Как увлечь детей занятиями туризмом
статья

Соколов Дмитирий Леонидович

Автор статьи делится с коллегами опытом, как использовать детский туризм в качестве универсального средства воспитания ребёнка, соблюдая при этом главный педагогический принцип "Не навреди!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

Как увлечь детей занятиями туризмом

Статья

Автор:  Соколов Дмитрий Леонидович –

педагог-организатор,

педагог дополнительного образования

e-mail: dlsokol66@gmail.com

тел: 8-921-309-17-87

Санкт-Петербург

2020 год


Туризм – это универсальная возможность побывать там, где, будучи простым обывателем, никогда не окажешься.

Активный туризм – это возможность, преодолевая трудности, увидеть места меньшей доступности. А заодно испытать себя, убедиться в неиссякаемости возможностей своего организма.

Детский туризм – это универсальное средство воспитания лучших человеческих качеств: доброты и способности к взаимовыручке, ответственности и целеустремлённости, физической выносливости и способности сопереживать, многих и многих других. Не зря в обиходе туристской группы как-то не принято подолгу говорить о правах. Зато совершенно нормальным явлением является частое употребление слова «обязанности». Причём не в контексте упрёков, а просто в качестве разумного распределения сфер ответственности.

Таким образом, каждый педагог осознаёт, что ему предоставлена уникальная возможность воспитать гармонически развитого человека вне тепличных условий.

И здесь важно избежать двух крайностей. Первая – воспитание потребительского отношения. Ребёнок, путешествующий в тепличных условиях, безответственно относящийся к окружающим благам, понимает, что всё для него: родители, которые оплатят любые расходы на его прихоти, природа, которой можно попользоваться именно ему, не оставляя в первозданном виде другим. Педагог, представитель сферы услуг, который обязан обеспечить ему комфорт, излишне не досаждая. Вторая – когда занятие детским туризмом воспринимается педагогом исключительно как возможность путешествовать ему, в том числе за государственный счёт. Тогда дети становятся приложением к его плану интересных путешествий: помогут обустроить быт, сготовят, помоют котлы, понесут тяжёлое снаряжение. У такого педагога и отношение в походе к детям, как к обязанной ему всем собственности.

Ни первый, ни второй случай, естественно, не про нас. Мы «сеем разумное, доброе, вечное…», и туризм – данный нам для этого шанс. В этом случае детский туризм – это игра детей во взрослых. Но не в том смысле, что им всё дозволено. А в том, что они, как взрослые, могут заботиться сами о себе и об окружающих. В том, что они имеют свои обязанности и зоны ответственности. В том, что, будучи свободными людьми, они учатся в коллективе туристской группы уважать свободу другого человека.

Очень важно, чтобы педагог дополнительного образования строил маршруты, усложняя их постепенно, а педагог-организатор на мероприятиях делал трассы, соответствующие уровню подготовки детей. Очень часто сталкиваешься с тем, что даже опытные педагоги строят маршруты под свой интерес. Неоправданно усложняя и удлиняя количество дней. Чаще всего исходя из того, что сами они уже всё, что попроще, прошли и повторяться не хотели бы. А дети-то там не были. Открой с детьми проверенный тобой маршрут заново. Зная всего его особенности, подари красоту этих мест. Чтобы детям запомнился не только тяжёлый рюкзак, с которым они куда-то бесконечно брели за руководителем.

Не менее важно при занятии с детьми иметь в союзниках родителей. В детстве мы себя пробуем везде. И часто в длительном продолжении занятий чем-нибудь нас останавливает открытие, что здесь, оказывается, тоже нужно трудиться. Да ещё как! И это вместо компьютера и игровых приставок. Да вместо возможности поваляться в выходной подольше. А время, когда интерес открытий и азарт преодоления себя, ещё далёко впереди. И вот тут родители помогут донести до ребёнка, что сейчас он выспится, а потом будет жалеть, что что-то интересное пропустил. Что, чем бы он ни занимался, всё в жизни добывается трудом. Родители же и подскажут те особенности ребёнка, учитывая которые педагогу будет легче вовлечь его в интересный мир туризма. Они же помогут регулировать увеличение нагрузок постепенно, по мере увеличения опыта и роста детей. Чтобы не было с юности сломанных спин и заработанных грыж.

Ну и в завершение хотелось бы отметить, что мы живём в стране с уникальным миром природы, с точки зрения ботаники, геологии, истории и т. д. И прежде чем планировать с детьми поездки в дальние страны, давайте обнаружим с ними, сколько интересного и удивительного рядом: в нашем районе, городе, области. Дети всегда тянутся к педагогам, не потерявшим способность удивляться. И не забывающим, что все мы родом из Детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...

Методика отбора для занятий туризмом

Методика отбора для занятий туризмом...

Обеспечение безопасности при занятиях туризмом

Обеспечение безопасности при занятиях туризмом...

Исследовательская работа на тему "Влияние занятий туризмом на двигательные способности школьников 11-13 лет"

Пешеходный туризм — самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы людей. Самодеятельный туристский поход сочетает а...

учебный материал для занятия туризмом "Туристические узлы"

описание туристических узлов с руководством по вязанию....

Правила личной гигиены при занятии туризмом

дано определение , что такое "Гигиена". Как подготовиться к туристическому походу с точки зрения гигиены. Основные правила гигиены,  которые необходими срблюдать в туристическом походе....

Как увлечь детей занятиями музыкой

Учителя музыкальных школ частенько сталкиваются с ленью или какими-то другими причинами, которые мешают развиваться способностям и талантам ребенка, которые тормозят его желание с удовольствием занима...