План-конспект открытого занятия "Поём славу пуговице"
план-конспект урока

Терещенко Елена Агвановна

П Л А Н – К О Н С П Е К Т

открытого занятия

 кружка мягкой игрушки «Пчёлки»

пгт Первомайской

 

Тема занятия: «Поём славу пуговице».

 

1. Цели занятия:

а) учебная:

- совершенствовать знания детей о пуговице;

- расширить кругозор детей в области истории привычных вещей;

б) развивающая:

- обучить технологии пришивания пуговицы к тонкому платью и к пальто;

в) воспитательная:

- выработать эстетические понятия об одежде;

- рассмотреть эстетические нормы использования пуговицы в качестве застёжки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-poyom_slavu_pugovitse.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

П Л А Н – К О Н С П Е К Т

открытого занятия

 кружка мягкой игрушки «Пчёлки»

пгт Первомайской

Тема занятия: «Поём славу пуговице».

1. Цели занятия:

а) учебная:

- совершенствовать знания детей о пуговице;

- расширить кругозор детей в области истории привычных вещей;

б) развивающая:

- обучить технологии пришивания пуговицы к тонкому платью и к пальто;

в) воспитательная:

- выработать эстетические понятия об одежде;

- рассмотреть эстетические нормы использования пуговицы в качестве застёжки.

2. Тип занятия. Комбинированное (теоретическая часть и практическая)

3. Дидактическое или материально-техническое оснащение занятия. Материалы:

а) для учителя:

  • магнитофон;
  • иглы;
  • игольницы;
  • ножницы;
  • пуговицы разного размера;
  • нитки.

            б) для учащихся:

  • иглы;
  • ножницы;
  • лоскутки ткани;
  • напёрстки;
  • фломастер;
  • пуговицы.

                   Ход занятия:

№ п/п

Части занятия, их продолжительность и содержание

Время

1.

Организационная часть

2-3 минуты

2.

Теоретическая часть

20-25 минут

3.

Выполнение тренировочных упражнений

10-15 минут

4.

Перерыв на отдых (перемена)

10.15 минут

5.

Практическая  работа

35-40 минут

6.

Итог занятия

5 минуты

ПЛАН:

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности рабочего места.

2. Вступительное слово учителя.

Педагог.  Ребята, ежедневно мы пользуемся такими предметами, как нож, ложка, зеркало и никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей. Но сегодня мы познакомимся с историей одного очень важного в нашей жизни предмета.

Чтец: Эту нужную вещицу

          На одежде ты найдёшь.

          Если нет её на месте,

          Ты неряхой прослывёшь.

Педагог. Что же это за вещица? (ответы кружковцев) 

Да, конечно же, это пуговица. ( Педагог показывает большую пуговицу). 

Вот она, красавица! О ней и пойдёт у нас сегодня разговор.

( Словарная работа, разбор слова «пуговица»).

Педагог. Пуговица – застёжка для петель одежды, обычно в виде кружка. (Застегнуться на все пуговицы ( так же перен.: о состоянии собранности, подтянутости).

        Организационный момент: дети сидят за столами, тихо играет музыка ( кассета с пением птиц).

Сценка

Действующие лица: Тёма и Тима.

Тёма: Спасибо тебе, Ти, что ты пригласил меня на прогулку. Погода чудесная! Тепло, солнце! Птички поют! Красота!

Тима: Разве это главное?

Тёма: А что главное?

Тима: Самое главное – это себя показать. Посмотри, как на меня все смотрят. Это потому, что им нравится, как я одет. ярко, как радуга. Вещи дорогие.

Тёма: А по моему, в одежде главное не цвет, не цена, а аккуратность. Извини, но  вон у тебя вместо пуговиц булавки торчат. Вот прохожие и удивляются, как можно быть таким неряхой. Вот почему они оглядываются на тебя.

Тима: Ой как стыдно! Пожалуйста, пойдём, пришьём пуговицы.

