Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования
статья

Алексеева Людмила Владимировна

В работе представлено описание трех основных видов методической продукции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алексеева Людмила Владимировна,

методист МАУДО г.Нижневартовска «ЦДТ»

Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования

Методическое  обеспечение является неотъемлемой частью деятельности специалистов системы дополнительного образования детей: методистов, педагогов, руководителей отделов. С содержательно точки зрения, оно включает в себя учебно-методические комплексы, способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников. Также под данным термином подразумевается целый процесс, направленный на создание различных видов методической продукции, нацеленный на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Выделяют три основных вида методической продукции: 

1.    информационно-пропагандистскую (информационно-ознакомительная);

2.    организационно-инструктивную;

3.     прикладную.

 Рассмотрим их более подробно. 

К информационно-пропагандистской методической продукции относятся: аннотации, бюллетени, газеты, информационно-методические выставки, листовки, методические информационные справочники, методические комментарии, методические описания, описание педагогического опыта работы, портфолио, рецензии, словари.

Они содержат сведения, подлежащие распространению, разъяснению приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.

Методическое описание содержит простое изложение проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию - подробное описание и разъяснение события, действия.

Информационно-методическая выставка организуется с целью ознакомления с методической литературой. Выставка может быть посвящена определенной теме, рассказывая об опыте работы определенного отдела, педагога, знакомить с новинками научно-методической и педагогической литературы.

Портфолио  собрание документов и иных материалов, характеризующих опыт работы или достижения в какой-либо деятельности.

Рецензия  критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания.

Словарь  это справочное издание, содержащее упорядоченный перечень слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен и иных языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными. Словарь представляет собой совокупность терминов и соответствующие ему определения.

Организационно-инструктивная методическая продукция объясняет цели, порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел. К ней относятся: инструктивно-методическое письмо, методическая записка и памятка, методические рекомендации и указания по решению организационных вопросов, сборники материалов (тезисы докладов) научно-практической (методической) конференции, семинара, «круглого стола»; тематическая папка, методическое пособие, мастер-класс.

Инструктивно-методическое письмо включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации: определяет круг функций и деятельности педагога или педагогического коллектива по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций. Как правило, инструктивно-методическое письмо составляется вышестоящими организациями и адресовано одной или нескольким категориям работников. Руководителям направляются региональные инструктивные письма обычно из государственных органов управления образованием, на основании этих писем может быть разработано учрежденческое инструктивно-методическое письмо для соответствующих категорий педагогических работников.

Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато (планам, графикам, таблицам, схемам). Методическая записка должна дать ответ на следующие вопросы: какие задачи решаются данной методической работой; кому она адресована; на основании каких документов, фактов, составлена методическая работа; какова система изложения материала.

Методическая памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении каких-либо функций. Наиболее распространенный вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, обычно не более 1 листа, имеет точного адресата в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала лаконично, без повторений, как правило, по пунктам.

Методические рекомендации - методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта учителей школ или проведенного исследования. Создаются для оказания помощи педагогическому коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении науки и результативного педагогического опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности данного педагогического коллектива, педагога. Раскрывают одну или несколько частных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определенной группе лиц или мероприятий (воспитательных дел, деятельности). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Рекомендации имеют точный адрес.

Методические рекомендации содержат список рекомендованной литературы по данной теме, список использованной литературы при подготовке данной работы, а также Ф.И.О. автора, год написания, внутреннюю рецензию, выданную Методическим советом учреждения, группой специалистов и т. д.

Сборник материалов (тезисов докладов) научно-практической, методической конференции, семинара, «круглого стола» представляет собой собрание методических материалов разных авторов, представивших свои доклады на методических мероприятиях разных типов.

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления дополнительного образования детей. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.

Тематическая папка объединяет: нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении; методические рекомендации; сценарии проведенных мероприятий; материалы из опыта работы; библиографию; приложения (дидактический материал).

Мастер-класс – это яркая форма методической работы, которая дает возможность распространять инновационные элементы педагогической деятельности и вдохновляет коллег на постоянное самосовершенствование. Цель мастер-класса — в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.

Прикладная методическая продукция – содержит дополнительный материал, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.

К ней относятся: сценарии, тематические подборки, каталоги, карточки, тестовые задания, схемы, рисунки, фотографии, иллюстрации, видеоролики и т.п.

Документация учебно-методической продукции включает разработку учебных планов, образовательных программ, учебно-методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.

 

Сценарий – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – это конспективная, подробная запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.

Тематическая подборка необходима при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценариев. Это может быть подборка стихов, песен, игр, описание КТД, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну определенную тему. Тематическая подборка оформляется в папку для бумаг, в скоросшиватель, в альбом, в большие конверты или в др.

Картотека – систематизированное в алфавитном порядке (как правило, по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе. Картотеки могут быть: методической литературы; газетных и журнальных статей; методических разработок; медиатека; видеотека, фонотека; игр; поговорок; цитат и др. Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо просто линейный текст, либо папку-скоросшиватель с подборкой материалов.

Методическая тема (проблема) – это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы, предмет методического исследования. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом методистов, педагогов, потребностями субъектов взаимодействия, спецификой работы. Этапами работы могут быть: выбор и обоснование темы, определение целей и задач, составление плана; отбор форм и методов работы над темой; накопление, систематизация и анализ теоретического и практического материала по теме; экспериментальная проработка материала, конструирование опыта; выпуск методической продукции; определение значения наработанного и сферы его применения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога дополнительного образования по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков.

Дополнительное образование нацелено на создание условий для личностного развития ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда. Оно способствует адаптации дет...

Методические рекомендации деятельности педагога дополнительного образования в межаттестационный период

В данном материале содержатся: 1.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬН...

«Организационно-методическая поддержка деятельности педагога дополнительного образования средствами сети интернет»

Районное методическое объединение педагогов дополнительного образованияОрганизационно-методическая поддержка деятельности педагога дополнительного образования средствами сети интернетПредседатель Прав...

Методическая разработка - Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том...

Методическая разработка - деятельности педагога дополнительного образования в условиях образования.

Кислова Н.А., педагог дополнительного образованияГБОУ школа №589 Колпинского районаСанкт-ПетербургаЦелеполагание на занятиях в системе дололнительного образованияК учебному занятию детского объединени...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...