Программа дополнительного образования в области хореографического искусства для дошкольников
рабочая программа
Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся дошкольников, а также их коллективизации и социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_v_oblasti_horeograficheskogo_iskusstva_dlya_doshkolnikov.docx | 49.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная программа
в области хореографического искусства
для дошкольников
Пояснительная записка
к тематическому планированию
занятий студии «Созвездие»
Направленность данной программы внеклассной деятельности – художественно-эстетическая. Она ориентирована на развитие культуры обучающихся, предусматривает возможность творческого самовыражения детей, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Такой вид искусства, как танец, является чрезвычайно благоприятным для развития творческих способностей.
Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся дошкольников, а также их коллективизации и социализации.
Творчество, его формирование и развитие — одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества — человек, способный к творческому созиданию.
В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты — это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.
Актуальность и новизна данного образовательного курса заключается в том, что у современных дошкольников ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации и танцевальные композиции. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на праздниках, концертах.
Педагогическая целесообразность образовательной программы кружка “Созвездие” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата.
Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии.
Главная цель программы – это развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства.
Цель программы:
Прививать интерес дошкольников к хореографическому искусству; способствовать формированию танцевально-ритмических умений и навыков, художественно-эстетических способностей обучающихся; воспитывать интерес к искусству танца; формировать представления о понятиях общих и специальных в области хореографии.
Задачи программы:
Образовательные:
- Обучить детей танцевальным движениям.
- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
- Формировать умение ориентироваться в пространстве.
- Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
- Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми, в паре в танце, с окружающими.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
- Расширить общекультурный кругозор обучающихся.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.
Задачу формирования танцевального творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного отношения к выразительным движениям; понимания их образного значения; если они не овладеют образным языком танцевальных движений.
Основная отличительная особенность программы - постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до танца на сцене». В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без нее обучающиеся не могут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца.
Возраст детей участвующих в программе: от 3 до 7 лет.
Сроки реализации образовательной программы – программа рассчитана на 4 года обучения. В кружок принимаются все желающие независимо от уровня подготовки.
На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения, развития и воспитания. Роль игр на 2, 3 и 4 годах обучения видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и их хореографической подготовки.
Особенностью обучения 2-го года обучения является включение в программу знаний по музыке, уроки ритмики. Музыка для детей становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели не замечают пустоты текста, примитивных мелодий. Уроки ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью урока ритмики является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки. Второй год обучения рассчитан на детей прошедших курс первого года обучения и вновь прибывших.
Основные часы занятий 3 и 4 года обучения занимает постановочная работа. В программу вводится новая форма постановок, это работа над танцами малых форм и социальными номерами.
Формы и режим занятий. В группу первого года обучения принимается не менее 15 человек. Занятия проходят на базе Дошкольного Отделения. Количество занятий формируется из 39 часов, по 30 минут занятие, 2 раза в неделю. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Подготовительная ступень предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.
В программе используются следующие формы занятий:
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- практическое занятие;
- игра, праздник, конкурс, фестиваль;
- репетиция;
- концерт, открытый урок.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
- музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
- танцы: парные, народно-тематические;
- игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
- хороводы;
- построения, перестроения;
- упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами и пр.;
- задания на танцевальное и игровое творчество.
Занятие состоит из трех частей:
1. Включает задания на умеренную моторно-двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
2. Включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
3. Включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.
Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры.
Общие ожидаемые результаты: В конце обучения ожидается возможность создания танцевального репертуара, построенного на характерных элементах и движениях танца. Танец должен исполняться музыкально, выразительно, синхронно. Дети должны иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру; иметь представление о танцевальной культуре.
Формы подведения итогов реализации программы.
Система определения результатов деятельности обучающихся при переходе со ступени на ступень осуществляется через различные формы зачетов. Для контроля усвоения приобретенных знаний, умений и навыков по полугодиям используется форма творческого занятия.
