МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики»
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Чтобы помочь современному студенту преподаватель  должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал педагог, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья человека.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx54.53 КБ

Предварительный просмотр:

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Уральская государственная академия ветеринарной медицины

Троицкий аграрный техникум

УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по учебной работе

__________Н.А. Коновалова

(подпись)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики»

Автор: Жукова О.Г.

РАССМОТРЕНО

На заседании метод.

комиссии (МОКР)

Протокол №___

от «__»___________

Председатель:_____

(подпись)

На заседании кафедры

Зав.кафедрой________

(ФИО)

Протокол №___

от «__»___________

Председатель:_____

(подпись)

Зав.кабинетом по СПО

__________________

(подпись)

г. Троицк

Цель составления методической разработки: познакомить с одной из форм организации учебной работы со студентами


План

Вступление.        

1.        Основная часть        

1.1 Методы здоровьесбережения        

1.2        Организация рабочего места студента        

1.3        Способы и приемы преподавания на уроках информатики        

1.4        Признаки «компьютерной зависимости»        

2.        Заключение        

3.        Список используемой литературы        

4.        Рецензия        


Вступление.

Здоровье - ценность, а ценности не даются даром

 

  Учеба – тяжелый труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке.

 В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Чтобы помочь современному студенту преподаватель  должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал педагог, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья человека.

   Современные средства информационно-коммуникативных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образования, играют большую роль  в формировании новой системы образования. Они способствуют интенсивности и результативности обучения. Использование студентами в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны их психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры воображения и т. д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие, память.

   Существует несколько причин для использования компьютера на уроках информатики. Во-первых, это необходимость формирования у студентов операционного стиля мышления, который представляет собой совокупность таких навыков и умений, как планирование структуры действий и поиск информации, построение информационных моделей и инструментирование деятельности. Во-вторых, студенты, своевременно приобретая пользовательские навыки, смогут затем применять компьютер как инструмент в своей деятельности, у них не вызовут затруднений предметные уроки с использование ПК. В-третьих, компьютер – увлекает, и, следовательно, курс информатики для студентов легко превращается в интересную игру, он вдохновляет их и радует, при этом легко преодолеваются трудные методические барьеры.

   Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности студента и придает ему более высокий статус. Студенты активно обсуждают новые компьютерные программы и игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи, значительно повышает уровень осознанности действий. Но самое главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка подростка. Среди друзей он с достоинством рассказывает о всех “тонкостях” работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности.

   Влияние компьютера на студента очень благотворно и может помочь в развитии определенных навыков. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности подростков, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

  Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность студентов, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования студентов дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

     В то же время, с применением современных информационно-коммуникативные технологий, усиливается нагрузка на организм студента и порождает остроту проблем здоровьесбережения.


  1. Основная часть

Здоровье – это не всё,

 но всё без здоровья – ничто

Сократ

1.1 Методы здоровьесбережения

   Однако взрослых очень волнует влияние компьютера на здоровье  подростков. Безопасен ли он? Что должен сделать преподаватель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества студента с компьютером?

   Существуют методы здоровьесбережения применяемые на уроках информатики.

   В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.

   Общеизвестно, что высокочастотное излучение компьютера негативно влияет на здоровье людей и особенно на здоровье подростков. Поэтому в целях сбережения здоровья в  учебных заведениях жёстко регламентируется  режим использования компьютеров. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает.

 Существуют Санитарные Правила и Нормы, по которым людям разрешается сидеть за монитором  определенное время.

 Всем студентам должно быть указано на опасности, которые могут возникнуть при неограниченном использовании ПК.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  1. статичность позы в течение длительного времени;
  2. усталость кистей рук при отсутствии специального стула с подлокотниками;
  3. повышенная нагрузка на зрение;
  1. Организация рабочего места студента

Печальная статистика, которая никого не сможет оставить равнодушными. Только 18% процентов школьников можно назвать полностью здоровыми. Наиболее частыми заболеваниями у школьников являются нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения.

К пятому классу число детей, имеющих хроническую патологию, увеличивается в два раза по сравнению с детьми дошкольного возраста, к 15 годам - в 2,7 раза.

 Хронические заболевания, нервно-психические отклонения, болезни дыхательной и пищеварительной систем у студентов встречаются в 3 - 5 раз чаще, чем у тех, кто только переступил школьный порог.

Установлено пятикратное увеличение распространенности нарушений осанки у школь ников от начала к окончанию обучения.

Для профилактики и оздоровления подростков с на рушениями опорно-двигательного аппарата необходима постоянная совместная работа медицинского персонала образователь ного учреждения, педагогов и родителей.

Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

 В первую очередь это условия работы и соблюдение санитарно-гигиенических норм. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.

Требования к оборудованию и содержанию кабинетов информатики

  1. Компьютерные кабинеты необходимо часто проветривать,
  2. Жела тельна установка кондиционеров с увлажнением, аквариума, растений с широкими листьями.
  3. На одно рабочее место с компьюте ром должно приходится не менее 6 м2. площади помещения.
  4. Расстановка рабочих мест студентов в кабинете информатики дол жна обеспечить электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, свободный доступ студентов и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту.
  5. Освещение должно быть яркое, но без бликов.
  6. На занятиях с использованием компьютеров следует использовать специальные рабочие стулья

Таким образом, строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здо ровья детей и подростков.

 Во – вторых, для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую студентам в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.

В – третьих, хочу отметить, что структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным, для меня, остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение студентов с компьютером более безопасным для здоровья

 Очень интересными, на мой взгляд, являются проблемный метод и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Студент, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена  деятельности данных методов не дает подростку утомить свой организм.

 В –четвертых, контроль за позой студентов во время занятий

С первых дней учебы необходимо уделять внимание формированию правильной позы студентов.

В – пятых, проведение физкультминуток на уроках

Одна из проблем, которая остро стоит не только в учебных заведениях, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.

Снижение двигательной активности современного студента является фактором,  способствующим росту заболеваемости. Поэтому важна профилактика  и коррекция болезней. Проведение физкультминуток (ФМ) - это эффективный спо соб поддержания работоспособности студентов, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряже ние из-за длительного сидения за партой. Для того чтобы физ культминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Продолжитель ность ФМ составляет 1,5-2 минуты, проводит их педагог, а мето дическую помощь в составлении комплексов упражнений оказы вает преподаватель физкультуры. Комплексы упражнений, вхо дящие в ФМ должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.

В нашем техникуме кабинеты информатики расположены на четвертом этаже, окнами мой кабинет выходит на юго-запад, оборудован жалюзи. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на подростка. Стены светлых тонов. В кабинете всегда светло и свежо. Студент, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. Моей основной задачей становится развивать этот настрой, не давая ему угаснуть в течение урока. Учитывая требования Здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья студентов и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, после объяснения нового материала.

В – шестых, это регулирование умственной  нагрузки.

Все выше перечисленные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день нам педагогам бесспорна необходимость здоровьесберегающих технологий и методик на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.

  1. Способы и приемы преподавания на уроках информатики

Учитывая, что сейчас большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям на уроках, я структуру урока изменила, используя следующие этапы:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, целей урока.
  3. Актуализация ранее изученного.
  4. Объяснение теоретического материала (знакомство с новыми терминами, правилами)
  5. Физкультминутка.
  6. Работа в тетради (запись алгоритма задания, которое будет выполняться на компьютере, небольшая самостоятельная работа)
  7. Практическая работа (включение компьютера, вход в программу, выполнение задания)
  8. Зарядка для глаз.
  9. Подведение итогов.
  10. Оценивание.
  11. Рефлексия.
  12. Завершение работы на компьютере.

Хочу заметить, что такая структура урока может изменяться в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть меньше. Приоритетным остаётся выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение студентов с компьютером более безопасным.

  1. Признаки «компьютерной зависимости»

Кроме всех вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером в настоящее время появился термин «компьютерная зависимость». Что же это такое?

К первым признакам развития компьютерной зависимости у человека относятся следующие:

  1. ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
  1. прогулял техникум – сидел за компьютером;
  1. приходит домой и сразу садится за компьютер;
  1. забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
  1. пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
  1. конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Большинство людей не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводят за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случаются и нервные заболевания.

 Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму.

   Подросткам, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т.п. Вот какие психологические симптомы характерны для человека, если он относится к группе риска Интернет-зависимых людей:

– увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
–   ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером; 
– ложь членам семьи о своей деятельности, проблемы с учебой; 
–   хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения «общения» с компьютером;

–   нежелание и даже невозможность «оторваться» от него ни на минуту.

    Всем хорошо известно о пагубном воздействии на психику подростков компьютерных игр. Состояние эмоционального напряжения, стресса, в котором пребывает играющий на компьютере, не находит разрядки в физической активности. А это со временем приводит к сосудистым нарушениям, гипертонической болезни. Нарастает и потенциал агрессивности (т.к. к этому располагает тематика игр).

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для подростков компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для студентов допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия.

  1. Заключение

Говоря о сохранности здоровья, ученые делают акцент на создание благоприятного психологического климата.

Я создаю благоприятную психологическую обстановку на уроках информатики при помощи:

Во-первых, использование программы Power Point дает возможность, знания, полученные на других уроках, реализовать, осваивая новый материал по информатике.

Во-вторых, в курсе информатики нет жесткой привязанности к оценки. Если студент не справляется с заданием урока, то оценка не ставится. И у него есть возможность получить высокую оценку на следующем уроке, проанализировав ошибки данного урока самостоятельно или с преподавателем.

Существует мнение, что на уроках информатики оценки ставятся за выполнение задания на компьютере. Это не совсем так. Возможны и такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка (при работе в парах, в группах). Дополнительная оценка ставится за работу у доски, за выполненное творческое задание (составление кроссворда по теме и т.д.)

В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих студентов!


  1. Список используемой литературы

  1. Евстифеева О., Кучменко Н. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. – 2001. - №2. – С.167 – 169.
  2. Заенчик В.М., Сергеева О.В. Эколого – валеологический компонент в образовательной области «Технология» // Школа и производство. – 2001. - №3. – С.10 – 13.
  3. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 160с.
  4. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2000. – 192 с.
  5. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
  6. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 1998. – 221 с.
  7. О новых подходах к вопросам сохранения здоровья учащихся в инновационном образовательном учреждении: Учебно – методическое пособие/ Под ред. В.Ф. Лехтман, к.п.н., заслуженного учителя РФ. – Челябинск: ЧГПУ, 1999. – 91 с.
  8. Павлова М. А., Гришанова О. С., Гусева . Е. В. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении.  
  9. Павлова М. А., Лысогорская М. В.  Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. М:Учитель, 2009
  10. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1997. – 256 с.
  11. Психофизиологические основы здоровья: Практикум / Сост. И.С. Соломко, О.А. Буланович, С.В. Яремчук. – Комсомольск – на – Амуре: КГПУ, 1999. – 108 с.
  12. Разработка и моделирование единого здоровьесохранного образовательного пространства в образовательном учреждении // Управление школой. – 2002. - №10. – Вкладыш.
  13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПКиПРО, 2002. – 121с.
  14. Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии // Завуч. – 2002. - №2. – С.120 – 128.
  15. Цаллагова З. Этнопедагогические предписания здорового образа жизни // Народное образование. – 2001. - №4. – С.206-212.
  16. Чумаков Б.Н. Валеология. – М.: Российская педагогическое агенство, 1997. – 245с.



  1. Рецензия


Приложение 1

Санитарно-гигиенические требования при работе с ПЭВМ

В соответствии с СанПиН: 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к ВДТ и ПЭВМ. Организация работы"

Все вредности возникающие при работе ВДТ и ПЭВМ можно разделить на три группы:

  1. Параметры рабочего места и рабочей зоны.
  2. Визуальные факторы (яркость, контрастность, мерцание изображения, блики).
  3. Излучения (рентгеновское, электромагнитное излучение ВЧ и СВЧ диапазона, гамма-излучение, электростатические поля).

Внедрение ЭВМ имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, это обеспечение более высокой эффективности производства за счет совершенствования технологического процесса и повышение производительности труда, а с другой - увеличение нагрузки на работающих в связи с интенсификацией производственной деятельности и специфическими условиями труда.

Условия труда работающих с ЭВМ характеризуются возможностью воздействия на них следующих производственных факторов: шума, тепловыделений, вредных веществ, статического электричества, ионизирующих и неионизирующих излучений, недостаточной освещенности, параметров технологического оборудования и рабочего места.

Основными источниками шума в помещениях, оборудованных вычислительной техникой, являются принтеры, плоттеры, множительная техника и оборудование для кондиционирования воздуха, вентиляторы систем охлаждения, трансформаторы.

Для снижения шума и вибрации в помещениях вычислительных центров оборудование, аппараты необходимо устанавливать на специальные фундаменты и амортизирующие прокладки, предусмотренные нормативными документами.

Уровень шума на рабочих местах не должен превышать 50 дБА. Нормируемые уровни шума обеспечиваются путем использования малошумного оборудования, применением звукопоглощающих материалов (специальные перфорированные плиты, панели, минераловатные плиты). Кроме того, необходимо использовать подвесные акустические потолки.

В помещениях с избытком тепла необходимо предусматривать регулирование подачи теплоносителя для соблюдения нормативных параметров микроклимата. Микроклиматические условия на рабочих местах в помещениях с вычислительной техникой должны соответствовать требованиям, указанным в табл 1

Таблица 1        -        Микроклимт производственных помещений

Период года

Температура воздуха, oС

Скорость движения воздуха, м/с

Относительная влажность воздуха, %

Холодный

22-24

до 0,1

40-60

Теплый

23-25

0,1-0,2

40-60

Воздух, поступающий в рабочие помещения операторов ЭВМ, должен быть очищен от загрязнений, в том числе от пыли и микроорганизмов. Патогенной микрофлоры быть не должно.

Кондиционирование воздуха должно обеспечивать поддержание параметров микроклимата в необходимых пределах в течение всех сезонов года, очистку воздуха от пыли и вредных веществ, создание необходимого избыточного давления в чистых помещениях для исключения поступления неочищенного воздуха. Температура подаваемого воздуха должна быть не ниже 19oС.

Температуру в помещении следует регулировать с учетом тепловых потоков от оборудования. Предпочтение должно отдаваться оборудованию с малой электрической мощностью. Оборудование надо устанавливать так, чтобы тепловые потоки от него не были направлены на операторов. Следует также ограничивать количество вычислительной техники в помещении и избегать напольных отопительных систем.

Для предотвращения образования и защиты от статического электричества необходимо использовать нейтрализаторы и увлажнители, а полы должны иметь антистатическое покрытие. Допустимые уровни напряженности электростатических полей не должны превышать 20 кВ в течение 1 часа.

ПЭВМ являются источниками широкополостных электромагнитных излучений:

мягкого рентгеновского;

ультрафиолетового 200-400 нм;

видимого 400-750 нм;

ближнего ИК 750-2000 нм;

радиочастотного диапазона 3кГц;

электростатических полей.

Экспозиционная мощность дозы рентгеновского излучения в любой точке пространства на расстоянии 5 см от поверхности ПЭВМ не должна превышать 7,74·10-12 А/КГ, что соответствует эквивалентной дозе 0,1 мБэр/ч или 100 мкр/ч, согласно санитарным нормам и правилам работы с источниками рентгеновского излучения. Ультрафиолетовое излучение в диапазоне 200-315 нм не должно превышать 10 мкВт/м2, излучение в диапазоне 315-400 нм и видимом диапазоне 400-750 нм -0,1 Вт/м2, в ближнем ИК-диапазоне - 2000нм - 1мм-4 Вт/м2. Уровни напряженности электростатического поля не должны превышать 15 кВ/м.

В целях предосторожности следует обязательно использовать защитные экраны, а также рекомендуется ограничивать продолжительность работы с экраном ВДТ, не размещать их концентрированно в рабочей зоне и выключать их, если на них не работают.

Наряду с этим нужно устанавливать в помещении с ВДТ ионизаторы воздуха, чаще проветривать помещение и хотя бы один раз в течение рабочей смены очищать экран от пыли.

Важное место в комплексе мероприятий по созданию условий труда, работающих с ПЭВМ , занимает создание оптимальной световой среды, т.е. рациональная организация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест.

Предусматриваются меры ограничения слепящего воздействия светопроемов, имеющих высокую яркость (8000 кд/м2 и более), и прямых солнечных лучей для обеспечения благоприятного распределения светового потока в помещении и исключения на рабочих поверхностях ярких и темных пятен, засветки экранов посторонним светом, а также для снижения теплового эффекта от инсоляции.

Для работы на ЭВМ с ВДТ рекомендуются помещения с односторонним боковым естественным освещением с северной, северо-восточной или северо-западной ориентацией светпроемов. Площадь световых проемов должна составлять 25% площади пола. Удовлетворительное естественное освещение проще создать в небольших помещениях на 5-6 рабочих мест, а больших помещений с числом работающих более 20, лучше избегать. В случае, если экран ПЭВМ обращен к окну, должны быть предусмотрены специальные экранизирующие устройства.

Искусственное освещение в помещениях и на рабочих местах должны создавать хорошую видимость информации на экране ЭВМ. При этом в поле зрения работающих должны быть обеспечены оптимальные соотношения яркости рабочих и окружающих поверхностей. Наиболее оптимальной для работы с экраном является освещенность 200 лк, при работе с экраном в сочетании с работой над документами - 400 лк.

На рабочем месте необходимо обеспечивать возможно большую равномерность яркости, исключая наличие ярких и блестящих предметов, для снижения монотонности в поле зрения рекомендуется отдельные пестрые поверхности.

Для освещения рабочих мест применяется комбинированное освещение (общее плюс местное), хотя более предпочтительно общее освещение из-за большего перепада яркостей на рабочем месте при использовании светильников местного освещения.

Для общего освещения используются в основном потолочные или встроенные светильники с люминесцентными лампами. Яркость должна быть не более 200 кд/м2. Источники света лучше использовать нейтрально-белого или "теплого" белого цвета с индексом цветопередачи не менее 70. Для исключения засветки экранов прямыми световыми потоками светильники общего освещения располагают сбоку от рабочего места, параллельно линии зрения оператора.

Наиболее подходящими светильниками являются светильники типа ЛПО 36, ЛБ, ЛПО 36 с ВУПРА и другие аналогичные. При использовании светильников с люминесцентными лампами необходимо принимать меры по ограничению пульсации освещенности в пределах до 5 %.

Местное освещение на рабочих местах обеспечивается светильниками, устанавливаемыми непосредственно на рабочем столе или на вертикальных панелях специального оборудования. Они должны иметь непросвечивающий отражатель и располагаться ниже или на уровне линии зрения операторов, чтобы не вызывать ослепления.

Так как при работе на компьютере основная нагрузка ложится на глаза, поэтому большие требования предъявляются к видеотерминальным устройствам (экранам). Предпочтительным является плоский экран, позволяющий избежать наличие на нем ярких пятен за счет отражения световых потоков. Особенно важен цвет экрана. Он должен быть нейтральным. Допустимы ненасыщенные светло-зеленые, желто-зеленые, желто-оранжевые, желто-коричневые тона.

О качестве экранов судят по отсутствию мерцания и постоянству яркости. При прямом контрасте (темные символы на светлом фоне) частота мельканий должна быть не менее 80Гц. Оптимальная высота расположения экрана должна соответствовать направлению взгляда оператора в секторе 5-35o по отношению к горизонтали. Большой наклон экрана может привести к появлению бликов от светильников. При работе с ЭВМ взгляд должен падать на экран под прямым углом и отклоняться от горизонтали на 20o.

Условия зрительного восприятия информации на экране зависят от параметров экрана, плотности их размещения, контраста и соотношения яркостей символов и фона экрана.

Видеотерминальное устройство должно отвечать следующим техническим требованиям:

яркость свечения экрана - не менее 100 кд/м2;

минимальный размер светящейся точки - не более 0,4 мм для монохромного дисплея и не более 0,6 мм - для цветного;

контрастность изображения знака - не менее 0,8;

частота регистрации изображения при работе с позитивным контрастом в режиме обработки текста - не менее 72 Гц;

количество точек на строке - не менее 640;

низкочастотное дрожание изображения в диапазоне 0,05-1,0 Гц должно находиться в пределах 0,1 мм;

экран должен иметь антибликовое покрытие;

размер экрана должен быть не менее 31 см по диагонали, а высота символов на экране не менее 3,8 мм, при этом расстояние от газ оператора до экрана должно быть в пределах 40-80 см.

Клавиатура дисплея не должна быть жестко связана с монитором. Она должна располагаться на расстоянии 600-700 мм. В клавиатуре необходимо предусмотреть возможность звуковой обратной связи от включения клавиш с возможностью регулировки. Размер клавиш - в пределах 13-15 мм, сопротивление - 0,25-1,5 Н. Поверхность клавиш должна быть вогнутой, расстояние между ними - не менее 3мм. Наклон клавиатуры должен находиться в пределах 10-15o. Клавиатура располагается на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края.

Видеомонитор должен быть оборудован поворотной площадкой, позволяющей перемещать ВДТ в горизонтальной и вертикальной плоскостях в пределах 130-220 мм и изменять угол наклона экрана на 30o во фронтальной плоскости.

При работе с текстовой информацией (в режиме ввода данных, редактирования текста и чтения с экрана ВДТ) наиболее физиологичным является предъявление черных знаков на светлом фоне.

При расстоянии от глаз до экрана - 600-700 мм, высота знака должна быть не менее 3-4 мм, расстояние между знаками - 15-20; от его высоты. Количество точек на строке - не менее 640.

Яркость символов на экране должна согласовываться с яркостью фона экрана и окружающим освещением. Нижней границей уровня яркости светящихся символов считается 30 кд/м2, верхняя определяется значением слепящей яркости. При прямом контрасте яркостный контраст должен составлять 75-80% с возможностью регулировки яркости фона экрана, а при обратном контрасте (светлые символы на темном фоне) - 85-90% с возможностью регулировки яркости фона экрана. Коэффициент контрастности символов на экране при их оптимальных размерах считается благоприятным в пределах 5-10 для обратного контраста и в пределах 8-12 - для прямого.

Для устранения бликов и снижения влияния электромагнитного излучения экраны ВДТ должны быть снабжены защитными фильтрами.

Требования к оборудованию рабочих мест

Рабочий стол должен регулироваться по высоте в пределах 680-800 мм; при отсутствии такой возможности его высота должна составлять 725 мм. Оптимальные размеры рабочей поверхности столешницы - 1400х1000 мм. Под столешницей рабочего стола должно быть свободное пространство для ног с размером по высоте не менее 600 мм, по ширине - 500 мм, по глубине - 650 мм. На поверхности рабочего стола для документов необходимо предусматривать размещение специальной подставки, расстояние которой от глаз должно быть аналогично расстоянию от глаз до клавиатуры, что позволяет снизить зрительное утомление.

Рабочий стул (кресло) должен быть снабжен подъемно-поворотным устройством, обеспечивающим регуляцию высоты сидений и спинки; его конструкция должна предусматривать также изменение угла наклона спинки. Рабочее кресло должно иметь подлокотники.

Регулировка каждого параметра должна легко осуществляться, быть независимой и иметь надежную фиксацию. Высота поверхности сидения должна регулироваться в пределах 400-500 мм. Ширина и глубина сиденья должна составлять не менее 400 мм.

Высота опорной поверхности спинки должна быть не менее 300 мм, ширина - не менее 380мм. Радиус ее кривизны в горизонтальной плоскости - 400 мм. Угол наклона спинки должен изменяться в пределах 90-110o к плоскости сиденья. Материал покрытия рабочего стула должен обеспечивать возможность легкой очистки от загрязнения. Поверхность сиденья и спинки должна быть полумягкой, с нескользящим, не электризующим и воздухопроницаемым покрытием.

На рабочем месте необходимо предусматривать подставку для ног. Ее длина должна составлять 400 мм ширина - 300 мм. Необходимо предусматривать регулировку высоты в пределах от 0 - 150 мм и угла её наклона в пределах 0 - 200. Она должна иметь рифленое покрытие и бортик высотой 10 мм по нижнему краю.

Режим труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ должен организовываться в зависимости от вида и категории деятельности.

Виды деятельности подразделяются на следующие группы:

группа А - работа по считыванию информации с ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом;

группа Б - работа по вводу информации;

группа В - творческая работа в режиме диалога.

