Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»
рабочая программа

Надежда Александровна Загдаева

Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx48.93 КБ
Файл pasport.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний об истории культуре родного края, создания условий для становления гражданина своего Отечества,         человека, бережно относящегося к окружающему его миру, понимающего его ценности для осознанного взаимодействия с ним каждого гражданина. Д.С.Лихачёв, говоря о значимости краеведческого образования, называл его «нравственной оседлостью населения». Наша Республика Бурятия – имеет самобытную роль в истории России. Краеведение изучает социально–экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, области. История и культура родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события – как проявление закономерности исторического процесса.

Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»» (далее – программа) разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ        «Об        утверждении        Порядка организации        и        осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от29августа2013г.№1008); в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими        требованиями к        устройству, содержанию        и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН2.4.4.3172от04.06.2014г.), с учётом методических рекомендаций        по проектированию дополнительных общеразвивающих        программ (включая разноуровневые программы), разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с ГАОУВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» (письмо Минобрнауки РФ от18.11.2015 №09-3242).

Программа        модифицированная,        имеет        туристско-краеведческую направленность.

Актуальность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины, как части России. Подрастающее поколение не видит примеров истории, которые могли бы вызывать не только уважение, но даже гордость за свою страну, свой народ. Именно поэтому сейчас, когда остро ощущается необходимость возрождения духовности для формирования нравственной личности гражданина, очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях через создание осознанного стремления к изучению истории родного села, улицы, дома, семьи, к изучению культуры своего народа, прошлого и настоящего своей «малой родины».

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Посредством занятий в краеведческом объединении обучающимся будет прививаться любовь к Отчизне через любовь к своей малой Родине – Республике Бурятии, г. Улан-Удэ.

Цель образовательной программы  - воспитание в подрастающем поколении уважения к своим корням.

Данную цель мы попытаемся достичь на занятиях с помощью решения следующих задач:

  1. расширение кругозора за счёт ознакомления с культурой, историей, достопримечательностями своей республики и малой родины;
  2. развитие духовно-нравственных качеств личности и приобщение к категории «прекрасного» за счёт выявления и развития творческих способностей учащихся в изучении и ознакомлении с культурой и декоративно-прикладным искусством;
  3. овладение навыками написания творческих и исследовательских работ.

Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия, целью которых является не столько проверка полученных знаний и навыков, сколько поддержание интереса к работе на занятии. В практическую часть входят экскурсии и конкурсы, которые подготавливают сами воспитанники или преподаватель, а также оформление страниц в «Летопись школьных событий». В последующем участники этнографического кружка могут выбрать для себя, какой вид практической деятельности предпочитают – написание творческой/исследовательской работы или рассказ об интересных людях – наших земляках.

Отличительные особенности данной программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия» включает культурно – образовательными аспектами, призванными развивать уважительное отношение обучающихся к истории родного края, политическому и культурному развитию. Она охватывает период с древнейших времён до начала XXI века. Сегодня исследовательская, практическая и творческая деятельность учащихся невозможна без использования электронных образовательных ресурсов нового поколения современных поисковых систем, социальных сетей, которые помогают формированию культуры учебной деятельности ребёнка, приобретению навыков самообразования, самоконтроля, социализации, адаптации в обществе. Всё это способствует интенсивному полихудожественному развитию учащихся за счёт возможностей арсенала мультимедиа и возможности выбора индивидуальных приёмов, индивидуального темпа обработки информации, а также учатся взаимодействовать в команде.

Адресат программы: программа рассчитана на подростков от 11-15 лет. Уровень реализации содержания программы – базовый.

Количество детей в группе от 10-15 лет.

Уровень программы, объем и сроки реализации

Срок реализации программы — 2 года.

Объем программы: 68 ч.

Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 часу.

 Форма обучения – очная

 Форма организации образовательного процесса - учебное занятие.

Форма организации деятельности: группа, подгруппа, индивидуальные занятия.

Формы занятий: Лекции, семинары, дискуссии, конференции, занятие-игра, экскурсии. Виды занятий: 

  • создание хроник, летописей школы, своей деревни;
  • составление родословных и семейных летописей;
  • сбор материалов о старейших краеведах, педагогах, известных людях, писателях, учёных и т.д.;
  • формирование банка краеведческих данных;
  • создание историко-краеведческих и топонимических карт;
  • изучение народного творчества;
  • изучение традиций народных промыслов;
  • изучение культурно-краеведческих традиций края, образования и науки;
  • экскурсии;
  • встречи с земляками – носителями исторической краеведческой информации;
  • краеведческие викторины, игры, праздники.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Предметные:

  • сведения из истории Бурятии;
  • сведения из истории своей школы и из биографии учительского состава;
  • ключевые понятия по темам.

Метапредметные:

  • работать с историческими источниками;
  • уметь брать интервью;
  • проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
  • оформлять полученные материалы в творческих работах;
  • уметь представлять свою исследовательскую работу.

Формы подведения итогов реализации данной программы:

  • участие в школьных, районных и республиканских краеведческих конкурсах, олимпиадах, конференциях;
  • написание творческих и исследовательских работ;
  • составление заметок для СМИ.

Учебно-тематический план

1-го года обучения

Задача первого года обучения — накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своей семье, школе, деревне, районе, республике. Эстетической категорией на этом этапе выступают понятия: красота родной природы, добро, бережное отношение к земле.

Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

Введение «Моя родина – Бурятия»

1

1

-

2

«Бурятия в древности»

1

1

-

3

Бурятия в средневековье

1

1

-

4

Освоение Забайкалья русскими

1

1

5

Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм

1

1

-

6

«Что в имени тебе моём…»

1

-

1

7

Мой дом – моя крепость. Родословная семьи

1

-

1

8

У меня есть своя история! Я из рода…

1

1

-

9

Какие события прошлого отразились

в истории моей семьи

1

-

1

10

О чём могут рассказать семейные реликвии

1

1

1

11

«Создание родословной»

1

1

12

Родная школа. Её история и традиции

1

1

-

13

Ветераны педагогического труда

1

1

-

14

Современный учительский коллектив

1

-

1

15

Наши школьные традиции

1

-

1

16

«Моя школа в настоящем и будущем»

1

-

1

17

«Несущая свет знаний»

1

-

1

18

Экскурсия «По страницам истории школы…»/Конкурс для учащихся

1

-

1

19

Моя малая Родина

1

1

-

20

Легенды и предания Бурятской земли

1

1

-

21

Названия моей малой родины

1

-

1

22

Памятники истории вокруг нас

1

1

-

23

Легенды, предания и современность нашей деревни

1

-

1

24

Письменные источники по истории

нашего края

1

1

-

25

Сокровищница Удмуртии. Достопримечательности и виды памятников.

1

1

-

26

Археологические памятники.

1

1

-

27

Архитектурные памятники.

1

1

-

28

Памятники – скульптуры.

1

1

-

29

Скульптурные памятники Улан-Удэ и Республики Бурятия

2

-

2

30

Памятники природы Республики Бурятия

1

1

-

31

Составление конкурса «Достопримечательности родникового края».

1

-

1

32

Повторение и обобщение имеющихся знаний

1

-

1

33

«В окрестностях моих…»

2

1

1

Итого:

36

18

18

Содержание программы 1-го года обучения

  1. Введение «Моя родина – Бурятия». Эвристическая  беседа по ключевым понятиям: Родина. Российская  Федерация, Республика Бурятия,   демократия, суверенитет. Самостоятельная  работа: «Государственные  символы  РФ. Флаг  и  герб РБ». Творческая работа: «Каким я  вижу  герб своего города, своей школы…»
  2. Бурятия в древности. Палеолит, мезолит, неолит на территории Бурятии. Гунны.
  3. Бурятия в Средневековье. Монгольский период. Этногенез бурят.
  4. Бурятия  накануне присоединения к России. Хроника экспедиций и походов в Предбайкалье и Забайкалье. Основание острогов. Характер и значение присоединения. Нерчинский и Буринский договоры о границе.  Заселение и земледельческое освоение края. Хозяйство бурят и эвенков в конце XVII – XVIII веков. Депутация хори-бурят к русскому царю.
  5. Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм.
  6. Мой дом – моя крепость. Родословная семьи. Самостоятельная  работа: « Родословная  моей  семьи  или  рассказ    о  судьбе  одного  из  родственников».
  7. У меня есть своя история! Я из рода… Топонимы, гидронимы. Беседа. Работа по карте с топонимами.
  8. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. История появления семьи, династия. Беседа. Рассказы ребят.
  9. О чём могут рассказать семейные реликвии. Реликвия, семейные традиции. Беседа. Рассказы ребят.
  10. «Создание родословной». Презентация. Практическая  работа: «Составление   моей  родословной».
  11. Родная школа. Её история и традиции. Появление школы, просветители. Беседа, с  элементами  практической  работы.
  12. Ветераны педагогического труда. Ветеран, награды учителей.
  13. Наши школьные традиции. Творческая работа «Пишу страницы летописи школы…».
  14. «Моя школа в настоящем и будущем». Практическое занятие – заметка в газету.
  15. «Несущая свет знаний». Создание экскурса или конкурса по школе в компьютерном варианте.
  16. Экскурсия «По страницам истории школы…». Конкурс для учащихся.
  17. Моя малая Родина. Беседа, с  элементами  практической  работы.
  18. Легенды и предания Бурятской земли. Рассказы преподавателя, эвристическая беседа.
  19. Названия моей малой родины. сбор топонимического материала.
  20.  Памятники истории вокруг нас. Экскурсия.
  21. Легенды, предания и современность нашего города. Сбор фольклорных текстов у старожилов района/ создание презентации «Наш город в названиях улиц…».
  22. Письменные источники по истории нашего края. Этнография. Знакомство с литературой по истории республики.
  23. Сокровищница Бурятии. Достопримечательности и виды памятников. Памятник, виды памятников. Лекция учителя с элементами эвристической беседы.
  24. Археологические памятники. Лекция учителя с элементами беседы, работа с интернет-материалом по теме.
  25. Архитектурные памятники. Лекция учителя с элементами беседы, работа с интернет-материалом по теме.
  26. Памятники – скульптуры. Лекция учителя с элементами беседы, работа с интернет-материалом по теме.
  27. Скульптурные памятники нашего района. Рассматривание альбома с беседой. Творческая  работа: «Я памятник воздвиг нерукотворный…».
  28. Скульптурные памятники Улан-Удэ. Экскурсия.
  29. Памятники природы. Интернет — экскурсия.
  30. Памятники природы нашей республики. Байкал.
  31. Составление конкурса «Достопримечательности родного края». Творческая  работа: «Достопримечательности и памятники моей Родины …».
  32. Повторение и обобщение имеющихся знаний. Беседа + планирование работы на следующий год.
  33. «В окрестностях моих…». Поход – знакомство на места исчезнувших гуннских городищ (Иволгинская долина).
  34. Творческая  работа: «Остановись мгновенье…» - сбор фотоматериала.

Методическое обеспечение программы

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивна работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность». Методы работы:

  1. Словесные — беседы, рассказ, объяснение.
  2. Наглядные - фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
  3. Игровые — игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
  4. Репродуктивный — повторение, закрепление, обобщение материала.
  5. Эвристический — поисковые задания, составление анкет и т.д.
  6. Исследовательский — исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.
  7. Информационно-рецептивный — восприятие, осознание готовой информации.
  8. Практический — оформление краеведческого материала.

