Учение с увлечением (методическое пособие)
методическая разработка

Соколов Дмитирий Леонидович

Комплект материалов может быть использован как в качестве интеллектуальных конкурсов на внеклассном мероприятии, так и в качестве диагностических работ в детском объединении туристско-краеведческого направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenie_s_uvlecheniem_metodicheskoe_posobie.docx54.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга)

Методические материалы

«Учение с увлечением»

Тесты и викторины для диагностических работ

в детских объединениях

туристско-краеведческого направления

Автор:  Соколов Дмитрий Леонидович –

педагог-организатор,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2020 год


Аннотация

Настоящий комплект материалов может быть использован как в качестве интеллектуальных конкурсов на внеклассном мероприятии, так и в качестве диагностических работ в детском объединении туристско-краеведческого направления.

Пояснительная записка

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения подразумевают беспристрастную диагностику в тестовом режиме, позволяющую чётко выделить разделы, недостаточно усвоенные детьми. В дополнительном образовании вообще и в туристско-краеведческой направленности в частности это особенно актуально, поскольку пробелы в тех или иных знаниях могут подвергнуть обучающихся опасности в выездных мероприятиях.

Для педагога, чётко понимающего, чему он хочет научить детей, но испытывающего затруднение в определении критериев оценки личностного роста ребёнка, как в предметном, так и в метапредметном плане, данный комплект, несомненно, может стать подспорьем, своего рода копилочкой, способной дополняться уже исходя из опыта педагога.

Количество заданий в тестах и викторинах позволяет вывести объективную оценку теоретической составляющей универсальных умений обучаемого.

С одной стороны, комплект викторин и тестов рассчитан на общий кругозор и может быть использован как в помещении на каком-то развлекательно-познавательном мероприятии, так и в длительном путешествии детской группы, чтобы скрасить досуг после тяжелого пройденного за день маршрута. В то же время есть материалы, отражающие разделы, знание которых необходимо для обеспечения безопасности группы. Они могут завершать, например полугодовой инструктаж по технике безопасности.

Количество заданий в каждом тесте и викторине кратно 10. А это позволяет оценивать знания обучающихся как по 5-ти, так и по 10- бальной шкале. Кроме того, по количеству правильных ответов педагог может определить градацию оценки высокого, среднего и низкого уровня освоения материала.

Например, в викторинах и тестах, содержащих по 10 вопросов:

8-10 правильных ответов – высокий уровень освоения материала,

4-7 правильных ответов – средний уровень освоения,

3 и менее – низкий уровень.

В тестах, содержащих 20 вопросов, соответственно: 16-20 – высокий, 7 -15 – средний, 6 и менее – низкий.

Данный комплект материалов не является окончательной версией и будет дополняться, как автором, так и рекомендуется к дополнению педагогами в соответствии со своим направлением и опытом работы.


Тест по безопасности

  1. В ожидании руководителя перед занятием в спортзале нужно:

а) переодеться и ожидать в раздевалке;        

б) играть со спортивными снарядами и кувыркаться на матах;

в) кричать и веселиться;

г) спокойно делать уроки и ждать команду к переодеванию.

  1. Если при посадке в транспорт группа разделилась, отставшие или уехавшие:

а) доезжают до следующей остановки и возвращаются назад к тому же месту, от которого уехали;        

б) едут до конечной станции и там ждут у головного вагона;

в) едут до станции назначения, а если не знают её, выходят на следующей остановке, где останавливаются все поезда, и ждут следующего поезда против дверей, где вышли;

г) добираются до кабины машиниста (например, перебегая из вагона в вагон, заявляют, что потерялись и просят остановить поезд.

  1. При движении группы в походе участникам нужно находиться:

а) впереди всех;        

б) в зоне видимости руководителя группы;

в) между направляющим и замыкающим;

г) в зоне слышимости группы

  1. При движении группы в походе через населённый пункт нужно:

а) познакомиться со всеми жителями, спросив, как у них дела;        

б) громко петь, что все местные жители знали, какая группа дружная;

в) пройти тихо, не привлекая внимания, здороваясь со встречными;

г) остановиться на длительный привал, чтобы хорошо отдохнуть.

  1. При заготовке дров в походе главное нужно:

а) держаться подальше от колющего дрова, от спиливаемого дерева и держать подальше руку от зубьев пилы;        

б) все сухие деревья валить в южном направлении, поскольку там больше сучьев и вероятности, что дерево свалиться туда;

в) разжигать костёр дровами из только лежащих деревьев и валяющихся веток;

г) заготавливать дрова с большим запасом, чтобы, если понравиться место, можно было остаться ещё на одну ночёвку.

