Дополнительная -образовательная программа объединения "ТехноМир"
рабочая программа

Ткачева Наталья Владимировна

В современном обществе преемственность дополнительного образования и школьных предметов: математика, физика, технология, информационные технологии, уже немыслима практически ни одна сторона жизни общества, школьники хотят приобщаться к достижениям современной информационной революции.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tehnomir.docx89.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района

Рассмотрена на МО

От «____» ________ 2014 г.

Протокол № _____

Руководитель МО

______________ Т.С. Леонтьева

Принята на педагогическом совете МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе,

Протокол №____ от «___» ____ 2014г.

Рекомендована в качестве рабочей программы студии изобразительного творчества

Утверждена

приказом № _______

от «_____»  ________________ 2014 г. Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

________________ М.М. Костенко

Программа дополнительного образования

«ТехноМир»

(техническое творчество)

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5-10 лет

Срок реализации 2 года.

                                                                                       

Составители: Ткачева Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования.

п. Пурпе, Пуровского района ЯНАО

2014 г.

Пояснительная записка.

В современном обществе преемственность дополнительного образования и школьных предметов: математика, физика, технология, информационные технологии, уже немыслима практически ни одна сторона жизни общества, школьники хотят приобщаться к достижениям современной информационной революции.              

Важную роль играет интеграция общего и дополнительного образования, которая позволяет на занятиях технического творчества готовить ребят к самостоятельной трудовой деятельности.

     Моделирование, конструирование помогает осознать значимость своего труда, воспитывает ответственность, повышает самооценку. Цель технического творчества: научить созидать себя как творца, умеющего призвать себе в помощь компьютер, обучать делать своими руками, самому, игрушки, модели, научить использовать компьютер для того, чтобы с его помощью сделать развертку, игрушку и ее описание. Научить предъявлять себе результат своего труда на уровне достойном достижений современной информационной культуры. Важен процесс получения готового компьютерного продукта (распечатки разверток геометрических тел и др.), выполнять задуманную работу.

Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.

Вопрос привлечения детей школьного возраста (особенно мальчиков) в объединения технического творчества актуален. Все блага цивилизации - это результат технического творчества, начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человечества.

Образовательная программа «ТехноМир» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребёнка», на базе программы «Техническое творчество», типовых программ Министерства образования РФ по предмету «Технология» «Информатика» и направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения ими разнообразными знаниями и умениями в области технического конструирования и моделирования.  

Образовательная программа технического творчества МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;
  2. Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»;
  3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
  4. Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.  № 373;
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
  7. Обязательный минимум содержания основного общего курса технологии, информационные технологии.

Программа предполагает деятельность учащихся в области радиотехники, LEGO-конструирования является модифицированной программой и составленной на основе:

  • Примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «информационные технологии», «технология», и с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования;
  • Авторских программ педагогов дополнительного образования по научно-технической направленности;
  • Учебно методических пособий по LEGO-конструированию.

Программа разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844).

При разработке программы использованы методические разработки:

  •  Программа «Робототехника: конструирование и моделирование», автор Филиппов Сергей Александрович, ГБОУ «Физико-Математический Лицей N 239 Центрального района СПБ;
  • Образовательная программа дополнительного образования по образовательной робототехнике, авт.-сост.: Ничков Н.В., Ничкова Т.А, с. Панаевск ЯНАО;

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования  

- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

        Программа ориентирована на активное приобщение учащихся к научно-техническому творчеству, носит развивающий, личностно-ориентированный характер и позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей, а так же сформировать навыки деятельности на уровне практического применения.    

Особенность программы.

Новизной является то, что, имея техническую направленность, обеспечивающую развитие творческих способностей детей, программа является комплексной и представляет собой интегрированный курс, включая знания по таким предметам как физика, математика, информатика. Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия материала, а путем активного, созидательного поиска в процессе выполнения различных видов деятельности – самостоятельной работы с чертежами, разработки и внедрения собственных проектов с применением компьютерных технологий, конструирования, моделирования, изготовления и практического запуска моделей.              

Отличительными особенностями данной программы является то, что в ней сделан акцент на:

- комплексный подход к содержанию в области технического творчества;

- повышение мотивации к занятиям посредством включение детей в креативную деятельность;

- формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;

- пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.

Особенностью программы является организация образовательного процесса на основе компетентностно-деятельностного подхода: осуществляется индивидуальная проектно - исследовательская и творческая работа и формируются специальные компетенции учащихся.

Актуальность программы.

