«Основы театральной культуры. Культура поведения в театре.»
методическая разработка

Петрова Елена Александровна

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и этического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_osnovy_teatr_kultury.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств имени В. Г. Иванова

Доклад на тему

«Основы театральной культуры.

 Культура поведения в театре.»

                                                                       

                                                           Составила : Петрова  Е. А.

                                                          МБУ ДО ДШИ им. В. Г.Иванова

2016 год

  

                 

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и этического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка

Основы театральной культуры.

Знакомство с театральном творчеством должно носить практический характер, т.е. происходить во время игр, работы над пьесой, посещение театров, просмотра видеозаписей спектаклей. На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом. 

Культура поведения в театре.

Для большинства зрителей посещение театра — это маленький праздник, и важно сохранить ту особую атмосферу, которая присуща всем праздничным событиям. Но театр — это ещё и сложный творческий процесс, требующий уважения и бережного к себе отношения. Ваш жизненный опыт, умение сопереживать, активно смотреть и слушать, ваша настроенность на происходящее, способность удивляться и подхватывать энергию, идущую со сцены, — это те качества, которые помогут, пусть даже на один вечер, стать сотворцом спектакля. 

Сегодня, отправляясь в театр, вы можете не придерживаться строгих правил, но праздник всё-таки предполагает нарядную одежду, а не спортивные штаны или рабочую робу. Нет нужды напоминать о том, что одежда, кроме всего прочего, должна быть опрятной, а обувь — вычищенной. Женщина в театре должна расстаться со своей шляпкой, а причёска типа «башня» на голове дамы — знак неуважения к тем, кто сидит позади неё. 

Театр, как известно, начинается с вешалки. Если вы пришли вдвоём, мужчина должен помочь женщине сдать верхнюю одежду в гардероб. Номерок лучше сразу убрать, чтобы не крутить его в руках во время действия и потом не потерять.

На спектакль следует прийти заблаговременно. Пятнадцати-двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы раздеться, приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей, и сесть на своё место до третьего звонка. Вход в зрительный зал после третьего звонка воспрещен. Если Вы покинули зрительный зал во время спектакля, вернуться на свое место Вы сможете только в антракте.

Малая сцена нашего театра имеет свои особенности: входя в зал, публика проходит через сценическую площадку. Поэтому после третьего звонка, даже если вы опоздали всего на две минуты, вас уже не смогут пустить в зал. Тут действует «правило самолёта», который, как известно, не ждёт опоздавших. Но вы сможете до антракта посмотреть трансляцию спектакля в фойе.

Напоминаем, что администрация театра оставляет за собой право заменить объявленный спектакль другим. Если вы уже смотрели данную постановку, то без труда можете вернуть билеты в кассу до начала спектакля.

Проходя между рядами, всегда идите спиной к сцене. Чтобы занять места, указанные в билете, вам часто приходится беспокоить уже сидящих людей. Повернитесь к ним лицом и старайтесь пройти так, чтобы как можно меньше беспокоить тех, кто свои места уже занял. Если же сделать это невозможно, извинитесь за причинённое беспокойство. Первым между рядами проходит мужчина, за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

Если ваши места в середине ряда, то стоит занять их заранее. 

Есть одно малоизвестное правило, которое, однако, стоит запомнить. Театральное кресло имеет два подлокотника, но каждый зритель вправе претендовать только на правый подлокотник. Не стоит усаживаться на своём месте как король на троне. 

Помните, что после третьего звонка вас имеют право не впустить в зрительный зал до антракта. Если вам всё-таки позволили войти, как можно тише пройдите и сядьте на первое же свободное место с края, или там, где предложат вам билетёры. В антракте вы сможете занять то, которое указано в вашем билете.

Тишина — одно из самых существенных условий для восприятия спектакля. А значит, следует её соблюдать! Если вы простужены, лучше пропустите зрелище. Ведь кашель и чиханье в зале — это разрушительные звуки. Не говоря уже о мобильных телефонах, которые обязательно нужно выключить до начала представления. Это следует сделать несмотря на то, что в театре периодически действует система, которая глушит все звонки.

Недопустимо разговаривать по телефону во время спектакля, обращаться с вопросами к соседям, обмениваться репликами со своими спутниками, комментировать происходящее на сцене. Даже тихий, как вам кажется, разговор отвлекает и раздражает окружающих, разрушает атмосферу спектакля и может стать поводом для конфликта, который окончательно испортит настроение всем присутствующим. 

Не стоит крутиться в кресле, шелестеть программкой, шуршать шоколадными и конфетными обёртками, есть мороженое, пить прохладительные напитки. Совершенно непозволительно оставлять после себя в кресле мусор либо бросать его на ковёр под кресло.

Все съестные припасы и напитки оставьте до антракта — вы ещё успеете ими насладиться, а во время спектакля стоит сосредоточиться на сценическом действии. 

