Методические указания к программе "Танцевальный лицей"
методическая разработка

Глушкова Лидия Владимировна

Введение

Основные принципы программы - стр. 6

Характеристика образовательного процесса - стр.9

Пояснительная записка к учебным планам - стр. 11

Диагнотический инструментарий - стр. 24

Используемые термины по годам обучения - стр.28

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОГРАММЕ «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»

Составитель:

Глушкова Лидия Владимировна

педагог дополнительного образования

МАОУ Гимназия №18 г. Томска

- 2020 -

Программа   Глушковой Л. В. «Танцевальный лицей» включает в себя три взаимосвязанных блока или этапа: подготовительный, начальной спортивной подготовки и спортивного совершенствования. 

ВВЕДЕНИЕ

Истоки танца теряются в глубине веков. Это древнейшее искусство родилось одновременно с появлением человека как определенная физиологическая потребность в ритмическом движении. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества.  Танцы нужны людям. Жизнь человека ритмична: день — ночь, зима — лето. Танец же позволяет почувствовать этот ритм в себе. Когда человек после некоторого обучения уже может делать какие-то танцевальные шаги под музыку, которая сама по себе благотворно воздействует на психику, у него возникает масса положительных эмоций. Это - во-первых. Во-вторых, танец дает прекрасную возможность «организовать» свое тело. Независимо от того, каким видом танца Вы занимаетесь, любой танец пробуждает духовные силы, помогают стать элегантным, уверенным в себе человеком, что, в свою очередь, влияет на стиль общения. Танцы позволяют людям оставаться в прекрасной физической форме, нравственно и эстетически обогащаться, это прекрасная форма организации досуга, они дают жизненную энергию. 

И спортивный танец объединил в себе не просто спорт и искусство, а представляет собой богатейший вид творчества, отражающий в себе все красоты мира, которые может показать человек, используя лишь один инструмент – собственное тело. Красоту звука и ритма, линии, чувства, силы, скорости, напряжения и расслабления, цвета, возможностей тела человека, как эластичного материала и как языка, понятного представителю любого этноса, а также красоту гармонии всех этих граней спортивного танца. Очень важно то, что сама природа танца позволяет регулировать интенсивность нагрузки самим учащимся, под руководством педагога, и достигать оптимальных целей в развитии каждого ребенка.

В социальном смысле в спортивном бальном танце проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей. Передавая из поколения в поколение традиции бальных танцев, народ запечатлел в них нормы поведения людей при общении, традиционные праздничные каноны и живой кодекс морали. Танец играет немаловажную роль в воспитании детей, оказывает большое влияние на формирование их внутренней культуры.  Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий бальным танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия бальным танцем помогают воспитать характер ребенка.

Систематические занятия бальным танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику учащихся собранность, элегантность. Большое внимание, уделяемое на занятиях осанке, общей собранности, точности и четкости движений, заставляет детей следить за правильной постановкой корпуса и головы, прямо и подтянуто держаться. Заметно улучшается координация движений. Дети начинают более ловко, красиво и четко двигаться не только во время занятий, но и в быту. Спортивный бальный танец учит логическому, а потому грациозному движению. Занятия развивают фантазию, выразительность и образную память детей, учат естественному, гармоничному общению в дуэте на основе взаимного уважения. Ребенок становится более дисциплинированным, учится организации своего свободного времени, что влияет на успехи в школьном обучении.

А современный танцевальный спорт – огромнейшее явление, соприкасающееся с широким аспектом понятий, сочетание спорта, искусства и целого ряда наук.  Это взаимосвязь в творческом процессе педагога с учеником и его родителями, создание атмосферы танцевального коллектива, процесс создания образа танцевальной пары, влияния различных моментов на достижения конкретной пары на спортивных соревнованиях, на развитие сценического мастерства, и формирование личности танцоров, и отношения танцора к своему делу. При успешном освоении программы, учащимся присваиваются спортивные разряды.

Европейская  программа  танцев или Стандарт (Standard) состоит из 5 основных танцев, таких как Медленный Вальс (Slow or English Waltz), Медленный Фокстрот (Slow Foxtrot), Танго (Tango), Квикстеп или Быстрый Фокстрот (Quickstep) и Венский Вальс (Viennesse Waltz). Бальные европейские танцы исполнялись аристократической публикой на балах XVII-XIX вв. Для бальных европейских танцев характерны сдержанная манера исполнения и длинные платья у девушек и фрачные костюмы у юношей.

Латиноамериканская программа танцев или Латина (Latin) состоит из 5 основных танцев, таких как Самба (Samba), Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha), Румба (Rumba), Пасодобль (Paso Doble) и Джайв (Jive). Для бальных латиноамериканских танцев характерна темпераментная манера исполнения, эмоциональная артикуляция и облегающие открытые костюмы, чтобы видна была работа тела. 

         Спортивная танцевальная пара – это, группа людей (дети, родители, педагог), объединенных общей целью, совместной деятельностью, имеющая собственную организацию и управление. Что нужно, чтобы она заработала и зажила как команда, и содружество личностей? Как минимум следующее:

а) педагогу необходимо поставить цель;

б) раскрыть команде эту цель так, чтобы все понимали ее одинаково;

в) создать условия для совместной деятельности. Надо стараться, чтобы дети на тренировках, выполняя совместную работу, сотрудничали, а не соперничали друг с другом.

