"Веб-квест как особый способ формирования УУД в системе дополнительного образования"
статья по английскому языку на тему

Бурень Ирина Валентиновна

Материалы данной статьи были представлены на VI Петербургском педагогическом форуме в марте 2015 года в форме доклада, и будут опубликованы в сборнике, посвященном работе форума. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forum2015.veb-kvest.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Веб-квест как особый способ формирования УУД

в системе дополнительного образования

Бурень Ирина Валентиновна

Центр технического творчества и информационных технологий

Санкт-Петербург – Пушкин

bureniv@cttit.ru

Всестороннее развитие личности ребенка через формирование универсальных учебных действий (УУД) является приоритетным направлением современной системы образования.  Сформированность универсальных учебных действий означает способность обучающихся к саморазвитию, к самосовершенствованию путем сознательного и  самостоятельного усвоения новых знаний и умений. Универсальные учебные действия носят метапредметный характер и обеспечивают целостность саморазвития личности обучающегося. Для формирования УУД в системе дополнительного образования метод проектов считается наиболее перспективным, так как он требует интеграции знаний обучающихся в различных предметных областях. Через проектную деятельность происходит становление современного человека, осознание адекватной  самооценки [3; 4]. Не заменяя традиционную систему образования, метод проектов  дополняет и развивает ее, предоставляя обучающимся шанс выстроить свой образовательный маршрут.

Выполнение проекта предполагает успешное решение нескольких интересных для обучающихся задач, связанных с реальной жизнью. Ценность проекта в том, что в ходе его выполнения у обучающихся формируются универсальные учебные действия, способствующие самостоятельному приобретению  знаний,  критическому оцениванию  своих возможностей, планированию и организации своей деятельности, работе в коллективе единомышленников, получению и накоплению опыта познавательной и учебной деятельности.

 Одним из самых эффективных инструментов формирования универсальных учебных действий  является приобщение обучающихся к особому виду проектной деятельности – веб-квесту [2]. Веб-квест представляет собой прием развития учебной автономии, когда воспитание навыков проектной деятельности  происходит через адресный поиск информации в сети. Давая определение веб-квесту, Т. Марч особое внимание обращает на аутентичность мотивирующей задачи веб-квеста, способствующей развитию умений работать индивидуально и коллегиально [6]. Как известно, структура веб-квеста включает в себя следующие обязательные разделы: введение с кратким  описание темы; непосредственно само задание, где четко сформулирована проблемная задача, а также дано описание формы представления конечного результата. Для успешного завершения веб-квеста необходимо четко прописать  порядок работы и необходимые ресурсы для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также предоставить вспомогательные материалы в виде фотографий, схем,  шаблонов, алгоритмов, графиков, таблиц, которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом. Заключительный этап включает описание критериев оценки выполнения веб-квеста и  краткое описание того, чему смогут научиться подростки, выполнив данный веб-квест.

В системе дополнительного образования одной из наиболее популярных страноведческих тематик на занятиях по английскому языку может быть  тематика, связанная с выполнением долгосрочного учебного проекта по изучению специфики образовательной системы в Великобритании или любой другой англоязычной стране.  Привлекательность такого проекта очевидна как со страноведческой точки зрения, так и образовательной, и профориентационной. Для реализации проекта подростки могут выбрать тематику, связанную с особенностями среднего и высшего образования Великобритании. Анализируя преимущества и недостатки  системы образования в Великобритании,  обучающиеся работают с веб-квестами, побуждающими углубиться в структуру образовательных программ различных британских школ  и университетов: уровни образования, специфика учебных планов, типичный день британского школьника или студента, воспитание и обучение юных аристократов, и т.д. Обучающиеся  проводят интернет поиск по заданным ссылкам, отвечают на поставленные вопросы, отбирают необходимую информацию и анализируют ее, обсуждают результаты исследований в мини-группах или/ и с преподавателем, готовят заключение по проведенному поиску и представляют полученные результаты.

Частью проектной работы могут стать учебные экскурсии на выставки Британского образования, успешно проходящие в России в последние годы. Во время посещения таких выставок  обучающиеся могут пообщаться с представителями различных школ и университетов, познакомиться с многообразием образовательных программ и подходов, получить новую информацию и обсудить формы ее включения в индивидуальную  учебно-исследовательскую работу и, в дальнейшем, в общую работу над проектом. Веб-квесты с оригинальными заданиями, с использованием ссылок на сайты отдельных школ и университетов, совместный анализ особенностей образовательных программ  будут способствовать дальнейшему формированию УУД у подростков. Подростки должны попробовать свои силы и в создании собственных веб-квестов, которые они могут предложить друг другу для прохождения, а затем сравнить грамотность их оформления и эффективность. Таким образом, еще на начальном и/ или промежуточных этапах работы над проектом, обучающиеся почувствуют и оценят его практическую пользу.

