Занятие "Заболевания желудочно-кишечного тракта"
электронный образовательный ресурс (9 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Занятие "заболевания желудочно-кишечного тракта" является ключевым в ряде тем по профилактике заболеваний органов пищеварения человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_cheloveka._zanyatie_zabolevaniya_zhkt.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Заболевания желудочно-кишечного тракта»

Цель занятия: познакомить учащихся с основными правилами гигиены и профилактики развития желудочно-кишечных заболеваний.

Теоретическая часть занятия

Организм человека нуждается в регулярном поступлении из внешней среды пищи, содержащей питательные вещества – белки, жиры, углеводы.

        Питательные вещества – это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения живого вещества клеток, они служат источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности. Кроме того, с пищей человек получает воду, минеральные соли и витамины, которые входят в состав его клеток и тканей и участвуют в различных жизненных процессах. Вода, минеральные соли и витамины поступают в кровь неизмененными. Белки, жиры и углеводы представляют собой сложные органические соединения, которые не могут всасываться и использоваться клетками организма непосредственно. Поэтому, попав в организм человека, они подвергаются сначала механическим, а затем химическим воздействиям.

        Пищеварение – процесс, в результате которого в пищеварительной системе путем механической и химической обработки пищи питательные вещества переводятся в соединения, легко усваиваемые организмом.

        В процессе механической обработки в ротовой полости пища размельчается и перетирается, что облегчает ее перемещение с пищеварительными соками и последующую химическую обработку. Химическая обработка обеспечивает расщепление сложных органических веществ на более простые.

        Важную роль в химической обработке пищи играют пищеварительные ферменты, которые содержатся в пищеварительных соках. Небольшие количества ферментов воздействуют на большие количества пищи и по окончании реакции остаются неизменными. Каждый фермент обладает специфичностью действия, т.е. участвует в расщеплении определенного питательного вещества. Различают три группы ферментов: расщепляющие белки, расщепляющие жиры и расщепляющие углеводы. Активность ферментов зависит от реакции среды. Ферменты желудочного сока активны только в кислой среде, а ферменты кишечного сока – в щелочной среде.

        Система органов пищеварения состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желез (печень, поджелудочная железа и др.). Пищеварительный канал человека имеет длину 8-10 метров, подразделяется на следующие отделы: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник.

        Основные функции пищеварительной системы – секреторная, двигательная и всасывательная.

  1. Секреторная функция состоит в образовании и отделении (секреции) соков пищеварительными железами.
  2. Двигательная функция заключается в захватывании пищи, ее механическом измельчении и увлажнении в ротовой полости, продвижении вдоль пищеварительного канала благодаря волнообразным движениям его стенок, имеющих гладкие мышечные волокна (перистальтика), и удаление неиспользованных остатков (кала).
  3. Всасывательная функция обеспечивает переход продуктов расщепления питательных веществ пищи через стенку кишечника в кровь и лимфу.

Пищеварение в отделах пищеварительного тракта

Ротовая полость – начальный отдел пищеварительного тракта. Здесь пища подвергается первоначальной обработке – пережевыванию и размельчению при помощи зубов. Зубы сидят в ячейках (альвеолах) верхней и нижней челюсти. В каждом зубе различают:

  • коронку, выступающую над десной,
  • шейку, погруженную в ткани десны,
  • корень (иногда два, три), он располагается в алвеоле челюстной кости.

Внутренняя полость зуба заполнена зубной мякотью – пульпой. Она обильно снабжена кровеносными сосудами и нервами, поступающими в полость зуба через отверстие на верхушке корня. Основная масса зуба состоит из дентина костеподобной ткани. В области коронки дентин снаружи покрыт твердой и прочной эмалью, выполняющей защитную функцию. Зубы подвержены смене: с возрастом молочные зубы заменяются на постоянные.

        У взрослого человека 32 зуба. В середине верхней и нижней челюсти находится по четыре плоских резца, за которыми с каждой стороны обеих челюстей следует по одному заостренному клыку. За клыками расположены коренные зубы (по два малых и по три больших) с бугристыми жевательными поверхностями. Резцы и клыки используются для откусывания пищи, а коренные зубы – для размельчения и пережевывания. Язык участвует в перемешивании пищи и благодаря рецепторам на поверхности дает возможность ощущать вкус еды, проталкивает пищу при глотании. У человека язык является органом, обеспечивающим членораздельную речь.

