"Особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности, методические особенности организации педагогической деятельности"
статья

Булдакова Вероника Юрьевна

В своем учреждении я имею опыт работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, и в своем докладе затрону такие аспекты как: особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности и поделюсь методическими особенностями организации педагогической деятельности. Данный материал рекомендуется для работы педагогам с особенными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_psihologicheskogo_razvitiya_detey_s_noda.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребностей детей, методические особенности организации педагогической деятельности».

Подготовила -

 педагог дополнительного образования

 Булдакова В.Ю.

МКУДО «Центр детского творчества»

 г. Железногорск, 2020 год

В Концепции развития дополнительного образования детей поставлена задача по разработке и внедрению адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, что отвечает требованиям государственной политики в сфере инклюзивного образования.

Таким образом, дополнительное образование как система имеет все необходимые качества для успешного «входа» детей с ОВЗ. Для этого оно должно стать более доступно, чем общее и профессиональное образование, а значит, и востребовано детьми с ОВЗ. Более того, на законодательном уровне к системе дополнительного образования предъявлены требования к обеспечению равных возможностей для обучения детей с ОВЗ по программам дополнительного образования, что должно активизировать деятельность организаций дополнительного образования по увеличению охвата этих детей.

В своем учреждении я имею опыт работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, и в своем докладе затрону такие аспекты как: особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности и поделюсь методическими особенностями организации педагогической деятельности.

Категория детей с НОДА - неоднородная по составу, но у всех ведущим является двигательный дефект - задержка в формировании, недоразвитие или утрата двигательных функций.

   

Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.

        Двигательные нарушения у детей имеют различную степень выраженности:

тяжелая степень – ребенок не может овладеть навыками ходьбы, элементарными навыками самообслуживания.

средняя степень - неуверенная походка, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, палочек и т.п.). Навыки самообслуживания сформированы частично.

легкая степень – передвигаются самостоятельно, полностью себя обслуживают, однако могут наблюдаться нарушения походки, недостаточно ловкие и замедленные движения, снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

Двигательное развитие.

Когда мы анализируем двигательное развитие, мы обращаем внимание на общую моторику, артикуляционную моторику и функциональные возможности кистей и пальцев рук.

У многих детей с НОДА наблюдается:

  • нарушение зрительно-моторной координации;
  • ограниченность, осторожность движений;
  • нарушения равновесия и координации движений;
  • недостаточная дифференцированность движений пальцев рук;
  • оптико-пространственные нарушения;
  • затруднения в определении правой и левой стороны тела;
  • трудности в самообслуживании; трудности в приобретении трудовых навыков.

       

Психическое развитие.

Когда мы диагностируем психическое развитие, то, если это дошкольники, безусловно, в первую очередь мы говорим о развитии познавательной деятельности. Со школьниками очень важна и эмоционально-волевая, и личностная сфера. При этом у ребенка с высоким интеллектом может быть очень много проблем с развитием эмоционально-волевой сферы и особенностями личности.  И наоборот.

         Нарушения психической деятельности при ДЦП включает в себя:

  • нарушения познавательной деятельности;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы;
  • нарушения личности.

У детей с двигательными нарушениями наблюдается:

  • замедленность восприятия;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • нарушение тактильного и мышечно-суставного чувства;
  • оптико-пространственные нарушения (трудности в восприятии формы, размера);
  • трудности в узнавании предметов на ощупь;
  • задержка формирования целостного представления о предмете;
  • нарушения зрения (до 25% случаев);
  • недостаточность слухового восприятия, нарушения слуха (до 25% случаев).

Мы можем говорить, что у детей с НОДА:

  • низкая концентрация внимания, рассеянность;
  • повышенная отвлекаемость;
  • сниженный объем внимания и памяти;
  • сниженная избирательность и распределение внимания;
  • низкая переключаемость.
  • недостаточность слуховой памяти;
  • низкий объем долговременной памяти;
  • трудности запоминания словесного материала;
  • отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения;
  • низкая мыслительная активность в процессе воспроизведения.

Для мышления детей с опорно-двигательными нарушениями характерно:

  • ограниченный запас знаний и представлений об окружающем;
  • замедленность, в ряде случаев инертность мыслительных процессов;
  • задержка овладения мыслительными операциями;
  • недостаточность временных представлений;
  • пространственные понятия усваиваются с трудом;
  • недостаточная форсированность наглядно-действенного, образного и словесно-логического мышления;
  • трудности в установлении причинно-следственных связей;
  • недостаточность организационно-операционной стороны мыслительной деятельности;
  • низкая умственная работоспособность;
  • трудности в усвоении письма, чтения, счета.

Особенности деятельности детей с НОДА.

