РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «По странам и континентам» 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Курс «По странам и континентам» входит в состав внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_po_stranam.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25/11

ПРИНЯТО

решением методического совета

МАОУ СОШ № 25/11

Протокол заседания  № «___»___2018 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

МАОУ СОШ № 25/11

от «____»_______2018 №_____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«По странам и континентам»

    5   класс

2018г


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по данному курсу «По странам и континентам» для 5 классов разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  •  Областным законом «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 г. № 26-ЗС
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Образовательной программой МАОУ СОШ № 25\11 на 2017 - 2018 учебный год
  • Положением МАОУ СОШ № 25\11 «О рабочих программах учителей-предметников»

Планирование по курсу «По странам и континентам» составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программе основного общего образования

       Программа курса внеурочной деятельности «По странам и континентам» направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. В помощь обучающимся в освоении общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду и  выработки  своего индивидуального опыта жизнедеятельности в ней учитывается важность  использования  педагогического потенциал социального окружения.

       Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

Следовательно, данный курс реально востребован в педагогической практике, соответствует современным целям, задачам, логике развития образования, социально-образовательному заказу и проводимой политики в области образования Российской Федерации

Рабочая программа курса

Форма организации: кружковые занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.). Внеурочная деятельность включает проведение часов общения, просмотров и обсуждений кинофильмов, сюжетно-ролевых игр. Программа «По странам и континентам» составлена в целях реализации требований ФГОС ООО к достижению метапредметных результатов. Согласно основной образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 25/11, курс «По странам и континентам» входит в состав внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, одному из пяти направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. нравственного и патриотического содержания, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, туристско-краеведческих экспедиций, социально-значимых проектов, акций, национально-культурных праздников, встреч с интересными людьми; КТД; творческих и исследовательских проектов.

Срок реализации программы:1 год (5 класс).

Цели, задачи изучения курса внеурочной деятельности «По странам и континентам», 5 класса

Цели курса:  

  • Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного страноведческого курса раздела;
  • сформировать творчески развитую личность школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры;

Задачи:

        Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.

        Познакомить детей с традициями и обычаями изучаемого народа.

        Дать представление о жизни человека: жилище, одежда, быт.

        Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.

        Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;  

        Побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

        Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

        Создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

  1. Планируемые результаты изучения курса «По странам и континентам»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения программы «По странам и континентам», является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально-критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результами освоения программы «По странам и континентам», являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  

- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-  умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения программы «По странам и континентам», являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Учащиеся будут иметь представление:

- о различных видах достопримечательностей;

- о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;

- об уровне жизни в различных государствах;

- о традициях и обычаях населения стран мира;

- о ценностях культуры данной страны.

Учащиеся должны знать:

- формирование политической карты мира;

- виды достопримечательностей;

- примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.

Учащиеся должны уметь:

- работать с различными источниками информации;

- разбираться в вопросах определения достопримечательностей

- работать на компьютере.

Учащиеся будут иметь опыт:

- сотрудничества, взаимопомощи;

- самостоятельного выбора будущей профессии;

- общения в процессе учебной деятельности.

Конечным результатом реализации курса внеурочной деятельности «По странам и континентам» являются две промежуточные практические работы и одна итоговая – на последнем занятии, где учащийся выполняет роль экскурсовода по объектам природного и культурного наследия мира.

III. Содержание курса внеурочной деятельности 5 класс (34 часа)

№ п/п

темы

(раздела)

Содержание темы (раздела)

Основные виды деятельности обучающихся

(формируемые УУД)

Планируемые формы занятий

Раздел 1. География - НАУКА (1 ч.)

История формирования географической науки.

Проблемно-ценностное общение

Час общения. Самостоятельный поиск информации

Раздел 2. Земля и её изображение

(2 ч.)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Ориентирование на местности

Проблемно-ценностное общение

Социальное творчество

Игровая

Познавательная

Беседы.  Просмотр и обсуждение видеоматериала, сообщения.  

Работа над проектами:

«Первые карты Эратосфена», «Изобретение компаса», «Космические снимки»

Раздел 3. История географических открытий

(11 ч.)

Экспедиция Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики». Путешественники древности. Морские путешествия викингов. Путешествие Марко Поло в Китай. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Плавание Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. История открытия Австралии Джеймсом Куком. Русские путешественники и первопроходцы. Беллинсгаузен и Лазарев: открытие Антарктиды.

Проблемно-ценностное общение

Игровая

Познавательная

Беседы.

Сообщения

Показательные выступления, Работа над общим проектом «Атлас несуществующих земель и загадочных карт».