( Снимает свой костюм и кладёт на стол, герои садятся за столы.)

Педагог подводит итог сценки.

Педагог. Сегодняшнее занятие мы посвятим немаловажной детали нашего наряда – пуговице, узнаем её историю и научимся пришивать её правильно. Ребята, я вам давала задание, и вот план, по которому вы сообщите нам всё, что вам удалось узнать о пуговице.

Дети делают свои доклады в соответствии с планом. Педагог дополняет их рассказы.

План докладов детей:

1. Из истории застёжки.

2. Рождение пуговицы.

3. Первые застёжки.

4. Пуговицы в Европе.

5. Пуговичная эпидемия.

6. Церковь и пуговица.

7. Смешные истории из жизни пуговицы.

8. Секреты застёжек.

9. Производство пуговиц ( форма, материалы ).

10. Соперники пуговицы.

И другие.

Из истории пуговицы

        Из истории мы знаем, что первой одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя. Шкура накидывалась на плечи, и, чтобы она не сползала, её удерживали руками. Но первобытному человеку надо было освободить руки для труда. Ему надо было готовить орудия для охоты – огромные камни, делать западню на пути мамонта. Поэтому на одежде появились застёжки. И первыми застёжками стали заколки из обточенных камней, завязки из прочных волокон растений.

        Также из истории мы знаем, что в каждом древнегреческом городе была крепость, окружённая стенами. Крепость делали на вершине скалы. Эту крепость называли – акрополь. Самый знаменитый акрополь находился в городе Афины, и построен он был в V веке до нашей эры. Снаружи Акрополя и внутри него – множество статуй. Разглядывая их, можно убедиться в том, что в Греции в V веке до нашей эры люди уже пришивали пуговицы к своим плащам.

        У нас в Европе пуговица прочно вошла в моду в XVI веке. Причём, женщины встретили пуговицу в штыки, а вот мужчинам она пришлась по вкусу. К пуговице относились как к предмету роскоши, а в обычной жизни обходились без неё. Делали пуговицы из разных металлов и камней, в том числе и из драгоценных, и передавали по наследству.

        С XVI века в Европе началась настоящая «пуговичная эпидемия». Чем больше пуговиц на костюме, тем знатнее господин. Уважающий себя дворянин нашивал на камзол до 40 пуговиц, а на рукава по 12 штук.

        Церковь относилась к «пуговичной эпидемии» крайне отрицательно и предавала пуговицы анафеме. То есть люди, посещающие церковь, не должны были иметь на своей одежде пуговиц.

        В истории пуговицы есть и смешные моменты. Наполеон одел свою многочисленную армию в новые мундиры, но через некоторое время рукава мундиров стали грязными. Оказалось, что солдаты вытирали рукавами носы. Разгневанный Наполеон приказал пришить на рукава пуговицы, чтобы было больно вытирать нос.

        Французский король Франциск I для своего чёрного бархатного камзола заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговичек, а для костюма сына – 216 больших серебряных  в форме… черепов.

        Сейчас тоже на рукава пальто и костюмов пришивают пуговицы, но не для того, чтобы застёгиваться, а для красоты.

        И ещё один секрет. На женской одежке пуговицы пришивают слева, а на мужской справа.

(Педагог показывает пример на одежде детей)

        В наши дни в продаже можно встретить пуговицы всевозможных форм и расцветок – это кружки, эллипсы, квадраты, треугольники, цветы и прочие  и прочие.

        Пуговицы бывают пластмассовые, стеклянные, металлические, кожаные, деревянные, костяные, перламутровые, роговые, обтянутые тканью или кожей.

        Сегодня на Украине производством столь необходимых каждому человеку изделий занимаются не больше десяти предприятий.  Я вам назову  российские наиболее крупные предприятия , которые  занимаются изготовлением пуговиц:  московские предприятия - «Русская пуговица» и «Покровское», владимирский завод «Фурнитура», фабрика «Ронталер» в городе Павловском Посаде.

