Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
методическая разработка по теме

Павленко Юлия Юрьевна

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представляют максимальные возможности речевой практики, в том числе и для развития интонационной выразительности речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavlenko.doc.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Павленко Ю.Ю., учитель-логопед первой квалификационной категории,

МАДОУ ЦРР – «Детский сад №8 «Лесная сказка», г. Северодвинск

Интонационная выразительность речи – одна из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно облегчающая общение, способствующая успешному взаимодействию ребёнка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при заикании. По мнению В.И. Селиверстова, «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребёнка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной» [9].

Ограниченные интонационные возможности дошкольников с заиканием характеризуются рядом особенностей:

  1. недостаточная модуляция голоса по силе и высоте;
  2. нарушения координации движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;
  3. нарушения дыхательной функции: ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта;
  4. трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
  5. нарушения мелодического компонента интонации (трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);
  6. нарушения темпо-ритмической организации высказывания.

Недостаточная сформированность интонационной стороны речи усугубляет имеющиеся у заикающихся дошкольников трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничение коммуникативного потенциала. Это обуславливает целесообразность мероприятий по развитию интонационной выразительности речи в комплексе мероприятий по коррекции нарушений плавности речи.

Известны различные пути проведения работы над выразительностью речи заикающихся дошкольников. Одни считают необходимым уже с первых занятий вырабатывать у заикающихся эмоциональную, выразительную речь [4]. Другие предполагают уделять внимание работе над интонацией в конце курса логопедических занятий.

Нет единого мнения и о путях нормализации темпа речи заикающихся детей. Некоторые авторы рекомендуют таким детям пользоваться монотонной речью, помогающей преодолевать судороги, проводить логопедическую работу, используя замедленный темп речи [9].

Анализируя выше изложенное мы пришли к следующим выводам:

 1. Становится непонятным, как можно, развивая речь заикающихся дошкольников, с самого начала оставлять без внимания интонацию, которая выполняет основную функцию речи – коммуникативную.

2. Если рассматривать монотонность, как средство, уменьшающее судороги, то стоит использовать его на первом этапе логопедических занятий.

3. Неестественность замедленного темпа речи и боязнь насмешек часто приводит к возобновлению заикания, поэтому работу надо проводить вызывая нормальный, или близкий к нормальному темп речи.

Одним из направлений нашей коррекционно-развивающей работы с заикающимися дошкольниками является формирование интонационной выразительности речи.

Этапы работы над формированием интонационной выразительности речи:

1. Развитие восприятия и понимания детьми основного тона высказывания, дифференциации основных типов интонационного оформления речи;

2. Формирование интонационной выразительности экспрессивной речи: развитие умения воспроизводить различные типы интонационного оформления высказываний, произвольно использовать интонационные средства в соответствии с коммуникативной направленностью, смыслом высказывания и его эмоциональным значением.

Задачи:

1. Формирование физиологических механизмов интонирования (нормализация деятельности дыхательного, голосового и артикуляторного аппарата, формирование их координированной работы).

2. Обеспечение использования детьми всего комплекса интонационных средств (мелодики, интенсивности, длительности, тембра и паузации) для оформления высказываний в различных ситуациях общения в процессе коммуникации.

Формирование физиологических механизмов интонирования предусматривает следующие направления коррекционно-развивающей работы:

  1. Формирование диафрагмального (диафрагмально-рёберного дыхания).

Освоение техники дыхательных упражнений начинается в положении лёжа на спине с вытянутыми вдоль тела руками. Для контроля движений брюшного пресса и нижних рёбер предлагается положить на них руку, или использовать зрительный контроль (лёгкая игрушка, помещённая на область диафрагмы).

  1. Отработка правильного соотношения вдоха и выдоха, направленности выдоха.

Детей учат совершать бесшумный вдох через рот и нос, а выдох – через рот. Для этого используются как статические, так и динамические упражнения. Затем отрабатывается направленность выдоха к органам активной артикуляции и его фокусирование на губах.

3. Увеличение длительности речевого выдоха.

Детей обучают равномерному распределению выдоха на три-четыре слова в упражнениях с постепенным удлинением речевых отрезков, произносимых на одном выдохе.

4. Воспитание умения пользоваться добором воздуха на паузах.

В качестве речевого материала используются небольшие стихотворения, диалоги, потешки, разграниченные на речевые отрезки в три-четыре слова.

5. Развитие силы, высоты, модуляции голоса, расширение его диапазона, улучшение речевого тембра.

Голосовые упражнения начинаются с произношения гласных: протяжное произнесение  изолированных гласных, затем – напевное, слитное произнесение сочетаний двух, трёх гласных. Особое внимание уделяется расширению диапазона голоса: используются упражнения на повышение и понижение голоса при произношении гласных, сочетаний из двух и трёх гласных, открытых и закрытых слогов; «укачивание», «звуковая лестница», пропевание знакомых мелодий без слов, с изменением высоты голоса.

Улучшению тембра голоса, функционирования голосовых связок способствует работа над артикуляцией, в процессе которой вырабатываются чёткие, правильные движения артикуляторного аппарата, координация его работы с органами дыхания и голосообразования.

6. Тренировка дикции.

Проводится при произнесении гласных, согласных звуков, слов, фраз и направлена на достижение чёткости произнесения речевого материала различной сложности.

7. Ритмические упражнения.