Напомним людям, не способным расстаться с жевательной резинкой даже на время, что плоды своих стараний — пережёванную резинку, они не могут оставлять, где попало. Поберегите кресла, ковры и стены! 

Своими впечатлениями лучше делиться в антракте. Бывает, что увиденное на сцене начинает вас раздражать, вы не воспринимаете происходящее, но постарайтесь сдержать свои чувства, дождитесь ближайшего антракта и покиньте театр. 

Если же так случилось, что вам крайне необходимо выйти из зала прямо во время спектакля, постарайтесь при этом причинить остальным зрителям как можно меньше беспокойства. Поднимитесь по ступенькам до конца зала и выйдите в самую дальнюю от сцены дверь. На Малой сцене нашего театра выход из зала особенно затруднён — вам придётся спустить к сцене и пройти по ней во время действия. Если ждать вы не в силах, уйдите с максимальной деликатностью.

Фото- и видеосъёмка в театре запрещены. Исключение делается для сотрудников средств массовой информации, приглашённых администрацией для освещения важных театральных событий. И в этом случае важно, чтобы сидящие рядом зрители проявили немного терпения — любая аппаратура, даже самая совершенная, иногда всё-таки может вам помешать, но это не повод устраивать скандал. 

Спектакль окончен. Вы находитесь под впечатлением от увиденного. Не торопитесь в гардероб, не дождавшись ухода артистов со сцены. Неприятно наблюдать, даже со стороны, как после окончания представления актёры выходят на поклоны и видят спины убегающих зрителей, а топот ног заглушает шум аплодисментов. Десять минут, которые вы можете «сэкономить», убегая в гардероб, разрушают ваши впечатления, мешают окружающим и огорчают актёров. 

Если вы хотите преподнести цветы особенно понравившемуся вам артистам, не поднимайтесь на сцену. Имейте в виду, что своим появлением там вы нарушаете все театральные табу. Сцена в театре — святое место, куда не имеют право ступать посторонние. Если же вы к тому же не переобулись, то вся уличная грязь окажется на подмостках. И ещё одна подробность, о которой подчас никто не задумывается: поклоны — это часть театрального действия, которое вы своим решительным вторжением разрушаете. Актёрам же, разумеется, важно доиграть спектакль до конца, по этой причине они не сразу реагируют на ваше присутствие на сцене, и вы сами обрекаете себя на неловкое топтание на виду у всей публики. Дождитесь того момента, когда все участники спектакля выстраиваются на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Тем самым вы продемонстрируете своё уважение к театральному этикету и исключите любую неловкость. 

На Малой сцене нашего театра для общения с актёрами нет никаких препятствий, но при этом бегать по подмосткам с цветами всё-таки не стоит. Напомним, что уникальность этой площадки даёт неповторимое ощущение присутствия «внутри» действия, но и налагает на зрителей дополнительные обязательства: ваш такт и воспитанность помогают спектаклю пройти на самом высоком уровне.

Театр не может существовать без публики — она часть театрального процесса, и хороший зритель так же важен для актёров, как хороший спектакль для зрителя! Мы всегда рады видеть вас в нашем театре, мы желаем вам незабываемых впечатлений и надеемся, что, будучи сотворцами спектакля, вы сделаете всё от вас зависящее, чтобы праздник удался.

.

  1. Культура поведения в театре

Эту тему желательно рассматривать в практической деятельности детей, используя театральные игры и этюды: «Покупка театрального билета», «О чем рассказала театральная программка», «Сегодня мы идем в театр» и др. Можно познакомить детей с воспоминаниями известных деятелей культуры о первом посещении театра (Г.Станиславский, Г.Уланова, Н.Сац и др.)

  1. Специфика театрального искусства и понятие зрительской культуры.
    Каждое искусство, располагая особыми средствами воздействия, может и должно внести свой вклад в общую систему эстетического воспитания школьников. Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей «емкостью». При этом в отличие от литературы, театр воссоздает действительность не в сознании читателя, а как объективно существующие, расположенные в пространстве картины жизни (спектакля). И в этом отношении театр сближается с живописью. Но театральное действо находится в непрерывном движении, оно развивается во времени - и этим оно близко музыке. Специфика театра в том, что он «свойства» литературы, живописи и музыки несет через образ живого действующего человека. Этот непосредственный человеческий материал для других видов искусства является лишь исходным моментом творчества.


Основной закон театра – внутреннее соучастие зрителей в происходящих на сцене событиях – предполагает возбуждение воображения, самостоятельного, внутреннего творчества у каждого из зрителей. Этой захваченностью действием зритель отличается от равнодушного наблюдателя, который в театральных залах тоже встречается. Зритель в отличие от актера, активного художника, является созерцающим художником.



Театр – искусство удивительное. Хотя бы потому, что за последнее столетие ему несколько раз предсказывали неминуемую гибель. Ему грозил обретший речь Великий немой – казалось, что звуковое кино отнимет у театра всех зрителей. Затем угроза исходила от телевидения, когда зрелище пришло непосредственно в дом, позже стали опасаться мощно распространившегося видео и Интернета.

Конечно, у каждого зрителя может быть свое представление об идеальном спектакле. Но во всех случаях оно основано на определенной «программе» требований к искусству. Такого рода «знание» предполагает определенную зрелость зрительской культуры.
Зрительская культура в большой мере зависит от характера того искусства, которое зрителю предлагается. Чем сложнее будет поставленная перед ним задача – эстетическая, этическая, философская, тем больше напрягается мысль, острее переживания, тоньше проявление вкуса зрителя. Ибо то, что мы называем культурой читателя, слушателя, зрителя, непосредственно связано с развитием самой личности человека, зависит от его духовного роста и воздействует на его дальнейший духовный рост.


Итак, специфика театрального искусства - живой человек, как непосредственно переживающий герой и как непосредственно творящий артист-художник, а важнейший закон театра - непосредственное воздействие на зрителя. «Эффект театра», его доходчивость определяются не только достоинством самого творчества, но и достоинством, эстетической культурой зрительного зала. О зрителе как обязательном со-творце спектакля пишут и говорят чаще всего сами практики театра (режиссеры и актеры): «Не существует театрального представления без участия публики, и пьеса имеет шансы на успех, только если зритель сам «проигрывает» игру, т. е. принимает ее правила и исполняет роль лица сопереживающего или самоустраняющегося» (7).
Однако пробуждение в зрителе художника происходит только в том случае, если зритель сумеет воспринять во всей полноте заложенное в спектакле содержание, если он способен расширить свой эстетический диапазон и учиться видеть в искусстве новое, если, оставаясь верным своему излюбленному художественному стилю, он не оказывается глухим и к другим творческим направлениям, если способен увидеть новое прочтение классического произведения и сумеет отделить режиссерский замысел от его осуществления актерами... Таких «если» можно было бы назвать еще немало. Следовательно, чтобы зритель сделался причастным к творчеству, чтобы в нем пробудился художник, на нынешнем этапе развития нашего театра необходимо общее повышение художественной культуры зрителя.
Современная педагогика также рассматривает возможности театра в качестве реального средства художественного воспитания школьников. Театр во все времена был школой талантливого зрителя. Конечно многомиллионная аудитория видеопросмотров и скромная театральная аудитория количественно несопоставимы, но именно театральный зритель, воспитанный на общении с живым искусством, как утверждают психологи, социологи и искусствоведы, наиболее образован и талантлив.


Активное вторжение с самого раннего возраста в детское сознание огромной массы зрелищных впечатлений, которые несут кино и телевидение, не проходит бесследно. Театр сегодня, безусловно, обращается к телевизионному поколению юных зрителей. Специфика телевизионного зрителя влияет на существование зрителя в театральном зале. Возможность при просмотре дома прервать передачу или фильм, остановиться, «выйти» из просмотра и снова «войти», когда вздумается, формируют своеобразное дискретное восприятие, которое подвергается в театре серьезному испытанию. Необходимость длительного погружения в целостный процесс общения с искусством сталкивается с неспособностью юных зрителей неспешно существовать в этом общении.

. Юношеская публика на спектакле молодежного театра проявляет «синдром» рок-концерта на стадионе: как только гаснет свет в зале, юные зрители свистят, ревут и топают ногами. Часто по замыслу режиссера многие спектакли начинаются в тишине, а молодежный зал немедленно заявляет о себе и предлагает диалог, обратную связь - как на концерте, не понимая и не принимая условий театральной игры.
При этом в истории театра можно найти немало примеров, когда театр сознательно воспитывал зрителя в нужном для него, театра, направлении. Московский Художественный театр, например, не только боролся с дамскими шляпками в зале, но и отучал публику от аплодисментов на выход актеров среди действия и от музыки в антракте.
Разумеется, дело не только в воспитании внешней культуры (не опаздывать к началу спектакля или не уходить до окончания). Нет ли противоречия в том, что современному юному зрителю, выросшему в окружении средств массовой информации, компьютеров, зараженному «комиксовым сознанием», предлагается неспешное общение с искусством, оставшимся в обойме классических ценностей? Диалог предполагает приятие языка общения - приятие и постижение. В постижении важно неспешное существование, прочитывание, расшифровывание смыслов (в сценографии, в мизансцене, в подтексте) и, конечно, получение удовольствия от этого процесса. Современный театр тяготеет не к простоте и ясности художественно-выразительных средств, а к многозначительности, многослойности зрелища, которое требует зрителя, наделенного в определенной степени качествами художника, творца.

  1. Формы театральной работы со школьниками разного возраста. Жизнь театрального искусства в школе (урок театра, факультатив по театральной культуре или любительский театральный коллектив) - это всегда основание для межличностного общения учеников, возможность размышлений об искусстве и жизни, это творческий процесс знакомства с искусством и постижения законов театра, усвоения определенных знаний о нем. Театральное образование и воспитание в школе как правило направлено на: * воспитание основ зрительской культуры; * развитие навыков театрально-исполнительской деятельности; * накопление учащимися знаний об искусстве театра.
    В конкретном обращении к школьнику эти три направления переплетаются и дополняют друг друга. Театральная терминология усваивается лучше, если опирается на зрительский опыт или на опыт собственной исполнительской деятельности. Исполнительское же творчество, в свою очередь оценивается по критериям, освоенным в процессе накопления зрительской культуры.
    Организация театрально-творческой деятельности школьников в каждом классе реализует указанные направления работы в той степени, которая соответствует возрастным интересам и возможностям детей. Каждое из направлений может развиваться следующим образом.
    В области воспитания основ зрительской культуры: * формирование представления о “составляющих” художественного образа в театральном искусстве;
    * формирование представления о характере человека (героя, персонажа) как об особенном поведении; * формирование представления о творческой интерпретации пьесы при ее постановке на сцене; * формирование представления о мизансцене как языке театрального спектакля. В области развития навыков театрально-исполнительской деятельности: * организация произвольного внимания (зрительного, слухового); * знакомство с элементами исполнительской деятельности; * освоение средств выразительности театрального искусства; * навыки коллективной работы при подготовке театрального спектакля (или сцен и фрагментов).
    В области накопления знаний об искусстве театра: * освоение терминов и понятий театрального искусства; * знания о разных театральных профессиях; * формирование представления о разных видах и жанрах театра; * знакомство с драматургией как особым родом литературы, предназначенным для сцены.
    Поступление ребенка в школу создает объективные условия для целенаправленного приобщения детей к театру. Важно, чтобы с первого класса началось накопление того минимума театральных впечатлений, который бы явился основой для эстетического развития и последующего систематического художественного образования ребенка. Однако, как отмечают специалисты, знакомство детей 6-9-летнего возраста с профессиональным театральным искусством не является критически необходимым. Эта встреча может произойти и чуть позже. Самым существенным представляется вопрос о качестве первых увиденных детьми спектаклей. Именно первые впечатления ребенка становятся тем основным фундаментом, на базе которого происходит в дальнейшем формирование потребностей, вкуса, а, в конечном счете, и мировоззрения школьников.
    Театральные упражнения, которые дети выполняют на уроках, направлены на реализацию следующих целей: • погружают детей в присущую этому возрасту стихию игры, сглаживая рамки урока; • развивают у детей внимание, воображение, мышление, волю, память (так необходимее ребенку для дальнейшего успешного обучения и искусства); • развивают и поддерживают познавательные потребности ребенка; • создают для ребенка привычную игровую атмосферу, позволяющую ему плавно перейти от одной ведущей деятельности (игры) к другой (учебной). Включение театральных методик в урок театра не должно сводиться к подготовке выступлений, хотя такая форма работы может быть возможна и даже в некоторых случаях полезна.
    У учащихся 9-10-ти лет возможно воспитание более осознанного эстетического отношения к окружающий действительности и произведениям искусства. В этом возрасте у школьников появляется более устойчивый интерес к отдельным видам искусства, ярче проявляются способности к определенному роду творчества. Дети в состоянии предъявлять более осознанные требования к качеству своей художественной деятельности.