Высокая потребность в получении дополнительных знаний в области технического конструирования, программирования, информатики для успешного обучения, самоопределения и выбора профессии, для развития логического, алгоритмического мышления, успешной интеграции в современное информационное общество - эти задачи решаются в ходе освоения образовательных программ научно-технической направленности.

Обучение в объединении «ТЕХНО-МИР» проходит по нескольким образовательным разделам «Вводный раздел», «Основы радиоэлектроники», "Развивающее "Lego", «LEGO-конструирование», «Проектная деятельность».

Содержание разделов программы  носит интегративный, практикоориентированный характер.

Творческий метод используется в данной программе  как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах технической деятельности детей.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

  • Системно-деятельностный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
  • Кибернетический подход предполагает в процессе обучения переход от положительной (некачественной) связи к отрицательной (качественной).
  • Мотивационный подход реализуется через осуществление следующих закономерностей:

а) образовательный процесс строится с целью удовлетворения  познавательной потребности детей,  обучающихся в кружковом объединении;

б) причинно-следственные связи, исходящие из смысла деятельности, побуждают к         действиям.

  • Личностно ориентированный подход включает в себя такие условия развития личности учащегося, как:

а) развитие личности учащегося происходит только в деятельности учащегося;

 б) развитие личности эффективно при использовании субъектного опыта этой личности  -  и предполагает реализацию следующих закономерностей:

1) создание атмосферы заинтересованности в результатах учебно-познавательной деятельности;

2) обучение саморефлексии деятельности;

3) воспитание способности к самоопределению, к эффективным коммуникациям самореализации;

4) свобода мысли и слова как обучающегося, так и педагога;

5) ситуация успеха в обучении;

6) дедуктивный метод обучения (от частного к общему);

7) повышение уровня мотивации к обучению.

Цель программы: Создание условий для мотивации, подготовки и предпрофессиональной ориентации школьников для развития способностей к техническому творчеству.

Задачи программы:

  1. Образовательные

Использование современных разработок по техническому конструированию и моделированию в области образования, организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся.

Ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых в современном техническом конструировании и моделировании.

Реализация межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой, черчением, технологией.

Решение учащимися ряда познавательных задач, результатом каждой из которых будет самостоятельная разработка технической модели с использованием различных материалов и конструкторов.

  1. Развивающие

Развитие у учащихся инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования различных технологий в области технического творчества.

Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности.

Развитие креативного мышления и пространственного воображения учащихся.

Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.

  1. Воспитательные

Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных технических моделей.

Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного результата.

Формирование навыков проектного мышления, работы в команде.

Категория учащихся: дети 5-10 лет. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и накопленного опыта деятельности, и рассчитана на возрастные группы: младшую (5-7 лет), старшую (8-10 лет).

Сроки реализации: 2 года.

С первого года обучения учащимся предлагаются занятия по различным разделам. Учащиеся могут быть приняты в объединение как на 1 год обучения, так и на 2-й год обучения, исходя из собеседования и индивидуальных способностей детей в области технического конструирования и моделирования.

        

Место объединения  технического творчества в учебном плане.

        В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе рабочая программа составлена исходя из требований к образовательным программам дополнительного образования научно-технической направленности.

Занятия по программе проходят по возрастным группам 2 раза в неделю 4,5 часа, занятия проводятся по 40 минут с 10 минутным перерывом. Обучение проводится с группой детей в количестве 10-15 человек. Общее количество часов в год составляет 162 часа. 

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.

В программу включены следующие виды деятельности:

  • Ценностно-ориентированная и коммуникативная деятельность. Способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой творческой деятельности. В процессе эстетического восприятия мира осуществляется присвоение детьми высших духовно – нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; дети приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
  • Техническое творчество - вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учёбе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др.

Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом иллюстраций, методов и приемов работы.

Методы изучения предмета.

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.

Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы занятий и методы обучения).

Формы: учебное занятие.

Типы:

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений)

- комбинированное занятие;

- мастер-классы для детей;

- контроль умений и навыков.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Формы контроля.

- Индивидуальный и фронтальный опрос

- Работа в паре, в группе

- Срезовые работы (тесты)

Примерное содержание программы объединения «ТЕХНО-МИР» по разделам

№ п\п

Название раздела

1 год обучения

2-й год обучения

«Основы радиоэлектроники»

32

50

"Развивающее "Lego"

36

36

«LEGO-конструирование»

70

40

«Проектная деятельность»

24

36

Итого:

162

162

Система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования технической направленности.

Общие результаты технологического образования состоят в:

 • сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

 • приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

 • формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

 • готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

 Обучение по программе научно-технической направленности призвано обеспечить:

 • становление у учащихся целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

 • развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

 • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

 • приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

 • проявление познавательных интересов и активности в области технического творчества;

 • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

 • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

 • самооценка готовности к творческой деятельности в сфере технического труда.

 Метапредметными результатами освоения программы являются:

 • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

 • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

 • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

 • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

 • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

 • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

 • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

 • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

 • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

 • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

 Предметными результатами являются:

 В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

 • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

 • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда.

 В трудовой сфере:

 • планирование технологического процесса и процесса труда;

 • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

 • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

 • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

В мотивационной сфере:

 • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

 • осознание ответственности за качество результатов труда;

 • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

 В эстетической сфере:

 • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

 • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

 • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда.

 В коммуникативной сфере:

 • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

 • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

 • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.

В физиолого-психологической сфере:

• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

 • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Личностные универсальные учебные действия

Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь

гражданская идентичность, этническая принадлежность

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь

1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Собеседование наблюдение

Уровень внутренней позиции учащегося

Развитие мотива учебной деятельности

сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо),

5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый),

8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация)

Наблюдение, анкетирование

Нравственно-этическая ориентация

Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор

Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки,

5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им,

8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности

Анкетирование

Собеседование

наблюдение

Регулятивные УУД

Целеполагание  

Постановка  учебной задачи

Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно

1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем,

5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое,

8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи

Решение учебных задач

умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами

1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий

наблюдение

умение планировать и корректировать свою учебную деятельность

Определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления.

1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем,

5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы,

8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности.

Наблюдение

Познавательные УУД

Работа с информацией

умение осуществлять информационный поиск

Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников

1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию,

5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач,

8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Наблюдение

Развитие логического мышления

способность к осуществлению логических операций

Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д.

1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии

5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя

8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей самостоятельно

Наблюдение,

тестирование

Коммуникативные УУД

Адекватная оценка учебной деятельности

Степень адекватного оценивания результатов своей работы

сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы

1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы

5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем,

8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность

Анкетирование наблюдение

Умение  сотрудничать

Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других,

5-7 – средний уровень– умеет работать с малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других,

8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий

Наблюдение

Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).

  1. Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
  2. Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
  3. Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  4. Степень мотивации к творческому труду.
  5. Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
  6. Уровень развития умений публичного выступления.
  7. Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  8. Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
  9. Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  10. Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Мониторинг составляется на основе оценки тестовых конкурсных и проектных работ.

ОБЪЕДИНЕНИЕ «ТЕХНО-МИР».

Раздел «Основы радиоэлектроники».

Основные задачи раздела:

-ознакомление учащихся с базовыми знаниями в области радиотехники и электроники, условно-графических изображений радиодеталей и их   буквенно-цифровых обозначений согласно стандартам;

 - овладение навыками свободного пользования электро- и радиоизмерительными приборами;

-  включение учащихся в воспроизводство известных электрических схем и устройств,

 -разработку авторских изделий, овладение техникой радиомонтажа и принципами работы с монтажными схемами;

-  изготовление простейших действующих электронных конструкции, их презентация перед аудиторией.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе изучения основ радиоэлектроники:

Организационные (управленческие):

 -умение планировать свою деятельность, то есть намечать задачи деятельности;

 -создавать условия, обеспечивающие её успешное выполнение (режим дня, организация рабочего места и пр.);

 -умение контролировать, регулировать и анализировать свою деятельность.

Интеллектуальные:

- умения сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать,

- умения обобщать, конкретизировать, формулировать определения понятий,

-устанавливать и использовать аналогию, систематизировать и пр.;

 Познавательные умения:

- умения работать с литературой, проводить наблюдения, моделировать и строить гипотезы,

- умения ставить эксперимент, объяснять явления, процессы, прогнозировать;

  Практические умения:

-умения измерять, вычислять, обращаться с разными приборами, решать логические задачи.

  Информационные:

 -умения обращаться со словарями, справочниками, энциклопедиями, пользоваться ресурсами Интернета, осуществлять наблюдение.

  -компьютерная грамотность.

Коммуникативные:

 -овладение способами построения устной и письменной речи в зависимости от учебных целей, условий общения с другим человеком.


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В результате обучения учащиеся должны знать:

  • анализ результатов сравнения;
  • находить ошибки в работе и  исправлять их;
  • разыгрывать воображаемые ситуации.
  • элементарное обоснование суждения;
  • соответствующие детали конструктора.

