Статья "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе"
статья на тему

Самсонова Лариса Анатольевна

В статье "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе" рассматриваются вопросы сущности дистанционного образования в современной школе, анализируются преимущества и недостатки  данной формы обучения и условия для успешной реализации дистанционного обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе

В век стремительно развивающихся информационных технологий наиболее актуальным становится вопрос о такой форме реализации образовательных программ, как дистанционное обучение.

Что же представляет из себя дистанционное обучение в школе?

Согласно ст. 16 ФЗ «Об образовании в РФ», «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.».

То есть, это общение учителя и ученика посредством интернет-технологий. Ученик получает доступ к видео-урокам, методическим материалам, возможно онлайн-общение с учителем. После прохождения урока, ученик выполняет домашнее задание. По итогам периода обучения ученик сдает аттестацию в онлайн-режиме. Некоторые учебные заведения требуют физического присутствия ученика во время аттестации.

Конечно, при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.

Средства дистанционного обучения:

  • ПК с веб-камерой и подключением к скоростному интернету;
  • программы для видеосвязи, мессенджеры для удобного общения: Skype, ICQ и т.д.;
  • специализированный сайт для управления обучением, для более удобного перехода по ссылкам интернет-школы.

Для общения ученика с учителем и непосредственно обучения используются следующие формы, которые эволюционируют по мере развития дистанционного обучения:

  • электронная переписка – для рассылки заданий и отправки выполненных работ;
  • телеконференции – позволяют организовывать настоящие дискуссии между учениками, если того требует тема;
  • видеоуроки – полноценный урок с объяснением нового материала можно вполне провести по скайпу или просмотреть в записи.

Практически везде дистанционное школьное обучение учеников средней школы организуется как индивидуальное, групповые формы не используются.

Организация дистанционного обучения в школе строится по традиционной модели:

  • Учащиеся общаются с преподавателем;
  • Выполняют указания преподавателя;
  • Задают вопросы;
  • Отвечают на вопросы преподавателя.

На данный момент времени дистанционное обучение активно  выбирают следующие категории учащихся:

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • Желающие получать образование в определенных учебных учреждениях, но не имеющие возможности из-за территориальных условий получить высококвалифицированную педагогическую помощь; 
  • Дети, желающие получить дополнительное образование;
  • Одаренные дети, нуждающиеся в индивидуальном темпе учебной деятельности и готовые к усвоению значительных объемов новой информации;
  • Дети из религиозных семей или семей, принадлежащих различным общинам, которые не воспринимают школу, как должный институт социализации и всячески ограничивают нахождение детей в подобных учреждениях.

На сегодняшний день уже существуют школы дистанционного обучения с государственной аккредитацией. Они осуществляют полное общее среднее образование в дистанционной форме и по итогам аттестации и результатов ЕГЭ выдают документы о среднем образовании государственного образца. Как правило, промежуточные аттестации в таких школах альтернативного образования проходят онлайн, а для аттестации старших школьников и прохождения ЕГЭ необходимо личное присутствие ребенка.

Преимущества дистанционного образования детей

  1. Родители сами устанавливают режим дня своего ребенка. Дети  занимаются в комфортном для себя режиме и столько, сколько требуется их ребенку для усвоения материала.
  2. Родители имеют возможность контролировать круг общения ребенка. В школе дети нередко подвергаются психологическому давлению учителей и сверстников. Это травмирует ребенка и снижает его способности к обучению.
  3. На усвоение материала тратится меньше времени, чем в школе. Ведь ребенку обеспечен индивидуальный подход.
  4. Свобода передвижения. Ребенок имеет возможность обучаться из любой точки мира. Главное, чтобы был компьютер и интернет.
  5. Родители сами выбирают факультативные занятия для ребенка. Вместо физкультуры в школе есть возможность посещать бассейн или заниматься танцами.
  6. Отпадает необходимость в репетиторах. Школьники старшего возраста могут самостоятельно подтянуть свои знания по некоторым предметам. Есть возможность дистанционной подготовки к ЕГЭ. Это придаст уверенности ребенку, и поможет уменьшить стресс при сдаче экзаменов.

Но, кроме преимуществ в дистанционном обучении есть и свои недостатки:

  1. Дистанционное образование  требует максимального участия родителей. Если родители работают полный рабочий день всю неделю, у них просто не будет возможности контролировать обучение и помогать ребенку в освоении новых знаний.
  2. Отсутствует авторитет учителя. Есть много примеров, когда учителя вкладывают душу, передают детям свою любовь к предмету. Мы помним таких учителей, и эти воспоминания проносим через всю жизнь.
  3. Материальный аспект. В некоторых уголках нашей страны доступ к интернету есть не у всех, а компьютер — это роскошь, а не средство обучения.
  4. Дети на дистанционном обучении лишены общения со сверстниками. Но эту проблему легко решить частыми прогулками, посещением кружков и секций.
  5. К недостаткам можно отнести еще и время, которое ребенок проводит за компьютером.

Исходя из того, что существую недостатки в дистанционном обучении, необходимо выработать условия для успешной реализации дистанционного образования.

Оно будет продуктивно только в случае его разумного использования в соответствии с определенными нормами и требованиями. Например:

  • Дистанционное образование для школьников должно быть представлено в системе;
  • Должна быть организована единая электронная образовательная среда, которая будет обеспечивать:
  1. взаимодействие всех пользователей;
  2. хранение, регулярное обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов;
  3. поддержку участников учебной деятельности с помощью дистанционных технологий;
  4. мониторинг дистанционного учебного процесса и его эффективности.
  • Учебный процесс должен реализовываться на основе учебных планов, адаптированных с позиции количества часов и с учетом специфики организации обучения;
  • Все учебно-методические материалы должны проходить обязательное рецензирование (профессиональную экспертизу);
  • Обучение должно сочетать аудиторные и дистанционные занятия, самостоятельную работу учащихся, а также включать традиционные учебно-методические материалы;
  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;
  • Учебный процесс должен реализовываться на разных режимах (как в режиме online, когда учебные мероприятия и взаимодействие с педагогом проводится в режиме реального времени с использованием ИКТ, так и в режиме отложенного времени, который предоставляет ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время);
  • Учебный процесс с использованием технологий дистанционного обучения должен обеспечивать высококвалифицированный педагогический коллектив, постоянно повышающий свою квалификацию.

Представленные условия являются основополагающими и необходимыми при реализации дистанционного обучения. Исполнение каждого условия по отдельности не гарантирует успешное обучение, но в целостности они составляют основательную базу для построения

продуктивного обучения в школе.

Таким образом, дистанционное обучение в школе, предоставляя образовательные услуги удаленным пользователям вне зависимости от временных ограничений, приобретает все более значимую роль, демонстрируя интерактивность, гибкость и разнообразие форм, подчеркивают его инновационность и актуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение в средней школе

Дистанционное обучение является новым образовательным стандартом, появившимся в нашей стране совсем недавно, но уже успевший завоевать свое место в школьном обучении. В этой статье отмечены : факторы,...

«Использование технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе на уроках информатики»

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дистанционное образование начало широко обсуждаться в России в XX веке, в конце 90-х годов. В последнее время мы часто сталкиваемся с дистанционной формой обучения. Так как для нас педагогов это новая...

Опыт использования электронного дистанционного обучения в общеобразовательной школе.

Образование – это трёхсторонний процесс, в котором участвуют учителя, ученики и их родители. Все инновации в этой области направлены на создание максимального удобства для каждой стороны. На...

Дистанционное обучение в общеобразовательной школе

Дистанционное обучение в общеобразовательной школе....

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Дистанционное обучение (далее ДО) — совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и пр...

Опыт организации учебного процесса в дистанционной форме в общеобразовательной школе

В этой статье представлен мой личный  опыт организации учебного процесса в дистанционной форме в общеобразовательной школе....