По окончании работы над проектом все результаты могут быть представлены в различной форме – в виде презентации, или в письменной форме в виде эссе-аргументации – «за» и «против» той или иной программы или образовательного подхода, а также в виде ролевой игры по обсуждению специфики программ с различных точек зрения.  При подведении итогов, интересно было бы обсудить факторы, повлиявшие на принятие того или иного решения, на выбор программы или на ее неприятие. Результаты прохождения  веб-квестов, то есть  «доказательства» учебно-исследовательской деятельности  с помощью целенаправленного изучения источников и их аналитического прочтения должны также найти свое отражение в специальном файле  рабочего портфеля каждого обучающегося (Process Portfolio) или в специальном электронном портфолио, который является инструментом формирования учебной автономии.  Портфолио также должен содержать самые интересные творческие изыскания, выбранные самим обучающимся из всего многообразия выполненных им работ. Кроме того, портфолио может включать описание самостоятельно созданных веб-квестов, индивидуальный глоссарий по теме проекта, список самостоятельно подобранной  и проработанной литературы и список интернет-ресурсов, а также, возможно,  коротенькие резюме на прочитанные статьи. При оценке результатов веб-квеста особое внимание нужно уделить сформированности коммуникативных навыков, например, умению работать в команде, участвовать в обсуждениях, и грамотно представлять полученные данные.

Таким образом, эффективный, интригующий, интересный веб-квест представляет особую ценность в процессе познавательной деятельности подростков в системе дополнительного образования. Отличаясь от традиционной презентации знаний, он «толкает» обучающихся к более активной позиции по их получению, включающей социальный и прагматический аспекты процесса обучения [1]. Технология веб-квеста требует соответственного уровня владения языком для работы с аутентичными Интернет-ресурсами. Имея четкий сценарий, веб-квест «ведет» подростков через все этапы исследования. Это позволяет интенсифицировать учебный процесс и рациональнее использовать время занятия. Более того, при предварительной оценке ссылок на сайты, можно быть уверенным в безопасности, «чистоте», информации. Естественно, процесс  разработки веб-квестов требует значительных временных затрат, интеллектуальных усилий и наличие преподавательского опыта, чтобы оценить возможность использования тех или иных интернет-источников для проектной работы [5]. Для обучающихся работа над веб-квестами  способствует повышению мотивации  к изучению иностранных языков и к процессу обучения в целом. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web–сайтов, созданных самими подростками, позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся на достижение наилучших учебных результатов, на формирование у них универсальных учебных действий.

Литература

  1. Коваленко Н.А., Смирнова А.Ю. Функции контроля при коммуникативном обучении иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. - № 8 (26). Ч.1. – С. 90-92.
  2. Кытманова Е.А. Веб-квест как вид проектной деятельности и его использование в обучении иностранному языку / Е. А. Кытманова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2011. - № 1. – С. 108-116.  
  3. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. – Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4 (6).
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. ред. Е.С. Полат. – Москва, 2004.
  5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2009. - №2. – С. 8-16.
  6. March T. WebQuests [Электронный ресурс]// Tom March.com. - Режим доступа: http://tommarch.com/strategies/webquests/ - Загл. с экрана.  Дата обращения 18.02.2015.

Сведения об авторе:

Бурень Ирина Валентиновна, методист, преподаватель английского языка

Центр технического творчества и информационных технологий, Санкт-Петербург – Пушкин

Buren Irina Valentinovna, Educational Center, Saint-Petersburg – Pushkin

Контактная информация:

bureniv@cttit.ru

тел. 414-54-68

mob. 7-921-757-9720        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования(доклад)

Из опыта работы,а также ссылаясь на основные приемы в педагогике,представлен доклад, в котором описываются основные технологии по сплочению коллектива в системе дополнительного образования....

"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"

Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по...

Основные элементы стратегии поведения и способов воздействия в разрешении педагогических конфликтов системе дополнительного образования в школе.

Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Система компромисса и сотрудничества является основополагающим способом подавления конфликтов. Педагогические конфликты на дополнительных ...

Фотопроектирование как способ формирования проектных компетенций в дополнительном образовании.

Статья содержит краткое представление проектной технологии через организацию фотопроекта.  Фотопроект «Мой город» был осуществлен воспитанниками фотостудии «Трёхгорье» под...

«Педагогическая технология «Квест» как средство социализации детей в системе дополнительного образования»

Научно-технический квест "Спасительная миссия" по мотивам популярного мультфильма "Гадкий я". Квест «Спасительная миссия» – это приключенческая игра, требующая от...

Методические рекомендации — «Новые способы обучения иностранному языку в системе дополнительного образования»

Причины использования новых инструментов в обучении иностранному языку в детском объединении. Пример занятия по иностранному языку...