Уметь:

  • выполнять последовательность действий для решения учебной задачи;
  • определять способы контроля и оценки деятельности;
  • соотносить результаты с целью наблюдения, опыта;
  • проявлять оригинальность при решении творческой задачи;
  • передавать, преобразовывать и хранить информацию;
  • точно выполнять практическую работу с опорой на технологическую карту.
  • правильно читать технологическую карту.

Учебно-тематическое планирование объединения «ТЕХНО-МИР»

Примерное тематическое планирование раздела 1 «Основы радиоэлектроники».

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Модуль «Источники питания батарейки и аккумуляторы».

1.

Техника безопасности.

1

1

2

Введение. Понятие «электричество», «электрический заряд», «электрический ток», «электрическая цепь». 

 Знакомство с конструктором «Знаток», условными обозначениями и цифровыми кодами, используемыми в электрических схемах.

0,5

0,5

1

Понятие «Батарейка», виды батареек: солевые, щелочные, литиевые.

Последовательное включение батарей.

1

1

2

Устройство простой солевой батарейки, условные обозначения элементов питания.

 Параллельное включение батарей.

1

1

2

понятие «Аккумулятор»,  виды аккумуляторов. «Эффект памяти аккумуляторов»

1

1

2

 Отличие батарейки от аккумуляторов.  

1

1

2

Всего:

Модуль «Источники света. Лампочки и светодиоды»

Внешний вид, устройство и условное обозначение ламп накаливания.

Основные схемы включения ламп и светодиодов.

1

1

2

Внешний вид, устройство и условное обозначение светодиодов встречающихся в принципиальных схемах.

Влияние силы тока на яркость светодиодов.

1

1

2

Вольт-амперные характеристики светодиодов.

Попеременное включение лампы и светодиода.

1

1

2

Всего:

Модуль «Переключатели»

Виды переключателей: движковый переключатель, кнопочный переключатель, геркон, сенсорный переключатель.

Последовательное  включение различных переключателей.  

1

1

2

Условные обозначения,  встречающиеся в принципиальных схемах.

Параллельное включение различных переключателей

1

1

2

Музыкальный дверной звонок, управляемый сенсором.

1

1

2

Охранная сигнализация на герконе.

2

2

Всего:

Модуль «Электродвигатель и электрогенератор»

Внешний вид и условные обозначения электродвигателя.

Изменение скорости вращения двигателя.

1

1

2

Устройство и принцип действия электродвигателя.

Зависимость скорости вращения двигателя от напряжения.

1

1

2

Плавное изменение скорости вращения двигателя.

2

2

Принцип действия и условные обозначения генератора постоянного тока.

Электродвигатель в качестве электрогенератора.

1

1

2

Всего:

Модуль «Резисторы и реостаты»

Внешний вид и условные обозначения  резисторов.

Резистор как ограничитель тока.

1

1

2

Основные характеристики резистора.

1

1

2

Переменные резисторы.

Переменный резистор как делитель напряжения.

Простейший резистор.

2

2

4

Модуль «Последовательное и параллельное соединение»

Последовательное  соединение проводников.

Последовательное включение ламп

1

1

2

Параллельное  соединение проводников.

Параллельное включение ламп

Смешанное включение элементов

1

1

2

Проводники и диэлектрики

Проводники и диэлектрики.  Их поведении в электростатическом поле.

Тестеры электропроводимости: с плохой, средней и высокой чувствительностью.

2

2

4

Громкоговорители

Внешний вид  и условные обозначения электродинамического и пьезоэлектрического  излучателей.

Проверка работоспособности динамика.  

1

1

2

Устройство электродинамического громкоговорителя.

Воспроизведение различных звуков.

1

3

4

Микрофон. Внешний вид и условное обозначение микрофона.

Проверка работоспособности микрофона.

1

1

2

Электростатические микрофоны.

Пьезоэлектрические микрофоны.

Микрофон, управляющий воспроизведением звука.

1

3

4

Фоторезистор.Внешний вид, устройство и условные обозначения фоторезистора.

Автоматический уличный фонарь.

1

1

2

Устройство, сигнализирующее о перегоревшей лампочке

Защитная сигнализация, реагирующая на свет

1

3

4

Интегральные микросхемы.

Микросхемы в пластмассовом, металлическом и керамическом корпусах.

1

3

4

Конденсаторы

Внешний вид и условные обозначения конденсаторов.

Последовательное и параллельное включение конденсаторов

1

3

4

Внешний вид и условное обозначение переменного конденсатора.