Раздел 4. Путешествие по планете Земля (19 ч.)

Мировой океан

Тайны глубин Мирового океана;

Океания – острова, затерянные в океане. 

Евразия – музей природы

Россия - путешествия по стране. 

Китай - что он дал миру и чем удивляет сейчас.

Индия - таинственная и неповторимая 

Загадочная Африка

Природные рекордсмены Африки

Северная Америка – знакомый незнакомец

США – страна, не имеющая государственного языка.

Канада - вторая по площади страна мира

Мексика - страна контрастов

Южная Америка – материк чудес

В дебрях Амазонки. Бразилия.

Аргентина. Тайны Огненной Земли.

Чили.  Остров Пасхи: загадки истории.

Перу. По следам цивилизаций.

Австралия - страна-материк.

Национальные парки Австралии. Большой барьерный риф.

Антарктида - ледяной купол планеты.

Обитатели ледяных пустынь.

Проблемно-ценностное общение

Познавательная

Туристско-рекреационное проектирование

Просмотр и обсуждение видео путешествий. Час общения. Работа с документами.

Сюжетно-ролевые игры духовно-нравственного содержания. Презентации, творческие проекты.

Работа с ресурсами сети Интернет.

Защита творческих проектов: «Страна, в которой я мечтаю побывать», «Этот континент меня удивил», «Южная Америка (любой другой материк) на страницах журнала «Вокруг

света»».

Раздел 5. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (1 ч.)

Туристско-рекреационный потенциал Земного шара

Проблемно-ценностное общение

Игровая

Познавательная

Игра-викторина «Клуб путешественников»

IV. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«По странам и континентам»,

5 класс - 34 часа

№ п/п темы

(раздела)

Название темы (раздела)

Количество часов

1

География - НАУКА

1

2

Земля и её изображение

2

3

История географических открытий

11

4

Путешествие по планете Земля

19

5

Туристско-рекреационный потенциал Земного шара

1

КТП

Календарно-тематическое планирование

5 класс 34 часа

№ п/п темы

(раздела)

Дата проведения занятия

Название темы (раздела)

план.

факт.

Раздел 1. География - НАУКА (1 ч.)

История формирования географической науки.

Раздел 2. Земля и её изображение (2 ч.)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли.

Ориентирование на местности

Раздел 3. История географических открытий (11 ч.)

Экспедиция Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики».

Путешественники древности.

Морские путешествия викингов.

Путешествие Марко Поло в Китай.

Хождение за три моря Афанасия Никитина.

Васко да Гама и открытие морского пути в Индию.

Плавание Христофора Колумба.

Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана.

История открытия Австралии Джеймсом Куком.

Русские путешественники и первопроходцы.

Беллинсгаузен и Лазарев: открытие Антарктиды.

Раздел 4. Путешествие по планете Земля (19 ч.)

Тайны глубин Мирового океана;

Океания – острова, затерянные в океане.

Евразия – музей природы

Россия - путешествия по стране.

Китай - что он дал миру и чем удивляет сейчас.

Индия - таинственная и неповторимая

Загадочная Африка

Природные рекордсмены Африки

Северная Америка – знакомый незнакомец

США – страна, не имеющая государственного языка.

Канада - вторая по площади страна мира

Мексика - страна контрастов

Южная Америка – материк чудес

В дебрях Амазонки. Бразилия.

Аргентина. Тайны Огненной Земли.

Чили.  Остров Пасхи: загадки истории.

Перу. По следам цивилизаций.

Австралия - страна-материк. Большой барьерный риф.

Антарктида - ледяной купол планеты.

Обитатели ледяных пустынь.

Раздел 5. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (1 ч.)

Туристско-рекреационный потенциал Земного шара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика" для 5-6 классов

Рабочая программа по информатике составлена для 5-6 классов на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ВАЖНОЕ О ВАЖНОМ» 5 класс социальное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, обще...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности" Коррекционно- развивающие занятия". 7 класс, ( вариант 2)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности" Коррекционно- развивающие занятия".  7 класс, ( вариант 2)...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Робототехника» для 3-4х классов

Программа внеурочной деятельности рассчитана на два года обучения общим объёмом 68 часов при нагрузке 1 учебный час в неделю на учащихся 3-4 классов. Срок реализации программы 2 года....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 6-7 класс 2 часа в неделю

Занятия  внеурочной деятельностью по математике в 6-7 классах являются важнейшим средством для пробуждения у людей нового видения окружающего нас мира. Они направлены на развитие  логическог...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика для 9 класса 2 часа в неделю

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Эрудит» соответствует:• Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки Росс...