        Измельченная зубами пища смачивается слюной, выделяемой тремя парами крупных слюнных желез (околоушная, подчелюстная и подъязычная) и мелкими железками, расположенными в выстилающей оболочке. Слюна – прозрачная жидкость, состоящая из воды (98,5 – 99%), органических и неорганических веществ (1-1,5%). Из органических веществ в состав слюны входят тягучее слизистое вещество – белок муцин и два фермента – птиалин и мальтаза. 

        Муцин обволакивает пищу, превращая ее в пищевой комок, который легко проглатывается. Под действием ферментов слюны в ротовой полости происходит химическая обработка пищи: птиалин расщепляет крахмал до промежуточного вещества – солодового сахара, который в присутствии мальтазы превращается в простой сахар – глюкозу.

        Для изучения деятельности слюнных желез академик И.П. Павлов впервые применил операцию наложения фистулы выводного протока слюнной железы (околоушной или подчелюстной). Опыты показали, что слюна выделяется рефлекторно под действием раздражения пищей рецепторов на языке и в слизистой оболочке ротовой полости. Далее возбуждение по вкусовым чувствительным нервным волокнам (из язычного и языко-глоточного нервов) передается в центр слюноотделения в продолговатом мозге человека, откуда по центробежным (секреторным) нервам проводится к слюнным железам, вызывая слюноотделение. В данном случае слюноотделение – это безусловный рефлекс, он предается по наследству. Дальнейшими  опытами было установлено, что существуют условные слюноотделительные рефлексы в ответ на вид пищи, ее запах и т.д.

        Образовавшийся в ротовой полости комок пережеванной и смоченной слюной пищи с помощью языка проталкивается к глотке. Раздражение нервных рецепторов на корне языка, рефлекторно вызывает сокращение мышц, участвующих в акте глотания, и комок пищи поступает сначала в глотку, а затем в пищевод. При этом надгортанник опускается, закрывая вход в гортань, а мягкое небо поднимается, преграждая путь в носоглотку. Благодаря последовательным сокращениям мышц стенок пищевода пищевой комок продвигается в желудок.

        Желудок – мешкообразно расширенная часть пищеварительного канала, лежащая в брюшной полости под диафрагмой. Стенки желудка трехслойны и представлены соединительнотканной, мышечной и слизистой оболочками. Во внутреннем слое – слизистой оболочке желудка – имеется много мелких желез, выделяющих желудочный сок. Желудочный сок содержит ферменты пепсин, липазу и соляную кислоту. В присутствии соляной кислоты, которая создает кислую реакцию желудочного сока, активизируется фермент пепсин, расщепляющий белки до пептидов. Липаза расщепляет эмульгированные (в виде мельчайших капелек) жиры на жирные кислоты и глицерин.

        Для изучения пищеварения в желудке И.П. Павловым был разработан метод наложения фистулы на желудок собаки в сочетании с перерезкой пищевода. У такой собаки во время еды пища не попадала в желудок, а вываливалась в отверстие пищевода («мнимое кормление»). Использование этого метода позволило установить, что желудочный сок, как и слюна, выделяется рефлекторно в результате раздражения пищей рецепторов языка и слизистой оболочки ротовой полости. Сокоотделение продолжается около двух часов после еды. Было обнаружено, что секреция желудочного сока может быть на вид и на запах пищи. Такой желудочный сок, появляющийся условно-рефлекторно, И.П. Павлов назвал аппетитным. Опыты показали, что при «мнимом кормлении» продолжительность сокоотделения меньше, чем при нормальном кормлении.

        Тонкий кишечник подразделяется на три отдела: двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки. Стенка тонкого кишечника состоит из трех слоев: внутреннего – слизистого, среднего – мышечного и наружного – соединительнотканного. Слизистая оболочка тонкого кишечника складчатая. Она снабжена множеством простых трубчатых железок, выделяющих кишечный сок, и образует многочисленные (длинной до 1 мм) выросты – ворсинки, покрытые однослойным эпителием. Внутри каждой ворсинки располагаются слепо заканчивающийся лимфатический сосуд и маленькая артерия, которая распадается на капилляры. Мышечная оболочка тонкого кишечника состоит из двух слоев гладких мышечных волокон: внутреннего – кольцевого и наружного – продольного. В результате согласованных сокращений кольцевых и продольных мышечных волокон происходят волнообразные, или перистальтические, движения тонкого кишечника, они обеспечивают продвижение пищи от желудка к толстому кишечнику.