        Около сотни лет назад у пуговицы появилась соперница – молния. Замки – молнии теперь у нас на одежде, на сумках, на обуви. Вначале молнии были металлическими и громоздкими, а стоили дорого. Потом они стали синтетическими – эластичными и удобными. Мода не стоит на месте, и сейчас наряду с пуговицами, кнопками, крючками и молниями и можно увидеть заклёпки, «Липучки», шнуровки.

        Не следует гнаться за самыми модными и дорогими застёжками. Нужно помнить, что главное в одежке – не её дороговизна, не цвет и не самая модная застёжка, а аккуратность. Очень красивые, дорогие пуговицы не украсят одежду, если они застёгнуты на протёртые, рваные петли. И самая дешевая скромная пуговица, подобранная по цвету к рубашке или платью, будет выглядеть эстетично, если платье чистенькое, выглаженное.

3. Техника безопасности

Педагог.  На столе у вас лежат принадлежности, необходимые для шитья: это ножницы, напёрстки, иглы, нитки. Дома лучше держать асё это в шкатулке или коробке. (Показать шкатулку). Назовите из этих принадлежностей те, которые могут поранить, если пользоваться ими неправильно. (Игла и ножницы).

        Кстати, ножницы изобретены задолго до нашей эры одновременно в Риме и Галлии. На территории России ножницы в современной их форме появились в Х веке. А что вы знаете о правилах пользования ножницами?

 ( Хранить ножницы нужно в футляре или шкатулке. На столе они должны лежать с сомкнутыми лезвиями. Передавать ножницы необходимо кольцами вперёд.)

Что вы можете сказать об опасности, которую представляет игла? Вспомните сказку, в которой смерть кощея Бессмертного хранилась на кончике иглы, игла в яйце, яйцо в …

        Не только в сказке, но и в жизни игла представляет опасность. Если большая часть иглы вонзится в руку или ногу, то для жизни это, конечно, не опасно: игла застрянет в мышце и будет находиться там, пока её не извлекут хирургическим путём. Но оп неосторожности можно проглотить иглу или попасть иглой в глаз – вот это действительно опасно! Поэтому запомните хорошенько несколько правил:

- Никогда не оставляйте иглу без нитки !

- Втыкайте иглу в игольник или шкатулку!

- Не берите иглу в рот!

- Никогда не втыкайте иглу в одежду, в мягкую мебель!

- Если игла сломалась, обе её половинки отдайте взрослым.

        Мы вспомнили правила техники безопасности и теперь можем перейти к практической части нашего занятия.

4.  Практическая работа.

Педагог. Сегодня мы будем учиться пришивать пуговицы. Вы спросите: «А что здесь сложного?» Согласна с вами, что пуговицы пришивать несложно. Но в каждом, даже самом простом, деле есть свои маленькие хитрости, которые помогают получить более качественный результат. В пришивании пуговиц тоже есть свои тонкости. Сейчас мы их узнаем. Вначале найдём пуговицу, затем подберём нитки и приготовим их к работе – вденем нитку в иглу.

        Какой длины взять нитку? Если взять очень длинную, то будете похожи на медведя из сказки, который при шитье шёл в деревне между домами и тащил за собой иглу. При этом он злился, что нитка всё время путается. Значит, слишком длинную нить вдевать не надо, она будет путаться. А короткую? Тоже плохо. Почему, Потому что в  єтом случае придётся часто менять нитку.

        Как вдеть нитку в иголку? Желательно тем концом, который вы оборвали, ибо начало нити там. Люди, которые много шьют, утверждают, что так нитка будет меньше  путаться. Для пришивания пуговиц нитку складывают вдвое.

        Завязывание узелка. Завяжите узелок. Он должен быть без хвостика. Иглу приготовили? Нельзя класть иглу на стол: её надо воткнуть в игольницу.

        Первую пуговицу девочки будут пришивать к летнему платью, а мальчики – к летней рубашке. Это пуговица с двумя дырочками. Нитки по цвету выбирайте любые.

