«У МОЕЙ РОССИИ ГОЛУБЫЕ ОЧИ, НА МЕНЯ РОССИЯ ТЫ ПОХОЖА ОЧЕНЬ».
материал (7 класс)

Дороненкова Ольга Васильевна

К нашей стране, находящейся между Европой и Азией, обладающей огромными богатствами, всегда было особое отношение. Да и мы с вами, русские люди, привыкли считать себя особенными. Право гордиться своей страной даёт нам чувство сопричастности с её великой и героической историей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_4.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

«У МОЕЙ РОССИИ ГОЛУБЫЕ ОЧИ, НА МЕНЯ РОССИЯ ТЫ ПОХОЖА ОЧЕНЬ».

Цели: 

  1. Расширение и углубление знаний о своей Родине- России.
  2. Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
  3. Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

Задачи: 

1. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране.

2. Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

3. Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.

4. Развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Оборудование:

мультимедиапроектор,

репродукции с изображениями любимых уголков природы,

карта России,

аудиозаписи песен и гимна,

герб, флаг,

рисунки детей,

народные костюмы.

Ход мероприятия:

К нашей стране, находящейся между Европой и Азией, обладающей огромными богатствами, всегда было особое отношение. Да и мы с вами, русские люди, привыкли считать себя особенными. Право гордиться своей страной даёт нам чувство сопричастности с её великой и героической историей. Великолепно выразил это чувство в своём стихотворении Россия наш с вами земляк, тверской поэт Андрей Дементьев:

Я — русский.
Я из той породы
Чья, кровь смешалась с небом и травой.
Чьи прадеды в зелёный храм природы
Входили с непокрытой головой
И били молча низкие поклоны
Клочку земли — в страду и в недород.
И Русь для них всегда была солёной
Как слёзы жён или над бровью пот.
Всё помнит Русь —
И звоны стрел калёных
И отсветы пожаров на снегу…
Мы входим в мир,
Уже в неё влюблённые,-
Уйдём — оставшись перед ней в долгу.
— Россия, о!
Какие там пространства! —
Пусть так о ней кричат за рубежом.
Для нас Россия — это постоянство
В любви и гневе
В малом и в большом…

Чтец 1:

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
(Слайд 6, 7)

Ведущий: Давным-давно, в далёкие времена жили - были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы-красавицы. У них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также родину свою защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев, а не Москва.

В конце XI в. появилось новое имя у Русского государства – Россия. Оно впервые встречается в летописях, составленных при царе Иване III. Тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.
Чтец 2:

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом.

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!
Чтец 3:

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия.

От страны, какой была.

Умный сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя великое слово – Родина. Но в начале пути у нас, у каждого, есть своя малая Родина, та, с которой начинается любовь к матери, к близким, к друзьям, к школе, к родному городу, в котором ты родился и вырос.
Это наша Мордовия - маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

            

РОДИНА

Что такое Родина наша
          Солнце, лес, дыхание пашен,
         Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина- труд и праздник,

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам - не один, а с друзьями.

Наша Родина - день этот новый,

Смелость, твёрдое честное слово,

Который славой овеян.

В. Крючков

Великую землю,

Любимую землю, где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы милой Россией зовём.

 - Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на Камчатке наступает полночь. 

-Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве трепетное отношение?

Ответы учащихся. 

Верно к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва - столица нашей необъятной Родины.

Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - ее зеленый наряд - леса.

Ученик:

 ...Люблю тебя, моя Россия,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей...

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный  звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким  словом «Русь»

- Вот она, какая Россия - Русь, широкая и великая! И везде живут люди.

Российская Федерация является самым большим государством по площади на всем земном шаре. Её площадь составляет 17, 1 млн кВ км (Слайд 3). Наша страна находится сразу в двух частях света – в Европе и Азии.

Нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей (Слайд 4): хакасы и русские, татары и башкиры, буряты и калмыки, марийцы и украинцы, белорусы и дагестанцы, эскимосы и эвенки, якуты, казахи и многие другие народы.

Как вы  думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

Ответы учащихся. 

По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать, одним словом?

Ответы учащихся. 

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации:

«...государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано... Где? Кто запомнил?

Ответы учащихся. 

- Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?

Ответы учащихся. 

- В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.

Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия - дружная семья равноправных народов.

А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?

Ответы учащихся. 

- Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность - учиться в школе, получить образование и становиться достойными гражданами своей Родины.

А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?

Ответы учащихся. 

- Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн.

У России величавый

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

*****

Флаг России - триколор,

Три полоски ловит взор.

А у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет.

Снизу красный - самый яркий,

Цвет побед в сраженьях жарких,

Русской кровью что добыты

И народом не забыты.

В середине флага - синий,

Словно Волга по равнине:

Синеву родимых рек

Любит русский человек.

Сверху, словно облака,

Цвет снегов и молока.

Чистый, белый - мира цвет,

Говорит он - войнам нет!

И. Агеева

Дети (о гимне). Одним из главных символов России является Государственный гимн.

Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.

Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые.

Автор слов гимна России – знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Наверное, не найдется у нас в стране человека, не знающего его стихов – “Дядя Стёпа”, “Мой щенок” и многие другие.

Автор музыки гимна России – композитор А.Александров. Кроме того, А.Александров – организатор знаменитого во всем мире Ансамбля песни и пляски Российской армии, который носит теперь его имя.

Итак, гимн – это торжественная песня, прославляющая нашу Родину.

Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости - это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

Как называется наша страна?

Как называются люди, живущие в нашей стране?

Что такое Конституция?

Какой город является столицей России?

Какие символы государства вы знаете?

Ответы учащихся.

Учащийся читает стихотворение А. Прокофьева.

Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

 Нет на свете Родины дороже.

Надо все нам делать для нее,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал ее.

Всюду все в ее раздольях - наше.

Отдадим ей думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

Учитель: 

А ещё, ребята, у нашей огромной Родины есть свои чудеса. Всего их семь. Это собор Василия Блаженного в Москве, Мамаев Курган в Волгограде, Петергоф в Санкт - Петербурге, озеро Байкал, долина гейзеров, гора Эльбрус и столбы выветривания.

(Выходят по очереди ученики и рассказывают о 7 чудесах России, рассказ сопровождается презентацией)

Учитель

Собор Василия Блаженного был построен в 1555-1560 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

Собор Василия Блаженного - одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих жителей планеты Земля он является символом Москвы.

Собор состоит из 8 храмов. Куполов всего 10.

9 куполов над храмом плюс 1 купол над колокольней.

Ученик:

Храм Василия Блаженного

С моста над Москвою – рекою

Нам виден Васильевский спуск.

Там храм, возвышаясь горою,

Стоит, не стряхнув снежный груз:

Тот груз пусть совсем символичен –

Украсил зимой купола.

Ведь храм красотою отличен,

Зря снег мать зима намела:

Вам скажет любой очевидец,

Что время не властно над ним.

Василий Блаженный - провидец,

Хранит его светом своим:
          (Гаврюшкин А. Е.)

Учитель

Под руководством архитектора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы".

Скульптура "Родина - мать зовет" является композиционным центром всего ансамбля. Это - женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 метров вместе с мечом и 52 метра без меча.

Ученик:

На мамаевом Кургане тишина,

За Мамаевым Курганом тишина,

В том кургане похоронена война,

В мирный берег тихо плещется война.

Перед этою священной тишиной

Встала женщина с поникшей головой,

Что-то шепчет про себя седая мать,

Все надеется сыночка увидать.

Заросли степной травой глухие рвы,

Кто погиб, тот не поднимает головы,

Не придет, не скажет: "Мама! Я живой!

Не печалься, дорогая, я с тобой!"

Вот уж вечер волгоградский настает,

А старушка не уходит, сына ждет,

В мирный берег тихо плещется волна,

Разговаривает с матерью она.

(В. Боков)

Учитель:

Петергоф - дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 километров от Санкт-Петербурга.

Декоративным подножием дворца служит Большой грот с обрамляющими его каскадами. Большой каскад спускается к бассейну и морскому каналу.