Зарядка и разрядка конденсатора.

Плавное включение света

1

3

4

Семисегментный светодиодный индикатор.

Внешний вид и принципиальная схема включения семисегментного  индикатора.

Изучение принципа работы индикатора

Способы управления индикатором.

2

2

4

Всего

ИТОГО по разделу:

32

50

Раздел «LEGO-конструирование».

Основные задачи раздела:

  • Творческое мышление при создании действующих моделей.
  • Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Анализ результатов и поиск новых решений.
  • Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
  • Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
  • Проведение систематических наблюдений и измерений.
  • Использование таблиц для отображения и анализа данных.
  • Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
  • Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.

Каждый модуль имеет свою основную предметную область, на которой фокусируется деятельность учащихся.

  • Забавные механизмы. В разделе «Забавные механизмы» основной предметной областью является физика.
  • Звери. В разделе «Звери» основной предметной областью является технология, понимание того, что система должна реагировать на свое окружение.
  • Футбол.  Раздел Футбол сфокусирован на математике.
  • Приключения. Раздел «Приключения» сфокусирован на развитии речи, модель используется для драматургического эффекта.

Естественные науки

Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели.

Технология. Проектирование

Создание и программирование действующих моделей. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.

Технология. Реализация проекта

Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений.

Математика

Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.

Развитие речи

Общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели.


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В результате обучения учащиеся должны знать:

 правила безопасной работы;

 основные компоненты конструкторов;

 конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

 компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

 виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

основные приемы конструирования роботов;

 конструктивные особенности различных роботов;

 как использовать созданные программы;

 самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

 создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

 создавать программы на компьютере для различных роботов;

 корректировать программы при необходимости;

 демонстрировать технические возможности роботов;

уметь:

 самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);

 создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;

 создавать программы на компьютере;

 корректировать программы при необходимости;

Примерное тематическое планирование раздела 2 «LEGO-конструирование».

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Модуль «Первые шаги. Знакомство с механизмами».

1.

Техника безопасности.

1

1

2

Введение. Знакомство с конструктором и правилами работы с ним. Элементы набора.

0,5

0,5

1

3

Обзор. Перечень терминов. Сочетания клавиш.

Звуки. Фоны экрана.

1

1

2

4

Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса.

1

1

2

5

Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.

1

1

2

6

Шкивы и ремни. Перёкрёстная ременная передача. Снижение, увеличение скорости.

1

1

2

7

Червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг.

1

1

2

8

Мотор и оси.

1

1

2

9

Датчик наклона, датчик расстояния

1

1

2

10

Блок «Цикл»

1

1

2

11

Блоки «Прибавить к экрану» и «Вычесть из экрана»

1

1

2

12

Блок «Начать при получении письма», «Маркировка»

1

1

2

ВСЕГО:

Модуль «Забавные механизмы».

«Танцующие птицы». Первые шаги 7, 8, 9, 10

1

2

1

4

«Умная вертушка». Первые шаги 4, 5

2

2

4

Обезьянка-барабанщица. Первые шаги 14, 15

2

2

4

Модуль «Звери»

Голодный аллигатор. Первые шаги 10

2

2

4

Рычащий лев. Первые шаги 12.

2

2

4

Порхающая птица. Первые шаги 15

2

2

4

ВСЕГО

Модуль Футбол

Нападающий. Первые шаги 15

2

2

4

Вратарь. Первые шаги 16.

2

2

4

Ликующие болельщики. Первые шаги 14.

2

2

4

ВСЕГО

Модуль Приключения

Спасение самолёта. Первые шаги 6.

2

2

4

Спасение от великана. Первые шаги 13.

2

2

4

Непотопляемый парусник. Первые шаги 15.

2

2

4

ВСЕГО

Модуль Парк развлечения

Линия финиша

1

3

4

Колесо обозрения

1

3

4

Карусель

1

3

4

ВСЕГО

Модуль Стройплощадка

Разводной мост

1

3

4

Вилочный погрузчик

1

3

4

Башенный кран

1

3

4

ВСЕГО

Модуль «Творческие задания»

Игра попади в цель

1

3

4

Подъемник

1

3

4

Шлакбаум

1

3

4

Ветряная мельница

1

3

4

ВСЕГО

Итого:

70

40

Раздел «Развивающее LEGO».

Основные задачи раздела:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления;

- ознакомление с окружающей действительностью;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Учащиеся должны знать:

- правила безопасной работы;

- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;

- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).

Учащиеся должны уметь:

- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);

- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.

Примерное тематическое планирование раздела 3 «Развивающее LEGO».

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Модуль «Знакомство с механизмами».

1.

Техника безопасности.

1

1

2

Введение. Знакомство с конструктором и правилами работы с ним. Элементы набора.

0,5

0,5

1

ВСЕГО

Модуль «Путешествие по LEGO-стране».

Исследователи цвета.

1

1

2

Исследователи кирпичиков

1

1

2

Волшебные кирпичики

1

1

2

Исследователи формочек

1

1

2

ВСЕГО

Модуль «Строим город»

Наш двор

1

1

2

Улица полна неожиданностей

1

1

2

Городской пейзаж

1

1

2

Твой город. Твоя улица.

1

1

2

 Главная улица города

1

1

2

Достопримечательности города

1

1

2

Школа, школьный двор

1

1

2

Сельскохозяйственные постройки

1

1

2

ВСЕГО

Модуль Транспорт

Постройка моделей старинных машин

1

1

2

Воздушный транспорт, космос

4

 Космические корабли

1

1

2

Военная техника

1

1

2

ВСЕГО

Модуль Животные

Животные в литературных произведениях

4

Зоопарк

2

2

Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки

1

1

2

Динозавры

1

1

2

ВСЕГО

Модуль «Фантазируй!»

Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы

2

2

2

Новогодние игрушки.

2

2

2

Любимые сказочные герои (По сказкам А. С. Пушкина)

2

Персонажи любимых книг

2

2

Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид

2

2

ВСЕГО

Итого по разделу:

30

30

Содержание разделов. Тематическое планирование разделов.

Раздел «Проектная деятельность».

Основные задачи раздела:

  1. Создать условия, способствующие развитию навыков самостоятельной трудовой деятельности учащихся в области технического творчества.
  2. Развитие общеучебных умений и навыков учащихся в процессе проектной деятельности.
  3. Способствовать развитию и саморазвитию, мотивации к техническому творчеству учащихся через участие продуктов проектной деятельности в различных выставках, конкурсах, конференциях.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

1. Рефлексивные умения:

-  умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

-  умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-  умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-  умение запросить недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста);

-  умение находить несколько вариантов решения проблемы;

— умение выдвигать гипотезы;

-  умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-  умения коллективного планирования;

-  умение взаимодействовать с любым партнером;

-  умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-  навыки делового партнерского общения;

-  умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

-  умение проектировать процесс (изделие);

-  умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-  умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

-  навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

-  умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

-  умение вести дискуссию;

-  умение отстаивать свою точку зрения;

-  умение находить компромисс;

-  навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

-  навыки монологической речи;

-  умение уверенно держать себя во время выступления;

-  артистические умения;

-  умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

-  умение отвечать на незапланированные вопросы.

Примерное тематическое планирование раздела «Проектная деятельность».

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

Понятие «конструктивный проект».

0,5

0,5

1

1

1

Построение плана действий

0,5

0,5

1

1

1

Проект – это «пять «П»». Поиск информации

2

1

3

3

3

Работа с собранной информацией. Работа по разработке вариантов проекта.

1

2

3

3

1

4

Звездочка обдумывания

1

1

2

4

4

Технологическая карта.

1

2

3

4

4

Этапы реализации проекта

1

-

1

1

1

Практикум по реализации проекта

2

2

1

2

1

4

Изготовление продукта проекта

4

4

5

5

Внесение изменений, корректировка проекта.

1

1

2

2

Оформление документации

2

2

2

1

3

Презентация проекта

1

1

2

1

3

Итого по разделу:

5

18

1

24

1

31

4

36

Методическое обеспечение:

Для эффективности реализации образовательной программы «необходимы материальные ресурсы:

          1. LEGO WE DO – конструкторы «Компьютерное Lego - конструирование»

          2.Лицензионное программное обеспечение 2000095 LEGO® Education We   Do™.

          3.Комплект заданий 2009580 LEGO Education  We Do Activity Pack.
          4.Персональный компьютер

          5.Проектор  

          6. Электронный компьютер Знаток 180 схем.

          7. Электронный компьютер Знаток 320 схем

          8. Электронный компьютер Знаток 999 схем

          9. Конструкторы LEGODUPLO

         10. Конструкторы LEGODASTA (из расчета - 1 конструктор на двоих операторов)

Литература для педагога.

  1. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
  2. А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011.
  3. «Использование Лего – технологий в образовательной деятельности». Методическое пособие Министерства образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
  4. «Сборник лучших творческих Лего – проектов»».  Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...