Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием
методическая разработка по психологии по теме

Большинство исследователей в области коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста  приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности всеми специалистами дошкольного учреждения в ходе коррекции заикания: учителя-логопеда, воспитателей группы, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, не включая, однако, в этот список педагога-психолога (Леонова С.В. «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников»; Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенская Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”;Чевелёва Н.А. «Преодоление заикания у детей»; Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников», Миронова С.А. программа «Обучение и воспитание заикающихся дошкольников»).

 Специфика работы педагога-психолога заключается в содействии всестороннему развитию личности дошкольника, через создание максимально комфортных условий пребывания ребёнка в детском саду, позволяющих в полной мере реализоваться способностям и возможностям ребёнка, сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к достижениям.

Становится непонятным, как можно проводить коррекционные мероприятия по преодолению такого сложного речевого нарушения, как заикание, накладывающего отпечаток на формирование личности ребёнка-дошкольника,  не учитывая возможную пользу от привлечения к работе педагога-психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul.doc275 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 67 «Медвежонок» комбинированного вида»

Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Опыт работы педагога-психолога

в   форме    информационно-

педагогического        модуля

Бурминской Ирины Валерьевны

Домашний адрес:  г. Северодвинск,

б-р Строителей,  д. 5,  кв. 255

г. Северодвинск

2011 г.


Информационно-педагогический модуль – 1

Актуальность

Речь занимает особое место в системе психических функций человека. Изучение онтогенеза детской речи показывает её огромную роль в психическом развитии ребёнка, поскольку формирование мышления, когнитивных функций и становление личности тесно связаны с появлением и развитием речевой деятельности. Как и любая другая функциональная система, речь оказывается наиболее восприимчивой к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного формирования. Повышение темпа жизни, увеличение эмоциональных перегрузок, существование запретов на внешнее проявление негативных эмоций, недостаточная рефлексивность эмоциональной сферы детей, внутрисемейные неурядицы способствуют повышению эмоционального напряжения у детей. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. В связи с этим в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с нарушениями  речи, недоразвитием психических функций и процессов.

Статистика показывает, что в 2000 году количество людей страдающих таким речевым нарушением, как заикание превысило 5 млн. человек.  Поэтому в последние годы заикание относят к одному из самых распространённых расстройств речи.

В общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. Чем больше проходит времени от начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект, и влечёт за собой изменение в психике ребёнка (болезненные переживания, страх перед речью).

Работа по преодолению заикания в условиях дошкольного учреждения носит ряд особенностей. Многолетний опыт работы учёных и дефектологов, специалистов по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста  (Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П., Л.Н.Смирнова, С.В. Леонова и др.) показал, что использование только логопедических приёмов не даёт положительного результата, необходим комплексный подход к лечению. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы.

 В связи с актуальностью данной проблемы и вариантами её решения мы определили тему исследования – «Особенности организации психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (заикание)».

Целью работы по данному направлению стала разработка плана-программы психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
  2. определить направления и сферу деятельности педагога-психолога в системе коррекционных мероприятий по преодолению заикания у детей дошкольного возраста;
  3. подобрать методики для диагностики и выявить уровень сформированности психических функций у старших дошкольников с заиканием;
  4. разработать план-программу психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи;
  5. проверить эффективность проделанной работы.

Информационно-педагогический модуль – 2

Теоретическая интерпретация опыта

2.1. Сущность опыта

Обеспечение грамотного психологического сопровождения позволяет по существу определить выбор средств и приёмов коррекционного воздействия до начала и в процессе работы; позволяет оценить эффективность и дать рекомендации по окончании коррекционного этапа.  

2.2. Теоретическая база опыта

Разработка плана-программы по психологическому сопровождению коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи обусловлена необходимостью поиска наиболее оптимальных методов и приемов повышения эффективности  коррекционной работы по преодолению заикания.

М.М.Семаго, кандидат психологических наук, в статье "Сопровождение – это…", опубликованной в еженедельнике "Школьный психолог" (2003. № 35), пишет: "Каких-либо конкретных технологических разработок в области сопровождения я, например, не встречал. Более того, методология комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка и его семьи в образовательном пространстве, а также методология сопровождения образовательного процесса, насколько мне известно, пока еще не разработаны". М.М.Семаго подчеркивает, что "Качественными критериями эффективности сопровождения являются нахождение ребенка в индивидуально-адаптивной зоне образовательных воздействий и динамический контроль показателей адаптации".

В настоящее время тема психологического сопровождения компенсирующих групп для детей с заиканием остается разработанной не в полной мере. Недостаточно данных об особенностях и формах работы педагога-психолога с данной категорией детей в условиях дошкольного учреждения. Соответственно, чётко не определенны направления и сфера деятельности педагога-психолога в ходе сопровождения коррекционного процесса.

Сложность такой речевой патологии как заикание заключается в том, что оно, затрудняя свободное речевое общение ребёнка с окружающими людьми, и невыгодно отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на всё поведение ребёнка, на всю его личность.  Большинство исследователей в области коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста  приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности всеми специалистами дошкольного учреждения в ходе коррекции заикания: учителя-логопеда, воспитателей группы, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, не включая, однако, в этот список педагога-психолога (Леонова С.В. «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников»; Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенская Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”; Чевелёва Н.А. «Преодоление заикания у детей»; Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников», Миронова С.А. программа «Обучение и воспитание заикающихся дошкольников»).

 Специфика работы педагога-психолога заключается в содействии всестороннему развитию личности дошкольника, через создание максимально комфортных условий пребывания ребёнка в детском саду, позволяющих в полной мере реализоваться способностям и возможностям ребёнка, сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к достижениям.

Становится непонятным, как можно проводить коррекционные мероприятия по преодолению такого сложного речевого нарушения, как заикание, накладывающего отпечаток на формирование личности ребёнка-дошкольника,  не учитывая возможную пользу от привлечения к работе педагога-психолога.

2.3. Новизна

  1. Определена роль педагога-психолога в системе коррекционных мероприятий по преодолению заикания у дошкольников.
  2. Подобраны методики для изучения особенностей развития психических функций  у детей с заиканием.
  3. Разработана и апробирована план-программа психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи.  Предлагаемый материал учитывает направления и сферы деятельности педагога-психолога в ходе сопровождения коррекционного процесса,  задачи программы развития дошкольного учреждения.

2.4. Продуктивность опыта

Работа педагога-психолога в направлении организации психологического сопровождения коррекционного процесса по преодолению заикания позволила упростить выбор средств и приёмов коррекционного воздействия до начала и в процессе работы с детьми. Созданный план-программа даёт возможность  в короткие сроки организовать психологическое сопровождение детей с заиканием.  

Эффективность коррекционных мероприятий с заикающимися детьми во многом определяется совместной  работой специалистов, воспитателей и родителей. В соответствии с этим, определены основные сферы  деятельности  педагога-психолога в системе сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с ТНР (заикание):

–психологическое сопровождение развития и воспитания детей;
–психологическое сопровождение воспитателей и специалистов;
–психологическое сопровождение родителей.

Выделены направления работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием:  

  1. Развитие эмоциональной компетентности
  2. Развитие коммуникативной компетентности
  3. Развитие познавательной сферы; подготовка к обучению в школе.

Это обеспечивает положительную динамику в виде гармонизации эмоционально-аффективной сферы, повышения коммуникативной и эмоциональной компетентности детей, развития психических функций. Что в свою очередь способствует повышению эффективности логопедической работы, создает благоприятные предпосылки для удовлетворения эмоциональных и интеллектуальных потребностей ребенка.

2.5. Адресная направленность, возможность внедрения

Данный опыт может быть использован психологами, учителями-логопедами, воспитателями, дошкольных учреждений, где ведётся работа по коррекции заикания у дошкольников.

Перспективность данного опыта в том, что предлагаемый  план-программа  разработан с учётом особенностей детей дошкольного возраста, а значит, является достаточно универсальным и может быть предложен  педагогам и специалистам, работающим с детьми с различными нарушениями речи.

Информационно-педагогический модуль – 3

Структурная схема работы педагога-психолога в направлении организации психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание)

3.1 Психологическое сопровождение

Структура работы

Оценочный этап

Коррекционно-развивающий этап

Установочный этап

Диагностический

этап

3.2 Содержание работы педагога-психолога с детьми

      Психодиагностика (наблюдение за адаптацией, начальная диагностика , диагностика по запросу воспитателей и специалистов в течении учебного года,  итоговая диагностика)

 

Сопровождение непосредственно образовательной деятельности (по запросу администрации, специалистов и воспитателей групп)

Коррекционные мероприятия (реализуется через совместную деятельность,  при необходимости  через индивидуальную работу)

3.3 Содержание работы педагога-психолога с воспитателями и родителями

Беседы

(по итогам психодиагностики, в ходе коррекционной и развивающей работы)

Информирование

(консультации, информационные стенды, анкетирование, вопросники)

Занятия–практикумы

(цикл образовательно-игровых занятий для родителей будущих первоклассников)

Консультирование

(индивидуальные и групповые консультации в соответствии с годовым планом и по запросу)

Совместный анализ работы

(ПМП консилиумы, совещания специалистов)

Создание картотеки игр

3.4 Содержание работы педагога-психолога по организации взаимодействия с  учителем-логопедом

Контрольный диагностический срез, оценка эффективности работы, совместный анализ.

Сбор анамнестических данных, диагностика детей на начало учебного года.

Взаимное информирование, консультирование, беседы в течение учебного года.

Комплектование подгрупп детей (учитывая результаты начальной диагностики, логопедический диагноз и год обучения).

Корректировка коррекционных и развивающих программ в соответствии с этапами работы и рекомендациями учителя-логопеда.

Определение формы работы с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная), родителями, воспитателями.

Информационно-педагогический модуль – 4

Структура

работы педагога-психолога в направлении организации психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание)

4.1.  Диагностический этап

Диагностический инструментарий

Цель обследования: выявление особенностей развития психических функций  у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

Задачи:

– подобрать методики для диагностики уровня развития психических функций  у детей старшего дошкольного возраста с заиканием, учитывая задачи программы развития дошкольного учреждения;

– создать необходимые условия для обследования;

– осуществить исследование уровня развития психических функций  у детей старшего дошкольного возраста с заиканием;

– провести качественный и количественный анализ результатов обследования.

Методика обследования носит комплексный характер. Диагностический блок варьируется в зависимости от возраста детей и направления работы. Используются:

  1. для проведения психологического обследования детей дошкольного возраста (4-6 лет):

«Методическое руководство по оценке психического развития  ребёнка», автор  Н.Я.Семаго;

  1. для диагностики школьной готовности детей дошкольного возраста (6-7 лет);

«Методика определения школьной готовности», автор Ясюкова Л.А.;

  1. (при необходимости) для оценки внутрисемейных отношений, общего  эмоционального состояния ребёнка:

проективные методики - «Рисунок семьи», «Семья животных», «Несуществующее животное» (источник: Венгер А.Л. «Психологическое консультирование и диагностика», часть 2, изд. Генезис, 2001 г.); «Кактус» (источник: Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет»);

  1. (при необходимости) для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, осознанных или неосознанных желаний, потребностей и притязаний, страхов, опасений и отвержений ребенка, проявляющихся в его поведении (дополнительно):

проективные методики «Метаморфозы», «Три желания», автор Жаклин Руайер, модификация  

Н.Я.Семаго;  тест «Сказка», автор Луиза Дюсс.

Исследование осуществлялось на базе МДОУ ЦРР «Детский сад №8 «Лесная сказка» города Северодвинска с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (заикание). Обследование проходило в индивидуальной и групповой форме (в соответствии с требованиями и инструкциями к диагностическому материалу). Для анализа результатов использованы авторские критерии оценок.