    В младшем школьном возрасте занятия театром помогают развитию: - Внимания, поскольку в этом возрасте происходит интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Театральная педагогика выступает в роли незаменимого корректора, предлагая развивающие театральные игры, упражнения на внимание. Например, задания, в которых нужно точно повторить или дополнить исполнение этюда, показанного товарищем; игры или задания, в которых каждый должен выступить только в свое время и на своем месте; послушать звуки улицы, дома, комнаты и поделиться с ребятами услышанным (большой, средний, малый круг внимания); упражнения со стульями и т.д.
    Представляется целесообразным выполнение упражнений в сопровождении музыки. Последовательность их выполнения предполагает движение от простых упражнений, направленных, прежде всего на развитие у детей чувства ритма, к упражнениям образно-игровым (поезд, мотылек, бабочка) и упражнениям, в музыкальной основе которых содержатся образы абстрактные (огонь, солнечные блики, снег).
    Развивая у школьников такие умения, как способность ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, во времени и пространстве, умение быстро овладевать новым движением, темпом, ритмом, упражнения способствуют формированию внутренней собранности, готовности активно включиться в творческий процесс.
    Следует учитывать, что выполнение заданий под музыку помогает организовывать работу, заставляет детей слушать музыку, но снимает внимание детей друг к другу. Поэтому постоянно пользоваться музыкальным сопровождением нельзя. Можно использовать музыку как образное задание или как увертюру к любому уроку и упражнению.
    - Памяти. Младший школьный возраст сензитивен для становления произвольного запоминания. Ребенок может с помощью взрослых овладеть приемами смыслового, логического запоминания. Педагоги и психологи используют методики, направленные на овладение ребенком мнемической деятельностью и учитывающие индивидуальные характеристики памяти ребенка: ее объем, модальность (зрительная, слуховая, моторная) и т.д. На театральных уроках очень полезно заниматься сочинением маленьких сказок и их дальнейшим разыгрыванием. Этот вид работы может способствовать развитию не только логической памяти, но и воображения, мышления. Очень полезны игры в ассоциации, упражнения на память физических действий и т.д.
    - Мышления. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. С развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии. Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки, с умения сопоставлять один предмет с другим, обладающим иными свойствами. Для развития умения выделять различные свойства явлений и предметов полезно делать театральные упражнения, в которых можно отыскать причины тех или иных явлений, например, при анализе пословиц и поговорок. (Почему «Не все то золото, что блестит», «На воре шапка горит» и т.д.).
    В младшем школьном возрасте начинает формироваться рефлексия, поэтому так важны на театральных занятиях выполнение действий контроля и оценки. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает.
    Следует отметить качественное своеобразие мышления ребенка в младшем школьном возрасте. Примерно до 10 лет у детей активизируется преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Поэтому целенаправленное развитие теоретического мышления детей следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием мышления образного. Обобщая зрительский опыт и собственную практику игр-выступлений учеников, возможно постепенное и последовательное знакомство детей со слагаемыми сценического образа. Для этого в театральных заданиях конструируются разные сочетания: те же слова и другое поведение, то же поведение и другие слова, меняется (или не меняется) костюм, меняется (или не меняется) место действия и предлагаемые обстоятельства.
    Понятие о предлагаемых обстоятельствах хорошо закрепляются в процессе работы с учащимися над «вежливыми действиями». Вежливое поведение тренируется в разных обстоятельствах: надо вежливо позвать человека, надо вежливо спросить, вежливо ответить, сделать замечание, обсудить и т.п. Очень полезно сочинять и проигрывать разные жизненные ситуации и истории, где выполняются «вежливые действия». Учениками должно быть практически освоено понимание того, что поведение, действие являются выразительным языком актера.
    Если в начальной школе возникает опыт просмотра театрального спектакля, то полезно второй раз посмотреть знакомый уже спектакль. Это дает возможность детям заметить все различное и одинаковое. Этюды на «вежливого», хорошего зрителя и зрителя плохого позволяют вводить эстетический критерий их оценки. Например, «плохое» поведение зрителя сыграно исполнителем хорошо, а «хорошее» - плохо. Так качество исполнения («как» играет актер) начинает вычленяться от содержания этюда («что» играет актер).