Для видов деятельности устанавливаются три категории (I, II, III) тяжести и напряженности работы с ПЭВМ и ВДТ

Время непрерывной работы для I кат. - 2 часа; для II и III категории 1,5-2 часа. Сумма времени регламентированных перерывов при 8 - часовом рабочем дне составляет для I кат. - 30 мин.; для II кат. - 50 мин.; для III кат. - 70 мин.

Режим труда и отдыха операторов, работающих с ЭВМ, должен быть следующим: через каждый час интенсивной работы необходимо устраивать 15 - минутный перерыв, при менее интенсивной через каждые 2 - часа. Эффективность регламентируемых перерывов повышается при их сочетании с производственной гимнастикой. Производственная гимнастика должна включать комплекс упражнений, направленных на восполнение дефицита двигательной активности, снятие напряжения мышц шеи, спины, снижение утомления зрения. Она проводится в течение 5 - 7 мин. 1 - 2 раза в смену.

При профессиональном отборе работников ЭВМ основное внимание обращается на состояние органов зрения: состояния мышечного равновесия глаз, положительный запас аккомодации, цветовую чувствительность, остроту зрения, рефракционную способность глаз, контрастную чувствительность и поле зрения.


Приложение 2

Гимнастика для глаз при работе с компьютером

Я привожу упражнения, которые способствуют профилактике возникновения близорукости и дальнозоркости и их прогрессирования.

На собственном опыте знаю, что ежедневное выполнение простых упражнений может быть намного эффективнее различных дорогостоящих процедур. Главное, чтобы эта гимнастика Вам нравилась и вошла у Вас в привычку.

После выполнения каждого упражнения желательно закрыть и расслабить глаза (в течение одной минуты).

1) Частое моргание глазами. Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

2) Крепко зажмурьте на 3-5 секунд глаза, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

3)  Упражнение «велотренажер для глаз»: перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу – по часовой стрелке и против, вправо – влево, вверх – вниз, восьмеркой). Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, по желанию. Если глаза открыты, то при движении взгляда обращайте внимание на окружающие предметы. Укрепляет мышцы глаз.

4) Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

5) Упражнение «близко - далеко»: прикрепить небольшую картинку или монетку на окне (либо найти любую точку на окне), смотреть 4-5секунд на картинку, затем столько же на удаленный предмет за окном. Повторите 10 раз. Снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Не секрет, что наш мозг получает основную часть информации из окружающего мира с помощью глаз. За последние 50 лет нагрузка на зрение возросла многократно благодаря повсеместному распространению компьютеров, резкому увеличению количества телевизионных каналов, появлению киноформата 3D и т.п.

Поэтому, кроме выполнения гимнастики для глаз, необходимо также соблюдать режим труда и отдыха, отказаться от курения и помнить о полноценном питании, возможно, включающем витамины для глаз с черникой и лютеином.


Приложение 3

Физкультминутки на уроках. Комплексы упражнений

Упражнения выполняются сидя и стоя.

Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняющий их, не мешал своим товарищам слева и справа. По команде педагога дежурный по классу открывает форточку или окно, учащиеся прекращают занятия и начинают выполнять упражнения. Комплекс физкультминуток рекомендуется подбирать в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.

Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. В него включаются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц - в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока. В комплексах физкультминуток желательно использовать упражнения - потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями рук.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Физкультминутка общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка"

Данная работа представляет собой разработку материалов для уроков немецкого языка по разным видам деятельности с учётом здоровьесберегающих технологий. Целью данной работы является создание банка мето...

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в начальных классах»

Цель методической разработки - показать особенности применения различных видов работы на уроке музыки с позиции здоровьесбережения, их эффективность в сохранении и укреплении здоровья школьника....

Методическая разработка: "Здоровьесберегающие технологии на уроках скрипки"

Материал описывает технологии, позволяющие сохранить здоровье при обучении игре на скрипке...

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала т.о. "Эдельвейс"

Здоровьесбережение на уроках творческого объединения "Эдельвейс"...

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на уроках специальности по классу баян»

Методическая разработка«Здоровьесберегающие технологии на уроках специальности по классу баян»...

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на уроках фольклорного ансамбля»

Методическая разработка«Здоровьесберегающие технологии на уроках фольклорного ансамбля»...