Конспект занятия "Русская народная песня"
план-конспект

Губа Леонид Иванович

Цель данного занятия - пробудить интерес к русской народной песенной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_russkaya_narodnaya_pesnya.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: Русская народная песня

Педагог: Губа Леонид Иванович

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: формирование представления о многообразии мира народной песни

Учебные задачи:

  •  Пробудить интерес к русской народной песенной культуре.
  •  Познакомить с историей развития жанров русской народной песни;
  •  Формировать умение различать жанры народных песен;
  •  Научить вслушиваться в музыкальную ткань произведения;
  •  Получить эмоциональный отклик на слушание и исполнение музыки;
  •  Формировать чувство личной ответственности за результат совместной работы;
  •  Обучить разным способам движения в хороводе;
  •  Научить моделировать из знакомых ритмических рисунков музыкальное сопровождение к народной песне;
  •  Побудить детей к самостоятельному поиску ритмических рисунков при музицировании на шумовых русских народных инструментах;

Программно-техническое обеспечение:

  •  Компьютер.
  •  CD-проигрыватель.
  •  Проекционная система.
  •  Синтезатор
  •  Интерактивная доска.

Оснащение урока:

  •  Презентация
  •  Музыкальные отрывки народных песен: « Ой ты, степь широкая», «Дубинушка», «Ах вы, сени!», «Тонкая рябина», «Во поле береза стояла», «А мы просо сеяли».
  •  Музыкальные инструменты (ложки, трещетки, рубель, треугольник)Предварительная подготовка: учащихся разделить на пять групп (по количеству изучаемых жанров народной песни). Каждая группа сидит отдельно вокруг стола, на котором лежат музыкальные инструменты и текст об одном из видов (жанров) народных песен.

Ход занятия

I. Организационный этап.

  1.  Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем улыбками друг друга и приступим к нашему занятию.

  1.  Мотивация на активное сотрудничество. (Звучит русская народная песня «Ой, ты степь широкая») Слайд №1.

Учитель: Кто может сказать, какая музыка звучала сейчас? Кто ее автор? (Ответы детей)

Как вы считаете, какая тема нашего урока? Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Ответы детей)

Тема нашего урока: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ. Слайд №2

Цель урока: Мы сегодня научимся различать жанры народных песен. А еще мы узнаем много нового о русской народной песне.

        -А как можно изучать музыку? Что мы с вами на уроке сможем сделать для этого? Для этого я приготовила вам небольшие карточки-справки на данную тему.

(Ответы детей: петь, танцевать, слушать, играть на инструментах).

        -А сейчас мы подготовим наши голоса к пению. Все наши песенки-распевки - это русские народные детские песни и попевки.

        Упражнения-распевки:

«Барашеньки-крутороженьки», «Дин-дон», «У кота-воркота», «Та-та, два кота». (Проекция нот на доску)

  1. Основной этап. Изучение нового материала. 

        - Все народные песни связаны с какими-то моментами нашей жизни. Ребята, чем был занят каждый день простой человек? Чем заняты ваши родители каждый день? (Ответы детей)

        - Давайте с вами послушаем отрывок песни и поразмышляем, для чего была нужна во время работы песня? (Звучит р.н.п. «Дубинушка» в исполнении Ф.И. Шаляпина). Слад № 3. (Ответы детей)

        - Эта старинная народная песня называется «Дубинушка». В ней рассказывается о жизни бурлаков. Посмотрите на картину «Бурлаки на Волге» художника Репина. Здесь художник описывает тяжелый труд этих людей. Слайд № 4.

        -Конечно, песня помогала в работе, облегчала труд людей.

        -Чтобы людям было проще организовать свои усилия, они кричали возгласы или пели короткие попевки - возгласы. Давайте попробуем все вместе почувствовать ритм этой песни. (Исполнение вместе с учителем)

        -Послушаем ребят из 1 группы, о роли трудовых песен.

        - Закончился трудовой день. Чем после тяжелой работы занимался человек? Как отдыхал? (Ответы детей)

        - Послушаем отрывок песни и поразмышляем о ее роли в жизни человека. (Звучит песня "Ах вы, сени!») (слушание) Слайд № 5.

        - Хочется вам поучаствовать в исполнении этой песни? (исполнение вместе с учителем: игра на детских музыкальных инструментах, импровизация движений)

        - Но не все плясовые песни у народа были быстрыми. Были и особенные - хороводные. Что это за песни, послушаем ответы 2 группы. Слайд № 6.

        - Каждый вечер после работы парни и девушки собирались водить хороводы. Хоровод можно водить по- разному: по кругу, змейкой, улиткой.

        - Давайте поучаствуем в хороводных играх. Сначала вспомним песню «Во поле береза стояла».

