Главные вкладки

    Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.
    статья (5 класс) по теме

    Лихова Елена Павловна

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Statya_Lihovoy_E.P._k_pechati.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Е.П. Лихова

    МА ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 62»

    Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

                В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

                Система образования – одна из наиболее бурно развивающихся областей, поэтому  внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.  В условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, использование ИКТ особенно актуально:

          - составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде  сокращает работу с бумажными носителями информации;

          - позволяет   составлять наглядно-дидактическое сопровождение к  занятиям;

           - компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу;

          - повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;

           - формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;

           - компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике.

                 На коррекционных занятиях дошкольники работают не с компьютером, а с электронным логопедом, которых «приходит» к ним в конце занятия. Определенным стимулом для детей является необходимость положительных результатов работы в первой половине занятия, только тогда с ними готов общаться электронный помощник логопеда. Во время таких логопедических занятий у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность, так как предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка. Это отличное средство поддержания задач обучения. Раскрою некоторые направления коррекционной работы с использованием компьютерных презентаций.

    1. Работа над дыханием.  Базовые комплексы БОС наглядно, красочно и доступно раскрывают ребенку тайну здорового дыхания. Вместе с героями на экране он учится правильно дышать, закреплять умение  регулировать силу и направление воздушной струи и длительность речевого выдоха.
    2. Развитие слухового восприятия. Презентации «Чей звук?», «Звуки в лесу» привлекают ребенка к неречевым звукам, развивают слуховое внимание, память. В конце презентаций – развивающие игры на закрепление полученной информации, рефлексию.
    3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
    4. Обогащение словарного запаса. Большое разнообразие презентаций на любую лексическую тему. Например, «Наши мамы (профессии)», «Посуда», «Цветы». Каждая тема раскрывается разными методами представления, красивыми иллюстрациями, грамотным озвучиванием слайдов. Регулирования времени показа слайдов позволяет логопеду дополнительно осуществить свои задачи коррекционной работы, не загружая ребенка дополнительной информацией. Объективная оценка результатов деятельности ребенка осуществляется в устной форме или озвучивается голосовым сообщением («Молодец!», «Правильно!», «Попробуй еще раз!»).
    5. Совершенствование грамматического строя речи.  Электронный материал охватывает все направления: словообразование, словоизменение, работу над предлогами, согласование слов и т.д. Количество используемого картинного материала велико, что немаловажно при подготовке к занятиям, так как с проблемой поиска той или иной картинки всегда сталкиваются практикующие логопеды.
    6. Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания занятия, но и делает его долговременным.
    7. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального. У дошкольников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей старшего дошкольного возраста.

               Таким образом,  при осмысленном, дифференцированном и фрагментарном применении,  ИКТ могут с успехом применяться для обучения детей с речевыми нарушениями. Создание слайд-фильмов и презентаций вполне по силам большинству педагогов, т.к. не требует слишком углубленных знаний компьютерных технологий. Логопед может создать презентацию, что называется «под себя», учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Подобные компьютерные продукты как правило вызывают больший интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимированных изображений. Просмотр созданных на компьютере слайд-фильмов и виртуальных путешествий («Прогулка в лес», «Идем в музей», «У бабушки на огороде», «Как зернышко стало булкой» и т.п.), сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, намного интереснее для детей, чем рассматривание картинок на доске и вызывает у них эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память. Создание презентаций не требует больших затрат времени и углубленных знаний компьютера, доступно, при желании и наличии материальной базы, практически всем педагогам. Необходимые фото- и видеоматериалы можно найти в Интернете или собрать самостоятельно и с помощью родителей.
         Информационные компьютерные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании. Во многом это связано с малым числом специализированных программ и их высокой стоимостью, а также готовностью и способностью педагогов использовать ИКТ в работе с детьми. Вместе с тем компьютерные технологии бесспорно имеют значительные преимущества перед традиционным проведением занятия, и не исключено, что в недалеком будущем потеснят привычные показы на доске. Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста

    Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание ...

    рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

    Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

    Применение развивающих игр В.В.Воскобовича в коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

    Применение развивающих игр В.В.Воскобовича в коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...

    Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

    Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста...