:

  • повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;
  • необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства;
  • восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;
  • расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.

Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные концепции и подходы к воспитанию "

Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. ...

Влияние современной семьи на воспитание детей

Предметом нашего разговора сегодня является процесс нравственного воспитания подростков в современной семье. Этот вопрос очень актуален сегодня. В наше время смяты нравственные ориентиры. Нынешнее под...

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Современные концепции и подходы к воспитанию

Современные концепции и подходы к воспитанию...

«Концепция обучения и воспитания детей с применением современных технологий на уроках «Технология»

Основой моей концепции обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является: целенаправленное формирование у учащихся положительного отношения, интереса и готовности к труду, как основе ...

Навигатор детства: современные подходы к воспитанию детей

Навигатор детства: современные подходы к воспитанию детей...

Эссе "Роль современного педагога в воспитании детей и молодежи"

Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала большой интерес у представителей психологической и педагогической науки....