Программа дополнительного образования в области хореографического искусства для дошкольников
рабочая программа

Староверова Ольга Олеговна

Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся дошкольников, а также их коллективизации и социализации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная программа

в области хореографического искусства

для дошкольников

Пояснительная записка

к тематическому планированию

занятий студии «Созвездие»

Направленность данной программы внеклассной деятельности – художественно-эстетическая. Она ориентирована на развитие культуры обучающихся, предусматривает возможность творческого самовыражения детей,  формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Такой вид искусства, как танец, является чрезвычайно благоприятным для развития творческих способностей.

Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся дошкольников, а также их коллективизации и социализации.

Творчество, его формирование и развитие — одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества — человек, способный к творческому созиданию.

В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты — это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.

Актуальность и новизна данного образовательного курса заключается в том, что у современных дошкольников ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации и танцевальные композиции. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на  праздниках, концертах.

Педагогическая целесообразность образовательной программы кружка “Созвездие” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата.

Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства – в этом и заключается  педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии.

Главная цель программы –  это развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства.

Цель программы:

Прививать интерес дошкольников к хореографическому искусству; способствовать формированию танцевально-ритмических умений и навыков, художественно-эстетических способностей обучающихся; воспитывать интерес к искусству танца; формировать представления о понятиях общих и специальных в области хореографии.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Обучить детей танцевальным движениям.
  • Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
  • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве.
  • Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

  • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми, в паре в танце, с окружающими.
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
  • Расширить общекультурный кругозор обучающихся.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей.
  • Развить музыкальный слух и чувство ритма.
  • Развить воображение, фантазию.

  Задачу формирования танцевального творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного отношения к выразительным движениям; понимания их образного значения; если они не овладеют образным языком танцевальных движений.

Основная отличительная особенность программы - постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до танца на сцене». В основе подачи материала лежит  классическая обучающая методика, так как без нее обучающиеся не могут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца.

Возраст детей участвующих в программе: от 3 до 7 лет.

Сроки реализации образовательной программы – программа рассчитана на 4 года обучения. В кружок принимаются все желающие независимо от уровня подготовки. 

На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения, развития и воспитания. Роль игр на 2, 3 и 4 годах обучения видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и их хореографической подготовки.

Особенностью обучения 2-го года обучения является включение в программу знаний по музыке, уроки ритмики. Музыка для детей  становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели не замечают пустоты текста, примитивных мелодий. Уроки ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью урока ритмики является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки. Второй год обучения рассчитан на детей прошедших курс первого года обучения и вновь прибывших.

Основные часы занятий 3 и 4 года обучения занимает постановочная работа. В программу вводится новая форма постановок, это работа над танцами малых форм и социальными номерами.

Формы и режим занятий. В группу первого года обучения принимается не менее 15 человек.  Занятия проходят на базе Дошкольного Отделения. Количество занятий формируется из 39 часов, по 30 минут занятие, 2 раза в неделю. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Подготовительная ступень предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.

В программе используются следующие формы занятий:

  • традиционное занятие;
  • комбинированное занятие;
  • практическое занятие;
  • игра, праздник, конкурс, фестиваль;
  • репетиция;
  • концерт, открытый урок.

Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:

  • музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
  • танцы: парные, народно-тематические;
  • игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
  • хороводы;
  • построения, перестроения;
  • упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами и пр.;
  • задания на танцевальное и игровое творчество.

Занятие состоит из трех частей:

1.  Включает задания на умеренную моторно-двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.

2. Включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.

3.  Включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.

Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры.

Общие ожидаемые результаты: В конце обучения ожидается возможность создания танцевального репертуара, построенного на характерных элементах и движениях танца. Танец должен исполняться музыкально, выразительно, синхронно. Дети должны иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру; иметь представление о танцевальной культуре.

Формы подведения итогов реализации программы.

Система определения результатов деятельности обучающихся при переходе со ступени на ступень осуществляется через различные формы зачетов. Для контроля усвоения приобретенных знаний, умений и навыков по полугодиям используется форма творческого занятия.

Учебно-тематический план занятий первого года обучения.