        Из желудка пища в виде кашицы поступает отдельными порциями в передний отдел тонкого кишечника – в двенадцатиперстную кишку. В нее открываются протоки печени и поджелудочной железы.

        Печень – наиболее крупная железа человеческого тела. Она расположена в брюшной полости непосредственно под диафрагмой и принимает участие в процессах обмена веществ. Вырабатываемая печенью желчь накапливается сначала в желчном пузыре, из которого она по мере надобности по желчному потоку поступает в просвет двенадцатиперстной кишки. Желчь не содержит ферментов, поэтому непосредственно не участвует в расщеплении питательных веществ. Однако роль желчи в пищеварении велика. Желчь эмульгирует (дробит) жиры на мельчайшие капли и повышает растворимость жирных кислот, что облегчает переваривание и всасывание жиров пищи. Печень выполняет также и барьерную функцию, т.е. обезвреживает ядовитые вещества, образующиеся в процессе обмена веществ или поступившие извне. При расщеплении в печени аминокислот образуется ядовитое вещество аммиак, которое превращается в печени в мочевину. В клетках печени синтезируется и запасается гликоген  (животный крахмал).

        Поджелудочная железа располагается между желудком и двенадцатиперстной кишкой. Она имеет вытянутую форму и состоит из долек. Внутри железы проходит проток, открывающийся в двенадцатиперстную кишку. Железистые клетки в дольках вырабатывают поджелудочный сок, он содержит несколько ферментов. Под действием ферментов сока поджелудочной железы расщепляются все питательные вещества. Один из ферментов – трипсин – заканчивает начавшийся в желудке процесс распада белков до аминокислот, другой фермент – липаза – обеспечивает расщепление жиров на глицерин и жирные кислоты, третий – амилаза – расщепляет сложные углеводы до дисахаров. Ферменты поджелудочной железы сохраняют активность в щелочной среде при температуре тела человека.

        Из двенадцатиперстной кишки пища поступает с следующий отдел тонкого кишечника – в тощую кишку, а затем подвздошную кишку, где под влиянием кишечного сока заканчивается процесс расщепления всех питательных веществ пищи. Расщепление питательных веществ пищи в тонком кишечнике происходит не только в ее полости (полостное пищеварение), но и на поверхности слизистой оболочки (пристеночное пищеварение).

        Тощая и подвздошная кишки – основные места всасывания, т.е. проникновения продуктов расщепления из пищеварительного канала в кровь или лимфу. Всасывание – сложный физиологический процесс, в котором активную роль играет эпителий слизистой оболочки. Слизистая оболочка тонкого кишечника образует множество круговых складок и выпячиваний – ворсинок, что значительно увеличивает ее всасывательную поверхность. Через полупроницаемую мембрану ворсинок всасываются и попадают в капилляры аминокислоты, которые образуются в результате расщепления белков пищи, и глюкоза – продукт расщепления углеводов. Из продуктов жирового обмена всасывается хорошо растворимый в воде глицерин. Жирные кислоты, получающиеся при расщеплении жиров, нерастворимы в воде и в таком виде ворсинками не всасываются. В тонком кишечнике жирные кислоты соединяются со щелочами, в результате чего образуются соли жирных кислот (мыла). Они в присутствии желчных кислот хорошо растворяются и всасываются. В эпителиальных стенках ворсинок глицерин и мыла  (соли жирных кислот) взаимодействуют, в результате чего образуется специфичный для человека жир. Он в виде мельчайших капелек поступает в лимфу.

        Толстый кишечник отличается от тонкого большим диаметром. Слизистая оболочка формирует складки полулунной формы (а не круговые, как в тонком кишечнике), ворсинки отсутствуют. Начальный отдел толстого кишечника – слепая кишка с небольшим червеобразным отростком – аппендиксом. В толстом кишечнике через его слизистую оболочку интенсивно всасывается вода и образуются каловые массы. Они удаляются через прямую кишку – последний отдел толстого кишечника. Прямая кишка заканчивается анальным отверстием.

Гигиена питания

Через пищу человек заражается болезнетворными микроорганизмами, вызывающими инфекционные болезни – дизентерию, брюшной тиф, холеру, а также глистами. Поэтому перед едой необходимо мыть руки, употреблять в пищу только мытые овощи и фрукты, а мясо и рыбу – в хорошо прожаренном и проваренном виде, не пить сырую воду. Отрицательное воздействие на пищеварительную систему человека оказывают употребление алкоголя и курение.

Обмен веществ

Обмен веществ и энергии – важнейшая функция живого организма. Между организмом и внешней средой обмен веществами и энергией осуществляется постоянно. Он начинается с поступления в организм воды и пищевых продуктов и заканчивается удалением из него образовавшихся продуктов распада.

        Ассимиляцией называется совокупность протекающих в организме реакций синтеза сложных молекул из более простых. При расщеплении сложных органических веществ освобождается энергия, заключенная в химических связях крупных органических молекул, которая запасается в форме богатых энергией фосфатных связей АТФ.

Диссимиляцией называется совокупность протекающих в живом организме ферментативных реакций расщепления сложных органических веществ (в том числе пищевых).

Ассимиляция и диссимиляция – две противоположные друг другу, но тесно связанные между собой стороны единого процесса – обмена веществ и энергии в живом организме. Энергия, освободившаяся в клетках в процессе диссимиляции, используется на биосинтез, а синтезированные в ходе ассимиляции органические вещества расщепляются в процессе диссимиляции. Нарушение любой из этих сторон приводит к расстройству всего обмена веществ в организме.

Органические вещества пищи – основной строительный материал и единственный источник энергии для организма. Большинство питательных веществ, поступающих с пищей, может быть усвоено лишь после того, как они расщепятся в пищеварительном тракте под действием ферментов на более простые вещества.

Обмен белков. Белки пищи под действием ферментов желудочного, поджелудочного и кишечного трактов расщепляются на аминокислоты, которые в тонком кишечнике всасываются в кровь, доставляющую их ко всем клеткам организма. В клетках организма из аминокислот образуются специфические для человека белки. Часть белков подвергаются распаду с освобождением 17,6 кДж энергии на 1 г вещества. Конечные продукты распада белков – вода, СО2, аммиак, мочевая кислота и др. СО2 удаляется из организма через легкие, вода через почки, легкие и кожу. Аммиак  - очень ядовитое вещество, током крови доставляется в печень, где превращается в мочевину, она выводится из организма через почки и кожу с потом.

Белки в организме не откладываются в запас. У взрослого человека общее количество белков постоянно, так как их синтезируется ровно столько, сколько подвергается распаду. Лишь у детей в связи с ростом организма синтез белков превышает их распад. Ежесуточное количество белка в пище, полностью обеспечивающее потребности организма в нормальных физиологических условиях, при легкой работе составляет в среднем 80-100 г, а при тяжелом физическом труде – 150-160 г. Недостаток в пище белков нельзя возместить за счет избытка других питательных веществ, так как свойственные организму человека белки синтезируются только из аминокислот, образовавшихся при расщеплении белков пищи. При недостатке в пище белков развивается белковое голодание, опасное для организма. При избыточном поступлении белков, они превращаются в жиры и гликоген.

Обмен углеводов. В пищеварительном тракте на углеводы пищи воздействуют ферменты слюны, поджелудочного и кишечного соков, в результате чего они расщепляются до глюкозы. Глюкоза всасывается в тонком кишечнике в кровь, доставляющую ее в органы, в том числе в печень. В печени избыток глюкозы откладывается в виде нерастворимого в воде животного крахмала – гликогена. Гликоген печени – запасной материал, который при необходимости расщепляется до глюкозы и поступает в кровь.

Углеводы – главный источник энергии в организме. При расщеплении 1 г углеводов освобождается 17,6 кДж энергии. Конечные продукты распада – вода и диоксид углерода. Суточное количество углеводов в пище должно составлять 400-500 г. При избыточном поступлении углеводов в организм они превращаются в жиры и откладываются в запас. При недостатке в пище углеводов они могут образовываться из белков и жиров.