  1. При виде какого-то препятствия на маршруте, необходимо:

а) ждать пока его увидит руководитель группы;        

б) передать о наличии данного препятствия по цепочке группы и, если нужно, ждать решения руководителя;

в) не пускать никого, пока заметивший препятствие не попытается устранить его самостоятельно;

г) никому не сообщать об этом препятствии, чтобы не сеять в туристской группе панику.

  1. Если участник детской группы получил повреждение или почувствовал недомогание, он должен:

а) определить способ лечения и оказать себе помощь сам;        

б) попросить аптечку у ответственного за неё и лечиться самостоятельно;

в) позвонить родителям и сообщить, что болит, спросив их совета;

г) обратиться к руководителю, чтобы решение по лечению принимал он.

  1. Если участник похода на маршруте почувствовал, что обувь жмёт или носок одет плохо, нужно…

а) идти и терпеть, поскольку настоящий турист должен уметь превозмогать любую боль.

б) передать по цепочке руководителю просьбу остановиться и поправить носок, иначе проблема участника может стать проблемой группы;

в) никого не отвлекать, остановиться самому и спокойно решить свою проблему самостоятельно;

г) идти в ближайший населённый пункт, самостоятельно снявшись с маршрута, чтобы не натереть ногу ещё больше.

  1. Для страховки в походе используются верёвки

а) плетёные капроновые, диаметром не более 6 мм;        

б) плетёные капроновые, диаметром в 10-11 мм, а если не на переправах и не при вертикальном спуске – от 8 мм;

в) кручёные верёвки повышенной прочности, диаметром 10-12 мм со страховочными петлями для всей группы;

г) толщины и длины по принципу «чем толще и длиннее, тем надёжнее.

  1. О выходе на маршрут и его завершении группа должна сообщить:

а) всем друзьям и знакомых во всех социальных сетях, где пройдена регистрация;        

б) администрации выпускающей организации, в маршрутно-квалификационную комиссию и поисково-спасательную службу;

в) в полицейский участок, управление промышленности и торговли, детскую поликлинику по месту регистрации;

г) в региональный комитет телерадиовещания для более полного и достоверного освещения событий похода.


Туристская викторина         Команда________________

  • При движении туристской группы вдоль дороги группа идёт:

а – по правой стороне;        б – в колонну по 3;        в – по 1-му по обочине навстречу движению

  • Как правильно отклонять ветви деревьев при движении группы по лесу?

а – перпендикулярно тропе           б – вперёд по ходу        в – назад, против движения

  • Когда на маршруте группе оптимально проходить населённые пункты?

а – утром                        б – днём                        в – вечером

  • Выберите основные требования к туристскому снаряжению:

а – непродуваемость        б – надёжность        в – плавучесть                г – компактность        

д – универсальность        е –мягкость         ж – лёгкость                 з – квадратность

  • Какая обувь подходит больше для длительного маршрута?

а – резиновые сапоги                б – ботинки                в – кроссовки

  • Рюкзак укладывается следующим образом:

а – всё тяжёлое кладётся вниз        б – самое тяжёлое кладётся наверх

в – так, чтобы центр тяжести рюкзака был ближе к центру тяжести человека

  • Основной фактор, определяющий выбор места для бивуака - наличие:

а – навеса;        б – близости питьевой воды;         в – топливных ресурсов;  г – населённого пункта

  • Палатку лучше установить:

а – на склоне            б – на вершине холма              в – в лощине на пригорке

  • В лесу костёр рекомендуется разводить в месте, где между:

а – стволами 3 м                 б – корнями 15 м                  в – кронами не менее 5-ти м

  • Какой мусор нельзя оставлять в лесу, так как природа с ним не справится?

а – пластиковую тару                г – целлофановые пакеты        ж – остатки каши

б – стеклянную посуду                 д – влажные салфетки                з – туалетную бумагу

  • Назовите основные отличия топографических карт от спортивных:

а – разный способ обозначения рельефа                б – цвет, масштаб и магнитное склонение

в – наличие, или отсутствие теней хребтов

  • В туризме и ориентировании используются компасы:

а – геологические        б – зеркальные         в – учебные         г - жидкостные

  • Сопоставьте элементы рельефа:
  1. подошва
  2. лощина
  3. горизонталь
  4. хребет
  5. вершина
  6. перевал
  7. промоина

а – верхняя точка холма

б – нижняя часть холма

д – линия водосбора

в – обрыв, врезанный в склон

г – линия на карте, проведённая на одной высоте

е – точка водораздела

ж – линия водораздела

1- __

2- __

3- __

4- __

5- __

6- __

7- __

  • Азимут это:

а – угол между двумя заданными ориентирами  б – заданное направление н северо-восток

в – угол между направлением на север и направлением на заданный объект.

  • Расставьте рекомендуемый объём котлов (в литрах на) на человека в походе – (0,5л; 0,4 л; 0,35 л) для «первого» – _л         для «второго» – _л для напитка – __л
  • Какие продукты вы бы не взяли в длительный пеший поход?

а – масло топлёное                е – мясо сушёное                        л– сухофрукты        

б – молоко сгущёное        ж – греча        м – сухое молоко        

в – орехи в ассортименте        з – молоко в бутылке                н – картофель

г – тушёнка в стекл/банке        и – рыбные консервы                о – колбаса варёная

д – капуста белокочанная        к – сало-шпик                        п – сахарный песок


Краеведческо-географическая викторина

  • Какое из названий высочайшей вершины правильное: Джомолунгма, или Эверест?            Оба – это европейское и азиатское название горы
  • Какой водопад считается самым полноводным в мире  Ниагарский 
  • Какая река считается самой длинной в мире             с притоками – Амазонка
  • Назовите самую глубокую точку мирового океана    Марианская впадина
  • Водоем - наибольший в мире резервуар пресной воды    Озеро Байкал
  • Назовите самый северный город-миллионник            Санкт-Петербург
  • Какое старейший город в России находится на территории Ленинградской области?                                                       Старая Ладога
  • В состав какой республики входили эти земли в XII в.?        Новгородской
  • В каком веке Новгородская республика прекратила существование, подавленная Великим князем Московским?     В XVв
  • Какой страной были захвачены эти земли в смутное время?    Швецией
  • Кто решил перенести в эти места столицу России?                Пётр Великий
  • С каких 3-х островов начинался С-Петербург?           Заячий, Берёзовый, Котлин
  • Как назвали в 1708 году губернию вокруг города?              Ингерманландская
  • Какой город Ленобласти берёт исчисление с 1777 года?                Луга
  • Кому принадлежат строки «Есть в России город Луга Петербургского округа. …»?     А. С. Пушкину
  • Кому  противостояли  первые  рабоче-крестьянские  отряды  в феврале 1918 года, что стало началом Красной Армии?    генералу Юденичу
  • При каком руководителе в 1931 году Ленинград стал городом республиканского значения?                                      при Сергее  Мироновиче Кирове
  • Что в июле 1941 послужило причиной приостановки наступле-ния на Ленинград группы армий «Север»?    Лужский оборонительный рубеж
  • Какая дата считается началом Блокады Ленинграда?  8 сентября 1941
  • В честь какой героини-партизанки, уроженки села Стрешево, погибшей у Мшинской, названа ж/д станция?    разъезд Антонины Петровой
  • Каким орденом награждён город Луга в 1977 году в связи со своим 200-летием?                                             Орденом Отечественной войны» I степени
  • Какой пригород СПб – побратим финского городка Миккели?  Луга
  • В каком виде спорта команда Ленобласти выиграла в этом году Евролигу?                                                     В водном поло женская команда из г. Кириши


Викторина по истории Вооружённых сил России

  1. Сколько лет было Александру Невскому, когда он с русской дружиной одержал победу над рыцарями на Чудском озере?

а) 42 года;                б)  50 лет;                в) 31 год;                г) 20 лет.

  1. Кто из русских полководцев совершил переход с войсками и даже с артиллерией через альпийские горы?

а)        А. В. Суворов;                         в)        А. Г. Орлов;

б)        М. И. Кутузов;                        г)        Пётр Первый.

  1. Кем был создатель первого русского самолёта А. Ф. Можайский?

а)        гусаром-кавалергардом;

б)        военным моряком;

в)        капитаном-бомбардиром от артиллерии;

г)        конструктором космических кораблей.

  1. Какое событие в феврале 1918 года считается началом создания Красной Армии?

а)        появление первого русского танка;

б)        запуск военного дирижабля под Москвой;

в)        отпор войскам Юденича под Петроградом;

г)        победа над Мамаем на Куликовом поле.

  1. Где состоялся прорыв Блокады Ленинграда?

а) на Ораниенбаумском плацдарме;        в) на Невском пятачке;

б) в районе посёлка Марьино;                г) на Ладожском озере.