Первое полугодие.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1,5

0,5

1

2

Лесенка музыкального движения

2

1

1

3

Танцуем и играем

2

0

2

4

Изучения основных позиций рук

1

0,5

0,5

5

Изучение основных позиций ног

1

0,5

0,5

6

Различные упражнения на внимание, концентрацию, воображение, расслабление и т.д.

1,5

0,5

1

7

Танцевальная импровизация

1

0

1

8

Стили танцев

1

1

0

9

Постановочная работа

4

0

4

10

Репетиционная работа

4

0

4

Итого:

19

4

15

Второе полугодие.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Играем и танцуем

1

0

1

2

Лесенка музыкального движения

2,5

0,5

2

3

Танцевальная импровизация

1,5

0,5

1

4

Основные танцевальные движения

3

1

2

5

Стили танцев

2

1

1

6

Постановочная работа

4

0

4

7

Костюмы, реквизит

1

0,5

0,5

8

Репетиционная работа

4

0

4

9

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Итого:

20

4

16

Учебно-тематический план занятий второго года обучения.

Первое полугодие.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Репетиции ранее изученных танцев

1

0

1

3

Тренинги на внимание и воображение

2

1

1

4

Основные танцевальные движения народного танца

3

1

2

5

Играем и танцуем

1

0,5

0,5

6

Постановочная работа

4,5

0,5

4

7

Отработка движений без музыки, под счёт

2,5

0,5

2

8

Репетиционная работа

4

0

4

Итого:

19

4

15

Второе полугодие.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Тренинги на внимание и воображение

1,5

0,5

1

2

Играем и танцуем

1

0

1

3

Хороводы

2

1

1

4

Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни

0,5

0

0,5

5

Отработка движений без музыки, под счёт

2,5

0,5

2

6

Основные танцевальные движения народного танца

2

1

1

7

Постановочная работа

3,5

0,5

3

8

Выступления, концерты

2

0

2

9

Репетиционная работа

4

0

4

10

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Итого:

20

4

16

Учебно-тематический план занятий третьего года обучения.

Первое полугодие.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Играем и танцуем

0,5

0

0,5

3

Танцевальные движения народного танца

1,5

0,5

1

4

Тренинги на расслабление

1,5

0,5

1

5

Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни

1,5

0,5

1

6

Импровизация под музыку

1

0,5

0,5

7

Постановочная работа танцев

4,5

0,5

4

8

Костюмы и реквизит

1,5

1

0,5

9

Выступления и концерты

2

0

2

10

Репетиционная работа

4

0

4

Итого:

19

4

15

Второе полугодие.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Играем и танцуем

1

0

1

2

Тренинги на расслабление

1

0,5

0,5

3

Танцевальные движения народного танца

1,5

0,5

1

4

Костюмы и реквизит

2

1

1

5

Постановочная работа танцев

4,5

0,5

4

6

Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни

1,5

0,5

1

7

Импровизация под музыку

1,5

0,5

1

8

Репетиционная работа

4

0

4

9

Выступления и концерты

2

0

2

10

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Итого:

20

4

16

Учебно-тематический план занятий четвёртого года обучения.

Первое полугодие.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Играем и танцуем

1

0,5

0,5

3

Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни

1,5

0,5

1

4

Танцевальные движения народного танца

1,5

0,5

1

5

Танцевальные тренинги

1

0,5

0,5

6

Отработка плавности движений

1,5

0,5

1

7

Постановочная работа танцев

4,5

0,5

4

8

Импровизация под музыку

1

0,5

0,5

9

Выступления, концерты

2

0

2

10

Репетиционная работа

4

0

4

Итого:

19

4

15

Второе полугодие.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Играем и танцуем

2,5

0,5

2

2

Танцевальные тренинги

1,5

0,5

1

3

Импровизация под музыку

2

0,5

1,5

4

Постановочная работа танцев

4,5

0,5

4

5

Отработка плавности и художественной выразительности движений

1,5

0,5

1

6

Костюмы и реквизит

1

1

0

7

Репетиционная работа

4

0

4

8

Выступления, концерты

2

0

2

9

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Итого:

20

4

16

Содержание программы:

Вводное занятие

 Ознакомление с правилами коллектива, образовательной программой, планом работы, расписанием занятий, техникой безопасности в танцевальном классе.