В учебной деятельности отмечаются:

  • низкая общая организованность;
  • нарушение целенаправленности деятельности;
  • низкая познавательная активность;
  • низкая умственная работоспособность;
  • низкая учебная мотивация, отсутствие интереса к занятиям;
  • низкая работоспособность, уход от трудностей;
  • низкий самоконтроль.
  • нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию и т.д.;
  • бедность сюжетов, узость тематики.

В игровой деятельности у детей с двигательными нарушениями отмечаются:

  • поздние сроки формирования действий с предметами;
  • замедленный темп формирования и несовершенство предметных действий;
  • бедное содержание игровых сюжетов;
  • схематизм игровых и практических действий;
  • стереотипность;
  • трудности взаимодействия со сверстниками;
  • трудности в организации совместной игры.

     

Речевое развитие.

       

Характерными проявлениями речевых расстройств являются:

  • нарушения артикуляционной моторики;
  • задержка в развитии речи;
  • преобладание пассивного словаря над активным;
  • низкая речевая активность;
  • нарушения звукопроизношения.

Для детей с НОДА также характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. Важно отметить, что эти проявления очень разнородны, среди них могут встречаться следующие отклонения:

  • повышенная эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность;
  • робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы;
  • колебания настроения;
  • плаксивость, капризность, раздражительность;
  • недоразвитие эмоциональных форм общения;
  • инфантилизм, эгоцентричность;
  • неадекватная самооценка;
  • упрямство, негативизм;
  • наличие протестных реакций, агрессия;
  • полное безразличие, равнодушие, безучастное отношение к окружающим;
  • благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию.

Физический недостаток существенно влияет на их социальную позицию.

  • осознание своей неполноценности
  • пассивность, пониженная мотивация к деятельности
  • страхи, связанные с передвижением и общением
  • нарушения социальных контактов.
  • отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость;
  • наивность суждений
  • иждивенческие установки, зависимость от окружающих, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности;
  • обидчивость, впечатлительность, замкнутость.

      К большому сожалению, все эти особенности формируются в результате неправильного воспитания, условий жизни, отношения окружающих и негативно отражаются на их взаимоотношениях с окружающими, в частности, возникает повышенная зависимость от родителей!

Поэтому очень важно тем, кто работает с такими детьми иметь базовые знания об особенностях психологического развития детей с НОДА, знать их особые образовательные потребности.

Специальные образовательные условия для детей с НОДА

    В первую очередь необходимо создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное развитие, социальную адаптацию и личностную реализацию.

    В образовательной организации должны быть созданы специальные материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения организации, их пребывания, а также обучения и воспитания (пандусы, съезды на тротуарах, лифты, поручни, специальные санузлы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

Специальное оборудование:

- средства, облегчающие самообслуживание детей;

- мебель, соответствующая потребностям ребенка;

 - специальные технические средства для оптимизации процесса работы на занятии.

Специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания

Наша образовательная организация реализовывает адаптированные образовательные программы.

Адаптированная программа для детей с НОДА разрабатывается самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.

Примерные адаптированные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста размещены на сайте http://fgosreestr.ru/   Министерства образования и науки РФ.

Дети с нарушениями ОДА обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам с учетом особых образовательных потребностей (в соответствии с ФГОС варианты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4).

        

Ребенок с НОДА требует от педагога больше внимания в случае выраженных двигательных нарушений, поэтому наполняемость группы должна быть меньше.

Для успешности обучения используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.

Практические методы и приемы обучения:

  • постановка практических и познавательных задач;
  • целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;
  • дидактические игры;
  • создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

Наглядные методы:

  • обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
  • наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
  • рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

  • речевая инструкция, беседа, описание предмета;
  • указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
  • вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
  • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

Содержание занятий определяется в зависимости от структуры речевых, двигательных нарушений для каждого обучающегося индивидуально.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов.

      Формирование представлений о себе, своих возможностях происходит на практических занятиях художественного ремесла и художественного творчества. На занятии используются специфических инструментов (ножниц, крючок вязальный, бокорезы, кисточки и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Но необходимо учитывать применение безопасного оборудовании и приспособлений.

Использование различных форм и методов организации учебной работы с детьми с НОДА

Информационные методы — беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, Интернет-сети, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи;

Практические действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;

Побудительно-оценочные методы - педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...

Методические особенности организации исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии и занятиях по декоративно-прикладному искусству

Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования.  С каждым годом всё большее число...

Особенности работы по развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями.

Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Обучение ребёнка будет зависеть так же от его врождённой, генетической предрасположенности,...

Особенности комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями....

Изучение психологических особенностей детей с разными образовательными потребностями

Дети с особыми образовательными потребностями – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и конечн...

Основы исследовательской и консультационно-просветительской деятельности педагогов по организации обучения, воспитания и развития общей культуры детей с особыми образовательными потребностями

В методических рекомендациях представлены инновационные разработкиМОУ «Кизильская школа № 1» по организации обучения, воспитания и развитияобщей культуры детей с особыми образовательными п...