        - Кто будет водить хоровод?  (Выходят дети из 2 группы, водят хоровод и поют песню).

        - Еще был другой хоровод - стенка на стенку. В нем парни и девушки вставали напротив друг друга и по очереди исполняли песню. Разучивание хоровода - песни «А мы просо сеяли».

        - Разгар гулянья - самое время для песен шуточных. В круг выходили самые смелые и веселые девушки и парни. Чем отличаются шуточные песни от хороводных и плясовых нам расскажут ребята 3 группы. Исполняется песня «Как у бабушки козел» Слайд №7.

        - На вечерних гуляньях молодые люди приходили не только развлекаться, но и других посмотреть и себя показать, а еще и точно подметить достоинства и недостатки друг друга. В каких коротких песенках это исполнялось? (Ответы детей) Слайд №8.4 Послушаем 4 группу о роли этого жанра в народной песне. А как поются частушки? (Ответы детей)

        - Приглашаю на нашу сцену самых голосистых. (Исполнение вместе с учителем)

        - Ребята, а если не было у человека настроения веселиться, какую музыку он мог послушать или исполнить? (Ответы детей) Были в народе для этого случая особые песни - лирические. Послушаем 5 группу, что они нам расскажут об этом жанре песни.

        - Давайте с вами сядем удобнее, расслабимся и послушаем песню «Тонкая рябина».

(Песню исполняет солистка) Слайд № 9.

        - О чем песня рассказывает? Какое настроение передает? В какие моменты пел ее человек? (Ответы детей)

        - Кстати песня, с которой начинался наш урок, тоже протяжная лирическая. Скажите, кто ее исполняет? (Варианты ответов на интерактивной доске.)

        - Да, ребята, жизнь очень разная, то счастливая, а то не очень.

        - На этот случай были у народа особенные песни - обереги. Относились они к обрядовому жанру. Послушаем 6 группу об особенностях этого жанра. Для того, чтобы защитить себя от разных неприятностей, народ совершат разные обряды. Сегодня мы поучаствуем в обряде, защищающем от неурожая. Слайд №10.

Разучивание песни «На горе мак». А сейчас мне нужен на роль деда Ермака самый смелый.

(педагог  вместе с ребенком выходит из класса, одевает на ребенка рубаху, подпоясывает, под рубаху прячет конфеты.)

        Инсценирование песни. Ребенок, играющий роль деда Ермака, стоит в центре, остальные в хороводе вокруг него. Все поют:

        На горе мак, под горой сад.

        А в садике маковочки,

        Золотые головочки.

        Встаньте в ряд, спросите про мак.

Педагог после каждогог пропевания песни задает деду Ермаку вопрос на который ребенок всегда отвечает утвердительно.:

Дед Ермак, ты сеял мак?        Сеял..

Дед Ермак, взошел мак?        Взошел....

Дед Ермак, ты поливал мак?         

Дед Ермак, растет мак?                

Дед Ермак, ты полол мак?         

Дед Ермак, созрел мак?

Дед Ермак, пора трясти мак?         

Все кричат: Тряси мак (обступают деда Ермака и трясут его, пока не посыплются  конфеты.

        - Садитесь на свои места.

  1. Заключительный этап.

Подведение итогов занятия.

- Итак, что мы сегодня узнали на уроке? Какие жанры народных песен существуют? Слайд № 11 (Ответы детей)

        - Мне очень понравилась ваша работа, и я хочу отметить самых голосистых, самых активных, самых сообразительных.

  1. Рефлексия. Я хочу узнать, с каким настроением вы уйдете с сегодняшнего урока? У меня есть 2 корзины. Одна - для веселого настроения, другая - для грустного. Съешьте свои конфеты, а фантик положите в понравившуюся корзину.

Спасибо, занятие закончено. Слайд № 12.

Список методической литературы:

  1. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки / Сост. ЧелышеваТ.В. М.: Просвещение, 1993.
  2. Едунов С.М., Праслова ЕА. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. СПб.: СПб ЕУМП, 2001.
  3.  Жавинина О., Зац JI. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. 2003. № 5.
  4. Кезина JI. А. про надомников забыли... // Учительская газета. 2004. 20 апреля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и пляски". 2 класс

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и плясовые" 2 класс. Цель урока: Выявить жанровые особенности хороводных и плясовых песен....

Конспект занятия "Место народной песни в русской музыкальной культуре"

Конспект занятия "Место народной песни в русской музыкальной культуре"...

Конспект занятия "Русская народная песня. От истоков к современности"

Конспект открытого ханятия в хоровой студии....

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ "Народные песни и народный орнамент - традиции нашего народа"

Цель : провести связь между жанрами русской народной песни и символикой традиционного русского орнамента....

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...