Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности
методическая разработка на тему

Худякова Ирина Юрьевна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное

 учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

 р.п. Красные Баки Нижегородской области

Обобщение опыта работы

педагога дополнительного образования
Худяковой Ирины Юрьевны

Тема опыта: «Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности»

2016 г.

2 слайд. Тема моего выступления «Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности»

3-4 слайд. Данная тема является темой моей программы самообразования. Программа составлена в 2014 году, с рок реализации программы 3 года.

    Я работаю над этой темой 2 года. Это мотивировано тем, что тема одаренных и талантливых детей является одной из самых интересной и актуальной. Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных творческих способностей. Необходимо приложить немало усилий, чтобы эти дети могли бы своевременно получать более углубленные знания и умения. В 2014 году прошла модуль курсовой подготовки «Работа с одаренными детьми».

    По этой теме я выступала на районном методобъединении с докладом и компьютерной презентацией «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования», участвовала с детьми районных выставках «Творчество: традиции и современность», «Дети. Родина. Творчество», «Краснобаковские кудесники». Мною опубликованы и размещены в социальных сетях различные методические разработки и доклады.

5 слайд. Актуальность этой темы заключается в том, что наше общество испытывает потребность в неординарных творческих личностях, способных формировать его культуру. А раннее выявление и развитие одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

       В системе дополнительного образования решение проблемы одаренности имеет свою специфику и формулируется как проблема создания условий для интеллектуального и творческого роста детей, выявление у них признаков и развития присущих им видов одаренности.

 

 6 слайд.    Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения ребенком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.

            Художественная одаренность – это возможность достижения высоких результатов в области художественного творчества…

      Существует три степени одаренности:

Первая – сверходаренные дети. Таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч;

Вторая – высокоодаренные, или талантливые дети. Их примерно 2-3 %;

Третья – собственно одаренные. Их – 15-25 %.

 Остальные дети входят в пределы нормы. (70 %).

     

         Исследования в области художественной одаренности проводили:

  • Александр Александрович Мелик-Пашаев
  • Владимир Григорьевич Ражников
  • Павел Максимович Якобсон
  • Лев Семенович Выготский
  • Леонид Абрамович Венгер

     Большинству одаренных детей присущи высокая любознательность, исследовательская активность, они обладают отличной памятью и умением широко использовать накопленные знания.

     Но вместе с тем существуют и проблемы одаренных детей:

  • Неприязнь к школе
  • Игровые интересы
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием

      Причинами уязвимости являются:

  • Стремление к совершенству
  • Нереалистические цели
  • Сверхчувствительность
  • Потребность во внимании взрослых.

 Поэтому мною выбраны такие направления работы с одаренными детьми, как

     -- развитие личности одаренных детей

     -- развитие их творческой самостоятельности

     -- развитие их коммуникативных умений.

  7 слайд.  Исходя из этого основной целью моей работы является:

     Создание благоприятных условий для развития обучающихся, одаренных в творческом отношении; расширение возможностей развития индивидуальных и творческих способностей, а так же гармонизация отношений в системах «педагог – одаренный ребенок», «одаренный обучающийся – обучающийся», «одаренный обучающийся – родитель».

       Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

-- выявлять и развивать возможности одаренных детей в различных областях знаний;

-- осуществлять индивидуализацию обучения;

-- реализовывать личностно-ориентированные технологии в обучении;

-- повышать собственную квалификацию.

 8 слайд.   С целью совершенствования работы в августе 2016 года  мною была разработана «Индивидуальная программа по работе с одаренными детьми», где ведущей педагогической идеей стало распределение работы по этапам.

  • 1 этап – наблюдение за детьми и выявление детей с задатками одаренности
  • 2 этап – развитие творческой активности у одаренных детей
  • 3 этап -  педагогическая поддержка одаренных детей.

    В своей работе я часто замечаю, что дети, склонные к высоким результатам, могут не демонстрировать их сразу, но иметь потенциал в любой области творчества. Поэтому первым этапом работы с одаренными детьми должно быть наблюдение и выявление одаренности. Выявление художественной одаренности – дело трудное, так как она всегда находится в движении и может либо набирать силу, либо угасать или даже исчезать безвозвратно, ее очень трудно ухватить как постоянную величину для того, чтобы измерить психологическими тестами. Еще следует учитывать факторы, которые могут препятствовать выявлению одаренности, Это

- застенчивость ребенка

- низкая самооценка

- отсутствие положительной мотивации

- погодные условия.

