Возможности развития гибких компетенций (Soft Skills) в рамках освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности
статья

Новикова-Кищук Елена Геннадьевна

В настоящее время особую популярность приобретает деление компетенций на два вида: hard skills (жесткие компетенции/навыки) и soft skills (гибкие или мягкие компетенции/навыки). Тема актуальности развития soft skills компетенций в образовательном процессе обсуждалась, в частности, на V Международной конференции «Школьное образование 21 века: формирование и оценка гибких компетенций», проходившей в августе 2019 года в Москве. Данная статья позволит в первом касании познакомиться с этим понятием, понять как гибкие компетенции реализуются в образовательном процессе на примере объединений художественной направленности в дополнительном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gibkie_kompetentsii_statya.docx54.97 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова-Кищук Елена Геннадьевна,

методист ГБУ ДО ЦДЮТТ

Московского района Санкт-Петербурга

.
Возможности развития гибких компетенций (Soft Skills) в рамках освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ

художественной направленности

Тема компетентностного подхода начала разрабатываться с середины ХХ века, когда во многих странах стали отмечать отставание системы образования от темпов развития науки и производства. Компетентностный подход поначалу разрабатывался в рамках профессионального образования для обучения рабочих на рабочем месте. Речь шла преимущественно об узкопрофильных компетенциях, важных для выполнения конкретной рабочей функции. В дальнейшем область применения компетентностного подхода стремительно расширялась. Последние годы активно разрабатывается тема влияния социально-психологических компетенций на успех специалиста в его профессиональной сфере.

Существует достаточно большое количество классификаций компетенций, отличающихся друг от друга распределением по группам тех или иных практических навыков.

Компетенция и компетентность (определение А.В. Хуторского)

Компетенция, как структурный элемент, рассматривается как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В настоящее время особую популярность приобретает деление компетенций на два вида: hard skills (жесткие компетенции/навыки) и soft skills (гибкие или мягкие компетенции/навыки). Терминология возникла по аналогии с английскими терминами «hardware» - компьютерное железо и «software» - программное обеспечение. Компьютер – это некий материальный объект, который можно ощутить, но без программного обеспечения его работа невозможна. То же можно сказать и о навыках. Казалось бы, для успешной работы достаточно обладать набором узкопрофессиональных навыков, которые специалисты называют «твердыми» или «жесткими» навыками. Однако, часто высокой оплаты и карьерного успеха добиваются не самые лучшие в своей области специалисты, а люди, которые обладают «мягкими» навыками, даже при более слабых «жестких». Поэтому для более подробного рассмотрения была выбрана группа soft skills компетенций.

Условно к hard skills (англ. – «жестким навыки») относят те компетенции, которые важны для выполнения определенной рабочей функции. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции; определить качество обучения и уровень овладения навыком можно с помощью заданий. Примеры таких навыков: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ и т. д. Для специалиста в каждой области это будет свой набор узкопрофессиональных технических знаний и навыков. Развитие этих навыков происходит относительно быстро (при соблюдении базовых критериев: мотивация, обучаемость и т. д.), с гарантированным измеримым результатом.

Soft skills (англ. – «гибкие навыки» или «мягкие навыки») – широкая группа социально-психологических навыков. Это комплекс универсальных (надрофессиональных) навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. Их сложно измерить количественными показателями. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Наличие этих умений будет в равной степени полезно для успеха специалиста любой профессиональной сферы. Список таких навыков может варьироваться в зависимости от стоящих перед конкретным специалистом задач. К таким навыкам можно отнести: коммуникативные, лидерские, навыки презентации, умение вести переговоры, развитый социальный и эмоциональный интеллект, стремление к приобретению новых знаний и саморазвитию, навыки преодоления конфликтов, самоорганизация, навыки убеждения, эффективные способы мышления и многое другое.

Cтать востребованным успешным профессионалом без развития обеих составляющих (жестких и гибких навыков) в наше время сложно.

Жесткие навыки (или soft skills) человек приобретает в процессе обучения какой-либо определенной профессии (учится считать, писать программный код, работать в графических, конструкторских и других программах, работать на станках, шить и т. д.)

С гибкими навыками всё несколько иначе. Они вырабатываются в процессе работы над собой и во взаимодействии с другими людьми. Успех овладения гибкими навыками в значительной степени будет зависеть от того, насколько осознано и целенаправленно человек будет этим заниматься.

