Коррекция речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Мирошниченко Светлана Сергеевна

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_rechevogo_dykhaniya.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция речевого дыхания

у детей старшего дошкольного возраста

 

Актуальность: В современном обществе в настоящее время происходят социальные и экономические перемены, которые способствуют модернизации современного образования.        В образовательных учреждениях создаются условия для гармоничного развития личности детей и эффективной мотивационной деятельности педагогов и сотрудничества с семьей.

Дошкольные образовательные учреждения и начальная школа первые и самые ответственные звенья в общей системе образования. Одним из важных разделов работы педагогов является речевое развитие ребенка. Неуклонный рост объема знаний, передаваемый детям, требует от педагога постоянного роста уровня речевой культуры. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современной теории образования как общая основа воспитания и обучения детей (Р.М. Чумичева). Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании их речи. Это важнейшее условие будущего успешного обучения.

Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 60 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М.Гриншпун, М.Е.Хватцев и др.)  Процент детей с речевыми нарушениями, к сожалению, не уменьшается, а увеличивается.    Речевые нарушения затрагивают различные компоненты речи. Одни нарушения касаются только произносительных моментов и процессов и выражаются в нарушениях внятности речи (звукопроизношения, ритма, темпа, дыхания) без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущем за собой нарушения речи и письма.

В последние годы внимание многих лингвистов привлекается к просодическим средствам высказывания. На просодическую сторону указывают исследования  P.P. Ляпидевского, который считал, что при нарушениях речи, страдает не только произношение звуков, но и просодика. Просодика - нарушение дыхания, расстановки пауз, выделение отдельных элементов высказывания акцентом, включение нужной интонации и др.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
           Лучшим типом речевого дыхания является:
диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
           Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух – трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.

Параметры правильного ротового выдоха
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Для работы над речевым дыханием мною используются следующие игры и упражнения:

Дыхательная гимнастика (Л.Р. Астафорова)

  1. Встать прямо, опустить плечи и сделать свободный выдох. Медленно поднять плечи, одновременно  делая  вдох; медленно опустить плечи, одновременно делая выдох.
  2. Плечи вперед, скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный выдох; медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно вдыхая.
  3. Медленно  наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох; медленно распрямиться и прогнуться назад, делая вдох.
  4. Исходное положение (и.п.) то же. Сделать вдох, на выдохе повернуться - одна рука за спину, другая вперед; вернуться в исходную позицию и сделать то же, но в другую сторону.
  5. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо, - вдох; опускать руку и плечо - выдох. То же в другую сторону.
  6. «Гребля на байдарке» - плечами (поочередно) выполнять круговые движения (дыхание произвольное).

Очищающее дыхание («ха»)

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задерживать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («ха»). Медленно выпрямиться и отдыхать в течение пяти дыхательных циклов. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот.

Энергетизированное дыхание («Задувание свечи»)

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и задерживать дыхание, пока это приятно. Сложить губы трубочкой. Сделать три коротких редких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу («фу -фу - фу» Во время упражнения корпус держать прямо. Отдыхать в течение пяти дыхательных циклов.

Стимулирующее («шипящее») дыхание

Дыхательные движения такие же, как в гармонично полном дыхании. Вдох делается через нос в естественном темпе, выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как при произношении звука «с». Язык располагается таким образом, что создается сопротивление выходящему воздуху.

Речевые игры, развивающие физиологическое дыхание (В.И.Селиверстов)

Осторожные птицы.

Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы».

Оборудование. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны       и т.д.

Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц», - предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (стульчикам).

При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны подуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно. Летом игру лучше проводить на воздухе.

Узнай цветок.

Цель. Закрепление представлений по теме «Цветы». Развитие обоняния и глубокого вдоха.

Оборудование. Два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например: ландыш, фиалка, сирень.

Описание игры. Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета.

Если ребенок по запаху определит цветок, то он становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох.

Цветы можно заменить листьями с определенным запахом (Смородины, тополя, черемухи).

Узнай ягоду.

Цель. Закрепление представлений по теме «Ягоды». Развитие обоняния и глубокого вдоха.

Оборудование. Наиболее распространенные в данной местности ягоды, обладающие достаточно сильным запахом, например: черная смородина, земляника, малина.

Описание игры. На столе тарелочка с ягодами. Педагог предлагает понюхать ягоды и запомнить их запах. Затем вызывается один ребенок к столу. Педагог предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и спрашивает, какие ягоды на тарелке. Для этого ребенок, не открывая глаз, делает глубокий вдох носом.

Ягоды можно заменить фруктами, которые лучше разрезать, чтобы сильнее был запах.

Чей пароход лучше гудит?

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Каждому ребенку дается чистый пузырек (высота пузырька 7 см., диаметр горлышка 1-1,5 см.).

Описание игры. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд.

Чья птичка дальше улетит?

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Описание игры. Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).

Одуванчики.

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Описание игры. Игру проводят на даче, на воздухе. Когда дети находятся на поляне, воспитатель просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1-3 раз.

Упражнения для воспитания навыков правильного, полного, глубокого вдоха

и продолжительного выдоха

Упражнение 1. Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.

Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая Вашу руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое.

Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.

Проделать 3-5 таких плавных ритмических дыханий.

Научитесь произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха. Впоследствии необходимо делать упражнение сидя и стоя.

Упражнение 2. «Полный вдох». Упражнение тоже сначала лучше делать в положении лежа на спине, а впоследствии сидя и стоя.

После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Благодаря этому движению рук, одновременно с сокращению диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота, грудная клетка приподнимается и расширяется в своем нижнем и среднем отделе. Произойдет полный вдох.

Положить ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать.

Повторить упражнение 3-6 раз.

Упражнение 3. Упражнение следует делать в исходном положении лежа 5-6 раз подряд. Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком весом максимум в полтора-два килограмма и размером 50x20 сантиметров. Мешочек положить на живот (область правого и левого подреберья).

Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении, движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.

Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха.

При выполнении упражнений для воспитания правильного выдоха целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

 Правильно произведенный выдох должен:

  • происходить без толчков, ровной длительной струей;
  • производиться с одинаковой легкостью в различных положениях тела;
  • сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата

Упражнения выполнять в исходном положении лежа, сидя и стоя, а также делая одновременно различные движения, как во время вдоха, так и во время выдоха, координируя эти движения с дыханием: подъем рук вверх или разведение их в стороны, полуприседания с прямой спиной, наклоны корпуса и т.д.

Упражнение 1. «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Упражнение 2. Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом, распределить длину выдоха на 10-12-15 и более секунд.

Упражнение 3. Распределить длину фиксированного выдоха до 15 секунд, мысленно считать до 10 или 12, затем закончить счет вслух.

Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Вместо счета можно мысленно произносить таблицу гласных: и, э, а, о, у, ы или какой-либо текст (пословицу, скороговорку, стихи).

Упражнение 4. «Форсированный выдох». Вздохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»).

Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как это делается при кашлевом толчке.

Повторить 7-10 раз.

Упражнение 5. Проделать предыдущее упражнение, выдыхая воздух тремя толчками, следующими один за другим. Не «добирать» воздух во время секундных остановок в процессе тройного выдоха. Затем повторить упражнение.

Упражнение 6. «Теплый выдох». Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

Вдох полезно делать с полуприседанием или с полупоклоном, разводя руки в стороны, поднимая их вверх, закладывая ладони на затылок и сохраняя прямую линию спины, а также прохаживаясь по комнате, быстро поднимая во время вдоха колено согнутой ноги до уровня пояса.

Проделать на «теплом выдохе» упражнения с мысленным счетом.

Упражнение 7. «Свисток». Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать, экономно выдыхать.

После того, как будут освоены все упражнения, можно приступить к освоению специальных дыхательных упражнений. Эти упражнения направлены на тренировку дыхания уже непосредственно в процессе фонации.

Артикуляционные и дыхательные упражнения

Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

  «Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи). Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

  «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей  посередине языка).  Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

  «Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи). Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

 «Фокус», «Парашютик» (направление воздушной струи посередине языка). Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

 «Охотник идет по болотам» (распределение воздушной струи по бокам). Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

  «Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).                                                                                                                                                 Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

  «Узнай, что это» (развитие обоняния и глубокого вдоха). На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

  «Чья фигурка дальше улетит?» (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ). На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

  «Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

  «Горох против орехов» (чередование длительного плавного и сильного выдоха). Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

  «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи). Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

  « Новогодние трубочки-шутки » (развитие длительного плавного и сильного выдоха). Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

  «Надуй игрушку» (развитие сильного плавного выдоха). Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

При обучении дыхательной гимнастике по А.Н. Стрельниковой

следует выполнять  4 основных правила

Правило 1. "Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Правило 2. Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп - 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока - 1000-1200 вдохов, можно и больше – 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3 секунды.

Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

Весь комплекс состоит из 8 упражнений. В начале - разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага "сотню" вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда?" Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

Движения головы

  • Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?". Нюхайте воздух..
  • "Ушки". Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: "Ай-яй-яй, как не стыдно!". Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.
  • "Малый маятник". Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: "Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?".

Главные движения

  • "Кошка". Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
  • "Насос". Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех

наших движений-вдохов это самое результативное.

  • "Обними плечи". Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи.  
  • "Большой маятник". Это движение слитное, похожее на маятник: "насос"-"обними плечи", "насос"-"обними плечи". Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед - назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.
  • "Полуприседы". Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Упражнения для развития речевого дыхания

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

- Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).                                                              

- Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:                                              
аaaaa   аaaaaooooooo   аaaaaуууууу

- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
 
- Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.  В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.    

   Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию…

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков

1. Произношение двух гласных на одном выдохе (2-4 раза): а – э, о – у, и – э, э – и (шепотом, голосом).

2. Произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а – э – о, о – у – и, о – у – а, о – э – ы, а – у – о (шепотом, голосом).

3. Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а – э – о – у, а – о – у – э, о – у – а – и, а – о – у – э (шепотом, голосом)                                                                        

4. Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.

5. Произношение гласного ряда на одном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом.

6. Произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам – труба гудит: у-у-у-у-у; предметам – кукла Ляля плачет: уа-уа-уа-уа; животным – медведь ревет: а-а-а-а; голодный волк –у-у-у; явлениям природы – ветер (вьюга) воет: у-у-у; людям – девочка плачет – а-а-а.

7. «Вьюга». Перед детьми – сюжетная картина «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. по сигналу Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У. по сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса..

8. «В лесу». Детям предлагают картину «Дети в лесу». «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: «О-о-о!». Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют) Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: «Ау. Ау, ау!». Давайте поможем Пете. (Дети повторяют)  Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: «У-у-у!» (Дети повторяют)

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков

Инструкция к выполнению: Произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем – громко. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок  правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (отмечать время счетом).

1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф ,с, ш, х.

2. Произношение двух согласных на одном выдохе: ф-с. С-ш, ш-с, х-ф и др.

3. Произношение трех согласных на одном выдохе: ф-с-ш и др.

4. Произношение четырех согласных на одном выдохе: ф-с-ш-х и др.

5. Произношение гласных в звукоподражаниях предметам (зазвонил телефон: з-з-з; ревет трактор: р-р-р-р-р-р; качает насос: ш-ш-ш-ш; сдувается шарик: с-с-с-с; паровоз пускает пар: ш-ш-ш-ш); животным (мышонок шуршит: ш-ш-ш; тигр рычит: р-р-р-р; жук жужжит: ж-ж-ж; змея шипит: ш-ш-ш); явлениям природы (лес шумит: ш-ш-ш-ш; воет вьюга (ветер): в-в-в-в); людям («не шумите» - тс-с-с-с)

6. «Трубач». Сидя, медленно выдыхая, громко произносить: пф-ф-ф. повторить 4-5 раз.

7. «Каша кипит». Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить: ф-ф-ф-ф-ф-ф (3-4 раза).

8. «Семафор». Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох на звуке с-с-с-с-с (3-4 раза).

9. «Регулировщик». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить: р-р-р-р-р (5-6 раз)

10. «Лыжник». Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 мин. На выдохе произносить: м-м-м-м-м (5 раз).

11. «Дует ветер». Дети водят хоровод. Логопед сопровождает движение рассказом: «Утром дети идут в детский сад. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в-в) Вечером дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: В-В-В-В (произносится громко). Как дует сильный ветер?» (Дети повторяют)

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов

Цель: Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

Инструкция к выполнению. Произнесение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием  наращивания слогов, т.е. сначала дается один слог, потом два, три и т.д.

1. Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па. па-па, па-па-па, па-па-па-па; пап, пап-пап, пап-пап-пап, пап-пап-пап-пап; апа, апа-апа, апа-апа-апа, апа-апа-апа-апа.

2. Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па; ти-пи; то-по; та-па-ва; ти-пи-ви; то-по-во; та-па-ва-ка; ти-пи-ви-ки.

3. Повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу,па-па-пу-пу, па-па-па- пу-пу-пу, па-па-па-па-пу-пу-пу-пу; па-по, па0по0па-пу, па-по-па-пу-па-пи.

4. Повторение слогов с разными гласными и разными согласными: па-па-та, па-па-то, па-па-ту, па-па-бу; па-то-ту-пи, па-по-ту-ти, та-по-пу-ти, та-то-пу-пи.

5. Произнесение слогов в звукоподражаниях: музыкальным инструментам (барабан: там-там-там; колокольчик: динь-динь-динь; дудочка6 ду-ду-ду); предметам( стучит молоток: тук-тук-тук, сигналит машина: би-би-би; идут часы: тик-так, тик-так; косит коса: вжик-вжик-вжик); животным (кошка: мяу-мяу-мяу; курица: ко-ко-ко; гусь: га-га-га); явлениям природы (капает водичка: кап-кап-кап; булькает водичка: буль-буль-буль); людям (укусила оса: ой-ой-ой).

Список литературы

1. Балонова   В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Сб. методических рекомендаций. – Детство - Пресс, 2000.                                                    

2. Диагностика и коррекция речевых нарушений. –  Просвещение, 2007.

3. Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шишкова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004.                                                                     

4. Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. –  Дельта, 2003.                                             

5. Ляпидевский С.С, Шаховская С.Н. Нарушение речи и голоса у детей. – М.: Просвещение, 2005.

6. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

7. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 2006.

8. Селиверстов  В.И. Игры  в  логопедической  работе с детьми. – М.: Просвещение, 2006.

9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.                      

10. Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Презентация "Педагогическая игра как средство коррекции фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР"

Презентация подготовлена по материалам моей конкурсной работы, представленной в 2009 году на Конкурс инновационных проектов и методических разработок педагогов ДОУ...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

Применение развивающих игр В.В.Воскобовича в коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Применение развивающих игр В.В.Воскобовича в коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...

Программа "Нейропсихологическая коррекция дефицитарности ВПФ у детей старшего дошкольного возраста"

В современных условиях все больше возрастает понимание важности и учета индивидуальных особенностей детей с проблемами в развитии. Подобное имеет отношение как к нормативно развивающимся детям, так и ...