Методическая разработка: "Здоровьесберегающие технологии на уроках скрипки"
методическая разработка
Материал описывает технологии, позволяющие сохранить здоровье при обучении игре на скрипке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия «Школа искусств» им. А.А.Цветкова
г. Талдом Московской области
Методическая разработка
«Здоровьесберегающие технологии
на уроках скрипки»
Составитель:
Кузьмичева Наталия Юрьевна
преподаватель по классу скрипки
2016
В современном мире остро стоит проблема сохранения здоровья детей в процессе обучения. Здоровый человек имеет больше шансов добиться успеха в жизни, стать конкурентноспособной личностью. Однако немалое количестводетей уже в детстве имеют различные отклонения в состоянии здоровья: нарушение психики, сколиоз, ослабление зрения, гиперактивность. Эти недуги сказываются на качестве учебы и в целом на качестве жизни. Особенно актуально это по отношению к детям,обучающимся в учреждениях дополнительного образования.У них существенно возрастает учебная и психологическая нагрузки. Ограничение подвижности во время занятий вызывает риск искривления позвоночника. Соответственно, этим детям надо уделить особое внимание
в отношении сохранения и укрепления здоровья.
Музыкальная деятельность обладает ярко выраженным терапевтическим эффектом. Слушание музыки успокаивает нервную систему, дарит яркие эмоции, поднимает настроение, а пение развивает органы дыхания.
Таким образом, музыкальное образование можно считать здоровьесберегающей педагогической системой, которая может оказать благотворное воздействие на физическое и психологическое здоровье детей. Наиболее глубоко здоровьесберегающий потенциал музыкального искусства проявляется в условиях ДМШ и ДШИ, предусматривающих индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Процесс здоровьесбережения наиболее эффективен на начальном этапе обучения,т. к. именно в это время происходит интенсивное формирование и рост тела, развиваются функции всех систем организма и психики, развиваются музыкальные способности. Данный период благоприятен для оказания положительного воздействия на ребенка средствами физической культуры, а соединение художественного и спортивного компонентов воспитания обеспечивает всесторонне гармоничное развитие его личности.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в скрипичное обучение происходит на разных уровнях и затрагивает обустройство кабинета, выполнение гигиенических требований, соблюдение режима занятий, формы и виды деятельности, создание благоприятного климата на уроке. Это отвечает целям, задачами и содержанию медико-гигиенических требований, экологических, физкультурно-оздоровительных, психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий.
Медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии ориентированы на обеспечение надлежащих гигиенических условий с учетом соответствия СанПиНам и охватывает вопросы освещения кабинета, соблюдения режима занятий и двигательной активности, ограничения предельного уровня учебной нагрузки и т.п. Занятия с детьми младшего школьного возраста немыслимы в отрыве от физкультурно-оздоровительных технологий, реализуемых в виде динамических разминок, пальчиковых игр, гимнастики для глаз. Тем самым укрепляется здоровье, повышается умственная и физическая работоспособность, формируется стрессоустойчивость.
Благотворное воздействие физических упражнений увеличивается в результате соединения с художественным словом и музыкой. Все эти компоненты содержит в себе логоритмика- система двигательных упражнений в сочетании с речевым текстом на фоне музыки. Пульсация, с которой связаны движения и звучащая музыка, вызывает согласованную реакцию всего организма. Это способствует развитию речевой функциональной системы и психических процессов, мрторных и сенсорных функций, укрепляет опорно-двигательный аппарат, воспитывает чувство равновесия, формирует красивую осанку. Перед выполнением упражнения учащийся исполняет мелодию на инструменте, затем играет ее и поет, а далее поет и показывает движения.
К экологическим здоровьесберегающим технологиям относится приобщение учащихся к ухаживанию за комнатными растениями, цветами, слушание звуков природы во время релаксации.
Педагог должен обеспечить психологически комфортное состояние ребенка на занятии, разговаривать доброжелательным тоном, располагать к доверительным отношениям, поощрять за достигнутые результаты в исполнительской деятельности. Это создает положительный эмоциональный фон урока, моделирует ситуацию успеха.
Преподаватель должен владеть техникой педагогической психотерапии, оказывая ребенку всестороннюю психолого-педагогическую поддержку, помогая ему сохранить и восстановить психологическое здоровье.
К ожидаемым результатам музыкально-оздоровительной работы на уроках скрипки относятся:
- развитие музыкальных и творческих способностей ребенка
- эмоциональное благополучие личности
- речевое развитие
- снижение процента заболеваемости
- увеличение физической и умственной работоспособности
Подводя итог, следует отметить,что рациональная организация урока скрипки с учетом здоровьесберегающих технологий помогает избежать перенапряжения и переутомления ребенка, сохранить его активность на протяжении всего урока, снимает проблему угасания интереса к игре на инструменте. Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения предъявляет ряд требований к педагогу, который должен владеть не только методиками обучения на инструменте, но и разбираться в физиологических и возрастных особенностях детей, обладать психолого-педагогической компетентностью.
Литература:
- Игнатьева С.Г. Педагогические условия здоровьесбережения учащихся в системе предшкольной подготовки и начальной школы. Чебоксары 2010
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. АРКТИ 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики»
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/10/picture-264824-1370887767.jpg)
Методическая разработка. Здоровьесберегающие технологии, используемые во время урока
Методическая разработка. Здоровьесберегающие технологии, используемые во время урока...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-355273-1542648793.jpg)
Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка"
Данная работа представляет собой разработку материалов для уроков немецкого языка по разным видам деятельности с учётом здоровьесберегающих технологий. Целью данной работы является создание банка мето...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749566-1454587690.jpg)
Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в начальных классах»
Цель методической разработки - показать особенности применения различных видов работы на уроке музыки с позиции здоровьесбережения, их эффективность в сохранении и укреплении здоровья школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/17/picture-1207919-1579256602.jpg)
Методическая разработка здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры
В применение на уроках коллегам....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/29/picture-1232293-1585510690.jpg)
Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала т.о. "Эдельвейс"
Здоровьесбережение на уроках творческого объединения "Эдельвейс"...