Учебно-тематический план занятий первого года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1,5 | 0,5 | 1 |
2 | Лесенка музыкального движения | 2 | 1 | 1 |
3 | Танцуем и играем | 2 | 0 | 2 |
4 | Изучения основных позиций рук | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Изучение основных позиций ног | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Различные упражнения на внимание, концентрацию, воображение, расслабление и т.д. | 1,5 | 0,5 | 1 |
7 | Танцевальная импровизация | 1 | 0 | 1 |
8 | Стили танцев | 1 | 1 | 0 |
9 | Постановочная работа | 4 | 0 | 4 |
10 | Репетиционная работа | 4 | 0 | 4 |
Итого: | 19 | 4 | 15 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Играем и танцуем | 1 | 0 | 1 |
2 | Лесенка музыкального движения | 2,5 | 0,5 | 2 |
3 | Танцевальная импровизация | 1,5 | 0,5 | 1 |
4 | Основные танцевальные движения | 3 | 1 | 2 |
5 | Стили танцев | 2 | 1 | 1 |
6 | Постановочная работа | 4 | 0 | 4 |
7 | Костюмы, реквизит | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Репетиционная работа | 4 | 0 | 4 |
9 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 20 | 4 | 16 |
Учебно-тематический план занятий второго года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Репетиции ранее изученных танцев | 1 | 0 | 1 |
3 | Тренинги на внимание и воображение | 2 | 1 | 1 |
4 | Основные танцевальные движения народного танца | 3 | 1 | 2 |
5 | Играем и танцуем | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Постановочная работа | 4,5 | 0,5 | 4 |
7 | Отработка движений без музыки, под счёт | 2,5 | 0,5 | 2 |
8 | Репетиционная работа | 4 | 0 | 4 |
Итого: | 19 | 4 | 15 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Тренинги на внимание и воображение | 1,5 | 0,5 | 1 |
2 | Играем и танцуем | 1 | 0 | 1 |
3 | Хороводы | 2 | 1 | 1 |
4 | Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни | 0,5 | 0 | 0,5 |
5 | Отработка движений без музыки, под счёт | 2,5 | 0,5 | 2 |
6 | Основные танцевальные движения народного танца | 2 | 1 | 1 |
7 | Постановочная работа | 3,5 | 0,5 | 3 |
8 | Выступления, концерты | 2 | 0 | 2 |
9 | Репетиционная работа | 4 | 0 | 4 |
10 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 20 | 4 | 16 |
Учебно-тематический план занятий третьего года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Играем и танцуем | 0,5 | 0 | 0,5 |
3 | Танцевальные движения народного танца | 1,5 | 0,5 | 1 |
4 | Тренинги на расслабление | 1,5 | 0,5 | 1 |
5 | Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни | 1,5 | 0,5 | 1 |
6 | Импровизация под музыку | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Постановочная работа танцев | 4,5 | 0,5 | 4 |
8 | Костюмы и реквизит | 1,5 | 1 | 0,5 |
9 | Выступления и концерты | 2 | 0 | 2 |
10 | Репетиционная работа | 4 | 0 | 4 |
Итого: | 19 | 4 | 15 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Играем и танцуем | 1 | 0 | 1 |
2 | Тренинги на расслабление | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Танцевальные движения народного танца | 1,5 | 0,5 | 1 |
4 | Костюмы и реквизит | 2 | 1 | 1 |
5 | Постановочная работа танцев | 4,5 | 0,5 | 4 |
6 | Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни | 1,5 | 0,5 | 1 |
7 | Импровизация под музыку | 1,5 | 0,5 | 1 |
8 | Репетиционная работа | 4 | 0 | 4 |
9 | Выступления и концерты | 2 | 0 | 2 |
10 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 20 | 4 | 16 |
Учебно-тематический план занятий четвёртого года обучения.
Первое полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Играем и танцуем | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни | 1,5 | 0,5 | 1 |
4 | Танцевальные движения народного танца | 1,5 | 0,5 | 1 |
5 | Танцевальные тренинги | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Отработка плавности движений | 1,5 | 0,5 | 1 |
7 | Постановочная работа танцев | 4,5 | 0,5 | 4 |
8 | Импровизация под музыку | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Выступления, концерты | 2 | 0 | 2 |
10 | Репетиционная работа | 4 | 0 | 4 |
Итого: | 19 | 4 | 15 |
Второе полугодие.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Играем и танцуем | 2,5 | 0,5 | 2 |
2 | Танцевальные тренинги | 1,5 | 0,5 | 1 |
3 | Импровизация под музыку | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Постановочная работа танцев | 4,5 | 0,5 | 4 |
5 | Отработка плавности и художественной выразительности движений | 1,5 | 0,5 | 1 |
6 | Костюмы и реквизит | 1 | 1 | 0 |
7 | Репетиционная работа | 4 | 0 | 4 |
8 | Выступления, концерты | 2 | 0 | 2 |
9 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 20 | 4 | 16 |
Содержание программы:
Вводное занятие
Ознакомление с правилами коллектива, образовательной программой, планом работы, расписанием занятий, техникой безопасности в танцевальном классе.
Лесенка музыкального движения
Музыкально-ритмическое воспитание детей- универсальное средство для развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания и выразительности движений. «Ритмика» включает в себя ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивать чувство ритма. Следует развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.
УПРАЖНЕНИЯ:
Определение и передача в движении:
- 1-характера музыки (спокойный, торжественный);
- 2-темпа (умеренный);
- 3-сильных и слабых долей.
Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
- ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под музыку;
- бег (легкий, стремительный, широкий);
- танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);
- подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой;
Упражнения на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп мышц.
- упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание кистей вниз–вверх, руки вытянуты в стороны на уровне плеч;
- движение рук. Имитация «Полоскание»;
- «пушинка» - схватить пух пальцами;
- прослушивание простейших ритмических рисунков;
- поклон. Поклон дисциплинирует ребенка и приучает к правилам хорошего тона.
УПРАЖНЕНИЯ:
- упражнение на подвижность голеностопного сустава;
- упражнение на развитие шага;
- упражнение на развитие гибкости;
- упражнение на укрепление позвоночника;
- упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса;
- упражнение на развитие выворотности ног;
- упражнение на развитие мышц паха;
- растяжка ног (вперед, в сторону);
- наклоны корпуса к ногам;
- упражнение на полу (шпагат).
Играем и танцуем.
Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется или осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. Через игру можно научить детей танцевать. В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере. «О каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он,- всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры».
- игра «ниточка и иголочка»;
- игра «кот и мыши»;
- игра «лягушки и цапли».
Основные танцевальные движения.
В данном разделе объясняется правила исполнения отдельных движений.
- шаг на носках;
- приставной шаг;
- высокий бег;
- легкие подскоки;
- галоп вперед, «лошадками»;
- притопы;
- различные виды прыжков;
- «пружинка»;
- различные виды прыжков;
- элементы русской пляски;
- положения рук в русской пляске;
- основные пространственные построения и передвижения.
Репетиционно-постановочная работа
Ведётся объяснение постановочного материала танца.
Разучивается танцевальная композиция, построенная на изученных танцевальных движениях и выстраивается в законченную форму-танец.
Выступления
Детям объясняется правила поведения на концертных выступления.
Участие в конкурсах и презентациях, праздников («День учителя», «8 марта», «9 мая», «День защиты детей» и другие), новогодних ёлках.
Методическое обеспечение.
Для успешной реализации данной программы необходимо следующее.
Занятия хореографией должны проходить в просторном, проветренном классе. Обувь обучающихся должна быть легкой, облегчающей свободу движений (балетки). Форма для занятий должна быть удобной и не стеснять движений (ласины и купальник). Волосы аккуратно причесаны и не мешают во время движения. Занятие должно проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует музыкальному образованию детей.
Для эффективной работы необходимо использовать диски или флэшки с записью музыкальных композиций (для чего необходим магнитофон), видеоматериалы (необходим компьютер); могут использоваться наглядные пособия в виде стендов с рисунками, изображающими позиции ног и рук; использование интернет технологий (работа с музыкальными сайтами, подготовка презентаций, информация о конкурсах и концертах, поиск литературы по программе обучения). Также может понадобится различный реквизит: ленты, платки, мячи, цветы, тросточки, шляпы и т.д. И, конечно же, костюмы для выступлений.
Список литературы.
- Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. — М, 1998.-с.18-42.
- Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина, Л.А.Королева. — Волгоград: Учитель, 2009. -с.35-46.
- Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. — Волгоград: Учитель, 2009. — с.76-98.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства
В данной статье рассматривается роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства....
Рабочая программа дополнительного образования детей детского хореографического коллектива "Экспромт"
Рабочая программа дополнительного образования детей детского хореографического коллектива "Экспромт"...