      Как и в любом виде спорта, бальные танцы имеют свои спортивные организации. Самой главной организацией является федерация “IDSF”, которая осуществляет общий контроль над деятельностью организаций, входящих в нее. В каждой стране (регионе, области, городе) созданы структурные единицы, отвечающие за организацию и функционирование спортивных студий бального танца. Также проводятся соревнования, как мирового, так и регионального уровня. Существуют свои специальные правила, а также система рангов судейской категории.   Так как бальные танцы стали спортивными (танцевальный спорт), большое значение имеет планирование программы подготовки, также развитие общей, специальной, физической, хореографической, технической, музыкальной и психологической подготовки.

В танцевальном спорте используется классификация по танцевальным классам. Под классом мастерства понимается определенный уровень физического развития, психологической и музыкально-эстетической подготовленности спортсмена, обеспечивающие ему способность исполнять фигуры и танцы определенной степени сложности в техническом и хореографическом отношении на различных этапах тренировочного процесса, связанных с возрастом спортсмена. Классы имеют следующее обозначение: “Н”, “E”, “D”, “C”, “B”, “A”, “S” и “М”. Начальным и соответственно самым простым является класс “Н”, высшим – класс “М”.

Класс мастерства присваивается спортсмену только по результатам соревнования, проводимого ВФТСАРР и ее членскими организациями. Классу мастерства соответствует определенное количество исполняемых танцев:  

  • по классу “Н” исполняются 4 танца, соответственно по два из каждой программы:

европейская программа – медленный вальс, квикстеп, латиноамериканская программа – самба, ча-ча-ча.

  • по классу “E” исполняются 6 танцев:

европейская программа – медленный вальс, венский вальс, квикстеп; латиноамериканская программа – самба, ча-ча-ча, джайв.

  • по классу “D” исполняются 8 танцев:

европейская программа – медленный вальс, танго, венский вальс, квикстеп; латиноамериканская программа – самба, ча-ча-ча, румба, джайв.

  • в классах “C”, “B”, “A”, “S” и «М» танцоры исполняют 5 танцев  европейской программы и 5 танцев латино-американской программы отдельно, европейская программа – медленный вальс, танго, венский  вальс, фокстрот, квикстеп; латиноамериканская программа – самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв.

В классах “Н”, “E”, “D” разрешается исполнять только фигуры, перечисленные в Положении ВФТСАРР о допустимых танцах и фигурах, строго придерживаясь унифицированной техники и ритма согласно правилам вида спорта «Танцевальный спорт» (утверждены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 161, с изменениями, внесенными приказами Минспорта России от 08.10.2019 № 814, от 30.12.2019 № 1163)

 https://fdsarr.ru/upload/iblock/15c/TanSport2_pravila300120.pdf   

Спортивный костюм должен соответствовать характеру каждой дисциплины, должен передавать и воплощать каждый из характеров: европейские танцы и латиноамериканские танцы. Спортивный костюм и макияж должны соответствовать возрасту и уровню мастерства спортсменов. Возрастная категория, класс мастерства и классификационная группа являются основными системообразующими категориями построения учебно-тренировочного и соревновательного процессов в спортивном бальном танце.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Основными структурно-содержательными компонентами танцевального образования являются:

1) система знаний о человеке (психика, анатомия, физиология, социология), о связи человека с природой, об отражении в танце личностного «Я», а также общественных ценностей;

2) танцевальные техники и способы овладения ими в разных типах творческой деятельности;

3) система формирования общего логического и эмоционального интеллекта посредством инновационных танцевальных технологий, в основе которых заложены теоретическая модель танца и методы, обеспечивающие практические навыки учащихся;

4) развитие и формирование опыта творческой (сочинительской и репродуктивной) деятельности детей посредством танца.

Концепция воспитательной системы

Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.        В нашем случае целью является создание успешной танцевальной пары.

Воспитательная система – целостность как упорядоченность целей и задач, принципов и взглядов, направлений и видов воспитательной деятельности, а также взаимодействие социальных общностей (педагоги, ученики, родители). Программа «Танцевальный лицей» была разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам. Усложнение техники, длительные тренировки в паре и в коллективе, выступления на конкурсах областного, регионального и российского масштаба ведут к необходимости формирования таких личностных качеств, как

  • дисциплинированность;
  • терпение;
  • внимательность;
  • вкус;
  • ведение здорового образа жизни;
  • уважение к товарищу и педагогам;
  • чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Цели воспитательной системы:

  • для педагога – управление процессом развития личности,
  • для учащихся – самореализация,
  • для родителей – адаптация к социуму.

Принципы деятельности:

  • человеку нужно быть нужным,
  • покажи мне – я запомню,
  • позволь мне сделать – я пойму,
  • уважение детского незнания.

     Работа с родителями:

Суть взаимодействия педагога с родителями заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и реализации в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Детям, особенно подросткам, часто не хватает родительской поддержки, взаимопонимания.

Работа с родителями строится дифференцировано. Она включает в себя показательные выступления и выступления на конкурсах, где родители имеют возможность познакомиться с деятельностью клуба и увидеть успехи и достижения своих детей. Личные встречи с родителями позволяют проводить коррекцию поведения ребенка совместно, что эффективнее. Кроме того, родители оказывают посильную помощь коллективу в организации поездок, приобретении танцевальной обуви и костюмов.

Формы работы с родителями: анкетирование, беседы, консультации, родительские собрания, совместные поездки на фестивали и конкурсы.