    Особое внимание следует уделять театральным занятиям, которые формируют у детей представления об образе героя в театре. Наблюдения в окружающей действительности (на улице, в транспорте, в школе, в магазине и т.д.) позволяют обратить внимание учеников характерность и особенности в отличиях поведения разных людей.
    На театральных занятиях детям интересно предложить сыграть разных героев сказок, отличающихся острой характерностью. Например, таких как Баба Яга, Бармалей или Царевна-Несмеяна и т. п.
    В начальной школе очень полезны игры-драматизации по сказкам, рассказам, стихам, басням Л. Толстого, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто и других авторов, которые приближаются по своему типу к творческим играм. Это небольшие этюды, сценки, в которых импровизация имеет первостепенное значение, так как в них уже заключаются элементы обучения детей умению действовать в предлагаемых обстоятельствах.
  2. Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. Противоречивость, свойственная в той или иной мере каждому возрастному этапу, в подростковом возрасте составляет самую его суть.
    Повсеместно отмечаемый факт ускорения развития современных детей не только не отменяет характерных для подросткового возраста противоречий, но даже, наоборот, углубляет некоторые из них..
    у подростков имеются потенциальные возможности для полноценного восприятия театрального спектакля как целостного художественного произведения. Но эти возможности необходимо развивать и направлять.
    Если существует реальная возможность посещения «живого» театра, то для подросткового зрителя очень полезно организовать два-четыре просмотра хорошего театрального спектакля (любого жанра - драматического, музыкального). Если же такая возможность отсутствует, то целесообразно выстраивать работу по обогащению зрительского опыта учеников на материале видеопросмотров. Учителю предоставляется возможность по своему выбору составить театральную образовательную программу по телевизионным или видеоверсиям театральных спектаклей.
    Особенно существенны после просмотров спектаклей выполнения творческих заданий. Они помогают учащимся воссоздать в эмоциональной памяти конкретные сценические образы, эпизоды, оставившие наибольший след. При этом важно привлекать внимание учащихся к специфически средствам сценической выразительности, помогать осмысливать значение пластического, ритмического и пространственного решения спектакля.
    Выполнение творческих заданий по спектаклю позволяет учителю решать многообразные воспитательные задачи: развивать образное мышление учащихся, их воображение и творческую фантазию, расширять круг ассоциаций, уточнять моральные и эстетические оценки явлений действительности.
    Занятия театров подростковом возрасте направлены на: - помощь в становлении самосознания подростка
  3. Подростки: • усваивают, что материалом драматургии являются высказывания людей, прямая речь, раскрывающая их характеры, стремления, мотивы, способ реакции на разные события, особенности поведения в конфликтных ситуациях; • осваивают представление о том, что тема, конфликт, события, характеры составляют стержень драмы, отличают ее от других видов искусства и одну драму от другой; • понимают, что конфликт становится источником драмы, если он затрагивает интересы действующих лиц и приводит их к борьбе, обнажает их стремления; • усваивают критерий драмы – жизненность отраженной действительности в достоверности человеческих переживаний, устремлений, мотивов. Особое место в театральных занятиях с подростками занимает работа с баснями как драматургическим и чтецким материалом. Для расширения диапазона выразительных средств можно предложить ученикам читать басню от лица каждого из действующих в ней персонажей.
    Для обучающей и творческой работы над инсценированием басен театральные педагоги используют вариативность трактовки и оформления басни в разных жанрах: трагедия, комедия, драма, мелодрама, фантастика, реализм, аллегория и.п. Так перед учениками возникают и осваиваются первоначальные понятия о жанре, а главное - решаются вопросы о герое в комедии, трагедии, драме. Формируется представление о конфликте, событии, поступке в их конкретном, исполнительском значении. Работа над текстом басни позволяет выявить понимание конфликта как двигателя действия в театральном спектакле.
    Если с подростками разобрать, какие конфликты случались с ними в жизни и чему они учат, какие события привели к конфликту и какие события за ним последовали, то можно не только освоить требования инсценирования повестей и рассказов, но и подвести к самостоятельному сочинению пьес.
    В теоретическом и познавательном плане школьникам подросткового возраста необходимо знать специфику разных видов театра: кукольного, драматического, музыкального, иметь представление о театральной критике как особом литературном жанре, а также познакомиться с историей творчества наиболее крупных драматургов (Мольер, Шекспир, Островский).

