Главные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки в рамках реализации ФГОС
статья по психологии

Пестерева Наталья Юрьевна

Цель психолого-педагогогического сопровождения развития ребенка в условиях предшкольной подготовки - это оценка уровня готовности к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pestereva.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пестерева Н.Ю.
(педагог-психолог, МБОУ «Лицей «Бригантина», Заринск)

Главные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки в рамках реализации ФГОС

Аннотация

Одна  из наиболее актуальных задач в настоящее время – модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы. Поступление  в  школу  -  новый  этап  в  жизни  ребенка,  чрезвычайно  ответственный  как  для  самого  ребенка,  так  и  для  его  родителей.  Практический  опыт  психологического  обследования  детей  показывает,  что  далеко  не  все  дети  всесторонне  подготовлены  к  безболезненному  и  успешному  вхождению  в  учебную  деятельность  в  школе.                                Отечественными  и  зарубежными  психологами  признается  тот  факт,  что  эффективным  школьное  обучение  может  быть  только  в  том  случае,  если  будущий  первоклассник  обладает   нужными  и  достаточными  для  обучения  качествами.        Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в условиях предшкольной подготовки является оценка уровня готовности к школьному обучению.

Ключевые слова: предшкольная подготовка, психолого-педагогическое сопровождение, психологическая готовность.

Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина [2].                        Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.                                 Второй всплеск интереса возник в 1983 году — после знаменитого решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.                                                        Особенность сегодняшней ситуации в системе дошкольного образования в том, что она претерпевает ряд изменений, обуславливающих внедрение инноваций в практику воспитания детей дошкольного возраста.                                                                        Идея предшкольного обучения рассматривается как способ и средство психологической и интеллектуальной подготовки детей к школе, а также создание условий для получения образования максимально большим количеством детей.                                                 На успешную адаптацию детей предшкольного возраста к условиям учебной деятельности в школе влияют различные факторы: возрастные и индивидуально-психологические особенности, физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе (интеллект, мотивация учения, желание учится, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организовывать поведение и деятельность, развитие психофизиологических функций, уровень умственной и познавательной активности), физический и психологический возраст к началу систематического обучения, отношения с учителями и одноклассниками, микроклимат в семье, а также его личностные качества и основные параметры психического развития [1, с.22].                                                                                Работа в нашем лицее, строится с учётом современных требований, направлена не только на обучение, но и на развитие личности, на диалоговую форму общения взрослого и ребёнка, развитие коммуникативных навыков и адаптивных способностей, к которым мы относим в первую очередь все аспекты психологической готовности ребенка к школе.                                                                                Психологическая готовность к школе — это итог всестороннего развития личности ребенка 6-7-летнего возраста, который представляет собой структуру взаимосвязанных элементов: мотивационного (внутренняя позиция школьника), волевого (способность подчинять свои действия правилу), интеллектуального (наличие внутреннего плана действия, сформированность знаковой функции сознания и т.д.) [1, с. 28].                                                                                                Я, работая с детьми в условиях предшкольной подготовки на базе нашего лицея, как педагог-психолог, использую для оценки психолого-педагогической готовности детей к школе программу М.М. Семаго и Н.Я. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».                                                                 Предъявляемые в ней задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом [2].                Актуальность данной  диагностической программы заключается в том, что она выявляет именно те качества и функциональные способности ребенка, поступающего в первый класс, без которых невозможно его успешное усвоение программного материала.        

Методика включает выполнение 5 заданий, каждое из которых имеет свою цель: задание № 1. «Продолжи узор», задание № 2. «Сосчитай и сравни», задание № 3. «Слова», задание № 4. «Шифровка», задание № 5. «Рисунок человека».                                                                Конечным результатом являются оценки за выполнение пяти заданий и корректирование оценки учетом поведенческих особенностей ребенка в процессе диагностики. Поведенческие особенности отражаются на листе наблюдений.                                                                 Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням — в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы:

1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе.                

2-й уровень. Условная готовность к началу обучения.        

3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения.                                

4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения [2].        

Детям, получившим в результате обследования 3 или 4 уровень, предлагается пройти дальнейшее более подробное обследование с целью выявления и корректировки проблемных зон, либо если возраст ребенка и время позволяет, то родителям предлагается еще год более активно заниматься с детьми и достичь более высокого уровня психологической готовности к школе.

Библиографический список

  1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст]: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева. — М : ВЛАДОС, 2001. – 132 с.
  2. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: программа и методические рекомендации / Н. Семаго, М. Семаго [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?id=200300904 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Большинство исследователей в области коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста  приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020учебный год....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...