        Выбор воспитательной работы в группе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, уровнем развития и интереса учащихся, выявления проблемы в межличностных отношениях. Выбор одного направления как приоритетного не означает отказ от остальных.

Направления воспитательной работы:

  • обучение – развитие познавательной активности:
  • развитие умений и навыков,
  • выявление индивидуальных способностей;
  • творчество – развитие творческой активности:
  • развитие творческого воображения,
  • развитие умений и навыков в творческой деятельности;
  • здоровье – формирование потребности в здоровом образе жизни:
  • приобщение детей к спорту, здоровому образу жизни;
  • общение – развитие умений и навыков в плане общения:
  • развитие чувства собственного достоинства и умение уважать мнение других,
  • обучение коммуникативным навыкам;
  • коллектив – создание благоприятной обстановки в группе:
  • повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы,
  • обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций,

                     обучение выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.

Типология программы:         

По целям и задачам: комплексная. Включает образовательную, спортивно-оздоровительную и культурную деятельность.

По направленности: физкультурно-спортивная.

По длительности действия: долгосрочная, рассчитана на 6 лет и состоит из трех этапов (уровней) обучения:

  1. Подготовительный (1-2 года), возраст детей  5 - 7 лет.
  2. Начальной спортивной подготовки (2 года), возраст детей 7 - 9 лет.
  3. Спортивного совершенствования (3 года), возраст детей 10 - 13 лет, с возможностью дальнейшего продолжения занятий в клубе.

По степени авторского вклада: авторская.

По виду: общеобразовательная, предпрофессиональная.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Специальная физическая подготовка, направлена на развитие специальных физических качеств:

  • постановку корпуса,
  • позиций рук и ног,
  • воспитание конкурсного апломба,
  • выработки силы и мягкости ног, развитие и укрепление стопы, сообщение ей эластичности и силы мускулов;
  • развитие координационных способностей, свободного владения телом, ощущение чувства линии и позы, контроля над каждым моментом движения, устранение возможности распущенности мускулатуры, умение правильно включать в работу все мышцы.

Специальная физическая подготовка имеет функциональную направленность на выведение спортсменов на высокий объем и интенсивность тренировочных нагрузок.

Техническая подготовка

В технической подготовке целесообразно выделять:

  • хореографическую – освоение техники исполнения движений и фигур европейского и латиноамериканского конкурсных бальных танцев, изучение основных понятий и принципов их танцевания;
  • музыкально-танцевальную – развитие музыкальности, танцевальности и выразительности;
  • композиционную – комбинирование и варьирование танцевальной лексики, составление соревновательных вариаций (программ).

Теоретическая подготовка формирует у спортсменов специальные знания, необходимые для успешной деятельности в танцевальном спорте. Может осуществляться в ходе практических занятий и самостоятельно.

Психологическая подготовка  

В психологическую подготовку входят:

  • базовая – психическое развитие, образование и обучение;
  • тренировочная – формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам;
  • соревновательная – формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.

Такая подготовка может быть:

  • индивидуальной – составление индивидуальной соревновательной программы, определение ударного вида или отдельных вариаций, распределение сил, тактика поведения;
  • групповой – подбор и расстановка танцевальных дуэтов, составление ансамблевых программ, взаимодействие танцевальных дуэтов, тактика поведения;
  • командной – формирование команды, определение командных и личных задач и приоритетов, очередность выступления дуэтов.

        Интегральная подготовка  

Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.

Индивидуальные занятия

В зависимости от типа восприятия учащихся рекомендуется придерживаться следующих временных ограничений для проведения индивидуальных занятий:

  • визуалы – не более 45 минут;
  • аудиалы – от 1 часа до 45 минут;
  • кинестетики – не менее 1.5 часов.

Если в паре представлены разные типы, то рекомендуемая продолжительность индивидуального урока 1.5 часа, если оба визуалы, то более продуктивно будет заниматься по 45 минут, но чаще.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  К УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ

Основные понятия

Линии - красота, элегантность, функциональность, спортивность линий рук, ног, корпуса.

Нога определяется, как опорная или свободная в зависимости от характера нагрузки, которую несет.

Положения рук: на талии, на бедре, скрещенное положение и т. д.

Положения рук в паре имеют достаточно условные названия, но можно выделить определенные позиции: закрытая, открытая, учебная и др. Правильное положение рук в танцах европейской программы улучшает стиль исполнения и делает общий вид пары более подтянутым.

Линия танца - направление движения по залу (против движения часовой стрелки).

Баланс – это правильное распределение веса по стопе, которое позволяет танцору иметь свою собственную активность.

Противодвижение корпуса (ПДК) – действие одновременного поворота, противоположного бедра и плеча в направлении ноги, с которой делается шаг. Применяется в начале всех поворотных движений.

Позиция противодвижения корпуса (ППДК) – позиция ступней, при которой правая или левая нога, находясь впереди или сзади, «пересекает» корпус без его поворота. Применяется при каждом шаге сбоку партнера для обеспечения близкого контакта исполнителей.

Работа стопы. Для каждого танца свойственна определенная работа стопы, которая включает в себя подъемы и снижения, ощущаемые в корпусе (включая ноги); движение с носка, каблука, подушечки и т. п.

Работа корпуса – ПДК, ППДК, повороты и наклоны корпуса. Понятия свинга и свея.

Ритм – понятие о счете шагов в условных быстрых и медленных.

Положение в паре в латиноамериканских танцах – открытая позиция, закрытая позиция, веерная позиция, позиция фоллавэй.

Тренаж современной пластики

Задачи тренажа: постановка корпуса, головы, легкость и законченность в исполнении движений, координация, постановка правильного дыхания, умение ориентироваться в пространстве, чувство позы, подготовка костно-мышечного аппарата к изучению танцевального репертуара. Знакомство с элементами танцев современных направлений (модерн, джаз).

Гимнастические упражнения:  

  • парная партерная гимнастика,
  • лечебная гимнастика для позвоночника,
  • танцевальные тренировки с утяжеляющими браслетами и поясами,
  • специальные упражнения для развития силы и скорости стопы, рук, корпуса, ног в целом, скорости вращений, устойчивости, максимального использования всех групп мышц для создания наиболее объемного и скоростного движения.

Физическая подготовка определяет скорость движения, амплитуду движения, возможность справляться со сложными техническими и хореографическими действиями, музыкальность танца. Чтобы научить детей управлять своими движениями, надо развивать у них «мышечное чувство» - уметь различать напряженное и не напряженное состояние мышц, воспитывать ощущение своей позы и направления движения, научить детей напрягать и расслаблять мышцы отдельных частей тела. Гимнастические упражнения тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают быстроту, четкость, размах движений, помогают осознать направления и форму движений. Также большое значение для грамотного и свободного исполнения танцев имеет подвижность голеностопного сустава.

Растяжка: джазовая, балетная, гимнастическая.

Растяжка — это способность суставов совершать движения максимально возможной амплитуды, для этого нужно улучшать эластичность мышц и связок. Чем выше эластичность мышц и тканей, тем больше амплитуда совершаемых движений, и наоборот: если мышцы закрепощены, амплитуда будет меньше. Кроме этого, специальные упражнения позволяют уменьшить риск повреждений связок и мышц во время танца.

Особенности музыкального сопровождения латиноамериканских танцев

  1. Народная песенная основа латиноамериканских бальных танцев.
  2. Характер музыки, мелодия, стиль, эмоциональность.
  3. Ритмический рисунок (темп, музыкальный размер, акценты, сильные и слабые доли).
  4. Музыкальность и выразительность движений и фигур танца.
  5. Соответствие стиля и характера исполнения музыкальному материалу.

Техника исполнения латиноамериканских танцев  

Основы движения и скорость: изучение средств и способов достижения наибольшей скорости перемещения корпуса, стоп и рук. Постановка баланса, перенос веса и работа стопы. Отработка исполнения поворотов и вращений, дающих скорость и элегантные линии.  

 Линии: это красота, элегантность, функциональность, спортивность линий рук, ног, корпуса. Работа над линиями подразумевает отработку движений в медленном темпе с отслеживанием в зеркале и фиксацию правильных позиций рук, ног и корпуса в различных фигурах. Ведется индивидуально и в паре.

Работа рук. Движения рук танцора определяются корпусным ритмом и являются продолжением соответствующего движения корпуса. Также могут использоваться движения запястья и пальцев для более точного вывода руки в нужную позицию в соответствующий момент музыки. Типичные позиции рук в латинских танцах:

- в сторону, выпрямлена;

- в сторону, согнута;

- вверх, выпрямлена;

- перед корпусом, согнута;

Работа бедер подразумевает наработку навыков мышечного управления положением бедра при исполнении различных фигур.

Объемный танец подразумевает работу над танцем с позиций объема. Отработку взаимных позиций рук и корпуса для создания впечатления большого объема, который создает пара на площадке.

Основы ведения в паре. Понятие о принципах ведения. Понятие рамы. Взаимодействие. Упругость. Управление движением партнерши при помощи веса. Визуальный контакт.

Эмоции в танце. Изучение средств и способов передачи эмоций при помощи движения, положения тела. Элементы актерской психотехники. Изучение характерных особенностей танцев. Их исторических корней.

Современные тенденции бального танца

Знакомство с ведущими исполнителями и чемпионами по танцевальному спорту последних лет по танцевальному спорту. Ведущие школы европейского танца – Англия, Италия, Германия, их особенности в исполнении.

Просмотр на видео и обсуждение турниров и чемпионатов Европы и мира по стандарту, секвею, шоу номерам, программе формейшен.

Техника исполнения европейских танцев  

Баланс - овладение навыками равновесия, ощущения внутренней оси, движения от опорной ноги. Проводится индивидуально и в паре. Отработка правильного положения рук и головы.

Работа стопы и ног – подъемы и спуски, перекат, выталкивание и прием, работа стопы в вариациях каблук – носок и т.п.

Качество движения в европейской программе.

1)отработка навыков контролируемого движения, т.е. способности пластично переходить от одного танцевального движения к другому;

2) отработка техники движения - шагов вперед, шагов назад, исполнения подъемов и спусков;

3) ПДК и ППДК (противодвижение корпуса и позиция противодвижения корпуса) и их использование;

4) понятие о распределении веса, т.е.  на какой части стопы находится вес в различных танцах;

5) понятие свинг и свей;

6) снижения и подъемы;

7) вращения (типы вращений)

Постановка корпуса - правильное положение тела в процессе движения (степень поворота, скорость вращения, использование наклона корпуса и его веса, направление взгляда, степень взаимодействия с партнером). Отрабатывается вертикальность положения тела в пространстве, променадные позиции. Правильная постановка рук, головы, ног.

