Статья: «Особенности дистанционного обучения на примере реализации ДООП «Искусство компьютерной графики»
статья

Онощенко Нина Николаевна

 

Всего пару десятилетий назад для того, чтобы получать новые знания, человек был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Но все резко поменялось... Сегодня для обучения нам нужен только компьютер с доступом в интернет.

Исследование возможностей дистанционного обучения (плюсы и минусы этой системы) в последнее время стало интересовать многих. Не будем отрицать, что подобное обучение многих привлекает. Ведь не нужно будет ходить в школу или университет - достаточно просто появиться в интернете, пройти небольшую авторизацию, и вы сможете получить лекцию или посетить занятие. Экономия времени не только для детей, но и для взрослых.

Все было бы  хорошо, но вот только учителя, а также ученики разделились на несколько категорий. Первые признают то, что подобная система обучения действительно способна помочь и научить всех желающих, а вторые опровергают это. Так какие есть плюсы и минусы дистанционного обучения школьника? 

Рассмотрим все плюсы и минусы дистанционного обучения на примере работы объединения ОДОД ²Искусство компьютерной графики².

Начнем с плюсов ДОТ.

Первый и самый явный плюс – доступность. На данный момент можно получать знания, находясь в любой точке земного шара. Учиться можно везде и дома, и в путешествии, и на даче (многие обучающиеся со время самоизоляции находились на даче, откуда совершенно спокойно отправляли выполненные задания). Подобная доступность - главное преимущество дистанционного обучения.  Онлайн занятия можно проводить как в виде записанных уроков, так и в виде онлайн встреч.  Более того, если речь пойдет о дополнительной литературе, многое можно найти в Сети Интернет, не выходя при этом из дома.

Далее можно отметить гибкость учебного процесса. В время дистанционного обучения определенную часть материала обучающийся осваивает самостоятельно, а это значит, что и время для поиска материала, выполнения задания обучающийся должен распределять самостоятельно. Обучения на расстоянии позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам. Дистанционное обучение позволяет все участникам процесса осваивать материал программы/курса в общем потоке.

Обучения в комфортной обстановке. Бывают случаи, когда ребёнок не хочет идти в школу, когда ребенок простив школьной формы, когда ребенок не привык к новому коллективу и чувствует себя некомфортно в школе. В рамках дистанционного обучения все подобные ²когда² и ²если² снимаются. Обучающийся может создать себе максимально удобные условия для получения знаний.  Тут сразу стоит внести несколько оговорок. За младшими школьниками придется присматривать. Система дистанционного образования в большей степени подходит обучающимся среднего и старшего звена.

Говоря о минусах дистанционного образования, можно выделить бесконтрольность, полную свободу действий. Всем нам известно, что уровень мотивации у каждого обучающегося индивидуальный. И некоторые обучающиеся могут забросить учебный процесс, если со стороны родителей не будет определенного рода контроля.

Нехватка личного общения.  При дистанционной форме обучения личное общение педагог-обучающийся обычно сводится к минимуму.

Форс-мажор. В процессе обучения  все участники образовательного процесса могут столкнуться с непредвиденными обстоятельствами: обрыв на линии Интернет соединения, отключение света, выход из строя РС.  Стоит признать, что удаленное обучения делает обучающихся и педагогов зависимыми об технических средств.

В целом, образовательный процесс в рамках дистанционного образования имеет много плюсов и минусов, тем не менее данная система образования хорошо проявила себя в рамках ОДОД.

Рассмотрим это на примере работы объединения ОДОД ² Искусство компьютерной графики².

Сложившаяся ситуация позволила выйти на новый уровень обучения, когда обучающийся стал искать материал самостоятельно, хоть и по  списку  рекомендуемой литературы, но сам. Иными словами, мы максимально приблизились к требованиям ФГОС, когда педагог только направляет, а основную информацию ребенок ищет сам.

Практически все обучающиеся привыкли к информационной среде, в данном случае я говорю о воспитанниках своего отделения ОДОД, где ребят 14-16 лет, и дистанционное занятие их держит и увлекает зачастую больше оффлайн-занятия. Сразу оговорюсь, речь идет о мотивированных обучающихся, которые изначально осознанно шли в объединение. Если же для ребенка школа является проблемой, где необходимо прикладывать усилия, то и дистанционное обучение будет для него проблемой.

При проведении онлайн конференции можно одновременно наблюдать за всеми участниками образовательного процесса и видеть, кто чем занят в тот или иной момент занятия. Более того, в рамках онлайн-семинара всегда можно проконтролировать насколько хорошо и внимательно обучающиеся случают преподавателя. Есть возможность группового обучения без пересадки обучающихся по принципу с кем я хочу работать в группе. Преподаватель сам решает кого из учеников объединить. Опять же, здесь хорошо помогает фактор комфортной среды, практика показывает, что во время онлайн-семинара дети охотнее объединяются в группы, даже если эти группы назначает сам педагог.

Но здесь мы можем столкнуться с определенного рода сложностями. «Говорящая голова» в компьютере — это не всегда хорошо, безэмоциональность может оттолкнуть даже самого мотивированного обучающегося. Во время онлайн-занятий педагогу необходимо заставлять себя проявлять больше эмоций, чем в повседневной жизни. Да, все обучающиеся жаждут личного контакта, но контакт с «говорящей головой» не всегда то, чего они ожидают.

В целом, от полученного опыта дистанционного обучения, на данный момент, больше плюсов, чем минусов.

Обучающиеся находятся в комфортной среде, даже если в школе нет буллинга, дома среда более комфортна и безопасна. Ребятам не нужно тратить время на дорогу до ОУ, если, по каким-то причинам, обучающийся пропустил занятие – его всегда можно посмотреть в записи, нет ограничения по заполняемости класса, есть возможность онлайн экскурсий, например, экскурсия в редакцию журнала, которую не так просто организовать в оффлайн-формате.

В любом случае, если обучающийся готов учиться и уверен в себе, то дистанционное образование покажет ему большее разнообразие, че традиционный урок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_silaev_a.a.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Особенности дистанционного обучения на примере реализации ДООП «Искусство компьютерной графики»

Всего пару десятилетий назад для того, чтобы получать новые знания, человек был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Но все резко поменялось... Сегодня для обучения нам нужен только компьютер с доступом в интернет.

Исследование возможностей дистанционного обучения (плюсы и минусы этой системы) в последнее время стало интересовать многих. Не будем отрицать, что подобное обучение многих привлекает. Ведь не нужно будет ходить в школу или университет - достаточно просто появиться в интернете, пройти небольшую авторизацию, и вы сможете получить лекцию или посетить занятие. Экономия времени не только для детей, но и для взрослых.

Все было бы  хорошо, но вот только учителя, а также ученики разделились на несколько категорий. Первые признают то, что подобная система обучения действительно способна помочь и научить всех желающих, а вторые опровергают это. Так какие есть плюсы и минусы дистанционного обучения школьника? 

Рассмотрим все плюсы и минусы дистанционного обучения на примере работы объединения ОДОД Искусство компьютерной графики.

Начнем с плюсов ДОТ.

Первый и самый явный плюс – доступность. На данный момент можно получать знания, находясь в любой точке земного шара. Учиться можно везде и дома, и в путешествии, и на даче (многие обучающиеся со время самоизоляции находились на даче, откуда совершенно спокойно отправляли выполненные задания). Подобная доступность - главное преимущество дистанционного обучения.  Онлайн занятия можно проводить как в виде записанных уроков, так и в виде онлайн встреч.  Более того, если речь пойдет о дополнительной литературе, многое можно найти в Сети Интернет, не выходя при этом из дома.

Далее можно отметить гибкость учебного процесса. В время дистанционного обучения определенную часть материала обучающийся осваивает самостоятельно, а это значит, что и время для поиска материала, выполнения задания обучающийся должен распределять самостоятельно. Обучения на расстоянии позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам. Дистанционное обучение позволяет все участникам процесса осваивать материал программы/курса в общем потоке.

Обучения в комфортной обстановке. Бывают случаи, когда ребёнок не хочет идти в школу, когда ребенок простив школьной формы, когда ребенок не привык к новому коллективу и чувствует себя некомфортно в школе. В рамках дистанционного обучения все подобные когда и если снимаются. Обучающийся может создать себе максимально удобные условия для получения знаний.  Тут сразу стоит внести несколько оговорок. За младшими школьниками придется присматривать. Система дистанционного образования в большей степени подходит обучающимся среднего и старшего звена.

Говоря о минусах дистанционного образования, можно выделить бесконтрольность, полную свободу действий. Всем нам известно, что уровень мотивации у каждого обучающегося индивидуальный. И некоторые обучающиеся могут забросить учебный процесс, если со стороны родителей не будет определенного рода контроля.

Нехватка личного общения.  При дистанционной форме обучения личное общение педагог-обучающийся обычно сводится к минимуму.

Форс-мажор. В процессе обучения  все участники образовательного процесса могут столкнуться с непредвиденными обстоятельствами: обрыв на линии Интернет соединения, отключение света, выход из строя РС.  Стоит признать, что удаленное обучения делает обучающихся и педагогов зависимыми об технических средств.

В целом, образовательный процесс в рамках дистанционного образования имеет много плюсов и минусов, тем не менее данная система образования хорошо проявила себя в рамках ОДОД.

Рассмотрим это на примере работы объединения ОДОД  Искусство компьютерной графики.

Сложившаяся ситуация позволила выйти на новый уровень обучения, когда обучающийся стал искать материал самостоятельно, хоть и по  списку  рекомендуемой литературы, но сам. Иными словами, мы максимально приблизились к требованиям ФГОС, когда педагог только направляет, а основную информацию ребенок ищет сам.

Практически все обучающиеся привыкли к информационной среде, в данном случае я говорю о воспитанниках своего отделения ОДОД, где ребят 14-16 лет, и дистанционное занятие их держит и увлекает зачастую больше оффлайн-занятия. Сразу оговорюсь, речь идет о мотивированных обучающихся, которые изначально осознанно шли в объединение. Если же для ребенка школа является проблемой, где необходимо прикладывать усилия, то и дистанционное обучение будет для него проблемой.

При проведении онлайн конференции можно одновременно наблюдать за всеми участниками образовательного процесса и видеть, кто чем занят в тот или иной момент занятия. Более того, в рамках онлайн-семинара всегда можно проконтролировать насколько хорошо и внимательно обучающиеся случают преподавателя. Есть возможность группового обучения без пересадки обучающихся по принципу с кем я хочу работать в группе. Преподаватель сам решает кого из учеников объединить. Опять же, здесь хорошо помогает фактор комфортной среды, практика показывает, что во время онлайн-семинара дети охотнее объединяются в группы, даже если эти группы назначает сам педагог.

Но здесь мы можем столкнуться с определенного рода сложностями. «Говорящая голова» в компьютере — это не всегда хорошо, безэмоциональность может оттолкнуть даже самого мотивированного обучающегося. Во время онлайн-занятий педагогу необходимо заставлять себя проявлять больше эмоций, чем в повседневной жизни. Да, все обучающиеся жаждут личного контакта, но контакт с «говорящей головой» не всегда то, чего они ожидают.

В целом, от полученного опыта дистанционного обучения, на данный момент, больше плюсов, чем минусов.

Обучающиеся находятся в комфортной среде, даже если в школе нет буллинга, дома среда более комфортна и безопасна. Ребятам не нужно тратить время на дорогу до ОУ, если, по каким-то причинам, обучающийся пропустил занятие – его всегда можно посмотреть в записи, нет ограничения по заполняемости класса, есть возможность онлайн экскурсий, например, экскурсия в редакцию журнала, которую не так просто организовать в оффлайн-формате.

В любом случае, если обучающийся готов учиться и уверен в себе, то дистанционное образование покажет ему большее разнообразие, че традиционный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по информатике "Искусство компьютерной графики"

Программа дополнительного образования составлена на основе программ:"Информатика и ИКТ" Н.Угринович,Л.Босова; "Искусство компьютерной графики для школьников" Т.А.Подосениной....

Статья "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе"

В статье "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе" рассматриваются вопросы сущности дистанционного образования в современной школе, анализируются преимущества и недостатки...

Искусство компьютерной графики для младших школьников

Представленный матриал является методикой обучения  детей 6-12 лет работе в графическом редакторе PAINT...

Статья Из опыта работы учителей технологии по реализации факультативного курса «Компьютерная графика в системе Компас-3D»

Из опыта работы учителя технологии. Реализация факультативного курса " Компьютерная графика в системе " Компас 3Д"...

Статья «Особенности дистанционного обучения химии в средней школе»

Дистанционное обучение – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на ...

Статья «Дистанционное обучение на примере образовательной программы «Pepakura- бумажное моделирование»

laquo;Дистанционное обучение на примере образовательной программы «Pepakura- бумажное моделирование»В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» на основе ...

Геймификация образовательного процесса на примере реализации ДООП «Тайм-менеджмент для подростков»

Для повышения мотивации к обучению по программе «Тайм-менеджмент для подростков» и для более успешного ее освоения применяется технология геймификации (игрофикации). В статье дается развер...