Ритмические упражнения подготавливают детей к воспроизведению интонационной выразительности, создают предпосылки для усвоения словесного, фразового и логического ударения, паузального членения высказывания.

Основные направления коррекционно-развивающей работы по обеспечению использования детьми всего комплекса интонационных средств для оформления высказываний в различных ситуациях общения:  

1. Развитие внимания и интереса к собственной устной речи и к речи окружающих людей, к процессу говорения.

2. Развитие речевого слуха (восприятие изменения силы, высоты голоса, тембра и темпа речи).

3. Развитие мимики и выразительности движений, способности понимать и передавать различные эмоции.

4. Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма (как пропедевтика к восприятию и развитию интонационной выразительности, предпосылка для усвоения логического ударения, правильного членения фразы).

5. Формирование представлений об интонационных средствах выразительности речи: высоте голоса, темпе, громкости речи, логическом ударении; жестах мимике (как невербальных средствах оформления речевого высказывания).

6. Знакомство с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Знакомство с голосовыми средствами способами их выражения и обозначения, различения их в импрессивной речи.

7. Формирование в    экспрессивной речи навыка интонационного оформления фраз в соответствии с тремя основными видами интонации русского языка с последующей их дифференциацией.

Работа по формированию интонационной выразительности речи проводится последовательно и систематично, материал соответствующих упражнений распределяться «пошагово», с учётом динамики возрастания интонационных навыков детей. Кроме того, она включается не только в систему логопедической работы по преодолению  речевых нарушений, но и пронизывает весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду: игровые упражнения включаются в различные режимные процессы (утренний приём детей, прогулки, самостоятельную деятельность во второй половине дня).  

Игры и игровые упражнения являются универсальным механизмом развития речевых умений и навыков. В них дети чувствуют себя увереннее и нередко раскрывают свои речевые и творческие возможности. Помимо этого такие игры и упражнения помогают удержать внимание детей, тренировать его произвольность, повышать интенсивность занятия без ущерба для здоровья детей, а также создавать у них положительное эмоциональное состояние.

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Известно, что заикающийся ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. Эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности, широко используется в логопедической работе для перевоспитания речи и личности заикающихся дошкольников. Именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

Игры–драматизации проводятся в течение всего курса логопедических занятий в зависимости от степени сложности и объема речевого материала. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. При этом педагоги не преследуют цель обучать их актерскому мастерству, а создают с их помощью ненапряженную, радостную обстановку, которая располагает детей к творческой игре и свободной выразительной речи.  

Цель использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях - создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Уже с первых занятий используются «сценки без слов» с элементами пантомимы, способствующие нормализации речевого дыхания, улучшению артикуляции, вхождению в образ [4]. Речевой материал в этих «представлениях» сведён к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь: используются только междометия (А! Ах! Ох!), звукоподражания, отдельные слова, позже – короткие предложения. Внимание детей постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться.

Одна из ведущих ролей в них на начальных этапах обучения принадлежит педагогу; его речь служит образцом для подражания. Постепенно (с приобретением навыков правильной речи на этапе сопряжённо–отраженной речи) творческая активность детей возрастает. Широко используются инсценировки диалогов (самостоятельных и из хорошо знакомых сказок), в которых в зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Игры–драматизации используются как самостоятельно, так и включаются в непосредственно организованную деятельность, дают повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами подбирают и изготавливают определённые атрибуты, позже – распределяют, сочиняют, импровизируют роли. Часто в работу включаются родители: правила поведения, внушенные ребёнку родителями, влияние семьи так же находят отражение во взаимоотношениях детей. Когда инсценировки включаются в программу праздничных концертов, присутствие родителей и детей других групп в качестве зрителей вызывает у дошкольников определённую ответственность, желание лучше сыграть свою роль, чётко и выразительно говорить. Подобные занятия дают повод для речевой практики, приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. В них дети приобретают опыт общения, публичных выступлений, во время которых они могут перевоплощаться в различные образы, а перевоплощение побуждает детей говорить свободно, выразительно, плавно, действовать раскованно, преодолевая волнение, застенчивость, страх перед речью.

Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребёнка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи.  

Особенности развития просодических компонентов, их отрицательное влияние на становление речевого общения заикающихся дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи особое внимание.  

Правильная речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения. При работе с заикающимися дошкольниками очень важным моментом является правильность выбора действенных приемов и методов. Одним из таких действенных методов являются игры–драматизации.

Библиография.

1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.

2. Борисова Е.А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников // Логопед. - №1. – 2005.

3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М.: Просвещение, 1983.

4. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение, 1993.

5. Одинцова М.С. Заикание у детей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

6. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб.: КАРО, 2007.

7. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб.: Питер, 2004.

8. Поварова И.А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. - №1(11). – 2006.

9. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средством театрализованной игры

Актуальность этой работы обусловлена тем, что одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационной стороны речи, задержка в формировании которой к ...

Презентация "Словообразование,как способ выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста"

Определение понятия "словообразование", способы словообразования, приёмы работы над словообразованием, план работы по словообразованию, результаты работы....

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК И ДЕТСКИХ СКАЗОК

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК И ДЕТСКИХ СКАЗОК...

Презентация "Словообразование,как способ выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста"

Определение понятия "словообразование", способы словообразования, приёмы работы над словообразованием, план работы по словообразованию, результаты работы....

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.    ...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...