Понятие о стойке, т. е. в каком положении и состоянии должно быть тело исполнителей в различных танцах. Понятие контакта в паре. Работа над совместным положением партнеров относительно друг друга в статике и в динамике.  Понятие объема: тело и руки должны создавать определенный объем и при движении нужно двигать этот объем, тогда танец становится устойчивым.

        

Репетиционная и организационная работа.

Общее собрание группы. Задачи группы на учебный год.

Составление индивидуальных планов.  

Зачетные уроки:

  1. Теоретический зачет по вариациям.
  2. Практический зачет по вариациям.
  3. Клубный конкурс (проводится для начинающих в конце каждой учебной четверти     и для всех в конце учебного года). Целью данных конкурсов является показ учащимися своих достижений в изучении предложенного материала, получение ими начальной конкурсной практики, выявление и поощрение наиболее старательных учащихся, поддержание в детях спортивного интереса к занятиям. Получение учащимися первичных судейских навыков. Сплочение и объединение коллектива. Популяризация бального танца и привлечение в клуб новых учащихся.

Выступления в зале наиболее свойственны природе бального танца, особенно в форме показательных выступлений, спортивных соревнований и турниров. При этом выступления участников оценивают не только родители и зрители, но и компетентные члены жюри. Подчас оценки выступления участников зрителями и судьями расходятся, что вызывается, судя по всему, разными критериями в оценке выступлений участников.

Тем не менее, с помощью таких мероприятий можно надеяться на решение целого ряда важных воспитательных задач:

  • привить учащимся основы культуры поведения и общения,
  •  повысить качество обучения учащихся,
  • значительно увеличить количество детей, занимающихся бальными танцами,
  • существенно ускорить освоение учебной программы,
  • оказать существенную помощь учреждениям образования в организации и проведении мероприятий самими учащимися.

Отработка вариаций на основе пройденного материала (прогон, самостоятельная работа, индивидуальные занятия).

Подготовка к показательным выступлениям, на открытых уроках, родительских собраниях, школьных праздниках и т.п.

Подготовка групповых композиций на основе пройденного материала для показательных выступлений.

Подготовка к участию в конкурсах. Участие в конкурсах согласно возрастной и квалификационной группе.

Самостоятельная работа.

        Умение самостоятельно работать с информацией одна из важнейших ключевых компетенций. Чем старше ученики, тем больше возрастает роль самостоятельной работы над полученной информацией. В этом процессе учитель осуществляет отключенный контроль, не вмешиваясь в работу учащихся напрямую, а наблюдая за их общением со стороны.

        Рекомендуется использовать график учета самостоятельной работы, в который вносятся все виды деятельности ученика до определенного промежутка времени (неделя, месяц) с конкретизацией заданий, различными видами контроля и оперативного самоучета – где учащиеся отмечают количество и качество выполненной работы.   Нацеленность на итоговую проверку позволяет сделать самостоятельную работу более ответственной, что немаловажно.

Разучивание вариаций

Вариации составляются из изученных фигур. Разучиваются на уроках и отрабатываются на самостоятельных (прогонах) и индивидуальных занятиях.

  • Рекомендуемые вариации для второго года обучения:

Медленный вальс:

5 тактов

Музыкальный размер ¾

Название фигуры

Ритм

Правый поворот  

1 2 3  

Перемена  хезитейшен

1 2 3

Левый поворот  

1 2 3   1 2 3

Перемена  

1 2 3

Самба:

Музыкальный размер 2/4

8 тактов

Название фигуры

Ритм

Основное движение вперед

1 и 2  

Основное движение назад

1 и 2  

Ботафого вперед

1 и 2   1 и 2  

Самба ход

1 и 2   1 и 2    1 и 2    1 и 2  

12 тактов

Название фигуры

Ритм

Виск  вправо и влево

1 и 2  1 и 2  1 и 2  

Самба ход

1 и 2  

Теневые ботафого

1 и 2   1 и 2  1 и 2    1 и 2    

Вольта влево

12  34 5 6 7 8

Ча-ча-ча: 

6 тактов

Музыкальный размер 4/4

Название фигуры

Ритм

Тайм - степ

4 и 1 2 3         4 и 1 2 3

Чек

4 и 1 2 3

Рука в руке  

4 и 1 2 3

Плечо к плечу

4 и 1 2 3

Обоюдный поворот

4 и 1 2 3

  • Рекомендуемые вариации для третьего года обучения:

Медленный вальс  

Музыкальный размер ¾

12 тактов

Название фигуры

Ритм

Правый поворот

1 2 3  1 2 3

Перемена  вперед

1 2 3

Шассе вправо

1 2 и 3

Наружная (или внешняя) перемена

1 2 3

Локк стэп вперед

1 2 и 3

Хезитейшен (или затянутый шаг)

1 2 3  1 2 3

Левый поворот

1 2 3

Кортэ

1 2 3

Виск назад

1 2 3

Шассе

1 2 и 3

Квикстеп

Музыкальный размер 4/4

16 тактов

Название фигуры

Ритм

Правый поворот

МББ МММ

Типпль шассе

МББ МББМ  ББМ

Четвертной поворот (основной шаг вперед и назад)

МББМ  МББМ

Двойной локк вперед

МББББМ

Хезитейшен (затянутый шаг)

МББ МММ

Левый шассе поворот

МББ

Прогрессивное шассе  (основной шаг назад)

МББМ

Самба

Музыкальный размер 2/4

24 такта

Название фигуры

Ритм

Самба ход с ЛН

1и2

Вольта влево

3и4

Соло поворот

5и6

Самба ход

7и8

Теневые ботафого  

1и2 3и4 5и6 7и8

Виск с открытием

1и2

Самба ход в ОП

3и4  5и6

Ботафого в КПП

7и8

Ботафого вперед

1и2 3и4

Виски

5и6 7и8

Ча-ча-ча

Музыкальный размер 4/4

8 тактов

       

Название фигуры

Ритм

Поворот под рукой вправо

2 3 4и1

Плечо к плечу

2 3 4и1

Чек вправо

2 3 4и1

Поворот под рукой со сменой направления на четверть

2 3 4и1

Чековая дорожка в чек

2и3 4и1    2 3 4и1

2 лока вперед

2и3 4и1

Открытое основное движение с поворотом

2 3 4и1

Джайв

Музыкальный размер 4/4

16 тактов

Название фигуры

Ритм

Ключ

1 2  

Стоп – энд – гоу

3и4  5 6  7и8

Свивлы с носка на каблук

12  345  678       1234  5678

Троуэвей (без ключа) с дополнительным шассе

1и2 3и4 5и6 7и8

Хлыст

12 3и4 56 7и8

Смена мест направо (дубль)

12 3и4 5и6  78 1и2 3и4

Американский спин

56 7и8 1и2

Смена мест направо

34 5и6 7и8

  • Рекомендуемые вариации для пятого года обучения:
  • Медленный вальс  D
  • Музыкальный размер ¾  
  • 28 тактов

Название фигуры

Ритм

1 сторона (длинная)

Правый спин поворот

1 2 3  1 2 3

Левый пивот

и

Открытый телемарк

1 2 3  

Крыло

1 2 3  

Дрэг  хезитейшен

1 2 3  

Внешний спин (закончить ДЦ)

1 2 3  

Перемена с ПН

1 2 3  

Шассе вправо

1 2 3  

Внешняя перемена

1 2 3  

Кросс хезитейшен

1 2 3  

Закрытый импетус

1 2 3  

Окончание левого на новую ЛТ

1 2 3  

2 сторона (короткая)

Двойной левый спин по ЛТ

1 2 3  

1-3 шаги левого поворота

1 2 3  

Плетение в ритме вальса

1 2 3  1 2 3  

3 сторона (длинная)

Правый  спин поворот

1 2 3  1 2 3

Поворотный  локк

1 и 2 3

Плетение

1 2 3  1 2 3

Локк стэп вперед

1 2 и 3

Перемена хезитейшен

1 2 3  1 2 3  

4 сторона (короткая)

Виск

1 2 3  

Шассе из ПП  (ДЦ)

1 2 и 3

Закрытое крыло

1 2 3  

Открытый телемарк

1 2 3  

Танго D

Музыкальный размер 2/4  

16 тактов

Название фигуры

Ритм

Файв-степ

QQS & S

Закрытый променад

SQQS

Левый открытый поворот

QQS QQS

Внешний свивел

SQQ

2 основных шага вперед

SS

Звено

QQ

Браш-теп

&S

Твист поворот

SQQ S&S

Правый поворот

SQQS

Виск

S&S

Правый поворот

SQQS

Рок поворот

QQS

Карте

QQS

Квикстеп D

Музыкальный размер 4/4    

20 тактов

Название фигуры

Ритм

Спин поворот

SQQ SSS

Ви -6

QQSSQQ

Локк вперед

SQQS

Правый поворот

SQQ SSS

Спин поворот

SQQ SSS

Прогрессивное шассе

SQQS S

Быстрый открытый левый

SQQ

Четыре быстрых бегущих

SQQQQS

1-3 шаг правого поворота

SQQ

Типпл шассе

SQQS

Двойной локк

QQQQS

Самба D

Музыкальный размер 2/4

36 тактов

Название фигуры

Ритм

Раскручивание от руки

1и2 3и4 5и6 7и8

Самба  - локки

1и2 3и4 5и6

Д: соло вольта

М: вольта влево (спиной на ЛТ)

7и8

Коса

1 2 3и4 5 6 7и8

Аргентинские кроссы

1и2 3и4 5и6 7и8

Виск с поворотом Д.  

1и2

Открытые роки

3 4и  5 6и  7 8и

Левый поворот

1и2 3и4 5и6 7и8

Мейопул

1 и2 и3 и4

Роки назад (сПН)

5 6и  7 8и

Корта джака

1 2и3и4и 5 6и7и8и

Прогрессивное ботафого

1и2 3и4

Мейопул (М:влево, Д: на ЛН)

1 и2 и3 и4

Джайв  D

Музыкальный размер 4/4

24 такта

Название фигуры

Ритм

Испанские руки

1 2 3и4 5и6

Хлыст

7 8 1и2 3 4 5и6

Ход медленно и быстро

7 8 1и2 3и4 5 6 7 8

Простой спин

1 2 3 4

Флики в брейк

5 6 7 8  123 и4

Перекрученный троуэвей

5и6 7и8

Цыплячий шаг

12  34  5 6 7 8

Троуэвей с доп.шассе

1и2 3и4 5и6 7и8

Двойной хлыст

1 2 3и4 5 6 7 8 1и2

Три болл-чейнджа

3и4  5и6  7и8

Майами спешиал

1 2 3и4 5и6

Хип бамп

7 8 1 2 3и4

Раскручивание от руки

5 6 7и8 1 2 3и4

Основное движение

5и6 7и8

Ча-ча-ча D

Музыкальный размер 4/4

30 тактов (усложнение до 32 тактов)

Название фигуры

Ритм

Тайм степ  (М. с ПН)

2 3 4и1

Чек в ронд

2 3 4и1

Кубинский брейк в ронд

2 3 4и1

Чек

2 3 4и1

Обоюдный поворот

2 3 4и1

Поворот под рукой с обходом

2 3

Чековая дорожка в чек

4и1 2и3 4и1 2 3

Опен аут и выход в веер

4и1 2 3

4и1 2 3 4и1

Дополнительные движения

2 3 4 1

Клюшка

2 3 4и1  2 3 4и1

Три ча-ча-ча  вперед перекручиваясь

2и3 4и1

Опен бейсик со сменой мест

2 3 4и1  2 3 4и1

Основное

2 3 4и1

Алимана в турецкое полотенце

2 3 4и1  2 3 4и1

2 3 4и1  2 3 4и1

2 3 4и1

Чейз

2 3 4и1  2 3 4и1

Основное

2 3 4и1

Натуральный волчок

2 3 4и1  2 3 4и1

2 3 4и1

Закрытый хип твист (выход – шассе за спиной дамы)

2 3 4и1   2 3 4и1

Волна

2 3 4 1

Кубинские брейки отдельно в позиции бок о бок

2и 3и 4и 1

Румба D

Музыкальный размер 4/4

24 такта

Название фигуры

Ритм

Спираль

2 3 4 1   2 3 4 1

Ход вперед

2 3 4 1

Кубинские роки

2 3 4 1

Ход назад

2 3 4 1

Поворот со сменой направления

2 3 4 1

Натуральный волчок  2-я половина

2 3 4 1

Кукарачи с раскрытием влево и вправо

2 3 4 1  2 3 4 1

2 3 4 1

Закрытый хип твист

2 3 4 1

Выход в веер

2 3 4 1

Алимана

2 3 4 1

Роуп спиннинг

2 3 4 1  2 3 4 1

Сайд степ

2 3 4 1  2 3 4 1

Поворот под рукой

2 3 4 1

Аида

2 3 4 1

Кубинские роки

2 3 4 1

Кукарача вправо (спиной)

2 3 4 1

Фехтование

2 3 4 1

Плечо к плечу

2 3 4 1

Основной шаг (у дамы спираль)

2 3 4 1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики: общие сведения, способности, темперамент, тип личности в общении, самооценка, успешность в деятельности, уровень воспитанности. Формы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы.

Изучение межличностных отношений: социометрия.

С помощью методики социометрии выстраивается статистическая картина внутригрупповых отношений, и выявляются лидеры в коллективе. Для проведения исследования составляется опросный лист. Результаты опроса заносятся в социометрическую таблицу, где по вертикали в алфавитном порядке располагаются имена тех учащихся, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех, кого выбирают. Затем было подсчитывается общее количество выборов, полученных каждым из учеников, и заносится в последнюю строку – под каждой фамилией. Эта цифра считается рейтингом ученика.

Опросный лист

1.Представь, что наш клуб отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы? _____________________________________________________

2.Если бы вашей группе пришлось участвовать в командном конкурсе по бальным танцам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды? _____________________________________________________

3.Кого из клуба ты бы пригласил к себе на день рождения или просто в гости?

_____________________________________________________

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклубников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

«Как разрешить конфликт в паре»

Что делать, если вы поссорились друг с другом и каждый считает себя правым, никто не идет на компромисс? Предлагаемый тест поможет вам самостоятельно выбрать способ и стратегию решения вашего конфликта. В этом тесте нет ответов - вы сами их создадите в своем индивидуальном случае. Обдумайте самостоятельно предлагаемые вопросы и тексты, выполните несложные практически приемы и затем обсудите их вместе с вашей партнершей или вашим партнером. Если вы проделаете эту работу письменно, результат ваших поисков решения будет более конкретным и эффективным.

Ничто не случается само по себе. Вы всегда получаете результат своих действий. А если вы ничего не делаете, вы получаете результат своего бездействия. И тогда уж не удивляйтесь тому, что кто-то делает с вами что-то, что вам не нравится - вы само позволили этому происходить, сложив с себя на другого всю ответственность за происходящее.

  1. Вы действительно хотите разрешить конфликт и работать дальше вместе или вы уже порядком друг другу поднадоели? Разделите чистый лист бумаги вдоль на две части, и слева выпишите все плюсы того, что вы расстанетесь, справа - все минусы.
  2. Чего вы хотите больше: доказать свою правоту или танцевать вместе?
  3. Вы хотите другого партнера (партнершу), или хотите, чтобы ваш настоящий партнер (партнерша) изменились? Что бы ваши отношения изменились?
  4. Согласны ли вы разрешить ваши разногласия мирным путем? Пойдете ли вы на компромиссы?
  5. Представьте себе, что это вам говорят те слова, которые вы говорите своему партнеру (партнерше). Что вы чувствуете и как реагируете, когда вам такое говорят? Понятно ли вам теперь, почему ваш партнер (партнерша) так реагирует на эти слова?
  6. Как бы ни были важны танцы, есть вещи, которыми невозможно пожертвовать в угоду танцу. Примите тот факт, что ваш партнер (партнерша) не может отдать в жертву карьере какие-то свои личные привязанности и слабости. И отталкиваясь от этого, оцените: согласны ли вы с этими слабостями или вам лучше сменить партнера (партнершу)? 
  7. Что вы на самом деле хотите от партнера (партнерши)? Что вы хотите от него (нее) получить? Сформулируйте список. Реально ли это? Хочет ли он (она) вам это дать? А если вы этого не получите от него (нее) никогда, сможете ли вы танцевать вместе или лучше расстаться? Для того, чтобы что-то получить от другого человека, необходимо что-то отдать ему. Не вкладывая, ничего не получишь. Если вы хотите получить от него усердие - будьте сами усердны, если внимание - будьте сами внимательны. 
  8. Можете ли вы согласиться на то, чтобы просто танцевать вместе, пока у вас не появятся другие интересы или вам необходимы личные отношения в паре? Возможны ли они в вашей паре? Вы уверены в этом? А если нет, будете ли вы испытывать судьбу с другим партнером (партнершей)? Можете ли вы поверить и принять то, что ваша половина вообще ни будет иметь отношения к танцам?
  9. Что вы, на ваш взгляд, должны делать, чтобы получить желаемое от партнера (партнерши)? Что нужно говорить ему (ей)? Вы делали (говорили) это раньше? Действовало? А почему не действует сейчас? Чем другим это можно заменить?
  10. Он (она) на самом деле такой плохой? Если нет - разве от того, что вы будете ссориться, что-нибудь улучшится? А если да - то зачем вообще ссориться, не проще ли разойтись? Разделите чистый лист бумаги вдоль на две части, и слева выпишите все положительные черты вашего партнера (партнерши), справа - отрицательные. Как соотношение?
  11. Что должен сделать ваш партнер (партнерша) для того, чтобы вы перестали с ним (ней) ссориться? Он (она) сделает это? Это легко для него (нее)? Он (она) на самом деле может это сделать?
  12. Что можете сделать вы сами, чтобы перестать ссориться? Что можете сказать? Что вам мешает это сделать (сказать)? Это действительно поможет разрешить конфликт? Какова будет реакция вашего партнера (партнерши) на ваши слова (действия)?
  13. Какие ваши слова (действия) могут еще больше осложнить ситуацию?                Вызвать еще больший негатив вашего партнера (партнерши)? Разделите чистый лист бумаги вдоль на две части, и слева выпишите все, что вы внесли в раздувание конфликта, справа - все что он (она).
  14. Как вы думаете, почему ваш партнер (партнерша) ведет себя так? Каковы причины этого поведения? Что для него (нее) самое важное в жизни, в танцах, в ваших отношениях, вообще в отношениях между мужчиной и женщиной? Вы в этом уверены? Уважаете ли вы его (ее) цели, принципы, желания?
  15. Все, что происходит с нами - бумеранг наших же действий, слов. Какие ваши действия, слова могли привести к тому, что сейчас с вами происходит?

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

1 год обучения

Танец

Шаг (вперед, назад, в сторону, приставной, закрещенный)

Подскок

Основная стойка

Подъем

Спуск

Ритм, счет

Темп

Акцент

Концерт

Конкурс

2 год обучения

Характер музыки

Музыкальный размер

Сильная и слабая доли

Линия танца

Вариация

Направления в танцевальном зале

Самба - баунс

Ча-ча – шассе

Позиции в паре:

     - в европейском танце

     - закрытая латиноамериканская

     - открытая латиноамериканская

Чек

Опорная нога

Свободная нога

Перекат

3 год обучения

Баланс

Вес

Перенос веса

Работа стопы

Центральный баланс

Начало и окончание подъема

ПДК (противодвижение корпуса)

Хезитейшен

Линии

Рама

Променадная позиция

Латинское закрещивание

4 год обучения

Позиция бок о бок

Открытая променадная позиция

Веерная позиция

Позиция фолавэй

Хип-твист

Свивл

Танец на опорной ноге

Корпусной подъем

Индивидуальный баланс

Синкопированное движение

Ведущая сторона

5 год обучения

Контр-променадная позиция

Рок

Кросс

Спираль

Кубинский брейк

Спин

Флик

Кик

Ротация

Контракция

Бегущий шаг

Свивл в европейском танце

Ведение

6 год обучения

Поза

Поддержка

Падающее положение

Запись танца

Таблица Лайерда

Таблица Мура

Контролируемое движение

Распределение веса

Свинг

Свей

Двойной свей

Наклон корпуса

Объем

Смена направления движения

Визуальный контакт

Степень поворота

Динамика движения

Перенос веса внутри тела

Слип


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания при написании письменной работы по предмету «Физическая культура».

Задание на выполнение работы.     Перед написанием работы следует освоить материал, приведенный ниже. Уяснить основные понятия и термины, принятые в физической культуре и медицине....

Методическая разработка "Методические указания по развитию профессионально-прикладных фзических качеств "

К числу необходимых компонентов профессиональной подготовленности специалистов, реализуемые в процессе ППФВ, относятся различные сенсорные, двигательные, волевые, умственные,педагогические, организато...

Методическая разработка "Методические указания по развитию профессионально-прикладных фзических качеств "

К числу необходимых компонентов профессиональной подготовленности специалистов, реализуемые в процессе ППФВ, относятся различные сенсорные, двигательные, волевые, умственные,педагогические, организато...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...

Методическая разработка: "Задания и методические указания по выполнению практических и отчетных работ по дисциплине "Цены и ценообразование в строительном комплексе"

Методическая разработка представлена для отработки полученных теоретических и  практических навыков по дисциплине: "Цены и ценообразование в строительном комплексе" для специальности 08...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО по дисциплине: «Физика»

Задания для самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Физика"...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...