  1. Кого из советских военачальников по итогам Великой Отечественной войны назвали «Маршалом Победы»?

а) маршала Рокоссовского К. К.;        в) маршала Жукова Г. К.;

б) маршала Тухачевского М. Н.;        г) маршала Конева И. С..


Географическая викторина

  1. Назовите самую северную точку Земли

а) Северный Полюс;        б) Южный Полюс;        в) Северная Земля;         г) г. Мурманск

  1. Какое озеро самое глубокое в мире?

а) Ладожское;        б) Онежское;        в) Чудское;          г) Байкал.

  1. Назовите самую высокую горную вершину Земли

а) Джомолунгма (Эверест);        б) Эльбрус;        в) Анапурна;         г) Арарат.

  1. Какая страна самая большая по площади?

а) Китай;                 б) Канада;                в) Россия;         г) США.

  1. От какой обсерватории начинается отсчёт времени?

а) от Пулковской в Санкт-Петербурге;        

б) Обсерватория «Ай-Петри» в Крыму;         

в) Гринвичская обсерватория в Великобритании.

  1. Извержение какого вулкана изображено в картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи»?

а) Везувий;         б) Фудзияма;                 в) Ключевская сопка;

  1. Какой из четырёх мировых океанов считается самым небольшим?

а) Тихий;         б) Северный ледовитый;         в) Атлантический;        г) Индийский.

  1. Где проложили самый длинный тоннель в мире?

а) Под Финским заливом между Ломоносовым и Кронштадтом;        

б) Под проливом Ла-Манш между Францией и Великобританией;        

в) Под Японским морем между Японией и Сахалином.

  1. Кто совершил первое кругосветное путешествие?

а) Фернан Магелан;        б) Христофор Колумб;        в) Америго Виспуччи;         г) Пржевальский.

  1. Назовите современника, пересёкшего океан на вёсельной лодке?

а) Фёдор Конюхов;        б) Фёдор Емельяненко                в) Джек Воробей


Викторина «Животный и растительный мир Земли»

  1. Назовите самое быстрое животное на Земле

а) гепард;          б) мангуст;        в) кенгуру;         г) жираф.

  1. Назовите самую высокую в мире траву?

а) мурава;        б) Иван-чай;        в) камыш;          г) бамбук.

  1. Назовите самое гигантское млекопитающее

а) кит;        б) слон;        в) медведь;         г) жираф.

  1. Какие меры принимаются против укуса клещей?

а) головной убор, избегание сухого леса и травы, самоосмотр;                 

б) массовое использование духов и одеколонов;

в) раствор йода и зелёнка.        

  1. Какие растения подтверждают чистоту в водоёмах?

а) осока;        б) рогоз;         в) ряска;        г) магнолия;                         д) роза

  1. Где в Ленинградской области находится питомник, в котором содержат зубров и бизонов?

а) в Шапках;         б) в Орехово;         в) Лигово;        г) в Токсово.

  1. Как можно определить возраст растущей сосны?

а) по высоте дерева;                б) по толщине ствола;        

в) по количеству поясов из веток;         г) по цвету хвои.

  1. В искусственных Саблинских пещерах живут летучие мыши.

Зимой они спят, повиснув вниз головой под потолком и сложив крылья. Почему туристов просят не светить на них фонариками?

а) они проснутся и умрут с голоду;         б) чтобы они не ослепли;                 

в) чтобы песок в пещере не высох и не обвалился;

  1. Какое главное отличие лягушки от жабы?

а) лягушка – земноводное, а жаба - членистоногое;        

б) лягушка бывает только зелёной, а жаба только жёлтой;        

в) лягушка может стать царевной, а жаба – нет;

г) лягушка прыгает, а жаба ползает.

  1. Какое растение обладает антибактериальными лечебными свойствами и используется для повязки на ранку?

а) лопух;                б) ревень;                в) папоротник;                  г) подорожник.


Викторина по оказанию первой помощи

 1.  Чем характеризуется венозное кровотечение?

1. Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном.

2. Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей темно-красного цвета.

3. Кровь из раны вытекает пульсирующей струей, имеет ярко-алую окраску.

2.  Какие признаки закрытого перелома конечностей?

1. Синяки, ссадины на коже.

2. Конечность искажена, поврежден кожный покров, видны осколки костей.

3. Сильная боль, припухлость мягких тканей и деформация конечности.

3.  Как оказать помощь пострадавшему при 1 степени обморожения?

1. Дать горячее питье.

