Конспект занятия по духовно - нравственному направлению "Русские народные песни"
методическая разработка на тему

Харисова Жанна Алексеевна

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

22.10.15

Тема

Русские народные песни.

Цели

  • Познакомить учащихся с  русскими народными песнями.
  • Формирование умение слушать и понимать народную музыку
  • Расширять кругозор учащихся через знакомство с различными жанрами русских народных песен;
  • Воспитывать интерес и любовь к музыке,
  •  Развивать навыки коммуникативного общения и публичного выступления, творческую фантазию.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные УУД

  1. Формировать интерес к  занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.
  2.  Расширить представление о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.

Коммуникативные УУД

  1. Уметь слушать и понимать речь других.
  2. Участвовать в  исполнении музыкальных произведений (частушки).
  3. Уметь взаимодействовать с педагогом в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление)
  4. Расширять словарный запас (названия жанров народной музыки), владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

Регулятивные УУД

  1. Самоконтроль за своими действиями.
  2. Планировать собственные действия в процессе восприятия музыки, создавать музыкально-танцевальные импровизации, уметь оценить свою музыкально-творческую деятельность.

Личностные УУД

  1. Проявлять интерес к изучению темы.
  2. Осознавать свою принадлежность к России, её истории и культуре на основе изучения русской народной музыки.

Речевой материал

потешка, лирическая, обрядовая

Оборудование

Наглядные пособия, картинки, презентация, фонограммы русских народных песен, текст песен.

Этапы занятия

Деятельность педагога

 Деятельность обучающихся

Оргмомент.

Организация класса.

Приветствие.

Организация внимания. Позитивный настрой на занятие.

 Добрый день ребята. Я рада видеть вас в отличном настроении,   верю, что вы справитесь со всеми заданиями и узнаете много нового и интересного для себя.

Проверка наличия слуховых аппаратов и состояния слуха.  

- Как слышишь?  Говорите хорошо: внятно, слитно, с ударением.

Сядет тот,  …

  • кто получил сегодня «5»
  • у кого имя начинается на букву «Т»
  • у кого белая блузка
  • кто родился зимой

Фонетическая зарядка: Х

хла_ прохладно

хма_ лохматый

Сегодня прохладный день.  

Проверяют готовность к занятию.

Я слышу хорошо.

Актуализация знаний.

Какие песни вы знаете?

Какие песни вам нравятся?

Отвечают на вопросы.

Постановка учебной проблемы.

Сейчас я вам поставлю песню, а вы попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем с вами говорить на занятии.

Ребята, как вы думаете, зачем мы учим народные песни? Правильно русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.

Формулирование темы занятия. Тема занятия сегодня:   Русские народные песни. 

Создаёт проблемную ситуацию

Просит сформулировать тему занятия

Проговаривают тему занятия.

Совместное открытие знаний.

Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложил народ. Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Так, песни были шуточные, веселые, грустные, лирические, серьезные. Они трогали душу сильнее, чем длинный подробный рассказ о событии. Песни были и утешением, и радостью. (Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.)

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.

Виды русских народных песен:

  • Потешки
  • Частушки
  • Плясовые
  • Обрядовые
  • Колыбельные песни
  • Лирические

Русские народные потешки – песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки сопровождают развитие детей.   Все они были написаны и придуманы на протяжении многих лет. Причем, самые лучшие из них народная память сохраняла и передавала следующему поколению. Потешки помогали родителям и деткам окунуться в сказочный мир красоты, простоты и природы.

Частушки - это краткие веселые песенки, с юмором в основном из четырёх строк.  Частушка бойкая, веселая, поется в быстром темпе. Молодежь из сельской местности придумывала много частушек. Исполняя их на различных праздниках и просто во время гуляний. В процессе обычно подыгрывала балалайка либо гармонь, хотя часто частушки пели без музыки.

Плясовые песни – под эти песни водили хороводы, плясали. Эти песни исполняются как аккомпанемент, поэтому в них главное не  текст , а мелодия. В плясовых песнях звучит быстрая, энергичная музыка.