Лесенка музыкального движения

Музыкально-ритмическое воспитание детей- универсальное средство для развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания и  выразительности движений.                                                                                                                                                          «Ритмика» включает в себя ритмические  упражнения,  музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивать чувство ритма. Следует развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.

УПРАЖНЕНИЯ:        

Определение и передача в движении:

  • 1-характера музыки (спокойный, торжественный);
  • 2-темпа (умеренный);
  • 3-сильных и слабых долей.

Упражнения на развитие ориентации в пространстве.

  • ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная,  умение пройти под музыку;
  • бег (легкий, стремительный, широкий);
  • танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);
  • подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой;

Упражнения на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп мышц.

  • упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание кистей вниз–вверх, руки вытянуты в стороны на уровне плеч;
  • движение рук. Имитация «Полоскание»;
  • «пушинка» - схватить пух пальцами;
  • прослушивание простейших ритмических рисунков;
  • поклон. Поклон дисциплинирует ребенка и приучает к правилам хорошего тона.

УПРАЖНЕНИЯ:

  • упражнение на подвижность голеностопного сустава;
  • упражнение на развитие шага;
  • упражнение на развитие гибкости;
  • упражнение на укрепление позвоночника;
  • упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса;
  • упражнение на развитие выворотности ног;
  • упражнение на развитие мышц паха;
  • растяжка ног (вперед, в сторону);
  • наклоны корпуса к ногам;
  • упражнение на полу (шпагат).

   Играем и  танцуем.                                                                                                                                                

 Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется или осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. Через игру можно научить детей танцевать. В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере. «О каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он,- всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры».

  • игра «ниточка и иголочка»;
  • игра «кот и мыши»;
  • игра «лягушки и цапли».

Основные танцевальные движения.

В данном разделе объясняется правила исполнения отдельных движений.

  • шаг на носках;
  • приставной шаг;
  • высокий бег;
  • легкие подскоки;
  • галоп вперед, «лошадками»;
  • притопы;
  • различные виды прыжков;
  • «пружинка»;
  • различные виды прыжков;
  • элементы русской пляски;
  • положения рук в русской пляске;
  • основные пространственные построения и передвижения.

Репетиционно-постановочная работа

Ведётся объяснение постановочного материала танца.

Разучивается танцевальная композиция, построенная  на изученных танцевальных движениях и выстраивается в законченную форму-танец.

Выступления

Детям объясняется правила поведения на концертных выступления.

Участие в конкурсах и презентациях, праздников («День учителя», «8 марта», «9 мая», «День защиты детей» и другие), новогодних ёлках.

Методическое обеспечение.

Для успешной реализации данной программы необходимо следующее.

Занятия хореографией должны проходить в просторном, проветренном классе. Обувь обучающихся должна быть легкой, облегчающей свободу движений (балетки). Форма для занятий должна быть удобной и не стеснять движений (ласины и купальник). Волосы аккуратно причесаны и не мешают во время движения. Занятие должно проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует музыкальному образованию детей.

Для эффективной работы необходимо использовать диски или флэшки с записью музыкальных композиций (для чего необходим магнитофон), видеоматериалы (необходим компьютер); могут использоваться наглядные пособия в виде стендов с рисунками, изображающими позиции ног и рук; использование интернет технологий (работа с музыкальными сайтами, подготовка презентаций, информация о конкурсах и концертах, поиск литературы по программе обучения). Также может понадобится различный реквизит: ленты, платки, мячи, цветы, тросточки, шляпы и т.д. И, конечно же, костюмы для выступлений.

Список литературы.

  1. Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. — М, 1998.-с.18-42.
  2. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина, Л.А.Королева. — Волгоград: Учитель, 2009. -с.35-46.
  3. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. — Волгоград: Учитель, 2009. — с.76-98.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства

В данной статье рассматривается роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства....

Рабочая программа дополнительного образования детей детского хореографического коллектива "Экспромт"

Рабочая программа дополнительного образования детей детского хореографического коллектива "Экспромт"...