ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО СПОРТУ ГЛУХИХ (ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА)
материал (8 класс)

Кочеткова Наталия Игоревна

Материалы включают отличительные особенности детей с нарушением слуха, медицинскую классификацию спортсменов и специфику обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_sgluhimi_sportsmenami.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО СПОРТУ ГЛУХИХ (ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА)

В Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция роста детской инвалидности. В настоящее время 1,7 миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Доля рождения здоровых новорожденных в течение последних 7 лет снизилась с 48,3% до 36,5%. Повысился процент рождения недоношенных детей с критически низкой массой тела при рождении (от 700 до 1100г.), составляющих группу высокого риска по слуховой, зрительной патологии и другим сложным нарушениям в развитии. Проведенные массовые исследования слуха в различных странах показали, что примерно 4-6% от всего населения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. При этом около 2% населения имеет двустороннюю значительно выраженную тугоухость (Б.П. Пузанова, 1998; Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и другие, 2001). Как отечественная, так и зарубежная статистика показывает, что число детей с отсутствием или понижением функции органа слуха постоянно увеличивается. В 1995 году число детей с нарушением слуха в Российской Федерации составило 22,7 тысяч человек. В 1997 году дети с нарушенным слухом составили 6,4% к числу общей детской инвалидности. Более 80% случаев понижения слуха возникает на первом году жизни (Л.М. Шипицына и другие, 1995; Н.В. Бычкова, 1996; Л.Д. Хода, В.К. Звездин, 2001). По данным Всемирной Организации Здравоохранения в 1999 году в России было около 600 тысяч детей и подростков с нарушениями слуха, из них лишь 147 тысяч состояло на учете в сурдологических кабинетах (Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко, 1999). Необходимость создания в нашей стране системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии определяется социально-экономическими условиями современной жизни, политикой государства по отношению к проблемным детям.

Создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей является целью президентской программы «Дети России», в состав которой входит программа «Дети инвалиды», направленная на формирование основ решения проблем детей с ограниченными возможностями. В частности, предусматривается организация научных исследований по актуальным вопросам детской инвалидности (К.Ю. Белая, 1997). Современное общество развивается на основе идей гуманизации, предполагающей раскрытие и реализацию потенциала каждого человека, в том числе и людей с отклонениями в здоровье. В настоящее время процесс интеграции детей с нарушенным слухом расширяется благодаря ранней диагностики и коррекционно- компенсаторной направленности учебно-воспитательного процесса. Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического 6 развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребенка. Для общества глухих физическое воспитание, физическая культура и спорт всегда имели важнейшее, системообразующие значение. Это область, в которой глухие совершенно не чувствуют себя ущемленными по сравнению со здоровыми людьми.

Неслышащий человек страдает не от самого факта, что он не слышит, а от того, что не может общаться наравне со всеми. В спорте же это неравенство нивелируется – глухие соревнуются по тем же правилам, что и здоровые спортсмены. Есть детали, связанные с особенностями судейства (так, в футболе свисток заменяется флажком, в плавании и легкой атлетике роль стартера играет световая вспышка, в борьбе арбитр «озвучивает» свои решения с помощью прикосновений), но это не так существенно – никакого специального оборудования и особо оборудованных спортсооружений глухим не требуется. Замечено, что даже в нашей стране, где с массовым спортом дело обстоит не вполне благополучно, процент глухих детей, занимающихся в тех или иных секциях, намного выше, чем процент детей без нарушения слуха. Эту особенность давно отметили сурдопедагоги, а потому в образовании и воспитании глухих детей спорт играет важнейшую роль. Во многих специальных школах роль преподавателя физкультуры, его влияние на глухих детей и подростков необычайно велики. А потому спорт и физическая культура широко и успешно используются, чтобы отвлечь глухих ребят от асоциальных явлений. Еще один интересный момент: если в среде здоровых детей успехи в спорте и учебе нередко противоречат друг другу, то у глухих наоборот – спортсмены, как правило, более прилежные ученики. И отнюдь не случаен тот факт, что среди глухих спортсменов очень много людей с высшим образованием, причем не только спортивным. В обществе инвалидов по слуху сама идея здорового образа жизни уже играет ту роль, которую она, по замыслу государственных структур, должна выполнять в масштабе всей страны. Для глухих спорт – один из главных механизмов социализации и интеграции в общество. Начинается это с детства – именно через спорт глухие ребята познают такие важнейшие ценности, как дружба, взаимовыручка, способность вместе достигать поставленной цели. К тому же маленькому глухому спортсмену проще найти общий язык со слышащими сверстниками. И во взрослой жизни, как правило, те глухие, которые серьезно занимались спортом, менее закомплексованы, более открыты, не так сильно подвержены рефлексии.

Отличительные особенности

Вторичные нарушения проблемного ребенка затрагивают те функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Это приводит к речевому недоразвитию, особенностям психического развития, а также к нарушениям двигательной сферы глухого ребенка. Многие исследователи отмечают, что практически у всех детей с нарушениями слуха существуют проблемы формирования двигательных функций (Б.И. Пинский, 1977; Г.В. Трофимова, 1979; В.Л. Страковская, 1987; В.А. Кручинин, 1989; Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991; Л.Б. Дзержинская, 1997; Е.М. Мастюкова, 1997; Л.Д. Хода, 1999). У большинства глухих детей четко прослеживается недостаточный уровень сформированности координационных способностей, которые лежат в основе бытовых, двигательных навыков и умений человека, в связи с чем коррекция и развитие координационных способностей у данной категории детей имеет большое значение для их адаптации и реализации в обществе (А.А. Коржова, 1993; Л.Г. Харитонова,; 1995 Л.В. Плюшкина, 1996; В.П. Дудьев,, 1999; И.Ю., Горская, Л.А., Суянгулова, 2000;). Специфические особенности психомоторного развития глухих детей требуют разработки специальных методов и приемов работы по физическому воспитанию, имеющих единую целевую направленность - коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка (Е.М. 7 Мастюкова, 1997; А.А. Дмитриев, 2002).

Занятия по физкультуре с данным контингентом имеют как общие, так и свои специфические задачи и особенности. В фундаментальной системе теории физической культуры, Л.П. Матвеев, выделяет три группы задач:

1) оздоровительные;

2) образовательные;

 3) воспитательные;

4) коррекционные задачи.

Применительно к системе коррекционных школ необходимо выделить еще одну группу: Оздоровительные задачи предполагают следующее:

- управление развитием физических качеств, что во многом предопределяет уровень адаптационных свойств физиологических систем организма глухих и слабослышащих;

- формирование правильной осанки;

- укрепление здоровья, под которым, применительно к глухим и слабослышащим, понимается оптимальный уровень функционирования всех физиологических систем организма. Образовательные задачи заключаются в обучении двигательным действиям и в сообщении элементарных знаний в области физической культуры.

 Коррекционные задачи состоят в исправлении нарушений и компенсации деятельности всех физиологических систем организма. Физическое воспитание является хорошим средством всестороннего развития личности ребенка с нарушениями слуха и речи. Специалист работающий в области адаптивной физической культуры обязан учитывать пластичность мозга ребенка в периоды физического и психомоторного развития, формирование интеллекта. Решение проблемы подбора средств и методов педагогического воздействия с целью повышения уровня физической подготовленности и познавательной способности является одним из главных направлений физического воспитания глухих и слабослышащих детей и подростков.

МЕДИЦИНСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В России, в сурдопедагогике, принята классификация Л.В. Неймана. По этой классификации люди с нарушениями слуха разделяются на слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Глухота – глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. Диагноз «тугоухость» подразумевает различное по тяжести ухудшение способности слышать, а диагноз «глухота» означает практически полную утрату этой способности. Слуховая чувствительность определяется средним слуховым порогом в децибелах (дБ) для чистых тонов на частотах 500, 1000 и 2000 Гц. Условная граница между глухотой и тугоухостью (слабослышащие люди) находится на уровне 85 дБ. В свою очередь слабослышащих делят на три степени тугоухости. При первой степени тугоухости, средняя потеря не превышает 50 дБ. Человек с такой степенью тугоухости. разборчиво воспринимает речь разговорной громкости на расстоянии более 1-2 м. Шепот понимает около уха. При второй - от 50 до 70 дБ, разговорная речь воспоминается до 1 м. Шепот не воспринимается При третьей -потеря от 70 до 85 дБ, разговорная речь с трудом понимается, но не всегда разборчиво у уха, но аппараты слуховые и различные технические средства могут помочь смотреть аудиовизуальные передачи, не опираясь на субтитры. 8 Кстати, если потеря слуха у ребенка до 60 дБ, то ему рекомендовано учиться в обычной общеобразовательной школе (только при понижении слуха в пределах 40-60 дБ ребенку желательно использовать слуховой аппарат согласно школьной классификации остроты слуха G.Beckmana). Возможности, которыми располагают люди с нарушениями слуха для различия звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимающих частот. В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре группы глухих: 1 группа – люди с нарушением слуха, воспринимающие до 250 Гц; 2 группа – люди с нарушением слуха, воспринимающие звуки до 500 Гц; 3 группа – люди с нарушением слуха, воспринимающие звуки до 1000 Гц; 4 группа – люди с нарушениями слуха, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. до 2000 Гц и выше. Люди с 1 и 2 группы глухоты (с минимальными остатками слуха) оказываются способны воспринимать лишь громкие звуки у уха или на очень небольшом расстоянии – голос повышенной или разговорной громкости, удары в барабан, различать на слух знакомые слова, резко противопоставленные по временным и ритмическим характеристикам в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания. Глухие 3 и 4 группы могут реагировать у уха или на небольшом расстоянии (до 15-20 см) – на звучания, разнообразные по своей частотной характеристике (голос разговорной громкости, некоторые музыкальные игрушки и инструменты и др.), а также различать на слух знакомые слова, более близкие по звучанию (с одинаковой слоговой структурой, но разным местом ударения) в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания. Есть и международная классификация. Потеря слуха свыше 90 дБ определяется как глухота.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТЕ ГЛУХИХ

Лица, страдающие сурдологическими нарушениями подразделяются на глухих, слабослышащих и позднооглохших. У позднооглохшего человека сохраняются слуховые образы слов на протяжении длительного времени. Важной особенностью формирования двигательных навыков у лиц с нарушением слуха является преобладание зрительной формы восприятия, что характерно и для здоровых лиц. Однако частое сочетание расстройства слуха и патологии вестибулярного аппарата приводит к координационным расстройствам в виде нарушения функции равновесия. Для лиц с частичной утратой слуха, особенно позднооглохших, характерно искажение основных локомоций в связи с компенсаторной установкой головы для наилучшего звукового восприятия, что проявляется в виде снижения общей координации и повышении утомляемости. Для лиц с нарушением слуха характерно изменение функционального состояния двигательного анализатора.

Возникает снижение ориентации в пространстве, снижает качество общей координации движений, точности, быстроты, что, в свою очередь, приводит к формированию искаженных динамических стереотипов. Неоптимальность течения рассматриваемых процессов приводит к большей, по сравнению с относительно здоровыми людьми, истощаемости познавательной активности и быстрой физической утомляемости, что, в свою очередь, формирует пониженную работоспособность и приводит к затруднениям при освоении двигательных действий. При построении педагогического процесса для лиц с сурдологическими нарушениями необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, а именно – фрагментарность и замедленность слухового восприятия, искаженность и несформированность словесных представлений, гиперактивность и нарушения формирования личности, связанные с сенсорной звуковой депривацией. Отличительной чертой работы с глухими являются способы передачи информации для полноценного понимания спортсменом о предстоящем действии или движении, поэтому используется основной метод обучения неслышащих спортсменов – наглядный: - визуальное восприятие средств наглядной агитации (фото, видео, показ тренером упражнений и исправление непосредственно в индивидуальном порядке); - посредством вербального общения (жестовая речь) или письмом. Необходимо уделять внимание аспектам врачебного контроля в связи с высоким риском осложнений болезней слухового анализатора (вестибулярные кризы, воспитательные заболевания). Следует также учитывать повышенный риск травматизма из-за ограничения возможностей оперативного контроля текущих событий и снижения скорости сенсорных коррекций у лиц с сурдологическими нарушениями. Подготовка лиц с нарушениями слуха характеризуется применением специальных технических средств в соответствии с правилами соревнований (видимый сигнал).

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦАМ, ПРОХОДЯЩИМ ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММЕ СПОРТ ГЛУХИХ (Пулевая стрельба)

Участниками тренировочного процесса являются лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды по слуху (возраст в соответствии с требованиями к спортивным дисциплинам, медицинскими рекомендациями и показаниями, другими факторами), тренерско-преподавательский состав, инструкторы-методисты, медицинские работники, педагоги-психологи и родители (законные представители занимающихся). Порядок приема занимающихся в ДЮСШС и СДЮСШОР определен уставом. Лицо, проходящее спортивную подготовку в ДЮСШ, имеет право на:

1) освоение программ предпрофессиональной подготовки по выбранным спортивным дисциплинам в объеме в соответствии с федеральными государственными требованиями; 2) пользование объектами спорта, осуществляющей предпрофессиональную подготовку, необходимое медицинское обеспечение, материально-техническое обеспечение, в том числе - спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, обязательными для прохождения предпрофессиональной подготовки, проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий;

3) осуществление иных прав в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, учредительными документами и локальными нормативными актами ДЮСШ.

 Лицо, проходящее предпрофессиональную подготовку, обязано:

1) исполнять обязанности, возложенные на него локальными нормативными актами ДЮСШ;

2) принимать участие только в спортивных мероприятиях, включенных в Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

3) выполнять указания тренера, тренеров ДЮСШ, соблюдать установленный ею спортивный режим, выполнять в полном объеме мероприятия, предусмотренные программами подготовки и планами подготовки к спортивным соревнованиям, своевременно проходить медицинские осмотры, предусмотренные в соответствии с настоящим Федеральным законом, выполнять по согласованию с тренерами указания врача;

4) бережно относиться к имуществу ДЮСШ;

5) незамедлительно сообщать руководителям или иным ответственным должностным лицам спортивной школы, либо своему тренеру, тренерам о возникновении при прохождении подготовки ситуаций, представляющих угрозу жизни или здоровью этого лица либо жизни или здоровью иных лиц, в том числе о неисправностях используемых оборудования и спортивного инвентаря, заболеваниях и  травмах, обнаружении неизвестных предметов на территории спортивного сооружения, а также о нарушениях общественного порядка;

6) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, учредительными документами и локальными нормативными актами ДЮСШ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации и проведение экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися.

  Методика проведения экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися.                                ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме : КЛИМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА КРАЙНЕГО СЕВЕРАИ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЫЖНИКОВ – ГОНЩИКОВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

Современная система подготовки спортсмена является слож­ным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, сред­ства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т. п., ...

. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ СПОРТА

ПЛАН 1.                      Цель и задачи спортивной тренировки.2....

Структура и содержание тренировочного процесса в спорте .

Для оптимизации учебно-тренировочного процесса, необходимо знание и практическое применение основных положений теории физического воспитания, общей теории спорта, основ теории и методики детского и юн...

Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по организации тренировочного процесса в дистанционном формате

C целью соблюдения принципа непрерывности тренировочного процесса спортивная подготовка спортсменов переносится с очного тренировочного процесса (в условиях учреждения) на дистанционный формат трениро...

Программа работы по созданию здоровьесберегающих условий организации тренировочного процесса

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДополнительная общеразвивающая программа по футболу (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность (формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоров...

План работы по созданию безопасных условий организации тренировочного процесса

План работы по созданию безопасных условий организации тренировочного процесса...