В центре бассейна - фонтан со скульптурой "Самсон, разрывающий пасть льва"

Важная часть ансамбля - парки с фонтанами: Верхний парк с пятью фонтанами и Нижний парк, где находится крупнейший в мире комплекс фонтанов. Площадь нижнего парка 102,5 га, фонтаны питаются от ключей в районе Ропши по водоводу длиной 22 км.

Ученик:

Петергоф

Цветочно-водная феерия

Среди прекраснейших дворцов –

Осколок сказочной империи,

Великолепный Петергоф!

О, статуй этих лики чудные

Искуснейший творил резец!

Фонтанов воды изумрудные,

Екатерининский дворец, -

Александрии благолепие

Чарует взор, как сладкий сон:

Вот раздирает пасть свирепую

Злотого льва силач Самсон.

Ложатся отблески закатные,

Лучась, на царские сады,

Склонились розы ароматные

Под влажной тяжестью воды.

Над статуй мраморными ликами

Фонтанный брызг звенит хрусталь,

И блещет розовыми бликами

Залива призрачная даль.

Сменив привычное обличие,

В лучах закатных Петергоф

Похож в красы своей величии

На резиденцию Богов!

(М. Волкова)

Учитель:

Байкал - озеро в южной части Восточной Сибири, глубочайшее озеро планеты Земля, крупнейший природный резервуар пресной воды.

По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира.

Площадь водной поверхности составляет 31 722 км (без учёта островов), что примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания.

Запасы воды в Байкале просто гигантские - 23615,390 куб. м.(около 19 % мировых запасов пресной воды).

Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием растений и животных. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем.

Ученик:

Чудо - Байкал

Есть такое озеро,

Озеро - Байкал.

Все в него влюбляются,

Кто хоть раз бывал.

Озеро глубокое,

Озеро могучее.

В ясный день - спокойное,

А в грозу - кипучее.

Окружают озеро

Горы и леса,

Сверху отражаются

В водах небеса.

Есть такое озеро,

Хорошо что есть!

Нерпы, рыбы в озере

Никому не счесть!

Чудные растения,

Чудные леса,

Чудные животные,

Чудо небеса!

Мы с тобою, озеро,

Встретимся опять,

Будем любоваться,

Будем отдыхать.

(Юлия Фаст)

Учитель:

 Эльбрус расположен севернее Главного кавказского хребта и является высочайшей вершиной России.

Эльбрус - это двухвершинный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 метра, Восточная - 5621 метр. Они разделены на 5200 метров и стоят друг от друга примерно на 3 км.

Учитель:

 У слияния рек Гейзерная и Шумная на территории около 2 км2 находится около 20 крупных гейзеров и множество источников, периодически выбрасывающих фонтаны почти кипящей воды (более 95°С) или горячего пара.

Долина Гейзеров расположена на Камчатке в Кроноцком государственном биосферном заповеднике.

Долина гейзеров - вулканический каньон шириной около двух километров и длиной чуть более четырёх.

Долина гейзеров - это одно из наиболее крупных гейзерных полей мира и единственное в Евразии.

Учитель:

 Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые сланцы, из которых сложены останцы, - разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа.

Останцев 7, высота от 30 до 42 м.

Столбы выветривания - уникальный геологический памятник в Троицко - Печорском районе Республики Коми России на горе Мань-Пупу-нёр (что на языке манси означает "Малая гора идолов"), в междуречье рек Ичотляга и Печоры.

Самое большое в мире болото – Большое Васюганское болото. Его площадь составляет 53-55 тысяч кВ. км (Слайд 7). Оно поражает не только своей протяженностью, но и красотой.

Сибирская тайга (Слайд 8) – это крупнейшее в мире пространство, занятое нетронутыми лесами.

Россия является родиной всемирно известных драгоценных камней, таких как: алмаз, топаз, Лунный камень, цитрин, циркон, турмалин, опал. Наша страна стоит на 1 месте по газодобыче и на 2 по нефтедобыче, уступая Саудовской Аравии, по запасам торфяных и лесных ресурсов, алмазов, питьевой воды и поваренной соли.

Российская Федерация занимает 1 место по разведанным запасам каменного угля, железной руды, серебра, золота, меди, свинца.

Но самая главная гордость России – это, конечно же, люди.

Знаменитые ученые, которые подарили миру огромное множество изобретений. Это и Дмитрий Иванович Менделеев – гениальный химик, открывший периодическую таблицу химических элементов, и братья Черепановы, подарившие России первый паровоз (Слайд 9), и Александр Николаевич Лодыгин – один из изобретателей лампы накаливания, и Константин Циолковский с Сергеем Королевым (Слайд 10), благодаря которым мы первыми в мире оказались в космосе.

Российские деятели культуры и искусства широко известны всему миру. Писатели и поэты Александр Сергеевич Пушкин, Иван Сергеевич Тургенев, Федор Михайлович Достоевский (Слайд 11). Их произведения переведены на десятки языков. Их любят во всем мире.

Это и художники: Иван Иванович Шишкин, воспевший в своих картинах красоту земли русской (Слайд 12), Иван Константинович Айвазовский – потрясающий художник-маринист, написавший более 6000 картин (Слайд 13), «истинный богатырь русской живописи» - Виктор Васнецов (Слайд 14).

И композиторы…Петр Ильич Чайковский, Михаил Иванович Глинка, Сергей Васильевич Рахманинов (Слайд  15).

Их великие творения – это то, чем гордятся граждане нашей великой страны.

Но любой гражданин нашей Родины – это ее гордость.

-Ребята, а какими качествами обладают граждане России? Что их отличает от жителей других стран? (Ответы учеников)

- Молодцы. А самое замечательное качество – это наша сплоченность, наш ни с чем несравнимый русский дух и любовь к своей стране. Ведь именно русский народ выстоял в годы двух мировых войн. И не только выстоял, но и освободил весь мир от захватчиков. Не одно поколение русских сложило головы за нашу землю и нашу независимость. Чтобы мы сегодня с вами были свободны и счастливы.

- Мы уже много говорили об истории России, о том, какой она была и продолжает оставаться. Но наша тема отсылает нас в будущее. То есть в то, что будет.

- А какой будет Россия в будущем? Какой вы себе ее представляете? (Ответы учеников)

-Молодцы. Сегодня вы – дети, сидящие за партами, а завтра – вы – врачи, спортсмены, программисты, военные, журналисты, танцоры. Вы – будущая гордость нашей страны. И не нужно для этого становится знаменитым и гениальным. Нужно просто быть гражданином своей страны, любить ее и уважать. Именно вам жить в стране будущего. И каким быть этому будущему решать только вам…

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,

Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.

Ей не ведомы страхи, и крепка ее сталь.

И последней рубахи ей для друга не жаль.

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!

Финальная песня « У моей России длинные косички».

Список использованных источников

1. Архипова И. Ю. Славься, Отечество наше! / И. Ю. Архипова, С. М. Даниленко //Читаем, учимся, играем. - 2006. - N 4. - C. 4-8.

2. Барыбин А.Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь. – 2001. - № 3. – С 47-51.

3. Борисов Д. Государственная символика: гербы союзных республик // История. – 2001. - № 4. – С. 15-16.

4. Борисов Д. Государственный гимн: история гимна России // История. – 2001. - № 7. – С. 1-3.

5. Вилинбахов Г. Герб и флаг должны быть историческими // Родина. – 2002. - № 3. – С. 96-98.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Без России не было б меня!

В этом году наша  страна отметила 120-летие со дня рождения знаменитого  российского поэта - Сергея Есенина.  12 октября сотрудники библиотеки-филиала  №13 пригласили юных спортсме...

Урок "Озера России.Голубые глаза России" 8 класс

Открытый урок по географии в 8 классе на тему "Озера России.Голубые глаза России" в 8 классе...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...

Информационно-методический материал для проведения классного часа на тему: «Война в судьбе моей семьи и России» «Шаги в бессмертие Героя России летчика Виктора Клыкова»

Первый герой России по Курской области-выпускник Рыльского сельхозтехникума, погиб, защищая Ленинград.Представлен к званию Герой СССР за ночной таран, но награду не успел получить - погиб, выполняя оч...

Методическая разработка классного часа в 6в классе для детей с умеренной умственной отсталостью «Без России не было б меня»

Цель: воспитание любви к родному краю и природе посредством поэзии Сергея Есенина....