Анализ результатов начальной диагностики развития психических функций и компонентов школьной готовности в разновозрастной группе для детей  с заиканием показал, что 40% детей (6-7 лет, II год обучения в группе) не готовы к школьному обучению на начало учебного года, 40% детей – условно готовы и всего лишь 20% - готовы к школе;  14,3%  детей (5-6 лет, I год обучения в группе) имеют низкий уровень развития психических процессов, у 28,6% детей уровень развития психических процессов ниже среднего, у 28,6% детей – средний,  и выше среднего уровня также у  28,6% детей.

Результаты диагностики таких психологических характеристик как произвольность, коммуникабельность и самостоятельность показали, что у 33,3% детей низкий уровень развития произвольного поведения и коммуникативных навыков, 25% детей с заиканием оказались на низком уровне по развитию самостоятельности. 

На основе полученных в ходе обследования данных был сделан вывод о необходимости проведения работы по развитию познавательной сферы и компонентов школьной готовности, развитию эмоциональной компетентности и коммуникативных навыков.

4.2.  Установочный этап

Цель: Познакомить участников коррекционного процесса со значимостью и особенностями предстоящей работы.

Задачи:

  1. Разработать план-программу работы с группой;
  2. Определить направления  работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием, их родителями, воспитателями;
  3. Познакомить воспитателей и родителей с результатами психодиагностики, а также с целями и задачами работы  педагога-психолога с детьми с заиканием.

Формы работы:

  1. Консультации для воспитателей:
  1. «Сохранение психического здоровья детей в условиях детского сада и семьи»;

В содержании консультации были освещены следующие вопросы:

-сущность, компоненты психического здоровья детей дошкольного возраста;

-факторы, влияющие на психологическую атмосферу в семье; представлена классификация стилей воспитания  ребёнка в семье, неправильные типы воспитания;

-факторы, способствующие сохранению психического здоровья детей во время непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов.

  1. «Приёмы развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением речи»

В содержании консультации раскрыты этапы развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (диагностика состояния общей и мелкой моторики; упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для развития зрительно-моторной координации).

2.  Анкетирование родителей с целью оптимизации работы педагога-психолога с родителями.

3. Выступления на родительском собрании на тему «Презентация деятельности педагога-психолога в компенсирующее группе для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание)».

Выступление носило информационный характер. Семьи были ознакомлены с психологическими особенностями детей с заиканием. Раскрыта важность своевременной работы по оказанию психологической помощи детям и роли родителей в развитии психических функций ребёнка-дошкольника.

Данная информация побудила значительную часть родителей занять конструктивную позицию по отношению к ребёнку, у них повысилось чувство ответственности за качество обучения, они активно включились в коррекционный процесс.

  1. Индивидуальные консультации для воспитателей и родителей с целью уточнения, конкретизации и разъяснения полученной на общих мероприятиях информации.

Разработка плана-программы психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием  (приложение)

Развитие речевой деятельности тесно связано с формированием мышления, когнитивных функций и становления личности ребёнка в целом. Заикание влияет не только на развитие психических процессов. В случае, когда мы имеем дело с комбинированным дефектом (заикание, ФФНР, ОНР) у детей наблюдается общая эмоциональная  незрелость, затруднения произвольной регуляции. Что позволяет отнести детей данной категории к группе риска по социальной и школьной дезадаптации.

Поэтому разрабатывая план-программу работы с детьми старшего дошкольного возраста желательно сочетать коррекционные мероприятия, направленные на развитие познавательной сферы и компонентов школьной готовности с развитием эмоциональной компетентности и коммуникативных навыков.

В плане-программе представлена работа, направленная на развитие познавательной сферы и компонентов школьной готовности, развитие эмоциональной компетентности и коммуникативных навыков детей с заиканием. Также выделена работа по обеспечению психологической поддержки воспитателей и родителей воспитанников.

Предлагаемый материал систематизирован с учётом  этапов коррекционно-логопедической работы по преодолению заикания.

4.3.  Коррекционно-развивающий этап

Цель: Апробировать систему мероприятий в направлении психологического сопровождения детей с заиканием с учётом разработанного плана-программы.

Задачи:

  1. Развивать познавательно-интеллектуальную, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
  2. Повышать результативность работы.

Формы работы с детьми.

Психологическая  работа осуществлялась через систему игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, психических функций, а также подготовку детей к школе, которые включались в непосредственно образовательную и совместную деятельность. В случае необходимости (по результатам диагностики, по запросу педагогов, родителей) проводились индивидуальные занятия с использованием  элементов  арт-терапии  с  целью гармонизации эмоционально-волевой сферы детей.  

Формы работы с педагогами и родителями

На протяжении всего коррекционно-развивающего этапа велась систематическая работа с воспитателями группы и родителями детей, которая включала в себя: «Психологический калейдоскоп» (круглые  столы  для  родителей  по  обмену  опытом  с         применением  мультимедийных  технологий), выставки детских работ, совместные мероприятия детей с родителями с использованием продуктивных методов деятельности, «Видеозал  для родителей» (мультимедийные презентации ознакомительного и обучающего характера), рекламные стенды (с размещением афиш, поздравлений, благодарностей и т.д.).

Анализ результатов анкетирования позволяет судить о высокой эффективности использования в  работе с семьёй тренинговых занятий, поэтому был разработан цикл  образовательно-игровых занятий для родителей будущих первоклассников, рассчитанный на несколько встреч (одно занятие в месяц).  Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Тематика встречи  выбирается по степени актуальности на каждом конкретном коррекционном этапе. Также в течение учебного года проводились  индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия для воспитателей; создана картотека игр, размещены статьи на актуальные темы в родительском уголке.

Данные мероприятия способствовали повышению уровня знаний и практических умений у педагогов и родителей, что повысило результативность работы.

4.4  Оценочный этап

Цель: Проверить эффективность работы, проведённой с учётом разработанного плана-программы.

Задачи:

  1. Определить уровень сформированности коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, психических функций, а также школьной готовности.
  2. Проанализировать результаты работы.
  3. Нацелить родителей и воспитателей на дальнейшее сотрудничество.

Формы работы:

  1. Повторная диагностика.
  2. Родительское собрание по подведению итогов совместной работы
  3. Анализ результатов работы на психолого-медико-педагогическом консилиуме специалистов дошкольного учреждения.

Анализ результатов повторного обследования детей свидетельствуют о возросшем уровне сформированности компонентов школьной готовности, психических функций, повышении уровня коммуникативной и эмоциональной компетентности.

Результаты показали, что 100% детей (6-7 лет) готовы к обучению в школе, у 16,7% детей (5-6 лет)уровень развития психических функций соответствует уровню выше среднего, у 50% детей – средний уровень, и лишь у 33,3% детей –ниже среднего уровня. Низкий уровень развития психических функций не показал никто из обследуемых детей. Также в ходе повторного психодиагностического обследования выявлена позитивная динамика  в развитии таких психологических качеств как произвольность, коммуникабельность и самостоятельность.

 Психологическая работа с педагогами и родителями  способствовала обогащению педагогического опыта и повышению их психологической компетентности.

 Это подтверждает эффективность разработанного плана-программы по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста с заиканием  и доказывает необходимость проведения данной работы со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса в целях профилактики социальной и школьной дезадаптации детей.

Библиография

  1. Абелева И.Ю.  Если ребенок заикается - М., 1969.
  2. Быстрова Г.А. и др. Логопедия в диалогах. – СПб. 2004.
  3. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. – М., 2005.
  4. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников. – СПб. 2006.
  5. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.
  6. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М., 1993.
  7. Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребёнка», СПб, Союз, 1997 г.
  8. Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей», СПб, Союз, 1994 г.
  9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т.М. «Чудеса на песке», Практикум по песочной терапии. СПб, Речь, 2005г.
  10. Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет», Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов, изд. Гном и Д.,2001 г.
  11. Калинина Р.Р.  «Тренинг развития личности дошкольника» / занятия, игры, упражнения / СПб. Речь, 2001 г.
  12. Катаева Л.И, Серия Психологическая служба,  «Работа психолога с застенчивыми детьми», изд. Книголюб, 2004 г.
  13. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. – М., 2009.
  14. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. – М., 2004.
  15. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб. 2001.
  16. Максаков А. Н., Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М., 1988.
  17. Одинцова М.С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону, 2000.
  18. Павалаки И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1996 г.
  19. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб., 2004.
  20. Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009.
  21. Романов А.А. Серия Игровая терапия для детей и взрослых

       «Направленная игротерапия агрессивности у детей»,Москва, Романов, 2001  г.

  1. Рождественская В.И., Павлова А.И. Игры и упражнения для исправления заикания. – М., 1978.
  2. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 2000.
  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. « Организация и содержание деятельности психолога специального образования» Методическое пособие,Москва, изд. АРКТИ, 2005 г.
  4. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Помогите ребёнку преодолеть заикание. – М., 2009.
  5. Соловьёва Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. – СПб, 2002.
  6. Степанова О.А. Методическое пособие. Серия  Игровые технологии «Профилактика школьных трудностей».Творческий центр Сфера, Москва, 2003 г.
  7. Хухлаева О.В. Серия Психологическая работа с детьми, «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет: психологические игры, упражнения, сказки», Москва, Генезис, 2003г.
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова – М., 1990.
  9. Чевелёва Н.А.  Преодоление заикания у детей. Пособие для логопедов и воспитателей групп. – М. 2001г.
  10. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. – М., 2005.
  11. Ясюкова Л.А. Методическое руководство, «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация», СПб, Иматон, 1997г.

Приложение


Приложение                                      Схема учёта результатов тестирования 2010-2011 уч.год              группа № 10 (компенсирующая, заикание, ОНР)

на начало учебного года

п/п

возраст

результаты выполнения  диагностического задания

заключение

  1

       2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

 10

 11

 12

 13

1

Максим

подг

ср

сл

сл

х

ср

в

ср

сл

п

ср

п

ср

сл

х

не  готов

2

Галя

подг

х

ср

сл

х

ср

в

х

ср

ср

п

сл

ср

сл

сл

не готова

3

Настя

подг

ср

ср

сл

ср

сл

х

п

сл

ср

х

сл

п

ср

ср

усл. готов

4

Влад

подг

ср

х

х

х

ср

в

ср

ср

х

п

ср

ср

сл

в

усл. готов

5

Данила

подг

ср

ср

ср

ср

ср

х

ср

сл

х

ср

ср

ср

сл

ср

готов

Итог:

Патол.

-

-

-

-

-

-

1

-

1

2

1

1

-

-

40%-не гот.

Слаб.

-

1

3

-

1

-

-

3

-

-

2

-

4

1

40%-усл.г

Сред.

4

3

1

2

4

-

3

2

2

2

2

4

1

2

20%-готов

Хорош.

1

1

1

3

-

2

1

-

2

1

-

-

-

1

Выс.

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

-

-

-

1

  1. речевое развитие; 2- визуальное мышление: линейное, структурное; 3- понятийное интуитивное мышление; 4- понятийное логическое мышление; 5- речевое мышление; 6- образное мышление;7- абстрактное мышление; 8- скорость переработки информации; 9- внимательность; 10- зрительно-моторная координация; 11- кратковременная речевая память;12- кратковременная зрительная память; 13- тревожность. В - высокий уровень, х - хороший, ср- средний,  сл- слабый,  п - уровень патологии.

Личные качества. Общие данные на начало  уч.года (кол-во - %):

                    уровень

параметры

I

II

III

произвольность

2(33,3%)

5(83,3%)

-

коммуникабельность

2(33,3%)

4(66,6%)

1(16,6%)

самостоятельность

-

6(100%)

-

Дата___________________                                                      Педагог-психолог_______________________ (Бурминская И.В.)

