Внеклассное мероприятие из цикла «Юбилейные даты» посвящено 180летию со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского
план-конспект занятия (5 класс)

Кузнецова Елена Викторовна

Конспект внеклассного мероприятия  знакомит с жизнью и творчеством великого русского композитора,  картинами Гартмана  и  музыкальными  версиями этих картин, созданных композитором. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие из цикла «Юбилейные даты»

посвящено 180летию со дня рождения

Модеста Петровича Мусоргского

Цели - ознакомить с жизнью и творчеством великого русского композитора не только юных музыкантов, но и обучающихся общеобразовательных, а также художественных школ;

- расширить  кругозор  в познании русского искусства  

- содействовать патриотическому и эстетическому воспитанию.

Задачи: просмотр  слайдов и прослушивание пьес цикла с обсуждением содержания через ощущение исторической эпохи.

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – русский композитор, автор знаменитых опер на темы русской истории (Борис Годунов, Хованщина). Слайд  9  марта исполнилось 180 лет со дня рождения композитора

    Родился в 1839 году в Псковской губернии. До 10 летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. Через несколько лет, не закончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, которую закончил в 1856 году. Затем Мусоргский недолго служил в лейбгвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

Слайд   В 1857 году Модест познакомился с композитором  Александром Сергеевичем Даргомыжским и Ц. Кюи,  через них — с композитором, пианистом и дирижером  Милием Алексеевичем Балакиревым (которого уговорил преподавать ему основы композиции), медиком, учёным-химиком А.П. Бородиным и с художественным и музыкальным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым.

    Всё это время Мусоргский не оставлял занятий на               фортепиано у Антона Герке. Пению Модест Петрович  не учился, но обладал довольно красивым баритоном.  

В июне 1858 года, прослужив в армии лишь два года, Мусоргский выходит в отставку и становится активным участником творческой группы передовых композиторов, известной в истории под названием "Могучая кучка".

Теперь он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без средств к существованию. Однако он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми.

М. П. Мусоргский был очень необычным человеком. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом.

Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья – композиторы часто жестко критиковали написанное. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов. М. П. Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.

Одна из основных особенностей музыки М. П. Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи.

«Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах» М. П. Мусоргский.

Слайд В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Модест Мусоргский был отзывчивым по натуре человеком, поэтому люди к нему тянулись и старались завести с ним приятельские отношения. Они много времени проводили за разговорами, часто встречались, обсуждая искусство. Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души.

После трагического события  Мусоргский вспоминал, что при последней встрече не обратил внимание в каком ужасном состоянии было здоровье архитектора. Он думал, что подобные приступы в дыхании – это последствия активной нервной деятельности, которая так свойственна творческим людям.

Слайд Архитектор  и, говоря современным языком,    дизайнер,  Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Крамской  писал о нём: «Гартман был человек незаурядный … Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». 1870 году он получил звание академика.

Через год после смерти Гартмана, в  феврале — марте 1874 г., по воле Стасова в Императорской академии художеств была организована огромная выставка, включавшая в себя около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, из рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.

бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруг него — на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной, чудесные дали с панорамой города… (В.В.Стасов)

В. А. Гартман был человеком веселым, живым, быстрым на выдумки и очень требовательным к себе и другим.

Разумеется, Модест Петрович не мог пропустить данное мероприятие. Выставка имела успех. Художественные работы произвели сильнейшее впечатление на композитора, поэтому он незамедлительно принялся за сочинение цикла произведений. В ту весну, 1874 года, сочинитель ограничился лишь импровизацией, но уже летом всего за три недели были готовы все миниатюры для фортепиано под названием «Картинки с выставки». Рабочее название сюиты было «Гартман». Слайд

 Сюита – это последовательность музыкальных тем, объединённых общим замыслом.

Состоит из нескольких частей. Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных и оперных отрывков.

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Слайд

« Моя физиономия в интермедах видна!» – писал М.П.Мусоргский. В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине.  

 При жизни автора цикл так и не был издан. Первое издание состоялось лишь спустя пять лет после смерти. Слайд

Несмотря на то, что вдохновением стали работы Гартмана, цикл был посвящен Стасову, который оказал огромную помощь и содействие в реализации планов Мусоргского. Слайд

ГНОМ  Эскиз не сохранился, так как картины сразу шли на распродажу.   На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает. Смешной и одновременно трогательный номер. Фантастическое немного нелепое существо, которое характеризуют постоянные скачки, угловатости в мелодии, также умеет чувствовать мир. Жалобные интонации показывают, что гном грустит. Этот психологический портрет раскрывает многогранность образа. Развитие образа стремительное. После достижения кульминации, композитор вновь возвращает тему «Прогулки», существенно сокращенную по сравнению с первым вариантом, она соединяет два номера. Слайд

Старый замок. Лирический герой подходит к следующему произведению искусства акварельному рисунку, написанному в Италии. Что он видит: старый средневековый замок, перед которым поет влюбленный трубадур  с лютней  (возможно, для показа размеров замка)… Печальная мелодия льётся из уст молодого музыканта. У Мусоргского пометка гласит «очень певуче, скорбно», передаёт тоску и тихую печаль. Слайд

Тюильрийский сад. Роскошный сад недалеко от парижского дворца Тюильри наполнен светом и радостью. Маленькие дети резвятся и радуются жизни в компании нянюшек. Ритм полностью соответствует детским дразнилкам и считалкам.