  9-10 слайд   Методик и тестов по выявлению художественной одаренности детей много. Над разработкой тестовых заданий работают такие выдающиеся психологи и педагоги, как Е.М. Торшилова, А.А. Мелик-Пашаев, П.Торронс, А.И. Савенков и многие другие.

      Помимо тестов можно визуально определить детей с художественной одаренностью. Например

- когда есть свободное время – рисует,

- рисуя, ребенок мыслить нестандартно,

- любит экспериментировать,

- стремится своими руками создать что-то значительное для дома.

     

     11 слайд.   Выявив художественно-одаренных детей, переходим на второй этап работы – создать в творческом объединении такую образовательную среду, которая обеспечила бы возможность развития творческой активности.

       Развитие детской художественной одаренности есть раскрытие творческого потенциала личности ребенка посредством включения его в художественно-творческую деятельность, обретения им эстетической культуры, собственного художественно-эстетического мира и себя как художника-творца. В моем плане работы важное место занимают экскурсии по Интернет-ресурсам, где обучающиеся знакомятся с новыми техниками плетения и изготовления различных поделок. Это повышает работоспособность детей, активизирует их интерес к творчеству.

       И третий этап включает в себя необходимость развить в одаренном ребенке психологию лидера. Он должен не стесняясь показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, уметь самостоятельно работать по собственному замыслу.  Педагогическую поддержка осуществляется через художественную, психологическую и социальную помощь. Благоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить «природный дар» в выдающийся талант.

      Приоритетной формой работы для себя я выбрала работу малых творческих групп, что дает хорошую возможность каждому ребенку реализовать себя, имея максимум внимания со стороны педагога.

12 слайд.  Частичкой моего личного вклада в новизну педагогического образования является: разработка и публикация  методических материалов с презентациями «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» (выступление на РМО), «От истоков до наших дней», «Формирование толерантности у детей», мастер-классы «Снежинка», «Фантазийное дерево», «Русалка», разработка сценариев воспитательных мероприятий.

13 слайд. Результативность.

- Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.

- Развитие потенциала детей

- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности

- Создание образовательных программ и методических разработок.

14 слайд. Для выполнения задач мною проведены:

- проводились воспитательные мероприятия,

- творческие занятия с целью выявления одаренных детей,

- беседы с целью ознакомления с различными видами творчества,

- наблюдения с целью выявления работоспособности детей через практические действия.

      На основе полученных результатов разработаны мастер-классы по различным поделкам.

15 слайд. Опыт профессиональной деятельности по выявлению и развитию художественной одаренности у детей может быть использован педагогами дополнительного образования, классными руководителями, работающими с детьми.

     И в заключение своего выступления хочу сказать, что занятия художественным творчеством активизируют интеллектуальную деятельность детей, положительно влияют на успеваемость в школе, повышают общую креативность ребенка, развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности.

      Поэтому я желаю, чтоб в наших творческих объединениях было как можно больше художественно – одаренных детей.

16 слайд.   Использованная литература.          

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"

Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения  детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...

«Формирование основ ЗОЖ в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно- спортивной направленности».

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интерес...

Художественная одарённость, её выявление и развитие в рамках реализации общеобразовательных программ художественной направленности.

Самая существенная задача - увидеть в признаках одаренности у детей то, что относится к свойствам возраста и является происходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит уко...

Развитие творческих способностей детей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Моделирование из соломки»

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях твор...

Апробация проектно - исследовательской технологий на основе разработки интеллект карты (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Земля у нас одна» )

В основе лежит создание  научного общества обучающихся на площадкеМБУ ДО «Еткульский РДДТ»Работа НОУ началась с организациигидрометеорологического поста на реке Чумляк(с.Калачево, Етк...

Возможности развития гибких компетенций (Soft Skills) в рамках освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности

В настоящее время особую популярность приобретает деление компетенций на два вида: hard skills (жесткие компетенции/навыки) и soft skills (гибкие или мягкие компетенции/навыки). Тема актуальности разв...

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЁННОСТЬ. ЕЁ ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В данной статье речь пойдёт о проблемах диагностики художественной одарённости и о методах её выявления в рамках реализации программ дополнительного образования художественной направленности. Автор ст...