Возможности развития гибких компетенций (Soft Skills) в рамках освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности
статья

Новикова-Кищук Елена Геннадьевна

В настоящее время особую популярность приобретает деление компетенций на два вида: hard skills (жесткие компетенции/навыки) и soft skills (гибкие или мягкие компетенции/навыки). Тема актуальности развития soft skills компетенций в образовательном процессе обсуждалась, в частности, на V Международной конференции «Школьное образование 21 века: формирование и оценка гибких компетенций», проходившей в августе 2019 года в Москве. Данная статья позволит в первом касании познакомиться с этим понятием, понять как гибкие компетенции реализуются в образовательном процессе на примере объединений художественной направленности в дополнительном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gibkie_kompetentsii_statya.docx54.97 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова-Кищук Елена Геннадьевна,

методист ГБУ ДО ЦДЮТТ

Московского района Санкт-Петербурга

.
Возможности развития гибких компетенций (Soft Skills) в рамках освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ

художественной направленности

Тема компетентностного подхода начала разрабатываться с середины ХХ века, когда во многих странах стали отмечать отставание системы образования от темпов развития науки и производства. Компетентностный подход поначалу разрабатывался в рамках профессионального образования для обучения рабочих на рабочем месте. Речь шла преимущественно об узкопрофильных компетенциях, важных для выполнения конкретной рабочей функции. В дальнейшем область применения компетентностного подхода стремительно расширялась. Последние годы активно разрабатывается тема влияния социально-психологических компетенций на успех специалиста в его профессиональной сфере.

Существует достаточно большое количество классификаций компетенций, отличающихся друг от друга распределением по группам тех или иных практических навыков.

Компетенция и компетентность (определение А.В. Хуторского)

Компетенция, как структурный элемент, рассматривается как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В настоящее время особую популярность приобретает деление компетенций на два вида: hard skills (жесткие компетенции/навыки) и soft skills (гибкие или мягкие компетенции/навыки). Терминология возникла по аналогии с английскими терминами «hardware» - компьютерное железо и «software» - программное обеспечение. Компьютер – это некий материальный объект, который можно ощутить, но без программного обеспечения его работа невозможна. То же можно сказать и о навыках. Казалось бы, для успешной работы достаточно обладать набором узкопрофессиональных навыков, которые специалисты называют «твердыми» или «жесткими» навыками. Однако, часто высокой оплаты и карьерного успеха добиваются не самые лучшие в своей области специалисты, а люди, которые обладают «мягкими» навыками, даже при более слабых «жестких». Поэтому для более подробного рассмотрения была выбрана группа soft skills компетенций.

Условно к hard skills (англ. – «жестким навыки») относят те компетенции, которые важны для выполнения определенной рабочей функции. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции; определить качество обучения и уровень овладения навыком можно с помощью заданий. Примеры таких навыков: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ и т. д. Для специалиста в каждой области это будет свой набор узкопрофессиональных технических знаний и навыков. Развитие этих навыков происходит относительно быстро (при соблюдении базовых критериев: мотивация, обучаемость и т. д.), с гарантированным измеримым результатом.

Soft skills (англ. – «гибкие навыки» или «мягкие навыки») – широкая группа социально-психологических навыков. Это комплекс универсальных (надрофессиональных) навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. Их сложно измерить количественными показателями. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Наличие этих умений будет в равной степени полезно для успеха специалиста любой профессиональной сферы. Список таких навыков может варьироваться в зависимости от стоящих перед конкретным специалистом задач. К таким навыкам можно отнести: коммуникативные, лидерские, навыки презентации, умение вести переговоры, развитый социальный и эмоциональный интеллект, стремление к приобретению новых знаний и саморазвитию, навыки преодоления конфликтов, самоорганизация, навыки убеждения, эффективные способы мышления и многое другое.

Cтать востребованным успешным профессионалом без развития обеих составляющих (жестких и гибких навыков) в наше время сложно.

Жесткие навыки (или soft skills) человек приобретает в процессе обучения какой-либо определенной профессии (учится считать, писать программный код, работать в графических, конструкторских и других программах, работать на станках, шить и т. д.)

С гибкими навыками всё несколько иначе. Они вырабатываются в процессе работы над собой и во взаимодействии с другими людьми. Успех овладения гибкими навыками в значительной степени будет зависеть от того, насколько осознано и целенаправленно человек будет этим заниматься.

Для успеха в конкретной профессиональной сфере жесткие и гибкие навыки должны дополнять друг друга.

В своей статье на тему гибких компетенций В. Шипилов (предприниматель, бизнес-тренер, основатель «SBA University»), предлагает схему «Треугольник развития» качестве иллюстрации.

https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills-01.png

Данная схема показывает, что помимо жестких и гибких навыков, важное значение для развития в социальном и профессиональном плане имеет личность самого человека – его особенности (уровень общительности, эмоциональной стабильности и т. д.), его картина мира, установки по отношению к себе, другим и своей деятельности. То есть совокупность личностных черт и установок по отношению к окружающему миру, людям, успеху, поражениям, целям и так далее. Именно личность человека с её установками является основой для формирования жестких и гибких навыков.

Все эти составляющие имеют значение, в том числе, и при выборе оптимальной профессиональной деятельности.

Рассмотрим немного подробнее гибкие навыки (soft skills компетенции).
Тема актуальности их развития в образовательном процессе обсуждалась, в частности, на V Международной конференции «Школьное образование 21 века: формирование и оценка гибких компетенций», проходившей в августе 2019 года в Москве.

Существует большое количество различных подходов к классификации гибких навыков.

В. Шипилов предлагает следующую (упрощенную) классификацию гибких компетенций по четырем основным направлениям:

  1. Базовые коммуникативные навыки, которые помогают развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими. Эти навыки нужны всем.
  2. Навыки самоорганизации: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы.
  3. Навыки эффективного мышления: управление мыслительными процессами, которые помогают сделать жизнь и работу более системными.
  4. Управленческие навыки, которые требуются людям на том этапе, когда они становятся руководителями любых бизнес-процессов или предпринимателями.

В ГБУДО ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга реализуется несколько дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности, среди которых «Общехудожественное воспитание», «Керамика», «Роспись по дереву», «Иллюстрирование» и др. Они нацелены на развитие творческих способностей и эмоционального мира ребенка через приобщение к искусству и прикладному творчеству. В программах ставятся задачи научить ребенка рисовать, лепить, разбираться в искусстве, создавать качественные продукты в виде картин, иллюстраций, керамических изделий. Почти в каждой программе предусмотрено участие в серьезных конкурсных и выставочных мероприятиях, создание коллективных творческих проектов. Подготовка к этим мероприятиям, эффективная реализация своего творческого потенциала и возможность конструктивно взаимодействовать с окружающими – детьми и взрослыми – во многом зависит от сформированности мягких компетенций или навыков.

Список этих навыков не исчерпывающий. Какие навыки возможно развивать в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности зависит от конкретных целей и задач программы.

Среди компетенций, которые формируются в процессе освоения ДООП наиболее актуальны следующие:

Коммуникация:

  • умение слушать
  • убеждение и аргументация
  • проведение презентаций
  • разрешение конфликтов
  • самопрезентация
  • публичные выступления
  • командная работа
  • нацеленность на результат
  • ориентация на потребности партнера

Управление собой:

  • управление эмоциями
  • управление стрессом
  • управление собственным развитием
  • планирование и целеполагание
  • тайм-менеджмент
  • энтузиазм, инициативность, настойчивость
  • рефлексия
  • использование обратной связи

Мышление:

  • системное мышление
  • креативное мышление
  • логическое мышление
  • критическое мышление
  • поиск и анализ информации
  • выработка и принятие решений
  • проектное мышление
  • тактическое мышление

Управленческие навыки:

  • планирование
  • делегирование
  • мотивирование
  • контроль реализации задач
  • наставничество
  • ситуационное руководство и лидерство
  • подача обратной связи

Как же можно развивать гибкие навыки

Навыки – это действия, которые путем регулярного повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически, без осознания деталей.

Сейчас существует достаточно большое количество литературы и статей, посвященных теме саморазвития. Читать книги и статьи очень полезно – это может стать отличной основой для дальнейшей практической отработки полученных знаний. Главное не останавливаться и переходить к практике. Для выработки навыка требуется практика и время. Такой подход справедлив и для гибких навыков. Многократная отработка определенных действий (защита своей работы перед жюри, работа над общим проектом в группе, совместная подготовка к соревнованиям и т.д.) помогает выработать соответствующий навык.

Можно учиться у других тому навыку, который хотелось бы перенять. Важно создавать для детей такие ситуации, когда они могут обсудить или самостоятельно проанализировать мягкие компетенции. Например, решение конфликтных ситуаций: какие способы для разрешения конфликта использует человек, которого можно взять себе в пример. Как он ведёт себя, что делает, как и о чём говорит и т. д.

Ещё одним эффективным способом является развитие гибких навыков в тренингах. Тренинг может стать одной из интересных и привлекательных для подростков форм занятий. Главное помнить, что тренинг нужно готовить, адаптировать его под количество учащихся в группе, определить,  какие именно навыки будут отрабатываться, и насколько в данный момент они актуальны для участников. И главное (после тренинга) стимулировать применение на практике полученных знаний, без регулярной практики навык не выработается.

В рамках освоения дополнительных образовательных программ, учащиеся могут не только развить определенные жесткие навыки (применение различных графических программ, художественных техник, моделирование, съемка и монтаж видео и многое другое), но и заложить основу для дальнейшего развития гибких компетенций в процессе коллективной работы, подготовки индивидуальных проектов, подготовки к конкурсам, конференциям и соревнованиям. Так, в процессе создания творческой работы в объединениях художественной направленности учащемуся (помимо чисто технических моментов) необходимо придумать сюжет (проявить креативное мышление), продумать композицию, цветовое или пластическое решение, совместно с педагогом определить сроки выполнения (сбор и анализ информации, выработка и принятие решения, планирование, самоорганизация), в случае, когда в работе не всё идет гладко – проявлять настойчивость. Также в процессе работы и после её завершения учащийся может запрашивать обратную связь о результате, учиться воспринимать конструктивную критику. Выполнение совместных проектов помогает развивать навыки командной работы, умение слушать, умение аргументировать свою позицию. Подготовка к участию в конференциях и защите своих работ на очных конкурсах помогает опробовать и закрепить навыки самопрезентации, умение выступать перед аудиторией, контроль своих эмоций. Формирование навыков происходит в безопасной обстановке и под чутким руководством педагогов.

Всё это поможет детям и подросткам лучше узнать и понять себя, научиться владеть своими эмоциями, достигать поставленные цели, понять какие именно компетенции им хотелось бы развивать в себе, осознанно строить свою образовательную траекторию и, возможно, поможет сделать грамотный профессиональный выбор в будущем.

Список источников:

  1. Учебное пособие для ВУЗов «Психология и педагогика», автор Милорадова Н.Г.
    [Электронный ресурс]. Режим доступа:
    https://studfile.net/preview/5874863/page:30/
  2. Статья «Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников», авторы Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М.
    Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017)
    [Электронный ресурс]. Режим доступа:
    http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf 
  3. Статья «Перечень навыков soft-skills и способы их развития», автор В. Шипилов, бизнес-тренер, основатель «SBA University»
    [Электронный ресурс]. Режим доступа:
    https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml
  4. Статья «Что такое hard и soft skills? В чем разница? Что важнее?», автор: Ольга Биккулова, специалист Центра "Гуманитарные технологии"
    [Электронный ресурс]. Режим доступа:
    https://proforientator.ru/publications/articles/chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chem-raznitsa-chto-vazhnee.html
  5. Новостная статья «Международные эксперты обсудили оценку гибких компетенций школьников»
    [Электронный ресурс]. Режим доступа:
    http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=7161
  6. Статья «Гид по soft skills: как развивать ключевые навыки будущего», автор А.Трегер, глава службы разработки сервиса Яндекс.Практикум
    [Электронный ресурс]. Режим доступа:
    https://www.rbc.ru/trends/education/5e8ee8969a7947112c075b68

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"

Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения  детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»

Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Роспись по дереву»

Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей в освоении различных видов росписей и общей культуры личности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации: 3 года обучении (432 часа)...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Маленькая страна"

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Маленькая страна" расчитана на детей в возрасте 7-9 лет. Срок реализации программы 1 год....

Развитие творческих способностей детей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Моделирование из соломки»

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях твор...