Обмен жиров. Жиры пищи под действием ферментов поджелудочного и кишечного соков (при участии желчи) расщепляются на составляющие их глицерин и жирные кислоты. Из глицерина и жирных кислот в эпителиальных клетках ворсинок тонкого кишечника синтезируется жир, свойственный организму человека. Образовавшиеся капельки жира поступают в лимфу, вместе с которой поступают в кровь. Избыточное количество жиров откладывается в качестве резервного энергетического материала под кожей в соединительнотканной жировой клетчатке и между внутренними органами. Находящиеся здесь жиры могут переходить в кровь, доставляющую их в ткани, где они служат источником энергии для клеток организма и резервом органических веществ при недостаточном питании. Жиры – питательные вещества, содержащие наибольшие запасы энергии. При расщеплении 1 г жира выделяется 38, 9 кДж энергии. Конечные продукты распада жиров – вода и диоксид углерода.

Суточная норма потребления жира в среднем составляет 100 г.

Обмен воды и минеральных солей. Кроме органических соединений человеку необходимы вода и минеральные соли, с помощью которых протекают важнейшие физико-химические процессы. Так, с концентрацией минеральных солей, которые растворены в воде, тесно связана величина осмотического давления крови и тканевой жидкости; сохранение его на постоянном уровне – необходимое условие для нормальной жизнедеятельности. Вода составляет 2/3 массы тела человека и входит в состав его клеток, межклеточной и тканевой жидкости, плазмы крови и лимфы. Вода, содержащаяся во внеклеточных или во внутриклеточных жидкостях, является растворителем неорганических и органических соединений. Вода имеет большое значение для организма, так как все изменения веществ в клетках, влияющие на жизненные процессы, происходят только в водных растворах. Ежесуточно организм человека теряет большое количество воды с мочой, потом и выдыхаемым воздухом (в виде пара). Восполняя эти потери, человек пьет воду или получает ее с пищей; некоторое количество воды образуется при расщеплении веществ пищи в органах пищеварения.

        Обмен воды в организме тесно связан с обменом минеральных солей. Минеральные вещества поступают в организм с пищей, входят в состав сложных органических соединений, имеющих важное функциональное значение. При избыточном поступлении минеральных веществ возможно образование их запасов в различных органах. Общее количество минеральных веществ в теле человека составляет около 4,5% его массы. Кальций откладывается в костях, он влияет на свертываемость крови. В костной ткани имеются также соли фосфора. Кальция и фосфора в организме больше, чем других элементов. Натрий и калий обеспечивают передачу нервного импульса. Железо входит в состав молекулы гемоглобина, йод является составной частью гормонов щитовидной железы. Цинк участвует в образовании гормонов поджелудочной железы. Минеральные соли выводятся из организма с калом и мочой, потом. Суточная потребность человека в разных солях обеспечивается за счет поступления  пищи. Добавляют только поваренную соль.

        Витамины. Для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организму необходимы витамины (от лат. «вита» - жизнь) – органические вещества. Витамины поступают с пищей, некоторые из них образуются в организме человека. Витамины являются компонентами ферментных систем и служат катализаторами различных обменных процессов. Только при достаточном количестве витаминов обмен веществ в организме протекает нормально. Биосинтез витаминов осуществляют преимущественно зеленые растения. Большинство витаминов человек получает с пищей. Их источником служат продукты не только растительного, но и животного происхождения. Суточная потребность в витаминах незначительна, и составляет, как правило, несколько миллиграммов. При длительном отсутствии в пище развиваются авитаминозы. Витамины способствуют укреплению здоровья человека, повышают его сопротивляемость различным заболеваниям.

        В настоящее время описано несколько десятков витаминов, оказывающих специфическое воздействие на организм человека. Для удобства витамины называют буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, PP, H. Все витамины делят на две группы: жирорастворимые (A, D, E, K) и водорастворимые  (B, C).

        Витамин А содержится в животных жирах: в рыбьем жире, сливочном масле, в желтках яиц, молоке, печени, почках, икре рыб. В растениях(морковь, шпинат, абрикосы, красный перец, крапива, люцерна) имеется провитамин А. Этот витамин необходим для нормального зрения и для роста организма. Играет важную роль в поддержании здоровья кожи и слизистых оболочек.

        С недостатком витамина А связано нарушение сумеречного зрения – куриная слепота, т.е. неспособность видеть при слабом освещении.

        Витамины группы  В содержатся во многих продуктах растительного и животного происхождения. Они оказывают влияние на обмен веществ. Недостаток витаминов группы В служит причиной нарушений нервной системы (болезнь бери-бери), в слизистых оболочках образуются язвочки, сухость кожи, расстройство пищеварения.

        Витамин С, или аскорбиновая кислота, содержится в сырых овощах и фруктах. При отсутствии витамина С развивается цинга.

        Витамин D содержится в печени рыб, сливочном масле, икре, яичном желтке. В организме человека этот витамин образуется при облучении кожи солнцем. Витамин D способствует задержанию солей кальция и фосфора в организме и отложению их в костной ткани. У детей при отсутствии этого витамина развивается рахит. При рахите содержание солей в костях понижено, что приводит к их размягчению и искривлению.

Практическая часть занятия: работа по карточкам.

Карточка №1.

Задание: предлагаем Вам провести честный самоанализ и выяснить уровень своих знаний, сравнивая свои ответы и приведенные правильные ответы на вопросы.

1. Каковы размеры поджелудочной железы?                               (12-15 см)

2. Какой фермент вырабатывает поджелудочная железа как железа внутренней секреции?                                                                 (Инсулин) 

3. Когда выделяется поджелудочный сок?           (Во время пищеварения)

4. Какая масса печени?                                                                   (1,5 – 2 кг)

5. Что такое аппендикс?                                         (Вырост  слепой кишки)

6. Какова роль желчи?                                            (Расщепление жиров)

7. Основная масса воды всасывается…                (В толстом кишечнике)

8. Основной строительный материал человеческого организма?   (Белок)

9. Мышечная трубка, по которой пища поступает в желудок?    (Пищевод)

10. Отдел пищеварительной системы, в который         пища поступает из ротовой полости?                                                                        (Глотка)

       

Карточка №2.

Задание: предлагаем Вам провести честный самоанализ и выяснить уровень своих знаний, сравнивая свои ответы и приведенные правильные ответы на вопросы.

1. Пища задерживается в желудке?                                       (До 6 часов)

2. Емкость желудка взрослого человека составляет              (2-3 литра)

3. Где размещена поджелудочная железа?           (Под желудком между селезенкой и печенью)

4. Кислотность (рН) слюны?                                         (Слабощелочная)

5. Ферменты слюны?                                                 (Амилаза, мальтаза)

6. Какой объем крови протекает через печень за 1 минуту? (1,5 литра)

7. Каких размеров могут достигать желчные камни?  (От песчинки до куриного яйца)

8. Какой орган нашего тела самый горячий?                             (Печень)

9. Почему говорят, что печень выполняет роль «барьера»?      (Через нее проходит вся кровь, которую печень очищает от вредных веществ)

10. Сколько желез в желудке на площади 1 квадратный сантиметр?                                                                           (Около 100)

Карточка №3.

Задание: предлагаем Вам провести честный самоанализ и выяснить уровень своих знаний, сравнивая свои ответы и приведенные правильные ответы на вопросы.

1. Сколько желчи образуется в печени за сутки?                          (500-700 мл)

2. Устаревшее название гепатита - заболевания печени?    (Болезнь Боткина)

3. «Изжога» - это …..?        (Повышенная кислотность желудочного сока)

4. Снять изжогу помогает?   (Минеральная вода, раствор пищевой соды, лекарственные препараты со слабощелочной реакцией рН)

5. Протоки каких желез открываются в двенадцатиперстную кишку?                      

(Печени и поджелудочной железы)

6. Основной фермент желудочного сока…                               (Пепсин)                                                                                      

7. В ротовой полости расщепляются…                                   (Углеводы)

8. Желчь вырабатывается в…                                                    (Печени)

9. Самая большая пищевая железа?                                           (Печень)

10. Пищеварение в желудке может происходить только при  температуре тела…                                                                                  (36-37 градусов)

Карточка №4.