Приложение            Схема учёта результатов тестирования 2010-2011 уч.год  (контрольный срез) группа № 10 (компенсирующая, заикание, ОНР)

п/п

Ф.И. тестируемого

возраст

результаты выполнения  диагностического задания

заключение

  1

       2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

 10

 11

 12

 13

1

Максим

подг

ср

ср

сл

ср

ср

выс

ср

сл

ср

хор

сл

ср

ср

хор

готов

2

Галя

подг

хор

сл

ср

хор

хор

выс

хор

ср

ср

ср

сл

ср

ср

ср

готова

3

Настя

подг

ср

хор

ср

сл

ср

хор

ср

сл

хор

хор

ср

ср

ср

ср

готова

4

Влад

подг

хор

ср

ср

хор

ср

выс

ср

хор

ср

ср

выс

хор

ср

ср

готов

5

Данила

подг

хор

хор

ср

ср

ср

выс

ср

ср

хор

ср

ср

ср

хор

хор

готов

6

Алёша

старш.

ср

ср

ср

хор

хор

выс

хор

ср

хор

ср

сл

хор

ср

хор

готов

Итог:

Патол.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Всего:

Слаб.

-

1

1

1

-

-

-

2

-

-

3

-

-

-

Не готов    -

Сред.

3

3

5

2

4

-

4

3

3

4

2

4

5

3

Усл.готов  -

Хорош.

3

2

-

3

2

1

2

1

3

2

-

2

1

3

Готов - 6 (100%)

Выс.

-

-

-

-

-

5

-

-

-

-

1

-

-

-

  1. речевое развитие; 2- визуальное мышление: линейное, структурное; 3- понятийное интуитивное мышление; 4- понятийное логическое мышление; 5- речевое мышление; 6- образное мышление;7- абстрактное мышление; 8- скорость переработки информации; 9- внимательность; 10- зрительно-моторная координация; 11- кратковременная речевая память;12- кратковременная зрительная память; 13- тревожность. В - высокий уровень, х - хороший, ср- средний,  сл- слабый,  п - уровень патологии.

Личные качества. Общие данные на конец  уч.года (кол-во - %):

                    уровень

параметры

I

II

III

произвольность

-

4(66,6%)

2(33,3%)

коммуникабельность

-

2(33,3%)

4(66,6%)

самостоятельность

-

1(16,6%)

5(83,3%)

Дата___________________                                                      Педагог-психолог_______________________ (Бурминская И.В.)

Приложение                                              Схема учёта результатов тестирования детей                                  группа №10 (с заиканием)

                                       старшего дошкольного возраста на начало учебного года (2010-2011 уч.год)

                                                     (методика Семаго Н.Я., Семаго М.М.)

Имя ребёнка

Сенсорное развитие

Память

Мышление

Воспр-е

Вним-ть

Итог

цвет

форма

велич.

верб.

зрит.

искл.

класс.

1

Маша

выс

выс

выс

в.ср.

в.ср.

ср

ср

выс

ср

выше ср.

2

Родион

ср

н.ср.

ср

ср

н.ср.

ср

ср

ср

ср

средний

3

 Данил

выс

н.ср.

выс

н.ср.

ср

ср

ср

ср

н.ср.

средний

4

 Матвей

ср

н.ср.

ср

н

н

н.ср.

ср

в.ср

н.ср.

ниже ср.

5

 Костя

н

н.ср.

ср

н.ср.

н.ср.

н.ср.

ср

ср

н.ср.

ниже ср.

6

Алёша

ср

выс

выс

ср

ср

в.ср.

ср

выс

выс

выше ср.

7

 

Рома

н

н.ср.

ср

н

н.ср.

н

н.ср.

н.ср.