Обрядовые песни -  это песни, в которых земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров. Дни зимнего и летнего равноденствия, начало весны и сбор урожая - основные знаменательные события в жизни земледельца. Они сопровождались народными песнями. Летние праздники Ивана Купалы  связан с колдовством и ворожбой. В купальскую ночь проводили обряд очищения от болезней и скверны, прыгая через костер. Безудержные по удальству и веселью пляски, сопровождались купальскими песнями  Масленичная неделя предшествовала Великому посту. Проводы Масленицы превращались в гулянья с играми и песнями

Колыбельные песни -эти песни самые нежные, ласковые и простые. А еще такие песни в старину называли «баюканными» – от слова «баюкать», т. е. «укачивать».  Голос матушки - это первая ниточка, связывающая младенца с миром. В колыбельной мать определяет его место, повествует о мире, в который он пришел. Монотонные успокаивающие мотивы колыбельных передавались от поколения к поколению, являясь семейным достоянием. Первые песни матери знакомили маленького с окружающими предметами и образами. Они открывали ему большой мир, служили своеобразной защитой, оберегом ему. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца.

Лирические песни связаны с душевными переживаниями человека и имеют яркую эмоциональную окраску. В них звучат темы тяжелой женской доли, солдатской жизни, неволи, о разлуке с Родиной, о несчастной любви, тяжелой крестьянской жизни. Тонкая рябина или белая береза олицетворяли нежные женские девичьи образы. Могучий одинокий дуб - богатырь, опора, крепкий мужчина. Часто в песнях присутствует солнце красное как символ тепла, надежды, радости. Темная ночь, наоборот, несет в себе сомнения, страхи, душевные переживания. Всё о чем тосковала душа, выливалось в лирической песне широкой распевной мелодией.

 - Все эти песни люди пели  у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки.

Включать по очереди фонограммы с разными жанрами народной музыки, а дети должны назвать эти жанры.

Слушают, смотрят презентацию.

Линар рассказывает о потешках.

Слава рассказывает о частушках.

Виталина рассказывает о плясовой.

Таня рассказывает об обрядной песне.

Люда рассказывает о колыбельной песне.

Таня рассказывает об обрядной песне.

Динамическая пауза

Физминутка.

Игра «Картошка».

Выполняют физические упражнения.

Практическая работа.

Творческая работа.

Конкурс частушек. Кто лучше исполнит частушки.

Исполнение русской народной песни: « Тонкая рябина».

Поют частушки, русскую народную песню.

Подведение итогов. 

Народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!

Вам понравилось сегодняшнее занятие?

Что нового и интересного вы узнали на занятии?

Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД.

Рефлексия.

Рефлексия

Дети заполняют нотный стан

до–для меня это важно и интересно

ре- я получил конкретные рекомендации от учителя

ми- мне было трудно

фа– в изучение нового материала мне помогли одноклассники

соль- я хочу продолжить изучать эту тему

ля- мне нравится русские народные песни

си-я хочу научиться играть на русском народном

 инструменте.

Спасибо всем за работу!

Ответы детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские народные песни.

Слайд 2

Русская народная песня — это песня, слова и музыка которой сложил народ. Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить.

Слайд 3

Виды народных песен Потешки Частушки Плясовые Обрядовые песни Колыбельные песни Лирические песни

Слайд 4

Потешки

Слайд 5

Частушки

Слайд 7

Колыбельные песни.

Слайд 8

Плясовая

Слайд 9

ФИЗМИНУТКА

Слайд 10

Обрядовые песни

Слайд 11

Лирические песни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по духовно-нравственному воспитанию "Мир души"

Занятие по духовно-нравственному воспитанию "Мир души"...

Занятие по духовно-нравственному воспитанию по программе Л.С.Шевченко "Добрый мир" - "Добрым быть совсем не просто"

ЗАДАЧИ:- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.-Формировать в детях главные качества характера: волю, трудолюбие, выносливость. Научить доброте и стремлению к душевной чистоте...

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и пляски". 2 класс

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и плясовые" 2 класс. Цель урока: Выявить жанровые особенности хороводных и плясовых песен....

"Интеграция духовно-нравственного потенциала народной песни с уроками кубановедения (раздел "Литература Кубани")".

Пособие поможет учителям литературы в проведении уроков литературы (раздел "Фольклор"), а также для организации фольклорных экспедиций в ходе проектной и исследовательской деятельности....

План-конспект группового занятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: « Не нужен клад, когда в семье лад!» ( для детей 4-6 классов)

Данный материал можно использовать как материал классного часа или других мероприятий воспитательного характера. Рассчитан на  детей среднего школьного возраста. Помогает закрепить основные понят...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья. Семейные традиции» (для младшего дошкольного возраста)

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста...