Особенности психологического развития детей в подростковом возрасте
статья по психологии (10 класс)
Подростковый возраст — один из самых сложных и ответственных этапов в жизни человека. Обычно он охватывает период от 11 до 17 лет и сопровождается значительными изменениями как в теле, так и в психике ребёнка. Это время активного поиска себя, формирования мировоззрения, переоценки авторитетов и стремления к самостоятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психологического развития детей в подростковом возрасте
Подростковый возраст — один из самых сложных и ответственных этапов в жизни человека. Обычно он охватывает период от 11 до 17 лет и сопровождается значительными изменениями как в теле, так и в психике ребёнка. Это время активного поиска себя, формирования мировоззрения, переоценки авторитетов и стремления к самостоятельности.
Одной из ключевых особенностей подросткового возраста является формирование личной идентичности. Ребёнок начинает задаваться вопросами: "Кто я?", "Чего я хочу?", "Как меня воспринимают окружающие?". Он стремится к самовыражению, пробует новые роли, меняет стиль одежды, интересы и круг общения. При этом повышается чувствительность к мнению сверстников, что может привести как к стремлению быть «как все», так и к демонстративному противопоставлению себя окружающим.
Важной чертой этого периода является эмоциональная нестабильность. Из-за гормональных изменений подростки часто испытывают резкие перепады настроения, повышенную раздражительность, обострённую обидчивость. Они склонны к максимализму: всё воспринимается либо как очень хорошее, либо как крайне плохое. Родителям и педагогам в это время особенно важно проявлять терпение и понимание, чтобы сохранить доверие и эмоциональный контакт.
Также происходит интенсивное развитие абстрактного мышления. Подростки начинают рассуждать о морали, справедливости, смысле жизни. Однако, несмотря на интеллектуальный рост, они ещё не всегда умеют предвидеть последствия своих поступков, склонны к импульсивности и риску, особенно в стремлении доказать свою зрелость.
Социальные отношения также претерпевают изменения. Авторитет родителей может снизиться, а на первое место выходят друзья и романтические симпатии. При этом сохраняется внутренняя потребность в поддержке семьи, даже если внешне подросток демонстрирует независимость.
В целом, подростковый возраст — это период становления личности, который сопровождается внутренними противоречиями и внешними конфликтами. Успешное прохождение этого этапа во многом зависит от того, насколько взрослые смогут быть рядом, сохраняя уважение, внимание и готовность к диалогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Большинство исследователей в области коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности в...

Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
характеристика двигательного развития детей 5 -7 лет и здоровьесберегающие технологии, применяемые в ДОУ...

ОСОБЕННОСТИ ПСОХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенн...

Особенности развития детей старшего подросткового возраста
Особенности развития детей старшего подросткового возраста...
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста.
Особенности физиологического и психологического развития детей младшего школьного возраста....
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста.
Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста....

"Особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности, методические особенности организации педагогической деятельности"
В своем учреждении я имею опыт работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, и в своем докладе затрону такие аспекты как: особенности психологического развития детей с НОДА, образователь...