Для успеха в конкретной профессиональной сфере жесткие и гибкие навыки должны дополнять друг друга.

В своей статье на тему гибких компетенций В. Шипилов (предприниматель, бизнес-тренер, основатель «SBA University»), предлагает схему «Треугольник развития» качестве иллюстрации.

https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills-01.png

Данная схема показывает, что помимо жестких и гибких навыков, важное значение для развития в социальном и профессиональном плане имеет личность самого человека – его особенности (уровень общительности, эмоциональной стабильности и т. д.), его картина мира, установки по отношению к себе, другим и своей деятельности. То есть совокупность личностных черт и установок по отношению к окружающему миру, людям, успеху, поражениям, целям и так далее. Именно личность человека с её установками является основой для формирования жестких и гибких навыков.

Все эти составляющие имеют значение, в том числе, и при выборе оптимальной профессиональной деятельности.

Рассмотрим немного подробнее гибкие навыки (soft skills компетенции).
Тема актуальности их развития в образовательном процессе обсуждалась, в частности, на V Международной конференции «Школьное образование 21 века: формирование и оценка гибких компетенций», проходившей в августе 2019 года в Москве.

Существует большое количество различных подходов к классификации гибких навыков.

В. Шипилов предлагает следующую (упрощенную) классификацию гибких компетенций по четырем основным направлениям:

  1. Базовые коммуникативные навыки, которые помогают развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими. Эти навыки нужны всем.
  2. Навыки самоорганизации: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы.
  3. Навыки эффективного мышления: управление мыслительными процессами, которые помогают сделать жизнь и работу более системными.
  4. Управленческие навыки, которые требуются людям на том этапе, когда они становятся руководителями любых бизнес-процессов или предпринимателями.

В ГБУДО ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга реализуется несколько дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности, среди которых «Общехудожественное воспитание», «Керамика», «Роспись по дереву», «Иллюстрирование» и др. Они нацелены на развитие творческих способностей и эмоционального мира ребенка через приобщение к искусству и прикладному творчеству. В программах ставятся задачи научить ребенка рисовать, лепить, разбираться в искусстве, создавать качественные продукты в виде картин, иллюстраций, керамических изделий. Почти в каждой программе предусмотрено участие в серьезных конкурсных и выставочных мероприятиях, создание коллективных творческих проектов. Подготовка к этим мероприятиям, эффективная реализация своего творческого потенциала и возможность конструктивно взаимодействовать с окружающими – детьми и взрослыми – во многом зависит от сформированности мягких компетенций или навыков.

Список этих навыков не исчерпывающий. Какие навыки возможно развивать в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности зависит от конкретных целей и задач программы.

Среди компетенций, которые формируются в процессе освоения ДООП наиболее актуальны следующие:

Коммуникация:

  • умение слушать
  • убеждение и аргументация
  • проведение презентаций
  • разрешение конфликтов
  • самопрезентация
  • публичные выступления
  • командная работа
  • нацеленность на результат
  • ориентация на потребности партнера

Управление собой:

  • управление эмоциями
  • управление стрессом
  • управление собственным развитием
  • планирование и целеполагание
  • тайм-менеджмент
  • энтузиазм, инициативность, настойчивость
  • рефлексия
  • использование обратной связи

Мышление:

  • системное мышление
  • креативное мышление
  • логическое мышление
  • критическое мышление
  • поиск и анализ информации
  • выработка и принятие решений
  • проектное мышление
  • тактическое мышление

Управленческие навыки:

  • планирование
  • делегирование
  • мотивирование
  • контроль реализации задач
  • наставничество
  • ситуационное руководство и лидерство
  • подача обратной связи

Как же можно развивать гибкие навыки

Навыки – это действия, которые путем регулярного повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически, без осознания деталей.

Сейчас существует достаточно большое количество литературы и статей, посвященных теме саморазвития. Читать книги и статьи очень полезно – это может стать отличной основой для дальнейшей практической отработки полученных знаний. Главное не останавливаться и переходить к практике. Для выработки навыка требуется практика и время. Такой подход справедлив и для гибких навыков. Многократная отработка определенных действий (защита своей работы перед жюри, работа над общим проектом в группе, совместная подготовка к соревнованиям и т.д.) помогает выработать соответствующий навык.