        Первая хитрость – это маскировка узелка с лицевой стороны под пуговицей

( Показывает ). А когда пуговица пришита, нужно отклонить её в сторону и завязать узелок под пуговицей на  «ножке» из ниток. Это вторая хитрость. (Показывает).

        Мы пришили пуговицу с двумя дырочками, но бывают пуговицы и с четырьмя. Посмотрите на пуговицы и фломастером нарисуйте на бумаге, как можно проложить стёжки.

        К пальто пуговицы пришиваются труднее. (Демонстрирует две пуговицы.) С лицевой стороны пришиваются пуговица для застёжки, а изнутри – маленькая пуговица, чтобы главная пуговица, отрываясь. не вырвала вместе с собой и часть пальто. В таких случаях говорят, что пуговица оторвалась «с мясом». Пуговица для пальто не должна быть пришита туго, ведь при застёгивании под неё попадают два толстых слоя ткани. Чтобы главная пуговица застёгивалась легко, при её пришивании нужно положить две спички между пуговицей и тканью, затем спички вытащить.

        Умеете ли вы пользоваться напёрстком? Для чего мы надеваем напёрсток на палец? ( Ответы кружковцев.)

        В русском языке вы учились выделять корень. Слова: «перстень», «напёрсток». «перчатка» - конечно же, родственники. У них одинаковый корень – «перст». Вы скажете, что слово «перчатка» - не подходит. И опять история привычных вещей подскажет, что до XVIII века перчатки называли персчатки, от слова «перст» - палец. Слово «напёрсток» - древнерусское. Это слово изменилось и звучит у поляков – напарстэк, ук чехов –напрстэк, у  болгар –напръстник, у литовцев – пирьстас, у латышей –пирсос, у украинцев – напалек.

        Родина напёрстка – Голландия. Он был изобретён в  городе Амстердаме в 1648 году. У нас на Руси наперсток появился в конце XVII века. До этого русские воины  надевали на руку тяжёлые свинцовые кистеты, делающие руку тяжёлой при кулачном бое. Эти утяжеления назывались наперстки. Со временем «кистеньки» ушли, а «наперстком» стали называть мирный колпачок для шитья.

 (Демонстрирует напёрстки.)

5. Подведение итогов.

Педагог. Итак, какую пользу мы извлекли из занятия? ( Узнали историю появления пуговицы, ножниц, потренировались в пришивании пуговиц.)

        Мы сегодня много говорили  о пуговице, о её внешнем виде, о назначении, о роли в эстетике. Давайте в итоге воздадим славу пуговице  и расскажем о неё стихотворение.

Чтец: Пуговке славу мы все воздаём,

         Ей величальную песню поём.

         Слава тебе – говорим без прикрас.

         Будь же ты, пуговка, вечно при нас.

         Ты уж покрепче за нитку держись.

         В футбол я играю – ты не оторвись!

         Сколько же будет твоей в том вины,

         Если я вдруг потеряю штаны.

         Знай, что в борьбе ты мне очень  нужна:

         Поддержка в одежде тоже важна.

         Пуговка, пуговка, ты не оторвись,

         Не потеряйся и не расстегнись.

         На платьице нашем ты так хороша!

         В наряде порядок – ликует душа.

Педагог. Спасибо, ребята за участие! Гостям спасибо за присутствие на занятии. соблюдая правила техники безопасности, сложите все швейные принадлежности аккуратно в шкатулку.

        Наше занятие окончено. До свидания!

Использованная литература:

         1. Пуговичных дел мастера // Бизнес – журнал. 2003. 14 апреля.

         2. Пуговичная история // Спецодежда и охрана труда. 2005. январь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...

План-конспект занятия по теме "Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями"

Обучающее занятие по пришиванию пуговиц, цель которого познакомить молодых людей с ограниченными возможностями с различными пуговицами, с техникой пришивания пуговиц, развивать мелкую моторику и творч...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....