Слайд Быдло. Резким фортиссимо начинается пьеса, это сильный контраст. Едет тяжелая повозка. Пьеса создаёт довольно мрачную картину: и волы, и возница, покорные судьбе, обречены заниматься своей работой до конца своих дней, безрадостная сторона жизни простого мужика показана здесь со всей ясностью.

 Слайд Балет невылупившихся птенцов. Герой не сразу обратил внимание на следующий экспонат. Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке в Большом театре в 1871 году. В «Трильби» был эпизод, в котором выступала «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Лёгкий и весёлый, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы.

Слайд Самуэль Голдберг и Шмуйле или Два еврея – богатый и бедный. Модест Петрович Мусоргский особенно восхищался двумя картинками на выставке. Образная выразительность проявилась в данном музыкальном номере. Особенный колорит создается при помощи цыганской гаммы. Вторая тема наполнена жалобными интонациями. В дальнейшем темы будут соединены и звучать вместе. По сюжету бедный еврей просит помощи у богатого, но тот не соглашается. Последнее слово оказывается за богачом. (Для данного номера характерна политональность).

Первая часть цикла завершается прогулкой, которая практически полностью повторяет музыкальный материал первого номера.

Слайд Лимож. (Картина Игоря Семенихина "Рынок в полдень")

В маленьком городке во Франции на рынке собрались самые отъявленные сплетницы. Гул разговоров не останавливается ни на секунду. Вокруг царит дух суеты и веселья. Один из самых веселых и жизнерадостных номеров сюиты. В рукописи Мусоргский вначале сделал по-французски забавные пометки о том, какие сплетни можно было услышать на рынке.

Известно, что Гартман жил в Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится.

Слайд Катакомбы. На картине Гартман изобразил себя, В. А. Кенеля  и проводника с фонарём в руке в римских катакомбах в Париже. В правой части картины видны слабо освещённые черепа.

Мрачное подземелье с гробницей изображено в музыке безжизненными то резкими, то тихими («эхо»). Среди этих аккордов, как тени прошлого, выплывает медленная мелодия.

Все словно застыло, безысходность и боль главенствуют в данном сочинении. Интонации жалобы передают ужас от увиденного. Тональная неустойчивость определяет драматичность номера сюиты. Композитор словно хочет передать невосполнимое чувство утраты, которое возникло после смерти талантливого художника Гартмана. Звучит продолжение данного номера «С мертвыми на мертвом языке». В основу положена тема прогулки, которая звучит медленно и трагично.

Слайд Избушка на курьих ножках или Баба-Яга.  У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы».

Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются, имитируя «разбег», с которого начинается «полёт в ступе». Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги».

Музыка написана в жанре русской народной песни, что определяет фольклорность и близость к национальной культуре. Динамичный номер завершается взлетом. Резко проявляются аккорды финала.

Богатырские ворота. Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту. Эскиз рисунка Гартмана был предназначен для городских ворот в Киеве, которые должны были быть установлены в ознаменование того, что императору Александру II удалось избежать смерти во время покушения на него 4 апреля 1866 года 

Глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы.

Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный финал.

Первая прозвучавшая тема во многом напоминает мелодию «Прогулки», теперь она звучит еще более гордо и величественно. Музыка наполняет пространство, набирает силу и мощь. Словно богатырь поднимается на защиту Родины. Тема чередуется со строгим церковным распевом, который звучит камерно, душевно и трогательно. Номер завершается праздничным колокольным звоном.

 

Модест Мусоргский написал данный цикл произведений для фортепиано, наиболее удачную оркестровку удалось создать знаменитому композитору Морису Равелю. Существует 19 оркестровок данной сюиты.

Подбор тембров полностью соответствует образам. Премьера оркестрованного варианта состоялась осенью 1922 года в Париже. После первого же исполнения, забытые «Картинки с выставки» вновь обрели популярность. Многие дирижеры с мировым именем захотели исполнить цикл.

3 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "200-летию Бородинской битвы посвящается".

Данное мероприятие посвящено знаменательному событию этого года - 200-летию Бородинской битвы. . И те, кто участвовал в войне, и те, кто родился значительно позже нее, хранили память о ней до...

Сценарий внеклассного мероприятия "Юбилей города Юбилейного Москоской области", посвящённый 20-летию со Дня образования города.

Сценарий внеклассного мероприятия "Юбилей города Юбилейного" подготовлен к празднованию 20-летия со Дня образования нашего города....

Методическое пособие для проведения внеклассных мероприятий из цикла "Литературные чтения": "«Друзья души моей...» (Лицейское братство Пушкина)"

Методическая разработка представляет собой подробный развернутый сценарий проведения литературного вечера "«Друзья души моей...» (Лицейское братство Пушкина)". Материал довольно ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ. ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ «Мы выстоим! Живи святая дата. И этой датой нужно дорожить»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ к 70-летию Победы. Классный час разработан в форме литературно-музыкальной композиции. Разработка содержит  стихи и песни...

Методическая разработка внеклассного мероприятия естественного цикла «Глобус в кубе»

Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса естественных наук является хорошо организованная внеклассная работа. В предлагаемом пособии представлен сценарий внеклассного мероприятия ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия из цикла "Литературные чтения": «"Души моей царицы..." (Женщины-адресаты любовной лирики Пушкина)»

Методическая разработка представляет собой подробный развернутый сценарий проведения литературного вечера "Души моей царицы..." (Женщины-адресаты любовной лирики Пушкина). Материал...