Можно учиться у других тому навыку, который хотелось бы перенять. Важно создавать для детей такие ситуации, когда они могут обсудить или самостоятельно проанализировать мягкие компетенции. Например, решение конфликтных ситуаций: какие способы для разрешения конфликта использует человек, которого можно взять себе в пример. Как он ведёт себя, что делает, как и о чём говорит и т. д.

Ещё одним эффективным способом является развитие гибких навыков в тренингах. Тренинг может стать одной из интересных и привлекательных для подростков форм занятий. Главное помнить, что тренинг нужно готовить, адаптировать его под количество учащихся в группе, определить,  какие именно навыки будут отрабатываться, и насколько в данный момент они актуальны для участников. И главное (после тренинга) стимулировать применение на практике полученных знаний, без регулярной практики навык не выработается.

В рамках освоения дополнительных образовательных программ, учащиеся могут не только развить определенные жесткие навыки (применение различных графических программ, художественных техник, моделирование, съемка и монтаж видео и многое другое), но и заложить основу для дальнейшего развития гибких компетенций в процессе коллективной работы, подготовки индивидуальных проектов, подготовки к конкурсам, конференциям и соревнованиям. Так, в процессе создания творческой работы в объединениях художественной направленности учащемуся (помимо чисто технических моментов) необходимо придумать сюжет (проявить креативное мышление), продумать композицию, цветовое или пластическое решение, совместно с педагогом определить сроки выполнения (сбор и анализ информации, выработка и принятие решения, планирование, самоорганизация), в случае, когда в работе не всё идет гладко – проявлять настойчивость. Также в процессе работы и после её завершения учащийся может запрашивать обратную связь о результате, учиться воспринимать конструктивную критику. Выполнение совместных проектов помогает развивать навыки командной работы, умение слушать, умение аргументировать свою позицию. Подготовка к участию в конференциях и защите своих работ на очных конкурсах помогает опробовать и закрепить навыки самопрезентации, умение выступать перед аудиторией, контроль своих эмоций. Формирование навыков происходит в безопасной обстановке и под чутким руководством педагогов.

Всё это поможет детям и подросткам лучше узнать и понять себя, научиться владеть своими эмоциями, достигать поставленные цели, понять какие именно компетенции им хотелось бы развивать в себе, осознанно строить свою образовательную траекторию и, возможно, поможет сделать грамотный профессиональный выбор в будущем.

Список источников:

  1. Учебное пособие для ВУЗов «Психология и педагогика», автор Милорадова Н.Г.
    [Электронный ресурс]. Режим доступа:
    https://studfile.net/preview/5874863/page:30/
  2. Статья «Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников», авторы Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М.
    Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017)
    [Электронный ресурс]. Режим доступа:
    http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf 
  3. Статья «Перечень навыков soft-skills и способы их развития», автор В. Шипилов, бизнес-тренер, основатель «SBA University»
    [Электронный ресурс]. Режим доступа:
    https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml
  4. Статья «Что такое hard и soft skills? В чем разница? Что важнее?», автор: Ольга Биккулова, специалист Центра "Гуманитарные технологии"
    [Электронный ресурс]. Режим доступа:
    https://proforientator.ru/publications/articles/chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chem-raznitsa-chto-vazhnee.html
  5. Новостная статья «Международные эксперты обсудили оценку гибких компетенций школьников»
    [Электронный ресурс]. Режим доступа:
    http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=7161
  6. Статья «Гид по soft skills: как развивать ключевые навыки будущего», автор А.Трегер, глава службы разработки сервиса Яндекс.Практикум
    [Электронный ресурс]. Режим доступа:
    https://www.rbc.ru/trends/education/5e8ee8969a7947112c075b68

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"

Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения  детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»

Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Роспись по дереву»

Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей в освоении различных видов росписей и общей культуры личности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации: 3 года обучении (432 часа)...

Развитие творческих способностей детей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Моделирование из соломки»

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях твор...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская художественной лепки и пластики"

Программа технической направленности, по работе с пластичными массами как глина, соленое тесто и т.д....

Дополнительная общеобразовательная Программа художественной направленности «Компьютерная вышивка» Возраст учащихся: 12-14 лет. Автор Четвертакова А.В.

Социально-экономические преобразования в современной жизни диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В связи с этим...