Учебно-тематический план

2-го года обучения

Задача второго года обучения — развитие интереса к прошлому родного края, нашим землякам участникам Великой Отечественной войны и локальных событий, приобщение к культуре и быту народов, проживающих в нашем районе, бережное отношение к Имени- наименованию.

Эстетической категорией на этом этапе выступают понятия: уважительное отношение к людям, ценность каждой судьбы в истории деревни, страны; Имя, наименование – хранитель времени.

Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

Введение « Краше нет родной Бурятии»

1

1

-

2

«Нет лишних… Все важны»

2

1

1

3

Легенда моего города

1

1

-

4

«Появилась и живёт…»

1

-

1

5

Картография.

1

-

1

6

Топонимика.

1

-

1

7

Исчез не значит забыт…

1

-

1

8

«Экспедиция по городу»

4

-

4

9

«О, времена! О, нравы!..»

1

1

-

10

“Они отстояли победу”

4

2

2

11

Военное фото

2

-

2

12

«День грядущий»

2

1

1

13

«Бесталанных людей нет»

2

-

2

14

Экскурс

2

-

2

15

Поисково-исследовательская деятельность

6

1

5

16

Методика подготовки и проведения экскурсий

2

1

1

17

«Всё рядом…» - экскурсия

3

-

3

Итого:

36

9

27

Содержание программы 2-го года обучения

  1. Введение « Краше нет родной деревни». Эвристическая беседа о появлении населённых пунктов на земле и на карте. Творческая работа: «Легенда моей деревни».
  2. «Нет лишних… Все важны» Знакомство с некоторыми фактами истории Бурятии. Творческая работа: «Никогда не умирай…»
  3. Легенда моего района. Знакомство с историей поселка Комушка: заселение, выбранное место у реки и леса, строительство, сегодняшний день.
  4. «Появилась и живёт…» Выяснение местоположения и названий улиц (старые названия или новые, переименованные…). Экскурсия по району и городу со сбором фотоматериала.
  5. Картография. Изготовление альбома с названиями и историями улиц города. Конкурс “картографов”.
  6. Топонимика. Составление своего словаря понятий. Экскурсия по окрестностям, опрос жителей, анкетирование учащихся, классификация материала.
  7. Исчез не значит забыт… Названия мест в городе, которые не значатся книгах, на карте. Исчезнувшие близлежащие деревни и их названия.
  8. «Экспедиция по городу». Оформление фото-видео выставки. Презентация.
  9. «О, времена! О, нравы!..» Знакомство с хронологическими изменениями Бурятской земли: от древнейшего мира до сегодняшнего дня. Творческая работа: «Рассказ предка».
  10. “Они отстояли победу”. Бурятия и Улан-Удэ в годы ВОВ. Изучение материала о ВОв, опрос участников, работников тыла, «детей войны», записи на аудио и видео носители. Творческая работа: «Со слезами на глазах», «Помним всех поимённо».
  11. Военное фото. Выяснить, какие фотографии сохранились в семьях. Сбор воспоминаний жителей села, сбор фотодокументов. Творческая работа: «Рассказ о боевом пути».
  12. «День грядущий». Современность Улан-Удэ и её жителей. Творческая работа: «Творим историю…»
  13. «Бесталанных людей нет». Встречи с талантливыми земляками, записи на аудио и видео носители. Творческая работа: «Ими славится земля». Презентация.
  14. Экскурс. Экскурсия в городской краеведческий музей.
  15. Поисково-исследовательская деятельность. Знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы. Составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.
  16. Методика подготовки и проведения экскурсий. Знакомство с видами экскурсий, памяткой их проведения. Проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.
  17. «Всё рядом…» Поход – знакомство на места исчезнувших деревень/ живописные уголки. Творческая  работа: «Остановись мгновенье…» - сбор фотоматериала.

.