Задание: предлагаем Вам провести честный самоанализ и выяснить уровень своих знаний, сравнивая свои ответы и приведенные правильные ответы на вопросы.

1. Расщепление белков происходит под действием фермента…  (Пепсина)

2. Поджелудочная железа – это железа какой секреции?      (Смешанной)

3. Что происходит с пищей в ротовой полости?       (Подвергается механической и химической обработке)

4. Сколько слюнных желез находится у человека во рту?    (Три пары)

5. Какой объем крови протекает за сутки через печень?        (Около 2 тысяч литров)

6. Сколько микроворсинок находится на внутренней стороне тонкой кишки?                                                                                 (3-4 тысячи)

7. Сколько приблизительно желез, выделяющих желудочный сок, имеет желудок?          (14 млн)

8. Ферменты слюны действуют на…                                     (Углеводы)

9. Почему печень является «органом злости»                   (Застой желчи приводит к плохому настроению, злости, «желчности»)

10. Основным источником энергии в организме являются…   (Углеводы)

Карточка №5.

Задание: предлагаем Вам провести честный самоанализ и выяснить уровень своих знаний, сравнивая свои ответы и приведенные правильные ответы на вопросы.

1. Концентрация глюкозы в крови человека поддерживается на устойчивом уровне гормонами…         (Поджелудочной железы)

2. Белки состоят из…                                                   (Аминокислот)

3. Что такое пищеварение?                    (Процесс расщепления сложных веществ на простые  и усвоение их организмом)

4. Где расположен глотательный центр?         (В продолговатом мозге)

5. Гельминтозы или глистные заболевания вызываются…   (Эндопаразитами)

6. Жиры расщепляются до…                 (Глицерина и жирных кислот)

7. В пищеварительном тракте питательные вещества…         (Переводятся в растворимое состояние)

8. Строительная функция питательных веществ заключается в том, что…                                   (Молекулы поступивших веществ распадаются на более мелкие молекулы, из которых в клетках синтезируются новые вещества)

9. В какой среде действуют ферменты желудочного сока?            (В кислой)

10. Какой тканью образован язык?       (Поперечно-полосатой мышечной)

Карточка №6.

Задание: предлагаем Вам провести честный самоанализ и выяснить уровень своих знаний, сравнивая свои ответы и приведенные правильные ответы на вопросы.

1. Когда возникает безусловный слюноотделительный рефлекс?      (При запахе пищи)

2. Какова  роль ферментов в пищеварении?                      (Ускорение процесса расщепления веществ)

3. Какие из питательных веществ начинают расщепляться в ротовой полости?                                                                                (Углеводы)

4. Наилучшим доказательством существования гуморальной регуляции является…                         (Выделение желудочного сока при виде пищи)

5. Причиной частого обновления клеток желудка (1 раз в три дня) является…                                                                       (Кислая среда)

6. Какой пищеварительный сок активирует расщепление жиров?           (Желчь)

7. Выделение желчи наименьшее при…                       (При голодании)

8. Какова функция тонкого кишечника?         (Пищеварение и всасывание)

9. Где происходит образование гликогена?                            (В печени)

10. Где находятся ферменты, обеспечивающие пристеночное пищеварение?                                       (На поверхности клеточных мембран слизистой тонкой кишки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии 8 класс, тема Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (2 часа).

Урок биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» разработан по методике КСО. Использован учебник 8 класса «Биология» по...

Заболевания желудочно-кишечного тракта и их предупреждение

формировать понятия о причинах, признаках, профилактике заболеваний органов пищеварения и оказании первой помощи;создать условия для развития интеллектуальной деятельности учащихся, навыков работы с у...

Работа пищеварительных ферментов в желудочно-кишечном тракте.

конспект урока, презентация , самоанализ урока...

Занятие "Заболевания желудочно-кишечного тракта"

Материалы для проведения классных часов и бесед с родителями о причинах возникновения и развития у детей заболеваний желудочно-кишечного тракта....

Занятие "Заболевания желудочно-кишечного тракта"

Занятие "Заболевания желудочно-кишечного тракта" рекомендуется проводить как факультативное занятие при изучении пищеварительной системы человека....