Старшеклассники и театр
Как показывают психолого-педагогические исследования, старший школьный возраст - период жизненного самоопределения человека, период интенсивного формирования личности. Это период формирования мировоззрения, целостной системы научных, нравственных и эстетических взглядов, с позиций которых старшеклассник воспринимает явления окружающего мира и определяет свое место в обществе.
В связи с расширяющимся жизненным и художественным опытом у старшеклассника возрастают возможности для полноценного художественного восприятия театрального искусства. Старшеклассник вполне способен разобраться в художественной ткани спектакля: за конкретной жизненной ситуацией, за действиями и поступками героев увидеть развивающуюся мысль режиссера, воспринять его нравственно-эстетическую позицию, его взгляд на мир. Старшеклассник уже достаточно отчетливо представляет себе роль каждого из создателей спектакля и в процессе анализа способен дифференцировать компоненты сложного сценического образа, то есть отделять при восприятии спектакля пьесу от ее трактовки театром, драматургический образ от образа, создаваемого актером и т.д.
В старшем возрасте расширяется возможность оценки спектакля в более широком контексте - историческом, стилистическом, в связи с художественными направлениями эпохи и т.п. Особенно актуально проявление старшеклассниками интереса к форме художественного произведения (наряду с существующим интересом к событийной стороне), что позволяет говорить о развитии собственно эстетических интересов. У старшеклассника как бы понижается или ликвидируется вовсе тот внутренний барьер для полноценного эстетического восприятия театрального искусства, который присущ младшему возрасту и характеризуется отверганием «с порога» спектаклей, по своей тематике или форме далеких от интересов данного возраста. Старшеклассника может заинтересовать необычное сценическое решение пьесы, по своей проблематике весьма далекой от привычного круга его интересов.
Все вышеперечисленное является общей характеристикой возможностей старшего возраста в области художественного восприятия. Однако эти возможности могут и не реализоваться, если не будет созданы определенные условия для художественного развития учащихся. Поэтому в старшем возрасте одной из важнейших педагогических задач остается задача расширения и обогащения непосредственного художественного опыта учащихся, привития навыков его осмысления и анализа.
Старший школьник потенциально уже вполне способен воспринимать самые сложные по проблематике и сценическому решению спектакли и в принципе может посещать любые спектакли в театрах для взрослых. Это является достаточной практической базой для развития зрительских качеств старшеклассников и организации специальной педагогической деятельности для их развития, каковыми являются занятия театрального факультатива и отдельные уроки по мировой художественной культуре.
Занимаясь развитием зрительских качеств старшего школьника, педагогу важно учитывать два момента: первое - наличие выработанных в предшествующий актуальный для искусства период (в более раннем возрасте) необходимых навыков восприятия; второе - преодоление «критерия правдивости» путем обучения (в том числе и вербальным способом - на осознаваемом уровне) условному языку искусства.
Старший школьный возраст является важным периодом становления и оформления формирующегося эстетического сознания. Именно в этом возрасте возможно преодоление так
называемого «конформизма» художественного восприятия, качества, по наблюдению исследователей занимающихся проблемами восприятия искусства, проявляющегося в подростковом возрасте и во многом определяющего специфику данного этапа развития.
В силу ограниченного уровня художественных знаний и отсутствия еще устойчивой эстетической позиции школьниками могут быстро усваиваться готовые модные схемы, широко бытующие вкусы, общепринятые идеалы, установившиеся каноны в восприятии театрального искусства. С одной стороны, такого рода возрастную пластичность можно (и нужно) использовать в воспитательных целях, с другой - конформизм, не ликвидированный на определенном этапе, может утвердиться в устойчивое свойство эстетической позиции личности.
Конформизм восприятия также может быть «болезнью роста» и просто «болезнью» эстетического развития. Во втором случае уже сложившаяся личность страдает отсутствием самостоятельности в оценке искусства, пользуясь готовыми идеалами, вкусами, суждениями и т.д., что калечит и безнадежно обедняет духовный мир человека. В человеческой личности складывается определенная система ценностей, повторяющая в основных своих моментах нечто общепринятое, усредненное.
Отмеченный многими исследователями познавательный аспект художественного восприятия старшеклассников является важной составной частью зрительской культуры, поскольку в этом возрасте он выходит на первый план, отодвигая момент сопереживания.
Эмоциональность как самая яркая черта детского восприятия сохраняется, но с потерей той остроты и непосредственности, которая проявлялась в более раннем возрасте. Воспитательные усилия в процессе формирования зрительской культуры старшеклассников должны быть направлены как на сохранение эмоциональности восприятия, так и на развитие навыков восприятия специфики театрального искусства, его противоречивой эстетической сущности.
Отношение к искусству как дополнительному удобному источнику информации довольно распространенное явление, которым «заражены» подчас не только ученики, но и учителя. Нередко учитель ведет своих учеников в театр на постановку классической пьесы, поскольку сталкивается с упорным нежеланием читать «скучный» и трудный текст. Мотивируются эти действия минимальной образовательной пользой: «Хотя бы будут знать сюжет». Приобщение старшеклассников к театральному искусству на уроках истории, МХК и литературы Эстетическое образование в старших классах может быть построено по двум направлениям: расширение и углубление знаний по театру, полученных в предыдущих классах, и приведение этих знаний в определенную историко-искусствоведческую и мировоззренческую систему. В курсе истории в 10-11-х классах разделы художественной культуры изложены в самом общем виде. Учителю здесь предоставляется большая свобода в выборе конкретного материала. Другое дело - предмет Мировая художественная культура, в курсе которого представлены такие темы, как «Возникновение театра в Древней Греции», «Театр эпохи Возрождения и Шекспир», «Театр классицизма» и т.п. В этой связи стоит напомнить, что в утверждении мирового значения русской культуры большая роль принадлежит и театральному искусству. Именно на рубеже ХХ столетия возник Московский Художественный театр, новаторская идейно-эстетическая программа которого была связана с