Список литературы:

  1. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006
  2. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
  3. Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
  4. Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
  5. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
  6. Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005
  7. В.Д. Бахарев, И.Н. Шагдурова. Учебное пособие «История Бурятии», часть 1.
  8. Учебное пособие «История Бурятии». Под редакцией Тармаханова Е.Е. и Намсараева С.Д. часть 2.
  9.  Учебное пособие «История Бурятии XX век». Под редакцией С.Д. Намсараева.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Историческое краеведение «Моя Бурятия»

название программы

Структура

1.

Титульный лист:

1.1.

Образовательная организация

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50

г. Улан-Удэ»

1.2.

Название программы

Историческое краеведение «Моя Бурятия»

1.3.

Срок реализации

2 года

1.4.

ФИО автора, должность

Загдаева Надежда Александровна, учитель истории и обществознания.

1.5.

Территория, год

г. Улан-Удэ, 2019г.

2.

Пояснительная записка:

2.1.

Тип программы

Модифицированная

2.2.

Направленность

Туристско-краеведческая

2.3.

Актуальность

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

2.4.

Цель

воспитание в подрастающем поколении уважения к своим корням.

2.5.

Задачи

Образовательные (предметные): расширение кругозора за счёт ознакомления с культурой, историей, достопримечательностями своей республики и малой родины;

Личностные: принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности;

Метапредметные: овладение навыками написания творческих и исследовательских работ.

2.6.

Отличительные особенности

программы

Является то, что содержание программы составлено с учетом условий  Дома творчества,  в соответствии с оснащенностью материально-технической базой образовательного учреждения, в то же время в соответствии с современными требованиями к программе. Так же, программа позволит обучение в разновозрастных группах, учитывая их первоначальный уровень знаний, умений и навыков. Идея программы заключается не только в развитии творческо-технических способностей обучающихся, но и в возможности предоставления первых шагов  в профессии технической направленности.

2.7.

Возраст детей

11-15 лет

2.8.

Продолжительность занятий

40-45 минут

2.9.

Формы занятий

Лекции, семинары, дискуссии, конференции, занятие-игра, экскурсии.

2.10.

Режим занятий

1 раз в неделю по 1 часу

2.11.

Ожидаемые результаты

Знать: (Предметные: сведения из истории Бурятии; сведения из истории своей школы и из биографии учительского состава; ключевые понятия по темам.

Метапредметные: работать с историческими источниками; уметь брать интервью; оформлять полученные материалы в творческих работах; уметь представлять свою исследовательскую работу

2.12.

Способы определения результативности

Диагностика с помощью методов: наблюдения, тестовая беседа, тестирование, контрольные работы, защита проектов.

2.13.

Формы контроля

Текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

3.

Учебно-тематический план:

3.1.

Перечень разделов, тем

Вводное занятие.

История Бурятии. Геральдика

Топонимика района и республики.

Родословная.

Экскурсии по музеям и историческим местам

Проектно-исследовательская деятельность.

Участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах.

Итоговое занятие.

3.2.

Кол-во часов по темам (теория, практика, всего)

Теория: 37 часа, практика: 35 час;

всего: 72 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательное краеведение для детей старшего дошкольного возраста"

 Программа была создана в 2007 году на основе занятий, проводимых в подготовительных группах детских садов, начиная с сентября 2006 года. Знания профессионального историка-краеведа ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Экологическое краеведение»

Программа «Экологическое краеведение»направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природ...

Дополнительная общеразвивающая программа «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ЗЕМЛИ ТАМБОВСКОЙ »

Краткая аннотация работыВажной задачей современного общества является – воспитание молодого поколения таким образом, чтобы привить ему основные понятия и законы нравственного поведения и любви к...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КРАЕВЕДЕНИЕ»

Цели и задачи программы Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.Программа нацеливает образовательный проце...

Образовательная программа по краеведению. Моя Бурятия.

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» для школьника...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Экологическое краеведение»

Кружок «Экологическое краеведение» является частью реализации программы  по непрерывному экологическому образованию учащихся. Введение в систему дополнительного образования кружка &la...