ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
статья

Безрукова (Мальцева) Татьяна Алексеевна

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее актуальности для ребенка в дальнейшем. Поэтому главным условием для решения данной проблемы выступает взаимодействие семьи и детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezrukova_t.a.statya.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И  СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Безрукова Татьяна Алексеевн, воспитатель

Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

«Центр развития ребенка - детский сад № 35 «Родничок»

г. Губкина Белгородской области

Введение. В условиях стремительного развития и изменений в различных сферах современной действительности, подрастающему поколению предстоит освоить новую картину мира, складывающуюся, в частности, из экономики. Именно в старшем дошкольном возрасте формируются первоначальные элементарные экономические представления. Так как именно этот возраст является сензитивным периодом развития внимания, памяти, мышления, речи, формированием творческих представлений, инициативности, самостоятельности, а также экономической социализации. Тем самым мы подготавливаем ребенка к экономному,  бережному, умеющему честно трудиться и получать деньги трудоспособному человеку. Первый экономический опыт ребенок приобретает в семье, поэтому воспитателям дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять изучение основ финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с родителями.

Актуальность. Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее актуальности для ребенка в дальнейшем. Поэтому главным условием для решения данной проблемы выступает взаимодействие семьи и детского сада.

Цель: представить результаты совместной работы педагога и родителей в вопросах проблемы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также определить дальнейшие пути работы по развитию экономической культуры детей.

Для того чтобы достичь поставленной цели по экономическому воспитанию дошкольников старшего возраста необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать совместно с родителями экономическое мышление детей;
  • познакомить с элементарными экономическими категориями и терминами (потребность, деньги, банк, семейный бюджет, цена, стоимость и т.д.)
  • воспитывать первоначальные навыки экономического характера в быту (как можно экономить воду, электричество, рациональное использование продуктов питания, бережное отношение к окружающим вещам и т.д.);
  • побуждать здоровый интерес к деньгам.

Для того, чтобы выяснить как родители относятся к развитию экономического воспитания своих детей был проведен опрос в формате анкетирования («Мой ребенок в мире экономике»). В ходе анализа полученных результатов пришли к выводу, что большинство родителей поддержали  идею взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в формировании экономического воспитания детей и  ее полезность для морально-экономического становления  личности ребенка.  Правда, некоторые родители посчитали, что обучение финансовой грамотности лучше начинать, когда ребенок пойдет в первый класс, то есть тогда, когда его это непосредственно коснется.

В ходе родительского собрания «Мир финансовой грамотности» раскрыли более подробно идею программы экономического воспитания детей, ее цели, задачи, содержание, и какую роль играет семья в решении данного вопроса. Главной задачей собрания являлось показать родителям, что только тесное взаимодействие семьи воспитанников и воспитателя поможет выработать общий подход, а также обеспечить последовательность в изучении основ финансовой грамотности, в обучении и развитии самого ребенка. Кроме этого, рассказали, что мы вкладываем в понятие «экономика», и тем самым обеспечили себя их поддержкой.

Воспитателями были разработаны консультации для родителей по финансовой грамотности, картотека дидактических игр по повышению уровня экономического воспитания в домашних условиях, оформление стенда для доступности информации.

Так как дошкольник познает мир вокруг себя через игровую деятельность, то игра выступает основной формой обучения детей дошкольного возраста.  Для развития экономического мышления и повышения уровня финансовой грамотности  в процессе образовательной деятельности использовали различные виды игр: сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие профориентации ребенка («банк», «магазин» и т.д.) с ознакомлением таких понятий, как зарплата, цена, стоимость, деньги; игры – путешествия, квесты, дидактические и т.п.  

Для  проведения занятий по знакомству детей с различными профессиями и  с трудом взрослых, воспитатель ознакомился с профессиями, увлечениями родителей своих воспитанников. Впоследствии родители принимали участие в образовательном процессе, а именно наглядно в группе продемонстрировали, кем они работают. На очередном собрании в формате круглого стола мы объяснили родителям, что значение труда в жизни детей, многообразие профессий возможно только при условии непосредственного участия и их помощи. Главное отметить, что у ребенка должен сформироваться здоровый интерес к работе, труду. Для этого родителям следует чаще рассказывать детям о позитивных сторонах своей работы, чем они гордятся.

В ходе знакомства с профессиями родителей, выяснилось, что один из них работает администратором в сбербанке. Поэтому совместно с воспитателем была организована экскурсия в сбербанк, где дети познакомились с работой терминала и должностями работников этой сферы.

Одним из основных этапов программы по экономическому воспитанию дошкольников является знакомство детей с таким понятием, как «деньги», «финансы». Дети с интересом знакомятся с данным явлением, поскольку современный ребенок уже с малых лет  регулярно сталкивается с ним.  В процессе занятий, выяснили, что большинство детей имеют копилки, а самыми притягательными для них деньги - монеты. Поэтому в группе с помощью родителей, был создан уголок «Монетный двор». В котором собраны не только современные монеты и времен СССР, но и старинные зарубежные монеты (цент, франк). Благодаря данному мини-музею ребята наглядно могут видеть, как изменчив наш мир.

Полезным для формирования экономического мышления старших дошкольников, стало знакомство с таким понятием, как «бюджет». Воспитатель рассказал детям, что бюджет составляется из заработанных денег членов его семьи, поэтому его еще называют «семейный бюджет».  Совместно с родителями в рамках данной программы детям дали базис для становления правильной, здоровой экономии.

Еще один важный путь приобщения детей к семейной экономике – посещение магазина. В ходе родительского собрания, родителям было предложено дома перед походом в магазин, вместе с ребенком, составить список продуктов, вещей первой необходимости, рассчитать приблизительно сумму затрат.  Данное упражнение научит детей рационально использовать имеющиеся средства.

Следующим этапом формирования экономического воспитания стало знакомство детей с понятиями «продукт» и «реклама». Уточнили, что эти два понятия неразделимы, какую роль играет реклама при продаже того или иного продукта, всегда ли можно верить рекламе. Родители дома провели беседу с детьми, что бывает не только телереклама. Рассказали случаи, когда они пользовались услугами рекламного агентства, например, при продаже квартиры или какой-нибудь вещи, в продвижение своего продукта и т.п.

Для закрепления данной темы  в группе поиграли в сюжетно-ролевую игру «Рекламное агентство», где дети окунулись с головой в новые, современные для них профессии. А  в качестве итогового занятия по этой тематике каждая семья со своим ребенком должны были придумать свой продукт, эмблему (марку) и прорекламировать его.

Завершающим этапом в обучении и формировании экономической культуры детей старшего дошкольного возраста, является воспитание полезных привычек. Что это значит? Полезные экономические привычки – это навыки и умения, которые облегчают нашу с вами повседневную жизнь, например, правильная экономия, разграничение вещей, продуктов первой необходимости, умение копить, откладывать на свои нужды и т.д.  

Также нами была подобрана литература, которую родители могли читать своим детям, дали план анализа обсуждения прочитанного. Совместно с родителями в группе пополняли библиотеку, для повышения уровня экономического воспитания.

Помимо этого в дошкольном учреждении по работе формирования финансовой грамотности детей проводились экономические праздники, конкурсы, но самым любимым мероприятием, как для детей, так и для взрослых стало проведение экономических ярмарок. На таких ярмарках дети со своей семьей создавали товары, устанавливали цену, торговались.

Таким образом, формирование экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста является важной составляющей личностного развития ребенка. В воспитании экономической культуры выступают в тесном взаимодействии два социальных института – семья и дошкольное учреждение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей 5-7 лет/ Е. А. Блискавка. – Москва, 2019. – 80 с. – Текст: непосредственный.
  2. Воронина, М. М. Дидактические материалы к занятиям по экономике для детей 5-7 лет: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2018. – 184 с. – Текст: непосредственный.
  3. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата/ О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 220 с. – Текст непосредственный.
  4. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/ А. А. Смоленцева. – Спб., 2018.- 85 с. – Текст: непосредственный.
  5. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т. А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с. -  Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».

МБДОУ «Детский сад «Мастерок» Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня». Учитель-л...

План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня".

План по самообразованиюКультурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (2011-2012 г.г.)Учитель-логопед: Рогалева Наталья А...

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослы...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ.

Материал  взят  с  сайта«Социальная  сеть  работников  Образования»,подготовленмузыкальным  руководителемВидовой Н.Г....

Сообщение из опыта работы "Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста".

Современные информационно-компьютерные технологии  прочно вошли в современную жизнь. Рост современных технологий не обошёл и систему образования. Внедрение в учебный процесс информационно коммуни...

Художественное-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусст...

План по самообразованию на тему: Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельно...