Фотопроектирование как способ формирования проектных компетенций в дополнительном образовании.
статья

Мыльникова Людмила Владимировна

Статья содержит краткое представление проектной технологии через организацию фотопроекта.  Фотопроект «Мой город» был осуществлен воспитанниками фотостудии «Трёхгорье» под руководством педагога дополнительного образования Мыльниковой Людмилы Владимировны.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОТОПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.  

Статья содержит краткое представление проектной технологии через организацию фотопроекта.  Фотопроект «Мой город» был осуществлен воспитанниками фотостудии «Трёхгорье» под руководством педагога дополнительного образования Мыльниковой Людмилы Владимировны.  

В связи с переходом дополнительного образования на новый Федеральный Государственный образовательный стандарт, актуально формирование у обучающихся общих компетенций. Одним из приёмов достижения может стать проектная технология, реализуемая в рамках образовательной программы.   «Метод проектов» возник в начале 20 века в США. Его история связана с идеями и разработками гуманистического направления в образовании американского философа и педагога Дж.Дьюи.    В Москве в 1905 году было создано общество «Сетлемент» под руководством педагога С. Т. Шацкого  и архитектора А.У. Зеленко, где совместно с другими педагогами также активно велись разработки проектного метода для педагогической практики.   

Проектный метод  – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая завершается практическим результатом. В основу метода положены: идея, проблема, составляющая суть понятия «проект», его практическая направленность на результат, который можно применить в реальной практической деятельности.

Проект даёт возможность учащимся  выразить свои идеи в творческой форме.

Мы обратились к такому проектному направлению, как фотопроектирование.  Фотопроектирование – это создание проекта посредством фотографии.  Воспитанники фотостудии  готовят свой творческий продукт – серии фотографий.  Проектные технологии  преследуют комплексы целей и задач: развитие творческих умений учащихся, формирование морально-нравственных установок и  социальной коммуникации.  Фотопроектирование способствует формированию компетенций у учащихся.  

         В рамках курса «Фотопроектирование»  к основополагающим умениям относятся:

 - умение планировать свою деятельность;

 - осуществлять её в соответствии с планом;

 - выполнять этапы технологии проектирования.

В фотопроектировании  важна идея на первом этапе.   Для учащихся фотостудии понятным определением фотопроекта является серия фотографий.  Для достижения цели фотопроект   должен  состоять из поставленных задач.  Важное значение в проектировании имеют определяющие  даты    получения результатов.   Следовательно,  фотопроектирование – это процесс работы над серией фотографий, выполненной в едином стиле, с  определённой  целью, планом реализации и ожидаемыми результатами. Фотопроект может иметь как социальную,  так и художественную направленность.

Структура фотопроекта:

  1. Титульный лист
  2. Аннотация проекта
  3. Описание организации
  4. Обоснование необходимости проекта
  5. Цели и задачи проекта
  6. Методы реализации проекта
  7. Управление проектом
  8. Рабочий план реализации проекта
  9. Ожидаемые результаты
  10. Методы оценки результатов
  11. План дальнейшего развития проекта
  12. Бюджет проекта.

Также при работе над фотопроектом следует избегать ряда ошибок. Рассмотрим некоторые из них.

1.  Актуальность.  Тема проекта не актуальна для региона или страны;

 Описание актуальности проекта размыто общими фразами.

2. Цели и задачи проекта.  Мероприятие может быть не связано с поставленными  целями и задачами проекта.

3. Бюджет. Завышенный бюджет, т.е. очень большие затраты при малых результатах.

4. Огромный масштаб при небольшом проекте.

5. Организация проекта вне информационного потока.

Примером реализации проектной технологии при работе с учащимися фотостудии «Трёхгорье» служит создание коллективного творческого  фотопроекта  «Мой Город».   Чаще всего любимым городом становится то место, где человек родился и жил. Знакомясь с фотоаппаратом в руках с родным городом, его достопримечательностями, учащиеся  посредством фотографии учатся осознавать себя живущими в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях.

         Цель фотопроекта «Мой Город»:  воспитание патриотизма и гражданских чувств  посредством фотографии.

Задачи проекта:

-  выявить объект исследования;

- отобразить проблему на фотографии;

- провести отбор фоторабот и организовать выставку «Мой город»;

- подготовить текстовые сопровождения к авторским фотосериям;

- осуществить продвижение проекта в Интернет-пространстве и на выставочной площадке города.

Актуальность фотопроекта определяется стремлением расширить познания   о родном крае,  культуре, традициях и обычаях местных жителей. Неотъемлемой частью фотопроекта является  воспитание патриотизма. Патриотизм – это  преданность Родине.  Любовь к Отечеству начинается с любви и уважения к малой Родине – месту, где ты родился.

Механизм реализации проекта.

Этапы мероприятий проекта.

1. Организация виртуального сообщества в Интернете для выявления активных участников проекта, аналогичные действие провести в «реальном» мире.

 2. Выявление примерного перечня объектов исследования.

 3. Координационные встречи и беседы куратора проекта с участниками мероприятия.

 4. Индивидуальная работа (фотосъёмка) участников проекта.

5. Написание участниками текстовых сопровождений к авторским фотосериям (с обоснованием творческого воплощения темы);

         6. Размещение фотопроекта на Интернет-страницах;

7. Организация фотовыставки проекта «Мой город» в стенах МБУДО «ЦДТ».

8. Организация фотовыставки проекта на выставочных площадках города – продвижение.

9.  Постанализ  проектной деятельности.

Заключение. В дополнительном образовании для обучающихся различного уровня подготовки проектная деятельность направлена разработку и создание продукта, характеризуемого  новизной и высоким уровнем проектной работы.  Результат проектной деятельности – фотопроект – проходит публичную защиту, которая сопровождается презентацией, фотовыставкой.  Фотопроектирование в дополнительном образовании способствует формированию компетенций у учащихся.  Реализация проекта помогает его участникам сформировать фотографические навыки. Работа над фотопроектом позволяет стать участниками становления гражданского общества в России, своим неравнодушием и энергией демонстрируя лучшие нравственные и патриотические качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и ...

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...

Технология проектного обучения как способ формирования ключевых компетенций

Стаья отображающая основные этапы организации внеурочной исследовательской краеведческой  деятельности  учащихмя с использованием технологии проектного обучения....

«Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»

Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»...

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

"Веб-квест как особый способ формирования УУД в системе дополнительного образования"

Материалы данной статьи были представлены на VI Петербургском педагогическом форуме в марте 2015 года в форме доклада, и будут опубликованы в сборнике, посвященном работе форума....