2. Растереть место обморожения до красноты.

3. Снять одежду с места обморожения, если она сырая, обложить сухим материалом или ватой, перебинтовать, дать горячий напиток (чай).

4.  Как правильно одеть на пострадавшего рубашку, пиджак при ранении руки?

1. Одежду одевают сначала на больную руку, затем на здоровую.

2. Разницы нет, как одевать пострадавшего.

3. Одежду одевают сначала на здоровую, а затем на больную руку пострадавшего.

5.  Как оказать помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути?

  1. Прополоскать горло слабым раствором марганцовки.

2. Наклонить пострадавшего и резко похлопать ладонью между лопатками.

3. Открыть рот и осторожно удалить инородное тело.

6. Чем характеризуется артериальное кровотечение?

1. Кровь из раны вытекает пульсирующей струей, имеет ярко-алую окраску.

2. Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном.

3. Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей темно-красного цвета.

7.  Как оказать помощь на месте происшествия при простой и неглубокой ране?

1. Наложить жгут выше раны.

2. Промыть водой, наложить стерильную или чистую ткань, прибинтовать.

3. Простая и неглубокая рана не требует оказания помощи.

8.  Как оказать помощь пострадавшему при солнечном и тепловом ударах?

1. Усадить пострадавшего в тень, напоить холодным напитком, наложить холодный компресс на грудь.

2. Уложить пострадавшего на спину в прохладном, проветриваемом месте, расстегнуть одежду, сделать холодные компрессы на голову, шею, дать выпить прохладное питье.

3. Быстро перенести пострадавшего в тень, уложить на спину так, чтобы голова была ниже туловища, сделать растирание в области сердца.

9.  Как оказать помощь пострадавшему в ДТП при сильном ушибе грудной клетки?

1. Обеспечить пострадавшему свободное дыхание, придать полусидячее положение, вызвать скорую помощь, до приезда – контролировать состояние.

2. Уложить на спину, к месту ушиба приложить тепло.

3. Уложить пострадавшего, сделать искусственное дыхание, обеспечить тёплым питьём.

 

10.  Как правильно снять одежду с пострадавшего при повреждении руки или ноги?

1. Сначала снять одежду с поврежденной конечности, затем со здоровой.

2. Снимать с обеих конечностей одновременно для ускорения оказания первой помощи.

3. Сначала снять одежду со здоровой конечности, затем с поврежденной.


Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Учебное пособие.-СПб. "Паритет", 2000 г.
  2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – Санкт-Петербург: Питер, 2002.
  3. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд./под ред. А.М. Прохорова. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 1998.
  4. «Я знаю ответы» Симон Хачатрян Питер 2018г
  5. «Природные ресурсы мира» Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. - М.: Россия, 2009г.
  6. «Первая помощь» - Методическое пособие ГБНОУ ДООТЦ «Балтийский берег» -2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие рассказы о большой Химии. Это программа учения с увлечением для первоклассников

Надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества. Для решения школьных проблем в преподавании химии я предлагаю выход для заинтересованны...

Учение с увлечением

Вся наша образовательная система нацелена на успеваемость. Но как заинтересовать ребенка процессом обучения? Ведь хорошие оценки происходят напрямую от заинтересованности, а не от пустой зубрежки мате...

Учение с увлечением

Классный час: "Учение с увлечением"Цель: Познакомить детей с основами учения с увлечением, подвести к мысли, что недостаточно просто учиться, необходимо учиться с увлечением.Задачи: 1. Помочь детям ос...

Учение с увлечением

Эта книга С.Соловейчика рассказывает просто о сложном - как учиться, как научить ребенка, помочь ему в обучении. Книга будет полезна родителям, стремящимся создать благоприятные условия для развития с...

Методическое пособие по теме "Учение о клетке" для учителей биологии 10-11 классов.

Дидактические материалы включают в себя учебные тексты, тесты, задачи, упражнения, вопросы для самоконтроля, эвристические задания, рефераты, проблематику внеурочной и внеклассной с учащимися в объеме...

Проект. Учение с увлечением. Пособие для начинающих

Выбор темы исследования связан с трудностями, возникшими в процессе изучения предмета «Русский язык», в частности морфологии. Возникла идея абстрактные понятия русского языка облечь в интересные осяза...

Методическое пособие "Приемы повышения мотивации школьников к учению"

Мотивация к обучения естественна для любого человека: овладение новыми знаниями и умениями приводит к всплеску гормонов счастья. Это хорошо видно на совсем маленьких детях, которые искренне радуются л...