н

низкий

н-2

н.ср.-0

ср.-3

в.ср.-0

выс.-2

н-0

н.ср.-5

ср.-0

в.ср.-0

выс.-2

н-0

н.ср.-0

ср.-4

в.ср.-0

выс.-3

н-2

н.ср.-2

ср.-2

в.ср.1

выс.-0

н-1

н.ср.-3

ср.-2

в.ср.-1

выс.-0

н-1

н.ср.-2

ср.-3

в.ср-.1

выс.-0

н-0

н.ср.-1

ср.-6

в.ср.-0

выс.-0

н-0

н.ср.-1

ср.-3

в.ср.-1

выс.-2

н-1

н.ср.-3

ср.-2

в.ср.-0

выс.-1

Низкий-1 (14,3%)

Ниже ср.-2 (28,6%)

Средний-2 (28,6%)

Выше ср.–2 (28,6%)

Высокий - 0

Личные качества. Общие данные на начало  уч.года (кол-во - %):

                    уровень

параметры

I

II

III

произвольность

3 (42,8%)

4(57,1%)

-

коммуникабельность

2 (28,6%)

4(57,1%)

1(14,3%)

самостоятельность

3 (42,8%)

4(57,1%)

-

Дата_________________________                                                           Педагог-психолог___________________(Бурминская И.В.)

Приложение                                    Схема учёта результатов тестирования детей                                 группа №10 (с заиканием)

                           старшего дошкольного возраста на конец учебного года 2010-2011 уч.год

                                                      (методика Семаго Н.Я., Семаго М.М.)

Фамилия ребёнка

Сенсорное развитие

Память

Мышление

Воспр-е

Вним-ть

Итог

цвет

форма

велич.

верб.

зрит.

искл.

класс.

1

Маша

выс

выс

выс

в.ср.

в.ср.

в.ср.

в.ср.

выс

ср

выше ср.

2

Родион

в.ср.

в.ср.

в.ср.

ср

н.ср.

в.ср.

ср

ср

ср

средний

3

Данил

выс

в.ср.

выс

в.ср..

ср

ср

ср

ср

н.ср.

средний

4

Матвей

ср

в.ср.

ср

ср

н

ср

ср

в.ср

н.ср.

средний

5

Костя

ср

ср

ср

н.ср.

н.ср.

ср

н.ср

ср

н.ср.

 ниже ср.

6

Рома

ср

ср.

ср

н.ср.

н.ср.

н.ср.

н.ср.

ср.

н.ср.

ниже ср.

н-0

н.ср.-0

ср.-3

в.ср.-1

выс.-2

н-0

н.ср.-0

ср.-2

в.ср.-3

выс.-1

н-0

н.ср.-0

ср.-3

в.ср.-1

выс.-2

н-0

н.ср.-2

ср.-2

в.ср.2

выс.-0

н-1

н.ср.-3

ср.-1

в.ср.-1

выс.-0

н-0

н.ср.-1

ср.-3

в.ср-2

выс.-0

н-0

н.ср.-2

ср.-3

в.ср.-1

выс.-0

н-0

н.ср.-0

ср.-4

в.ср.-1

выс.-1

н-0

н.ср.-4

ср.-2

в.ср.-0

выс.-0

Низкий -0

Ниже ср.-2(33,3%)

Средний-3(50%)

Выше ср.-1(16,7%)

Высокий -0

Личные качества. Общие данные на конец  уч.года (кол-во - %):

                    уровень

параметры

I

II

III

произвольность

-

6(100%)

-

коммуникабельность

-

5(83,3%)

1(16,6%)

самостоятельность

-

6(100%)

-

Дата_________________________                                                           Педагог-психолог___________________(Бурминская И.В.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...

Методические рекомендации Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста

Отношения в коллективе детей самая актуальная тема на сегодняшний день. Среди детей встречаются и конфликтные дети, которые создают много проблем. Я думаю, что эти рекомендации помогут в какой-то мере...

Методические рекомендации Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста

Отношения в коллективе детей самая актуальная тема на сегодняшний день. Среди детей встречаются и конфликтные дети, которые создают много проблем. Я думаю, что эти рекомендации помогут в какой-то мере...

Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

характеристика двигательного развития детей 5 -7 лет и здоровьесберегающие технологии, применяемые в ДОУ...

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Главные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки в рамках реализации ФГОС

Цель психолого-педагогогического сопровождения развития ребенка в условиях предшкольной подготовки - это оценка уровня готовности к школьному обучению....