творчеством Чехова и Горького, а теоретическое и творческое наследие Станиславского оказало и продолжает оказывать влияние на развитие театрального искусства во всем мире. Особенно большие возможности для приобщения школьников к театральному искусству представляет программа произведений, предлагаемых для самостоятельного чтения. Так, знакомство с «Борисом Годуновым» и «Маленькими трагедиями» - уместный повод для работы на тему «Трагедия и ее театральное воплощение». Для раскрытия этой сложной темы можно использовать телеспектакль и фильм-оперу «Борис Годунов», фильм-спектакль и фильм-оперу «Моцарт и Сальери», кинофильм «Маленькие трагедии». Программа 10 класса – одна из самых «драматургических» и «театральных» программ по литературе в средней школе. В ней значатся имена Островского, Тургенева, Толстого, Чехова, Шекспира. Каждый из них открывает новую страницу в развитии драматургии и театра. С этой целью также полезно знакомить старшеклассников с имеющимися телевизионными спектаклями и киноэкранизациями по программным литературным произведениям. В десятом классе в непосредственной связи с классными занятиями по литературе или на факультативных занятиях имеются возможности для осуществления следующих учебных задач: • обучение чтению драматургического произведения; • перевод из пассивного восприятия в активное таких категорий как подтекст, подводное течение, задача, сверхзадача и т.п. (через выполнение творческих заданий); • развитие практического навыка анализа театрального представления, в частности – определения принципов актерской трактовки образа и принципов режиссерского решения спектакля. Занимаясь творчеством драматургов XIX века, важно не только знакомить учащихся с современной сценической интерпретацией их произведений, но и показывать, как преломляются принципы драматургии Островского, Тургенева, Чехова в творчестве драматургов XX века. Факультативы по искусству (при всем разнообразии содержания и методов занятий) имеют одну общую цель: расширить запас художественных знаний учащихся, приобщить их к различным видам искусства, повысить в конечном счете уровень их художественного развития. Важно подчеркнуть расширительный характер факультативного курса, который дает возможность учителю выйти за рамки школьного предмета. Важным педагогическим преимуществом факультатив факультатива является также творческая свобода учителя в выборе наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися. Кроме того, факультативные занятия позволяют педагогу учитывать индивидуальность учащихся (по сравнению с классно-урочной системой). Театрально-исполнительская деятельность старшеклассников Восприятие школьниками искусства и активное творческое проявление себя в нем – процессы взаимосвязанные. В старших классах вполне возможна работа вокруг постановки спектакля силами всего класса. В начальной школе и в подростковом возрасте проводились специальные театральные занятия, в
результате которых у школьников формировались понятия о многообразии выразительных средств в театре. Знакомство с постановками одной и той же пьесы разными режиссерами помогало понять значение и роль толкования, интерпретации пьесы. Старшеклассники могут реализовать свои творческие потребности уже в постановке спектакля. В процессе освоения этой работы обязательно возникнет критерий «современности», актуальности для исполнителей выбранной пьесы. Трактовка должна быть интересна исполнителям, должна содержать проблему, разрешению которой будет посвящена вся их творческая деятельность. Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих согласно придуманной коллективной трактовке. Работа по распределению ролей знакомит школьников с ответственностью исполнителя перед своим замыслом, т.е. подводит ученика к осознанию значения тщательной работы над ролью. Эта работа начинается сразу вслед за распределением ролей. Среди учеников класса распределяются обязанности по подготовке спектакля, создаются как бы производственные цеха, которые реализуют постановочные задания художника, композитора, режиссера. Музыкальное и художественное оформление будущего спектакля или сочиняется школьниками самостоятельно, или подбирается из фрагментов звукозаписей. При создании зрительного и звукового образа спектакля у школьников формируется ощущение взаимосвязи всех выразительных средств сценического искусства. Работа над ролью, ее толкование предстает перед школьниками как выстраивание интересной логики действий персонажа. Ученики сочиняют сценические биографии своих героев, ищут средства воплощения образа в эпизодической роли, в массовой сцене. Весь комплекс сценических средств помогает классу ощутить значение мизансцены, детали, музыки, поведения актера для определения жанра, стиля, идеи спектакля. Оформление замысла иногда требует освоения школьниками приемов общения со зрителем как игровым элементом жанра. У исполнителей должно формироваться чувство ответственности перед своим зрителем. Впечатления, отзывы зрителей помогают школьникам освоить феномен общественного значения театра как вида человеческой деятельности. Весь процесс работы класса над спектаклем формирует представление о театре как сложном производстве, направленном на осуществление художественной деятельности (создание произведения искусства - спектакля).
1. Шпет Г. Г. Театр как искусство//Вопросы философии,1989, № 11.С. 83. 2. М.С.Каган.Эстетика как философская наука.Университетский курс лекций.Санкт-Петербург,1997. С. 303. 3. Там же. С. 302. 4. Арто Антонен. Театр и его двойник.М., 1993. C. 101. 5. Г. Д. Гачев Содержательность жудожественных форм. Эпос.Лирика.Театр.М.,1968.С. 220-221. 6. М. С. Каган. Указ.соч. С. 303. 7. Патрис Пави. Словарь театра.М.,1991. С. 112-113.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Поведение в театре, кинотеатре, клубе".

Формирование у учащихся знаний о правилах поведения в общественных и культурно-просветительных учреждениях, этики и эстетики....

Буклет "Правила поведения в театре"

Буклет предназначен для школьников начальных классов. Его можно просто распечатать....

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ.

Классный час « МЫ ИДЁМ В ТЕАТР».ЦЕЛИ:1.     Познакомить детей с культурно – просветительными учреждениями.2.     Закрепить знания школьников о правилах поведени...

Классный час "Поведение в театре"

Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями юных зрителей. Они очень разные по возрасту, по настроению, по виду. Вот идут ребята подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они с...

Урок 2 в 5 классе по Основам религиозных культур "Культура и религия"

Дети на уроке знакомятся с понятием "религия" в нашей жизни. Учитель рассказывает о типах религий нашего общества. Основное внимание уделяется религиям России. Для систематизации материала начинаем ве...

Сценарий театрально-музыкальной композиции "Весь мир - театр!"

Сценарий предназначен для школьных театров (учащихся 7-9 классов)...

Правила поведения в театре

Презентация о правилах поведения в театре для детей...